Что называется габаритом приближения строений
Что называется габаритом приближения строений
Для безопасного движения поездов необходимо, чтобы локомотивы, вагоны и грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить мимо устройств и сооружений, расположенных вблизи пути, не задевая их, а также мимо следующего по соседним путям подвижного состава. Это требование обеспечивается габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава.
Габаритом приближения строений называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны входить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды и др.).
Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, расположенный на прямом горизонтальном пути.
Габарит приближения строений С применяется при строительстве новых линий, постройке вторых путей, электрификации железных дорог и других видах реконструкции общей сети и подъездных путей (от станции их примыкания до территории предприятия).
Габаритные расстояния по высоте измеряют от уровня верха головки рельса, горизонтальные расстояния — от оси пути. Очертание I—II—III установлено для перегонов и путей на станциях (в пределах искусственных сооружений), на которых не предусматривается стоянка подвижного состава, очертание Iа—IIа—IIIа—IVa — для остальных путей станций. Высота габарита указана на рисунке дробью: числитель — для контактной подвески с несущим тросом, знаменатель — без него. Ширина габарита приближения строений С составляет 4900 мм.
В габарите для перегонов на расстоянии от оси пути 1745 мм предусмотрен скос высотой 1070 мм от уровня верха головки рельса для перил на мостах, эстакадах и других искусственных сооружениях.
Расстояние от оси пути до линии приближения строений (вновь строящиеся здания, заборы, опоры контактной сети и линий связи) составляет 3100 мм.
Государственным стандартом установлен также габарит Сп, отличающийся от габарита С отдельными размерами (например, высота для габарита Сп равна 5500 мм). Требованиям этого габарита должны удовлетворять сооружения и устройства депо, мастерских, грузовых районов, складов, портов, промышленных предприятий, а также между территориями этих предприятий, т. е. там, где скорости движения сравнительно невысоки.
Подвижной состав габарита 1-Т допускается к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий, а подвижной состав габарита Т — по путям общей сети железных дорог, подъездным путям промышленных предприятий, сооружения и устрой-ства на которых отвечают требованиям габаритов С (с очертанием верхней части для неэлектрифицированных линий) и Сп.
Габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ установлены для подвижного состава, допускаемого к обращению по железным дорогам колеи как 1520 (1524), так и 1435 мм.
Расстояния между осями смежных путей определяются условиями обеспечения безопасности движения поездов и личной безопасности людей, находящихся на междупутьях. При этом учитываются соответствующие размеры габаритов подвижного состава и приближения строений. Согласно ПТЭ расстояния, мм, между осями путей на прямых участках должны быть не менее указанных:
Расстояния между осями путей на прямых участках перегона Расстояние между осями второго и третьего путей 5000 мм позволяет оставить в междупутье инвентарь и инструмент для ремонта пути при следовании поездов по этим путям.
Между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагонов в вагон, может быть допущено расстояние 3600 мм.
В кривых участках размеры междупутья, а также расстояние между осью пути и габаритом приближения строений, зависящие от радиуса кривой, скорости движения, месторасположения пути (перегон или станция) и других факторов, устанавливаются согласно нормам, приведенным в указаниях по применению габаритов приближения строений.
Железные дороги принимают к перевозке и негабаритные грузы, которые, будучи погружены на открытый подвижной состав, выходят за пределы габарита погрузки.
Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.
Негабаритные грузы могут быть перевезены при принятии специальных мер предосторожности. Для проверки габаритности грузов, погруженных на открытый подвижной состав, их пропускают через габаритные ворота. Габаритные ворота представляют собой раму, внутри которой по очертанию габарита погрузки шарнирно укреплены планки. Если открытый подвижной состав с грузом пройдет ворота, не касаясь планок, то габарит не нарушен. Изменение положения планки укажет на место, не соответствующее габариту.
В зависимости от высоты, на которой груз выходит за габарит погрузки, установлены зоны нижней, боковой и верхней негабаритности. Кроме того, для более точного определения условий пропуска грузов при наличии верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно введена зона совместной боковой и верхней негабаритности.
Порядок определения негабаритности грузов, приема их к перевозке и погрузке, отправления и следования поездов изложен в Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов по железным дорогам колеи 1520 мм.
Габарит приближения строений
Железные дороги Российской Федерации
Габарит приближения строений — предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.
Габариты подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм должны соответствовать требованиям ГОСТ 9238-83. Область применения габаритов приближения строений следует принимать:
С — для путей, сооружений и устройств общей сети железных дорог и внешних подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий;
Сп — для путей, сооружений и устройств, расположенных на территории и между территориями заводов, фабрик, мастерских, депо, речных и морских портов, шахт, грузовых дворов, баз, складов, карьеров, лесных и торфяных разработок, электростанций и других промышленных и транспортных предприятий, а также промышленных железнодорожных станций.
Рис. 1. Габарит С (приближения строений)
2. Высокие грузовые и пассажирские платформы могут в отдельных случаях в виде исключения с разрешения владельца инфраструктуры строиться высотой более 1100 мм и отстоять от оси пути на расстоянии менее 1920 мм, но не менее 1750 мм при условии обеспечения безопасности движения, а также безопасности обслуживающего персонала и пассажиров.
4. При колее 1520 мм а1 = 670 мм, а2 = 760 мм; при колее 1524 мм а1 = 672 мм, а2 = 762 мм.
5. Минимальная ширина желобов на переездах в прямых допускается 75 мм.
На прямых участках пути, в соответствии с габаритом приближения строений С, на расстоянии от оси пути 3100 мм в пределах высоты 3200 мм, считая от уровня головок рельсов, должны размещаться при новом строительстве и реконструкции все сооружения и устройства (кроме пролётных строений мостов, конструктивных элементов тоннелей, галерей и платформ), располагаемые с внешней стороны:
— крайних путей перегонов и станций, разъездов, обгонных пунктов железных дорог общей сети;
— внешних подъездных путей в пределах от станции примыкания до их границы;
— отдельно лежащих путей станций сети железных дорог и внешних подъездных путей.
Вместо расстояния 3100 мм разрешается принимать меньшее расстояние, но не менее 2450 (если это не связано с нарушением требований безопасности персонала железных дорог, работников промышленных и транспортных предприятий и пассажиров, учитывая, что их проход вдоль пути не исключён), в следующих случаях:
— в виде исключения — для существующих зданий и заборов, расположенных у любых путей любого назначения;
— при реконструкции станций — для существующих зданий, опор путепроводов, пешеходных мостов и других капитальных сооружений, расположенных с внешней стороны крайних и отдельно лежащих путей, если применение нормы 3100 мм не осуществимо без коренного переустройства соответствующего сооружения, требуемого по его состоянию;
— для вновь строящихся грузовых складов, служебно-технических зданий, устройств экипировки локомотивов и других сооружений, располагаемых у главных или приёмо-отправочных путей (если они не крайние).
При необходимости расположения на станционных междупутьях (главных, приёмо-отправочных и прочих путей) зданий, светофоров, семафоров, столбов, промежуточных мачт, а также опор путепроводов, пешеходных мостов и контактной сети, расстояния до них от оси пути должны соответствовать горизонтальным расстояниям, указанным для сплошного очертания габарита С для станций. Все устройства (кроме светофоров и семафоров) должны быть сконцентрированы в ограниченном числе междупутий.
Погрузочно-разгрузочные устройства (кроме платформ), а также устройства сливно-наливные, по техническому обслуживанию, экипировке и ремонту подвижного состава и другие технологические устройства в нерабочем положении, проектируемые у станционных путей (кроме главных и приёмо-отпрвочных), следует располагать на расстоянии не менее 3100 мм от оси пути, в трудных условиях это расстояние допускается уменьшать до 2450 мм.
Пол высоких платформ следует принимать на высоте 1100 мм от уровня головки рельса.
В целях улучшения условий посадки и высадки пассажиров допускается сооружать платформы высотой более 1100 мм, но не более 1300 мм для платформ, расположенных у приёмо-отправочных или главных путей на раздельных пунктах, в том числе и отсановочных с большим потоком пассажиров, где главный и один приёмо-отпрвочный путь в каждом направлении на двухпутных и многопутных линиях (главный и один приёмо-отправочный на однопутных линиях) обеспечивают пропуск негабаритных грузов, т.е. все сооружения и устройства полностью отвечают очертанию габарита С по сплошной линии для перегона.
Пассажирские платформы, располагаемые у тупиковых путей станций, где не предусматривается приём и отправление поездов с негабаритными грузами, также допускается проектировать высотой 1300 мм.
Высота пассажирских платформ, у которых предусматривается остановка, кроме пригородных электропоездов, также поездов дальнего следования, с целью обеспечения погрузочно-выгрузочных операций из почтово-багажных вагонов, должна быть не более 1200 мм.
При переустройстве существующих станций высота платформ должны быть не менее 1100 мм, а в трудных условиях, с разрешения владельца инфраструктуры высоту платформ допускается уменьшить до 1050 мм.
Низкие пассажирские платформы проектируются высотой 200 мм над уровнем головки рельса. Существующие низкие платформы разрешается эксплуатировать впредь до переустройства, если их высота не более 270 мм и не менее 150 мм от уровня головки рельса при расстоянии от оси пути не менее 1425 мм.
Грузовые платформы принимают высотой 1100 мм от уровня головки рельса. Допускается увеличивать высоту до 1200 мм, при расстоянии от оси пути 1800 мм, грузовых платформ, расположенных у путей, где не осуществляется погрузка, выгрузка негабаритных грузов или их пропуск, а также пропуск вагонов пригородных поездов, построенных по габариту Т.
При строительстве грузовых платформ с указанными отступлениями от габарита С должна быть обеспечена возможность перехода к основному очертанию этого габарита с минимальными затратами.
Торцовые грузовые платформы специального назначения для операций с контрейлерными поездами следует принимать высотой 1935 мм.
Высота грузовых платформ со стороны подъезда автомашин должны быть не менее 1200 мм над уровнем проезжей части.
Высоту от уровня верха головки рельса до низа конструкций новых искусственных сооружений, располагаемых над электрифицированными железнодорожными путями (путями, электрификация которых возможна в будущем), следует принимать не менее:
а) для путепроводов и пешеходных мостов, располагаемых на перегонах и пассажирских остановочных пунктах, а также на станциях вне пределов полезной длины путей:
— при ширине указанных сооружений не более 5 м (в нижней части конструкции), когда под ними не пропускается несущий трос — 6250 мм;
— при ширине более 5 м, при пропуске несущего торса — 6400 мм;
б) для путепроводов и пешеходных мостов, располагаемых на станциях в пределах полезной длины путей (в местах возможного осмотра крышевого оборудования):
— при ширине их не более 5 м, когда под ними не пропускается несущий торс — 6750 мм;
— при ширине их более 5 м, при пропуске несущего троса — 6900 мм.
Для существующих сооружений, в тех случаях, когда применение указанных норм вызывает трудоёмкие и дорогостоящие работы по переустройству, при соответствующем обосновании допускается уменьшение указанных расстояний до минимально допускаемых норм, предусмотренных ГОСТ 9238-83.
При сооружении путепроводов и пешеходных мостов на железных дорогах, перевод которых на электрическую тягу не предусматривается, высоту от уровня верха головки рельса до низа конструкции допускается уменьшать до 5550 мм.
Рис. 2. Габарит Сп (приближения строений)
Размеры со звездочкой (*) даны для неэлектрифицируемых путей; в скобках указаны размеры, допускаемые внутри зданий. Верхнее очертание габарита Сп для электрифицируемых путей устанавливают по нормам табл. 2 ГОСТ 5238-83.
1. Высокие грузовые и пассажирские платформы могут в отдельных случаях в виде исключения с разрешения соответствующего министерства или ведомства строиться высотой более 1100 мм и отстоять от оси пути на расстоянии менее 1920 мм, но не менее 1750 мм при условии обеспечения безопасности движения, а также безопасности обслуживающего персонала и пассажиров.
2. На путях, по которым возможен пропуск негабаритных грузов, не должно быть ни одного сооружения или устройства, не отвечающего на высоте более 1100 мм от уровня верха головки рельса основному очертанию габарита Сп, показанному сплошными линиями.
3. При колее 1520 мм а1 = 670 мм, а2 = 760 мм; при колее 1524 мм а1 = 672 мм, а1 = 762 мм.
4. Минимальная ширина желобов на переездах в прямых допускается 75 мм.
Нижние очертания габаритов С и Сп для двойных перекрестных стрелочных переводов
Рис. 3. Нижнее очертание габаритов С и Сп для двойных перекрестных стрелочных переводов
Примечание. Приведенное на рис. 3 очертание устанавливает допускаемые нормы возвышения над уровнем верха головки рельса и удаления от оси пути частей тупых крестовин и не является каким-либо конкретным сечением стрелочного перевода.
Нижние очертания габаритов приближения строений С и Сп для горочных вагонных замедлителей должны соответствовать указанным на рис. 4
Выход за пределы очертания, показанного на черт. 4а, допускается, в виде исключения, только для замедлителей клещевидно-весового типа (КВ) при положении готовности к торможению. При этом высота тормозных шин замедлителя от уровня головок рельсов должна быть не более 140 мм.
Для конструкции замедлителей, допускающей в отторможенном состоянии безударное упругое отжатие колесной парой тормозных шин, соответствующую этому положению ширину желоба для прохода гребня колеса (64 мм) допускается уменьшать, но во всех случаях принимать ее не менее 45 мм.
Габариты приближения строений железных дорог колеи 1520 мм, указанные на рис. 1- 6 и в таблице, должны применяться и для путей колеи 1435 мм, расположенных на территории Российской Федерации, по которым обращается (после смены тележек) подвижной состав советских железных дорог. При нахождении на таких путях только зарубежного подвижного состава допускается применять для них установленный в рамках ОСЖД габарит приближения строений 1-СМ.
Нижние очертания габаритов С и Сп для горочных вагонных замедлителей
Рис. 4. Нижние очертания габаритов С и Сп для горочных вагонных замедлителей
а) Очертание, за пределы которого не должна выступать ни одна из частей вагонного замедлителя при любом его положении, включая рабочее (заторможенное).
б) Очертание, за пределы которого не должна выступать ни одна из частей вагонного замедлителя при его нерабочем (отторможенном) положении.
— —только для замедлителей типа КВ; _ _._ _._ _ — только для замедлителей типа 50
1. Вертикальные размеры показанных на рис. 4, а и б очертаний должны отсчитываться от уровня верха головки рельса или другой поверхности, по которой катится колесо.
2. На сортировочных горках на протяжении всего горба горки на расстоянии до 1920 мм от оси пути не должно быть никаких сооружений и устройств, возвышающихся над уровнем верха головки рельса.
Верхние очертания габаритов приближения строений С и Сп для всех вновь строящихся и переустраиваемых сооружений и устройств на электрифицируемых или намечаемых в перспективе к электрификации с верхним контактным проводом участках пути, находящихся на территории промышленных и транспортных предприятий и между ними, следует устанавливать по нормам, приведенным на рис.5 и в таблице.
Верхнее очертание габарита приближения строений
Отсчёты размеров габаритов в кривых участках пути производятся в соответствии с рис. 6.
Рис. 6. Отсчеты размеров габаритов в кривых участках пути: 1 — контур, соответствующий габариту приближения строений; h — возвышение наружного рельса
Нормальное напряжение в контактной сети относительно земли, кВ | Вертикальный воздушный зазор между габаритом подвижного состава и наинизшим положением контактного провода А1 | Вертикальный воздушный зазор между токонесущими частями контактной подвески и заземленными частями искусственных сооружений А2 | Боковой воздушный зазор между деталями токоприемника, находящимися под напряжением, и заземленными частями искусственных сооружений а | Пространство по вертикали, необходимое для размещения токонесущих частей контактной подвески б | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
нормальный | минимально допустимый для перегонов, а также путей на станциях (в пределах искусственных сооружений), на которых не предусмотрена стоянка подвижного состава | нормальный | минимально допустимый | нормальный | минимально допустимый | без несущего троса | с несущим тросом | ||||
для перегонов, а также путей на станциях (в пределах искусственных сооружений), на которых не предусмотрена стоянка подвижного состава | для остальных путей на станциях | нормальный | минимально допустимый | нормальный | минимально допустимый | ||||||
1,5 — 4 | 450 | 950 | 250 | 200 | 150 | 200 | 150 | 150 | 100 | 300 | 250 |
6 — 12 | 450 | 950 | 300 | 250 | 200 | 220 | 180 | 150 | 100 | 300 | 250 |
25 | 450 | 950 | 375 | 350 | 300 | 250 | 200 | 150 | 100 | 300 | 250 |
Примечания к табл. и рис. 5.
1. Во избежание не вызываемых необходимостью переделок существующих сооружений и устройств при переустройстве их под электрическую тягу, углы, образующиеся при построении линии верхнего очертания габарита приближения строений, следует закруглять с обеспечением воздушных зазоров а и А2.
2. Во всех случаях, когда это не связано с большими экономически нецелесообразными затратами или длительными перерывами движения, переустройство существующих сооружений под электрическую тягу следует производить с соблюдением норм, указанных в графах 2, 3, 5, 7, 9 и 11 для напряжения в контактном проводе 25 кВ или другого максимально возможного на рассматриваемой линии в перспективе, если применение на ней напряжения 25 кВ исключено.
3. Нормы в графах 4, 6, 8, 10 и 12, могут при соответствующем обосновании применяться только в исключительных случаях на существующих искусственных сооружениях с разрешения министерства или ведомства, в ведении которого находятся железнодорожные пути.
4. На внутренних путях промышленных предприятий в отдельных случаях под существующими искусственными сооружениями, ограничивающими габарит, высота подвески контактного провода по разрешению министерства или ведомства, утверждающего проект электрификации путей, может быть понижена с учетом конструкции и размеров фактически обращающихся по этим путям типов подвижного состава.
5. При применении на путях промышленных предприятий напряжения в контактной сети менее 1,5 кВ высота подвески контактного провода и величины воздушных зазоров между токонесущими частями контактной сети и заземленными частями искусственных сооружений устанавливаются при конкретном проектировании и утверждаются министерством или ведомством, в ведении которого находятся соответствующие пути.
6. При боковом токосъеме высота подвески и вынос от оси пути контактного провода определяются при конкретном проектировании в каждом отдельном случае в зависимости от местных условий, конструкции обращающихся типов подвижного состава и условий безопасности.
Габарит приближения строений
Габарит приближения строений — предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны входить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители, контактные провода и другие).
Государственным стандартом ГОСТ 9238-83 устанавливаются два вида габаритов приближения строений: С и Сп.
Размеры габаритов отсчитываются: горизонтальные — от оси пути; вертикальные — от уровня верха головки рельса (УГР) (в кривых — от уровня головки внутреннего рельса).
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Габарит приближения строений» в других словарях:
габарит приближения строений — Предельное поперечное очертание (перпендикулярное оси пути), внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны входить никакие части сооружений и устройств (за исключением устройств, предназначенных для непосредственного взаим … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
габарит приближения строений — Габарит в плоскости, перпендикулярной к продольной оси дороги, внутрь которого не должны выступать части и детали придорожных сооружений [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты,… … Справочник технического переводчика
ГАБАРИТ ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ — габарит в плоскости, перпендикулярной к продольной оси дороги, внутрь которого не должны выступать части и детали придорожных сооружений (Болгарский язык; Български) строителен габарит (Чешский язык; Čeština) průjezdný profil komunikace (Немецкий … Строительный словарь
Габарит приближения строений ж/д пути — габарит приближения строений предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и… … Официальная терминология
Габарит приближения — 88. Габарит приближения Пространство, определяемое условиями безопасности при работе крана вблизи сооружений, из пределов которого может выходить лишь грузозахватный орган при выполнении рабочих операций Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
габарит — 3.4 габарит: Геометрическая характеристика двигателя, определяющая его размер в поперечном направлении и численно равная высоте оси вращения. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Габарит подвижного состава — Размер тоннелей определяет максимальный размер вагонов … Википедия
Габарит — (фр. gabarit) предельное очертание предмета или просвета между частями сооружений. Для подвижных машин или подвижных частей неподвижных машин определяет пространство, в котором они перемещаются. В это пространство не должны заходить… … Википедия
Габарит погрузки — Габаритные ворота для проверки габаритности грузов (лес на платформах) Габарит погрузки предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором полностью помещается, с учётом упаковки и крепления, груз на открытом … Википедия
ГАБАРИТ — предельное очертание какого либо сооружения, машины или станка, вне которого возможны возведение других сооружений, установка машин, а также безопасное передвижение около этих сооружений, устройств и пр. Для безопасного движения по жел. дор. пути … Технический железнодорожный словарь