Что называется религией в древнем египте
Религия Египта: древние времена и наши дни
История религии Египта насчитывает 4 000 лет. За этот период цивилизация прошла путь от язычества с его многобожеством к монотеистическим верованиям (признанию единого Бога).
Какая религия сегодня исповедуется в Египте и какие нормы поведения в связи с этим приняты в стране?
История религии
В древности в Египте было принято многобожество. Главными богами считались Ра, Осирис, Исида. Древние египтяне признавали потусторонний мир и верили в страшный суд, на котором будет взвешиваться их сердце — хорошие и плохие дела, совершённые в течение земной жизни. От назначенной участи зависела величина земельного надела и привилегии в загробной жизни. Душа в представлении египтян наделялась бессмертием. В могилах обитала сущность Ка, нарушать покой которой воспрещалось. На папирусы и стены гробниц царственных особ наносились тексты молитв. Позже они были объединены египтологами в сборник — «Книгу мёртвых». Древние писания удалось прочитать после расшифровки значений иероглифов французским учёным Жаном-Франсуа Шампольоном.
Первым реформатором стал фараон Эхнатон, выступивший за отмену многочисленных культов и поклонение одному Богу Солнца — Ра. Во времена правления фараона разрушались храмы с местами для жертвоприношений и проведения языческих праздников.
Иудаизм, как и другие монотеистические религии, зародился на берегах Нила. Моисей, служивший при дворе фараона, впоследствии совершил поход в Землю Обетованную, ведя людей из египетского рабства через пустыню 40 лет (должно было сформироваться новое поколение свободных людей).
451 год до н.э. — официальная дата принятия Египтом христианства. Коптская религия, берущая начало от раннего Евангелия Марка, пришла из Римской империи. В настоящее время в стране проживает около 10% коптов-христиан. В Каире, Александрии и других городах страны сохранились древние святыни. Одна из них — Висячая церковь в столице. Её название обусловлено конструктивными особенностями: всё здание удерживают две центральные балки. Храм знаменит тем, что в нём укрывались Дева Мария с маленьким Иисусом, бежавшие от преследований царя Ирода. Церковь претерпела несколько реконструкций, однако сохранила старинное обличие.
В 640 г. началось арабское завоевание Египта. Большая часть населения приняла ислам, провозглашённый позднее официальной государственной религией. В Каире расположен главный на Востоке университет по изучению ислама — Аль-Азхар. В центре столицы доступны для обзора сохранившиеся в первоначальном виде старейшие мечети: Мухаммеда Али, Аль-Хакима, Сиди Эль Хуссейн, Голубая мечеть.
В Египте на протяжении многих веков представители разных религий существуют мирно. В 2017 году новый президент Египта Абдель Фаттах Сиси поздравил коптскую церковь с праздником Рождества. Копты — православные христиане. Крещение, Пасха и другие религиозные праздники у них совпадают с календарём Русской православной церкви.
Коптская церковь
При посещении христианской церкви в Египте религиозные церемонии осуществляются в следующем порядке:
Египтяне всех религий убеждены в единстве Бога. Слова, используемые христианами и мусульманами в повседневной жизни и во время причастия, звучат на арабском языке одинаково в связи с особенностью перевода слова «Бог» (по-арабски — «Аллах»).
Наиболее часто употребляемые выражения:
Религия Египта и туризм
В отличие от районов, где проживает местное население, в туристических городах границы между египетским и европейским менталитетами стёрты. Иностранцы могут посещать религиозные достопримечательности Египта, церкви, храмы, мечети как на курортах Хургады и Шарм-эль-Шейха, так и в крупных городах — Каире и Александрии. Нормами поведения в Египте считаются проявление уважения к представителям других религиозных групп и национальностей; одежда, закрывающая плечи и ноги ниже колен для женщин, торс и ноги полностью для мужчин. В Египте эти правила соблюдаются в равной мере как христианами, так и мусульманами. В исламе женщины покрывают ещё и голову.
Задавайте ваши вопросы эксперту по Египту
Наши соцсети: Фэйсбук, Викей.
Религии Египта
Египетская земля очень древняя, страна не меняла своих границ на протяжении тысячелетий, менялись только народы и цивилизации. Каждая цивилизация вносила свой вклад в наследие этой страны – свою культуру, религию и образ жизни. Так постепенно народы сменяли друг друга, перемешивались национальности и традиции.
Древние народы, которые первыми осели на территории Египта, были выходцами из Северной Африки. Они перекочевали на более плодородную землю Нила из засушливых территорий, которые превратились в Северную Сахару после Ледникового периода и устроили свою жизнь. Человечество тянется к Богу с самого своего зарождения, это врожденное стремление узнать своего Создателя была всегда и у всех, что породило возникновение разных верований и целых религий. Первой религией в Египте, как и в других уголках Земли, стало язычество.
Период язычества в Египте
Христианство в Египте
Христиане первых годов нашей эры, осевшие на египетской земле, откуда их никто не выгонял, стали широко распространять новую религию (особенно в провинциях, в дела которых Рим не вмешивался – центр и юг). Стали основываться первые в мире христианские монастыри, которые поначалу устраивали в старых опустевших гробницах фараонов. Монастырь св. Екатерины на Синайском полуострове до сих пор сохранился и считается выдающейся святыней раннего христианства. Он представляет собой отдельное строение в пустыне.
Копты свято чтили свою новую веру, хотя она и стала со временем немного отличаться от христианства европейского. На это оказало влияние предыдущие религиозные культы, которые в течение тысяч лет были главенствующими в стране – языческие. Культ богини Исиды был со временем заменен на культ Богородицы, даже многие храмы Исиды и статуи богини с божественным младенцем Гором были заимствованы христианами для культа Девы Марии с младенцем Иисусом.
Надо сказать, что переход оказался плавным и вовсе безболезненным, люди легко приспособились к новым святым, а Богом считали все того же «невидимого вездесущего Творца», что и раньше. Некоторые обряды и религиозные традиции перекочевали из древнеегипетской веры в православную религию коптов, а потом оттуда и в Рим и по всей земле. Например, это обряд крещения, то есть посвящение в священные тайны, троица, некоторые церковные обряды и праздники, крестный ход вокруг храма с ношением изображения богов и царскими дарами. До сих пор египтяне празднуют праздник Шам эн-Несим (весеннего ветра), который считается данью древних традиций египтян времен фараонов. Он плавно присоединился в православной Пасхе и всегда выпадает в понедельник после Христового воскресенья (дата плавающая, как и у Пасхи). Любопытно, что в этот праздник по древней традиции красят вареные куриные яйца и ходят на пикники всей семьей.
Первый христианский апостол Марк пришел на землю египетскую, где и писал свое Евангелие, которое было внесено в Библию. Со временем языческие храмы стали превращаться в христианские православные церкви и монастыри. Влияние египетских коптов на христианство огромно, ведь именно они в первый век зарождения христианской веры установили религиозные обряды (о которых не было информации в Евангелие), смогли сопоставить новую религию с бытом и научить верян по-новому молиться, установили христианскую религиозную традицию и упорядочили храмы с новыми жрецами – священниками. А те в свою очередь установили каноны церкви и религиозные догматы. Первый христианский епископ также появился в Египте.
Египетская земля считается особенной в религиозном плане, ведь на ее территории побывали посланники крупных мировых религий – Иудаизма, Христианства и Ислама. Эта земля священна для верующих, поклоняющихся единому Богу-Творцу, о котором говорится в этих трех Посланиях к человечеству. Моисей был египтянин и именно он прогнал войско фараоново, утопив его в море и показав, что óн посланник Бога, а не фараон, как считалось в древности египтянами. Иисус с Девой Марией и Иосифом скрывались от гонений из Палестины именно на египетской территории, на Синайском полуострове до сих пор водят туристов по святым местам, где жило Святое семейство. Пророк мусульманской религии Мохаммед также достиг земли Египетской, странствуя из Аравии и распространяя Ислам.
Ислам пришел в Египет вместе с арабом из Аравии Салах эд-Дином, который освободил египтян от римского ига и прогнал римских наместников. Египтяне с радостью приняли нового завоевателя, так как он пришел с миром и избавил людей от тотального гнева и ущемлений римских властей, которые принимали население за рабов и не принимали во внимание то, что они одной веры, христиане истреблялись наравне с язычниками.
Арабы оттеснили римское иго и относились к местному населению и его религии уважительно. Христиане могли свободно исповедовать свою веру, никто их больше не угнетал, все население пользовалось одними правами (которые были значительно расширены) с прибывшим арабским населением, которое стало потихоньку перекочёвывать на более плодородные египетские земли.
Египет при власти арабов стал наконец-то жить хорошо. Возобновилась жизнь и быт людей, население не чувствовало себя угнетенным, арабский язык стал стремительно распространяться в школах, но местное наречие сохранило египетские слова. В это же время арабы принесли с собой новую религию Ислам, которую они исповедовали у себя дома в Аравии. В эпоху раннего ислама (а это в IX веке) новая власть Египта не обращала население в веру насильно. Главной особенностью этого периода стало то, что население Египта имело свободное право выбора религии, многие принимали Ислам, а те, кто предпочел остаться христианами жили свободно, исповедуя свою веру. Это стало возможным потому, что в священной книге мусульман Коране говорится, что никто не должен прийти к вере насильно, а христиане и иудеи считаются людьми единого Писания, которое исповедует веру в одного и того же Единого Бога (слово Аллах это Бог на арабском языке), поэтому они не считаются неверными и их следует уважать и не прогонять. Так и было на деле. Язычество в это время было полностью покорено, хотя еще оставалось в быту и некоторых традициях местного населения, особенно в селах. За это также никто не преследовал, жизнь стала мирной и значительно спокойнее, чем при предыдущей власти.
Стали строиться мечети и исламские школы, люди стали принимать ислам по своей воле, так как считали это просто продолжением и дополнением уже известной им вере христианству. В первые годы ислама все египтяне воспринимали новую религиозную информацию и Божественные откровения, принесенные пророком Мохаммедом, продолжением и заключением предыдущих книг пророчеств Моисея и Иисуса о едином Боге и его Законе, поэтому не считали совершенно новой религией.
Православные копты, которые жили в монастырях остались верными своей истине и не присоединились к распространяющемуся новому учению. Со временем нашлись новые последователи православия, которые присоединились к имеющимся, и вместе с монахами продолжали молиться Богу по-своему. Некоторые храмы были перестроены в мечети, но копты продолжали занимать свои православные храмы и вести в них службы, никто им не запретил.
Египтяне постепенно приспосабливались к новым религиозным течениям в течение столетий, которые плавно вплетались в жизненный уклад и традиции, преобразовывая язычество в православие и затем в ислам. При этом традиции и обряды накапливались и видоизменялись, наслаивая культуры и мировоззрение разных народов, правивших Египтом. Это наслоение и создало особенный менталитет, способность впитывать все новое и приспосабливаться к обстоятельствам у египтян.
Европейская колония и ее влияние
После периода справедливого правления Салах эд-Дина и его правительства, при котором египтяне не только получили назад свои права и с тали жить лучше, чем при римлянах, но и получили новую религию, пришли новые завоеватели. Персы и турки не щадили египтян так, как арабы, персы и турки по очереди вели битвы и угнетали население, хотя и имели одну с ними веру ислам. Начались «темные века» для египетской цивилизации, снова народ стал зависим и угнетен.
Это несколько повлияло на веру, появились экстремистские течения, которые пришли в Египет извне и нашли отклик в сердцах порабощенного и бедного населения. При этом персы не смогли навязать египтянам «свою версию» ислама – шиизм, египетские мусульмане продолжали исповедовать сунну. То есть они верили, что пророком и первым исламским халифом был Мохаммед (в отличие от шиитов, которые считают, что этим правом должен был быть наделен Али, родственник пророка Мохаммеда) и пользоваться его сунной – сводом правил для ведения бытовой жизни, наряду с законами, прописанными в Коране.
Османская империя также в свое время владела Египтом, поэтому навязывала египтянам свои новые правила поведения и законы. Единым мусульманским законом считался шариат, то есть кодекс правил, которые прописаны в Коране, ниспосланном Аллахом (Богом) для людей, чтобы справедливо узаконить быт. Христиане копты как меньшинство также были обязаны ему подчиняться – это был местный Правовой кодекс.
После римлян, арабов, персов и турок египтяне снова оказались в зависимости от оккупантов, сначала французов, а затем англичан, которые правили Египтом по очереди, как своей африканской колонией. В этот период Египет был королевством, короли были египтянами, подчиняющиеся протекторату колонистов. В это время религия отошла в сторону, на улицах все меньше можно было заметить женщин с покрытой головой в длинных скромных традиционных нарядах, сказывалось влияние и мода Европы. Атеизм не накрыл страну, впрочем, как никто не навязывал египетским мусульманам обратиться в Христианство под влиянием католиков-колонизаторов, люди продолжали следовать исламу в душе. В это время в страну стало съезжаться множество европейцев, которые стали жить в Каире и Александрии, привязалась новая культура, что отразилось на архитектуре и моде.
В черно-белых фильмах начала XX века можно увидеть египтян, которых не отличишь от европейцев по стилю одежды, да и по внешности, об этом в статье о Египте 1960-х годов. Этот период египетской истории наложил новый культурный пласт на общество, повлиял на мировоззрение.
Люди стали культурно обогащаться, читать книги, появилась египетская интеллигенция, высший слой общества, но в то же время выделилось бедное население, которое одно страдало от оккупации и ущемления прав. Дети бедняков в основном не обучались в школах, король на это не обращал внимание. С вытеснением религиозных традиций из городов, сельское население наоборот, стало обращаться к истокам и не забыло свою веру и культуру.
Во времена французской и английской оккупации копты и мусульмане жили в мире друг с другом, общество все больше становилось смешанным, переселялось множество европейцев, особенно итальянцев, греков, испанцев – народов европейского средиземноморского побережья. Египтяне говорили на французском, а затем на английском языке, и в свою очередь стали эмигрировать во Францию и Англию, произошел культурный обмен.
Современный религиозный конфликт на территории Египта
Что называется религией в древнем египте
Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде. «Книга Мёртвых». XIV век до н. э.
внеегипетская религия — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.
В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая. Просуществовал также недолго культ атонизма, который можно рассматривать как монотеистический. Некоторые египтологи утверждают, что в Древнем Египте издавна существовали монотеистические тенденции.
Христианство, которое сменило египетскую религию, характеризовало её как одну из форм язычества. Таким же термином её называют последователи кеметизма — современного варианта древнеегипетской религии.
1. Ранние верования
Доисторические племена долины Нила, как и представители других первобытных культур, во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения, под влиянием перехода населения от кочевничества к осёдлому образу жизни. Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уас.
В значительной степени на верования первобытных египтян, как и на всю их жизнь, воздействовал Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву, что позволяло собирать хорошие урожаи (олицитворение благодетельных сил), но иногда он вызывал значительные бедствия — наводнения (олицитворение сил губительных для человека). Периодичность разлива реки и наблюдение за звёздным небом, позволило с достаточной точностью создать древнеегипетский календарь, благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что также отразилось на их верованиях. В возникающих первых поселениях-городах египтян имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, обычно в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного — тотема.
2. Культ животных
Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков, восходя к доисторическому тотемизму, с которым в ряде случаев было сильно сближено, фактически составляя явления одного порядка. Номы и города часто сопоставлялись и были связаны со своими богами-животными, что отражалось в их названиях (см. список номов Древнего Египта), также многие иероглифы египетского письма представляли собой символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых, являвшихся идеограммами обозначавшими каких-либо божеств:
Идеограмма | |||||||||
Животные | утка | собака | гриф | крокодил | «зверь Сета» | ибис | кобра | заяц | сокол |
Божества | Геб | Инпу | Мут | Себек | Сетх | Тот | Уаджит | Унет | Хор |
2.1. Быки и коровы
Крупный рогатый скот обожествлялся, выступая как символ благоденствия, изобилия и плодородия. Постепенно культ скота трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам, с которыми существовали разнообразные связи быка (коровы) и соответствующего ему мифологического образа бога:
1) полное тождество;
2) бык (корова) как земное воплощение божества;
3) как атрибут божества.
Основным регионом почитания быков и коров был Нижний Египет, где египтяне больше занимались скотоводством, в связи с большим количеством пастбищ, центры культа были в городах Инбу-хедж (Мемфис), Иуну (Гелиополь), и также в Верхнем Египте — в городе Иуни (Гетмонтис).
Жрец преподносит благовония богу Ра-Атуму-Харахути. XX династия. Около 900 г. до н. э. Луврский музей.
2.2. Гиппопотам
В некоторых мифах враги Ра, слуги Сета, могли выступать в виде гиппопотамов.
2.3. Змея
Амаунет (Амонет) — в египетской мифологии женская форма бога Амона (впоследствии вытеснена в качестве пары Амона богиней Мут). Амаунет изображалась с головой змеи или в образе змеи, одна из богинь Огдоады — гермопольской Великой Восьмерки Это заготовка статьи о древнеегипетской мифологии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
2.4. Крокодил
Весь период истории Древнего Египта в различных областях почетались обожествлённые крокодилы. Выбирались отдельные, «верховные», особи, становившиеся местными божествами, которых окружали почётом, им возносились молитвы и приносились жертвы в храмах, где они содержались.
Основные центры культа в Верхнем Египте —
I ном: город Небут (греч. Омбой, рим. Омбос),
IV ном: город Уасет (греко-рим. Фивы),
XXI ном: город Шена-хен (греч. Крокодилополь, греко-рим. Арсиноя).
2.5. Сокол (или ястреб)
Божества-соколы почитались под разными именами во многих областях Египта и Нубии, но все они, как правило, были связаны с небом и солнцем. Постепенно их культ трансформировлся от тотемических верований к антропоморфным богам, поклонение которым между разными областями переплеталось и объединялось, иногда, наоборот, ещё больше дифференциируясь на ипостаси.
3. Пантеон богов
Древнеегипетская религия, со всем присущим ей разнообразием богов, являлась результатом слияния независимых племенных культов.
Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.
Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.
4. Сотворение мира
Боги Осирис, Анубис и Хор. Деталь росписи в гробнице фараона Хоремхеба. XIII в. до н. э.
В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.
Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.
Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошёл от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.
Ещё одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.
5. Другие мифы
5.1. Убийство Осириса
Четвёртое поколение эннеады стало в то же время героями одного из наиболее ярких египетских мифов. Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал коварный план его убийства. Он узнал размеры его тела и пригласил его на праздник, где показал гостям саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он придется впору. Все гости пробовали лечь в саркофаг, но он подошёл только Осирису. Как только он лег, Сет захлопнул крышку саркофага и залил её свинцом, а затем утопил его в Ниле.
Жена Осириса Исида, будучи беременной, не могла сражаться с Сетом, и он присвоил себе власть над всем миром.
Исида разыскивала тело своего мужа. Дети рассказали ей о злодеянии Сета. Исида шла по следу саркофага до самого Библоса, где нашла его укрытым в стволе дерева, из которого была сделана колонна дворца царя Мелькарта. Исида нанялась при дворе служанкой и завоевала доверие царицы. После того как Исида открылась ей, царица убедила своего мужа освободить саркофаг. После этого Исида доставила тело Осириса обратно в Египет и возродила его к жизни великими заклинаниями.
Осирис не воскрес, но стал правителем загробного мира; Сет укреплял свою власть над Египтом и всем миром.
5.2. Война богов
Барка бога Ра (в центре) проходит по подземному миру (Дуат). Гробница Рамсеса I. XIII в. до н. э.
Особенно дорого война стоила людям, потому что именно они были в армиях, которые Гор и Сет бросили друг против друга. Гор напал на Нубию, в которой правил Сет, и одержал практически полную победу над его войском. Тогда Сет сам вступил в бой. Его битва с Гором не принесла никому победы, однако Нубия отошла к Гору.
5.3. Глаз Гора
Во время войны с Сетом Гор лишился левого глаза, но Исида исцелила ранение сына; иногда также спасителем считают Тота. Лунный глаз Гора (т. н. Уджат) стал символом исцеления и защиты от опасности и со времен Древнего Царства использовался как амулет. В наши дни глаз Гора изображается по обе стороны носа судов, курсирующих по Нилу.
5.4. Объединение страны
Ра, видевший, что мир пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились во мнениях, и в конце концов воззвали за советом к Нейт(так же её называют Маат) богине мудрости. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром, и заставил богов принять совет Нейт. Мир был разделен: Гору досталась чёрная земля Египта, Сету — красная земля враждебной пустыни.
5.5. Уничтожение человечества
Было время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном и в царстве богов, и в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и слабым, и не одни боги решили воспользоваться этим. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Решение было единогласным, по совету бога Нуна: его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в форме богини Сехмет, чтобы покарать их.
Для этой цели была выбрана Хатор, и после превращения в злобную львицу Сехмет она отправилась к людям, чтобы начать кровопролитную бойню. Все живое, что попадалось Сехмет на пути, она убивала. Но, когда Ра это увидел, его сердце преисполнилось сострадания к людям, и он решил прекратить свою кару. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет. Тогда Ра пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред.
Настолько все это огорчило Ра, что он решил уйти из мира. Он забрался на спину Нут, превратившейся в корову, и она унесла его в небо. Другие боги схватились за её живот, и превратились на пути к небу в звезды. С тех пор небо с землей разделены, как и боги с людьми, и с тех пор ведется нынешняя история. Этот миф известен из «Книги священной коровы», впервые записанной полностью в эпоху Нового царства; одна такая книга была найдена в гробнице Сети I.
Содержание мифа напоминает библейскую историю о Ное, в которой также гнев бога настигает непокорных людей.
5.6. Культ Атона
Атон, олицетворяющий солнце, был всеобщим божеством в религии Эхнатона. В период его правления почитание Атона многократно увеличилось, что дает право некоторым исследователям говорить о его монотеистическом культе. Положение Атона в египетской мифологии упрочилось уже при Аменхотепе III, особенно в рамках семьи фараона. Однако при Эхнатоне Атон сменил Ра и стал главным и практически единственным богом в Египте, «дарителем жизни».
Наследники Эхнатона восстановили старую египетскую религию, и главным божеством вновь стал Амон-Ра.
6. Погребальный культ
Богиня Нут в образе коровы. Изображение из книги Уоллиса Баджа «Боги Египта», том 1, ок. 1904 г.
Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели в конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из религиозных представлений египтян.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.
Осирис, первый царь Египта, научил свой народ многим искусствам и наукам, включая архитектуру, и подарил египтянам их основные продукты питания — хлеб, пиво и вино. Он также дал им законы и научил почитать богов. Его женой и царицей была волшебница Исида. Тот был его визирем, и он стал родоначальником письменности. Анубис и Упуаут сопровождали Осириса в его путешествиях по свету. Осирис был предательски убит его братом, Сетом. Сет изготовил богато украшенный саркофаг, принес его на пир, устроенный при дворе, и пообещал подарить свой саркофаг тому, кому он лучше всего подойдет. После того как все остальные примерили саркофаг, Осирис сделал то же самое, и оказалось, что он подходит ему просто идеально. Но Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку саркофага, запечатали его и бросили в реку. Так Сет захватил трон Египта. Но Исида, сестра и жена Осириса, в сопровождении Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на поиски мертвого царя и в конце концов нашли саркофаг с его телом, который выбросило волной на берег около города Библа. Исида привезла тело своего мужа в священный город Буто, но Сет нашёл его и разрубил на множество частей. Части расчлененного тела Осириса были разбросаны по всему Египту, но Исида собрала их все и соединила при помощи Анубиса, бога с головой шакала (по одной из версий легенды он был плодом тайной любви Осириса и Нефтиды), который забальзамировал тело царя. В этой мумифицированной форме Осирис ожил, но продолжил свое существование вдали от мира смертных, став правителем загробного царства. Исида родила Гора, посмертного сына Осириса, зачатого посредством магического оплодотворения, и спрятала младенца от Сета среди болот Дельты, где ей помогала богиня-корова Хатхор, исполнявшая роль кормилицы. Гор вырос, заявил о своих правах на трон и после длительной борьбы с Сетом победил его в бою. В ходе ожесточенной схватки Сет вырвал один глаз Гора, а Гор отсек Сету гениталии. Сет обратился к богам, заявив, что претензии Гора на трон безосновательны, но божественный суд под председательством Геба признал права Гора законными, и он стал царем Египта. Таким образом, Осирис и Гор были предками всех фараонов, и они наделили их своими божественными качествами. Можно заметить, что Гор из легенды об Осирисе, Гор-дитя, отличается от древнего бога неба Летополиса. Сам Осирис, чьим древним фетишем было дерево, начинал как земледельческий бог. Временем его смерти было то время, когда полноводный Нил начинал отступать. Легенда о нём появилась в «текстах пирамид», но источник её неизвестен. Она попала в район Дельты откуда-то ещё, и Осирис поглотил древний культ бога Дельты Анджети, «защитника» Бусириса. Его престиж распространился по всему Египту, он был включен в различные космологии, присоединил к себе некоторых других богов, включая Анубиса и Упуаута, и оставался самым вездесущим из египетских богов, вплоть до того времени, когда сама египетская религия была уничтожена христианством. Хотя легенду об Осирисе можно рассматривать как метафору египетского цикла, состоящего из разлива Нила, времени роста, сбора урожая, засушливого сезона, с противостоянием влажности и сухости, плодородия и бесплодия.
Божество-бык Хеп (Апис) в антропоморфном виде. Мемфис, эллинистический период (III-II вв. до н. э.)
Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обернутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими её от тления.
Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался в форме человека.
Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).
Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.
Когда речь заходит о пирамидах, читатель или турист вспоминает обычно пирамиду Хеопса. Действительно, эта пирамида наиболее грандиозна и монументальна, а совершенство её пропорций является результатом сложных математических расчетов. Её высота достигала 146,59 м, длина каждой из четырёх сторон основания — 230,35 м. На сооружение этой пирамиды понадобилось 2 590 000 кв. м. глыб камня (или как считают многие ученые египетские строители использовали раствор похожий по своим свойствам на современный раствор цемента), нагроможденных на поверхности около 54000 кв.метров. Облицовка её наружных стен была, по-видимому, покрыта плотным слоем штукатурки и именно с этим связано арабское название «раскрашенная пирамида». Множество недоразумений возникло в связи с планировкой её внутренних коридоров и так называемой главной царской камеры с пустым саркофагом. Как известно, от этого помещения наружу ведет под углом узкий проход — вентиляционный канал, а над камерой находится несколько пустых разгрузочных помещений, сооруженных для того, чтобы уменьшить огромное давление каменной массы. Основание пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было ориентировано на 4 стороны света, но в связи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего равноденствия эта ориентировка уже не так точна, как прежде.
Божество-бык Мер-Ур (Мневис) в антропоморфном виде. Бронзовая фигура.
Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и — со времени Микерина — 5-и ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырёх сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.
Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Преемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.