Что называется профессиональным мастерством водителя

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОДИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ

Даже хорошо выработанные навыки управления автомобилем не всегда могут обеспечить благоприятный исход опасных ситуа­ций. Для действий в различных опасных ситуациях необходимо выработать специфические навыки, наличие которых является важным элементом высокого профессионального мастерства во­дителя. Если водитель не приобретет таких навыков во время обу­чения в учебном автокомбинате, то он вынужден будет приобре­тать их в реальных опасных ситуациях в процессе своей дальней­шей профессиональной деятельности. Такое обучение нередко дорого обходится и для водителя, и для других участников движе­ния, поэтому основные навыки управления автомобилем в наи­более часто встречающихся опасных дорожных ситуациях води­тель должен получить во время обучения в автошколе. Следует отметить, что отсутствие таких навыков у молодых водителей является одной из главных причин ДТП. Однако фор­мирование их в автошколах встречает большие трудности. Для этого не хватает времени и технических средств обучения. В указанных целях необходимо максимально использовать специально обору­дованные автодромы, автомобильные тренажеры и стенды. Но даже при наличии этих средств выработать надежные и достаточно гиб­кие навыки и довести их до автоматизма действий в различных опасных и аварийных ситуациях за короткое время обучения в автошколе трудно. Такое обучение позволит только заложить ос­новы этих навыков, которые должны будут совершенствоваться в процессе всей последующей профессиональной деятельности во­дителя. Молодому водителю необходимо дать соответствующие со­веты и рекомендации.

Одним из направлений психологической подготовки является повышение устойчивости психики в условиях стресса, который возникает в критических дорожных ситуациях. При этом затруд­няется мыслительная деятельность, а следовательно, своевремен­ная оценка ситуации и принятие правильного решения. Замедля­ется также время реакций, и даже правильные управляющие дей­ствия уже не могут предотвратить аварию. Повышение психиче­ской устойчивости достигается тренировкой нужных решений и отработкой необходимых действий в период обучения.

Ввиду невозможности обучения водителей действиям в крити­ческих аварийных дорожных ситуациях в реальных дорожных ус­ловиях возникает необходимость моделирования таких ситуаций с помощью различных технических средств. Основным требова­нием к такому моделированию является психологическая тожде­ственность процесса взаимодействия водителя с автомобилем и дорогой реальным условиям. Например, в реальных условиях име­ет место внезапное появление препятствия на полосе следования автомобиля. При моделировании данной ситуации на автодроме непременно должен быть сохранен элемент внезапности.

Моделирование во время обучения таких опасных ситуаций, как внезапное появление на полосе следования автомобиля какого- либо препятствия, в частности пешехода, занос задней оси авто­мобиля с возможной потерей управляемости, отказ тормозной системы и др., позволит повысить надежность водителя в реаль­ных дорожных условиях. Внезапное появление пешехода мо­делируется либо на автодроме посредством перемещения манеке­на, либо на тренажере (на киноэкране дается изображение пеше­хода).

Водителю нередко приходится прибегать к переключению све­та, включению понижающей передачи, стеклоочистителей и т.д. При этом нужно привести в действие не только один из этих при­боров, но и одновременно решить, в какой последовательности выполнять целый комплекс различных действий с учетом состоя­ния дороги, интенсивности и скорости движения, видимости, поведения пешеходов, технических возможностей и особенностей своего автомобиля. После выполнения необходимых первоочеред­ных действий могут возникнуть внезапные осложнения, напри­мер, в виде скольжения колес. В такой ситуации у неопытных, эмоционально неустойчивых водителей может возникнуть чувство страха, напряженности, в результате чего необходимые управля­ющие действия не выполняются, выполняются неправильно или с опозданием. Иногда в опасной ситуации требуется выполнить прием, который не совпадает с выработанными ранее приемами и навыками. Это предъявляет высокие требования к подвижности нервных процессов, выражающиеся в динамичности выработан­ных навыков. Например, при появлении препятствия на скольз­кой проезжей части дороги вместо привычного торможения во­дитель должен применять другие приемы управления, которыми могут быть частичное притормаживание педалью тормоза в соче­тании с торможением двигателем и одновременным поворотом в сторону.

В опасных дорожных ситуациях растерянность, замедление мыш­ления и сенсомоторных реакций возникают не столько из-за чув­ства личной опасности или объективной трудности положения, сколько вследствие неожиданности развития событий. Способность к быстрой оценке опасной ситуации определяется качествами оперативного мышления. Навыки такого мышления, умение пра­вильно и быстро реагировать на непредвиденную обстановку явля­ются важными факторами надежности водителя. Подготовка во­дителя к действиям в таких ситуациях будет способствовать тому, что внезапность, неожиданность станут привычными и любая опасная ситуация будет восприниматься водителем почти обыч­ной, лишь с некоторым отрицательным моментом, хотя и вызы­вающим повышенное нервное напряжение, но не нарушающим его способность логически мыслить и действовать.

Таким образом, мастерство водителя выражается и в том, что он психологически всегда готов к выполнению нужных действий. Это достигается выработкой умения прогнозировать развитие об­становки на дороге, благодаря чему опытный водитель всегда знает, как поведут себя участники движения и что может произойти с автомобилем в следующий момент. Успешное прогнозирование обстановки позволит водителю избежать внезапного появления препятствия на скользкой дороге, т. е. позволит избежать возник­новения самой опасной обстановки. Такому умению нужно учить уже в автошколе и, что еще важно, нужно дать ориентиры, как совершенствовать эти умения в процессе будущей самостоятель­ной деятельности.

Формирование навыков управления автомобилем должно про­водиться с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, т.е. их личностных качеств, отношения к учебе, активности в процес­се обучения, эмоциональной устойчивости, сенсорно-моторной координации, особенностей восприятия, мышления, памяти и т.д. Индивидуальный подход должен основываться на знании каждо­го обучаемого и выражаться в изменении методики, последова­тельности выполнения упражнений, времени на освоение отдель­ных элементов или этапов обучения и т.д.

Важное значение при формировании навыков имеет активность обучаемого. Он сам или с помощью инструктора с учетом своих индивидуальных особенностей должен искать методы для более быстрого и качественного овладения необходимыми приемами и навыками. Без активности человека обучение затруднено и даже может быть невозможным. Это инструктор должен разъяснить уча­щимся в начале обучения и умело направлять их активность в нуж­ном аспекте. Нельзя допускать к самостоятельному управлению автомобилем лиц, не выработавших достаточно устойчивых навы­ков в типичных дорожных ситуациях.

Будущее самоусовершенствование в этом направлении зависит от свойств мышления данного водителя, его способности крити­чески воспринимать обстановку, творчески подходить к анализу дорожно-транспортных ситуаций, выделять и запоминать все ти­пичное и существенное.

Задачей мастера в процессе обучения является привлечение внимания обучаемого к этим узловым моментам. Мастер не дол­жен ограничиваться простой констатацией, что в данном случае нужно поступать так-то, а должен объяснить, почему именно так, а не иначе. Он должен также на конкретных примерах учить про­гнозировать возможные действия пешеходов и водителей других автомобилей. Такая постоянная активизация умственной работы учащегося является необходимым условием его дальнейшего са­моусовершенствования в процессе самостоятельной работы.

Мастерство управления автомобилем связано со всеми сторо­нами личности водителя (его интересами, направленностью, спо­собностями, темпераментом, характером), его психофизиологи­ческими особенностями (восприятием, вниманием, памятью, мышлением, эмоционально-волевой устойчивостью, сенсомоторными реакциями) и определяется наличием специальных знаний, умений и навыков.

Знания — это совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для управления автомобилем. Так, в соответствии с программой и учебным планом водитель должен знать: назначе­ние, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей автомобиля; Правила дорожно­го движения и основы безопасности; правила техники безопасно­сти при обращении с эксплуатационными материалами; основные причины ДТП и меры их предупреждения; основные неис­правности автомобиля, способы их устранения и многое другое. Все эти знания приобретаются в процессе обучения.

Однако, опираясь только на теоретические знания, человек еще не может управлять автомобилем. Для этого ему необходимо приоб­рести специальные умения, т. е. способность целеустремленно пользо­ваться своими специальными знаниями в практической деятельно­сти. Водитель должен уметь уверенно управлять автомобилем в раз­личных дорожных и метеорологических условиях, быстро оцени­вать дорожную ситуацию при внезапном изменении обстановки и своевременно выполнять адекватные управляющие действия, обес­печивающие безопасность дорожного движения, прогнозировать развитие дорожной обстановки. Такие ориентиры может дать науч­но обоснованная психологическая подготовка водителей.

Психологическая подготовка водителей — это целесообразное формирование психических свойств, необходимых для надежного и безопасного управления автомобилем в любых дорожных усло­виях. К психологической подготовке относятся воспитание высо­ких морально-нравственных качеств, тренировка и совершенство­вание психологических личностных качеств, а также идеомоторная и аутогенная тренировка.

Образ жизни человека, его отношение к труду, другим людям, самому себе в значительной степени определяются его морально- нравственными качествами. Мораль и нравственность — это сово­купность правил общежития, поведения людей, определяющих их обязанности по отношению друг к другу и к обществу. К мо­рально-нравственным качествам относятся патриотизм, коллек­тивизм, отношение к работе, товарищам, женщинам, детям и т.д. Водителей, ведущих высокоморальный образ жизни, отличает чувство долга, высокая дисциплинированность, добросовестное выполнение своих служебных обязанностей. За рулем автомобиля такой водитель благожелательно относится к другим участникам движения, заботится об их безопасности, строго соблюдает Пра­вила дорожного движения.

Немаловажное значение для надежности водителей имеет спе­циальная тренировка таких психологических качеств, как воспри­ятие, внимание, оперативные качества мышления и памяти, ско­рость и точность сенсомоторных реакций, эмоциональная устой­чивость. Именно эти психологические особенности играют весьма важную роль в оценке дорожной обстановки, правильном и свое­временном принятии решений и выполнении адекватных управ­ляющих действий. Тренировка и совершенствование упомянутых качеств происходят при обучении вождению автомобиля и даль­нейшей профессиональной деятельности. Однако этот процесс может быть ускорен, если в этих целях будут использованы спе­циальные приборы, стенды и тренажеры. Такая тренировка может быть особенно успешной, если моделирование дорожных ситуа­ций и требования к водителю при тренировках будут наиболее близки к тем, которые предъявляются в реальных дорожных усло­виях. Однако эти методы могут лишь дополнить, но не заменить тренировку психологических качеств в реальных дорожных усло­виях. Для этого мастер-инструктор должен знать закономерности психологии обучения вождению автомобиля.

Важное значение для надежности водителя имеет эмоциональ­ная устойчивость и самообладание, которые помогают ему без­ошибочно управлять автомобилем при неожиданном возникнове­нии критических дорожных ситуаций. При отсутствии у водителя таких качеств может возникнуть состояние напряженности, кото­рое выражается в неуверенности, сомнении и страхе. Одновре­менно нарушается протекание таких психических процессов, как восприятие, мышление, внимание, ухудшается память, увеличи­вается время реакций, нарушается координация движений. Пра­вильная оценка дорожной обстановки, своевременное принятие решения и адекватные действия при этом затруднены, что прово­дит к ошибкам и может стать причиной ДТП.

В основе таких состояний лежит определенный физиологиче­ский механизм. Установлено, что чрезмерное волнение и пережи­вания возбуждают определенные нервные центры коры головно­го мозга. Это возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает торможение двигательных центров, которые обеспечи­вают действия водителя при управлении автомобилем. В результа­те возникает мышечное напряжение, движения становятся рез­кими, несоразмерными, плохо координированными, а иногда и неадекватными сложившейся дорожной обстановке. Поэтому вос­питание у водителей эмоциональной устойчивости необходимо для повышения его надежности.

Выраженная эмоциональная неустойчивость и, как следствие, ошибки при управлении автомобилем особенно часто имеют ме­сто у молодых неопытных водителей. С приобретением опыта чув­ства страха и неуверенности возникают все реже, что снижает нервное напряжение и количество ошибок.

К психологической подготовке относится также идеомоторная тренировка. Идеомоторика для водителя — это мысленное выпол­нение действий, которые предстоит проделать на данном отрезке пути в конкретной дорожной обстановке.

Специальными исследованиями установлено, что, когда чело­век мысленно выполняет какие-то движения, в соответствующих двигательных центрах мозга возникают нервные возбуждения, которые вызывают едва уловимые сокращения определенных мы­шечных групп. Поэтому мысленное повторение определенных при­емов и действий по управлению автомобилем приводит к оживле­нию той системы условно-рефлекторных связей, которая образу­ется или образовалась при формировании соответствующих дви­гательных навыков.

Именно этот физиологический механизм объясняет, почему детальное умственное повторение движений способствует быст­рейшему овладению самыми различными спортивными и про­фессиональными навыками.

Профессором А. У. Пуни установлено, что если во время тре­нировки выполнение определенного действия (упражнения) со­четается с мысленным, начинающимся еще до начала выполне­ния, повторением, то процесс приобретения спортивно-техни­ческого мастерства идет гораздо быстрее. Проведенные исследова­ния показали, что автоспортсмены с большим опытом, хорошей спортивно-технической подготовкой мысленно анализируют трассу до мельчайших подробностей, детально оценивают ее с точки зрения времени и пространства, чего не наблюдается у неквали­фицированных спортсменов. Аналогичная ситуация имеет место и на производстве. Высококвалифицированный рабочий, имеющий высокую производительность труда, может детально рассказать весь процесс своих рабочих операций, что недоступно рабочим с низ­кой квалификацией. Опытный водитель может подробно расска­зать о характерных особенностях знакомого ему маршрута и своих действиях на его более сложных участках.

При обучении вождению следует широко применять метод мыс­ленного выполнения учащимся предстоящего упражнения: пос­ледовательность действий в упражнении, их сочетание. Мыслен­ное «проигрывание» учащимся основных движений должно про­водиться до занятия, т.е. до того, как он сел на рабочее место тренажера или автомобиля. Можно рекомендовать в качестве до­машнего задания упражнения, имитирующие, например, трогание с места, переключение передач и т.д.

Регулярная идеомоторная тренировка позволяет не только за­креплять двигательные навыки, но и совершенствовать различные способы выполнения деятельности при изменении дорожных усло­вий. Все это может повысить профессиональное мастерство водите­ля, а следовательно, его надежность и производительность труда. Идеомоторная тренировка может выражаться в детальном проду­мывании водителем своих действий при движении по новой трассе или при изменении условий на старой, хорошо знакомой дороге, а также действий в различных сложных дорожных ситуациях. Такая тренировка будет особенно действенной, если она дополнится со­ответствующими упражнениями на автомобильных тренажерах и специальных стендах, а также сознательным использованием отра­ботанных способов действий в реальных дорожных условиях.

Хорошо поставленная психологическая подготовка как в пери­од обучения, так и при совершенствовании водительского мас­терства является одним из резервов повышения надежности во­дителя, а следовательно, и обеспечения безопасности дорожного движения.

При подготовке водителей автомобилей особое внимание не­обходимо уделять следующим дисциплинам: Правилам дорожно­го движения, основам безопасности движения и вождению авто­мобиля. Из этих трех дисциплин наиболее ответственную роль иг­рает практическое вождение автомобиля. Только в реальных до­рожных условиях возможно окончательное формирование и со­вершенствование водительских навыков, обеспечивающих высо­кую надежность водителя. Особое значение имеет выработка авто­матизма в навыках в сложных дорожных условиях и опасных до­рожно-транспортных ситуациях, так как умение водителя быстро и правильно действовать в таких случаях является важнейшим ус­ловием их надежности.

Однако создавать такие ситуации при обучении водителя на дорогах невозможно. Единственным способом обучения действи­ям в сложных ситуациях является использование автомобильных тренажеров и автодромов. С их помощью возможно многократное моделирование различных дорожных ситуаций, что является не­обходимым условием формирования прочных и гибких водитель­ских навыков. Автомобильные тренажеры и, особенно, автодро­мы могут быть использованы и для устранения ошибок при уп­равлении автомобилем, которые выявляются у обучаемых при уп­равлении автомобилем в реальных дорожных условиях. Таким об­разом, комплексное использование при обучении автомобильных тренажеров, автодромов и реальных дорожных условий позволяет повысить надежность молодых водителей, которые впервые полу­чают права на управление автомобилем.

Источник

ВОДИТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ

ГЛАВА 6

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ВОДИТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ

Профессиональное мастерство управления автомобилем — эта такая подготовленность водителя, которая позволяет легко и без­ошибочно управлять автомобилем и при необходимости макси­мально использовать его технические возможности, а также уме­ние водителя быстро и правильно оценивать обстановку в крити­ческих дорожно-транспортных ситуациях и предвидеть (прогно­зировать) ее возможные изменения.

Высокая значимость профессионального мастерства для без­опасности дорожного движения подтверждается большим коли­чеством ДТП, возникающих из-за ошибок молодых неопытных водителей.

Специальными исследованиями установлено, что молодые во­дители в 4 раза чаще, чем их опытные коллеги, становятся участ­никами ДТП. Это подтверждается и массовым анкетным опро­сом, проведенным в ряде европейских стран, который показал, что примерно 30 % аварий на дорогах приходится на водителей моложе 21 года. Причем, если число ДТП, совершенных 30-лет­ними водителями, принять за 100%, то у водителей 25—30 лет это число увеличивается до 123 %, у водителей 21 — 25 лет — до 180 %, а у водителей 18 — 21 года — до 350 %.

Отечественными исследованиями установлено, что водители со стажем работы до одного года, составляющие 8 % всех водите­лей, совершают 13 % всех ДТП. В этой работе был выведен показа­тель аварийности (отношение числа ДТП к числу водителей дан­ной категории), который у водителей со стажем работы до одного года составил 1,68, а у опытных водителей — 0,44. В Японии доля участия неопытных водителей в ДТП со смертельным исходом со­ставляет 10 %, а в течение года после получения водительских прав 1 тыс. таких водителей погибает в автомобильных катастрофах.

Французские специалисты считают, что до пробега 500 км во­дитель практически поглощен только управлением своего авто­мобиля, а на других участников движения он не обращает вни­мания. От 500 до 3 тыс. км пробега поведение водителя начинает постепенно соответствовать складывающейся дорожной обста­новке. После пробега 3 тыс. км навыки управления стабилизиру­ются и водитель может более надежно управлять автомобилем. Чтобы достичь профессионального мастерства, необходимо хотя бы один раз «объехать вокруг земного шара», т.е. наездить не менее 40 тыс. км. Конечно, такой пробег для разных лиц может быть большим или меньшим. Это зависит от уровня подготовлен­ности водителей, а также от их индивидуальных особенностей, которые в значительной степени определяют процесс совершен­ствования водительского мастерства. Приведенные данные свиде­тельствуют о том, что опыт и профессиональное мастерство в ре­шающей степени определяют возможности водителей, а следова­тельно, и безопасность движения.

Объективным выражением подготовленности водителей явля­ется степень автоматизации навыков при управлении автомоби­лем в различных дорожных условиях, их широта, прочность и динамичность. Опытный водитель работает только теми группами мышц, которые необходимы для выполнения данного действия. Поза его свободна, движения точны, уверены, экономны. Отдель­ные управляющие действия объединены в один двигательный акт, что позволяет быстро и своевременно выполнять сложные манев­ры при управлении автомобилем. В неожиданных аварийных ситу­ациях действия опытного водителя характеризуются быстротой, точностью и полным соответствием требованиям безопасности в данной конкретной обстановке.

Приобретению и совершенствованию водительских навыков помогают знания общих закономерностей и проявление этих за­кономерностей в деятельности водителя автомобиля.

Навык — это способность в процессе целенаправленной дея­тельности выполнить отдельные действия без специально направ­ленного внимания, но под контролем сознания. Сущность этого контроля заключается в следующем. Опытному водителю не нуж­но думать и сознательно контролировать все свои рабочие движе­ния при управлении автомобилем, они выполняются как бы сами собой. Однако если водитель допустит ошибку или действия его не будут соответствовать изменившейся дорожной обстановке, благодаря контролю сознания он своевременно заметит и испра­вит ошибку или неточные действия.

Например, любой водитель в течение дня много раз выполняет трогание с места на горизонтальной дороге, для чего производит определенно дозированные, доведенные до автоматизма одновре­менные действия ногами и руками. У него сложился прочный дви­гательный, или, как его иногда называют, моторный навык. Но вот требуется тронуться с места на подъеме, что влечет за собой необходимость изменить дозировку действий. Водитель в первый момент может не заметить этой необходимости, в результате чего автомобиль начнет катиться назад. Тотчас в действие вступает со­знание, под контролем которого и произойдет необходимое из­менение дозировки действий.

Навыки составляют элементы сложной сознательной деятель­ности. Навыки как действия на уровне автоматизма нельзя совер­шенно отделять от действий, производимых сознательно. Каждый навык в процессе деятельности может перейти в сознательное действие, а многие действия в процессе деятельности могут стать навыками. Так, при внезапном появлении на дороге пешехода водитель автоматически нажимает на педаль тормоза, а затем уже сознательно выполняет все другие необходимые действия, чтобы избежать наезда.

При частом повторении подобных ситуаций некоторые из этих действий могут быть отработаны до автоматизма. При выработке навыков доводится до автоматизма не сама деятельность в целом, а лишь отдельные ее компоненты. Управление автомобилем всегда остается сознательной деятельностью. Доводятся до автоматизма лишь операции, посредством которых эта деятельность осуществ­ляется, т. е. способы ее выполнения.

В подготовке водителя центральное место занимает формиро­вание профессиональных навыков, т. е. действий по управлению автомобилем, доведенных до высокой степени автоматизма. Для выработки таких навыков требуется время (неодинаковое для раз­ных людей).

В деятельности водителя можно выделить три группы навыков: сенсорные, мыслительные и двигательные.

Сенсорные навыки — это навыки восприятия, в кото­рых главную роль играют органы чувств. Они позволяют быстро и точно оценивать расстояния от своего автомобиля до других объек­тов на дороге и лежат в основе динамического глазомера. Сенсор­ные навыки играют важную роль при оценке скорости движения автомобиля, контроле за работой двигателя на слух, быстром вос­приятии малейших отклонений автомобиля от направления дви­жения и при оценке сцепления шин с дорогой.

Наибольшее значение для восприятия и формирования сен­сорных навыков имеет зрительный анализатор, так как более 90 % всей необходимой информации водитель получает посредством зрения. Однако в формировании сенсорных навыков принимают участие слух, вестибулярный аппарат, мышечные, или тактиль­ные, ощущения. Часто информацию, поступающую из окружаю­щей среды, от дороги или автомобиля водитель получает одно­временно по нескольким каналам. Роль каждого из них может быть различной, что обусловлено спецификой того или иного раз­дражителя, различным порогом чувствительности анализаторов,

а также особенностями дорожной обстановки, например занос задней оси автомобиля водитель чувствует при помощи вестибу­лярного аппарата, мышечных ощущений и зрения (зрение в дан­ном случае играет лишь вспомогательную роль).

Мыслительные, или умственные, навыки, которые определяют быстроту оценки дорожной обстановки, необходи­мую для своевременного принятия соответствующих решений, имеют особенно большое значение в деятельности водителя. Они позволяют без дополнительного обдумывания применять имею­щиеся навыки и опыт для выполнения таких маневров, как об­гон, смена полосы движения, переезд нерегулируемого пересече­ния и т.д., помогают в сложной дорожной обстановке выбрать максимальную, но безопасную скорость, нужную передачу авто­мобиля и пр.

Велико значение умственных навыков в прогнозировании до­рожной обстановки. В процессе своей деятельности водитель не­прерывно сталкивается с повторением некоторых ситуаций, про­цесс развития которых более или менее изучен им на базе преды­дущего опыта. Эти ситуации стали для водителя как бы стандарт­ными, он уже знает, что произойдет дальше, без дополнительно­го (углубленного) анализа обстановки. Чем шире спектр таких навыков у водителя, тем большую безопасность он способен обес­печить.

Правильное и, что очень важно, своевременное решение будет зависеть, с одной стороны, от его умения логически мыслить, а с другой — от знания Правил дорожного движения, основ безо­пасности движения, а также умения применять эти знания на практике.

Двигательные навыки являются важными в деятельно­сти водителя. Процесс формирования этих навыков изучен луч­ше, чем других. Именно двигательные навыки, доведенные до уровня автоматизма действий, позволяют водителю выполнять ог­ромный объем работы. Чем больше скорость, тем меньше време­ни остается на выполнение каждого действия. Успешно выпол­нить сознательно такое количество действий практически невоз­можно. Необходимо довести навыки до уровня автоматизма дей­ствий, физиологической основой которых является динамиче­ский стереотип. В результате многократного повторения последо­вательно и закономерно сменяющих друг друга действий нервные процессы приобретают стереотипный характер, т.е. складываются в определенную систему, которая называется динамическим сте­реотипом.

Динамический стереотип лежит в основе формирования двига­тельных водительских навыков. Он обеспечивает не только свое­временность управляющих действий водителя, но и их адекватность, соответствие быстро меняющейся дорожной обстановке. В этом и

выражается динамичность навыков, доведенных до автоматизма действий. Важнейшей задачей при формировании таких навыков является объединение отдельных управляющих действий в целост­ный двигательный акт, подчиненный общей задаче.

Так, в некоторых случаях при навыках, доведенных до автома­тизма действий, водитель при появлении препятствий на дороге выполняет одномоментно торможение и поворот рулевого колеса как один целостный двигательный акт. Взаимодействие ног води­теля при трогании с места — также целостный двигательный акт, состоящий из двух элементарных актов: отпускания педали сцеп­ления и нажатия на педаль газа. При формировании двигательных навыков различают три этапа.

Первый этап состоит из изучения отдельных элементов движения и объединения отдельных частичных действий в одно целостное действие. Чтобы научиться управлять автомобилем, че­ловек должен узнать и запомнить, какие действия и в какой пос­ледовательности он должен производить. В начале первого этапа каждое новое управляющее движение выполняется сознательно и под контролем зрения. Внимание обучаемого сосредоточено на отдельных собственных движениях, а не на результатах их выпол­нения. Движения его носят разрозненный характер, он делает много лишних и нецелесообразных движений, излишне напряжен, сильно сжимает рулевое колесо, неточно переключает рычаги управления, быстро утомляется.

Трудности начального периода обучения могут быть уменьше­ны использованием автомобильного тренажера. На тренажере всегда более спокойная обстановка, имеется возможность снизить темп обучения, остановиться на неясных вопросах, многократно повторить нужное действие для его закрепления.

На первом этапе формирования двигательного навыка отдель­ные движения объединяются в целостный двигательный акт, что является выражением формирующегося двигательного стереотипа.

На втором этапе по мере повторения упражнений лиш­ние нецелесообразные движения устраняются, уменьшается на­пряжение. Движения становятся более точными. Постепенно ос­лабевает зрительный контроль за выполнением действий и увели­чивается роль двигательного контроля. Передача контроля суставно-мышечному чувству двигательного анализатора имеет перво­степенное значение при выработке любого двигательного навыка. Например, если вы учитесь печатать на машинке, то на первом этапе ищите глазами каждую букву на клавиатуре. Если вы не бу­дете этого делать, то не сможете напечатать ни одного слова. Опыт­ная же машинистка почти не смотрит на клавиатуру и даже может печатать вслепую. Происходит это потому, что ее движения конт­ролируются не зрением, а ощущениями, возникающими при со­кращении мышц и суставов.

То же самое происходит и с начинающим водителем, который на первом этапе формирования двигательного навыка контроли­рует зрением каждое управляющее действие, а затем, по мере выработки автоматизма навыков, зрительный контроль снимает­ся и все его действия контролируются суставно-мышечным чув­ством. Такой переход и формирование двигательного стереотипа происходят на втором этапе формирования двигательных навыков.

На третьем этапе большинство действий выполняются автоматически, т. е. без участия сознания, которое осуществляет только функцию контроля. На этой стадии формирования навыка вводятся различные усложнения с целью выработки вариативно­сти навыка, т. е. использования навыка различными способами в изменяющихся условиях практической деятельности. Обучаемый совершенствуется в езде по плохой дороге, в условиях интенсив­ного движения транспортных средств, ночью и т.д. Движения при управлении автомобилем становятся все более уверенными и точ­ными, возрастает осмотрительность, внимание направлено глав­ным образом на внешние раздражители, снижается нервное на­пряжение, повышается работоспособность. Динамический стерео­тип к концу третьего периода сформирован, большинство опера­ций по управлению автомобилем выполняется автоматически, но под контролем сознания.

Однако до профессионального мастерства еще далеко. Навыки вождения совершенствуются на протяжении всей водительской деятельности, для их совершенствования нет предела. Вместе с навыками в процессе практической деятельности у водителей формируется умение, которое характеризует степень подготовлен­ности к выполнению своих обязанностей.

С опытом вырабатывается индивидуальная манера вождения, развивается умение выбирать способы действий с учетом изменя­ющихся условий движения, возникает уверенное ориентирова­ние в сложной обстановке, т.е. все, что называют мастерством вождения, к чему водитель подготавливается содержанием и на­правлением всего учебно-воспитательного процесса.

В каждом навыке необходимо различать, с одной стороны, его устойчивость, стереотипность, а с другой — его изменчивость, подвижность. При автоматизме навыков у водителя вырабатыва­ются постоянные, устойчивые способы выполнения тех или иных действий в типичных дорожных ситуациях. Стереотипность навы­ков позволяет быстро и точно выполнять необходимые управляю­щие действия и при усложнении обстановки, например нажатие на тормозную педаль при внезапном появлении препятствия на проезжей части дороги или поворот рулевого колеса в сторону начавшегося заноса автомобиля. Однако нередко обстановка на дороге требует не стандартных действий, а действий, наиболее соответствующих именно данной ситуации.

Подлинное мастерство водителя выражается в способности выбрать оптимальное управляющее действие из ряда возможных, которая обеспечивает его соответствие быстро меняющейся до­рожной обстановке. Опытный водитель, владея множеством при­емов управления, может своевременно и целесообразно исполь­зовать их с учетом дорожной обстановки и своих собственных воз­можностей. Он большую часть внимания сосредоточивает на до­роге и находящихся на ней и на ее обочине объектах, меньшую — на восприятии контрольно-измерительных приборов, а контроль суставно-мышечного чувства обеспечивает точность и правиль­ность действий по управлению автомобилем.

Возможность осуществления одной и той же работы разными способами и приемами предполагает одно обязательное условие: доводя навыки управления автомобилем до уровня автоматизма действий, водитель не должен терять способность в любой мо­мент осознать характер выполняемых действий и возможность со­знательного контроля над ними. Мастерство предполагает умение сознательно и своевременно пользоваться действиями, доведен­ными до автоматизма, и, если нужно, сознательно контролиро­вать их. Именно шаблонные действия водителей в некоторых слу­чаях могут быть причинами тяжелых ДТП. Примером таких шаб­лонных действий может быть следующий случай. На одном из уча­стков шоссе был разлит свежий слой битума, о чем водители заб­лаговременно предупреждались дорожным знаком «Скользкая дорога». Однако водитель автомобиля УАЗ-469, не снижая скоро­сти, применил для объезда автомобиля, стоящего на краю битум­ного покрытия, маневр влево. В результате автомобиль занесло на левую обочину и он опрокинулся. При расследовании было уста­новлено, что боковой интервал был достаточен для проезда авто­мобиля УАЗ-469 и без маневра влево, а открывание дверей сто­ящего автомобиля исключалось, так как в нем не было людей. Маневр влево как стандартное действие был выполнен автомати­чески, без учета скользкой в этом месте дороги и на высокой скорости, что и явилось причиной ДТП.

Процесс формирования динамического стереотипа, выражаю­щийся в доведении до автоматизма тех или иных действий и ком­плексном их использовании в целях управления, достигается не сразу. Требуется определенное время, чтобы навыки управления автомобилем приобрели необходимую степень автоматизма и од­новременно динамичности, что необходимо для обеспечения на­дежности водителя и безопасности дорожного движения. Время, необходимое для доведения до автоматизма навыков, различно. Оно зависит от сложности навыков, индивидуальных особеннос­тей обучаемых и методов обучения.

Навыки формируются в процессе упражнения — повторного выполнения действий или деятельности с целью усовершенство­вания способа ее выполнения. Однако не всякое повторение дей­ствий может быть названо упражнением. Человек с плохим почер­ком пишет всю жизнь, но его почерк не становится лучше. Для того чтобы повторные действия стали упражнением, необходимо соблюдение ряда условий.

Первое условие — обучаемый должен уяснить цель и зна­чение выработанного навыка и активно стремиться овладеть им. Именно с этой целью будущие водители вначале изучают устрой­ство автомобиля, Правила дорожного движения и другие предме­ты, а только потом начинается обучение практическому вожде­нию. Активность, настойчивость и трудолюбие обучаемых имеют важное значение для скорости формирования автоматизма навы­ков управления автомобилем в различных дорожных условиях.

Второе условие — обучаемый должен знать результат каж­дого действия, допущенные при этом недостатки и ошибки. При повторении этого действия его усилия должны быть направлены на устранение ошибок. Отсутствие информации о результатах выпол­ненных действий значительно затрудняет формирование двигатель­ных навыков. Так, установлено, что даже время простой сенсомоторной реакции уменьшается, если испытуемый знает время каж­дой предыдущей реакции. Естественно, что такая информация име­ет еще большее значение при выработке сложных реакций, которые лежат в основе формируемых двигательных навыков управления ав­томобилем. Если обучаемый не получает информацию о результатах выполненных им в процессе тренировки действий, то процесс фор­мирования навыков резко замедляется. Поэтому задачей мастера производственного обучения является предельная внимательность, умение своевременно подсказать обучаемому его ошибки, недо­статки и пути их устранения после выполнения каждого упражне­ния. Необходимо также стимулировать активность обучаемых в ана­лизе своих действий для того, чтобы они, исходя из оценок инст­руктора, сами научились правильно оценивать уровень своей подго­товленности. Умение видеть свои достижения и недостатки и актив­но преодолевать их — важнейшее условие успешного обучения бу­дущих водителей и совершенствования их водительского мастерства.

Продуктивность навыка зависит от объективных и субъектив­ных факторов (рис. 6.1), а также от правильного распределения упражнений по времени, т. е. от планирования тренировок. Здесь не должно быть шаблона. Нередко мастер-инструктор не знает индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых, меж­ду ними отсутствует взаимопонимание. Это затрудняет обучение и снижает уровень подготовки. При обучении практическому вож­дению в пределах отведенного учебного времени следует особое внимание уделять тем вопросам, которые имеют отношение к безопасности дорожного движения, а также самым трудным для данного обучаемого элементам вождения.

Что называется профессиональным мастерством водителяРис. 6.1. Классификация причин, влияющих на продуктивность навыка

При формировании сложного навыка возможна временная за­держка в его развитии. Причинами этого могут быть утомление, понижение интереса к упражнению, снижение активности обу­чаемого и ослабление внимания.

Установлена определенная зависимость формирования навыка от времени упражнений (рис. 6.2). Наиболее успешно навыки раз­виваются в начале обучения. В этот период кривая формирования навыка круто идет вверх. Далее подъем замедляется, становится на длительное время незначительным и даже приостанавливает­ся, что на кривой отражается в виде плато — отрезка, идущего почти горизонтально. Причиной такой задержки нередко бывает несоответствие усвоенных приемов высоким требованиям, кото­рые предъявляются по мере формирования навыка, а также исполь­зование обучаемыми новых приемов выполнения упражнения. Затем, когда обучаемый справится с возникшими затруднения­ми, опять начинается медленный подъем.

При обучении различных людей одному и тому же навыку ход упражнений может быть неодинаковым вследствие различных ин­дивидуальных особенностей обучаемых, их различной предшеству­ющей подготовки, неодинакового отношения к упражнениям, а также разных методов обучения.

Что называется профессиональным мастерством водителя

Рис. 6.2. Кривая формирования сенсомоторного навыка Jн от времени упражнений t

Новые навыки формируются на основании старых, ранее вы­работанных, причем старые навыки могут облегчать процесс фор­мирования новых или тормозить его. Влияние ранее усвоенных навыков называется переносом. Перенос может быть положитель­ным или отрицательным.

Положительный перенос навыков может быть при на­личии тождественных элементов у двух или нескольких навыков.

Отрицательный перенос навыков — это затруднение формирования новых навыков из-за наличия старых. Пример от­рицательного переноса навыков — резкое увеличение ДТП в Шве­ции при переходе на правостороннее движение.

При переводе водителя на автомобиль другого типа или мар­ки необходимо учитывать конструктивные особенности кабины и органов управления, а также динамические характеристики нового автомобиля. Так, рычаги ручного тормоза, переключате­ли света, стеклоочистителя могут находиться справа или слева от рулевой колонки. Непривычными для водителя могут быть рас­положение рычагов переключения передач, прикладываемые усилия на органы управления и т.д. Отрицательный перенос на­выков при управлении другим автомобилем, особенно в первые дни, может резко отразиться на качестве управления и надежно­сти водителя.

Если водитель этого не знает, он недостаточно контролирует свои действия при управлении новым автомобилем, в результате чего допускает грубые ошибки. Если он об этом и знает, то в условиях дефицита времени происходит срабатывание так назы­ваемого вредного автоматизма. Водитель автоматически выполня­ет управляющие действия в соответствии с расположением кно­пок, рычагов, тумблеров и т.д. на старом и привычном для него автомобиле без учета изменений в их расположении на новом.

Таким образом, для предупреждения вредного переноса вырабо­танных ранее навыков одних знаний об особенностях нового ав­томобиля недостаточно, необходима еще переделка старых навы­ков, а для этого требуется время.

Примерами вредного переноса сенсорного навыка могут быть ошибки, возникающие у водителей вследствие нарушения глазо­мера, при переходе с легкового автомобиля на грузовой, и наобо­рот. Причиной нарушения глазомера в таких случаях является из­менение расстояния от глаз водителя до дорожного покрытия.

Чтобы избежать ошибок, связанных с отрицательным перено­сом навыков, необходимо детально знакомить водителей со все­ми особенностями и различиями между старым и новым для него автомобилем, а также выделить время для переучивания и приоб­ретения новых навыков. Переучивание должно проводиться под контролем мастера-инструктора или опытного водителя-настав­ника. Продолжительность переучивания зависит от индивидуаль­ных особенностей водителя и методики обучения. В указанных це­лях может быть использован и автомобильный тренажер, соответ­ствующий новому для водителя автомобилю. На тренажерах удоб­но отрабатывать двигательные навыки, связанные с новым рас­положением органов управления. Однако главным является обу­чение в реальных дорожных условиях.

Борьба с отрицательным переносом навыков должна заклю­чаться в том, чтобы в процессе переучивания сформировался но­вый навык, доведенный до автоматизма действий, который не требует для своего осуществления специальных усилий сознания, а требует только его контроля. При этом новые навыки управле­ния должны приобретать как молодые, так и опытные водители. Дело в том, что многолетнее управление одним и тем же автомо­билем приводит к формированию прочных навыков, доведенных до автоматизма действий, переделка которых для водителей с не­достаточно подвижными нервными процессами порой весьма зат­руднительна.

Отсутствие автоматизма навыков управления автомобилем дру­гого типа или марки нередко является причиной грубых ошибок и ДТП. Например, появление автомобилей семейства ВАЗ, у кото­рых более быстрый набор скорости, приводило к наезду на пеше­ходов при резком трогании с места на зеленый сигнал светофора. Более эффективная система торможения у этого автомобиля при­водила к ДТП из-за попутных столкновений.

Навыкам свойственна изменчивость. Если тренировка прекра­щается, то навыки разрушаются, деавтоматизируются. Разруше­ние навыка не означает полной утраты человеком возможности выполнять выработанные ранее и доведенные до автоматизма дей­ствия, но качество их выполнения в той или иной степени снижа­ется. Разрушение особенно сказывается на сложных и плохо зак­репленных навыках. Больше всего нарушается время выполнения управляющих действий. После перерыва в тренировках водитель выполняет действия то быстрее, то медленнее по сравнению с требуемой продолжительностью. Между тем, именно своевремен­ность действий водителя нередко имеет решающее значение для безопасности дорожного движения.

Для поддержания необходимого уровня выработанных в про­цессе обучения навыков и их дальнейшего совершенствования необходима регулярная тренировка. Следует отметить, что про­цесса разрушения навыков водители не замечают. Это является одной из причин более частого попадания в ДТП водителей-лю­бителей, у которых уровень выработанных навыков управления автомобилем из-за нерегулярности тренировок нередко оказыва­ется сниженным. У водителей-профессионалов снижение качества выработанных навыков может произойти лишь при длительных перерывах в работе (болезнь, временная смена профессии, лише­ние права на управление автомобилем и т.д.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *