Раздельный пункт — пункт, делящий железнодорожную линию на блок-участки или перегоны.
Содержание
Классификация
К раздельным пунктам на железной дороге относятся:
Назначение
Раздельные пункты, простейшими из которых являются разъезды и обгонные пункты, служат для скрещения, обгона поездов, обеспечивают безопасность их движения и увеличивают пропускную способность участков железных дорог. На станциях кроме того осуществляются операции по приёму, отправлению, формированию и расформированию (сортировочные и участковые станции) поездов, производится приём-выдача грузов, обслуживание пассажиров, ремонт и обслуживание подвижного состава.
Границы
Каждый раздельный пункт имеет чётко установленные границы, отделяющие его от прилегающих перегонов. Границами раздельных пунктов являются:
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Раздельный пункт» в других словарях:
РАЗДЕЛЬНЫЙ ПУНКТ — граница между перегонами. Р. п. являются станции, разъезды, обгонные пункты и путевые посты, а при автоблокировке и проходные светофоры. Путевой пост является Р. п., не имеющим путевого развития; обгонный пункт Р. п. на двухпутной линии с путевым … Технический железнодорожный словарь
раздельный пункт — пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок участки; Источник: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Раздельный пункт ж/д линии — Раздельный пункт. Пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок участки. Источник: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утв. МПС РФ 26.05.2000 N ЦРБ 756) (ред. от 03.07.2001, с изм. от… … Официальная терминология
пункт раздельный — Пункт (станция, разъезд, обгонный пункт, путевой пост, проходной светофор), разделяющий железнодорожную линию на перегоны [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты, тоннели, аэродромы… … Справочник технического переводчика
Раздельный — топоним: Раздельный посёлок в Песчанокопском районе Ростовской области. Раздельный остров архипелага Северная Земля. См. также Раздельный пункт … Википедия
пункт обгонный — Раздельный пункт на двухпутных линиях железных дорог, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов, и, в необходимых случаях, перевод поезда с одного главного пути на другой [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… … Справочник технического переводчика
ПУНКТ ОБГОННЫЙ — раздельный пункт на двухпутных линиях железных дорог, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов, и, в необходимых случаях, перевод поезда с одного главного пути на другой (Болгарский язык; Български) rapa за разминаване и изпреварване… … Строительный словарь
ПУНКТ РАЗДЕЛЬНЫЙ — пункт (станция, разъезд, обгонный пункт, путевой пост, проходной светофор), разделяющий железнодорожную линию на перегоны (Болгарский язык; Български) разделителен пункт (Чешский язык; Čeština) dopravna (Немецкий язык; Deutsch) Blockstelle;… … Строительный словарь
Раздельный (остров) — У этого термина существуют и другие значения, см. Раздельный. Раздельный Координаты: Координаты … Википедия
раздельный железнодорожный пункт — 9 раздельный железнодорожный пункт: Железнодорожный пункт, разделяющий железнодорожную линию на железнодорожные перегоны или блок участки. Источник: ГОСТ Р 53431 2009: Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Что относится к раздельным пунктам? Границы раздельных пунктов?
К раздельным пунктам относятся:
· Станция – служат для приема и отправления, пропуска, скрещения и обгона поездов, производства маневровой работы. А также для выполнения операций по обслуживанию пассажиров.
· Разъезд – (на однопутных линиях) предназначен для обгона и скрещения поездов.
· Обгонный пункт –(на 2хпутных линиях) предназначен для обгона поездов и при необходимости для перевода поезда с одного пути на другой.
· Путевые посты –раздельные пункты не имеющие путевого развития. Устанавливаются в местах примыкания других путей.
· Проходные светофоры – делят перегон на блок участки.
Границы раздельных пунктов:
· на двух путных, для каждого пути в отдельности входной светофор (справа) с одной стороны, а с другой сигнальный знак «Граница станции», установленный на расстоянии не менее 50м за последним выходным стрелочным переводом.
Для пропуска необходимого числа поездов по участку и обеспечения безопасности их движения железнодорожные линии делятся на перегоны или блок-участки раздельными пунктами. Движение поездов происходит с разграничением их раздельными пунктами. Различают раздельные пункты с путевым развитием и без него. К раздельным пунктам с путевым развитием относятся разъезды, обгонные пункты и станции. Раздельные пункты без путевого развития — это путевые посты при использовании полуавтоматической блокировки, проходные светофоры при наличии автоблокировки, а в случае их отсутствия при применении автоматической локомотивной сигнализации — обозначенные границы блок-участков. Разъезды представляют собой раздельные пункты на однопутных линиях, имеющие путевое развитие, предназначенное для скрещения и обгона поездов. Обгонные пункты — это раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие, допускающее обгон поездов и в необходимых случаях — перевод поезда с одного главного пути на другой. Станциями называются раздельные пункты, имеющие путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, по приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по расформированию и формированию поездов и технические операции с ними.
По характеру работы станции подразделяют на промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские и грузовые. Станции, к которым примыкают не менее трех магистральных направлений, называются узловыми. В зависимости от объема и сложности работы станции разбивают на классы. Станции, выполняющие большой объем работы и имеющие высокий уровень технического оснащения, относятся к внеклассным, затем следуют станции I—V классов. Станции являются основными производственно-хозяйственными единицами (предприятиями) транспорта, через которые осуществляется непосредственная связь железных дорог с клиентурой.
Станционные пути и их назначение
Железнодорожные пути на раздельных пунктах подразделяются на станционные и пути специального назначения. К станционным относятся пути в границах станций: главные, приемоотправочные, сортировочные, вытяжные, погрузочно-выгрузочные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), соединительные и пр. К путям специального назначения относятся предохранительные и улавливающие тупики, а также подъездные пути предприятий. Предохранительные тупики — это тупиковые пути, предназначенные для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов. Улавливающие тупики представляют собой тупиковые пути, предназначенные для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному спуску, расположенному на примыкающем к станции перегоне. Пути, предназначенные для выполнения одних и тех же операций, объединяют в отдельные группы, называемые парками. В зависимости от назначения различают парки приема и отправления поездов, сортировочные и др. Зону, в которой уложены стрелочные переводы, соединяющие друг с другом пути и парки, называют стрелочной горловиной станции. Конструкция горловины должна обеспечивать необходимую пропускную способность и безопасность движения. Для этого при проектировании предусматривают возможность одновременного передвижения в горловине поездов и маневрового состава. На рисунке приведена схема стрелочной горловины станции, позволяющая одновременно выполнять три вида передвижений: пропуск поездов по I и II главным путям и маневры на вытяжном пути 16.
Число и длину путей на станциях устанавливают исходя из технико-экономических расчетов. При этом различают полную и полезную длину путей. Полной длиной сквозного пути называется расстояние между стыками рамных рельсов стрелочных переводов, ограничивающих путь, тогда как для тупикового пути эта величина представляет собой расстояние от стыка рамного рельса стрелочного перевода, ограничивающего путь, до упора. Полезной считается часть полной длины, в пределах которой может находиться подвижной состав, не нарушая безопасности движения по соседним путям. При отсутствии выходных сигналов полезная длина сквозного пути ограничивается предельными столбиками, относящимися к этому пути, а полезная длина тупикового пути — с одной стороны путевым упором, а с другой — предельным столбиком или стыком рамного рельса стрелочного перевода. При наличии выходных сигналов и электрических рельсовых цепей полезная длина сквозного пути определяется расстоянием от выходного сигнала до изолирующего стыка, установленного на расстоянии 3,5 м от предельного столбика в противоположном конце междупутья, а тупикового пути — от выходного сигнала до путевого упора. Предельные столбики устанавливают посередине междупутья в том месте, где расстояние между осями сходящихся путей составляет 4100 мм. Полезную длину приемоотправочных путей для грузового движения устанавливают с учетом унификации полезной длины путей на связанных направлениях. Ее значение принимается равным 850 или 1050 м, а для части станционных путей при наличии технико-экономического обоснования — 1700 или 2100 м. Полезная длина путей, специализируемых на пропуске, приеме и отстое пассажирских поездов, устанавливается в соответствии с наибольшей длиной поездов, намечаемых для данной железнодорожной линии на десятый год эксплуатации. Полезная длина сортировочных путей должна отвечать длине формируемых поездов, увеличенной не менее чем на 10 %. Полезную длину вытяжных путей на сортировочных и участковых станциях устанавливают, исходя из возможности размещения на них грузового поезда полной длины, тогда как на промежуточных, а также в трудных условиях на сортировочных и участковых станциях она должна быть не менее половины длины поезда. Полезная длина предохранительных тупиков составляет не менее 50 м, а у улавливающих тупиков она определяется расчетным путем. Каждому пути и стрелочному переводу станций присваивают номер. Главные пути нумеруют римскими цифрами, а остальные станционные пути — последующими арабскими. Стрелочные переводы со стороны прибытия четных поездов нумеруют четными цифрами (2, 4 и т.д.), а со стороны прибытия нечетных поездов — нечетными (1, 3, 5 и т.д.). Границей между четной и нечетной сторонами станций или парка путей при нумерации стрелочных переводов является ось пассажирского здания или ось парка, перпендикулярная направлению путей.
Продольный профиль и план путей на станциях
Участок продольного профиля, на котором размещается станция, разъезд или обгонный пункт, называется станционной площадкой. В соответствии с ПТЭ станции, разъезды и обгонные пункты, как правило, должны располагаться на горизонтальной площадке; в отдельных случаях допускается размещение их на уклонах с крутизной не более 0,0015; а в тяжелых условиях — не более 0,0025. В особо тяжелых условиях на разъездах и обгонных пунктах всех типов, а также на промежуточных станциях продольного и полупродольного типов, на которых не предусматривается маневров и отцепки локомотива или вагонов от состава и разъединения соединенных поездов, в пределах станционной площадки допускаются уклоны крутизной свыше 0,0025, но не более 0,010. Для предотвращения самопроизвольного ухода вагонов или составов (без локомотива) за пределы полезной длины путей на станциях, разъездах и обгонных пунктах продольный профиль вновь построенных и реконструированных приемоотправочных путей, на которых предусматривается отцепка локомотивов от вагонов и производство маневровых операций, должен проектироваться вогнутого (ямообразного) очертания с одинаковыми отметками высот по концам полезной длины путей. При необходимости для предупреждения самопроизвольного выхода вагонов на другие пути и маршруты приема и отправления поездов должно предусматриваться устройство предохранительных тупиков, охранных стрелок, башмаков, остряков и стрелок, а также применение станционных устройств для закрепления вагонов. Во всех случаях при расположении станций, разъездов и обгонных пунктов на уклонах должны быть обеспечены условия трогания с места поездов установленной весовой нормы и условия удержания поездов вспомогательными тормозами локомотивов. В плане станции разъезды и обгонные пункты, а также отдельные парки и вытяжные пути должны располагаться на прямых участках. В тяжелых условиях допускается размещение их на кривых радиусом не менее 1500 м. В особо тяжелых условиях допускается уменьшение радиуса кривой до 600 м, а в горных условиях — до 500 м. Минимальный радиус кривых соединительных и ходовых локомотивных путей 200 м, а в тяжелых условиях — 180 м.
Маневровая работа на станциях
Маневровой называется работа, связанная с передвижением вагонов с локомотивами, а также одиночных локомотивов по путям станции для расформирования и формирования составов, обработки поездов и вагонов, подачи вагонов к местам погрузки и выгрузки, подачи поездных локомотивов под составы и уборки их из-под составов в депо. Важнейшее требование к производству маневровой работы — безусловное обеспечение безопасности передвижения и сохранности грузов и подвижного состава. Маневровые передвижения подвижного состава с одного пути на другой с переменой направления движения называются маневровыми рейсами. Каждый из них состоит из двух полурейсов, т. е. из двух передвижений в одном и другом направлениях. Маневровая работа с вагонами может проводиться на вытяжных путях толчками и осаживанием и на сортировочных горках путем роспуска составов с использованием силы тяжести скатываемых вагонов. Основные требования к порядку выполнения маневровой работы установлены ПТЭ. В них указано, что маневры на станционных путях должны проводиться по указанию одного работника — дежурного по станции, маневрового диспетчера либо дежурного по сортировочной горке или парку, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, — поездного диспетчера. Движением локомотива, производящего маневры, должен руководить только один работник — руководитель маневров (составитель поездов), ответственный за правильное их выполнение. В целях обеспечения безопасности движения и сохранности вагонов ПТЭ установлены ограничения скорости маневровых передвижений. Маневры проводят со скоростью не более:
Подвижной состав на станционных путях должен устанавливаться в пределах их полезной длины. Стоящие на станции вагоны необходимо сцепить и надежно закрепить (во избежание ухода) ручными тормозами или тормозными башмаками.
Технологический процесс работы станции и техническо-распорядительный акт
Технологический процесс работы станции устанавливает последовательность и продолжительность операций по пропуску транзитных поездов, обработке составов и вагонов, расформированию, маневровой и местной работе в минимальные сроки на основе научной организации и применения передовых методов труда при полном использовании технических средств станции. При разработке технологического процесса стремятся обеспечить поточность и параллельность выполнения различных операций, уменьшение затрат времени на каждую из них и слаженность в работе персонала.
Технологические процессы работы станций применяют как типовые, разработанные МПС России, так и составленные специально для станций с большим объемом работы — сортировочных, грузовых, пассажирских и участковых — применительно к местным условиям работы. Основным требованием к организации работы станции является безусловное обеспечение безопасности движения и строгое соблюдение правил охраны труда работников станции. Этой цели служит техническо-распорядительный акт (ТРА), который устанавливает порядок использования технических средств станции и предусматривает безопасное и беспрепятственное выполнение операций по приему, отправлению и проследованию поездов по станции и производству маневровой работы. Он содержит общие сведения о станции и прилегающих к ней перегонах, данные о примыкании подъездных путей, назначении станционных путей, стрелок и сигналов, об условиях приема и отправления поездов, организации маневровой работы и особенностях ее выполнения на станции. В отдельном разделе ТРА приведены требования по технике безопасности на территории станции, относящиеся к работникам, связанным с движением поездов.
Раздельный пункт – пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок-участки. [1]
Раздельные пункты бывают разных типов. В их числе: станция, обгонный пункт, разъезд, путевой пост, проходной светофор автоблокировки или граница блок-участка при автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи. Раздельный пункт регулирует пропуск поездов, обеспечивает безопасность движения и требуемую пропускную способность.
Если в границах раздельного пункта имеется хотя бы один стрелочный перевод, то он называется раздельным пунктом с путевым развитием. Простейшие раздельные пункты с путевым развитием — разъезд и обгонный пункт.
Раздельные пункты, предназначенные для приёма, отправления, скрещения и обгона поездов, приёма и выдачи грузов, обслуживания пассажиров, а также для выполнения операций по расформированию и формированию поездов, обслуживанию и ремонту подвижного состава и т. д., называются станциями.
Всем раздельным пунктам, кроме проходных светофоров и границ блок-участков присваиваются коды Единой сетевой разметки (ЕСР).
Если на раздельном пункте выполняются операции посадки и высадки пассажиров, тогда им дополнительно присваивается код системы ЭКСПРЕСС. Исключение: код ЭКСПРЕСС не присваивается отдельным малодеятельным пунктам в тех случаях, когда билеты до них продаются непосредственно в поезде или местных кассах.
В метрополитене раздельными пунктами являются станции и проходные светофоры автоблокировки.
Тема урока: Назначение и классификация раздельных пунктов. Станционные пути их назначение
Раздельный пункт – это пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны, регулирующий пропуск поездов, обеспечивающий безопасность движения и необходимую пропускную способность.
Раздельные пункты классифицируются на:
Разъезды – раздельные пункты с дополнительным путевым развитием, располагающиеся на однопутных линиях, имеющие путевое развитие для скрещения и обгона поездов.
Обгонными называются раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие для обгона одних поездов другими и допускающие в необходимых случаях перевод поезда с одного главного пути на другой.
Станция – это раздельный пункт, имеющий путевое развитие и предназначенный для приема, отправления, скрещения и обгона поездов, приема к перевозке, выдачи грузов, обслуживания пассажиров, а также для выполнения технических операций и операций подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования предприятий. Характерной особенностью станции является наличие маневровой работы.
В зависимости от основного назначения и характера работы железнодорожные станции классифицируются на:
Промежуточные станции служат для скрещения и обгона поездов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов и багажа, маневровых операций по отцепке вагонов от сборных поездов и прицепки к ним, обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (при их наличии) и др.
Участковые станции предназначены в основном для смены локомотивов и бригад, технического обслуживания составов поездов, расформирования и формирования сборных и участковых поездов, выполнения пассажирских и грузовых операций (в большем объеме, чем на промежуточных станциях) и др.
Сортировочные станции сооружаются для массового расформирования поездов, формирования сквозных поездов, а также участковых, сборных и вывозных поездов, отправляемых на прилегающие участки, и передаточных поездов на другие станции узла.
Пассажирские станции устраиваются в крупных городах и предназначаются для обслуживания пассажиров, приема и выдачи багажа и почты. Операции по ремонту и экипировке пассажирских составов осуществляют в технических парках этих станций, а при значительном числе пассажирских составов сооружают специальные пассажирские технические станции.
Грузовые станции, главная задача которых состоит в погрузке–выгрузке грузов и перегрузке их с одного вида транспорта на другой, подразделяются на станции общего пользования, станции, обслуживающие преимущественно предприятия и склады, и специальные грузовые станции (перегрузочные, портовые и нефтеналивные).
В зависимости от объема и сложности работы станции делятся на внеклассные, I, II, III, IV, V классов. Класс устанавливается оценкой показателей, характеризующих работу за год, в условных единицах (баллах). К числу показателей относятся грузовая работа (погрузка и выгрузка на путях общего и необщего пользования); сортировка вагонов с мелкими отправками и контейнерами; переработка транзитных и местных вагонов, отправление и пропуск поездов со сменой локомотивов и бригад и отдельно без смены, подготовка вагонов к перевозке пассажиров и грузов, санитарная их обработка и льдоснабжение..
Для выполнения пассажирских, грузовых и технических операций станции и узлы, кроме путевого развития, должны иметь комплекс технических устройств, в том числе пассажирские и грузовые устройства, сооружения локомотивного и вагонного хозяйств, устройства водоснабжения, энергоснабжения, связи и СЦБ, служебно-технические и культурно-бытовые здания, жилые поселки. Все эти устройства и сооружения взаимно связаны между собой в общем процессе работы станции или узла и составляют единый комплекс. Размеры отдельных устройств определяются объемом работы.
Рисунок 1 Классификация раздельных пунктов
Для приема, отправления, скрещения и обгона поездов, формирования и расформирования составов, подачи и уборки вагонов к пунктам погрузки и выгрузки, перемещения локомотивов и вагонов станция должна располагать путевым развитием.
Железнодорожные пути на станции классифицируются на две группы:
Классификация станционных путей:
На чертежах станционный путь, как и любой другой, чаще всего изображают одной линией, показывающей положение его оси (рис. 2, а). Двухниточное изображение (рис. 2, б) применяют только для детализации конструкций отдельных устройств (стрелочных переводов, сплетения путей, смотровых канав и др.).
Рисунок 2 Изображение железножорожных путей в плане: а – в осях, б – двухниточное
Главные станционные пути являются продолжением путей прилегающих перегонов к станции и не имеют отклонений на стрелочных переводах. Назначение их – пропуск пассажирских и грузовых поездов без остановки или с кратковременной остановкой. Их изображают на планах станций более жирными линиями и нумеруют римскими цифрами (рис. 3, путь I).
Приемоотправочные пути (рис. 3, пути 2, 3, 4) служат для приема с перегонов, стоянки, отправления на перегон, а также для пропуска поездов без остановки. Стоянки требуются для скрещения поездов на однопутной линии, обгона поездов, а также для выполнения с их составами операций, предусмотренных технологическим процессом работы данной станции.
Сортировочные пути (рис. 3, пути 5, 6) предназначены для сортировки, накопления вагонов по назначениям и формирования из них поездов в соответствии с планом формирования.
Вытяжные пути (рис. 3, пути 7, 8) выполняют операции с составами поездов или группами вагонов, при которых их переставляют (вытягивают) с приемоотправочных, погрузочно-разгрузочных или сортировочных путей для последующей сортировки по назначениям, подачи на другие пути, для выполнения с ними операций, предусмотренных технологическим процессом станции.
Погрузочно-разгрузочные пути (рис. 3, путь 9) используют для постановки вагонов, с которыми будут выполнять грузовые операции. Эти пути можно располагать у открытых или крытых складов, вводить внутрь крытых складов, укладывать поверху разгрузочных эстакад для сыпучих грузов и др.
Рисунок 3 Схема путевого развития станции
На крупных станциях пути, предназначенные для выполнения однородных операций, объединяют в группы, называемые парками. По назначению они делятся на парки: приема, отправления, сортировки, отстоя подвижного состава, экипировки вагонов и локомотивов и т. д.
Прочие станционные пути – деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), ходовые для пропуска локомотивов, соединительные, пути для стоянки специальных и пассажирских вагонов, пожарных и восстановительных поездов, снегоуборочных и путевых машин, перегрузочные, весовые и другие.
Кроме того, на станциях имеются пути специального назначения, которые классифицируются на: