Что называется методом управления
Методы управления организацией
Реализация процесса управления невозможна без применения различных методов, способов и подходов для эффективного исполнения функций управления.
Вопрос о том, как осуществлять управленческую работу, позволяет сформулировать систему правил, приёмов, подходов и методов воздействия на управляемый объект для достижения целей, сокращая временные затраты на их реализацию. Благодаря методам управления осуществляется основное содержание управленческой деятельности.
Принципы выбора методов управления
Основа для выбора и внедрения методов управления может основываться на следующих принципах:
Классификация методов выполняется на основе того, как и на что совершается влияние. Руководитель должен обладать всеми способами управления, так как они дают возможность ему создать систему правил, способов и подходов, увеличивающих результативность работы компании.
Разнообразие методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности при помощи классификации по определенным критериям:
Общенаучные методы, в основе которых:
Конкретные (или специфические) методы управления
Выделяют три основных направления:
Наиболее распространенным подходом к классификации методов управления является подход, в котором различают: административные, экономические и социально–психологические методы, которые различаются способами и эффективностью воздействия на персонал. Их ещё называют методами воздействия.
Административные методы управления
Административные методы руководствуются такими мотивами поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека работать в определенной организации и т.д. Эти методы воздействия отличаются прямым характером воздействия: любой нормативный или административный акт подлежит обязательному исполнению.
Различают пять основных способов административного воздействия:
Экономические методы управления
Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов. Это связано с тем, что управленческие отношения в первую очередь определяются экономическими отношениями и основными объективными потребностями, а также интересами людей.
Среди экономических способов воздействия выделяются: 1.Планирование. Это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Главное в планировании, как и в экономическом методе, – это выбор из всех возможных лучших и результативных действий.
Таким образом, экономические методы основаны на правильном использовании экономических законов, и каждый конкретный экономический метод включает как индивидуальные методы воздействия, так и их совокупность. По способам воздействия экономические методы известны как «методы пряника».
Социально–психологические методы управления
Социально–психологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они основаны на использовании механизма социального управления (системы взаимоотношений в команде, социальных потребностей). Специфика этих методов заключается в значительной части использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые отношения в команде, что снижает производительность труда.
Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По способу воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:
Социально–психологические методы выражаются в создании коллектива, воспитании в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития и постоянном совершенствовании стиля управления. Они основаны на способах мотивации и морального влияния на людей и известны как «методы убеждения».
Так или иначе, но все методы управления органично дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать заключение, что качество управления как деятельности выражается в его направляющей, активизирующей, мотивирующей силе, что обусловливается верным выбором средств и способов влияния, правильной операцией их реализации в производстве.
Главная задача управления – предоставление стабильного и долгосрочного развития способов управления, а результативное руководство вероятно лишь при взаимодействии административных, экономических и социально–психологических методов управления.
Основные методы управления
В ходе прочтения данной статьи формируются следующие компетенции:
Система методов
Методами управления принято называть совокупный объем приемов и способов оказания воздействия субъекта управления на управляемый объект для того, чтобы суметь достичь поставленных целей.
Само слово «метод» имеет греческое происхождение («methodos»), что при переводе обозначает «способ достижения какой-то цели». Методы управления осуществляют ключевое и главное содержание всей управленческой деятельности, т.е. менеджмента. Они являются самыми подвижными и активными составляющими всей управленческой системы, обладают альтернативным характером и направлены на осуществление целей и принципов управления.
Методы связывают с содержанием трудовой деятельности сотрудников аппарата управления и в общей сумме объединяются в довольно непростую систему.
Системой методов управления называют совокупность способов и приемов, посредством которых менеджеры в состоянии выполнять закрепленный за ними функционал.
Методы управления используются относительно трудовых коллективов в общем и целом, а также относительно отдельно взятых сотрудников. Количество методов управления и их комбинация безграничны, что обусловлено сложностью и большим числом решаемых задач при регулировании деятельности объектов управления.
На практике зачастую используются разные методы управления в совокупности, их сочетания и комбинации потому, что они способны органически дополнять друг друга. Методы управления должны перманентно пребывать в динамическом равновесии, исходя из актуальных условий деятельности организаций.
Виды методов
Согласно содержанию, методы управления принято подразделять на такие виды:
Отличия между организационно-административными, хозяйственными и общественно-психологическими методами управления представлены в таблице ниже.
Все методы управления оказывают воздействие, как правило, в комплексе, поэтому не стоит противопоставлять разные методы друг другу, разделяя их на главные и второстепенные. Более того, их стоит изучать в совокупности и взаимосвязи, так как их комплексное использование помогает оптимально и своевременно достичь поставленных организацией целей.
Организационно-административные методы управления
Посредством организационно-административных методов формируются нужные условия функционирования предприятия. Объективной базой применения данных методов управления являются организационные взаимоотношения, которые составляют звено всего механизма управления. В связи с тем, что данные методы осуществляют одну из самых важных функций управления – функцию организации, задачей организационно-административной деятельности является координация действий рабочего коллектива.
Сущность данных методов состоит в реализации управленцем практических мер, которые направлены на обеспечение согласованного поведения работников для достижения оптимального исхода.
Организационно-административные методы напрямую оказывают воздействие на управляемый объект с помощью приказов, распоряжений, оперативных указаний, которые отдаются вербально либо невербально, с помощью осуществления контроля за их выполнением, системы административных средств поддержания трудовой дисциплины и проч. Данные методы нужны для обеспечения организационной четкости и дисциплины труда, повышения эффективности функционирования всей системы посредством лучшей управленческой организации.
Организационно-административные методы, которые используются на уровне организации, помогают достичь целей предприятия посредством использования таких видов деятельности, как:
Главным отличием организационно-административных методов от других методов является четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых квалифицируется в качестве прямого нарушения исполнительской дисциплины и становится причиной последующих определенных взысканий.
Директивные команды являются обязательными для выполнения, причем в обозначенные временной период, даже если это является невыгодным для исполнителя. По факту, организационно-административные методы управления являются методами принуждения, то есть осуществляется подчинение одной воли другой.
В то же время, формам данного подчинения должен быть присущ наиболее благожелательный характер, способствующий прогрессу в трудовом коллективе и не вызывающий нежелательных эмоций, таких как унижение, неловкость, досада, раздражение, а иногда и стресс, что станет исключающим фактором во всяком взаимопонимании между управляющей и управляемой системами.
Организационно-административные методы подразделяются на два больших блока: методы организационного воздействия и методы административного воздействия (табл. 2).
К методам организационного воздействия принято относить: организационное нормирование и планирование, организационный инструктаж, организационное распорядительство, контроль.
Для организационного нормирования применимы:
Организационное планирование осуществляется посредством оперативно-производственного планирования, что говорит о близкой связи организационно-административных методов управления с хозяйственными.
Организационное планирование включает в себя четыре ключевых элемента:
Организационный инструктаж подразумевает инструктирование специалистов и сотрудников в системе управления для того, чтобы оказать им содействие в ходе устранения трудностей, появляющихся в ходе осуществления управленческих решений.
Организационное распорядительство есть своевременная выдача распоряжений главным, дополнительным и обслуживающим структурным единицам организации.
Организационный контроль – это программа исполнения решений и распоряжений разных органов управления данной организации, а также вышестоящих подразделений.
Методы административного воздействия
Важно понимать, что методы организационного воздействия не должны стагнировать и пребывать неизменными на протяжении долгого периода, ведь они нуждаются в регулярном пересмотре и корректировке.
Методы административного воздействия – это действие, которое осуществляется посредством приказов, распоряжений, директив, указаний, резолюций, которые будут описаны более подробно ниже.
Приказ есть письменное или устное распоряжение руководящего менеджера, направленное на разрешение конкретной задачи и предписывающее: что, когда, кому стоит сделать. При этом, как правило, конкретно изложена ответственность исполнителя.
Приказу стоит быть должным образом оформленным и находиться в соответствии с нормами административного права, ведь в ином случае, он не будет являться правомерным в юридическом отношении.
Распоряжение – это управленческая команда главного менеджера, которая направлена на разрешение частных вопросов. Зачастую, распоряжение применяется с целью конкретизации задач в пределах отдельно взятых структурных единиц организации.
Директивой принято называть решение о целях перспективного развития объекта управления. Директивы обычно устанавливают общую цель, которая связана с политикой и миссией организации. Они, как правило, рассчитаны на продолжительный промежуток времени и нуждаются в качественных изменениях рабочих приемов.
Указания – постоянное распорядительное воздействие менеджера для разъяснения конкретных заданий, а резолюцией называют распоряжение руководителя, которое зафиксировано на самом документе.
Методам административного воздействия стоит быть реализованными в ясной и краткой форме, принимая во внимание существующие этические нормы. Можно сказать, что административные методы управления базируются на взаимоотношениях единоначалия, дисциплины и ответственности.
Главным недостатком административных методов управления можно назвать то, что они направляют исполнителей на достижение конкретных результатов, а не на их прирост, то есть занимаются поощрением исполнительности, а не инициативы.
В то же время ослабление внешней регламентации и контроля трудовой и экономической деятельности провоцирует усиление элементов стихийности в развитии экономики. Становится нужной замысловатая и разветвленная система хозяйственных стимулов и санкций. Между тем сформировать, реализовать в жизни и освоить систему экономического управления хозяйством гораздо сложнее, нежели осуществлять управление посредством директив и приказов.
Таким образом, задача заключается в том, чтобы отыскать рациональное соотношение административных и хозяйственных методов управления для тех или иных конкретно представленных условий.
Понятие и классификация методов управления
Теории мотивации позволяют определить методы управления. Их совокупность обусловлена целями управления, особенностями объектов и субъектов управления, а также ситуацией.
Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач. Это совокупность инструментов, приемов осуществления мотивации.
Методы управления отличаются, прежде всего, мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия на объект управления.
Выделяются следующие направления воздействия.
Социально-психологическая мотивация опирается на политические, моральные, национальные, семейные, идеологические, психологические и другие интересы. Роль этого направления возрастает. Использование социальной мотивации отличается сложностью и большей неопределенностью конечного эффекта по сравнению с другими направлениями воздействия.
Классификация методов управления по их мотивационным характеристикам включает три группы методов.
Первая группа – это организационно-распорядительные, или административные методы управления. Они ориентированы на первую группу мотивов поведения людей в организации. Их отличает прямой характер воздействия. Осуществляются данные методы в форме приказов, распоряжений, норм, правил, принципов, команд, регламентирующих и административных актов. Эти методы определяют место работников впроцессе производства и управления, их права, обязанности, ответственность, взаимосвязи в процессе производства и управления, координацию действий, оценку эффективности труда. Реализация данных методов предполагает наличие организационной структуры с каналами прямого и обратного воздействия.
Вторая группа методов – экономические. Они имеют косвенный характер воздействия на объект управления. Поэтому силу воздействия и конечный эффект определить трудно. Эти методы создают благоприятные условия для проявления творческой активности персонала. Данные методы объединяют все формы материального стимулирования. Необходимопомнить, что необоснованное материальное вознаграждение приводит к отрицательным результатам, снижает общую силу воздействия.
Здесь важно определить «порог чувствительности» премиального вознаграждения. Это минимальный размер материального вознаграждения, побуждающий к повышению трудовой активности. Порог чувствительности даже у одного и того же человека меняется под влиянием большого числа факторов (возможность более полного удовлетворения потребностей, характер потребностей, затраты труда и рабочего времени, а также состояние экономики в целом, в частности,
потребительского рынка).
Третья группа – это социально-психологические методы управления. Они основаны на использовании социального механизма коллектива. В его состав входят неформальные группы, роль и статус личности, системы взаимоотношений, социальные потребности и другие социальные аспекты,проявляющиеся в желании иметь комфортные условия труда, его справедливую оценку и общественное признание, работать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, и выполнять интересную творческую работу.
Особенностью социально-психологических методов является то, что они не требуют значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей имеет высокую результативность. Различают следующие группы социально-психологических методов:
Социально-психологические методы прямо или косвенно направлены на повышение творческой активности и инициативы всех работающих в организации. К ним относятся:
Условием эффективного управления является комплексное использование всех трех групп методов управления. Хотя необходимо подчеркнуть, что повышение управленческой культуры предполагает отказ от широкого применения административных методов и овладение богатым арсеналом социально-психологических методов управления.
Понятие о методах управления. Их классификация
Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач. Это совокупность инструментов, приемов, осуществления мотивации.
Методы управления отличаются прежде всего мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия на объект управления. Выделяются следующие направления воздействия.
1. Направление, ориентированное на чувство долга, осознанную необходимость соблюдения дисциплины труда, подчинение своей деятельности общим целям организации, стремление работать в данной организации.
2. Воздействие на материальные интересы, при использовании материальной мотивации.
3. Нравственное воздействие, воздействие на духовные интересы. Социальная мотивация опирается на политические, моральные, национальные, семейные, идеологические и другие социальные интересы. Классификация методов управления по их мотивационным характеристикам включает три группы методов. Первая группа – это организационно-распорядительные или административные методы управления. Они ориентированы на первую группу мотивов поведения людей в организации. Осуществляются данные методы в форме приказов, распоряжений, норм, правил, принципов, команд, регламентирующих и административных актов. Реализация данных методов предполагает наличие организационной структуры с каналами прямого и обратного воздействия.
Вторая группа методов – экономические. Эти методы создают благоприятные условия для проявления творческой активности персонала. Здесь важно определить «порог чувствительности» премиального вознаграждения. Это минимальный размер материального вознаграждения, побуждающий к повышению трудовой активности. Порог чувствительности даже у одного и того же человека меняется под влиянием большого числа факторов (возможность более полного удовлетворения потребностей, характер потребностей, затраты труда и рабочего времени, а также состояние экономики в целом, в частности потребительского рынка).
Третья группа – это социально-психологические методы управления направленные на повышение творческой активности и инициативы всех работающих в организации. Это поощрение изобретательской и рационализаторской деятельности, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие традиций и обычаев данной организации, установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы, вовлечение работников в управление, комфортные условия труда, обучение работников и т. д.
Условием эффективного управления является комплексное использование всех трех групп методов управления.
5. Понятие и классификация методов управления
5. Понятие и классификация методов управления
Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач. Это совокупность инструментов, приемов, осуществления мотивации.
Методы управления отличаются прежде всего мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия на объект управления. Выделяются следующие направления воздействия.
1. Направление, ориентированное на чувство долга, осознанную необходимость соблюдения дисциплины труда, подчинение своей деятельности общим целям организации, стремление работать в данной организации. Такое воздействие базируется на власти, ответственности, дисциплине и формирует единство взглядов, интересов и действий персонала. Оно является прямым, непосредственным и не способно полностью мобилизовать творческую активность коллектива.
2. Воздействие на материальные интересы, при использовании материальной мотивации. Здесь применяются как материальное вознаграждение, так и материальные санкции.
3. Нравственное воздействие, воздействие на духовные интересы. Социальная мотивация опирается на политические, моральные, национальные, семейные, идеологические и другие социальные интересы. Роль этого направления возрастает. Использование социальной мотивации отличается сложностью и большей неопределенностью конечного эффекта по сравнению с другими направлениями воздействия.
Классификация методов управления по их мотивационным характеристикам включает три группы методов. Первая группа – это организационно-распорядительные или административные методы управления. Они ориентированы на первую группу мотивов поведения людей в организации. Их отличает прямой характер воздействия. Осуществляются данные методы в форме приказов, распоряжений, норм, правил, принципов, команд, регламентирующих и административных актов. Эти методы определяют место работников в процессе производства и управления, их права, обязанности, ответственность, взаимосвязи в процессе производства и управления, координацию действий, оценку эффективности труда. Реализация данных методов предполагает наличие организационной структуры с каналами прямого и обратного воздействия.
Вторая группа методов – экономические. Они имеют косвенный характер воздействия на объект управления, поэтому силу воздействия и конечный эффект определить трудно. Эти методы создают благоприятные условия для проявления творческой активности персонала. Данные методы объединяют все формы материального стимулирования. Необходимо помнить, что необоснованное материальное вознаграждение приводит к отрицательным результатам, снижает общую силу воздействия. Здесь важно определить «порог чувствительности» премиального вознаграждения. Это минимальный размер материального вознаграждения, побуждающий к повышению трудовой активности. Порог чувствительности даже у одного и того же человека меняется под влиянием большого числа факторов (возможность более полного удовлетворения потребностей, характер потребностей, затраты труда и рабочего времени, а также состояние экономики в целом, в частности потребительского рынка).
Третья группа – это социально-психологические методы управления. Они основаны на использовании социального механизма коллектива. В его состав входят неформальные группы, роль и статус личности, системы взаимоотношений, социальные потребности и другие социальные аспекты. Социально-психологические методы прямо или косвенно направлены на повышение творческой активности и инициативы всех работающих в организации. Это поощрение изобретательской и рационализаторской деятельности, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие традиций и обычаев данной организации, установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы, вовлечение работников в управление, комфортные условия труда, обучение работников и т. д.
Условием эффективного управления является комплексное использование всех трех групп методов управления. Хотя необходимо подчеркнуть, что повышение управленческой культуры предполагает отказ от широкого применения административных методов и овладение богатым арсеналом социально-психологических методов управления.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1. Понятие основных фондов, классификация
1. Понятие основных фондов, классификация Каждое предприятие обладает уставным капиталом, состоящим из основных и производственных фондов.Фонды предприятия – это запас тех или иных благ и факторов производства, которые находятся в его собственности определенный
1. Понятие затрат и их классификация
1. Понятие затрат и их классификация Затраты организации представляют собой величину тех или иных расходов, необходимых для обеспечения ее функционирования и осуществления производственной и сбытовой деятельности. Издержки – неизбежное явление, они имеются у каждой
4.1. Классификация методов исследования
4.1. Классификация методов исследования Исследование – это вид деятельности человека, состоящий в распознавании проблем и ситуаций, определении их происхождения, выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития, установлении места этих проблем и
9.1 Классификация методов количественной оценки ценовой чувствительности покупателей
9.1 Классификация методов количественной оценки ценовой чувствительности покупателей Все расчеты экономических последствий изменений цен, равно как и обоснования цен на товары, выводимые на рынок, могут быть реально полезными для фирмы при условии, что в их основе лежат
36. Понятие, сущность, классификация и роль услуг
36. Понятие, сущность, классификация и роль услуг Маркетинг в сфере услуг – это аренда товаров, ремонт товаров, принадлежащих потребителям, а также и личные услуги.Бывает, что товары и услуги смешиваются. Например, когда мы оплачиваем номер в гостинице за проживание, мы же
16. Понятие, сущность и классификация услуг
16. Понятие, сущность и классификация услуг Маркетинг в сфере услуг – это аренда товаров, ремонт товаров, принадлежащих потребителям, а также и личные услуги.Бывает, что товары и услуги смешиваются. Например, когда мы оплачиваем номер в гостинице за проживание, мы же не
15. Понятие управленческого решения и его место в процессе управления. Классификация управленческих решений
15. Понятие управленческого решения и его место в процессе управления. Классификация управленческих решений Управленческое решение – это продукт управленческого труда, а его принятие – процесс, ведущий к появлению этого продукта. Принятие решения – это сознательный
22. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие. Понятие и роль коммуникаций в управлении
22. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие. Понятие и роль коммуникаций в управлении Коммуникация может быть определена как процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми с целью мотивирования определенного поведения или влияния на
33. Понятие и классификация методов управления
33. Понятие и классификация методов управления Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач. Это совокупность инструментов, приемов,
13 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АКЦИЙ
13 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АКЦИЙ Акция – это ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционер–ным обществом и на часть имущества, остаю–щегося после его
14 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЛИГАЦИЙ
14 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЛИГАЦИЙ Облигация – это ценная бумага, закрепляю–щая право ее держателя на получение от эми–тента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного иму–щественного
15 ПОНЯТИЕ ВЕКСЕЛЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕКСЕЛЕЙ
15 ПОНЯТИЕ ВЕКСЕЛЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕКСЕЛЕЙ Вексель – ценная бумага, подтверждающая безусловное денежное обязательство должни–ка уплатить в установленный срок указанную сумму денег владельцу векселя.Основные характеристики векселя. Век–сель – это строго формальный
21 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АКТИВОВ
21 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АКТИВОВ Активы – совокупные имущественные цен–ности, используемые в хозяйственной деятель–ности с целью получения прибыли.С позиций финансового менеджмента активы– классифицируются по следующим признакам:1) по форме функционирования
1.3. Персонал как объект управления, понятие и особенности управления персоналом, методы управления
1.3. Персонал как объект управления, понятие и особенности управления персоналом, методы управления Управлять поведением и настроением человека можно, формируя среду и / или непосредственно влияя на личность, «играя на струнах человеческой души». Влияя на поведение, очень
21. ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
21. ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ «Метод» происходит от греческого слова methodos и буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения
Применение японских методов управления
Применение японских методов управления Что еще можно сделать, чтобы сотрудники фирмы разделяли ее цели и интересы, связывали с ней свои ожидания и стремление к успеху, проявляли инновационное поведение? Похоже, что в наши дни все считают положительным примером решения