Что называется монологической речью
Монологическая речь: виды и особенности речи
Речь человека – это показатель его интеллектуального и культурного развития. Она не возникает сама по себе, а является составной частью общения с другими людьми. Для детей дошкольного возраста очень важно научиться содержательным и аргументированным высказываниям. Они должны связно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. Такая форма речи называется монологической, которая является центральной в связной речи.
Умение связно, максимально точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние, в том числе, и на эстетическое развитие детей: при составлении рассказов, пересказах ребенок использует образные слова, выражения, которые он узнал из различных художественных произведений.
Если ребенок умеет рассказывать, то он становится более общительным, он преодолевает свою застенчивость, становясь более уверенным в себе. К тому же, правильное развитие монологической речи является очень важным для дальнейшего обучения в школе.
Особенности формирования монологической речи у дошкольников
Речь дошкольников часто бывает достаточно бедной и невыразительной, что вызвано недостаточным словарным запасом и плохо сформированным грамматическим строем речи. Именно это мешает развиваться умению ребенка вести монолог, т.е. формировать самостоятельное и четкое высказывание.
Дети младшего и среднего дошкольного возраста не знают большого количества слов, что приводит к тому, что они не могут составить даже самый простой и короткий рассказ. Другая сложность в развитии монологической речи связана с необходимостью удерживать смысловую целостность информации. Если в ходе беседы ребенок может опираться на высказывания собеседника, что само собой направляет ход диалога, то при монологе нужно концентрироваться на своих же собственных высказываниях. Для детей это оказывается достаточно сложной задачей, поэтому их речь получается недостаточно логичной и обрывистой.
Для каждого возраста характерен свой уровень развития связной речи. Для детей 3-4 лет доступна простая форма диалогической речи, при этом они только начинают учиться связно излагать свои мысли. Дети допускают много ошибок при определении действия, качества предмета и построении предложений.
С младшего дошкольного возраста нужно особое внимание уделять навыкам разговорной речи. При этом к каждому высказыванию ребенка нужно относиться максимально бережно. Если он не знает значение слова, то нужно обязательно ему его объяснить. Сначала детей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку), затем отвечать на вопросы, слушать взрослого и повторять за ним. Все вопросы, которые вы задаете, должны быть понятны для ребенка.
В среднем дошкольном возрасте предпринимается ряд действий для развития связной речи. Большое внимание уделяется активизации словаря, объем которого должен составлять порядка 2500 слов. Ребенок в этом возрасте должен не только понимать, но и использовать в своей речи наречия и прилагательные. Детей постепенно подводят к самостоятельному составлению небольших по объему рассказов по игрушке, картинке.
У детей старшего дошкольного возраста развитие монологической речи находится на достаточно высоком уровне. В норме они уже должны освоить пересказ и рассказ – основные типы монологической речи.
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Полезное
Смотреть что такое «МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ» в других словарях:
Монологическая речь — – форма (тип) речи, образуемой в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Иногда монологическая речь определяется и как интраперсональный речевой акт. Для монологической речи характерны… … Энциклопедический словарь СМИ
Монологическая речь — речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют … Психология человека: словарь терминов
монологическая речь — ▲ устная речь ↑ один (только), человек монолог развернутое высказывание одного лица. отповедь. речь (выступить с речью. произнести #. держать речь). оратор тот, кто произносит речь; человек, обладающий даром говорить речи. ораторствовать. вития.… … Идеографический словарь русского языка
Монологическая речь — (от греч. μόνος один и λόγος слово, речь) форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Иногда М. р. определяют и как интраперсональный речевой акт. Для М. р.… … Лингвистический энциклопедический словарь
монологическая речь — характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, их грамматической оформленностью … Толковый переводоведческий словарь
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, основные типы речевой коммуникации. Субъективно окрашенные и характеризующие ее носителей Д. р. и м. р. становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной… … Литературный энциклопедический словарь
речь устная — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Р. у. характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения Р. у. включают звенья… … Большая психологическая энциклопедия
РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ — РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ. См. монологическая речь … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Речь — (общеславянск. rekti – говорить) использование языка в процессах коммуникации. Считают, что вне речи невозможно функционирование отвлечённого мышления или даже формирование структур сознания (см. Бессознательное). Различают речь устную,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Речь ораторская — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными… … Литературная энциклопедия
Определение и характеристики
Монологическая речь — это распространенная в русском языке форма говорения, которая, в отличие от диалогической, предполагает выступление только одного участника, обращенное к слушателям. В некоторых случаях монологичность подразумевает рассуждение с самим собой, познание собственных мыслей.
Разновидности монологов выделяются в зависимости от того, в каком качестве происходит выступление и какова цель говорящего. Особенностью данного типа речи является гораздо большая традиционность в выборе используемых языковых средств. Композиция текста также отличается сложностью, односложные и простые реплики практически полностью отсутствуют. Это объясняет тот факт, что в повседневной жизни монологическая речь не распространена, а больше характерна для следующих сфер:
Главной характеристикой устного и письменного монолога является наличие конкретного адресата, для обращения к которому используются местоимения 2-го лица, глаголы повелительного наклонения, а также риторические вопросы (не предполагающие ответа).
Одной из главных функций монолога называют осмысливание, так как в процессе говорения мысли облекаются в слова. Очень важно, чтобы выступающий умел четко формулировать и доносить информацию до аудитории. Связная речь позволяет воспринимать, понимать и анализировать сказанное, а нарушение структуры речи приводит к искажению смысла и плохому восприятию.
Основными характеристиками монолога являются:
Перед началом публичного выступления говорящий предварительно готовит текст, осмысливает его и проверяет на соответствие фактов и логичность. В процессе донесения информации приветствуются уточнения, пояснения, дополнения, сравнения, а также приведение доказательств и обоснование закономерностей.
Любое выступление оратора должно характеризоваться строгим соответствием теме и смысловой завершенностью.
Структурные компоненты и виды
Монологическая речь в русском языке существует в нескольких разновидностях. Выбор конкретной из них определяется целью выступления и тематической направленностью. Но в любом случае не предполагается обратная связь с аудиторией, а каждое последующее выступление не связано с текстом предыдущего оратора.
В таблице видов монологов выделяют:
Особый вид монолога — внутренний. Его понятие связано с имитацией так называемого потока сознания, умелого сочетания мыслительного процесса и психо-эмоционального состояния человека. В такой речи допускаются прерывистые, простые, краткие реплики и неполные предложения.
Структурные компоненты любой монологии — это вступление, главная часть и завершение. Во время вступления основная задача говорящего — установить контакт с аудиторией, привлечь внимание и заинтересовать слушателя предстоящим рассказом, докладом, презентацией. Важно, чтобы эта часть была максимально захватывающей, интригующей. Она должна создать в зале атмосферу любопытства, ожидания, которая будет поддерживаться на протяжении всего выступления.
В первой части говорящий должен ретроспективно затронуть изученную тему, сделать краткий обзор, разъяснить используемые специфические термины. Кроме того, допускается вступление в виде лирических реплик, юмористических сравнений и даже анекдотов, если это уместно в данной теме доклада.
В основной части раскрывается суть темы с применением достоверных фактов и логически безупречных умозаключений. Именно правильная аргументация заставляет слушателя осмыслить тему, вызывая желание начать дискуссию и диалог.
Заключение — это подведение итогов сказанного. Для оратора важно уложиться в отведенное ему время, так как оборванный на полуслове текст без логического завершения и грамотных выводов не вызовет интереса у слушателя и оставит его в недоумении.
Функции и критерии оценивания
Главная функция монологической речи вытекает из ее главного признака — коммуникативной направленности. В большинстве случаев выступление направлено в адрес одного, двух слушателей или целой аудитории. К другим важным функциям относятся:
В зависимости от предмета выступления монолог может быть продуктивным и репродуктивным. В первом случае предполагается говорение на тему окружающей реальности, происходящих событий. Высказывание строится автором самостоятельно. Второй тип означает пересказ, воспроизведение прослушанного или прочитанного текста. При этом изложение допускается как устно, так и письменно. Именно репродуктивный диалог является основой обучения грамотному говорению, развитию ораторских способностей на начальном этапе.
При развитии правильной монологической речи у ребенка формируется не только общее представление о культуре речи, правилах построения текста, но и преследуются другие задачи:
Главными критериями оценивания грамотно построенной речи являются последовательность и логичность. Говорящий должен обоснованно донести до слушателя, как разворачивается действие, какое закономерности в этом присутствуют. Логичность текста подразумевает отсутствие противоречащих друг другу фактов и соответствие его основным правилам логики (к примеру, закон тождества, закон исключенного третьего и т. д. ). В монологах с самим собой такие требования иногда отсутствуют.
Монологическая речь
Всего получено оценок: 276.
Всего получено оценок: 276.
Человек постоянно пользуется речью в ее устной и письменной формах, но эти формы также разделяются на разные виды. Одна из форм классификации – по тому, сколько человек участвует в речевом процессе и в каком качестве. Например, одной из распространенных речевых форм является монолог.
Что такое монологическая речь и ее разновидности
Итак, монолог – это такой тип речи, который предполагает, что говорит один человек, и при этом его слова частично либо полностью не связаны с тем, что говорил его собеседник – и в содержательном, и в структурном контекстах.
Особенности монологической речи заключаются в том, что она гораздо более традиционна в выборе языковых средств, чем диалог или полилог. Композиционные средства также достаточно классические, а синтаксическое построение реплик – гораздо более сложное, чем в диалогической речи. Надо сказать, что для бытового общения монологическая речь достаточно не характерна.
Обычно монолог – это удел таких сфер, как искусство и образование, также классическим ее примером является ораторское выступление на конференции или другая публичная речь. Выступление на телевидении или радио – тоже классический пример монологической речи.
Также благодаря тому, что мысль в таком типе речи облекается в слова, можно говорить о том, что она выполняет и функцию осмысливания.
Важно понимать, что основная характеристика монолога – это наличие адресата – в ней используются местоимения второго лица, обращения, глаголы в форме повелительного наклонения и так далее, то есть монологическая речь всегда обращена к кому-то.
Выделяют несколько разновидностей монологической речи.
Повествовательный тип построен по классической схеме повествования, то есть в таком монологе есть начало, кульминация и завершение. Такой тип монолога, как рассуждение, обязательно содержит тезис, доказательства – или одно доказательство, а также вывод. И последний, третий тип монолога – это исповедь. Он представляет собой симбиоз повествования и рассуждения, сочетание их характерных критериев.
Внутренний монолог – это особая разновидность монологической речи, которая имитирует так называемый поток сознания, то есть сочетание мыслительной и эмоциональной деятельности человека. Именно поэтому во внутреннем монологе часто используются прерывистые, неполные предложения.
Функции монологической речи
Их несколько, причем их довольно трудно поделить по важности. Так, с помощью монолога человек создает себе социальный резонанс, также это способ эмоциональной разрядки и выражения себя. Что касается функции воздействия, то говорящий с помощью монолога может воздействовать как на аудиторию, так и на самого себя.
В литературе монолог используется для того, чтобы показать душевное движение персонажей, что особенно важно в драматургических произведениях, где данная форма речи выходит на первый план.
Что мы узнали?
Монолог – это речь одного человека, которая в то же время всегда обращена к слушателю, реальному или воображаемому. Существует три вида монолога – повествование, рассуждение и исповедь. Каждый из них имеет свои характерные признаки и необходим для разных целей. Чаще всего эта речевая разновидность используется в таких сферах, как образование и искусство. Также у монологической речи есть множество важных функций, от выражения себя и эмоциональной разрядки до создания социального резонанса. Кроме того, монолог всегда создается с целью воздействия на самого говорящего или на его слушателей. Особенно важную функцию этот тип речи играет в литературе и, в частности, в драматургии.
Монологическая речь
(от греч. μόνος — один и λόγος — слово, речь) — форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Иногда М. р. определяют и как интраперсональный речевой акт. Для М. р. типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершённость. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой (художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и пр.) и от функционально-коммуникативной (повествование, рассуждение, убеждение и пр.) принадлежности. Внутрижанровые различия (авторская и прямая речь персонажей, научный доклад и агитационное выступление), так же как устное или письменное осуществление речевого акта, обусловливают стилистические особенности М. р.: строение предложений, синтаксические способы их соединения, лексический отбор, виды взаимодействия элементов разговорной и книжной речи и пр. Любой отрывок М. р. в той или иной мере «диалогизирован», т. е. содержит показатели (главным образом внешние — обращения, риторические вопросы и т. п.) стремления говорящего повысить активность адресата (ср. мнение Г. О. Винокура об отсутствии строгих и абсолютных границ между монологом и диалогом, в частности). В некоторых видах художественного монолога, например в сказе, где законам М. р. подчинено произведение в целом, диалогические черты служат специальным средством имитации живой разговорной речи.
Полезное
Смотреть что такое «Монологическая речь» в других словарях:
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью (что связано со стремлением широко охватить тематическое… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Монологическая речь — – форма (тип) речи, образуемой в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Иногда монологическая речь определяется и как интраперсональный речевой акт. Для монологической речи характерны… … Энциклопедический словарь СМИ
Монологическая речь — речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют … Психология человека: словарь терминов
монологическая речь — ▲ устная речь ↑ один (только), человек монолог развернутое высказывание одного лица. отповедь. речь (выступить с речью. произнести #. держать речь). оратор тот, кто произносит речь; человек, обладающий даром говорить речи. ораторствовать. вития.… … Идеографический словарь русского языка
монологическая речь — характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, их грамматической оформленностью … Толковый переводоведческий словарь
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, основные типы речевой коммуникации. Субъективно окрашенные и характеризующие ее носителей Д. р. и м. р. становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной… … Литературный энциклопедический словарь
речь устная — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Р. у. характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения Р. у. включают звенья… … Большая психологическая энциклопедия
РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ — РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ. См. монологическая речь … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Речь — (общеславянск. rekti – говорить) использование языка в процессах коммуникации. Считают, что вне речи невозможно функционирование отвлечённого мышления или даже формирование структур сознания (см. Бессознательное). Различают речь устную,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Речь ораторская — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными… … Литературная энциклопедия