Что называется родовой общиной история 5 класс
Что такое родовая община?
Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?
Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.
Определение понятия «родовая община» в данном контексте рассматривается как историческое. Ведь она существовала в первобытном обществе. Отсюда и пошел термин «первобытно-общинный строй». Если верить научной периодизации, то родовая община была характерна для первобытного общества на этапе средней зрелости. У людей тогда не было понятия семья, они жили родами.То есть род и родовая община – это в некотором смысле синонимы.
Ранняя родовая община в первобытном обществе стала первым и очень важным шагом в организации людьми своей жизни, своего быта. Она означала уход от «стада», от чего-то примитивного и животного.
Власть и управление
А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.
Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.
Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.
Признаки, правила и структура родовой общины
Признаки родовой общины:
Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.
По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.
У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.
Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.
Виды родовых общин
История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.
Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.
Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.
Родовая община
Родова́я общи́на (Род) — исторически первая форма общественной организации людей — (община), где люди связаны кровным родством, в некоторых случаях предполагаемым родством, а в некоторых случаях допускалось и искусственное родство, кроме того, это был союз основанный на коллективном труде, коллективном потреблении, коллективной собственности на землю и орудия труда (охоты), предположительно основанный на социальном равноправии.
Род не был семьёй в современном представлении и может называться семьёй лишь в определённом смысле.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.
У большинства народов в древности, члены родовой общины не могли брать себе жён внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.
См. также
В современном мире родовая община это группа родов проживающих на родовых поместьях. Родовое поместье это участок земли не менее 1га, на котором проживает семья или род и ведут совместное хозяйство. Группа таких родовых поместий называется родовая община.
Полезное
Смотреть что такое «Родовая община» в других словарях:
Родовая община — см. Первобытнообщинный строй … Большая советская энциклопедия
Община — (community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры. Традиционные консерваторы подчеркивают, что в основе общины лежит общность… … Политология. Словарь.
ОБЩИНА — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется общим владением средствами производства, коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает… … Современная энциклопедия
ОБЩИНА — форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Большой Энциклопедический словарь
ОБЩИНА (форма социальной организации) — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Энциклопедический словарь
Община (традиционная) — У этого термина существуют и другие значения, см. Община. Община традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская… … Википедия
община — I о/бщина = общи/на см. тж. общинный 1) В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным… … Словарь многих выражений
Община — Община многозначное слово, которое может соответствовать таким терминам как en:Commune и en:Community; совокупность представителей определенного вероисповедания, религиозного толка или национальности в стране, городе и т. п.… … Википедия
ОБЩИНА — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) О. сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Русская история
ОБЩИНА — 1) традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение, В… … Юридический словарь
Расселение первобытных людей. Homo Sapiens. Родовая община, племя, раса
Содержание
Далекие предки современного человека жили около 2 млн. лет назад, однако приобретать главные черты разумного вида начали спустя сотни лет. Племена первых людей развивались, строение их тела менялось.
Постепенно они расселились в более холодных краях, которые располагались на территории Европы и Азии. Тут людям и пригодились все их познания об огненной стихии. Путем проб и ошибок древние люди наконец овладели буйным огненным монстром: они научились добывать огонь самостоятельно. Самый первый способ разжигания огня — трение деревянной палки о другой кусок дерева. Такой способ и различные его вариации существовали везде, где обитали люди.
Жилища древнейших людей
Конечно, в условиях более низких температур у людей появилась необходимость прикрывать свое тело одеждой из шкур и кожи животных. А еще у первобытных охотников и собирателей появлялись новые виды жилищ, где они могли укрыться от непогоды.
Пещера. Первый вид жилища первобытного человека. Поначалу группы людей селились в пещерах никак не изменяя их. Однако позже они начали расширять пещеру и иногда делать в ней отверстия, чтобы из нее выходил дым от костров. Нередко люди делали заграждения у входов в пещеры или сооружали перегородки из камней внутри нее.
Круглая (спальная) яма. В далекие первобытные времена спальным местом могла служить обычная, вырытая в земле яма. Люди часто ночевали в таких самодельных углублениях.
Заграждение от ветра. Еще одно строительное сооружение древнейших людей. Сначала заграждения обустраивали в местности, где прорастал тростник. Таким образом человек мог укрыться от сильных ветров. Но и эта постройка со временем приобрела ряд успешных улучшений: изготавливать такие заслоны стали при помощи шкуры и кости животных.
Шалаш. Распространенный вид жилища первобытных охотников. Когда группа добытчиков на несколько дней уходила в поход, то в качестве укрытия от ночных холодов использовала именно шалаш. Его было очень просто соорудить, используя подручные материалы. Охотники использовали обычные лесные палки для изготовления каркаса. Сверху они покрывали его шкурами животных и ветками.
Новые орудия
Процесс изобретения и создания новых орудий труда также активно продолжался. Люди начали придумывать множество орудий для охоты, например деревянные копья. Путем видоизменения длинных деревянных палок с помощью рубил и обжигания получившихся изделий на огне и получались такие копья.
Но на кого же охотились древнейшие люди? Список желаемых трофеев был велик. Среди них было много вымерших к настоящему времени животных: мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей.
Человек разумный
Первобытные люди осваивали новые территории и с каждым столетием развивались как вид. Ближайший предок современного человека появился 40 тыс. лет назад. Он то и называется Homo Sapiens или человек разумный.
Ученые до сих пор спорят о происхождении вида Homo Sapiens. Считается, что человек разумный является одним из множества видов людей, относящихся к одному роду (Homo). Однако лишь сапиенс остался на Земле: остальные виды вымерли многие столетия назад.
Ближайшим видом к человеку разумному по многим характеристикам считается вид неандертальцев. Внешне у них есть некоторые отличия. Например, у человека разумного высокий и прямой лоб, а надбровные дуги менее ярко выражены. У сапиенса более длинные руки и ноги, в отличие от неандертальца.
И по сегодняшний день ведутся разнообразные исследования генома неандертальцев. Ученые стремятся установить все различия между нашим видом и неандертальцами.
Но, безусловно, главным преимуществом человека разумного являлся его интеллект. Только вид homo sapiens обладал такими способностями, как членораздельная речь и абстрактное мышление.
Родовая община
Племена разумных людей становились сплоченными и начинали образовывать более сложные человеческие коллективы. Образовались родовые общины.
Родовая община — форма социальной организации, в которой люди связаны кровным родством, общим хозяйством и проживают на одной местности. Основная форма социальной организации при первобытно-общинном строе.
В родовой общине семейные узы стояли превыше всего. В ней состояли сородичи — все близкие и дальние родственники. Другими словами, община состояла из членов расширенной семьи.
Расселение людей продолжалось, и теперь они могли адаптироваться к различным природным условиям. Кроме того, группы первобытных людей активно взаимодействовали друг с другом. Родовые общины, которых объединяла общность в наследственных признаках и происхождении, соединялись и образовывали новые массовые коллективы. Так появились расы.
Раса — система популяций человека, в которой существует сходство по ряду физических или социальных признаков в соответствии с воспринятием их обществом.
В родовых общинах у сородичей общими были жилища, запасы пищи, костры, материальные ресурсы. Сородичи-мужчины ходили на охоту, объединяясь в группы. Женщины занимались собирательством и воспитанием детей. Интересно, что в процессе некоторых археологических раскопок на местах обитания первобытных племен были найдены фигурки женщин. Люди поклонялись им, видели в них образ прародительниц и хранительниц благополучия родовой общины.
Связь между сородичами родовой общины становилась все крепче, но и между собой представители разных общин взаимодействовали регулярно. Поэтому со временем образовался новый тип группового объединения людей.
Племя — группа, объединяющая несколько родовых общин, которые располагаются в одной местности.
Самые опытные и старые представители племени назывались старейшины. Мудрые старики знали все о животных, растениях, своих сородичах. Они хранили все правила общины и передавали молодому поколению знания об обычаях племени.
Старейшины всех родовых общин племени входят в совет старейшин. Совет старейшин решал все междоусобицы и конфликты, определял для провинившихся справедливые наказания. Самым суровым было изгнание из племени. Это могло ожидать тех, кто противился древним обычаям.
Презентация по истории на тему «Родовые общины» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник – огромный слой льда толщиной около двух километров
100 тыс. лет назад – начало ледникового периода на Земле
Изобрели новые орудия труда Научились шить одежду Строили жилища или использовали пещеры Умели добывать огонь
В результате изменений внешнего вида первобытных людей стал исчезать волосяной покров на теле. Лишившись собственной согревающей шерсти, человек должен был придумать что-то, что спасло бы его от холода. Люди изготавливали иглы из костей крупных животных и научились сшивать шкуры
Оно защищало его от хищников, ветра, снега, дождя.
Там, где пещер не было, рыли землянки и возводили каркас из костей, который покрывали шкурами.
Охота – важнейшее занятие ЧТО ДАВАЛА ЛЮДЯМ ОХОТА? мясную пищу, звериные шкуры, рога и кости, необходимые для изготовления орудий
Шерстистый Пещерный носорог медведь На кого охотился первобытный человек? Саблезубый тигр Большерогий олень
На кого охотился первобытный человек? Самой желанной добычей был мамонт – огромный слон с сильно изогнутыми бивнями. 3,5 м Вес – 6 т Бивни – 4,5 м
ЗАГОННАЯ ОХОТА требовала от охотников согласованных действий, взаимопомощи в случае опасности.
Как называют древнейший коллектив людей, в котором они трудились и передавали свои знания по наследству? ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО
В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а также добывать пищу. Родовая община Предки всех народов жили некогда родовыми общинами
Рассмотрите картинку. Чем в общине занимались мужчины, а чем женщины?
Старейшины – самые опытные и мудрые старики племени, знавшие повадки животных, свойства растений, древние предания.
Родовые общины и племя Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племенем управлял совет старейшин. Совет старейшин Для решения особенно важных дел и вопросов старейшины созывали собрание всех взрослых членов племени.
Племя – объединение нескольких родовых общин, живущих в одной местности.
Родовые общины и племя Почему самым страшным наказанием считалось изгнание из племени?
Духи, идолы и жертвы. Для первобытных людей всё в природе было одушевлённым. Духи обитают в любом растении или камне, в туче, молнии, ветре. Самых могущественных духов люди называли богами.
Духи, идолы и жертвы. Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами, жертвами и другими религиозными обрядами. Колдовской обряд перед охотой
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1451898
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок истории древнего мира «Родовые общины охотников и собирателей». 5-й класс
Класс: 5
Презентация к уроку
Общая дидактическая цель: создать условия для:
— осознание и осмысление блока новой учебной информации
— первичного закрепления и применения знаний и способов деятельности
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект: сформировать у учеников представление о самом неизвестном этапе первобытной истории – ледниковом периоде, когда “человек разумный” заселил все части света, а с отступлением ледника успешно приспособился к новым условиям природно-климатической среды
Развитие мыслительных качеств:
— выделение главной мысли при определении особенностей первобытного общества в ледниковый период и после его окончания, при объяснении сути отношений в родовой общине
— выявление причинно-следственных связей, позволивших выжить первым людям в ледниковую эпоху и расселиться по планете
— формирование БНЦ Семья через создание условий для оценки учениками с нравственных позиций (современных и первобытных) разницу в отношениях внутри человеческого стада и внутри родовой общины, объяснения своей оценки первобытной морали, сравнивая ее с законами и правилами современного мира
Планируемые метапредметные результаты
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, уметь оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности.
Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи. Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне. Обобщать, делать выводы. Определять понятия. Анализировать, выделять главное. Преобразовывать информацию из одного вида в другой
Определять цель, проблему в деятельности. Выдвигать версии. Планировать деятельность в учебной ситуации. Применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.
Организовывать работу в парах. Уметь строить речевые высказывания.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционный с элементами практической работы
ФОПД: фронтальная, парная, индивидуальная
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные (объяснение учителя), наглядные (схема, презентация), практические (работа с учебным материалом)
По характеру познавательной деятельности:
— объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый
Термины и понятия, актуализируемые и вводимые на уроке:
Актуализируемые Вводимые — копье — мамонт
— родовая община Оборудование и наглядность: компьютер, проектор, экран, презентация, карта “Расселение людей в древности”, схема “Родовая община”, опорный конспект
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УДД 1.Организационный этап Приветствует учащихся. Настраивает на работу. Настраиваются на работу 2.Этап мотивации и целеполагания Около 100 лет назад на земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. В горах образовались огромные ледники – многометровые толщи льда (Презентация, запись в тетрадь). С каждым годом на северных горах Европы и Азии их становилось все больше, и они начали сползать на равнины. Огромный ледяной панцирь накрывал землю шаг за шагом, закрывая пространства, на которых сейчас расположены Москва и Санкт-Петербург, и многие другие города (карта “Расселение людей в древности”). К югу от кромки ледника протянулись холодные степи, напоминающие современную тундру. Теплолюбивые животные вымерли либо ушли на юг в теплые части Азии и Африки. Появились слоны с длинной рыжей шерстью – мамонты (Презентация, запись), сильные и огромные животные, охотиться на которых было очень трудно и опасно. Нашим предкам угрожало вымирание, они должны были спрятаться в Африке, на своей родине. Но нет, люди не только выжили во время ледника, но и заселили территории с более холодным климатом, проникли в Европу, Азию, Америку, Австралию. Противоречие: животные вымерли/ люди выжили
Учитель: Животные вымерли, а люди нет. Почему?
Ваши версии: Как же им это удалось? Выдвиньте свои версии?
Учитель: Какая версия верная? (Создание ситуации затруднения)
Проблема урока: Мы не знаем, что помогло людям выжить?
Учитель: Что нужно сделать?
Цель: выяснить, почему это произошло?
Учитель: Что нам может помочь в этом?
Средства: учебник, слово учителя, интернет…
Действия: что нужно сделать для решения проблемы?
1.Ученики смотрят слайд презентации и записывают в тетрадь определения 2.Ученики вместе с учителем формулируют противоречие, выдвигают версии ответа на поставленный учителем вопрос, формулируют проблему урока, цель урока, средства, необходимые для достижения цели урока и действия. (Элементы проектной технологии на этапе мотивации и целеполагания)
Коммуникативные УУД. Уметь строить речевые высказывания.
Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.
3.Этап изучения блока новой учебной информации. Тема урока “Родовые общины охотников и собирателей” Прослушайте интересную задачу и найдите ответ:
Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.
Как же он смог прожить до 50 лет, ведь он не мог охотиться?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, поработаем с учебником
Инструкция учителя на слайде презентации или на доске
1 ряд: параграф 2 пункт Новые орудия труда.
2 ряд: параграф 2 пункт Новые способы охоты
3 ряд параграф 2 пункт Родовые общины
Прочитайте текст пункта учебника и обсудив это в парах, ответьте на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях?
Ученик записывают тему урока в тетрадь. Получают инструкцию по работе от учителя и самостоятельно работаю с учебным материалом, отвечая на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях.
Познавательные УУД. Уметь находить достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Уметь добывать новые знания используя текст учебника. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Уметь работать в парах.
Уметь применять свои знания на практике.
4.Этап осмысления и применения знаний и способов деятельности. Учитель заслушивает ответы учеников, дополняет их ответы, сопровождая рассказ слайдами презентации, а также выполняя фронтально с учащимися задания на применение полученных знаний. Новые орудия труда (1 ряд)
Все то время, когда главные орудия труда человека были из камня называется каменным веком (запись в тетрадь). Древние люди научились разбираться в свойствах камней. Со временем человек стал использовать кремень. Почему?
(Иллюстрации учебника, запись в тетрадь, слайды презентации)
А. Расставь события и явления в правильной последовательности (причины > следствие)
Б. Ответь на вопрос, какой процесс здесь представлен – развитие или упадок первобытного общества? Запиши в таблице одно-два доказательства своей точки зрения.
Список событий и явлений
Их правильная последовательность
А. Жители лесов стали применять новые орудия труда для охоты из засады на небольших расстояниях: метательные копья, бумеранги и лук со стрелами
Б. 12. Тыс. лет назад на Земле стало теплее. Крупные животные, оказавшись в непривычных условиях стали вымирать, мелкие средние прятались в лесах, меняя свой облик и повадки.
В. Охотники стали подкармливать диких собак, которые давно обитали рядом с людскими стоянками. Теперь они стали охотиться вместе.
Здесь представлен процесс __________
Потому что ______________________
Новые способы охоты (2 ряд)
Изменение орудий труда привело к изменению жизни человека. Появились новые способы охоты
— загонная охота (иллюстрация учебника, слайд)
Представьте, что наш класс родовая община, и мы отправляется охотиться на мамонтов. Кто из вас в одиночку сможет победить мамонта? А как это лучше сделать? Что необходимо приготовить заранее?
Родовая община (3 ряд)
Родовая община – коллектив родственников, которые жил и трудился сообща, имели общее имущество.
Родовая – родственники Община – все общее, жили сообща
? Почему люди стали объединяться в родовые общины?
Что же помогло людям выжить в тяжелых условиях?
— приспособление к природе (огонь, одежда, пещеры);
— новые изобретения (орудия труда, способы охоты);
— взаимопомощь (родовые общины)
Ученики поработав с текстом учебника и обсудив этот вопрос в парах, формулируют ответы на поставленный учителем вопрос. В ходе ответов учащихся и дополнений учителя записывают определения в тетрадь, отвечают на дополнительные вопросы учителя. После отчетов групп, выполняют фронтально задания, предложенные учителем на слайдах. После выполнения заданий учитель возвращает учащихся к проблемному вопросу урока и предлагает учащимся с помощью шаблона на слайде составить полные ответы на вопрос.
Коммуникативные УУД. Уметь работать в парах. Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания
Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.
5.Рефлексивно-аналитический этап Рефлексия: что мы выяснили с вами на уроке? Что изменило жизнь первобытных людей? Задание (фронтальная работа, Слайд)
А. Как ты считаешь, справедлив ли обычай, делить поровну добычу, которую принес один охотник? Запиши в таблице свою позицию и приведи один аргумент в ее подтверждение.
Б. Запиши один-два доказательства своего мнения и хотя бы один аргумент в пользу противоположного мнения.
Позиция Я считаю, что, с одной стороны ____ НО, с другой стороны, Аргумент Потому что Потому что Ученики отвечают на вопросы учителя, используя изученный на уроке материал, а также применяют знания в новой учебной ситуации. Регулятивные УУД. Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.
Уметь оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания
6.Домашнее задание Инструктаж учителя: — Задание учебник с. 17: подготовьте сообщение о находках мамонтов на территории России (используйте ресурсы Интернет)
— электронный журнал: см. прикреплённые файлы
Ученики записывают домашнее задание, задают вопросы при необходимости Коммуникативные УУД. Уметь понимать учителя, строить вопросы.