Что называется эристикой в риторике
ЭРИСТИКА
Полезное
Смотреть что такое «ЭРИСТИКА» в других словарях:
ЭРИСТИКА — [гр. eristikos спорящий, сварливый] искусство ведения споров, дискуссий; умение победить в споре (в отличие от риторики, э. борется за победу, а не за истину). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ЭРИСТИКА искусство вести спор. Полный… … Словарь иностранных слов русского языка
эристика — полемика Словарь русских синонимов. эристика сущ., кол во синонимов: 1 • полемика (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
ЭРИСТИКА — ЭРИСТИКА, эристики, мн. нет, жен. (от греч. eristike (подразумевается eristike techne искусство спорить) (книжн.). Искусство спорить, полемизировать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
эристика — и, ж. éristique f. <гр. eristike techne искусство спорить. Искусство вести спор, полемику. СИС 1985. Лекс. Уш. 1940: эри/стика … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Эристика — (гр. eristikos пікір таласушы) пікір айтысудың, таласудың әдісі, оның мақсаты: қорғалып жатқан көзқарастың дұрыстығы немесе қателігіне қарамастан жеңіп шығу. Оның анықтамасын Аристотель берген, бірақ ол өзінің кең дамуын одан ертерек, софистер… … Философиялық терминдердің сөздігі
Эристика — Эристика ♦ Éristique Искусство полемики (от «erizein» – спорить) или то, что из него вытекает. Впрочем, это не столько искусство, сколько мастерство. «Эристическое, – читаем у Аристотеля, – умозаключение исходит из положений, которые кажутся … Философский словарь Спонвиля
Эристика — (греч. eristikē от греч. eristikē technē искусство спорить) искусство спора, диспута и полемики, разрабатывавшееся софистами. Аристотель эристикой называл искусство спора нечестными средствами. Эристическая аргументация направлена на… … Википедия
эристика — (от греч. eristika искусство спора) искусство ведения спора. Первоначально Э. получила распространение в Древней Греции и понималась как средство отыскания истины с помощью спора. Э. должна была учить умению убеждать других в правильности… … Словарь терминов логики
Эристика — искусство спорить, умение опровергать доводы противника и защищать свои положения, независимо от их внутренней состоятельности. В состав этого искусства входят два элемента: во первых, объективный, состоящий в умении пользоваться всеми средствами … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Эристика
Полезное
Смотреть что такое «Эристика» в других словарях:
ЭРИСТИКА — (греч. eristika искусство спора) искусство ведения спора. Первоначально Э. получила распространение в Др. Греции и понималась как средство отыскания истины с помощью спора. Э. должна была учить умению убеждать др. в правильности высказываемых… … Философская энциклопедия
ЭРИСТИКА — [гр. eristikos спорящий, сварливый] искусство ведения споров, дискуссий; умение победить в споре (в отличие от риторики, э. борется за победу, а не за истину). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ЭРИСТИКА искусство вести спор. Полный… … Словарь иностранных слов русского языка
эристика — полемика Словарь русских синонимов. эристика сущ., кол во синонимов: 1 • полемика (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
ЭРИСТИКА — ЭРИСТИКА, эристики, мн. нет, жен. (от греч. eristike (подразумевается eristike techne искусство спорить) (книжн.). Искусство спорить, полемизировать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
эристика — и, ж. éristique f. <гр. eristike techne искусство спорить. Искусство вести спор, полемику. СИС 1985. Лекс. Уш. 1940: эри/стика … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Эристика — (гр. eristikos пікір таласушы) пікір айтысудың, таласудың әдісі, оның мақсаты: қорғалып жатқан көзқарастың дұрыстығы немесе қателігіне қарамастан жеңіп шығу. Оның анықтамасын Аристотель берген, бірақ ол өзінің кең дамуын одан ертерек, софистер… … Философиялық терминдердің сөздігі
Эристика — Эристика ♦ Éristique Искусство полемики (от «erizein» – спорить) или то, что из него вытекает. Впрочем, это не столько искусство, сколько мастерство. «Эристическое, – читаем у Аристотеля, – умозаключение исходит из положений, которые кажутся … Философский словарь Спонвиля
Эристика — (греч. eristikē от греч. eristikē technē искусство спорить) искусство спора, диспута и полемики, разрабатывавшееся софистами. Аристотель эристикой называл искусство спора нечестными средствами. Эристическая аргументация направлена на… … Википедия
эристика — (от греч. eristika искусство спора) искусство ведения спора. Первоначально Э. получила распространение в Древней Греции и понималась как средство отыскания истины с помощью спора. Э. должна была учить умению убеждать других в правильности… … Словарь терминов логики
Эристика или искусство спора
Эристика в совершенстве была развита в древней Греции, по преимуществу в школах софистической и мегарской. Она не потеряла своего значения и для современной жизни, находя применение везде, где происходит не только теоретическое рассмотрение вопросов, но и борьба противоположных практических тенденций: в парламенте, в судебном процессе, в простом споре, полемике и т. д.
Мы будем рассматривать эристику, как искусство применения логики в споре. Здесь мы исходим из следующих предпосылок. Логика является наукой о доказательствах. Спор есть форма доказательства, представляющего собой путь к заданному тезису из некоторых принятых посылок. Этот путь может осуществляться либо в согласии с законами и правилами логики, либо с нарушением этих законов и правил. Эти нарушения могут совершаться либо неумышленно, из-за незнания логики, либо умышленно в силу знания логики (или частичного ее знания). Умышленное нарушение предполагает существование и возможность применения определенных приемов (уловок) спора, Шопенгауэр приводит более 30 различных уловок.
Эристика, таким образом, стоит на следующих основаниях:
· знании теории доказательств;
· умении обнаруживать нарушения законов и правил логики;
· умении применять уловки (умышленные нарушения) в споре.
В искусстве спорить ценится умение опровергать доводы противника и защищать свои положения. В состав этого искусства входят два элемента:
· во-первых, объективный, состоящий в умении пользоваться всеми средствами, доставляемыми фактическим материалом и правилами логики для доказательства истинности известного положения;
Логика становится орудием эристики, если оратор пользуется ей (или диалектикой) независимо от истинности положения, стараясь выставить лишь одну сторону вопроса, умалчивая о другой, ему неблагоприятной. Субъективный элемент эристики ближайшим образом определяется умением быстро схватывать душевный склад противника и, сообразно с ним, выбирать те доводы, которые сильнее всего могут подействовать на него.
В процессе спора следует:
· держаться одного и того же тезиса, который вы защищаете, не меняя в нём ни одного слова или знака;
· держаться одного и того же смысла терминов в процессе всего рассуждения;
· не изменять темы обсуждения;
· не пропускать фактов, относящихся к теме обсуждения, все факты должны быть рассмотрены;
· не допускать эмоционального давления на оппонента;
· не опровергать оппонента иначе как в интересах истины и терпеть неудобные суждения;
· не подходить к делу предвзято.
Важнейшей частью доказательства являются аргументы:
· аргументов должно быть много, намного больше, чем необходимо для доказательства;
· аргументы следует предъявлять оппоненту от слабых к сильным;
· нельзя повторять аргумент, уже использованный для доказательства;
· самый сильный аргумент необходимо беречь до самого конца спора;
· необходимо не только предъявить аргумент, но и показать, как он доказывает ваш тезис (провести демонстрацию).
Оценка оратора аудиторией | Требования к оратору |
1. Хитроумие | 1. Убедить |
2. Красивость | 2. Доставить удовольствие |
3. Сила | 3. Увлечь |
Кроме того, в возникновении спора важен именно характер возражения. Спор рождается в конкретных отношениях людей. Возражение может остаться единичной фразой, но если на него отреагировали, а реакция родила новый противоречащий ответ, то такое продолжительное столкновение и есть начало спора. Значит спор, кроме противоречия, предполагает еще и распространенность возражений.
Вот вам и тренировка ума, в которой нуждается каждый творческий человек.
Эристика – наука побеждать в спорах
Всякий человек уже от природы желает всегда быть правым
Мы постоянно спорим. Решаем, как поступить в той или иной ситуации, защищаем и критикуем идеи, оспариваем их. Спор – неотъемлемая часть нашей жизни. Как выходить из любой дискуссии победителем? Как противостоять попыткам оппонента обвести нас вокруг пальца? Эристика научит вас не поддаваться на чужие уловки и побеждать в споре, атаковать оппонента и защищаться от его словесных атак.
В статье мы рассмотрим понятие эристики, пути опровержения тезиса и пару распространенных уловок, их применение и защиту от них.
Что такое эристика?
Эристика (в переводе с греческого – «искусство спорить») – это искусство спора и ведения дискуссии, которое было разработано софистами. Аристотель определял эристику как «искусство спора нечестными путями». Она учит доказывать свою правоту в любом споре, даже если вы далеки от истины. В этом различие эристики и полемики.
Эристика – стремление человека показать, что он всегда прав. Она находит применение везде: в семейных спорах, обсуждениях на работе, в научных диспутах, на дебатах и во всех остальных местах, где люди спорят.
Подробно об эристике и эристических уловках писал Артур Шопенгауэр. Немецкий философ собрал многие приёмы эристики в своей книге «Искусство побеждать в спорах». Книга была написана в XIX веке, основана на изобретениях софистов, живших ещё до нашей эры, но не теряет своей актуальности и поныне, оставаясь полезным учебником по ведению дискуссий и споров, правда, не самыми честными способами.
Артур Шопенгауэр даёт конкретные рекомендации о том, как завершать споры победой. Он показывает, как шаг за шагом выигрывать в спорах, какой бы слабой и ошибочной не была ваша позиция. По мнению Шопенгауэра, для того чтобы одержать победу, необязательно быть фактически правым – нужно лишь использовать правильные приемы.
«Наш мозг весьма раздражителен во всем, что касается интеллектуальных сил, и никак не хочет согласиться, чтобы было ошибочно то, что мы сказали первоначально, а то, что сказал противник – справедливо».
Как атаковать и как защищаться?
Сейчас мы рассмотрим некоторые уловки. Вы научитесь противостоять им и, в случае необходимости, пользоваться ими. Но перед разговором об уловках следует сказать об аргументации и её путях.
Суть спора можно свести к тому, что вам необходимо выдвинуть и защищать свой тезис и опровергнуть тезис вашего соперника. Как можно опровергнуть тезис? Есть два пути:
Эти два пути можно назвать соответственно прямым и косвенным. Прямым путём мы доказываем, что тезис ложный и несправедливый, а косвенным – что он не может быть правдивым и истинным.
Прямой путь (по существу) – нападение на основания тезиса.
Косвенный путь (к оппоненту) – нападение на тезис через его следствия, на основании неточности которых мы делаем вывод о ложности самого тезиса. Здесь работает закон «ложная причина ведёт к ложному следствию».
Шопенгауэр предлагает два способа движения по косвенному пути: инстанция и апагогия.
Инстанция – приведение примера, который опровергает тезис, показывая предметы или явления, относящиеся к тезису и вытекающие из него, но к которым он не может быть применен, а следовательно, не может быть и истинным.
Апагогия – логический приём, которым доказывается несостоятельность какого-нибудь мнения таким образом, что или в нем самом, или же в вытекающих из него следствиях открывается противоречие. Поэтому апагогическое доказательство является доказательством косвенным: здесь доказывающий обращается сперва к противоположному положению, чтобы показать его несостоятельность, и затем по закону исключения третьего делает вывод о справедливости того, что требовалось доказать. Этот род доказательства называется также приведением к нелепости, доведением до абсурда.
2 эристические уловки
Первая уловка: распространение или обобщение
Как пользоваться: необходимо вывести суждение за его естественные границы, максимально его расширить. Чем сильнее вы обобщите выражение, тем больший простор для атаки у вас будет. Расширенный тезис открыт для нападок и придирок, его сложнее защищать.
Противодействие: как только оппонент начнёт расширять границы сказанного вами, укажите на это. Повторите свой изначальный тезис и не позволяйте его обобщать. Вам нужно установить чёткие границы.
Пример:
— Мне не понравился концерт этой группы. Я считаю, что они выступили плохо, и жалею о потраченном времени.
— Почему вы считаете, что эта группа плохо выступает на концертах? В прошлом году тысячи людей ушли довольными с их выступления! Вы явно ошибаетесь.
Первый участник диалога говорит о том, что ему не понравился конкретный концерт, а его собеседник расширил тезис до того, что данная группа плохо выступает всегда. Затем он приводит аргумент, который убеждает, что хорошие выступления у этой группы были, а значит и в этот раз она выступила хорошо. Вот так можно нейтрализовать эту уловку:
— Да, я не спорю, что в прошлом году эта группа могла выступить хорошо. Но я говорю не о её выступлениях вообще, а об их выступлении на прошлой неделе. Другие выступления, может быть, и были хороши, но точно не это.
Совет: Расширенный тезис атаковать легко, а суженный – сложно. Старайтесь сформулировать свой тезис максимально узко, чётко и конкретно. Говорите не «я разбираюсь в литературе», а «я разбираюсь в русской литературе девятнадцатого века», не «я обладаю большими знаниями по психологии», а «у меня большой багаж знаний по социальной и когнитивной психологии». Конкретизируйте и держите тезис в заданных вами границах.
Вторая уловка: утверждение, выставленное в относительном смысле, принимается в абсолютном
Как использовать: например, человек говорит об ораторском искусстве и тех, кто добился в нём успеха. В контексте этого разговора он может сказать, что Гитлер был очень хорош. Вы же можете умело его подловить на том, что он считает предводителя фашистов хорошим человеком, хотя речь на самом деле шла только о его ораторских способностях.
Противодействие: чётко и конкретно высказывайте свои мысли. Если оппонент прибегнул к этой эристической уловке, поясните, какой относительный смысл вы имели в виду, и не позволяйте переворачивать ваши слова.
Приведу пример Артура Шопенгауэра:
«В одном философском разговоре я признал, что моя система защищает и хвалит квиетистов; вскоре после того речь зашла о Гегеле, и я утверждал, что он большею частью писал ерунду или что автор писал слова, а читатель теперь должен придумывать им смысл. Противник не стал опровергать этого по существу, а ограничился тем, что выставил аргумент к оппоненту: «Вы только что хвалили квиетистов, а они тоже писали много ерунды». Я согласился с этим, но сделал поправку в том отношении, что хвалю квиетистов не как философов и писателей, и потому не за их теоретические произведения, а как людей, – за их поступки в практическом отношении. Что же касается Гегеля, то речь идет именно о теоретических произведениях. Таким образом нападение было отражено».
Морально-этическая сторона эристики
Как вы убедились, эристика – это далеко не самый честный способ вести спор. Ограничиться отражением атак или нападать самим – решать вам. Но если ваш собеседник или публика, если спор идёт не тет-а-тет, заметит, что вы прибегаете к различным уловкам, доверие к вам может упасть. Прибегайте к этим приёмам только в случае крайней необходимости, только когда это действительно нужно, только если это оправданно. Применяйте эристику только в мирных и созидательных целях.
Артур Шопенгауэр пишет: «Само собою разумеется, наилучший способ [быть правым всегда и во всех спорах – прим. ред.] заключается в том, чтобы действительно быть правым по сути».
В дальнейших публикациях я рассмотрю отдельные эристические уловки более детально.