Что называется перинатальным периодом
Перинатальный период
Полезное
Смотреть что такое «Перинатальный период» в других словарях:
Перинатальный период — (от др. греч. peri около + лат. natalis относящийся к рождению) околородовой период; делится на: антенатальный (лат. ante перед) дородовой интранатальный (лат. intra внутри) непосредственно роды постнатальный (лат. post… … Википедия
ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД — (от пери. и лат. natalis относящийся к рождению) охватывает внутриутробное развитие плода начиная с 28 недель беременности, период родов и первые 7 сут жизни ребенка … Большой Энциклопедический словарь
Перинатальный период — начинается с 22 й полной недели (154 го дня) внутриутробной жизни плода (в это время в норме масса тела составляет 500 г) и заканчивается спустя 7 полных дней после рождения. Источник: ОХРАНА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ. ОСНОВНЫЕ… … Официальная терминология
перинатальный период — (от пери. и лат. natalis относящийся к рождению), охватывает внутриутробное развитие плода начиная с 28 недели беременности, период родов и первые 7 суток жизни ребёнка. * * * ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (от пери. (см. ПЕРИ. … … Энциклопедический словарь
перинатальный период — ЭМБРИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД – у человека включает внутриутробное развитие плода за 10 суток до рождения и первые 7 суток после рождения … Общая эмбриология: Терминологический словарь
перинатальный период — (пери + лат. natus рождение) период с 28 й недели внутриутробной жизни плода по 7 е сутки жизни новорожденного … Большой медицинский словарь
ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД — (от пери. и лат. natalis относящийся к рождению), охватывает внутриутробное развитие плода начиная с 28 нед беременности, период родов и первые 7 сут жизни ребёнка … Естествознание. Энциклопедический словарь
Перинатальный период — (perinatalis, от греч. peri около + natalis рождаться) – время развития плода и новорожденного, включая молозивную стадию … Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных
ПЕРИОД ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ — короткий период (около одной недели) до, во время и после рождения организма. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь
Период перинатальный — Период, начинающийся с 28 й недели (со 164 го дня) внутриутробной жизни плода (в это время в норме масса тела его – 500 граммов) и заканчивается спустя 7 полных дней после рождения. Определение принято Всемирной ассамблеей здравоохранения в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Что называется перинатальным периодом
• Перинатология — раздел медицины, прицельно направленный на изучение периода жизни человека, начиная с 28 нед беременности (масса плода 1000 г) и включая первые 7 дней после рождения. Название перинатологии происходит от трех слов: peri (греч.) — вокруг, около; natus (лат.) — рождение; logos (лат.) — учение.
• Перинатальный период включает время до родов — антенатальный, во время родов — интранатальный и после родов — неонатальный периоды. Перинатальный период является чрезвычайно важным для развития человека в последующем, так как к концу беременности заканчивается внутриутробное формирование плода, в процессе родов плол подвергается воздействию многих факторов, а в течение первых 7 дней проходит адаптацию к внеутробной жизни. Число плодов и новорожденных, погибших в анте-, интра- или постнатальном периодах, определяет показатель перинатальной смертности, а появляющиеся в этот период заболевания — перинатальной заболеваемости. Предложение выделить анте-, интра- и постнатальные периоды жизни человека связано с именем известного немецкого акушера Э.Залинга. Он указывал на необходимость тщательного изучения перинатального периода жизни человека с привлечением различных специалистов для снижения перинатальной заболеваемости и смертности. Это диктовалось наблюдавшимся в 50—70-е годы нашего столетия во многих странах Европы снижением рождаемости и одновременно высокими показателями перинатальной и младенческой (после 7 дней жизни) смертности. Идею Залинга поддержали многие ученые, и в 1976 г. было создано Европейское научное общество перинатологов. Пери-натология начала бурно развиваться во всем мире.
В нашей стране основоположниками перинатологии явились Н.Л.Гармашова (Санкт-Петербург), Л.С.Персианинов (Москва) и их ученики и последователи: Н.Н.Константинова, Г.М.Савельева, И.В.Ильин, В.М.Си-дельникова, А.Н.Стрижаков, А.П.Клрющенков, М.В.Федорова и др.
По мере развития перинатологии временные параметры перинатального периода расширились — стали выделять пренаталъное (дородовое) развитие зародыша и плода, начиная с процессов оплодотворения до 28 нед беременности. Таким образом, перинатология стала включать все периоды внутриутробного развития человека.
В настоящее время начало антенатального (дородового) периода относится к 22—23-й неделе гестации (масса плода 500 г), так как начиная с этого срока беременности возможно выживание родившегося плода в условиях адекватной терапии.
Перинатальный период
Перинатальный период (от др.-греч. peri — около + лат. natalis — относящийся к рождению) — околородовой период; делится на:
Исследования, проводимые в пренатальном периоде с привлечением генетических, биохимических и ультразвуковых методов, позволили выявлять врожденную и наследственную патологию плода в ранние сроки беременности и по показаниям прерывать её. Не менее важен интранатальный период. Объективный диагностический контроль состояния матери, родовой деятельности и состояния плода дал возможность глубже понять физиологию и патофизиологию родового акта с более точной оценкой акушерской ситуации и оптимизации способов родоразрешения.
Внедрение новых диагностических и терапевтических технологий способствовало значительному прогрессу охраны здоровья плода и новорождённого. Разработаны и широко применяются в практике методы интенсивной терапии новорождённых, родившихся в асфиксии, с внутричерепной травмой, недоношенными или с экстремально малой массой. Благодаря научным и практическим достижениям в настоящее время во многих клиниках мира выживают 70% детей, родившихся в сроки от 22 до 28 недель гестации.
В рамках развития перинатологии начинает зарождаться новое направление — фетальная хирургия.
Содержание
Перинатальная смертность
Перинатальная смертность в России определяется числом погибших плодов, начиная с 22 недели гестации (масса плода 1000 граммов и более, длина 35 сантиметров и более), во время родов и новорождённых в первые 7 дней (168 часов) после рождения и рассчитывается на 1000 живорождённых.
Умерших в анте- и интранатальном периодах относят к мёртворожденным (показатель мертворождаемости), число умерших в первые 7 дней после родов составляет раннюю неонатальную смертность.
Перинатальная смертность учитывается во всех странах мира. Этот показатель отражает здоровье нации, социальное положение народа, уровень медицинской помощи вообще и акушерской в частности.
В развитых странах мира перинатальная смертность ниже 1 промилле. При этом учитывают всех родившихся, начиная с 22 недель гестации (масса более 500 граммов). В России прерывание беременности до 28 недель относят к абортам. Дети, выжившие в эти сроки гестации (масса тела менее 1000 граммов, длина тела менее 35 сантиметров) и пережившие 168 часов (7 суток), регистрируются в ЗАГСе как живорождённые, а матери выдают листок нетрудоспособности по беременности и родам. При этом прерывание беременности до 28 недель в отчёт лечебного учреждения о числе родов не входит.
В перинатальную смертность включаются все родившиеся после 28 недель и имеющие массу тела более 1000 граммов и длину более 35 сантиметров. При этом различают антенатальную, то есть дородовую, смертность детей; интранатальную (умершие во время родов) смертность и постнатальную (умершие в течение 7 дней после рождения) смертность. Перинатальная смертность в России постоянно снижается, но она выше, чем в развитых странах: в 2000 году — 13,18 промилле, в 2001 г. — 12,8 промилле, в 2002 г. — 12,1 промилле; в 2003 году — 11,27 промилле; в 2004 году — 10,6 промилле, в 2005 г. — 10,2 промилле, 2006 году — 9,7 промилле.
Государственное значение имеет не только снижение перинатальной смертности, но и перинатальной заболеваемости, так как здоровье в перинатальном периоде в большой мере определяет таковое на протяжении всей жизни человека.
Перинатальные центры
Большое значение в снижении перинатальной заболеваемости имеет создание в России перинатальных центров, где концентрируются беременные высокого риска. При перинатальных центрах предусматривается создание отделений по оказанию помощи детям после выписки из родильного дома — 2-й этап выхаживания новорожденных. На 2-й этап переводятся дети, рожденные с малой (меньше 1500 граммов) и экстремально малой (менее 1000 граммов) массой; родившиеся с явлениями кислородной недостаточности; родовой травмой и другими заболеваниями. Создание перинатальных центров предполагает использование новейших технологии, современной диагностической и лечебной аппаратуры. В этих центрах имеются все условия для оказания высококвалифицированной помощи матери и ребёнку.
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ
Родившийся плод может быть мертворожденным или живорожденным, а также доношенным, недоношенным или переношенным. К критериям живорожденности относятся: 1) один самостоятельный вдох, или 2) сердцебиение плода, или 3) двигательная активность, или 4) пульсация пуповины.
Наиболее частыми заболеваниями перинатального периода являются асфиксия, родовая травма, пневмопатия, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания и ВПР.
ЛЕКЦИЯ «Перинатальная патология»
Перинатальный период подразделяется на антенатальный [со 155 дня беременности до родов), интранатальный [собственно роды) и постнатальный или ранний неонатальный период [168 часов после родов). Родившийся плод может быть мертворожденным или живорожденным, а также доношенным, недоношенным или переношенным. К критериям живорожденности относятся: 1) один самостоятельный вдох, или 2) сердцебиение плода, или 3) двигательная активность, или 4) пульсация пуповины.
Наиболее частыми заболеваниями перинатального периода являются асфиксия, родовая травма, пневмопатия, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания и ВПР.
Родовую травму классифицируют по патогенезу (спонтанная и акушерская) и по локализации (головки и костей черепа, позвоночника, других костей скелета, мягких тканей, внутренних органов).
Родовая травма головки и черепа может быть экстра- и интракраниальной. К экстракраниальной травме относятся родовая опухоль и наружная кефалогематома. Интракраниальная травма может быть экстрацеребральной (внутренняя кефалогематома, интра- и субдуральная гематома, лептоменингиальные кровоизлияния) и интрацеребральной ( кровоизлияния в вещество мозга, его желудочки, мозжечок). Чаще всего субдуральные гематомы связаны с разрывом намета мозжечка, что сопровождается скоплением крови в задней черепной яике и сдавлением продолговатого мозга.
Родовая травма позвоночника обычно возникает при ягодичном и ножном предлежании. К проявлениям этого вида травмы относятся эпи,- интра- и субдуральные гематомы, повреждение спинного мозга, вплоть до его разрыва, повреждение связочного аппарата позвоночника.
С учетом времени возникновения, этиологии и патогенеза различают асфиксию плода ( или внутриутробную) и асфиксию новорожденного.
Причиной асфиксии плода могут явиться заболевания матери, расстройства маточно-плацентарного и плацентарноплодового кровообращения, врожденные пороки развития и инфекционные заболевания плода.
К наиболее частым заболеваниям матери, вызывающим внутриутробную (в основном, антенатальную) асфиксию, относятся пороки сердца, ХНЗЛ, болезни крови, инфекционные заболевания, гестозы.
К патологическим состояниям пуповины, способным привести к асфиксии, относятся абсолютно короткая пуповина ( менее 40 см), длинная пуповина, ее обвитие, извитость, перекрут вокруг оси, предлежание и др.
Среди патологических изменений плаценты, закономерно приводящих к асфиксии, важнейшее значение имеют ее гипоплазия [в норме плацентарно-плодовый коэффициент составляет 0,13- 0,19), а также предлежание и преждевременная отслойка плаценты.
В основе асфиксии новорожденного лежит нарушение акта самостоятельного дыхания. Асфиксия новорожденного может быть продолжением внутриутробной асфиксии или развиться через некоторое время после рождения. В этом случае она является осложнением какой-то патологии новорожденного. Чаще всего причиной асфиксии являются пневмопатия, пневмония, родовая травма черепа, ВПР ЦНС, сердечно-сосудистой системы и легких, аспирация амниотических вод в родах и др.
Диагностика асфиксии осуществляется с учетом клинических и морфологических данных. В пользу асфиксии свидетельствуют наличие в околоплодных водах мекония, цианоз кожных покровов и слизистых оболочек, нахождение в дыхательных путях мекония, пушковых волос, сыровидной смазки, ателектаз легких, опорожнение толстой кишки от мекония, венозное полнокровие, отеки, множественные мелкие кровоизлияния во внутренних органах.
Ателектаз или спадение легкого бывает первичным и вторичным, тотальным и очаговым. Первичные ателектазы обычно встречаются у недоношенных новорожденных и могут быть обусловлены нарушением регуляции дыхательного акта, повреждением дыхательного центра при внутриутробной асфиксии или родовой травме, незрелостью легочной ткани [в частности, антиателектатической сурфактантной системы), аспирацией и др.
Инфекционные заболевания плодов и новорожденных являются частой патологией; удельный вес их в перинатальной смертности составляет около 40%. Наиболее актуальными из них являются пневмония, листериоз, токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис, сепсис и др.
Пневмонии, являясь самым частым заболеванием перинатального периода, классифицируются на: а) внутриутробные, б) врожденные пневмонии новорожденных, в) приобретенные пневмонии новорожденных. Врожденной пневмонией принято считать воспаление легких, возникшее в первые 72 часа жизни новорожденного. Инфицирование плода может произойти антенатально через плаценту и интранатально путем аспирации инфицированных околоплодных вод. Приобретенные пневмонии новорожденных вызываются разнообразной флорой. Характер и выраженность воспалительного процесса будут определяться вирулентностью микробного агента, уровнем иммунитета, наличием или отсутствием пневмопатий и аспирации. Воспаление легких чаще всего носит гнойный характер.
Врожденный сифилис. Инфицирование плода происходит трансплацентарно. Различают 3 основные формы болезни: 1) сифилис плодов, 2) ранний врожденный сифилис и 3) поздний врожденный сифилис.
Сепсис. Это одно из частых заболеваний в перинатальном и детском воз-расте. Различают сепсис плодов и новорожденных. К факторам, способствующим внутриутробному инфицированию плода, относятся инфекционные воспалительные заболевания матери, хориоамнионит, длительный безводный период и многие другие. Сепсис новорожденного может быть врожденным и приобретенным. В постнатальном периоде самым частым местом внедрения инфекции являются пупочная ямка и/или пупочные сосуды, что обозначается термином “пупочный сепсис”. В ряде случаев входными воротами служат кожа, легкие и кишечник.
Клинико-анатомическими формами перинатального сепсиса являются септицемия, септикопиемия и гранулематозный сепсис. Последний чаще всего возникает внутриутробно, вызывается листериями, спирохетами, грибами и характеризуется образованием милиарных гранулем в различных органах.
Лекция по перинатальной психологии (конспект)
Жизнь — это череда событий от
зачатия до рождения и от рождения до
смерти.
Предлагаемый текст отражает собственное мнение автора и ни в коей мере не претендует на полноту, объективность и глубину постижения проблемы. Перед большим количеством утверждений необходимо приставлять слово «якобы». Читатель может приставлять это слово по своему желанию и в зависимости от своих убеждений. Перинатальная психология — новое направление в психологии, очень модное. Как наука существует около 30 лет и быстро развивается в цивилизованных странах. Создана Всемирная Ассоциация перинатальной психологии, отделения в городах и странах.
Перинатальный — понятие, состоящее их 2 слов:
пери (peri) — вокруг, около и
натос (natalis) — относящийся к рождению.
Таким образом, перинатальная психология — это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только что родившегося. Классически терминология следующая — неродившегося ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом. После рождения ребенок называется новорожденным в течение 4 недель.
Перинатальная психология предполагает 2 базовых аксиомы:
Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новороденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка — это редкий пример деятельности, когда разные специалисты в общем, находят общий язык. А занимаются этим психологи, психотерапевты, акушеры, педиатры, педагоги.
Предполагается, что долговременная память плода распространяется на события, происходящие во время беременности, родов, в послеродовом периоде. Эти события влияют на формирование подсознания и на формирование психических и поведенческих реакций взрослого человека.
Особенно сильно перинатальные события влияют на:
Иначе говоря, на перинатальную психологию при желании можно списать все, что угодно.
Перинатальные матрицы
Основателем теоретической базы считается Станислав Гроф, американц чешского происхождения. Он вывел теорию перинатальных матриц. Эта теория с вдохновением пересматривается множеством последователей. Кратко его основные положения заключаются в следующем. У человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послерового периода.
Они называются базовыми перинатальными матрицами.
Пути передачи информации
Если мы признаем наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной плоду и обратно. По современным представления существуют 3 основных пути:
Электро-магнитное поле беременной женщины работает в милиметровом диапазоне, изменяется в соответствии с изменениями окружающей среды и играет роль одного из механизмов адаптации. Ребенок, в свою очередь, тоже обменивается с матерью информацией в этом же диапазоне.
Интересно, что проблема суррогатного материнства может быть рассмотрена совсем с другой стороны. Суррогатная мать, вынашивающая чужого (генетически) ребенка в течении 9 месяцев, неизбежно информационно влияет на него, и это получается частично ее ребенок. Вынашиваемый ребенок так же влияет на свою биологически неродную мать.
Проблема «нежеланных детей», т.е. детей нежеланных для одного из родителей или для обоих, детей нежеланного пола, детей с дальнейшим нарушением социальной адаптации — это хлеб большой армии специалистов в цивилизованных странах. «Нежеланность» — очень расплывчатое понятие. Кому из родственников мешает появление этого ребенка, когда, по какой причине — всегда по-разному. Как дети в перинатальный период узнают о своей нежеланности? Может быть, потом на нежеланность спихиваются все проблемы человека, которые больше не на что списать.
Занимаются этими проблемами энтузиасты и все это, не более чем, гипотезы, хотя и очень красивые и, хочется верить, в чем-то верные.
Практические выводы
Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная психология утверждает, что не только можно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания.
Главное — это достаточное количество положительных эмоций, испытываемых матерью. Классически беременным предлагалось смотреть на красивое, на природу, на море, не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если мать рисует, даже не умея этого делать, и в рисунке передает свои ожидания, тревоги и мечты. Огромный положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится «мышечная радость», которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при длинных прогулках.
Для восприятия всего этого плод использует свои органы чувств, которые внутриутробно развиты в разной степени.
Осязание
Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Новорожденный тоже испытывает «тактильный голод» и существует понятие «тактильного насыщения», которое должно произойти к 7 месяцам, если ребенка достаточно носят на руках, массируют и вообще трогают. В Голландии есть система, называемая «гаптономия». Это система тактильного взаимодействия матери и плода. Можно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это — формы первой игры. С ребенком может играть и отец.
Слух
Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо. В первые дни им может мешать жидкость в полости среднего уха — это околоплодные воды, которые не успели вытечь или всосаться. Некоторые дети сразу слышат хорошо. Внутриутробно дети тоже слышат, но им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Новорожденные узнают песни, которые им пели матери, стук сердца и ее голос.
Музыкой и беременностью занимается множество специалистов во всем мире. Доказано, что дети, матери которых пели во время беремености, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам, усидчивее. Недоношенные, у которых в кювезе играет хорошая музыка, лучше прибавляют в весе. Вдобавок поющие матери легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они научаются регулировать выдох.
Для того, чтобы ребенок мог услышать отца, необходимо сделать большой картонный рупор, положить его на живот и говорить или петь в него.
Можно класть на живот наушники или засовывать их за бандаж и включать спокойную музыку. Но долго глушить ребенка музыкой нельзя, т.к. это все же является некой агрессией. По поводу того, какая музыка нужна ребенку и когда, есть множество версий и даже в Консерватории проф. Юсфин этим занимается. Некоторые считают, что ребенку нужен Моцарт и Вивальди, некоторые — что народные протяжные песни и колыбельные, некоторые — что популярная легкая музыка.
Зрение
Реакция зрачков на свет наблюдается с 24 недель беременности. Проходит ли красная часть спектра в матку, как некоторые считают, не очень ясно. Новорожденый видит достаточно хорошо, но не умеет фокусировать свое зрение, поэтому видит все расплывчато. Точно не ясно, какие объекты он видит лучше — на расстоянии 25-30 см (т.е. лицо матери, когда ребенок лежит у груди) или 50-70 см (игрушка — карусель). Скорее всего, это расстояние индивидуально. Но игрушку вешать надо при первой же возможности.
Игрушки по некоторым наблюдениям, должны быть черно-белыми или блестящими, или желтыми. Идея, что ребенок видит все в перевернутом виде не находит подтверждения.
Существует понятие «бондинг» («присоединение», «запечетлевание») — это очень важное мероприятие по восстановлению первого эмоционального контакта новорожденного с матерью после рождения. Обычно через несколько минут после рождения ребенок начинает смотреть матери в глаза очень осознанно и разглядывать ее лицо. Часто это происходит до того, как он взял грудь, иногда через час-два после родов. Действительно ли он разглядывает черты ее лица или нет — сказать трудно, но это очень впечатляет всех.
Вкус и Обоняние
Внутриутробно ребенок ощущает вкус, т.к. с 18 недель пьет околоплодные воды, а их вкус несколько меняется, в зависимости от пищи матери. При обилии сладкой пищи воды сладкие. Обоняние же появляется достаточно поздно и некоторые доношенные новорожденные не слышат запаха молока матери несколько дней после рождения. Дети в возрасте 10 дней уже отличают свою мать по запаху.
Литература
Автор: Лидия Шендерова, акушерка. Центр семейных родов «Радуга», Санкт-Петербург.
Родильный Дом №6,
ул. Маяковского, д.5, 3 этаж.
Военно-Медицинская Академия им. С.М.Кирова. Родильный дом клиники Акушерства и Гинекологии. Клиническая ул., д.4
Многопрофильная клиника Сестрорецкая. Сестрорецк, ул. Пограничников д.2 стр.1