Что называется окружным шагом
Что называется окружным шагом
Для параметров зубчатого колеса справедливы следующие соотношения
— диаметр окружности произвольного радиуса,
— диаметр делительной окружности,
— шаг по окружности произвольного радиуса,
— шаг по делительной окружности,
В зависимости от соотношения между толщиной зуба и шириной впадины на делительной окружности зубчатые колеса делятся на:
Более подробно познакомиться с основными определениями и расчетными зависимостями можно в литературе [ 11.1 ] и в ГОСТ 16530-83.
Толщина зуба колеса по окружности произвольного радиуса .
Толщина зуба по дуге делительной окружности
Угловая толщина зуба по окружности произвольного радиуса из схемы на рис. 12.2
Подставляя в формулу угловой толщины эти зависимости, получим
Методы изготовления эвольвентных зубчатых колес .
Существует множество вариантов изготовления зубчатых колес. В их основу положены два принципиально отличных метода:
Из вариантов изготовления по способу копирования можно отметить:
Из вариантов изготовления по способу огибания наибольшее распространение имеют:
Для сокращения номенклатуры режущего инструмента стандарт устанавливает нормативный ряд модулей и определенные соотношения между размерами элементов зуба. Эти соотношения определяются:
По ГОСТ 13755-81 значения параметров исходного контура должны быть следующими:
Исходный производящий контур отличается от исходного высотой зуба h 0 = 2.5m.
Станочным зацеплением называется зацепление, образованное заготовкой колеса и инструментом, при изготовлении зубчатого колеса на зубообрабатывающем оборудовании по способу обката. Схема станочного зацепления колеса и инструмента с производящим контуром, совпадающим с исходным производящим контуром, изображена на рис. 12.4.
Основные размеры зубчатого колеса .
Определим основные размеры эвольвентного зубчатого колеса, используя схему станочного зацепления (рис. 12.4).
Так как стночно-начальная прямая перекатывается в процессе огибания по делительной окружности без скольжения, то дуга s-s по делительной окружности колеса равна ширине впадины e-e по станочно-начальной прямой инструмента. Тогда, c учетом схемы на рис. 12.5, можно записать
Виды зубчатых колес (Классификация по величине смещения) .
В зависимости от расположения исходного производящего контура относительно заготовки зубчатого колеса, зубчатые колеса делятся на нулевые или без смещения, положительные или с положительным смещением, отрицательные или с отрицательным смещением.
Подрезание и заострение зубчатого колеса .
На рис. 12.7 изображены два эвольвентных зуба для которых
Для термобработанных зубчатых колес с высокой поверхностной прочностью зуба заострение вершины зуба является нежелательным. Термообработка зубьев (азотирова-ние, цементация, цианирование), обеспечивающая высо Рис. 12.7 кую поверхностную прочность и твердость зубьев при сохранении вязкой серцевины, осуществляется за счет насыщения поверхностных слоев углеродом. Вершины зубьев, как выступающие элементы колеса, насыщаются углеродом больше. Поэтому после закалки они становятся более твердыми и хрупкими. У заостренных зубьев появляется склонность к скалыванию зубьев на вершинах. Поэтому рекомендуется при изготовлении не допускать толщин зубьев меньших некоторых допустимых значений. То есть заостренным считается зуб у которого
При этом удобнее пользоваться относительными величинами [s a /m ]. Обычно принимают следующие допустимые значения
улучшение, нормализация [s a /m ] = 0.2;
цианирование, азотирование [s a /m ] = 0.25. 0.3;
цементация [s a /m ] = 0.35. 0.4.
Подрезание эвольвентных зубьев в станочном зацеплении
Лекция 12. Эвольвентная зубчатая передача.
где my= py / p = dy / z — модуль зацепления по окружности произвольного радиуса.
Для параметров зубчатого колеса справедливы следующие соотношения
В зависимости от соотношения между толщиной зуба и шириной впадины на делительной окружности зубчатые колеса делятся на :
Более подробно познакомиться с основными определениями и расчетными зависимостями можно в литературе и в ГОСТ 16530-83.
§ 2. Толщина зуба колеса по окружности произвольного радиуса.
Толщина зуба по дуге делительной окружности
Угловая толщина зуба по окружности произвольного радиуса из схемы на рис. 11.2
Подставляя в формулу угловой толщины эти зависимости, получим
§ 3. Методы изготовления эвольвентных зубчатых колес.
Существует множество вариантов изготовления зубчатых колес. В их основу положены два принципиально отличных метода:
Из вариантов изготовления по способу копирования можно отметить:
Из вариантов изготовления по способу огибания наибольшее распространение имеют:
§ 4. Понятие о исходном, исходном производящем и производящем контурах.
Для сокращения номенклатуры режущего инструмента стандарт устанавливает нормативный ряд модулей и определенные соотношения между размерами элементов зуба. Эти соотношения определяются:
По ГОСТ 13755-81 значения параметров исходного контура должны быть следующими:
Исходный производящий контур отличается от исходного высотой зуба h0 = 2.5m.
§ 5. Станочное зацепление.
Станочным зацеплением называется зацепление, образованное заготовкой колеса и инструментом, при изготовлении зубчатого колеса на зубообрабатывающем оборудовании по способу обката. Схема станочного зацепления колеса и инструмента с производящим контуром, совпадающим с исходным производящим контуром, изображена на рис. 12.4.
§ 6. Основные размеры зубчатого колеса.
Определим основные размеры эвольвентного зубчатого колеса, используя схему станочного зацепления (рис. 12.4).
Так как станочно-начальная прямая перекатывается в процессе огибания по делительной окружности без скольжения, то дуга s-s по делительной окружности колеса равна ширине впадины e-e по станочно-начальной прямой инструмента. Тогда, c учетом схемы на рис. 12.5, можно записать
§ 7. Виды зубчатых колес (Классификация по величине смещения).
В зависимости от расположения исходного производящего контура относительно заготовки зубчатого колеса, зубчатые колеса делятся на нулевые или без смещения, положительные или с положительным смещением, отрицательные или с отрицательным смещением.
§ 8. Подрезание и заострение зубчатого колеса.
Если при нарезании зубчатого колеса увеличивать смещение, то основная и делительная окружность не изменяют своего размера, а окружности вершин и впадин увеличиваются. При этом участок эвольвенты, который используется для профиля зуба, увеличивает свой радиус кривизны и профильный угол. Толщина зуба по делительной окружности увеличивается, а по окружности вершин уменьшается.
На рис. 12.7 изображены два эвольвентных зуба для которых
улучшение, нормализация [ sa / m ] = 0.2;
цианирование, азотирование [ sa / m ] = 0.25. 0.3;
§ 9. Подрезание эвольвентных зубьев в станочном зацеплении.
.
Избежать подрезания колеса можно если увеличить смещение инструмент так, чтобы точка Bl оказалась бы выше точки N или совпала с ней. Тогда смещение инструмента при котором не будет подрезания
В предельном случае, когда точка Bl совпадает с точкой N
§ 10. Понятие о области существования зубчатого колеса.
§ 11. Цилиндрическая эвольвентная зубчатая передача.
Изобразим схему зацепления эвольвентной зубчатой передачи (рис.12.12).
Основные уравнения эвольвентного зацепления.
Так как перекатывание начальных окружностей друг по другу происходит без скольжения, то
Толщину зуба по начальной окружности можно записать, используя формулу для толщины зуба по окружности произвольного радиуса
а шаг по начальной окружности равен
Поставляя эти выражения в формулу для шага по начальной окружности, получим
Из схемы эвольвентного зацепления (рис.12.12) можно записать
после подстановки, получим
Из схемы эвольвентного зацепления (рис.12.12) можно записать
4. Уравнительное смещение D y * m
Из рис. 12.12
Подставим эти выражения
и, после преобразований, получим
Вопросы для самопроверки
— Что называется зубчатым колесом?
— Назовите основные достоинства и недостатки зубчатых передач?
— Каково взаимное расположение геометрических осей колес в цилиндрических, конических и гиперболоидных передачах?
— Как различаются зубчатые передачи по расположению зубьев относительно образующей тела заготовки колеса?
— Чем отличаются внешнее, внутреннее и реечное зацепления?
— Назовите различие рядовой и планетарной передач?
— В чем сущность основной теоремы зубчатого зацепления?
— Назовите элементы зубчатого колеса, какими линиями очерчивается профиль зуба?
— Назовите элементы зацепления пары колес.
— Что называется шагом колеса, модулем, головкой, ножкой зуба?
— Что такое полюс зацепления?
— Какой угол называется углом зацепления?
— Что такое линия зацепления, активная линия зацепления?
— Какая окружность колеса называется начальной окружностью?
— Какая окружность колеса называется основной?
— Какими свойствами обладает делительная окружность?
— Какие зубчатые колеса называются нулевыми, положительными и отрицательными?
— Что является центроидами относительного движения колес при постоянном передаточном отношении?
— Что такое удельное скольжение, почему возникает скольжение в контакте зубъев?
— Почему в полюсе зацепления удельное скольжение равно нулю?
— Происходит ли проскальзывание сопряженных профилей зубьев: в полюсе зацепления, в точках контакта, не совпадающих с полюсом?
— От чего зависит скорость относительного скольжения сопряженных профилей?
— На какой параметр работоспособности передачи влияет величина скорости скольжения?
— Что такое коэффициент удельного давления, где он применяется?
— Какие формы профиля зубьев отвечают основной теореме зубчатого зацепления?
— Дайте определение модуля зацепления.
— Что называется окружным шагом?
— Что такое передаточное число зубчатой передачи?
— Как определить передаточное отношение многоступенчатой зубчатой передачи?
— От чего зависит передаточное отношение рядовой передачи с последовательным соединением колес?
— Какая окружность зубчатого колеса называется делительной?
— Какая часть зуба называется головкой?
— Что такое коэффициент высоты головки зуба, чему он равен?
— Какая часть зуба называется ножкой?
— Могут ли два колеса, находящиеся в зацеплении иметь разный модуль?
— Какая окружность называется окружностью вершин?
— Какая окружность называется окружностью впадин?
— Чему равна высота головки зуба?
— Чему равна высота ножки зуба?
— Каково соотношение между высотой головки и и ножки зуба?
— В каком месте измеряется толщина зуба, ширина впадины колеса?
— Как рассчитать диаметр окружности вершин?
— Как рассчитать диаметр окружности впадин?
— Какая окружность называется эвольвентной?
— Какими свойствами обладает эвольвента окружности?
— Что такое эвольвентная функция?
— Назовите качественные характеристики эвольвентного зацепления?
— Какие профили зубъев колес называются сопряженными?
— Какими методами изготавливают эвольвентные зубъя, в чем заключается существо методов? Каковы основные достоинства и недостатки методов?
— Что такое реечный производящий исходный контур (инструментальная рейка)?
— Что такое коэффициент перекрытия? Каково его минимальное значение, необходимое для нормальной работы передачи?
— Для чего назначаются коэффициенты смещения при нарезании зубчатых колес?
— Какое число зубъев считается минимальным, от чего оно зависит?
— Чем определяется наименьшее число зубьев, обеспечивающее нормальную работу передачи?
— Что такое подрез зубчатого колеса?
— Как предотвратить подрез зубчатого колеса?
— Что такое коэффициент смещения исходного контура?
— Как изменится межосевое расстояние зубчатой передачи, если оба колеса имеют положительную коррекцию?
— Дайте определения окружного и углового шага эвольвентного зацепления.
— Запишите формулу для толщины зуба по окружности произвольного радиуса.
— Запишите условие отсутствия подрезания в станочном зацеплении.
— Запишите формулу для определения угла зацепления эвольвентной зубчатой передачи.
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
окружной шаг
Смотреть что такое «окружной шаг» в других словарях:
окружной шаг зубьев — (pt) окружной шаг Расстояние между одноименными профилями соседних зубьев по дуге концентрической окружности зубчатого колеса. Примечания 1. Различают делительный, начальный и другие окружные шаги зубьев, соответствующие делительной, начальной и… … Справочник технического переводчика
окружной шаг зубьев конического зубчатого колеса — (pt) окружной шаг Расстояние между одноименными профилями соседних зубьев по дуге концентрической окружности конического зубчатого колеса. Примечание Различают окружные шаги: внешний (pte), средний (ptm), внутренний (pti) и др. (ptx) делительные; … Справочник технического переводчика
Окружной шаг зубьев конического зубчатого колеса — 58. Окружной шаг зубьев конического зубчатого колеса Окружной шаг pt Источник: ГОСТ 19325 73: Передачи зубчатые конические. Термины, определения и обозначения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
основной окружной шаг зубьев — (Pbt) основной окружной шаг Окружной шаг эвольвентного цилиндрического зубчатого колеса по основной окружности. [ГОСТ 16531 83] Тематики передачи зубчатые цилиндрические Обобщающие термины понятия, относящиеся к основному цилиндру зубчатого… … Справочник технического переводчика
Основной окружной шаг зубьев pbt — 6.1.7. Основной окружной шаг зубьев pbt Основной окружной шаг Окружной шаг эвольвентного цилиндрического зубчатого колеса по основной окружности Источник: ГОСТ 16531 83: Передачи зубчатые цилиндрические. Термины, определения и обозначения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Шаг зубчатого зацепления — Различают нормальный, осевой, основной, торцовый (окружной) и другие Ш. з. з. Нормальным шагом называют кратчайшее расстояние между одноименными профильными поверхностями зубьев по делительному цилиндру, осевым шагом расстояние между теми … Большая советская энциклопедия
расчетный шаг зубьев червячного колеса — (P) шаг колеса Делительный окружной шаг зубьев червячного колеса. Примечание У червячного колеса ортогональной червячной передачи расчетный шаг его зубьев равен расчетному шагу парного червяка. [ГОСТ 18498 89] Тематики передачи червячные… … Справочник технического переводчика
ГОСТ 19325-73: Передачи зубчатые конические. Термины, определения и обозначения — Терминология ГОСТ 19325 73: Передачи зубчатые конические. Термины, определения и обозначения оригинал документа: 37. Базовая плоскость конического зубчатого колеса Базовая плоскость Определения термина из разных документов … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 16531-83: Передачи зубчатые цилиндрические. Термины, определения и обозначения — Терминология ГОСТ 16531 83: Передачи зубчатые цилиндрические. Термины, определения и обозначения оригинал документа: 5.3.1. Воспринимаемое смещение Разность межосевого расстояния цилиндрической зубчатой передачи со смещением и ее делительного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТРУКТУРА МЕХАНИЗМОВ — см. также о словаре аксоид аналог скорости точки аналог углового ускорения звена а … Теория механизмов и машин
Что такое шаг зубчатого колеса?
Что такое модуль передачи?
Модуль зубчатой передачи – это число в π раз меньшее делительного окружного шага p
С целью обеспечения взаимозаменяемости зубчатых колес и унификации зуборезного инструмента значения модулей стандартизированы.
Что такое шаг зубчатого колеса?
Окружным шагом зубьев p называется расстояние между одноименными сторонами двух соседних зубьев, измеренное по дуге окружности (рис. 2.2).
Рис.2.2 Окружной шаг зубчатого колеса
Что такое головка зуба, ножка зуба и как выражается их высота через модуль?
Часть зуба, расположенная между окружностью вершин зубьев и делительной окружностью, называют головкой зуба, ее высоту обозначают hа.
Часть зуба, расположенную между окружностью впадин и делительной окружностью, называют ножкой зуба, ее высоту обозначают hf.
Для нулевых передач (передач, у которых суммарный коэффициент смещения х∑ = 0, ha = m, hf = 1,25m ).
Как называется прямая линия, на которой происходит контакт зубьев при передаче движения?
Эта прямая называется активным участком ab линии зацепления АВ, в свою очередь являющейся участком производящей прямой MN. Положение производящей прямой MN определяется углом зацепления dw, образуемым этой прямой и перпендикуляром к линии центров в полюсе зацепления Р. Последовательность построения зубчатого зацепления показана на рис. 2.4.1-2.4.3
Что такое коэффициент перекрытия, допустимое минимальное значение его величины?
Коэффициентом торцевого перекрытия εα называется отношение угла поворота зуба ab в процессе зацепления к угловому шагу:
где pbt – основной окружной шаг (pbt = 2π/z).
В прямозубых передачах должно выполняться условие εα ≥ 1,1.
В косозубых передачах вводится понятие коэффициента осевого перекрытия
Суммарный коэффициент перекрытия εv = εα + εβ
Какие условия прочности необходимо выполнить, чтобы при работе передачи не было контактного разрушения зубьев?
В рационально сконструированной передаче отклонение σH от допускаемого контактного напряжения σHP должно лежать в пределах от 15% недогрузки до 5% перегрузки.
Какие условия прочности необходимо обеспечить при расчете, чтобы при работе передачи не происходило поломки зубьев?
Расчет подшипников и шпонок
4.1 Что является критерием работоспособности подшипников качения?
Критерием работоспособности подшипников качения является усталостная прочность, которая оценивается как долговечность. Долговечность определяется с учетом базовой динамической грузоподъемности подшипника.
4.2 Какая минимальная долговечность допускается для подшипников качения, устанавливаемых в зубчатых редукторах?
Для подшипников качения, устанавливаемых в зубчатых редукторах, долговечность должна быть не менее 12500 часов.
4.3 Как рассчитывается долговечность подшипников? В каких единицах она выражается?
Долговечность (базовый расчетный ресурс) подшипника может быть выражена в миллионах оборотов L или в часах Lh :
,
4.4 Что такое динамическая грузоподъемность подшипников? Как она определяется при расчете подшипников?
Одним из основных видов расчета подшипников качения является расчет на долговечность по динамической грузоподъемности для предотвращения усталостного выкрашивания. При расчете подшипника на долговечность учитывают его базовую динамическую грузоподъемность С, которая соответствует нагрузке, выдерживаемой не менее 90% подвергнутых испытанию подшипников без появления признаков усталости в течении 1 млн. оборотов. Эта нагрузка приводится в ГОСТе и зависит от выбранного типоразмера подшипника.
4.5 Что такое эквивалентная нагрузка подшипников? Как она рассчитывается?
Эквивалентная динамическая нагрузка – это постоянная нагрузка, которая при приложении ее к подшипнику с вращающимся внутренним и неподвижным внешним кольцами обеспечивает такую же долговечность, какую имеет подшипник при действительных условиях нагружения.
Для определения эквивалентной динамической нагрузки используют зависимость P=(XVFr+YFa)KБ KT,
4.6 Как находятся коэффициенты нагрузки Х, У и величина Fa при расчете радиальных шариковых подшипников?
Коэффициенты нагрузки Х и У определяются в зависимости от отношения и параметра осевого нагружения ℮.
Если
℮, то осевая нагрузка не оказывает влияния на долговечность этих подшипников и следует принять Х = 1, У = 0.
Осевая нагрузка Fa равна внешней осевой силе, действующей на вал.
4.7 Как находятся коэффициенты Х, У и величина Fa при расчете радиально-упорных подшипников?
Коэффициенты нагрузки Х и У в однорядных радиально-упорных подшипниках находят таким же способом, как и в радиальных подшипниках (см. п.4.6 настоящего раздела).
При нагружении радиально-упорного подшипника радиальной нагрузкой Fri возникает осевая составляющая , определяемая по формулам
— для шариковых подшипников;
— для роликовых конических подшипников,
При определении осевой силы необходимо учитывать соотношение осевых составляющих и внешней осевой силы, действующей на вал.
4.8 Классификация подшипников качения.
Подшипники качения классифицирую по следующим признакам:
— по форме тел качения;
— по направлению воспринимаемой нагрузки;
— по числу рядов тел качения;
— по классам точности,
— по допустимому углу перекоса колес.
4.9 Смазка подшипников качения
Смазывание подшипников применяют в целях защиты от коррозии, для снижения трения, уменьшения износа, отвода тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей, снижения шума и вибраций.
Для смазывания подшипников применяют жидкие и пластичные смазки. Жидкие смазки применяют при окружных скоростях более (1,5…2) м/с за счет разбрызгивания масла колесами. Пластичные смазки применяют при малых окружных скоростях.
4.10 Что такое статическая грузоподъемность подшипника?
4.11 Какой подшипник имеет больший наружный диаметр: 308 или 408?
Подшипник 408 относится к тяжелой серии по грузоподъемности, следовательно, он имеет большие габаритные размеры, и соответственно, больший наружный диаметр.
4.12 Как определить наиболее нагруженный подшипник?
Наиболее нагруженный подшипник определяется по результатам расчета полных давлений в опорах
и
,
где — реакции опор в горизонтальной плоскости,
— реакции опор в вертикальной плоскости.
Считаем также, что наиболее нагруженная опора воспринимает и осевую нагрузку.
4.13 Что является критерием работоспособности призматических шпоночных соединений?
Критерием работоспособности является прочность по напряжениям смятия σсм или по напряжениям среза τср.
Для стандартных шпонок достаточно проверять условие прочности только на смятие.
4.14 В каких случаях требуется выполнять расчет шпоночных соединений по напряжениям среза?
Этот расчет необходим, если конструируются нестандартные шпоночные соединения.
4.15 С какой целью при изготовлении шпоночных соединений обеспечивается зазор между шпонкой и торцевой поверхностью шпоночного паза ступицы?
У призматической шпонки боковые поверхности являются рабочими, поэтому при сборке шпоночного соединения в радиальном направлении предусматривается зазор, чтобы гарантированно обеспечить передачу крутящего момента боковыми поверхностями шпонки.
4.16 Что следует предпринять, если не выполняется условие прочности при расчете шпонок?
Если при проверке шпонки напряжение смятия окажется ниже допустимого [σсм ], то можно установить две шпонки или выбрать шлицевое соединение.
4.17. Что такое напряженное соединение?
Это соединение деталей, в котором напряжения появляются на этапе сборки до приложения рабочей нагрузки. Например, посадка с натягом подшипников на вал.
4.18 Что такое ненапряженное соединение?
Это соединение деталей, в котором напряжения появляются только после приложения внешних сил.
4.19 Могут ли ненапряженные шпоночные соединения обеспечивать осевую фиксацию колес?
Не могут. В этом случае осевую фиксацию колес приходиться обеспечивать конструктивными мерами, используя буртики на валу, дистанционные втулки, разрезные кольца и тому подобные элементы.
4.20 С какой целью используются шпоночные соединения? Какие напряжения возникают в шпонке при нагрузке?
Шпонки служат для передачи крутящего момента к установленным на нем деталям (шкивам, зубчатым и червячным колеса, муфтам и тому подобное) или, наоборот, от этих деталей к валам.
При передаче крутящего момента шпонка работает на смятие и на срез
(рис. 4.20).
Рис. 4.20 Силы, действующие на шпонку
Конструкция редуктора
5.1 Когда можно выполнять корпус редуктора без грузозахватных устройств?
Корпус редуктора изготавливается без грузозахватных приспособлений ( проушины, рым-болты и крюки ), когда масса редуктора в сборе не превышает 20 кг.
5.2 С какой целью выполняется отверстие в ручке смотровой крышки?
Через отверстие в ручке смотровой крышки выходит воздух, который расширяется от выделения тепла в зацеплении. Если для воздуха не предусмотрено отверстие для выхода, то он пробивается через стыки и уплотнения, что способствует вытеканию смазки наружу.
Если редуктор работает в условия повышенной загрязненности, то необходимо проектировать пробку-отдушину с фильтром, так как при охлаждении редуктора во время остановки загрязненный воздух всасывается внутрь.
5.3 Как по чертежу редуктора можно определить его передаточное число?
Для этого нужно измерить диаметры начальных окружностей колеса и шестерни, получить частное от их деления и округлить полученный результат до стандартного значения.
5.4 Как определить передаточное число редуктора, не разбирая его?
Нужно провернуть быстроходный вал такое число раз, чтобы получить один оборот тихоходного вала. Это число оборотов быстроходного вала, округленное до стандартного значения, и есть передаточное число редуктора.
5.5 Как определить какой из выходных валов является быстроходным, а какой тихоходным?
Быстроходный вал редуктора имеет меньший диаметр по сравнению с тихоходным, так как последний передает больший крутящий момент.
5.6. С какой целью устанавливаются прокладки между нажимными крышками подшипниковых узлов и корпусом? Как эта цель достигается при использовании врезных крышек?
Прокладки между нажимными крышками подшипниковых узлов и корпусом редуктора устанавливаются для регулировки теплового зазора и уплотнения стыка крышки с корпусом.
При использовании врезных крышек эта регулировка осуществляется с помощью распорных втулок или нажимного винта со стороны глухой крышки через шайбу.
5.7. Как уплотняется фланцевый разъем корпуса и крышки редуктора?
При сборке стыковые поверхности фланцев корпуса и крышки редуктора покрываются пастой «Герметик», либо лаком.
5.8 Как при сборке редуктора учитывается некоторое удлинение вала из-за нагрева редуктора при работе?
Чтобы избежать температурных деформаций вала при нагреве, необходимо одну из опор сделать плавающей, или предусмотреть тепловой зазор между крышкой подшипникового узла и подшипником.
5.9 С какой целью в конструкции редуктора используются штифты?
Корпус и крышку редуктора фиксируют относительно друг друга штифтами, устанавливаемыми без зазора до расточки отверстий под подшипники.
Штифты позволяют многократно разбирать и собирать редуктор без смещения осей расточек под подшипники.
5.10 Из каких деталей состоит система смазки в редукторе?
Система смазки в общем случае состоит из отверстия для заливки (это отверстие закрывается смотровой крышкой с ручкой-отдушиной), масловыпускного отверстия с пробкой в нижней части корпуса, а также маслоизмерительного устройства для контроля уровня смазки в редукторе.
В зависимости от величины окружной скорости зубчатых колес также применяются маслоотражательные или мазеудерживающие кольца, которые тоже относятся к системе смазки.
5.11 Изобразить мазеудерживающее кольцо. Когда оно используется?
Конструкция мазеудерживающего кольца представлена на рис. 5.11.
Используется оно, когда окружная скорость зубчатых колес менее 2 м/с и подшипники смазываются пластичной смазкой.
Рис. 5.11 Мазеудерживающее кольцо
5.12 Изобразить конструкцию маслоотражательного кольца. Когда оно используется?
Конструкция маслоотражательного кольца приведена на рис. 5.12. Используется оно, когда окружная скорость зубчатых колес более 2 м/с, а диаметр выступов косозубой или шевронной шестерни меньше наружного диаметра подшипника на быстроходном валу.
Рис. 5.12 Маслоотражательное кольцо
5.13 Какие размеры проставляются на сборочном чертеже?
На сборочном чертеже проставляются габаритные, установочные, присоединительные, посадочные и справочные размеры. Кроме того, проставляются межосевые расстояния с допусками.
5.14 Когда на сборочном чертеже проставляются посадки, а когда допуски?
Посадки на сборочном чертеже проставляются, когда на чертеже изображены сопрягаемые детали, например, валы и подшипники, тихоходный вал и колесо.
Допуски проставляются на деталях, если на сборочном чертеже нет сопрягаемой детали. Например, на выходных участках валов указываются только допуски на диаметр (рис. 5.14).
Рис.5.14 Допуски и посадки на сборочном чертеже
5.15 Какие параметры редуктора регламентированы стандартом?
Стандартом регламентируются передаточные числа, межосевые расстояния между валами редуктора и коэффициент ширины колеса.
5.16 Что такое плавающий вал?
Плавающим называют вал, у которого обе опоры являются шарнирно-подвижными (плавающими). Такую конструкцию имеет один из валов шевронной зубчатой передачи, обычно быстроходный (рис.5.16). В этом случае вал имеет некоторое возвратно-поступательное осевое смещение, которое позволяет компенсировать разницу в осевых усилиях на полушевронах и не передавать эту нагрузку на подшипники.
5.17 Как определяются уровни смазки при проектировании и в процессе эксплуатации редуктора?
Глубина погружения зубчатого колеса в масляную ванну должна быть не меньше высоты зуба. Максимальная глубина погружения hmax зависит от окружной скорости в зацеплении: при V = 5…7 м/с принимаем hmax = 4,5m ;