Что называется шкалой в социологических исследованиях

Понятие шкалы измерения, виды шкал в социологическом исследовании

Вы будете перенаправлены на Автор24

Шкала измерения

Измерение в социологии понимается в двух аспектах:

При изучении социальной реальности социолога, как правило, интересуют отношения, в которые входит объект исследования (например, как мы относимся к нашей профессии, к нашему учебному заведению, к тому или иному виду деятельности). Чтобы как-то исправить, «поймать» эти отношения, социолог соотносит их с любой числовой системой. Числовая система представляет собой шкалу

Виды шкал в социологическом исследовании

Вы можете классифицировать шкалы по объекту измерения. Это либо оценка внешних объектов, либо характеристики внутренних состояний предметных мотивов, установок, знаний, навыков и т. Д. Поэтому шкалы делятся на шкалы оценок и шкалы установок.

Шкалы оценки были первыми, которые были применены в социологической практике. Самым простым типом оценочной шкалы является школьная система баллов. В начале XX века известный статистик К. Пирсон использовал эту шкалу для изучения способностей, после чего шкалы оценки стали широко распространенными. Шкала оценки включает три компонента:

Оценочные шкалы представлены в двух вариантах: графическая (графическая) и описательная (словесная характеристика) шкалы. Впервые шкала оценки использовалась Богардусом для социологических исследований в 1925 году. Затем были разработаны методы построения шкал установок. Этому способствовали Турстон, Ликерт, Гутман.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще одним критерием классификации шкал является уровень измерения. Основой этого типа измерений является использование все более разнообразного и сложного математического аппарата в статистическом анализе полученных данных. Поэтому в противном случае этот критерий классификации можно определить как «характер использования математического аппарата». Результатом сложности анализа данных является получение данных с более высокой степенью точности, достоверности, возможность фиксации более «тонкой» информации, соответствующей целям исследования.

Номинальные шкалы, в свою очередь, делятся на номинальные неупорядоченные, номинальные, частично упорядоченные и порядковые (одной из разновидностей которых является шкала рангов).

Метрические шкалы включают интервальные и абсолютные шкалы.

Видом шкал этого типа являются раногвые шкалы. Ранги могут быть установлены самим объектом. По просьбе исследователя он организует суждения, предложенные ему, в порядке от наиболее важных для него до наименее важных. Таким образом, согласно типу шкалы рангов, можно построить процедуру измерения потребности в образовании, знаниях определенного типа. Например, «какие знания важнее всего для вас?» (Расставьте ответы в порядке убывания важности). Сложность этой процедуры заключается в том, что зачастую необходимо выяснить отношение ответчика к большому количеству должностей, например, существует более пятнадцати. Это снижает возможности (стабильность, надежность) весов и частоту их использования.

В некоторых случаях это связано с тем, что признаки классифицируются более чем по одному критерию. И чаще всего неупорядоченные фрагменты шкал возникают, когда для повышения надежности шкал используются пункты «Мне трудно ответить», «Я не знаю», «Трудно сказать», которые «выпадают» из общего порядка. Важность этих моментов трудно переоценить, они позволяют респондентам, «оставляя» в этом вопросе, не фальсифицировать свои собственные неотраженные мнения, суждения, оценки по тем вопросам, в которых у них недостаточно знаний или нет четкой стабильной позиции.

Таким образом, измерение в номинальной неупорядоченной шкале представляется в виде классификации объектов в упорядоченном порядке с фиксированными метрическими интервалами (либо со свободной, либо экспериментально установленной контрольной точкой). Измерение в социологии является одной из важных проблем, от которой и зависит результат социологического исследования. А его практическое значение заключается в способности использования математических методов для измерения каких-то определенных социальных характеристик. Начальные сведения в социологии, полученные в процессе сбора эмпирической информации, как правило, являются качественными. А это, в свою очередь, сильно ограничивает возможности использования математических методов

При определении типа шкалы, необходимо измерить ее с учетом характера объекта, цели исследования и возможностей количественного анализа. Абсолютно любой статистический анализ всегда должен основываться на надежном стандарте измерения: теоретически обоснованном и эмпирически доказанном. Эффективное измерение требует баланса между качественным и количественным видом анализа.

Источник

Основные типы шкал, применяемых в социологических исследованиях.

Измерительная шкала – используемый в социальном измерении инструмент фиксации той или иной совокупности значений, интересующих исследователя объектов, представляющий собой конструкт индикаторов конкретно – эмпирического проявления изучаемых признаков и количественных индексов, с помощью которых достигается преобразование системы этих признаков с отношениями в соответствующую числовую систему.

Любое эмпирическое научное исследование начинается с того, что исследователь фиксирует выраженность интересующего его свойства (или свойств) у объекта или объектов исследования, как правило, при помощи чисел. Таки образом, следует различать объекты исследования (в социальных науках это чаще всего люди, испытуемые), их свойства (то, что интересует исследователя, составляет предмет изучения) и признаки, отражающие в числовой шкале выраженность свойств.

Шкалы разделяют на метрические (если есть или может быть установлена единица измерения) и неметрические (если единицы измерения не могут быть установлены).

С.Стивенсом предложена классификация из 4 типов шкал измерения:

1. номинативная, или номинальная, или шкала наименований;

2. порядковая, или ранговая шкала;

3. интервальная, или шкала равных интервалов;

4. шкала равных отношений.

Признак, который измеряется по дихотомической шкале наименований, называется альтернативным. Он может принимать всего два значения.

В порядковой шкале мы не знаем истинного расстояния между классами а знаем лишь, что они образуют последовательность.

Наиболее распространенный пример использования интервальной шкалы — психологические тесты личности, установок и способностей. Например, результаты теста интеллекта обычно представляются подобным образом. Некто, имеющий IQ 120, предполагается более умным (предположим, что IQ определяет умственные способности), чем тот, чей IQ равен ПО. Более того — и в этом заключается отличительная

Шкала равных отношений (метрическая), или абсолютная шакла – это шкала,

это интервальная шкала, в которой присутствует дополнительное свойство — естественное и однозначное присутствие нулевой точки. Пример: число людей в аудитории. В шкале отношений действует отношение «во столько-то раз больше». Это единственная из четырёх шкал имеющая абсолютный ноль. Нулевая точка характеризует отсутствие измеряемого качества. Данная шкала допускает преобразование подобия (умножение на константу). Определение нулевой точки — сложная задача для психологических исследований, накладывающая ограничение на использование данной шкалы. С помощью таких шкал могут быть измерены масса, длина, сила, стоимость (цена).

Существует еще несколько требований к социальной шкале, которые соблюдают при ее конструировании: валидность, полноту и чувствительность.

Валидность шкал измерения зависит правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления, которое исс-тель намерен измерить.

Полнота шкалы измерения – это ее способность выявить отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифф-ции.

Позиции ранговых шкал, используемых для оценок, располагаются симметрично. Это означает, что позиций число с положительным значением равно числу позиций с отрицательным значением, а между ними располагается позиция с нейтральным (нулевым) значение.

При конструировании шкал в прикладной социологии соблюдаются еще такие требования, как точность и надежность.

Точность шкалы – эта характеристика измерения, которая зависит от степени совпадения полученных в ходе социологического исследования число о данных свойствах, сторонах изучаемого явления (процесса) с их истинной величиной.

Надежность шкалы – ее устойчивость по отношению к измерению характеристик объекта исследования во времени. Она предполагает получение достаточно точных сравнимых числовых данных об изучаемом явлении (процессе) при многократном (повторном) измерении.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 4827 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Тема 2. ИЗМЕРЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ: ШКАЛЫ

Рахманова Ю.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ « СОЦИОЛОГИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

2015

Источник:Рахманова Ю.В. Социологическое исследование: методология, методика, техника: Учебное пособие. – СПб. 2005. – 125 с.

Тема 1. Правила публикации результатов социологических исследований в СМИ:

1) указать авторство исследования (т.е. название организации, проводившей исследование);

2) указать размер и характер выборки (например, было «опрошено 1000 человек, выборка репрезентативна взрослому населению Санкт-Петербурга по полу и возрасту»);

3) указать сроки проведения опроса или другого метода сбора информации;

4) точно охарактеризовать метод получения информации (например, личное интервью, проведенное по месту жительства респондентов);

5) если приводятся результаты ответов на какой-либо вопрос, то формулировка вопроса должна быть дана так же, как она давалась респонденту.

Если при публикации результатов исследования эти правила не соблюдены, то можно поставить под сомнение достоверность результатов, профессионализм исполнителей исследования, а саму публикацию рассматривать как инструмент манипуляции общественным сознанием.

Тема 2. ИЗМЕРЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ: ШКАЛЫ

Основные понятия: измерение; шкалы: номинальная, порядковая, интервальная, пропорциональная; семантический дифференциал; валидность шкалы; полнота шкалы; чувствительность шкалы; систематическая и случайная ошибки измерения; основные источники ошибок измерения.

В социологических исследованиях используются 4 типа шкал: номинальное измерение (номинальная шкала); порядковое измерение (порядковая, ранговая шкала); интервальное измерение (интервальная шкала) и пропорциональное измерение (пропорциональная шкала). Каждый последующий тип шкалы обладает всеми свойствами предыдущей, плюс свое свойство.

Примером данного типа шкалы можно считать шкалу профессий: в опросном листе перечисляются основные профессии, респондент выбирает ту позицию шкалы (т.е. устанавливает отношения тождества), которая соответствуют его профессиональной сфере.

Пример шкалы профессиональной занятости респондента:

Род занятий:

— Владелец / Совладелец собственной фирмы

— Руководитель высшего / среднего звена

— Работник сферы услуг

2. Шкала порядка (ранговая шкала). Данное измерение помимо установления отношений тождества обладает и отношением порядка, т.е. каждая позиция шкалы упорядочена относительно других; в отличие от номинальной шкалы, позиции порядковой шкалы нельзя менять местами.

В качестве примера данной шкалы можно рассмотреть шкалу образования:

Если респондент выбирает позицию «незаконченное высшее», можно с уверенностью утверждать, что у него есть законченное среднее образование.

Например, шкалы от 0 до 100 можно преобразовать (: 100) в шкалу от 0 до 1, шкалу от –50 до 50 можно сдвинуть и она примет вид шкалы от 0 до 100.

С некоторыми оговорками в качестве интервальной шкалы можно рассмотреть семантический дифференциал. Данный тип измерения активно используется и в социологии, и в психологии.

Пример:

Люди по-разному оценивают свои возможности повлиять на изменение собственной жизни. Используя шкалу от 1 до 10, оцените, пожалуйста, насколько, по Вашему мнению, Вы имеете возможность повлиять на Вашу дальнейшую жизнь?

Низкая возможность влиянияВысокая возможность влияния

Темы 3-4. ОПРОС

Опрос, как метод получения информации, применяется не только в социологии, но и во многих других сферах деятельности, таких как журналистика, маркетинг, психология, политология, PR-деятельность.

За информацией социологи обращаются к следующим типам респондентов:

Телефонный опрос — наиболее быстрый и наименее трудоемкий из всех видов интервью и в какой-то степени приближен к анкетному опросу.

Этот тип опроса проходит в стандартизированной форме, т.е. интервьюер зачитывает вопросы заранее разработанного опросного листа и фиксирует ответы (о методике составления опросного листа будет сказано ниже). Преимущество перед анкетированием здесь в том, что в случае возникновения затруднений с пониманием формулировки вопроса, припоминанием события интервьюер вежливо и тактично помогает респонденту.

Телефонное интервью должно быть недолгим, однако не надо экономить время на первых словах, вежливо представляя себя, объясняя цели и задачи проводимого исследования и подчеркивая важность участия в нем.

В ходе телефонного опроса интервьюер должен точно придерживаться формулировки и последовательности составленных вопросов, не прибегая к своим комментариям, терпеливо записывая ответы респондента.

Методическим ограничением применения метода телефонного опроса является уровень телефонизации региона: этот уровень должен быть не ниже 75 %. В С.-Петербурге уровень телефонизации составляет более 85 %, что позволяет использовать этот метод, но для проведения общенациональных опросов приходится использовать другие методы.

Структура опросного листа

Есть целый ряд устоявшихся требований к составлению опросного листа. Эти требования особенно актуальны для формализованных видов опроса, к которым относятся:

n стандартизированное интервью (включая телефонный опрос).

Итак, опросный лист начинается с ВВЕДЕНИЯ, в котором должны присутствовать следующие элементы:

1. Обращение к респонденту.

2. Информация об организации, проводящей исследование (название, контактный телефон).

3. Цели исследования (как будут использоваться результаты).

4. Инструкция по заполнению опросного листа.

Второй обязательной составляющей ВВЕДЕНИЯ должно стать указание организации, проводящей и/или заказавшей исследования. В зарубежной (в частности, американской) практике обязательным является упоминание и заказчика исследования, и его исполнителя. В российской традиции необходимо упоминать лишь исполнителя исследования. Рекомендуется указывать не только название организации, проводящей опрос, но и контактный телефон, по которому респондент может узнать подробнее все, что касается исследования и использования его результатов. Ряд исследовательских центров практикует личное обращение своего руководителя к респонденту.

И, наконец, респонденту нужно дать простейшие указания по заполнению анкеты или советы, как отвечать на вопросы в ситуации интервью. Обычно, эта часть ВВЕДЕНИЯ начинается с объяснения принципа конфиденциальности полученной от респондента информации.

Пример:

Просим Вас ответить на все вопросы анкеты. Анонимность гарантируется. После компьютерной обработки все анкеты будут уничтожены. Обобщенные материалы исследования будут использованы для (указываются предполагаемые направления использования).

При заполнении анкеты (если в вопросе не указаны другие правила) обведите номер (код) устраивающего Вас варианта ответа либо, если такой вариант отсутствует, впишите его на свободных строчках.

В основной части вопросы располагаются в следующем порядке:

n от начала до середины опросного листа: от простых вопросов к сложным;

n от середины к концу опросного листа: от сложных к простым.

То есть самые сложные вопросы следует располагать в середине опросного листа.

n открытый вопрос, требующий раздумий респондента;

n вопрос в форме таблицы;

n вопрос, имеющий много (от 10) вариантов ответа;

n вопрос, предполагающий ранжирование позиций;

n вопрос, содержащий шкалу оценки по каждому варианту ответа;

n комбинации приведенных выше форм вопроса.

Демографическую часть, содержащую сведения о человеке, заполнившем опросный лист, рекомендуется размещать в конце опросного листа. Информация о респонденте наиболее важна, так как позволяет приписать мнения и оценки конкретного человека к мнениям и оценкам определенной группы (возрастной, профессиональной, этнической и т.д.). Хотя социологу необходимо получить максимально подробную информацию о респонденте, слишком большая демографическая часть может насторожить отвечающего. Наименее охотно респонденты отвечают на вопросы о своих доходах и сфере деятельности. Приведем типичные примеры оформления демографической части.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОРОТКО РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О СЕБЕ

12. Ваш пол?______________

13. Ваш возраст?___________

14. Какое у Вас образование?

14.2. среднее специальное

14.4. неполное среднее.

В какой сфере Вы работаете?

16.3. транспорт, связь

16.4. торговля, бытовое обслуживание

16.5. образование, здравоохранение, наука, культура

16.7. средства массовой информации

16.8. армия, правоохранительные органы

16.9. другое (что именно?)________________________________________

Пример.

Прежде всего, интервьюер выясняет, ниже или выше 2500 рублей доход на 1 члена семьи, затем, в зависимости от выбора респондента, зачитывает либо левый («до 2500»), либо правый («от 2500») столбцы.

19. Средний доход на одного члена семьи в прошлом месяце:

19.1. до 2500 руб.: 1) менее 1000 руб. 2) 1001-1500 руб. 3) 1501-2000 руб. 4) 2001-2500 руб.19.2. от 2500 руб.: 1) 2501-3500 руб. 2) 3501-4500 руб. 3) 4501-5500 руб. 4) 5501-7500 руб. 5) 7501-10000 руб. 6) свыше 10000 руб.

Заканчивается текст опросного листа ВЫРАЖЕНИЕМ БЛАГОДАРНОСТИ респонденту за сотрудничество.

Тема 5. ВЫБОРКА

Проблема выборки, пожалуй, одна из самых сложных в прикладной социологии.

Во-первых, необходимо иметь сведения о генеральной совокупности, то есть знать основные параметры (пол, возраст, уровень доходов, профессиональный статус и т.п.) населения данного региона. Под генеральной совокупностью обычно

понимают множество объектов, из которых выбираются объекты исследования. Например, при исследовании политических предпочтений населения при выборе губернатора Санкт-Петербурга генеральной совокупностью может выступать все взрослое (от 18 лет) население Санкт-Петербурга. В качестве источников информации о генеральной совокупности (иначе говоря, основы выборки) чаще всего используют:

— списки паспортных столов;

— различные базы данных (например, клиентов фирмы, подписчиков какого-либо издания и т.п.).

Следует помнить, что, как правило, чем полнее данные (списки), тем они более

Во-вторых, следует обратить внимание на саму процедуру отбора объектов исследования.

2. Метод механической выборки. Для больших (свыше 1000 человек) генеральных совокупностей отбор осуществляется иначе. Предположим, что из генеральной совокупности объемом N-элементов (человек) для опроса нужно отобрать n-респондентов. Тогда рассчитываем шаг выборки (К) как отношение размера генеральной совокупности к величине выборки:

К = N / n.

Имея базу данных по генеральной совокупности, например, списки избирателей, подписчиков на данное издание или телефонный справочник, отбираем каждый К-тый элемент списка для опроса (например, если К = 25, то отбираем 1-й, 25-й, 50-й и т.д. элементы).

3. Метод серийной выборки.Иногда в составе генеральной совокупности исследователь уже сразу может выделить некоторые группы. В таком случае генеральная совокупность делится на группы (серии), затем внутри каждой группы осуществляется случайный отбор.

Например, проводится опрос студентов факультета социальных наук. Взяв за основу базу данных студентов, можно осуществить собственно случайный отбор, отбор методом механической выборки, но целесообразнее разделить генеральную совокупность на 3 серии: студенты дневного отделения, студенты вечернего отделения и студенты заочного отделения, затем внутри каждой серии провести собственно случайный отбор.

Считается, что при соблюдении процедуры отбора выборка автоматически будет репрезентативна генеральной совокупности (то есть основные демографические характеристики опрошенной части населения будут соответствовать характеристикам генеральной совокупности). Иначе говоря, выборка будет представлять собой уменьшенную копию генеральной совокупности по заданным характеристикам.

4. Кластерная (гнездовая) выборка. Особенностью данного типа отбора является то, что отбираются не отдельные респонденты, а целые группы с последующим сплошным опросом внутри этих групп. Очевидно, что такой подход упрощает организацию сбора информации и удешевляет исследование, но при отборе таких групп, следует убедиться, что они по своему составу повторяют генеральную совокупность. Часто такой способ отбора используется при опросе студентов: в вузе (на факультете) отбираются учебные группы, внутри которых проходит сплошной опрос студентов. Как уже отмечалось, при отборе таких групп следует обращать внимание на их «типичность»: например, отбор в качестве «гнезда» группы студентов, обучающихся на коммерческой основе в государственном вузе, может дать искаженную картину.

5. Многофазная (многоступенчатая) выборка.Данный тип выборки можно рассмотреть как комбинацию гнездовой выборки и случайного отбора: на первом этапе отбираются «гнезда» (причем этот отбор может быть ступенчатым), на втором – проводится случайный отбор респондентов и их опрос. Поясню сказанное на примере: предположим, нам необходимо опросить студентов С.-Петербурга. В качестве первого шага выбираем (случайным образом) конкретный вуз Санкт-Петербурга (1 ступень), затем внутри вуза проводим случайный отбор факультета (вторая ступень), внутри факультета отбираем респондентов для опроса (отбор респондентов можно осуществить любым из 4-х перечисленных выше способов).

При целенаправленномотборе главное внимание уделяется не процедуре отбора, а соответствию выборки генеральной совокупности по заданным параметрам. К целенаправленной выборке относятся:

1. Квотная выборка (со взаимосвязанными параметрами и с независимыми параметрами).При построении квотной выборки исследователь следит, чтобы выборочная совокупность соответствовала генеральной совокупности, но сам отбор не является случайным, т.е. интервьюер или анкетер сам выбирает респондентов (задаются лишь общие параметры: сколько людей определенного пола, возраста и уровня образования должен опросить респондент).

Отличие квотной выборки со взаимосвязанными параметрами от квотной выборки с независимыми параметрами поясню на следующем примере. Итак, нам нужно опросить население С.-Петербурга (возрастной интервал 16-64 года). Если мы будем строить выборку по двум независимым параметрам, то нам необходимо знать:

1) соотношение мужчин и женщин (45 % на 55 % соответственно);

2) распределение населения по возрастным интервалам:

Возрастная ГруппаПроцентыКоличество человек в выборке
55-6415,4
45-5422,4
35-44
25-34
20-2412,7
16-199,5
Итого:100 %1000 чел.

Таким образом, мы не можем точно сказать, как распределяются мужчины и женщины внутри каждого возрастного интервала, у нас есть только общее соотношение мужчин и женщин. Конечно, такой подход может привести к смещению выборки, хотя она и будет соответствовать всем контрольным цифрам квотной выборки с независимыми параметрами ( в нашем примере к таким контрольным цифрам относятся: распределение по возрастным группам и распределение по полу).

Квотная выборка со взаимосвязанными параметрами является точной копией генеральной совокупности (по заданным параметрам). Ее построение требует более точных и подробных сведений о генеральной совокупности. В нашем примере мы должны располагать информацией о распределении мужчин и женщин в каждом возрастном интервале:

Возрастная ГруппаРаспределение по полу (%)Распределение по полу (кол-во чел. в выборке)
МужчиныЖенщиныМужчиныЖенщины
55-64
45-54
35-44
25-34
20-24
16-19
Итого:

Так как не всегда возможно получить подробные данные о взаимосвязи параметров, социологи часто вынуждены осуществлять отбор, используя независимые параметры.

3. Метод стихийной выборки. Часто используется в прессовых опросах: в газете или журнале помещается опросный лист, читатель заполняет его и отсылает в редакцию. Понятно, что далеко не каждый читатель сделает это. Выборка формируется стихийно, поэтому вопрос о ее репрезентативности решается в каждом случае особо.

4. Метод основного массива.Используется прежде всего в зондажных

Не совсем корректно ставить вопрос о том, какой из способов отбора лучше. С точки зрения минимизации возможных искажений (о большей части которых исследователь может и не догадываться в силу неполной информации о генеральной совокупности), более надежным способом отбора считается случайный отбор, где обеспечивается равенство шансов попадания в выборку.

Среди ситуаций, когда социолог вынужден прибегать к целевому отбору, можно указать наиболее типичные:

1) социолог не располагает достаточной информацией о генеральной совокупности;

2) трудно с помощью методики случайного отбора «отловить» респондентов с нужными для исследования характеристиками (иначе такой отбор превратился бы в «поиск иголки в стоге сена»);

3) нехватка средств, персонала, времени.

Во всех подобных ситуациях социолог обязан, представляя результаты исследования, особо уточнить, что выборка носила неслучайный характер, а значит возможны неизбежные смещения выборки, которые, в отличие от случайного отбора, труднее оценить, а иногда и обнаружить.

Ответив на вопрос, как отбирать респондентов, мы еще не рассмотрели вопрос о том, скольких опрашивать. В самом общем виде зависимость размера выборки от величины генеральной совокупности можно представить в следующем виде:

Объем генеральной совокупностиОбъем выборки[K1]

Примечание. Данный объем выборки рассчитан для 5 % ошибки.

Источник: В.И.Паниотто, В.С.Максименко. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 1982. С. 82, или: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М. : «Добросвет», «Книжный дом «Университет»», 1998. С. 118.

Данная таблица является весьма приблизительным ориентиром для расчета размера выборки, так как нередко в ходе исследования необходимо из общей совокупности опрошенных выделить специальную группу (такая группа называется целевой). Чтобы получить достоверную информацию о такой группе, ее численность в выборке должна быть не менее 40-50 человек, что ведет к увеличению генеральной совокупности.

Для удобства представим типы выборочного отбора в сводной таблице:

Типы выборки

Размер выборки для определения уровней точности

(в процентах с доверительным интервалом в 95 %, р=0,5)*

Размер совокупностиРазмер выборки для следующих уровней точности:
+1 %+ 2 %+ 3 %+ 4 %+ 5 %+ 10 %
t º+ + + + + + + + + + + + + ++ + + ++ +

* Доля в выборке единиц, обладающих измеренными характеристиками; для других значений р необходимый размер выборки будет меньше.

+ В этих случаях более 50 % объема выборки дадут большую точность, чем требуемая. Поскольку нормальное распределение – это лишь грубое приближение к гипергеометрическому распределению, где n составляет более 50 % от N, формула, используемая при этих подсчетах, неприменяется.

Размер выборки для определения уровней точности

(в процентах с доверительным интервалом в 99,7 %, р=0,5)*

Размер совокупностиРазмер выборки для следующих уровней точности:
+ 1 %+ 2 %+ 3 %+ 4 %+5 %
t º+ + + + + + + + + + + + + + + + ++ + + + + + + + + ++ + + + ++ ++

* Доля в выборке единиц, обладающих измеренными характеристиками; для других значений р необходимый размер выборки будет меньше.

+ В этих случаях более 50 % объема выборки дадут большую точность, чем требуемая. Поскольку нормальное распределение – это лишь грубое приближение к гипергеометрическому распределению, где n составляет более 50 % от N, формула, используемая при этих подсчетах, неприменяется.

ФОКУС-ГРУППА

Строго говоря, фокус-группу можно отнести к методу коллективного интервью, но поскольку в последнее время данный метод сбора информации стал достаточно популярен, стоит рассмотреть его подробнее.

При проведении фокус-групп основным методологическим принципом является групповая динамика.

Просмотрев литературу, посвященную данному методу, можно составить следующий набор правил для организации фокус-группы:

а) Количественный состав участников варьируется от 8 до 12 человек, чтобы все могли участвовать в дискуссии.

б) Члены группы должны быть отобраны случайно (с соблюдением квотной выборки), а также быть незнакомы друг с другом. Обычно фокус-группу подбирают из представителей целевой аудитории, соответствующей модели формативной группы по социально-демографическим, социально-экономическим, социокультурным признакам. Члены группы до начала дискуссии не должны быть информированы о ее теме и целях.

в) Управляет дискуссией опытный ведущий (модератор). Необходимо расположить участников группы к свободной беседе об интересующем предмете. Модератор не должен навязывать свое мнение респондентам. Важно вести дискуссию недирективно, но с такой интенсивностью, чтобы не было времени вспоминать «газетные» (идеологизированные) штампы для «правильных» ответов, т.е. чтобы ответы возникали на уровне подсознания, как «озарение».

г) Дискуссия проводится по заранее подготовленному сценарию (гайду), содержание которого известно только модератору. Соответственно поставленным задачам в сценарии имеются структурные единицы (сегменты или блоки) по принципу выборочной фокусировки на отдельных задачах исследования.

Источники:

Пример организации фокус-группы

Задачи фокус-группы

1) Выявить ассоциации участников на понятия «уют», «уют в доме/на кухне»;

2) Выявить образы мебели;

3) Обнаружить и изучить (если будет обнаружено) различие между понятиями «мебельный салон» и «мебельный магазин»;

4) Изучить степень осведомленности участников о мебельном рынке города;

5) Узнать, какую рекламу «замечают» участники;

6) Узнать, какую рекламу участники запоминают;

7) Вспомогательная задача: отделить оригинальные названия, которые предлагают участники, от тех, которые они видели или слышали (т.е. уже существующих);

8) Выявить, какие требования потребители предъявляют к мебели;

9) Выявить, какие требования потребители предъявляют к мебельному магазину/салону;

10) Выяснить, как участники группы оценивают предложенные им названия (по списку заказчика);

11) Выявить образы, картинки, фрагменты, которые могут стать основой для разработки логотипов и рекламных сообщений (логотипы не будут анализироваться, чтобы избежать искажений в их трактовке, и будут представлены потенциальным разработчикам логотипов в той форме, как их предлагали участники).

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Социометрический анализ (социометрический тест) является методом, пришедшим в социологию из психологии. Метод используется для измерения групповых свойств и позволяет:

1) оценить сплоченность/разобщенность группы;

2) выявить взаимоотношения в группе: отношения симпатии
/антипатии; участников группы, которые являются «невидимками» для остальных членов группы;

3) получить структуру группы: лидеры, их сторонники, противники, «неприсоединившиеся» и т.п.

Как уже отмечалось, метод заимствован из психологии, где с его помощью изучались малые группы. Размеры малой группы в психологии составляют от 3 человек (нижняя граница) до 7 – максимум 9 (верхняя граница). Социологов такой размер малой группы не устроил, так как большинство групп, с которыми имеет дело социолог, значительно больше (трудовой коллектив, студенческая группа, класс в школе и т.п.), поэтому размеры малой группы были увеличены до 20 человек, но проводятся социометрические измерения и групп составом до 40 человек.

В отличие от большинства методов сбора информации в социологическом исследовании, социометрия не позволяет в полной мере сохран

Что называется шкалой в социологических исследованиях. Смотреть фото Что называется шкалой в социологических исследованиях. Смотреть картинку Что называется шкалой в социологических исследованиях. Картинка про Что называется шкалой в социологических исследованиях. Фото Что называется шкалой в социологических исследованиях

Что называется шкалой в социологических исследованиях. Смотреть фото Что называется шкалой в социологических исследованиях. Смотреть картинку Что называется шкалой в социологических исследованиях. Картинка про Что называется шкалой в социологических исследованиях. Фото Что называется шкалой в социологических исследованиях

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Что называется шкалой в социологических исследованиях. Смотреть фото Что называется шкалой в социологических исследованиях. Смотреть картинку Что называется шкалой в социологических исследованиях. Картинка про Что называется шкалой в социологических исследованиях. Фото Что называется шкалой в социологических исследованиях

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *