Что называется реакцией обмена
Обменные реакции
Реакциями ионного обмена называют химические реакции, которые протекают между ионами без изменения степеней окисления элементов и приводят к обмену составных частей реагентов.
Уравнения обменных реакций записывают в молекулярной форме (с указанием формул всех реагирующих веществ со стехиометрическими коэффициентами); в полной ионной форме (с указанием всех существующих в растворе ионов) и в сокращенной ионной форме (с указанием только тех ионов, которые непосредственно взаимодействуют между собой).
При написании уравнений реакций в ионной форме формулы малодиссоциирующих веществ (слабых электролитов) записывают в молекулярной форме.
Уравнения реакций обмена в водных растворах электролитов составляют так.
Реакции ионного обмена в растворах электролитов протекают практически необратимо и до конца, если в качестве продуктов образуются осадки (малорастворимые вещества), газы (легколетучие вещества), слабые электролиты (малодиссоциирующие соединения) и комплексные ионы.
Если при взаимодействии растворов электролитов не образуется ни одно из указанных видов соединений, химическое взаимодействие практически не происходит.
Уравнения обменных реакций можно записать в молекулярной форме, полной ионной форме, с указанием всех существующих в растворе ионов и в сокращенной ионной форме, которая, собственно, и выражает взаимодействие ионов. Следует отметить, что при написании уравнений реакций в ионной форме малодиссоциирующие вещества (слабые электролиты) записывают в молекулярной форме.
Пример 1. Реакция между нитратом свинца и сульфатом калия. В результате этой реакции образуется нерастворимый сульфат свинца и выделяется растворимый нитрат калия:
Пример 2. Взаимодействие карбоната натрия с серной кислотой. При этом выделяется углекислый газ и вода, а в растворе остаются катионы натрия и сульфат-ионы:
Пример 3. Реакция между азотной кислотой и едким кали. В результате данной реакции образуется малодиссоциированное соединение — вода, и в растворе остаются катионы калия и нитрат-ионы:
Иногда в ходе обменных реакций образуются вещества, для которых в таблице растворимости приведены символы «–» (в водной среде разлагается или не существует) или «?» — нет достоверных сведений о существовании соединения. Это означает, что данное соединение водой разлагается на кислоту и основание.
Так, например, сульфид алюминия разлагается водой на Al(OH)3 и H2S, карбонат хрома (III) Cr2(CO3)3 разлагается на Cr(OH)3 и CO2 и т.д.
Пример 4. Реакция между водными растворами сульфата алюминия и карбоната натрия:
Теоретически в результате этой реакции должны образоваться сульфат натрия и карбонат алюминия. Однако последний в водном растворе не существует, а разлагается на Al(OH)3 и CO2. Следовательно, реакция пройдет следующим образом:
Урок 13. Типы химических реакций
В уроке 13 «Типы химических реакций» из курса «Химия для чайников» мы узнаем о типах химических реакций; подробно рассмотрим каждый тип и научимся их различать.
Мир химических реакций весьма разнообразен. Самые различные химические реакции постоянно происходят в природе, осуществляются человеком. Можно ли классифицировать химические реакции? Что положить в основу их классификации? Сущность всякой химической реакции состоит в превращении веществ: разрушаются исходные вещества и образуются продукты реакций, меняется число и состав исходных веществ и продуктов реакции. Характер этих изменений и положен в основу классификации химических реакций.
Реакции соединения
Рассмотрим уравнения следующих реакций (рис. 62):
Чем сходны данные реакции между собой? Тем, что в результате взаимодействия двух веществ получается только одно вещество. Такие реакции получили название реакций соединения.
Реакции соединения — это реакции, в результате которых из двух или нескольких веществ образуется одно новое сложное вещество.
В одних случаях из двух простых веществ получается одно сложное, в других — соединяются два и более простых или сложных веществ:
Реакции разложения
Рассмотрим уравнения следующих реакций:
Можно заметить, что из одного сложного вещества получается два или более новых веществ. Это реакции разложения. В них могут образовываться как простые, так и сложные вещества.
Реакции разложения — это реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ.
Для начала реакции разложения обычно необходимо нагреть исходные вещества. Например, негашеную известь CaO в промышленности получают нагреванием известняка CaCO3, реакция разложения происходит при температуре около 1000 °С. К такому типу реакций относится и реакция разложения метана CH4 (рис. 64) — составной части природного газа:
Реакции замещения
А могут ли взаимодействовать между собой два вещества: одно простое и одно сложное? Проверим это на опыте. В раствор медного купороса опустим небольшой кусочек железа — кнопку, гвоздь, канцелярскую скрепку с хорошо очищенной поверхностью. Через 2—3 мин извлечем железо из раствора и увидим, что на его поверхности образовался темно-красный налет меди. В химическую реакцию вступили простое (Fe) и сложное (CuSO4) вещества, и образовались новое простое (Cu) и новое сложное (FeSO4) вещества:
Из опыта и уравнения химической реакции хорошо видно, что атомы железа заместили атомы меди в сложном веществе (рис. 65). Такие химические реакции относятся к реакциям замещения.
Реакции замещения — это реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.
Для протекания таких реакций необходимо соблюдать некоторые особые условия. Не все простые вещества обязательно должны взаимодействовать со сложными веществами. В дальнейшем при изучении химии вы познакомитесь с этими условиями, а также с другими типами химических реакций.
Краткие выводы урока:
Надеюсь урок 13 «Типы химических реакций» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии. Если вопросов нет, то переходите к следующему уроку.
Урок+презентация «Реакции обмена» 8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Презентация.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Какая реакция лишняя? 2Cu+O2=2CuO Zn(OH)2=ZnO+H2O Mg+H2SO4=MgSO4+H2 FeS+2HCl=FeCl2+H2S
Художественные образы реакций Реакция разложения Реакция соединения
Лекарь + П Пекарь + Л Реакция замещения
Тема: Реакции обмена Цель: выяснить какие реакции называются реакциями обмена, дать определение, научиться составлять уравнения химических реакций, определить условия их протекания.
Какие из реакций обмена будут протекать до конца? Почему? BaCl2 + 2AgNO3 → Ba(NO3)2 + 2AgCl Cu(NO3)2 + 2NaCl → CuCl2 + 2NaNO3 2НNO3 + К2S → Н2S↑ + 2KNO3 Mg(ОН)2 + Н2SO4 → MgSO4 + 2H2O 2HNO3 + ZnSO4 → H2SO4 + Zn(NO3)2
Выбранный для просмотра документ Технологическая карта открытого урока по химии в 8 классе.docx
Технологическая карта открытого урока по химии в 8 классе
Педагогическая цель : сформировать интерес к изучению нового курса: создать условия для формирования научного мировоззрения у обучающихся о науке химии; продолжить формирование знаний о типах химических реакции, познакомить с реакциями обмена.
Тип, вид урока: урок постановки учебной задачи
— предметные: обучающийся научиться классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; использовать таблицы растворимости для определения возможности протекания реакции обмена; наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакции; будет знать определения понятий: «реакция обмена», «реакции нейтрализации».
— личностные: формирование умения управлять своей познавательной деятельностью; понимание значимости естественно-научных и математических знаний для решения практических задач; формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту.
— универсальные учебные действия: Познавательные – использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы, проводить наблюдение; составлять на основе текста таблицы, схемы, опорный конспект, в том числе с применением средств ИКТ; получать информацию из различных источников и интерпретировать её.
Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.
Формы и методы обучения:
Организационная структура урока
Проверка готовности обучающихся к уроку; эмоциональный настрой на урок.
Учитель приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку.
Актуализация опорных знаний урока
Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль:
Учитель: Все, что нас окружает, состоит из веществ. Взаимодействуя друг с другом они изменяют свои свойства и состав. И начать урок я хочу с загадки.
Эти явления знаете вы
В жизни нашей встречаются они,
А отличают эти явления – взаимные превращения,
И образуются всегда – новые вещества.
Что же это за явления? (химические реакции)
Учитель: Кто ответит, что такое химическая реакция?
Учитель: С какими тремя типами хим. Реакций мы уже познакомились?
Учитель: Хорошо, теперь я предлагаю вам немного поиграть. На слайде 4 типа реакций, 3 вам уже знакомы, а одна является лишней т.е. не изученной нами. Вам необходимо определить тип химических реакций, записать уравнения и расставить коэффициенты.
(Один человек работает у доски)
(1 – соединения, 2 – разложения, 3 – замещения)
Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.
Учитель: Итак, очевидно, что сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым типом химических реакций. (Учитель подходит к ученику и просит у него ручку, а ему отдает карандаш). Вопрос: Что мы сделали? Как выдумаете
к какому типу относится последняя химическая реакция?(ответы учеников)
Это – наша новая тема, то есть эта реакция является реакцией обмена, о которой мы сегодня поговорим. Записываем тему в тетрадь. Давайте попробуем определить цель нашего урока. (ответы учеников)
Наша задача – выяснить что такое реакции обмена, дать определение, выявить их отличие от других типов химических реакций, научиться составлять уравнения реакций обмена. Должны будем понять какие условия или факторы обязательны для выполнения.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Учитель: Ребята давайте вернемся к нашей первой реакции обмена, с которой мы сегодня познакомились, посмотрим на нее и попробуем самостоятельно вывести определение реакции обмена. Запись в тетрадь (Реакции обмена – это реакции, протекающие между двумя сложными веществами, результате чего они обмениваются своими составными частями).
Создание проблемной ситуации: французский химик Клод Луи Бертолле сформулировал правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами сложных веществ. «Реакции обмена протекают только тогда, когда образуется малорастворимое соединение (осадок), легколетучее вещество (газ) или малодиссоциирующее соединение (очень слабый электролит в т.ч. вода). Как вы думаете верно ли это утверждение?
Для того чтобы доказать или опровергнуть это утверждение мы должны провести химический эксперимент.
Лабораторный опыт №1. Взаимодействие гидроксида натрия с сульфатом меди ( II )
Для того чтобы определить продукты реакции составим уравнение химической реакции
Какое вещество выпало в осадок? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо узнать какое вещество растворяется, а какое нет. Обратимся к таблице растворимости. Вещество Cu ( OH ) 2 – нерастворимо, а следоватеьно выпало в осадок. (гидроксид меди – новое сложное вещество)
Вывод: выпадение осадка одно из условий того, что реакция идет до конца.
Лабораторный опыт №2. Взаимодействие раствора щелочи с раствором кислоты.
Инструкция: В пробирку нальем раствор щелочи и добавим несколько капель ф/ф. Что наблюдаем? (Ф/ф в растворе щелочи приобретает малиновый цвет, это говорит о щелочной реакции среды). К раствору щелочи приливаем раствор соляной кислоты. Что наблюдаем (Восстановление цвета индикатора, что является признаком химической реакции)
Составим уравнение химической реакции
NaOH +ф/ф+ HCl = NaCl + H 2 O
окраска малиновая раствор обесцветился
Вывод: Если в результате реакции образуется вода, то такие реакции
протекают до конца
В результате реакции обмена между растворами щелочи и кислоты образовался раствор с нейтральной средой – такая реакция называется реакцией нейтрализации.
Лабораторный опыт №3. Взаимодействие раствора карбоната натрия с раствором азотной кислоты.
Составим уравнение химической реакции
В таком виде записанное уравнение реакции не показывает образование газа. Угольная кислота в свободном виде не существует, т.к. является нестойкой и легко разлагается на воду и соответствующий оксид. (степень окисления углерода в кислоте и оксиде одинаковая + 4).
Вывод: Если в результате реакции образуется газ, следовательно реакция идет до конца (т.е. практически возможна).
Учитель: Мы с вами выяснили, что химические реакции обмена идут до конца в нескольких случаях. Назовите их. ( ребята отвечают)
Проверка понимания изученного, закрепление знаний
Какие из реакций обмена будут протекать до конца? Почему?
BaCl2 + 2AgNO3 → Ba(NO3)2 + 2AgCl
Cu(NO3)2 + 2NaCl → CuCl2 + 2NaNO3
2НNO3 + К2S → Н2S↑ + 2KNO3
Mg( ОН )2 + Н 2SO4 → MgSO4 + 2H2O
2HNO3 + ZnSO4 → H2SO4 + Zn(NO3)2
2. Реакция обмена протекает между сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями.
3. Реакция обмена идет до конца, только когда образуется вода.
4. Реакция обмена идет до конца, когда образуется газ, осадок или вода.
5. Реакция обмена идет до конца, только когда образуется газ.
6. Реакция между кислотой и основанием называется реакцией нейтрализации.
7.Любая реакция обмена является реакцией нейтрализации.
3. Самостоятельная работа:
Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:
Подведение уроков. Рефлексия
Вернемся к теме сегодняшнего урока.
Какую цель мы поставили в начале урока?
К какому выводу мы пришли?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
— Что до сих пор остаётся непонятным?
ДЛЯ УЧЕНИКОВ
Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:
Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:
Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:
Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:
Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:
Что называется реакцией обмена
9.1. Какие бывают химические реакции
Вспомним, что химическими реакциями мы называем любые химические явления природы. При химической реакции происходит разрыв одних и образование других химических связей. В результате реакции из одних химических веществ получаются другие вещества (см. гл. 1).
Выполняя домашнее задание к § 2.5, вы познакомились с традиционным выделением из всего множества химических превращений реакций четырех основных типов, тогда же вы предложили и их названия: реакции соединения, разложения, замещения и обмена.
Реакции соединения – химические реакции, в которых из двух или нескольких менее сложных по элементному составу веществ получается более сложное вещество. |
Примеры реакций соединения:
Реакции разложения – химические реакции, в которых из одного сложного по элементному составу вещества получаются два или несколько менее сложных веществ. |
Примеры реакций разложения:
Реакции замещения – химические реакции, в которых атомы или группы атомов одного из исходных веществ замещают атомы или группы атомов в другом исходном веществе. |
Примеры реакций замещения:
Реакции обмена – химические реакции, в которых исходные вещества как бы обмениваются своими составными частями. |
Примеры реакций обмена:
Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O; (10)
HCl + KNO2 = KCl + HNO2; (11)
AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3. (12)
Традиционная классификация химических реакций не охватывает все их разнообразие – кроме реакций четырех основных типов существует еще и множество более сложных реакций.
Выделение двух других типов химических реакций основано на участии в них двух важнейших нехимических частиц: электрона и протона.
При протекании некоторых реакций происходит полная или частичная передача электронов от одних атомов к другим. При этом степени окисления атомов элементов, входящих в состав исходных веществ, изменяются; из приведенных примеров это реакции 1, 4, 6, 7 и 8. Эти реакции называются окислительно-восстановительными.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) – химические реакции, в которых происходит изменение степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ. |
В другой группе реакций от одной реагирующей частицы к другой переходит ион водорода (Н + ), то есть протон. Такие реакции называют кислотно-основными реакциями или реакциями с передачей протона.
Кислотно-основные реакции (КОР) – химические реакции, сопровождающиеся передачей протона. |
Среди приведенных примеров такими реакциями являются реакции 3, 10 и 11. По аналогии с этими реакциями окислительно-восстановительные реакции иногда называют реакциями с передачей электрона. С ОВР вы познакомитесь в § 2, а с КОР – в следующих главах.
РЕАКЦИИ СОЕДИНЕНИЯ, РЕАКЦИИ РАЗЛОЖЕНИЯ, РЕАКЦИИ ЗАМЕЩЕНИЯ, РЕАКЦИИ ОБМЕНА, ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ, КИСЛОТНО-ОСНОВНЫЕ РЕАКЦИИ.
Составьте уравнения реакций, соответствующих следующим схемам:
а) HgO Hg + O2
(t); б) Li2O + SO2
Li2SO3; в) Cu(OH)2
CuO + H2O
(t);
г) Al + I2 AlI3; д) CuCl2 + Fe
FeCl2 + Cu
; е) Mg + H3PO4
Мg3(PO4)2 + H2
;
ж) Al + O2 Al2O3 (t); и) KClO3 + P P2O5 + KCl (t); к) CuSO4 + Al
Al2(SO4)3 + Cu
;
л) Fe + Cl2 FeCl3 (t); м) NH3 + O2
N2 + H2O (t); н) H2SO4 + CuO
CuSO4 + H2O.
Укажите традиционный тип реакции. Отметьте окислительно-восстановительные и кислотно-основные реакции. В окислительно-восстановительных реакциях укажите, атомы каких элементов меняют свои степени окисления.
Рассмотрим окислительно-восстановительную реакцию, протекающую в доменных печах при промышленном получении железа (точнее, чугуна) из железной руды:
Определим степени окисления атомов, входящих в состав как исходных веществ, так и продуктов реакции
Как видите, степень окисления атомов углерода в результате реакции увеличилась, степень окисления атомов железа уменьшилась, а степень окисления атомов кислорода осталась неизменной. Следовательно, атомы углерода в этой реакции подверглись окислению, то есть потеряли электроны (окислились), а атомы железа – восстановлению, то есть присоединили электроны (восстановились) (см. § 7.16). Для характеристики ОВР используют понятия окислитель и восстановитель.
Таким образом, в нашей реакции атомами-окислителями являются атомы железа, а атомами-восстановителями – атомы углерода.
Вещество-окислитель – исходное вещество данной ОВР, содержащее атомы-окислители |
Вещество-восстановитель – исходное вещество данной ОВР, содержащее атомы-восстановители. |
В нашей реакции веществом-окислителем является оксид железа(III), а веществом-восстановителем – оксид углерода(II).
В тех случаях, когда атомы-окислители и атомы-восстановители входят в состав одного и того же вещества (пример: реакция 6 из предыдущего параграфа), понятия » вещество-окислитель» и » вещество-восстановитель» не используются.
Таким образом, типичными окислителями являются вещества, в состав которых входят атомы, склонные присоединять электроны (полностью или частично), понижая свою степень окисления. Из простых веществ это прежде всего галогены и кислород, в меньшей степени сера и азот. Из сложных веществ – вещества, в состав которых входят атомы в высших степенях окисления, не склонные в этих степенях окисления образовывать простые ионы: HNO3 (N +V ), KMnO4 (Mn +VII ), CrO3 (Cr +VI ), KClO3 (Cl +V ), KClO4 (Cl +VII ) и др.
Типичными восстановителями являются вещества, в состав которых входят атомы, склонные полностью или частично отдавать электроны, повышая свою степень окисления. Из простых веществ это водород, щелочные и щелочноземельные металлы, а также алюминий. Из сложных веществ – H2S и сульфиды (S –II ), SO2 и сульфиты (S +IV ), йодиды (I –I ), CO (C +II ), NH3 (N –III ) и др.
В общем случае почти все сложные и многие простые вещества могут проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. Например:
SO2 + Cl2 = S + Cl2O2 (SO2 – сильный восстановитель);
SO2 + C = S + CO2 (t) (SO2 – слабый окислитель);
C + O2 = CO2(t) (C – восстановитель);
C + 2Ca = Ca2C (t) (С – окислитель).
Вернемся к реакции, разобранной нами в начале этого параграфа.
Обратите внимание, что в результате реакции атомы-окислители (Fe +III ) превратились в атомы-восстановители (Fe 0 ), а атомы-восстановители (C +II ) превратились в атомы-окислители (C +IV ). Но CO2 в любых условиях очень слабый окислитель, а железо, хоть и является восстановителем, но в данных условиях значительно более слабым, чем CO. Поэтому продукты реакции не реагируют друг с другом, и обратная реакция не протекает. Приведенный пример является иллюстрацией общего принципа, определяющего направление протекания ОВР:
Окислительно-восстановительные реакции протекают в направлении образования более слабого окислителя и более слабого восстановителя.
Окислительно-восстановительные свойства веществ можно сравнивать только в одинаковых условиях. В некоторых случаях это сравнение может быть проведено количественно.
Выполняя домашнее задание к первому параграфу этой главы, вы убедились, что подобрать коэффициенты в некоторых уравнениях реакций (особенно ОВР) довольно сложно. Для упрощения этой задачи в случае окислительно-восстановительных реакций используют следующие два метода:
а) метод электронного баланса и
б) метод электронно-ионного баланса.
Метод электронного баланса вы изучите сейчас, а метод электронно-ионного баланса обычно изучается в высших учебных заведениях.
Оба эти метода основаны на том, что электроны в химических реакциях никуда не исчезают и ниоткуда не появляются, то есть число принятых атомами электронов равно числу электронов, отданных другими атомами.
Число отданных и принятых электронов в методе электронного баланса определяется по изменению степени окисления атомов. При использовании этого метода необходимо знать состав как исходных веществ, так и продуктов реакции.
Рассмотрим применение метода электронного баланса на примерах.
Пример 1. Составим уравнение реакции железа с хлором. Известно, что продуктом такой реакции является хлорид железа(III). Запишем схему реакции:
Fe + Cl2 FeCl3.
Определим степени окисления атомов всех элементов, входящих в состав веществ, участвующих в реакции:
Чтобы число отданных электронов было равно числу принятых, надо первое электронное уравнение умножить на два, а второе – на три:
Введя коэффициенты 2 и 3 в схему реакции, получаем уравнение реакции:
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3.
Пример 2. Составим уравнение реакции горения белого фосфора в избытке хлора. Известно, что в этих условиях образуется хлорид фосфора(V):
0
Молекулы белого фосфора отдают электроны (окисляются), а молекулы хлора их принимают (восстанавливаются):
10
20
Cl2 + 2e – = 2Cl –I
10Cl2 + 20e – = 20Cl –I
Полученные первоначально множители (2 и 20) имели общий делитель, на который (как будущие коэффициенты в уравнении реакции) и были разделены. Уравнение реакции:
Пример 3. Составим уравнение реакции, протекающей при обжиге сульфида железа(II) в кислороде.
FeS
В этом случае окисляются и атомы железа(II), и атомы серы(– II). В состав сульфида железа(II) атомы этих элементов входят в отношении 1:1 (см. индексы в простейшей формуле).
Электронный баланс:
4 | Fe +II – e – = Fe +III S –II – 6e – = S +IV | Всего отдают 7е – |
7 | O2 + 4e – = 2O –II |
Пример 4. Составим уравнение реакции, протекающей при обжиге дисульфида железа(II) (пирита) в кислороде.
FeS2
Как и в предыдущем примере, здесь тоже окисляются и атомы железа(II), и атомы серы, но со степенью окисления – I. В состав пирита атомы этих элементов входят в отношении 1:2 (см. индексы в простейшей формуле). Именно в этом отношении атомы железа и серы вступают в реакцию, что и учитывается при составлении электронного баланса:
4
2S –I – 10e – = 2S +IV
Встречаются и более сложные случаи ОВР, с некоторыми из них вы познакомитесь, выполняя домашнее задание.
АТОМ-ОКИСЛИТЕЛЬ, АТОМ-ВОССТАНОВИТЕЛЬ, ВЕЩЕСТВО-ОКИСЛИТЕЛЬ, ВЕЩЕСТВО-ВОССТАНОВИТЕЛЬ, МЕТОД ЭЛЕКТРОННОГО БАЛАНСА, ЭЛЕКТРОННЫЕ УРАВНЕНИЯ.
1.Составьте электронный баланс к каждому уравнению ОВР, приведенному в тексте § 1 этой главы.
2.Составьте уравнения ОВР, обнаруженных вами при выполнении задания к § 1 этой главы. На этот раз для расстановки коэффициентов используйте метод электронного баланса. 3.Используя метод электронного баланса, составьте уравнения реакций, соответствующие следующим схемам: а) Na + I2 NaI;
б) Na + O2 Na2O2;
в) Na2O2 + Na Na2O;
г) Al + Br2 AlBr3;
д) Fe + O2 Fe3O4 (t);
е) Fe3O4 + H2 FeO + H2O (t);
ж) FeO + O2 Fe2O3 (t);
и) Fe2O3 + CO Fe + CO2 (t);
к) Cr + O2 Cr2O3 (t);
л) CrO3 + NH3 Cr2O3 + H2O + N2 (t);
м) Mn2O7 + NH3 MnO2 + N2 + H2O;
н) MnO2 + H2 Mn + H2O (t);
п) MnS + O2 MnO2 + SO2 (t)
р) PbO2 + CO Pb + CO2 (t);
с) Cu2O + Cu2S Cu + SO2 (t);
т) CuS + O2 Cu2O +SO2 (t);
у) Pb3O4 + H2 Pb + H2O (t).
Почему происходят химические реакции?
Для ответа на этот вопрос вспомним, почему отдельные атомы объединяются в молекулы, почему из изолированных ионов образуется ионный кристалл, почему при образовании электронной оболочки атома действует принцип наименьшей энергии. Ответ на все эти вопросы один и тот же: потому, что это энергетически выгодно. Это значит, что при протекании таких процессов выделяется энергия. Казалось бы, что и химические реакции должны протекать по этой же причине. Действительно, можно провести множество реакций, при протекании которых выделяется энергия. Энергия выделяется, как правило, в виде теплоты.
Экзотермическая реакция – химическая реакция, при которой происходит выделение теплоты. |
Если при экзотермической реакции теплота не успевает отводиться, то реакционная система нагревается.
Например, в реакции горения метана
Такая запись означает, что 484 килоджоуля теплоты выделится, если два моля водорода прореагируют с одним молем кислорода и при этом образуется два моля газообразной воды (водяного пара).
Таким образом, в термохимических уравнениях коэффициенты численно равны количествам вещества реагентов и продуктов реакции.
Термохимическое уравнение реакции – уравнение реакции, включающее тепловой эффект реакции, рассчитанный на количества вещества, задаваемые коэффициентами этого уравнения. |
От чего зависит тепловой эффект каждой конкретной реакции?
Тепловой эффект реакции зависит
а) от агрегатных состояний исходных веществ и продуктов реакции,
б) от температуры и
в) от того, происходит ли химическое превращение при постоянном объеме или при постоянном давлении.
Зависимость теплового эффекта реакции от агрегатного состояния веществ связана с тем, что процессы перехода из одного агрегатного состояния в другое (как и некоторые другие физические процессы) сопровождаются выделением или поглощением теплоты. Это также может быть выражено термохимическим уравнением. Пример – термохимическое уравнение конденсации водяного пара:
В термохимических уравнениях, а при необходимости и в обычных химических уравнениях, агрегатные состояния веществ указываются с помощью буквенных индексов:
(г) – газ,
(ж) – жидкость,
(т) или (кр) – твердое или кристаллическое вещество.
Зависимость теплового эффекта от температуры связана с различиями в теплоемкостях исходных веществ и продуктов реакции.
Так как в результате экзотермической реакции при постоянном давлении всегда увеличивается объем системы, то часть энергии уходит на совершение работы по увеличению объема, и выделяющаяся теплота будет меньше, чем в случае протекания той же реакции при постоянном объеме.
Тепловые эффекты реакций обычно рассчитывают для реакций, протекающих при постоянном объеме при 25 ° С и обозначают символом Qo.
Если энергия выделяется только в виде теплоты, а химическая реакция протекает при постоянном объеме, то тепловой эффект реакции (QV) равен изменению внутренней энергии (D U) веществ-участников реакции, но с противоположным знаком:
Под внутренней энергией тела понимают суммарную энергию межмолекулярных взаимодействий, химических связей, энергию ионизации всех электронов, энергию связей нуклонов в ядрах и все прочие известные и неизвестные виды энергии, » запасенные» этим телом. Знак » – » обусловлен тем, что при выделении теплоты внутренняя энергия уменьшается. То есть
Если же реакция протекает при постоянном давлении, то объем системы может изменяться. На совершение работы по увеличению объема также уходит часть внутренней энергии. В этом случае
где Qp – тепловой эффект реакции, протекающей при постоянном давлении. Отсюда
Зависимость количества теплоты, выделяющейся в реакции (Q) от теплового эффекта реакции (Qo) и количества вещества (nБ) одного из участников реакции (вещества Б – исходного вещества или продукта реакции) выражается уравнением:
Задача
Определите количество вещества водорода, сгоревшего в кислороде, если при этом выделилось 1694 кДж теплоты.
Решение
2Н2(г) + О2(г) = 2Н2О(г) + 484 кДж.
(Н2) = 2 моль,
= 2 мольЧ (1694 кДж/484 кДж) = 7 моль.
ЭКЗОТЕРМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ, ТЕПЛОВОЙ ЭФФЕКТ РЕАКЦИИ, ТЕРМОХИМИЧЕСКОЕ УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ, ИЗМЕНЕНИЕ ЭНТАЛЬПИИ.
1.Приведите примеры известных вам экзотермических реакций.
2.Как вы думаете, может ли реакционная система при протекании экзотермической реакции охлаждаться?
3.Какое количество теплоты выделится при сгорании 320 г серы в кислороде по реакции:
4.Какое количество теплоты выделится при сгорании 405 г алюминия в кислороде по реакции:
5.Определите объем водорода, прореагировавшего с кислородом (объему газов измерены при н. у.), если при этом выделилось 114,4 кДж теплоты.
6.Тепловой эффект реакции взаимодействия кристаллического алюминия с газообразным хлором равен 1408 кДж. Запишите термохимическое уравнение этой реакции и определите массу алюминия, необходимого для получения 2816 кДж теплоты с использованием этой реакции.
7.Определите количество теплоты, выделяющейся при сгорании на воздухе 1 кг угля, содержащего 90 % графита, если тепловой эффект реакции горения графита в кислороде равна 394 кДж.
Кроме экзотермических реакций возможны реакции, при протекании которых теплота поглощается, и, если ее не подводить, то реакционная система охлаждается. Такие реакции называют эндотермическими.
Эндотермическая реакция – химическая реакция, при которой происходит поглощение теплоты. |
Таким образом, энергия, выделяющаяся при образовании связей в продуктах этих и им подобных реакций, меньше, чем энергия, необходимая для разрыва связей в исходных веществах.
Что же является причиной протекания таких реакций, ведь энергетически они невыгодны?
Раз такие реакции возможны, значит существует какой-то неизвестный нам фактор, являющийся причиной их протекания. Попробуем его обнаружить.
Возьмем две колбы и заполним одну из них азотом (бесцветный газ), а другую – диоксидом азота (бурый газ) так, чтобы и давление, и температура в колбах были одинаковыми. Известно, что эти вещества между собой не вступают в химическую реакцию. Герметично соединим колбы горлышками и установим их вертикально, так, чтобы колба с более тяжелым диоксидом азота была внизу (рис. 9.1). Через некоторое время мы увидим, что бурый диоксид азота постепенно распространяется в верхнюю колбу, а бесцветный азот проникает в нижнюю. В результате газы смешиваются, и окраска содержимого колб становится одинаковой.
Что же заставляет газы смешиваться?
Хаотическое тепловое движение молекул.
Приведенный опыт показывает, что самопроизвольно, без какого бы то ни было нашего (внешнего) воздействия может протекать процесс, тепловой эффект которого равен нулю. А он действительно равен нулю, потому что химического взаимодействия в данном случае нет (химические связи не рвутся и не образуются), а межмолекулярное взаимодействие в газах ничтожно и практически одинаково.
Наблюдаемое явление представляет собой частный случай проявления всеобщего закона Природы, в соответствии с которым системы, состоящие из большого числа частиц, всегда стремятся к наибольшей неупорядоченности.
Мерой такой неупорядоченности служит физическая величина, называемая энтропией.
Энтропия – физическая величина, характеризующая степень неупорядоченности систем, состоящих из большого числа частиц, находящихся в тепловом движении. |
чем БОЛЬШЕ ПОРЯДКА – тем МЕНЬШЕ ЭНТРОПИЯ,
чем МЕНЬШЕ ПОРЯДКА – тем БОЛЬШЕ ЭНТРОПИЯ.
Уравнения связи между энтропией (S) и другими величинами изучаются в курсах физики и физической химии. Единица измерений энтропии [S] = 1 Дж/К.
Энтропия возрастает при нагревании вещества и уменьшается при его охлаждении. Особенно сильно она возрастает при переходе вещества из твердого в жидкое и из жидкого в газообразное состояние.
Что же произошло в нашем опыте?
При смешении двух разных газов степень неупорядоченности возросла. Следовательно, возросла энтропия системы. При нулевом тепловом эффекте это и послужило причиной самопроизвольного протекания процесса.
Если теперь мы захотим разделить смешавшиеся газы, то нам придется совершить работу, то есть затратить для этого энергию. Самопроизвольно (за счет теплового движения) смешавшиеся газы никогда не разделятся!
Итак, мы с вами обнаружили два фактора, определяющих возможность протекания многих процессов, в том числе и химических реакций:
1) стремление системы к минимуму энергии (энергетический фактор) и
2) стремление системы к максимуму энтропии (энтропийный фактор).
Посмотрим теперь, как влияют на возможность протекания химических реакций различные комбинации этих двух факторов.
1. Если в результате предполагаемой реакции энергия продуктов реакции оказывается меньше, чем энергия исходных веществ, а энтропия больше (» под гору к большему беспорядку» ), то такая реакция может протекать и будет экзотермической.
2. Если в результате предполагаемой реакции энергия продуктов реакции оказывается больше, чем энергия исходных веществ, а энтропия меньше (» в гору к большему порядку» ), то такая реакция не идет.
3. Если в предполагаемой реакции энергетический и энтропийный факторы действуют в разные стороны (» под гору, но к большему порядку» или » в гору, но к большему беспорядку» ), то без специальных расчетов сказать что-либо о возможности протекания такой реакции нельзя (» кто перетянет» ). Подумайте, к какому из этих случаев относятся эндотермические реакции.
Возможность протекания химической реакции можно оценить, рассчитав изменение в ходе реакции физической величины, зависящей как от изменения энтальпии, так и от изменения энтропии в этой реакции. Такая физическая величина называется энергией Гиббса (в честь американского физикохимика XIX в. Джозайя Уилларда Гиббса).
Условие самопроизвольного протекания реакции:
Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору