Что называется лицензированием в области защиты информации
Лицензирование деятельности в области защиты информации. Ответственность за правонарушения в области защиты информации
10.1. Организационно-правовые основы лицензирования деятельности в области защиты информации
Лицензирование деятельности в области защиты информации представляет собой определенную форму государственного контроля и должно обеспечить не только допуск организаций, соответствующих определенным требованиям и условиям, к осуществлению определенных видов деятельности, но и повышение качества непосредственно мероприятий и услуг по технической защите информации.
Основополагающим федеральным законом в области лицензирования является Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Рассмотрим основные понятия в области лицензирования.
Лицензия является бессрочной.
Перечислим общий порядок получения лицензии, описанный в ст. 13 ФЗ:
К заявлению соискатель должен приложить копии документов в соответствии с положением о лицензировании конкретного вида деятельности и опись прилагаемых документов. Следует отметить, что в последних редакциях закона предусмотрена электронная отправка документов в лицензирующий орган с электронной подписью соискателя. В течение трех рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о соответствии предоставленных документов. В случае принятия документов на рассмотрение в срок не позднее 45 рабочих дней принимается решение об отказе или предоставлении лицензии соискателю. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.
Уведомление о принятии решения вручается или отправляется соискателю в письменной форме. Если решение отрицательное, должны указываться причины отказа и реквизиты акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.
Причинами отказа в получении лицензии могут быть:
Для получения лицензии соискатель отправляет в ФСТЭК:
Лицензионный контроль также осуществляет ФСТЭК в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьей 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Следует отметить, что если трактовать ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» буквально, то лицензия нужна всем организациям, которые пытаются защитить свою информацию. По этому поводу в 2012 г. было много дискуссий и вопросов к регулятору. Результатом стало информационное сообщение ФСТЭК от 30 мая 2012 г. N 240/22/2222:
«…получение юридическим лицом лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации является обязательным в случае, если эта деятельность направлена на получение прибыли от выполнения работ или оказания услуг по технической защите конфиденциальной информации и (или) она необходима для достижения целей деятельности, предусмотренных в учредительных документах юридического лица, а также, если это юридическое лицо (уполномоченное лицо) обеспечивает техническую защиту конфиденциальной информации при ее обработке в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по поручению обладателя информации конфиденциального характера и (или) заказчика информационной системы».
В области технической защиты конфиденциальной информации ФСТЭК также осуществляет лицензирование деятельности по разработке и(или) производству средств защиты конфиденциальной информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации».
Положение о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации (утв. решением Государственной технической комиссии при Президенте РФ и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ от 27 апреля 1994 г. N 10) (с изменениями и дополнениями от 24 июня 1997 г. N 60)
1.2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
— реализующие криптографические алгоритмы преобразования информации аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы защиты от навязывания ложной информации, включая средства имитозащиты и «электронной подписи»;
— аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, предназначенные для изготовления и распределения ключевых документов, используемых в шифровальных средствах, независимо от вида носителя ключевой информации;
1.3. Система государственного лицензирования деятельности предприятий в области защиты информации является составной частью государственной системы защиты информации. Деятельность системы лицензирования организуют государственные органы по лицензированию, которыми являются Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия России) и Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ).
1.4. Государственные органы по лицензированию в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, осуществляют лицензирование деятельности в области защиты информации в соответствии с перечнями видов деятельности, приведенными в Приложении 1.
1.6. Лицензия выдается подавшему заявку на ее получение предприятию-заявителю, располагающему производственной и испытательной базой, нормативной и методической документацией, научным и инженерно-техническим персоналом, при условии их соответствия требованиям государственного органа по лицензированию на основании результатов экспертизы деятельности предприятия по заявленному направлению работ. С этими требованиями заявитель имеет право ознакомиться в государственном органе по лицензированию.
1.7. Для получения лицензии представляются: заявление; представление органа государственной власти Российской Федерации; материалы экспертизы, подтверждающие наличие необходимых условий для проведения работ по заявленным видам деятельности, а также профессиональную пригодность руководителя предприятия-заявителя, или лиц, уполномоченных им для руководства лицензируемой деятельностью; копии документов о государственной регистрации предпринимательской деятельности и устава предприятия.
1.8. Отказ в выдаче лицензии производится в случаях, если: отсутствуют необходимые условия для проведения работ по заявленному виду деятельности; профессиональная подготовка руководителя предприятия-заявителя, или лиц, уполномоченных им для руководства лицензируемой деятельностью, не соответствует установленным требованиям; в представленных для получения лицензии документах указаны недостоверные сведения; заявитель в установленном законом порядке признан виновным в недобросовестной конкуренции в лицензируемой деятельности.
1.9. Лицензия выдается за плату, размер которой устанавливается государственными органами по лицензированию по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
1.10. Предприятия, осуществляющие деятельность по защите информации, виды которой указаны в Приложении 1 настоящего Положения, без лицензии, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
2. Организационная структура системы государственного лицензирования
2.1. Организационную структуру системы государственного лицензирования деятельности предприятий в области защиты информации образуют: государственные органы по лицензированию; лицензионные центры; предприятия-заявители.
2.2. Государственные органы по лицензированию в пределах своей компетенции осуществляют следующие функции: организуют обязательное государственное лицензирование деятельности предприятий; выдают государственные лицензии предприятиям-заявителям; осуществляют научно-методическое руководство лицензионной деятельностью; утверждают перечни лицензионных центров; согласовывают составы экспертных комиссий, представляемые лицензионными центрами; осуществляют контроль и надзор за полнотой и качеством проводимых лицензиатами работ в области защиты информации; обеспечивают публикацию необходимых сведений о лицензионной деятельности; рассматривают спорные вопросы, возникающие в ходе экспертизы предприятия-заявителя.
2.3. Лицензионные центры осуществляют следующие функции: формируют экспертные комиссии и представляют их состав на согласование с руководителями соответствующих государственных органов по лицензированию и отраслей промышленности; планируют и проводят работы по экспертизе заявителей; контролируют полноту и качество выполненных лицензиатами работ; систематизируют отчеты лицензиатов и ежегодно представляют сводный отчет в соответствующие государственные органы по лицензированию; принимают участие в работе соответствующих государственных органов по лицензированию при рассмотрении спорных вопросов, возникающих в процессе экспертизы предприятия-заявителя, и фактов некачественной работы лицензиатов.
2.3.1. Лицензионные центры могут создаваться при государственных органах по лицензированию, в регионах и отраслях промышленности (ведомствах) Российской Федерации. Лицензионные центры при государственных органах по лицензированию создаются приказами руководителей этих органов. Отраслевые лицензионные центры создаются совместными решениями руководителей комитетов (министерств) и соответствующих государственных органов по лицензированию. Региональные лицензионные центры создаются совместными решениями органов регионального управления и соответствующих государственных органов по лицензированию. Организация взаимодействия отраслевых, региональных лицензионных центров с соответствующими органами управления отражается в указанных решениях. Лицензионные центры могут формироваться из состава специальных центров Гостехкомиссии России, центров правительственной связи ФАПСИ, отраслевых и региональных учреждений, предприятий и организаций по защите информации.
2.3.2. Для всестороннего обследования предприятий-заявителей с целью оценки их возможностей проводить работы по защите информации в избранном направлении при лицензионных центрах создаются экспертные комиссии. Они формируются из числа компетентных в соответствующей области защиты информации специалистов отраслей промышленности, Вооруженных Сил, органов государственного управления, других организаций и учреждений. Экспертные комиссии создаются по одному или нескольким направлениям защиты информации.
2.4. Лицензиаты обязаны: осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с требованиями нормативных документов по защите информации; обеспечивать тайну переписки, телефонных переговоров, документальных и иных сообщений физических и юридических лиц, пользующихся их услугами; ежегодно представлять непосредственно в государственный орган по лицензированию или в лицензионный центр сведения о количестве выполненных работ по конкретным видам указанной в лицензии деятельности.
2.4.1. Лицензиаты имеют право пользоваться нормативно-методическими документами соответствующих государственных органов по лицензированию, обращаться к ним за необходимыми консультациями и содействием, а также ссылаться в официальных документах и рекламных материалах на полученную лицензию.
2.4.2. Лицензиаты несут юридическую и финансовую ответственность за полноту и качество выполнения работ и обеспечение сохранности государственных и коммерческих секретов, доверенных им в ходе практической деятельности.
2.5. Предприятия-потребители имеют право обращаться: в государственный орган по лицензированию или в лицензионный центр с рекламациями на некачественно выполненные лицензиатами работы по защите информации; в судебные органы в установленном порядке.
3. Порядок проведения лицензирования и контроля за деятельностью лицензиатов
3.1. Порядок проведения лицензирования предприятий-заявителей в области защиты информации включает следующие действия: проведение экспертизы заявителя; подачу, рассмотрение заявления на лицензирование, оформление и выдачу лицензий; продление срока действия лицензий; учет лицензиатов и информирование в сфере лицензирования.
3.1.1. Экспертиза предприятия-заявителя осуществляется экспертной комиссией соответствующего лицензионного центра на основании заявки предприятия, содержащей лицензируемые виды деятельности и перечни необходимых для их обеспечения производственного и испытательного оборудования, нормативной и методической документации, имеющейся на предприятии. Результатом работы комиссии является экспертное заключение, в котором дается оценка возможности заявителя осуществлять работы в избранном виде деятельности по защите информации. Заключение утверждается руководителем соответствующего лицензионного центра и действует в течение трех месяцев со дня его выдачи. Экспертиза проводится на основе хозяйственного договора между лицензионным центром и предприятием-заявителем. Оплата работы членов экспертной комиссии проводится лицензионным центром.
3.1.2. Заявление на получение лицензии (Приложение 2) подается в государственный орган по лицензированию и принимается к рассмотрению только при наличии всех перечисленных в п. 1.7 документов. Орган, выдающий лицензию, вправе провести проверку достоверности представляемых сведений.
3.1.3. Оформление лицензии (Приложение 3) и ее выдача (уведомление об отказе в выдаче) производится в тридцатидневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
3.1.4. Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при экспертизе предприятия-заявителя, может проводиться дополнительная независимая экспертиза. Состав экспертной комиссии формируется государственным органом по лицензированию по согласованию с предприятием-заявителем. Заключение экспертной комиссии является определяющим для принятия соответствующего решения в связи с заявлением о выдаче лицензии. Время, затраченное на экспертизу, в срок, установленный для выдачи лицензии, не включается. Финансирование издержек за проведение дополнительной независимой экспертизы несет сторона, признанная виновной в конфликте.
3.1.5. Действия органов, осуществляющих лицензирование, могут быть обжалованы в судебных органах в установленном порядке.
3.1.6. Органы, выдавшие лицензию, приостанавливают или прекращают действие лицензии досрочно в случаях:
по заявлению владельца лицензии;
ликвидации юридического лица или прекращения действия документа об индивидуальной трудовой деятельности;
несоблюдения владельцем лицензии условий по поддержанию нормативной базы и технической оснащенности на уровне требований по обеспечению безопасности информации;
несообщения в установленные сроки органу, выдавшему лицензию, информации, предусмотренной настоящим Положением.
О приостановлении или прекращении действия лицензии ее владелец информируется в письменном виде органом, выдавшим лицензию, не позднее пяти дней со дня принятия решения. В десятидневный срок после получения уведомления владелец лицензии обязан сдать ее в орган, выдавший лицензию.
3.1.7. Учет лицензиатов ведется государственными органами по лицензированию на основании сведений, поступающих от лицензионных центров.
3.2. Контроль и надзор за полнотой и качеством проводимых лицензиатами работ в области защиты информации осуществляется: Гостехкомиссией России, ФАПСИ и отраслевыми органами контроля в пределах их компетенции в ходе плановых проверок состояния защиты информации на предприятиях-потребителях, воспользовавшихся услугами лицензиатов; при контроле государственными органами по лицензированию, лицензионными центрами качества выполненных лицензиатами работ по рекламациям предприятий-потребителей.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определен порядок лицензирования деятельности по защите информации, циркулирующей в технических средствах и помещениях.
Лицензию выдают на 3 года. Чтобы ее получить, нужно подать в соответствующий орган заявление с приложением необходимых документов. Вносится плата.
Организационную структуру системы лицензирования образуют органы, специальные центры, предприятия-заявители.
В рамках лицензирования организуется экспертиза заявителя. Оценивается возможность выполнять работы в избранном виде деятельности по защите информации.
Урегулированы процедуры приостановления и прекращения действия лицензии.
Положение о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации (утв. решением Государственной технической комиссии при Президенте РФ и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ от 27 апреля 1994 г. N 10) (с изменениями и дополнениями от 24 июня 1997 г. N 60)
Текст положения официально опубликован не был
Как получить лицензию ФСТЭК?
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязывает организации получать лицензию ФСТЭК России на оказание услуг в области технической защиты конфиденциальной информации. Для этого необходимо подготовить обширный пакет документов и выполнить ряд требований. Что следует принять во внимание, чтобы лицензирование прошло максимально безболезненно и эффективно?
Какие документы требуются для получения лицензии ФСТЭК?
Процесс лицензирования подробно описан в Постановлении Правительства РФ от 03.02.2012 № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации». В документе детально указано, какие документы в каком виде и порядке требуется представлять лицензирующему органу (ЛО).
На бумаге все выглядит достаточно просто.
Однако в реальности все сложнее. Лицензирующий орган один на всю страну, и находится он в Москве, рассмотрением заявлений занимаются несколько человек, а число организаций, желающих получить лицензию, растет с каждым годом. По телефону задавать вопросы можно, для этого дается два часа два раза в неделю, не более пяти минут на один сеанс связи, много выяснить не получится. Все это означает, что в считанные дни и даже недели провести лицензирование практически невозможно, особенно если есть недопонимания в правилах лицензирования или затруднения с выполнением хотя бы одного из требований. Кроме того, по некоторым видам услуг один только перечень правовых актов, которые должны быть приложены к заявлению, может состоять из 15 страниц.
К заявлению на получение лицензии необходимо приложить:
Те, кто впервые получает лицензию, должны представить нотариально заверенные учредительные документы организации.
Камни преткновения
Во время работ по лицензированию организации сталкиваются с тремя основными сложностями:
Комплекс услуг по подготовке организаций к лицензированию ФСТЭК
Лайфхак по успешному лицензированию
Для того чтобы получить лицензию, а затем успешно проходить в случае необходимости плановые проверки ФСТЭК на соблюдение требований, предлагаем учесть ряд моментов:
Первичное получение лицензии и плановая проверка: отличия
Когда соискатель впервые получает лицензию, то связь с лицензирующим органом дистанционная: стороны обмениваются документами и общаются по телефону. Никаких личных визитов контролирующие органы соискателю не наносят.
Плановая проверка может проводиться через три года после получения лицензии. В этом случае представители ФСТЭК изучают, существуют ли в реальности кадры, помещения, оборудование и ПО, которые были заявлены при получении лицензии. В том числе проводится оценка знаний и компетенций кадров, заявленных в документах на получение лицензии. Проверяющие могут запросить перечень аттестатов, которые выдала аттестующая организация (в случае если такой виде деятельности есть в лицензии), а также перечень клиентов, которым выданы эти аттестаты. Таким образом контролирующие органы удостоверяются, действительно ли аттестующая организация оказала эти услуги и насколько они качественные.
Возможна также внеплановая проверка, которая проводится в любое время по заявлению граждан, юридических лиц, прокуратуры или по решению суда.
Работы по лицензированию: цена вопроса
С 1 января 2015 года госпошлина за первичное получение лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации составляет 7 500 рублей, за продление — 3 500 рублей. Это неизбежные расходы и наименее затратная часть работ.
В соответствии с требованиями регламента по лицензированию необходимо провести аттестации и разработку документов по аттестации защищаемого помещения и автоматизированной системы обработки конфиденциальной информации. Эти услуги оказывают лицензиаты ФСТЭК, например представители проекта Контур.Безопасность.
В комплекс услуг входят:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Лицензия ФСТЭК России: почему большинству компаний она не нужна
В России в некоторых случаях нужно получать лицензии ФСТЭК на разработку программного обеспечения и технических средств для защиты персональных данных. Разбираемся, что это за документы и почему вам они, скорее всего, не нужны.
Что именно лицензирует ФСТЭК
ФСТЭК — Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. У этой службы много обязанностей, одна из которых — контроль защиты персональных данных и гостайны.
Юридические требования к защите данных прописаны в 152-ФЗ, а вот технические устанавливает именно ФСТЭК в своих приказах и инструкциях. И именно ФСТЭК проверяет, соблюдают ли компании эти технические требования, в том числе выдает следующие документы:
Лицензия ФСТЭК на техническую защиту конфиденциальной информации. Разрешает компании оказывать услуги по хранению персональных данных других организаций, устанавливать и настраивать оборудование и программы, предназначенные для защиты данных. Например, компания с такой лицензией может построить защищенное облако или помочь другой компании организовать защищенную инфраструктуру.
У VK Cloud Solutions (бывш. MCS) есть лицензия ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации
Лицензия на разработку средств защиты конфиденциальной информации. Разрешает компании разрабатывать ПО и технические средства для защиты информации: антивирусы, межсетевые экраны и другие.
Лицензия на разработку средств защиты у VK Cloud Solutions (бывш. MCS) тоже есть
Лицензия на охрану гостайны. Разрешает компании хранить сведения, которые относятся к государственной тайне, а также разрабатывать средства для их защиты.
Кому нужна лицензия ФСТЭК
Этот документ нужен только IT-компаниям, которые:
Если компания просто хранит персональные данные клиентов и сотрудников, лицензия ей не нужна — это подтверждается специальным разъяснением ФСТЭК. То есть ФСТЭК не выдает никакой лицензии на обработку персональных данных, потому что она для этой деятельности не требуется.
Если компания разрабатывает ПО, не связанное с защитой информации, о получении лицензии ФСТЭК думать тоже не надо.
Чем лицензия отличается от аттестата и сертификата ФСТЭК
Кроме лицензий ФСТЭК выдает еще аттестаты и сертификаты. Сравним эти три документа, чтобы понять отличия:
Получается, что если организации нужна лицензия ФСТЭК, в будущем ей наверняка понадобятся сертификаты на разработанные продукты. А аттестат может понадобиться любой организации, но обычно нужен только крупным компаниям, которые хранят много разных персональных данных.
Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 79
«О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»
С изменениями и дополнениями от:
15 июня 2016 г., 30 ноября 2020 г.
ГАРАНТ:
См. Справку о Правилах лицензирования отдельных видов деятельности
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. N 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 34, ст. 3691);
пункт 18 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);
пункт 20 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Положение
о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 79)
С изменениями и дополнениями от:
15 июня 2016 г., 30 ноября 2020 г.
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации (не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, но защищаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
2. Под технической защитой конфиденциальной информации понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по ее защите от несанкционированного доступа, от утечки по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.
ГАРАНТ:
См. Административный регламент ФСТЭК России по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации. утвержденный приказом ФСТЭК России от 17 июля 2017 г. N 134
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2016 г. N 541 пункт 4 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования названного постановления
4. При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат:
а) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам:
в средствах и системах информатизации;
в технических средствах (системах), не обрабатывающих конфиденциальную информацию, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается;
в помещениях со средствами (системами), подлежащими защите;
б) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
в) услуги по мониторингу информационной безопасности средств и систем информатизации;
г) работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
д) работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
е) услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2016 г. N 541 пункт 5 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования названного постановления
а) наличие у соискателя лицензии:
б) наличие помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, в которых созданы необходимые условия для размещения работников, производственного и испытательного оборудования для осуществления лицензируемого вида деятельности, обсуждения информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
в) наличие принадлежащего соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании оборудования, необходимого для выполнения работ и (или) оказания услуг, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, в соответствии с определяемым Федеральной службой по техническому и экспортному контролю перечнем, в том числе:
измерительных приборов, прошедших в установленном законодательством Российской Федерации порядке метрологическую поверку (калибровку);
программных (программно-технических) средств, включая средства контроля эффективности защиты информации, сертифицированных по требованиям безопасности информации, а также средств контроля (анализа) исходных текстов программного обеспечения;
г) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании автоматизированных систем, предназначенных для обработки конфиденциальной информации, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) наличие технической и технологической документации, национальных стандартов и методических документов, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, в соответствии с определяемым Федеральной службой по техническому и экспортному контролю перечнем. Документы, содержащие информацию ограниченного доступа, должны быть получены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2016 г. N 541 пункт 6 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования названного постановления
6. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются:
а) выполнение работ и (или) оказание услуг лицензиатом:
б) повышение квалификации по лицензируемому виду деятельности лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, не реже одного раза в 5 лет;
в) наличие помещений, принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании, в которых созданы необходимые условия для размещения работников, обсуждения информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и размещено (установлено) производственное и испытательное оборудование, необходимое для осуществления лицензируемого вида деятельности;
г) использование принадлежащего лицензиату на праве собственности или ином законном основании оборудования, необходимого для выполнения работ и (или) оказания услуг, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, в соответствии с определяемым Федеральной службой по техническому и экспортному контролю перечнем, в том числе:
измерительных приборов, прошедших в установленном законодательством Российской Федерации порядке метрологическую поверку (калибровку);
программных (программно-технических) средств, включая средства контроля эффективности защиты информации, сертифицированных по требованиям безопасности информации, а также средств контроля (анализа) исходных текстов программного обеспечения;
д) использование принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании автоматизированных систем, предназначенных для обработки конфиденциальной информации, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия, аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
е) наличие технической и технологической документации, национальных стандартов и методических документов, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, в соответствии с определяемым Федеральной службой по техническому и экспортному контролю перечнем. Документы, содержащие информацию ограниченного доступа, должны быть получены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2016 г. N 541 в пункт 7 внесены изменения, вступающие в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования названного постановления
7. Под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «в» и «г» пункта 6 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
8. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:
Информация об изменениях:
а) заявление о предоставлении лицензии с описью прилагаемых документов;
б) копии документов, подтверждающих квалификацию специалистов по защите информации (дипломов, удостоверений, свидетельств);
г) копии технических паспортов и аттестатов соответствия защищаемых помещений требованиям безопасности информации;
д) копии технических паспортов автоматизированных систем, предназначенных для хранения и обработки конфиденциальной информации (с приложениями), актов классификации автоматизированных систем по требованиям безопасности информации, планов размещения основных и вспомогательных технических средств и систем, аттестатов соответствия автоматизированных систем требованиям безопасности информации или сертификатов соответствия автоматизированных систем требованиям безопасности информации, а также перечень защищаемых в автоматизированных системах ресурсов, описание технологического процесса обработки информации в автоматизированных системах;
е) копии документов, подтверждающих право соискателя лицензии на программы для электронно-вычислительных машин и базы данных, планируемые к использованию при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
ж) документы, содержащие сведения о наличии контрольно-измерительного, производственного и испытательного оборудования, средств защиты информации и средств контроля защищенности информации, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности, с приложением копий документов о поверке (калибровке) и маркировании контрольно-измерительного оборудования, а также документов, подтверждающих права соискателя лицензии на использование указанного оборудования, средств защиты информации и средств контроля защищенности информации;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2016 г. N 541 в подпункт «з» внесены изменения, вступающие в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования названного постановления
з) документы, содержащие сведения об имеющихся технической и технологической документации, национальных стандартах и методических документах, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, с приложением копий документов, подтверждающих, что документы, содержащие информацию ограниченного доступа, получены в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
и) копии документов, подтверждающих наличие необходимой системы производственного контроля в соответствии с установленными стандартами (при выполнении работ, указанных в подпункте «в» пункта 4 настоящего Положения).
10. При намерении лицензиата выполнять новые работы и (или) оказывать новые услуги, подлежащие лицензированию в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах (услугах), которые лицензиат намерен выполнять (оказывать), а также следующие сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, установленным пунктом 6 настоящего Положения:
а) сведения, подтверждающие квалификацию специалистов по защите информации (с указанием реквизитов дипломов, удостоверений, свидетельств);
б) сведения, подтверждающие наличие аттестованных по требованиям безопасности информации защищаемых помещений;
в) сведения, подтверждающие наличие аттестованных по требованиям безопасности информации автоматизированных систем, предназначенных для хранения и обработки конфиденциальной информации, сведения о защищаемых в автоматизированных системах ресурсах;
г) утратил силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования постановления Правительства РФ от 15 июня 2016 г. N 541;