Что называется оборотом в логистике
Показатели логистики
Логистика как наука и сфера профессиональной деятельности характеризуется научностью и конкретностью.
Научность логистики подразумевает выполнение подробных расчетов, проведение анализа всех показателей, характеризующих движение материального потока.
Конкретность логистики заключается в наличии вполне точного и вещественно определенного результата деятельности по управлению потоками. Конкретность позволяет осуществлять руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью.
Научность и конкретность логистики обеспечивают возможность оценки реакции процесса на те или иные управленческие воздействия, корректировки и оптимизации этих воздействий. Возможность управления материальным потоком появляется лишь тогда, когда создана возможность измерения характеристик этого потока.
Рассмотрим показатели, которые применяют для характеристики состояния логистики.
1. Средний запас на складе. Показатель может определяться как в натуральном, так и в стоимостном выражении, как в целом по складу, так и по группам товаров. В общем случае запас является постоянно меняющейся величиной. Поэтому для характеристики уровня запаса рассчитывают средний запас, используя при этом формулу средней хронологической:
где Зср1 — средний запас за первый период;
3n — запас на начало первого периода;
Зк — запас на конец первого периода.
Cредний запас за несколько периодов определяется как средняя арифметическая из средних запасов за каждые из периодов:
|
Зсрд— средний запасза n периодов.
2. Товарооборачиваемостъ — характеристика процесса возобновления товарных запасов. Определяется с помощью двух показателей: скорость товарооборота и время обращения товаров.
2.1. Скорость товарооборота (Сто) показывает, сколько раз в течение одного периода продается и возобновляется имеющийся товарный запас. Показатель определяется числом оборотов запаса в течение одного периода:
где О — товарооборот за период;
Зср — средний товарный запас за период.
Для торговой системы следует учитывать чистый оборот, т. е. без учета внутрисистемного оборота.
Скорость товарооборота может рассчитываться по отдельным складам, по отдельным позициям ассортимента.
Если запас является производственным, то расчетный показатель будет называться скоростью оборота, который может рассчитываться отдельно по каждому виду ресурсов.
2.2. Время обращения товаров (Т) показывает продолжительность периода, в течение которого реализуется запас, время нахождения товаров в сфере обращения или на складе торгового предприятия. Определяется по формуле
где Зср — средние товарные запасы за период;
t — число дней в периоде.
Товарооборот здесь также должен быть освобожден от повторного счета. Следует отметить, что снижение Т позволяет эффективно использовать оборотные средства и экономить издержки обращения.
Как следует из формул, приведенных выше, показатель времени обращения товаров обратно пропорционален показателю скорости товарооборота, т. е.
3. Готовность к поставке (Гn ). Данный показатель можно использовать как для оценки собственного уровня сервиса, так и для уровня сервиса, оказываемого поставщиком. Ниже приводятся три метода расчета готовности к поставке, используемые в логистике.
где Чвз — число выполненных заказов;
Чо — общее число поступивших заказов.
где т — фактический объем поставок в количественном выражении;
М — объем заказа в количественном выражении.
где Сф — стоимость фактически реализованного товара;
Сз — суммарная стоимость заказанного товара.
4. Доля запасов в обороте (Д3):
5. Затраты на связанный капитал (Ик). Данный показатель характеризует объем омертвленного в запасах капитала:
где tхр — период времени, в течение которого хранится запас;
К — процентная ставка на капитал.
6. Характеристика дисциплины поставок — показатели, характеризующие объем, структуру и ритмичность
поставок. Рассчитываются путем сопоставления количества, комплектности и качества фактически поставленной продукции, а также фактических сроков поставок с соответствующими обязательствами по договору.
Дисциплина поставок определяется с помощью ряда показателей:
6.1.наличие в поставленной партии дефектного товара,
6.2.наличие в поставленной партии товара, который
покупатель не заказывал.
6.3.отсутствие в поставке полного комплекта зака-
занных покупателем товаров;
6.4.наличие поставок с опозданием;
6.5.наличие преждевременных поставок.
Могут использоваться также и другие показатели, отражающие степень исполнения поставщиком значимых условий договора.
7. Затраты на логистику, приходящиеся на единицу товарооборота Дл. Показатель характеризует долю затрат на логистику в обороте компании. Чем выше Дл, тем более значима деятельность по упорядочению материальных потоков:
где Сл — затраты на логистику за период;
О — товарооборот за период.
К затратам на логистику следует отнести затраты на осуществление следующих операций:
* транспортировка на предприятие;
* склад готовой продукции;
* операции по отгрузке;
Кроме того, сюда относят также все затраты на персонал, оборудование и помещения, используемые в логистических процессах, но не вошедшие в представленный выше список.
8. Характеристика работы склада представлена четырьмя группами показателей, характеризующих интенсивность работы склада, эффективность использования складских площадей, уровень сохранности грузов и общие финансовые показатели:
8.1. Показатели, характеризующие интенсивность работы склада:
|
8.1.1. Грузооборот склада (Г) — показатель, характеризующий мощность склада:
где Q — количество тонн, поступивших на склад (или реализованных со склада) за период времени Т;
Т — продолжительность периода времени.
8.1.2. Грузопереработка (Гп ) — показатель, характеризующий трудоемкость работы склада:
где Гi — грузооборот отдельного i-го участка склада;
п — количество участков склада.
При расчете грузопереработки необходимо учесть также объем работ по внутрискладскому перемещению грузов между участками;
8.1.3. Удельный грузооборот склада, характеризует мощность склада, приходящуюся на 1 м 2 :
где S — площадь склада.
8.1.4. Коэффициент неравномерности загрузки склада (Кн): |
|
где Гмакс — грузооборот самого напряженного месяца;
Гс — среднемесячный грузооборот склада.
8.1.5. Суммарная работа склада:
где 3cрт — запас средний в тоннах;
Зсрд — запас средний в днях.
8.2. Показатели, характеризующие эффективность ис-
пользования складских площадей:
8.2.1.Вместимость склада. Измеряется в кубических
метрах, в тоннах или в количестве вагонов груза, которые
можно разместить на складе;
8.2.2.Полезная площадь склада;
8.2.3.Коэффициент использования площади склада;
8.2.4.Коэффициент использования объема склада;
8.2.5.Грузонапряженность склада. Характеризует ис-
пользование грузовой площади склада.
8.3. Показатели, характеризующие уровень сохраннос-
ти груза, а также:
8.3.1.Число случаев хищения товаров;
8.3.2.Число случаев порчи товаров по вине работников
склада.
8.4. Показатели, характеризующие финансовые результаты работы склада:
8.4.1.Расходы складов. Определяют по сумме затрат на
организацию хранения различных грузов и сумме админи-
стративных расходов;
8.4.2.Себестоимость хранения грузов. Рассчитывается
как средняя величина по всем складам и oпределяется отношением суммарных расходов, связанных с выполнением складских работ, к числу тонно-суток хранения.
Приведем перечень наиболее часто используемых показателей логистики на современных предприятиях :
1.Отношение числа заказов к выбранному периоду времени.
2.Потребность в материалах, отнесенная к периоду времени.
3.Затраты на персонал, отнесенные к периоду времени.
5.Количество пропусков по болезни.
6.Доля запасов по отношению к обороту.
7.Стоимость заказов к периоду времени.
8.Среднее наличие на складе.
9.Различие в показателях инвентаризации к количеству инвентаризаций.
10.Количество отсутствующих на работе.
11.Стоимость наличия на складах, отнесенная к связанному капиталу.
12.Число складских позиций.
13.Продолжительность оборота склада.
14.Среднее время восстановления запаса.
15.Количество (частота) оборотов.
16.Стоимостное выражение различий инвентаризации
к числу инвентаризаций.
17.Уровень готовности к поставкам.
18.Доля запасов в обороте.
19.Доля стоимости материалов, отнесенная к стоимости
изготовления (материалоемкость).
20.Число позиций заказов за период времени.
21.Средняя продолжительность хранения на складе.
22.Отношение затрат на складирование к площади склада.
Логистика — что это такое простыми словами, виды, услуги
Логистика представляет собой стратегическое направление деятельности компании, которое позволяет существенно уменьшить издержки в сфере закупок, производства и доставки, исключить риски и выделиться среди конкурентов. В результате грамотной систематизации и оптимизации ключевых бизнес-процессов, обеспечено заключение прибыльных сделок и привлечение новых клиентов. Сегодня мы разберем определение и виды логистики, ее задачи в бизнесе, а в конце статьи рассмотрим, как правильно подобрать транспортно-логистическую компанию.
Содержание
Определение логистики
Обращаясь к мировому опыту, можно смело утверждать, что применение логистики значительно повышает эффективность ведения бизнеса.
В успешных проектах с мировым именем (Ford Motors, Honda, Coca-Cola, IBM) логистика является основной составляющей с первых дней их существования.
Термин имеет греческое происхождение и обозначает – рассуждать, вычислять. Данное направление рассматривается, как инструмент для обеспечения высокой конкурентоспособности и сведения потерь компании к минимальным значениям.
Чтобы добиться процветания, предприниматели стремятся предугадать и обеспечить полное удовлетворение потребностей потребителя. Сегодня «золотым правилом» бизнеса считается сочетание трех «н»:
Добиться идеального результата помогает применение логистической стратегии. Ключевой функцией логистики является обеспечение конкурентной привлекательности компании на рынке.
Происходит это за счет управления материальными, информационными и финансовыми потоками с соблюдением шести принципов:
Обобщая, можно сказать, что если товар, удовлетворяющий потребность потребителя, был доставлен в нужное место своевременно, можно считать, что задача логистики выполнена.
Принцип работы
Для обеспечения максимального эффективности бизнеса, деятельность логистических технологий направлена на обеспечение следующих процессов:
Доказано, что при грамотной организации логистического процесса, время доставки оптимального количества продукции к потребителю сокращается на 10-40%, что способствует увеличению прибыли на 5-15%.
Связующим звеном в логистической цепочке является менеджер-логист, который решает следующие задачи:
По мнению специалистов, если при помощи логистики удастся сократить затраты на 1%, прибыль предприятия увеличится на 10%.
Разновидности бизнес-логистики
Для организации обеспечения хранения и доставки товара конечному потребителю, компания может организовать свое подразделение логистики или привлечь сторонние транспортные компании. В зависимости от направления бизнеса могут применяться различные логистические системы.
Производственная логистика
Предприятие, осуществляющее производство любого товара, взаимосвязано с поставщиками сырья и потребителями. Чтобы максимально упорядочить и сократить время производственного процесса, в управлении компании используется производственная логистика, которая выполняет следующие функции:
Внедряя производственную логистику, компания обеспечивает оптимальное планирование работы и сроков исполнения производственного цикла внутри подразделений предприятия.
Закупочная логистика
Организацию закупки сырьевого материала можно определить, как начальный этап производственного процесса.
Для осуществления своевременных поставок в оптимальном количестве и с минимальными затратами, необходима закупочная логистика.
Работа логистического отдела закупок заключается в выполнении следующих действий:
Распределительная логистика
Процесс выхода готовой продукции на потребительский рынок и его реализацию охватывает распределительная логистика. С помощью данной системы осуществляется оптимальное распределение запасов товара в соответствии с интересами потребителя. Данное логистическое направление еще называют сбытовой или маркетинговой логистикой.
Функции распределительной логистики:
Чтобы подобрать оптимальную схему распределения конечной продукции, нужно прийти к кратчайшим срокам поставки, высшему уровню сервиса, получению максимальной прибыли и минимальным затратам.
Транспортная логистика
Скорость и качество доставки готовой продукции во многом влияет на имидж и конкурентоспособность компании.
Для обеспечения перемещения определенного количества товаров выгодным транспортом по оптимальному маршруту, необходимо внедрение приемов транспортной логистики. При правильной организации каждого этапа, компания несет минимальные расходы.
Задачи транспортного направления:
Таможенная логистика
Транспортировка продукции с перемещением груза через границу предполагает комплекс мероприятий по организации внешнеэкономических связей. Таможенная логистическая система занимается сокращением затрат и времени на организацию зарубежной перевозки.
Действия в таможенной логистике:
Логистика запасов
Складирование и хранение продукции предусматривает большие финансовые затраты. Зачем создаются запасы:
Основной задачей логистики товаров является обеспечение достаточного размера запаса с максимальным сокращением затрат компании.
Функции логистики запасов:
Складская логистика
Совершенствование системы приемки и отгрузки товаров, обработки и хранения продукции, достигается внедрением складской логистической системы.
К основным принципам логистики на складе относятся:
Информационная логистика
Важным условием успешной работы производства является наличие системы информации, способной связать деятельность всех составляющих в одно целое – производство, снабжение, склад, распределение, транспорт. Добиться этого помогает управление информационным потоком внутри логистической цепочки, которое осуществляется информационной логистикой.
Задачи данного направления:
Информация может базироваться на электронных или бумажных носителях и иметь различное направление – в одну или противоположную сторону с материальными ресурсами:
Комплексная логистика
Все формы логистических систем, которые задействуются от закупки сырья до выхода готовой продукции на потребительский рынок, собранные в одну систему, называются комплексной логистикой. По наблюдениям специалистов, при системном управлении материальными, информационными и финансовыми потоками, обеспечивает контроль и согласованная работа всех задействованных производственных отделов, сокращаются затраты и риски на каждой стадии процесса.
Закупка, каждый цикл производства, складирование и хранение готовой продукции, распределение и таможенные нюансы организуются единой структурой. Кроме того, проводится аналитическая работа над ошибками, ведется документация, выполняются оповещения клиентов о предложениях фирмы.
Кто такой логист
Профессионал, который занимается организацией и координацией доставок, разрабатывая оптимальные транспортные схемы по минимальным расценкам, называется логист. Высококлассный специалист имеет в запасе несколько транспортных коридоров, чтобы независимо от форс-мажорных обстоятельств, груз дошел до потребителя в нужное время и в нужное место.
Чтобы стать хорошим логистом, человек должен уметь принимать самостоятельные решения, творчески мыслить, обладать аналитическим умом, а также такими качествами, как коммуникабельность и мобильность. Поднять профессиональный уровень помогут хорошее знание юриспруденции, математики, экономики, готовность к обучению и внедрению новых технологий для повышения качества работы.
Логист – востребованная профессия в транспортных фирмах, специализирующихся на грузоперевозках, а также в крупных промышленных предприятиях в разных сферах деятельности.
Какие функции выполняет логист:
В зависимости от направления логистики, в профессии есть масса узких специализаций – закупщики, специалисты ВЭД, транспортные логисты, менеджеры склада и другие.
Компании логистических услуг
Организации, оказывающие услуги по транспортировке, обработке и хранению грузов, становятся выгодными партнерами для фирм, которые:
На российском рынке есть множество транспортно-логистических компаний, но к наиболее успешным и популярным можно отнести 5 организаций.
Деловые линии
Одна из крупнейших транспортных компаний России успешно работает с 2001 года.
На сегодняшний день создан модернизированный ресурс, обеспечивающий транспортировку продукции сборным грузом или индивидуальным транспортом под заказ. Группа компаний «Деловые линии» оказывает следующий перечень услуг:
Компания доставляет грузы в любой пункт Российской Федерации или в страны СНГ: Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Армению. Авиатранспортировки практикуются в города, снабженные аэропортами по России и в других странах.
Профессиональные перевозки сборных грузов на выгодных условиях предлагает транспортная компания «ПЭК». Начиная с 2001 года, организация перевозит грузы по России и в Казахстан, а с 2014 года стала доступной транспортировка продукции из Китая.
Что получают клиенты компании:
ДА-ТРАНС
Транспортная компания, имеющая собственный автопарк, осуществляет перевозки по России, странам СНГ и Европе. За 10 лет работы ДА-ТРАНС зарекомендовала себя с надежной стороны, работая с такими направлениями, как:
Организация оказывает транспортные услуги не только крупным фирмам, но и физическим лицам, осуществляя офисные и квартирные переезды. Для юридических лиц предлагает безопасные перевозки, оформление документации, а также программы лояльности для постоянных клиентов.
Delko
Крупнейший автомобильный грузоперевозчик России основан в 2000 году и по сей день, успешно доставляет грузы по дорогам России и СНГ. Delko осуществляет перевозки груза до 20 т с применением тентованных и рефрижераторных полуприцепов. Автопарк компании насчитывает 1600 единиц современной надежной техники.
Для заказа машины достаточно связаться с менеджером, обсудить габариты, вес, температурные условия доставки, сроки транспортировки, погрузки и выгрузки товара. После чего подписывается договор, и транспорт доставляется на погрузку.
Компания по праву входит в ТОП 2 крупнейших коммерческих грузоперевозчиков в России и зарекомендовала себя, как надежный партнер, работая с динамично развивающимися компаниями разного масштаба.
Trans Techno Group – транспортная компания, предлагающая все виды логистических услуг. Работает на рынке грузоперевозок по России и СНГ более 8 лет.
Выбирая TTG в качестве партнера, компании получают ряд преимуществ:
Клиентами транспортной компании являются такие именитые фирмы, как Ecco, Ostrov, Bosch, Сбербанк, РЖД, Мираторг, Оптиком, Трансстройснаб.
Как выбрать логистическую компанию
Надежная транспортно-логистическая компания – это гарантия сохранности и своевременной доставки груза. На российском рынке функционируют десятки мелких и крупных транспортных компаний. Чтобы сделать правильный выбор, нужно оценить грузоперевозчика по следующим критериям.
Автомобильный парк
Для сокращения расходов на перевозки, важно выбирать транспортную компанию, которая имеет собственный автопарк. Если у организации нет машин, скорее всего это посредник, а значит, вы заплатите дополнительную сумму на посреднические услуги. Еще один важный нюанс – транспорт должен быть различной вместимости, ведь кому-то нужно перевезти мебель из квартиры в квартиру, а кому-то партию такой мебели для продажи в другом регионе.
Гарантии
Надежный перевозчик гарантирует качественную доставку груза в прописанные сроки. Чтобы обеспечить целостность и сохранность товара, в договоре по оказанию транспортных услуг должны быть учтены точные сроки доставки, время транспорта в пути, наличие пени за просроченный срок доставки и форс-мажорные обстоятельства. Если такая документация не предусмотрена, сотрудничать с такой логистической компанией опасно.
Репутация
Перед началом сотрудничества целесообразно выслушать отзывы о транспортной компании. Ознакомиться с ними можно в интернете или, расспросив знакомых и друзей. Безупречная репутация перевозчика, прежде всего, важна юридическим лицам, которые готовы доверить транспортировку крупных партий груза. Конечно, в меньшей степени это заботит частных лиц, решивших перевезти диван.
Страхование
Дополнительной гарантией успешной перевозки является заключение договора о страховании перевозимой продукции. Застраховав ответственность перевозчика, у вас появятся не только уверенность в сохранности груза, но и возможность возмещения ущерба при наступлении страхового случая.
Тарифы
Транспортные компании предлагают различную стоимость доставки. Выбирая перевозчика, проведите сравнительный анализ с учетом выбор сопутствующих услуг. В погоне за экономией, следует помнить, что для бизнеса с серьезным финансовым оборотом следует дополнительно учитывать репутацию и гарантии безопасности, которые предоставляет логистическая компания.
Выбор услуг
Солидная компания ориентирована на индивидуальный подход к каждому клиенту, предлагает нестандартные решения транспортировки груза. Кроме того, в штате такой организации наверняка имеется опытный юрист, а также сопровождение таможенным брокером, если ваша продукция отправится за границу.
Помощь
Персональный менеджер для клиента – лучшее решение консультативной помощи на разных этапах логистической цепочки. Возможность консультирования поможет сориентироваться клиенту и сделать правильный выбор в спектре услуг транспортной организации.
Водители
Для управления транспортными средствами должны допускаться только квалифицированные водители. Особенно это касается перевозок крупногабаритных грузов, когда важно применять максимальный опыт управления транспортным средством.
Вывод
Несмотря на то, что логистика – довольно молодое направление в России, она стабильно развивается во всех логистических направлениях. Для бизнеса, это мощный стратегический инструмент, позволяющий обеспечить четкую и слаженную работу каждого этапа производства, оптимизировать поставки сырья и правильно распределить готовую продукцию, превзойти конкурентов и занять ведущие позиции мире бизнеса.