Что называется ремонтопригодностью автомобиля

Надежность автомобиля и ее основные характеристики

Надежность автомобиля — это свойство автомобиля выполнять заданные функции, сохраняя значения установленных эксплу­атационных показателей в пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.

Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения автомобиля и условий его эксплуатации может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость в отдельности или определенное сочетание этих свойств как для автомобиля, так и для его агрегатов (систем, узлов и деталей), направленным на выполнение автомобилем рабочих функций с установленными показателями в течение ресурса до капитального ремонта.

Что называется ремонтопригодностью автомобиля

Надежность автомобиля не остается постоянной в течение всего срока его службы. По мере изнашивания деталей, механизмов и агрегатов надежность уменьшается, так как вероятность выхода из строя деталей увеличивается. Новые автомобили всегда более надежны по сравнению с автомобилями, имеющими большой пробег или прошедшими капитальный ремонт. Следовательно, заданная степень надежности автомобиля рассматривается в связи с опреде­ленным пробегом. Надежность зависит также и от того, в каких условиях работает автомобиль.

При работе, например, на дорогах с твердым усовершенствован­ным покрытием надежность автомобиля больше, чем при работе по бездорожью. Надежность летом всегда выше, чем зимой, при прочих равных условиях. Поэтому, понятие «надежность автомобиля» тесно увязывается с условиями его эксплуатации. Надежность агрегатов и узлов определяется главным образом долговечностью деталей. Поэтому прежде всего необходимо широкое экспериментальное исследование, выявляющее детали, критические по надежности.

Современная наука и техника в области автомобилестроения позволяют обеспечивать ресурс основных агрегатов, в том числе двигателя до капитального ремонта и более, намного увеличивать наработку на отказ других агрегатов и механизмов. Повышение надежности автомобилей, обеспечение удобного доступа к обслужи­ваемым агрегатам и узлам, их совершенствование для облегчения обслуживания и ремонта, уменьшение количества точек смазки, увеличение периодичности технического обслуживания позволяют сократить простои автомобилей в техническом обслуживании и ремонте и тем самым повысить их производительность.

Автомобиль, как правило, рассчитывается на длительную работу. Разностойкость сопряжений агрегатов автомобиля требует периоди­ческих остановок для его обслуживания и замены наименее стойких деталей. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы эти остановки были реже и требовали минимальных трудовых и матери­альных затрат. Следовательно, надежность должна содержать не только вероятность безотказной работы в течение заданного времени, но и показатели, характеризующие выполнение работ по техниче­скому обслуживанию и ремонту в кратчайшие сроки с минимальными трудовыми и материальными затратами.

Уменьшить объем работ по техническому обслуживанию и ремонту и их трудоемкость можно либо за счет увеличения долго­вечности деталей, либо за счет приспособления конструкции автомобиля и его агрегатов к быстрой замене износившихся сопря­жений и узлов, т. е. за счет улучшения ремонтопригодности, либо за счет одновременного улучшения показателей долговечности и ремонтопригодности.

Долговечность деталей, узлов и агрегатов и ремонтопригодность конструкции автомобиля — это два мощных рычага, с помощью которых можно повысить его надежность на стадии проектирования и в процессе модернизации.

Проблема надежности обеспечивается на четырех основных этапах:

При конструировании автомобилей должно соблюдаться правило, чем меньше ожидаемая долговечность той или иной детали сопряжения, тем большей ремонтопригодностью должна обладать конструкция автомобиля. Поэтому надежность автомобиля — кате­гория не только техническая, но и экономическая. Она должна отражать затраты общественно необходимого труда на создание автомобиля и поддержание его в работоспособном состоянии в процессе эксплуатации. Надежность зависит прежде всего от уровня технического оснащения завода-изготовителя, заводов — пocпоставщиков сырья, качества материалов, полуфабрикатов и готовых деталей. Решение сложных проблем надежности современных автомобилей невозможно без глубокого теоретического изучения физико-химических процессов, вызывающих износ и поломку деталей, и разработки на этой базе соответствующих практических рекомендации по конструированию, производству и эксплуатации автомобилей.

Принятые на серийное производство автомобили в течение всего времени нахождения их на производстве подвергаются заводами-изготовителями конструктивному улучшению с целью повышения качества и эксплуатационных показателей. Качество изготовления автомобиля определяется техническим и технологическим уровнями производства, квалификацией персонала, применяемыми материалами и уровнем организационно-управленческого регулирования производства. В условиях серийного и массового производства из­готовить бездефектные автомобили практически невозможно, потому что всегда имеются случайные факторы, которые являются причиной появления дефектов. Такими факторами могут быть погрешности технологического оборудования, инструмента, приспособлений, режимов обработки, материалов (например, неоднородность структу­ры), настройки измерительных средств. Таким образом, дефекты и неисправности новых автомобилей — объективная закономерность их производства. Проведение же сплошного контроля качества автомобилей, сходящих с конвейера заводов, практически невозможно и экономически нецелесообразно. Поэтому для определения показателей надежности необходимо осуществлять систематическое наблюдение за работой автомобилей в различных условиях эксплуа­тации в течение всего гарантийного и межремонтного пробегов. В этих целях, а также для отработки обоснованных нормативов по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, наиболее по­лноотвечающих условиям эксплуатации в различных географиче­ских и климатических зонах страны, организуется опытная эксплуатация автомобилей.

Термины надежности

Для того чтобы дать оценку надежности автомобиля, необходимо правильно классифицировать термины надежности.

Исправность — это состояние автомобиля, при котором он соответствует всем тех­ническим требованиям, установленным нормативно-технической до­кументацией как в отношении основных параметров, характери­зующих нормальное выполнение заданных функций, так ив отношении второстепенных параметров, характеризующих внешний вид, удобство эксплуатации и т. д.

Неисправность — это состояние автомобиля, при котором он в данный момент времени не удовлетворяет хотя бы одному из тре­бований, установленных нормативно-технической документацией.

Работоспособность — это состояние автомобиля, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.

Значит, между работоспособностью и исправностью существует очень важное различие: исправность предполагает, что выполняются все требования, относящиеся как к основным, так и к второстепенным параметрам, установленным нормативно-технической документацией. Работоспособность характеризует только требования, относящиеся к основным параметрам. Требования, относящиеся к второстепенным параметрам, могут не выполняться. Так, например, автомобиль остается работоспособным, когда у него повреждены лакокрасочные или антикоррозионные покрытия, сгорела лампочка освещения щитка приборов и т.д.

Отказ и его виды

Остановка автомобиля из-за возникших технических неисправ­ностей или работа с недопустимыми отклонениями от заданных рабочих характеристик называется отказом.

Отказ автомобиля можно также определить как полную или частичную утрату им работоспособности.

Полный отказ — это отказ, лишающий автомобиль подвижности.

Частичный отказ — это снижение эксплуатационных качества автомобиля.

Неисправности, устраняемые водителем в пути с помощью ин­дивидуального комплекта ЗИП и за время проведения ежедневного технического обслуживания, и неисправности, не влияющие на ра­ботоспособность автомобиля, в отказы не включаются.

В зависимости от причины появления отказы подразделяются на заводские и эксплуатационные.

Заводские отказы — это отказы, появившиеся по вине завода — изготовителя автомобиля. Они подразделяются на конструктивные и производственные.

Эксплуатационные отказы — это отказы, обусловленные нарушением правил эксплуатации и внешними воздействиями, не свойст­венными нормальной эксплуатации. Эксплуатационные отказы и неисправности при оценке надежности автомобиля не учитываются.

Отказы и неисправности, учитываемые при оценке надежности автомобиля, могут значительно отличаться по степени влияния на его работоспособность и сложности их устранения. Поэтому необходимо их классифицировать и по этим признакам.

По признаку «степень влияния на работоспособность» отказы и неисправности распределяются на три группы:

К группе лишающих автомобиль подвижности относятся отказы, без устранения которых дальнейшее его использование невозможно (отсутствие подачи топлива, поломка буксирного крюка тягача и др.) или недопустимо (отсутствие давления в системе смазки двигателя, отказ тормозов и т. п.).

Неисправности этой группы являются полными отказами автомобиля. Их появление вызывает необходимость восстанавливать автомобиль на месте выхода из строя или буксировать в автотранс­портное предприятие.

К группе отказов, снижающих эксплуатационные качества, относятся отказы и неисправности, ухудшающие такие показатели, как время подготовки к движению, средняя скорость движения, грузоподъемность, проходимость, расход ГСМ и т. д., но допускающие использование автомобиля по назначению в течение некоторого времени.

К группе неисправностей, не влияющих на работоспособность, относятся неисправности, не ухудшающие основные характеристики автомобиля, не создающие неудобства при его эксплуатации и ус­транение которых может быть отложено до очередного номерного технического обслуживания (незначительные подтекания смазочного материала через уплотнения, трещины элементов облицовки, от­слоение лакокрасочных покрытий и т. п.).

Отказы как случайные события могут быть независимыми и зависимыми. Независимый отказ — это отказ, который не приводит к отказу других элементов автомобиля. Отказ, проявившийся в результате отказа других элементов, называется зависимым. Отказ может быть внезапным, если повреждения агрегатов автомобиля наступают мгновенно, и постепенным, в результате длительного, постепенного изменения параметров элементов (усталость металла, изнашивание поверхности и пр.).

Характеристики надежности

Чтобы оценить качество продукции, выпускаемой автомобильной промышленностью, применительно к конкретным условиям эксплу­атации, необходимо изучать надежность автомобилей после их обкатки.

Сравнение надежности новых и капитально отремонтированных автомобилей, работающих в одинаковых условиях, может дать объективную оценку качества ремонта.

Количественные характеристики надежности одномарочных ав­томобилей, полученные различными автотранспортными предприя­тиями, но работающих в одинаковых условиях, являются достаточно точными характеристиками уровня технической эксплуатации автомобилей в конкретном автотранспортном предприятии.

Анализ характеристик надежности автомобилей позволяет выя­вить узкие места в организации и технологии технического обслу­живания и ремонта. Эти данные могут быть использованы для обоснованных заявок на запасные части и материалы.

Для характеристики надежности автомобиля в зависимости от конструктивно-технологических и эксплуатационных факторов принимают систему критериев, позволяющих оценивать надежность всего автомобиля или отдельных его элементов в числовых пока­зателях. Только в этом случае можно сравнивать надежность различных марок и моделей автомобилей и вести работу по повышению их надежности.

Для обеспечения надежности автомобилей необходимо, чтобы показатели надежности задавались в техническом задании на про­ектирование и контролировались при разработке конструкции, из­готовлении и эксплуатации. Следовательно, для каждого типа автомобилей в зависимости от условий их эксплуатации должны уста­навливаться некоторая совокупность показателей надежности, значения и методы их количественной оценки.

Надежность автомобиля характеризуется четырьмя свойствами:

Безотказность — свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Количественно оно оценивается вероятностью безотказной работы, средней наработкой до отказа, интенсивностью отказов, средней наработкой на отказ и параметром потока отказов.

Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстанов­лению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Количественно оно оценивается средним временем восстановле­ния, средней удельной трудоемкостью технического обслуживания и текущего ремонта, вероятностью восстановления работоспособности в заданное коэффициентом готовности, коэффициентом технического использования время и коэффициентом сложности отказов.

При сравнительной оценке различных типов автомобилей необходимо иметь в виду, что время их простоя в связи с проведением технического обслуживания или ремонта зависит от уровня орга­низации этих работ, их технического оснащения, квалификации персонала и ряда других факторов эксплуатационного характера.

Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособ­ное состояние до наступления предельного состояния при установ­ленной системе технического обслуживания и ремонта.

Безотказность и долговечность — свойства автомобиля сохранять работоспособное состояние. Но безотказность — свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособное состояние, а долговеч­ность — свойство автомобиля длительно сохранять работоспособное состояние с необходимыми перерывами для технического обслужи­вания и ремонта.

Определение долговечности автомобилей, агрегатов, деталей должно осуществляться на стадии проектирования одновременно с оп­ределением эксплуатационных затрат на их техническое содержание.

Количественно долговечность оценивается средним ресурсом автомобиля до капитального ремонта, средней наработкой на отказ автомобиля за пробег до капитального ремонта, средней наработкой до капитального ремонта основного агрегата, гамма-процентным ресурсом.

Каждая новая модель автомобиля должна быть более совершенной по сравнению с предыдущей и соответствовать лучшим мировым образцам. Совершенство в данном случае определяется снижением суммарных удельных затрат на изготовление и техническое содер­жание, а также структурой этих затрат, т. е. возможным снижением доли затрат в эксплуатации. Одновременно определяются показатели долговечности, которые имеют, как правило, тенденцию к увеличению.

Долговечность автомобилей повышается в результате совершен­ствования их конструкции, технологии изготовления и улучшения организации технической эксплуатации.

Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования.

Основным показателем сохраняемости автомобилей должна быть вероятность сохранения безотказности. Этот показатель характеризует готовность автомобилей к немедленному выполнению транс­портной работы после определенного срока хранения.

Показателем сохраняемости является также средний срок сохра­няемости автомобилей при длительном хранении.

Перечисленные свойства отражают потенциальные возможности конструкции автомобиля. Они формируются при проектировании и производстве, являются внутренними причинами, от которых зависит степень надежности автомобиля.

Источник

О надежности автомобилей.

Что называется ремонтопригодностью автомобиля

Что называется ремонтопригодностью автомобиля

Общаясь с различными категориями людей, тем или иным образом интересующихся или сталкивающихся с автомобильными вопросами, я пришел к выводу, что они не в полной мере понимают значения тех терминов, которые используют при формулировании своих требований к машинам.
В этом посте я бы хотел рассказать своим читателям об основных понятиях, которые формируют отношение к автомобилю, как к комплексу определенных потребительских свойств. При этом хочется подчеркнуть, что многие из этих свойств противоречат друг другу, в результате чего выбор автомобиля – всегда компромисс между желаемым и возможным.
Далее приведенный текст, придуман не мной, а заимствован с «горячей линии» фирмы «ДЭКС» (www.deksclub), которая имеет огромный опыт в диагностике, экспертизе и подборе автомобилей. Тем не менее, те мысли и объяснения, которые в самой доходчивой форме, буквально на пальцах, сформулированы в приведенной статье, я полностью разделяю и думаю, что они будут интересны и полезны всем.
И так, знакомимся:

Надежность автомобиля.
Надежность – понятие чисто теоретическое. Оно закладывается на стадии разработки в виде таких параметров, как интенсивность потока отказов и наработки на отказ в ЗАДАННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ. Как правило, в течение определенного срока, любой автомобиль не должен ломаться совсем, потом могут наступить определенные мелкие отказы и тогда проводятся первые регламентные работы или ТО, призванные предотвратить наступление отказов. Через определенный период, предотвращение отказов потребует большего объема работ и так по нарастающей, вплоть до того момента, когда вложения в ремонт начинают быть нерациональными, так как возникают часто и требуют еще больших вложений, что делает эксплуатацию автомобиля невыгодной. Обеспечение высокой надежности стоит очень больших денег, так как требует использования дорогих материалов и технологий. Многие часто думают, что покупая дорогой автомобиль, человек платит за имидж. Частично это так, но в очень малой степени. При той конкуренции, которая сегодня присутствует на автомобильном рынке, достаточно проявится негативной тенденции с той или иной маркой автомобиля, как конкуренты раздавят этого производителя, а слух о низком качестве приведет к потере веками нажитого имени. Можно долго спорить о том, почему Мерседес или БМВ намного дороже Форда, а можно снять с десятилетних автомобилей те или иные агрегаты и отправить на сравнительный анализ, чтобы понять, что болты, шестеренки, подшипники, изоляция проводов и качество микросхем за эти годы поверглись износу и старению в совершенно разной степени. От одних можно ждать отказа в любой момент, а другие практически не изменили своих свойств. Соответственно, пробег 150-200 тысяч для одних автомобилей практически не приводит к увеличению частоты отказов, а в других поломки следуют одна за другой, так как автомобиль практически выработал свой ресурс.
Еще одной характерной ошибкой, которую допускают, как правило, люди, далекие от техники — попытка сравнить надежность различных моделей автомобилей одной марки или, что еще хуже, разные двигатели, используемые на одном автомобиле. Для всех разработок одного производителя, как правило, задают одни параметры надежности. Кроме того, для подержанных автомобилей, в основном, важно знать состояние и уровень износа конкретного автомобиля, а не теоретические значения, которые закладывались при его создании. Каким бы надежным не был автомобиль, но в случае его зверской эксплуатации, перегревов и просто очень больших пробегов, он может быть сильно изношен, вне зависимости от того, насколько надежным его создали. Сравнивать можно ТОЛЬКО те конкретные автомобили, которые эксплуатировались в совершенно равных условиях.
Часто задают вопрос, с просьбой сравнить по надежности разные автомобили. Попробую ответить на этот вопрос с помощью примера из области авиации. Как правило, при проектировании авиационной техники существовала норма трех девяток, т.е. надежность должна составлять не менее 0,999. Что это значит? А значит это то, что в заданный условиями эксплуатации период времени вероятность отказа не должна превышать 0,001. Главным в этом является фраза «в заданный период времени». И теперь берем два примера, самолет — мишень и пассажирский самолет. Первому суждено совершить всего лишь один полет в своей биографии, а второй должен возить людей иногда 40 лет, но уровень надежности им задан одинаковый. Правильно ли будет их сравнивать, используя понятие надежность, если изначально они рассчитаны на разные нагрузки и срок эксплуатации? Тогда у человека может возникнуть второй вопрос, с просьбой сравнить два пассажирских самолета по надежности и опять ответ будет — одинаково, т.к. это заданный уровень для авиации. Так где тут кроется то, что собственно человек хочет для себя понять в практическом плане. А кроется это совершено в другом. Понятное дело, что самолет, которому год и 500 часов налета и самолет, который за 20 лет налетал 50000 часов не могут иметь равные вероятности отказов, если с ними ничего не делали. Вот в этом и состоит то, что должно волновать. Для того, чтобы самолет в возрасте 40 лет летал с вероятностью отказа не более 0,001, на нем периодически выполняются восстановительные ремонты, т.е. меняется то, что износилось в такой степени, что делает вероятность отказа данного агрегата или узла конструкции выше 0,001. Попросту говоря, на самолете в возрасте 40 лет может не остаться ничего того, с чем его выпускали с завода 40 лет назад, за исключением планера.
Теперь вернемся к машинам. Можно ли сравнивать по надежности дешевую бюджетную машину и Мерседес? Можно, но это пустая информация. На момент выхода с конвейера, я подчеркиваю, «НА МОМЕНТ», вероятность их поломки может отличаться очень мало, т.е. надежность их почти равна. Но дальше с каждым часом, каждым месяцем и с каждой тысячей пройденного пути эта разница начнет резко расти и к 5-и годам вероятность отказа Мерседеса (цифры чисто для примера) может равняться 0,2 а его соперника 0,9. Можно ли сделать так, чтобы по надежности старый бюджетный автомобиль мог догнать Мерседес? Можно, но для этого на нем надо поменять 80% начинки, но что еще неприятней, желательно поменять и кузов, т.к. дешевые материалы обладают большей скоростью старения, а в конструкциях кузова накапливаются усталостные напряжения и коррозия.
Часто просят использовать сравнение надежности отдельных агрегатов, двигателей, коробок и пневмоподвески. Представим себе заседание технического совета концерна VAG, где решается вопрос о переходе на двигатели FSI. Наверняка это звучало примерно так: — «Новые двигатели обладают более высокими характеристиками, но накладывают повышенные требования к топливу, маслам, чистоте воздуха и условиям эксплуатации. В странах Запада мы эти условия обеспечили, а как будет решаться проблема с развивающихся странах, это их проблема. Чаще буду чинить и менять машины, что нам только выгодно».
Именно по этим причинам я рекомендую не пользоваться понятием «надежность» при сравнении разных в практическом смысле и без учета возраста, условий содержания и состояния того, что Вы хотите сравнить.
Но как это не странно, в России зачастую, не надежность определяет целесообразность покупки подержанного автомобиля, а его ремонтопригодность.

Ремонтопригодность и расходы на содержание.
Россия – страна мастеровых людей с ограниченным достатком. Когда мы в начале 90-х показывали немцам отремонтированные бензонасосы, вырезанные из паронита прокладки головки блоков, сделанные в НАМИ поршни для Мерседесов и БМВ, переделанные из отечественных, диски сцепления и колодки и даже карбюраторы, они забывали от удивления немецкий язык и переходили на международный. Правда и машины были проще — Мерседес W123, Опель Кадет, Гольф 2 и т.д. Да и стоили они 3-4 тысячи долларов. Сейчас ситуация с большой скоростью движется в направлении западных подходов к автомобилям, но, к сожалению, доходы населения за этой скоростью не успевают. Это приводит к тому, что жаждущим комфорта и опций россиянам с малыми доходами, начинают активно предлагать, то, от чего на западе давно отказались. Недорогие бюджетные автомобили по той причине и недорогие, что экономия коснулась не только качества материалов и технологий, но возможностей легко и не дорого менять изношенные детали. Когда человек покупает новый автомобиль и на малый период времени, это не играет особой роли. Но когда покупается подержанный автомобиль, ремонтопригодность выходит на первое место даже по отношению к надежности. Можно привести пример очень надежных автомобилей Хонда или Субару и менее надежных Опель. На первых годах жизни число отказов Опель может оказаться больше, но наступает период плановых замен, да и наши ямы, бензин и погода раньше времени приводят к неизбежным отказам любого, самого надежного автомобиля. И тогда оказывается, что устранить три отказа в год Опеля, гораздо дешевле, чем один на Субару. Ремонт таких престижных во всем мире автомобилей, как Ягуар, Ровер, СААБ и ряда других настолько сложен и дорог, что подержанные автомобили этих марок в нашей стране практически не имеют спроса. Но чем дальше движется прогресс, тем больше требований выдвигаются к автомобилям и, прежде всего, к комфорту, а за это надо расплачиваться. Многие сейчас радуются, как дети, что в недорогом бюджетном автомобиле им предоставляют кучу опций, включая климат-контроль, подушки, АКПП, АВS и многое другое. В БМВ система климат-контроля стоит 4800 евро, что составляет примерно 7-10% стоимости автомобиля, АКПП стоит около 8 тыс. евро. В результате, стоимость климата и АКПП в БМВ стоит как средний «кореец», в котором тоже есть и климат и АКПП. Так из чего же они сделаны, как будут служить и можно ли их ремонтировать в случае поломки?

Комфорт
Часто возникает вопрос о том, что многорычажная подвеска современных Фольксвагенов и Ауди менее надежна, чем у предыдущих моделей этих автомобилей. Но не следует забывать, насколько изменились требования к комфорту, о котором раньше и не думали. Не все отдают себе отчет в том, насколько сложно и дорого обеспечить высокий комфорт.
Его основными составляющими является, как внешние атрибуты, которые не так уж и сложно обеспечить, используя в дешевых машинах различные детали интерьера и «прибамбасы», стоимость которых не слишком велика, так и основные.
К основным составляющим комфорта относятся:
— шумоизоляция, обеспечить которую очень сложно и дорого. Для этого надо предусмотреть в кузове установку защиты от проникновения внешних шумов, и обеспечить минимум «звучания» в салоне собственных звуков от мотора, трансмиссии и аэродинамики. На дорогих машинах используется система балансирных валов двигателя, сводящих к практическому нулю уровень вибраций и превращению с помощью многоступенчатых глушителей звук работы мощных двигателей в тихое урчание. Кто не раз выходил с «квадратной» головой от воя трансмиссии из отечественных Волг и Нив. А современные автомобили даже с полным приводом двигаются совершенно бесшумно. Насколько сложно и, главное, дорого предотвратить превращение автомобиля в «музыкальную шкатулку» от вибраций многочисленных листов обивки, приводов замков и стеклоподъемников, в условиях больших перепадов температур и вибраций различного диапазона.
Борьба с вибрациями – очень сложная задача. Спектры частотных воздействий на автомобиль при движении колеблется от нескольких герц, до килогерц. Сделать так, чтобы многочисленные детали салона не имели резонансной частоты во все этом диапазоне и не «зазвучали» разными голосами очень сложно и требует использования очень дорогих материалов. Достаточно вспомнить, сколько нареканий было на первые Мерседес МЛ 163, когда, несмотря на марку и стоимость автомобиля, его американские производители решили сэкономить на отделке салона, используя, хоть и очень приличный, но пластик. И только после того, как с 1999-2000 г. перешли на отделку натуральной кожей, уровень шума в салоне этого автомобиля стал соответствовать его марке.
Еще сложнее борьба с передачей на организм пассажиров ударов от неровностей дороги на различных скоростях. Здесь следует учитывать, что кроме акустических воздействий в диапазоне частот от 60гц и выше, существуют наиболее вредные и близкие к очень вредному инфразвуку малочастотные воздействия. Сделать подвеску достаточно энергоемкой, для демпфирования воздействий большой амплитуды на глубоких ухабах на малой скорости и одновременно парирование мелких неровностей на большой – задача чрезвычайно сложная. Для этой цели используют или многорычажные подвески, имеющие очень широкий диапазон «глотания» воздействий от неровностей или гидропневматические подвески. Кроме того, сама конструкция кузова играет огромную роль. Наибольший дискомфорт «экипажу» приходится испытывать от сдвоенных воздействий при проходе препятствия передней, а потом задней осью автомобиля. Чем меньше временной интервал между этими воздействиями, тем больше дискомфорт от продольных колебаний кузова испытывает человек. Соответственно, комфорт от езды в длинных автомобилях с большим ходом подвески гораздо выше, чем в коротких автомобилях на маленьких колесиках с амортизаторами, чуть больше шариковой ручки. Естественно, использование подвески из 16 рычагов на Пассате Б5, требует их замены примерно раз в 60 тысяч, в отличие от Б4, у которого было всего 4 рычага с коротким ходом. И тут уж каждый должен решать сам, что ему важнее — комфорт или экономия.
Еще одной особенностью заложенных в автомобиль средств обеспечения комфорта состоит в том, что они мало подвержены старению. Вследствие этого, престижный старый автомобиль даже через 10 лет будет гораздо комфортабельнее нового автомобиля такого же класса, но из бюджетного ряда.
В заключение, хочется рекомендовать покупателям автомобилей правильно распределять свои требования к комфорту, исходя из своего бюджета. Перегружая их большим перечнем опций при ограниченном бюджете, Вы всегда делаете это за счет качества самого автомобиля.

Проходимость
Понятно, что не от хорошей жизни для многих наших соотечественников этот вопрос играет большую роль. Хорошо, если есть деньги на дорогой мощный джип. Но если человек хочет выставить требование проходимости при покупке за 10-12 тысяч легкового автомобиля, он должен понимать, что клиренс 18 мм по сравнению с 16 не решает проблемы проходимости. Легковой автомобиль, которому предстоит пробираться к дачному участку по проселку в первую очередь должен иметь малые свесы. Его агрегаты со стороны днища не должны быть нижней точкой и как минимум иметь защиту или в виде балки моста или соответствующую дополнительную механическую защиту. Большую роль здесь играет ход и мягкость подвески. Автомобиль даже с высоким клиренсом, но мягкой подвеской, может раскачаться на проселке и с размаху удариться о препятствие самым уязвимым местом. Не стоит преувеличивать для проходимости легковых автомобилей наличие полного привода. Зато при ремонте Мерседесов 4матик, БМВ с индексом-«Х» и других, затраты на ремонт в несколько раз превышают стоимость стандартных модификаций.

Автоматическая коробка
С каждым годом требование АКПП становится все более часто встречающимся. Если 10 лет назад «автомат» просили не более 2х человек из 10, то сегодня наоборот, почти 70-80% покупателей мечтают об АКПП. Стоимость современной автоматической коробки с электронным управлением очень высока. Разница в стоимости автомобилей с МКП и АКПП начинается с отметки 1500 долларов. Для автомобилей бюджетного сектора она меньше, да и при стоимости нового автомобиля около 15-18 тысяч, из которых, не менее 40% составляют накладные расходы, сложно понять какую АКПП в данный автомобиль поставили и сколько она прослужит. Ясно одно, что ремонт бюджетной АКПП будет существенно дороже, так как практически всегда сводится к ее замене.
Покупка подержанного автомобиля с «автоматом» содержит элемент определенного риска. Так как проверить ее износ, как это делается для двигателя, не представляется возможным. Электронная проверка сканером износ не оценивает. Так что и здесь в первую очередь надо оценивать запас ресурса автомобилей разных марок, рассчитывая на то, что у автомобиля с ресурсом 400 тысяч км. при пробеге 150 тысяч, риск выхода из строя коробки гораздо меньше, чем у автомобиля с ресурсом 150 тысяч, даже если его пробег менее 100 тысяч.

Эксплуатационные свойства и качество автомобилей
Эксплуатационные свойства автомобилей – мощность, экономичность, токсичность, динамичность, грузоподъемность, пассажировместимость, комфортабельность, эргономичность и другие.
Основное эксплуатационное свойство – надежность автомобиля в целом.
Свойство надежности является комплексным и включает в себя четыре базовых свойства (что изучается в учебном курсе “Основы эксплуатационной надежности”).
Безотказность – это свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в течение определенного времени или пробега. Для оценки безотказности применяются следующие основные показатели: вероятность безотказной работы; вероятность отказа; плотности вероятности безотказной работы; средняя наработка до отказа; средняя наработка на отказ; интенсивность отказов; параметр потока отказов, ведущая функция потока отказов.
Долговечность – свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния, при установленной системе проведения работ ТО и ремонта. Можно еще отметить, что теоретически в течение очень длительного периода времени можно сохранять в рабочем состоянии практически любой автомобиль, в том числе и самый ненадежный, но далеко не всегда это выгодно по финансовым соображениям. Если взять автомобиль, рыночная цена которого резко падает и достигла того уровня, когда она делается соизмеримой с ремонтом двигателя, коробки или кузова после аварии, то в случае возникновения необходимости такого ремонта, проще машину продать на запчасти. Это является основной причиной того, что старых автомобилей известных марок на дорогах полно, причем часто в возрасте за 20 лет, а старый Фиат, Ровер, Форд и корейский автомобиль старше 5-7 лет встретить уже трудно, не говоря уже про 10 и более лет. Для оценки безотказности применяют следующие основные показатели: средний ресурс и средний срок службы; гамма-процентный ресурс и гамма-процентный срок службы. К базовым терминам долговечности автомобиля относятся: Наработка – продолжительность работы автомобиля или его КЭ. Ресурс – суммарная наработка автомобиля или его КЭ от начала эксплуатации или её возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние. Срок службы – календарная продолжительность от начала эксплуатации автомобиля (его КЭ) или её возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.
Ремонтопригодность или эксплуатационная технологичность – свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов (повреждений) и поддержанию (восстановлению) работоспособного (исправного) состояния путем проведения ТО и ремонтов. Для оценки ремонтопригодности применяют основные показатели: вероятность восстановления; гамма-процентное время восстановления; среднее время восстановления; интенсивность восстановления; средняя трудоемкость восстановления. Для характеристики ремонтопригодности автомобилей и его КЭ используется еще частные относительные показатели – легкосъемность и доступность.
Сохраняемость – свойство автомобиля сохранять показатели безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования. Для оценки сохраняемости применяют следующие основные показатели: средний срок сохраняемости и гамма-процентный срок сохраняемости. На АТ эти показатели применяют для автомобилей при длительном их хранении (консервации), транспортировании; для материалов (масел, технических жидкостей, лакокрасочных покрытий и некоторых видов изделий и запасных частей – в первую очередь шин и аккумуляторных батарей) — при их хранении.

Состояние автомобиля
Нас часто спрашивают, какие значения мы вкладываем в понятия, которыми пользуемся, давая оценку состоянию того или иного автомобиля. Имеет смысл понимать, что все это достаточно условно, но то, что мы в ДЭКСе понимаем под общепринятыми терминами оценки, выглядит примерно так:
1. Отличное состояние предусматривает отсутствие недостатков в агрегатах и внешнем виде. Оно характерно для практически новых автомобилей, либо тех, за которыми хозяин ухаживает в такой степени, что ни одна царапина, ни один люфт или иной недостаток не остается на машине и устраняется без экономии на качестве.
2. Хорошее состояние отличается от отличного возможностью накапливания некоторого количества недостатков, которые ни в какой степени не влияют на работоспособность машины. Это могут быть мелкие царапины или сколы, начальный люфт в соединениях и износ основных агрегатов на уровне не более 30%, т.е. на стенках цилиндров могут быть некоторые потертости и даже в камере может быть незначительное количества масла, НО НЕ ЧЕРЕЗ КОЛЬЦА, а через ножки клапанов в силу старения маслосъемных колпачков.
3. Приличное состояние — это тот случай, когда для приведения автомобиля в хорошее состояние требуются вложения после покупки в сумме НЕ БОЛЕЕ 10% стоимости машины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *