Что называется диспозицией в риторике

Диспозиция — раздел классической риторики

Проведя этап подготовки, оратор в античности должен был начать непосредственно работать над будущим текстом. При этом, выстраивая текст, он должен был:

Диспозиция в риторике (работы на текстом)

Что называется диспозицией в риторике

Диспозиция (построение речи) — это раздел риторики, который традиционно содержит в себе рекомендации к построению речи, то есть к его композиции.

Эта работа начинается с составления плана, первых набросков начала и конца текста и т.д.

Границы между первым (инвенция) и вторым разделами риторики несколько размыты по времени, потому что, собирая материал, автор уже может продумывать особенности его воплощения.

Любой материал может быть подан аудитории по-разному. По-разному могут быть расположены части текста. Поэтому, прежде всего, перед автором встает проблема композиционного построения.

Построение текста подчиняется трем основным этапам:

Работа над всем композиционным строением текста начинается с обдумывания и подготовки плана будущей письменной работы или будущего устного выступления.

Наша презентация

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

Источник

План – основа композиции. Назначение планов и их виды

По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой план состоит из 3-6 пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. Микротемный план – предельная детализация отдельных вопросов.

Иногда говорят, что план сковывает оратора, снижает его творческое начало и не дает простора для импровизации. Возможно, что в такой критике есть доля истины. Импровизация – Божий дар, и ею владеет не каждый. Многие ораторы, составив план речи, полного текста не составляют, импровизируют его, и в этих случаях план помогает им: он как ведет оратора, не дает ему сбиться с намеченного пути или пропустить что-либо важное.

Составные элементы композиции. Начало, развертывание и завершение речи

После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Развернутая композиция включает до вступления начало речи, введение.

От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Начало речи может открываться специальными оборотами, которые превратились в своеобразные клише – ораторские этикетные формулы. Это может быть обращение, приветствие, представление, изъявление радости: Уважаемые коллеги…, я рад счастливой возможности выступить перед вами…

Вступление несет чрезвычайно важную нагрузку: « Доброе начало – полдела». Оно должно задать атмосферу взаимной заинтересованности оратора и слушателей, обеспечить их расположенность друг к другу и настроить аудиторию к доверительному и благожелательному или, во всяком случае, заинтересованному восприятию той информации, которую должен сообщить говорящий.

Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, т.к. руководствуются разными мотивами: интерес к теме, обязанность присутствия и т.д.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается теория вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Значимость вводной части речи была известна еще с древности: «Предисловие есть начало речи – то же, что в поэтическом тексте пролог, а игре на флейте – прелюдия. Она как бы прокладывает путь для последующего». (Аристотель. Риторика). Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

Когда лектор ощутил, что контакт с аудиторией налажен и её внимание устремлено на него (предмет речи), он должен перейти к центральному этапу своего выступления – к основной части.

Главная часть – самая большая по длительности часть публичного выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Главная часть – наиболее ответственная в ораторском выступлении. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. В качестве элементов основной части выступают изложение и аргументация.

В главной части формулируется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части или в конце выступления. Такое расположение главной мысли диктуется психологическим законом памяти – «фактором края» или «законом первого и последнего места»: лучше запоминается то, что в начале или в конце последовательности событий. Основная мысль пронизывает все выступление.

Выступающий должен сохранять устойчивое внимание аудитории на протяжении всей лекции. Надо тщательно продумать переходы от одной части к другой. Внешне они могут выглядеть контрастными и даже неожиданными, но все части выступления должны раскрывать единство замысла и логику изложения материала.

Существует ряд методов, используя которые порознь или сочетая их между собой, лектор может наиболее осмысленно, а значит, и успешно выстроить основную часть своего публичного выступления. Это хронологический (или исторический) метод, метод концентрического или ступенчатого построения материала, метод аналогий, дедуктивный и индуктивный способы интересующей темы.

При изложении системного материала чаще всего применяют ступенчатый метод, когда тема развертывается последовательно (пример – вузовские лекции). Хронологический (исторический) метод уместен в выступлениях, где надо показать динамику событий, последовательность технологических процессов. При концентрическом методе говорящий систематически возвращается к исходному пункту, рассматривая его каждый раз под новым углом зрения. К методу аналогии (аналогия – это параллель, уподобление различных явлений, процессов, идей) целесообразно прибегать в тех случаях, когда неизвестное становится постижимым, понятным, будучи поставленным в параллель известным, знакомым, удобопонятным.

Дедуктивный и индуктивный методы относятся к построению лекции опосредованно.

Каким бы методом ни пользовался оратор в своем выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. При работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам.

Важное значение при подготовке речей имеет соблюдение законов логики. Перечислим основные законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

Закон тождества формулируется следующим образом: «Любая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять одно и то же содержание или смысл, сколько бы раз она ни повторялась, то есть в данном рассуждении (споре, дискуссии) каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле.

Закон противоречия (непротиворечия) гласит: «Два противоположных высказывания об одном и том же предмете в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными».

Закон исключенного третьего формулируется так: «Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано.

Закон достаточного основания опирается на аргументированность речи: «Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее».

В ораторской речи для убеждения слушателей используются аргументы-доводы в обоснование каких-либо положений. Аргументы делятся на два вида: 1.Аргументы к существу дела. 2.Аргументы к человеку: аргумент к авторитету, аргумент к публике, аргумент к личности, аргумент к тщеславию, аргумент к жалости… Цель привлечения таких аргументов – воздействовать на слушателя эмоционально.

«Конец речи, – писал А.Ф.Кони, – должен закруглить её, то есть связать с началом; конец – разрешение всей речи …Он должен быть таким, чтобы слушатели поняли, что дальше говорить нечего».

Основные задачи заключительной части выступления можно определить следующим образом:

1)суммировать и подытожить материал, изложенный в лекции ( суммирующее заключение ). Говорящему следовало вернуться к важнейшим положениям основной части и построить заключение как напоминание о них.

2)усилить впечатление, произведенное выступлением и закрепить в сознании слушателей его основные положения.

3)поставить перед аудиторией конкретные задачи и создать психологическую платформу для их выполнения.

Апеллирующее заключение – способ «эмоционально покинуть речевую ситуацию». Такое заключение предполагает прямое обращение к чувствам слушателей. Часто оно используется в практике адвокатских речей.

Типологизирующее заключение – это заключение, которое ставит сообщение в перспективу, т.е. оно дает слушателям ещё один шанс понять сообщение, углубить представление о предмете, показать его с новой неожиданной стороны, прогнозировать результаты сообщения.

Заключение должно быть сжатым, кратким. Оно подготавливается всем предыдущим изложением. В его частях не должно быть противоречий с основной частью, стилистических диссонансов.

Некоторые приемы построения заключения:

1. Краткое повторение основных проблем и выводов + приём отрицания.

2. Обобщение сказанного и постановка задач.

3. Прием указания перспектив.

4. Иллюстративная концовка.

5. Лозунг-призыв мощно воздействует на аудиторию, если он созвучен её настроению или контрастен ему.

Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять, призывать к активной деятельности.

Источник

Глава 3. Инвенция. Диспозиция

Что называется диспозицией в риторике Что называется диспозицией в риторике Что называется диспозицией в риторике Что называется диспозицией в риторике

Что называется диспозицией в риторике

Что называется диспозицией в риторике

· выбирать тему речи;

· определять цель выступления и вырабатывать авторскую позицию;

· определять содержание и объем темы;

Тема может быть выбрана естественно или искусственно: она произвольно выбрана автором или «навязана» ему жизненными обстоятельствами. Специальная деятельность (доклад на семинаре, выступление на конференции и т.д.) обуславливает искусственный выбор темы, таким образом, муки выбора темы нас, как правило, не касаются. Необходимо помнить, что тема должна учитывать групповые интересы аудитории и свои интересы и познания. Тема должна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям. После определения общей цели, которую преследует автор, должна быть сформулирована и конкретная цель (возбудить практический интерес или создать ощущение конфликта).

Формулировка темы должна быть краткой, конкретной, наводящей на цель речи, уместной и, по возможности, интересной.

Выделяют три фазы работы с материалом:

фаза ориентации – автор работает с эмпирическим материалом, т.е. данными добытыми им самим), формируется общая цель и перечень вопросов которые необходимо осветить;

фаза выбора – этап самоограничения, когда вы решаете, что из того, что вы наметили достойно того, чтобы об этом говорить; разделение материала по категориям: главное/второстепенное, новое/старое, оригинальное/общепринятое;

фаза погружения – предполагает создание баланса между эмпирическим и энциклопедическим материалом.

Диспозиция – раздел риторики, который содержит рекомендации к построению речи. Наиболее распространенной классической структурой текста считается трехчастная, включающая в себя элементы: вступление, главную (основную) часть, заключение. Такую структуру чаще всего имеют информационная речь, доклад.

В ходе экспериментов было установлено, что запоминается и усваивается лучше всего то, что дается в начале или в конце сообщения, что объясняется действием так называемого психологического закона «края». Поэтому важно продумать содержание вступления и заключения.

Заключение должно быть кратким, сжатым. В нем, как правило, подводятся итоги сказанному, делаются обобщения; кратко повторяются основные тезисы, подчеркивается главная идея и важность для аудитории разобранной темы; намечаются пути развития выраженных мыслей; ставятся новые задачи, очерчиваются перспективы, звучит приглашение высказать свое мнение, поспорить.

Современные речедеятели используют следующие методы изложения материала основной части, сформировавшиеся на базе многовековой практики:

7) Метод контраста построен на основе сравнения полярных, оттеняющих друг друга предметов, проблем, явлений, их противопоставления.

Использование различных методов в одном монологе позволяет сделать его основную часть оригинальной, нестандартной.

Источник

Диспозиция

Раздел риторики, содержащий рекомендации к компози­ции (лат. compositio — составление, сочинение) речи, распо­ложению накопленного и отобранного материала, называется диспозицией.

1) соотношение его отдельных частей,

2) отношение каждой части ко всему выступлению в целом. Основой композиции является план — взаимное располо­

жение частей, краткая программа какого-либо изложения. Наличие плана позволяет не упустить «течение мысли» (А. Ко­ни), не отклоняться от темы, и уложиться в отведённое для речи время. Работа над планом представляет собой движение 01 общего к частному, от абстрактного к конкретному. Пока­жем это в виде схемы.

1. Выбор темы, выработка авторской позиции, постановка цели.

2.Первые наброски основных идей и наметки составных частей.

3.Простой план из 3—6 частей с оп­ределением главных пунктов.

4.Сложный план, в котором пункты подразделяются на подпункты.

5.Перестановка пунктов и подпунк­тов в соответствии с замыслом ком­позиции.

6. Микротемный план: предельная детализация отдельных вопросов.

Существуют противоположные точки зрения относительно необходимости планировать выступление. Многие считают, что план сковывает оратора, не давая простора импровизации. Воз­можно, определённая доля истины в этом утверждении есть, но импровизация — Божий дар, и дается далеко не каждому. К тому же, многие ораторы, составив план, не пишут всего

текста, импровизируя его. В этом случае план помогает не сбить­ся с намеченного пути и не упустить что-либо важное. Встре­чаются люди, утверждающие, что выступают (и пишут) без всякого плана. Психологи отмечают иллюзорность такого мне­ния. Элементы плана существуют всегда, они могут быть не осознаны автором по-настоящему.

Наиболее часто студентам приходится иметь дело с инфор­мационными типами речей (семинары, ответы на экзаменах, написание рефератов, отчетов, курсовых и дипломных работ). Рассмотрим особенности композиции информационного типа речи. Мы уже отмечали, что информационная речь может быть повествованием, описанием и рассуждением.

Повествование предполагает определенное движение в орга­низации материала, развитии темы и используется для пере­дачи сведений о протекании тех или иных событий, явлений.

Описание раскрывает внешний вид предмета, его состав­ные части и место в ряду родственных, признаки предметов и явлений, их связи, в описаниях предметы и явления сравни­ваются, группируются, обобщаются по тому или иному при­знаку.

Рассуждение — это цепь умозаключений, доказательства и опровержения, сопоставления и противопоставления, при-

чинно-следственные связи явлений, обобщения и выводы. Мы уже описывали такие способы изложения материала в рас­суждении как дедукция, индукция, аналогия, проблемный метода в главе 5, посвященной функциональным стилям речи, поэтому здесь только приведём схемы дедуктивного и индук­тивного методов изложения материала в информационной речи и дадим еще некоторые дополнительные сведения.

Схема дедуктивного рассуждения

Что называется диспозицией в риторике

Кроме дедуктивного, индуктивного, проблемного и метода аналогии при построении информационных выступлений при­меняются и другие, обычно входящие как составные части в ткань текста.

Концентрический метод состоит в расположении материа­ла вокруг единого центра, главной проблемы. В процессе из­ложения материала автор всё время удерживает в поле зре­ния эту проблему, возвращается к ней, постепенно углубляя и развивая выдвинутое положение.

Ступенчатый метод — метод последовательного расположе­ния материала, когда автор шаг за шагом переходит от одной ступени темы к другой.

Обратимся к отдельным частям информационной речи. Наиболее распространённой её структурой классическая ри-

торика считает структуру трехчастную — вступление, основ­ная часть, заключение. Каждому из компонентов присущи свои особенности, обусловленные прежде всего спецификой восприятия устного речевого сообщения, а именно — действу­ющим здесь законом первого к последнего места («закон края»). Действие его приводит к лучшему усвоению материа­ла, который излагается в начале и в конце выступления.

Следовательно, вступление и заключение должны быть в центре внимания оратора. Главное достоинство первой и по­следней частей речи — краткость. Рассказывают, однажды во время проповеди апостола Павла «юноша именем Евтих» за­снул, выпал из окна и чуть не сломал себе шею, но даже после этого апостол продолжал свою речь. Не ждите, пока ваши слушатели заснут, прекращайте речь тогда, когда они жаждут продолжения. Недаром у некоторых народов существовал в древние времена обычай слушать говорящего человека только до тех пор, пока тот в состоянии стоять на одной ноге.

Во вступлении информационной речи автор решает следу­ющие задачи: а) заинтересовать публику; б) сформулировать цель выступления, подчеркивая его актуальность для слуша­теля.

Опытные ораторы знают простой физический закон — при­вести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение — и умело используют его. Слушатель тоже нахо­дится в состоянии покоя, его нужно привести в движение, расшевелив его любопытство. Заинтересовать аудиторию мож­но, начав речь парадоксом, юмористическим замечанием, на­стораживающим заявлением, цитатой из произведения, мож­но также показать аудитории предмет, имеющий прямое от­ношение к теме выступления.

Сделать свое выступление актуальным для данной аудито­рии можно лишь в том случае, если хорошо знаешь основ­ные, групповые и конкретные интересы слушателей. В их жизни должны произойти перемены после того, как будет про­изнесена подготовленная оратором речь.

В заключении информационной речи автор подводит итог, используя следующие методы: повторение, иллюстрация, обя­зывающее или впечатляющее утверждение.

Повторение необходимо по той простой причине, что слу­шатель в большинстве своем в конце прослушанного выступ­ления не всегда может повторить его главные положения, не упустив чего-либо: подводит память или разные отвлекаю­щие моменты. Д. Карнеги приводит афоризм одного из ир­ландских политических деятелей, касающийся повторения:

Иллюстрацией служит сравнение, аллегория, анекдот или притча, в которую укладывается сущность сказанного. Ко­нечно, стоит большого труда найти такой материал — надо много читать, наблюдать, размышлять, чтобы суметь проил­люстрировать выступление на любую тему. Неоценимую по­мощь в этом плане может оказать Библия. Вечная книга не­сет в себе тысячи и тысячи жизненных ситуаций и способы их разрешения. Источником для подбора иллюстраций могут стать сказки, басни, пословицы, поговорки, крылатые выра­жения.

Обязывающее или впечатляющее утверждение воздействует на чувства слушателей и используется часто в судебной прак­тике в заключительном слове прокурора или защитника.

Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. В процессе произ­несения основной части оратор может «потерять» слушателя.

Чтобы этого не случилось, следует соблюдать два правила: быть логически последовательным в изложении материала и следить за его подчиненностью основной мысли. Достигается это методами расположения информации, с которыми мы по­знакомились выше. Нарушение этих правил приводит к сле­

дующим наиболее распространенным недостаткам устных выступлений: нарушение логической последовательности из­ложения материала; перегрузка текста теоретическими рас­суждениями; отсутствие доказательности основных положе­ний; обилие затронутых вопросов; шаблон в композиции и использовании языковых элементов.

Задание 1. На основе практической работы по разделу «Инвенция» показать разработку плана речи по выбранной

теме от «Плана в общем виде» к «Плану в деталях».

Задание 2. Составить предварительный текст речи по вы­бранной теме в соответствии с общими требованиями ритори­ки к вступлению, основной части и заключению.

Источник

Лекция 6. Диспозиция – расположение изобретенного содержания

План

1. Специфика и важность композиции.

3. Характеристика традиционных частей речи.

4. Состав и строение хрии.

5. Современный взгляд на композицию речи.

Диспозиция – второй этап работы над речью. Если на этапе инвенции оратор определяет, о чем он будет говорить, исследует объект речи, выделяет значимые его аспекты, конкретизирует их, находит способы доказательства тезиса, то на втором этапе задача оратора – расположить собранный материал, четко представить последовательность утверждений и аргументов, в также прочих компонентов речи.

Чтобы понять специфику и важность диспозиции, нужно обратиться к тому, как представляли задачи этого этапа сами риторы. В “Очерках теории и истории риторики” Н.А. Безменова ссылается на ритора Нового времени Ш. Батте, который указывал, что идеи, вырабатываемые в процессе инвенции, нелинейны; они как бы существуют с друг другом одновременно, параллельно. Ш. Батте отмечал, что “мысли входят в наше сознание толпой”. А наша речь имеет линейный характер, поэтому перед оратором встает задача выявить связи между идеями и расположить из последовательно, друг за другом. Следовательно, задачу диспозиции можно видеть в создании правильного (оптимального) порядка того, что было «изобретено».

Структура речи

Итак, диспозиция как раздел риторики рассматривает расположение частей ораторской речи. Однако здесь возникает вопрос, что считать частью: отдельный аргумент, отдельную фразу, абзац? Как членить речь?

Традиционно в высказывании выделяются начало, середина и конец (другими словами, вступление, основная часть, заключение – таков наш так называемый «сложный план»; Аристотель называл эти части речи соответственно: «голова», «тело», «ноги»).

Итак, еще древние риторики выделяли в речи отдельные фиксированные части, вроде вступления, описания, воззвания или заключения, и, следовательно, диспозицию можно представить как последовательное нанизывание этих частей. Для этого были и есть основания, которые современная лингвистика объяснила бы следующим образом.

Всякая речь состоит из отдельных микрожанров, т.е. речевых актов – действий, которые совершает говорящий при помощи слов. Выдающийся филолог ХХ века М.М. Бахтин назвал эти жанры первичными. Их можно назвать также прагматическими, или функциональными, т.е. выделенными на основе цели высказывания. Например, мы что-то обещаем – микрожанр обещания, порицаем – микрожанр порицания и т.п. Все, что мы говорим, подчинено какой-то цели, говорится для чего-нибудь, вот и предлагается членить речь на такие целевые блоки, которые называются речевые акты, или первичные функциональные жанры. Граница жанров – это граница смены установок говорящего.

Такое деление выглядит вполне здраво и, кроме того, помогает в обучении построению речи, помогает планировать речь.

Ораторы прошлого разработали классификации таких микрожанров («клятва», «обращение», «уступка», «сомнение», «описание места», «описание времени» и т.п.). Таким образом, композицией речи можно считать последовательность микрожанров, из которых она состоит.

Отметим, однако, что древние ораторы, хоть и выделяли в речи подобные микрожанры, работали с более крупными речевыми единицами, такими, как: 1) обращение (зачин), 2) именование темы (вступление), 3) повествование (историю вопроса), 4) описание (положение дел на момент речи), 5) доказательство,6)опровержение,7)воззвание (обращение к чувствам слушателей), 8) заключение.

Более же мелкие «кубики», части речи (клятва, угрозы и пр.) рассматривались отдельно, часто смешивая их с риторическими фигурами, в частности – фигурами мысли.

Выводы. Существуют первичные микрожанры (такие, как клятва, уступка и пр.), к их комбинации в конечном счете сводится речь. Существуют более крупные жанры (вступление, заключение и т.д.), и речь может быть рассмотрена как их последовательность. Наконец существуют макрожанры – сами речи (например, обвинительная или защитительная).

Уяснение данной трехступенчатой структуры помогает структурировать речи из отдельных блоков, отдельных частей. Допустим, мы хотим прочесть обвинительную речь (макрожанр). Теоретически она может состоять из всех восьми классических частей. Возможно, какая-то часть будет опущена, возможно, что-то поменяется местами.

Центральными категориями для такого раздела риторики, как диспозиция, являются именно крупные жанры, которые мы рассмотрим ниже. Предварительно нужно заметить, что в риторике прошлого следование жанров считалось практические обязательным. Обратимся к каждому из этих жанров.

Традиционные части речи.

3.1. Обращение.Это жанр, с которого начинается речь. Его основная задача – установить границу между всем, что говорилось до нас, и тем, что будет говориться нами. Обращение можно рассматривать как предложение темы, выделение ее из всего множества тем. Кроме того, обращение предполагает наличие говорящего (того, кто обращается) и аудитории (тех, к кому обращаются). Следовательно, одна из основных функций обращения – установить контакт оратора с аудиторией.

Обращение нередко отсылает к ситуации, в которой произносится речь. Так, русский судебный оратор Н.П.Карабческий в рамках одного судебного дела выступал сразу после известного русского адвоката П.А.Александрова. Будучи пораженным тем, что он услышал, он начал свою речь с непосредственного и достаточно эмоционального комментария: «Я должен говорить, но я еще слушаю».

Именно в обращении мы заявляем о себе как об авторе речи, отсюда основная задача обращения состоит в том, чтобы расположить к себе аудиторию, привлечь внимание к собственной персоне.

Нередко обращение бывает очень кратким: оратор ограничивается лишь одним вокативным предложением (Друзья! или Уважаемые коллеги! или Господа сенаторы!). В целом обращение можно считать факультативным, необязательным компонентом речи.

3.2. Именование темы (вступление).Если в зачинеоратор говорит скорее о себе, чем о предмете речи, то во вступлении он вводит аудиторию в курс дела: Темой моей лекции будет…. Вступление произносится или читается первым, а сочиняется последним и в этом смысле является самой трудной для оратора частью речи. Вступление должно отражать содержание и пафос высказывания в целом, являясь речью о речи.

Характер вступления зависит от состава аудитории, ее настроения, обстановки, замысла речи, от состояния оратора. Интуиция, опыт, чувство такта играют здесь определяющую роль. Вступление часто импровизируется, и неудачная импровизация может испортить всю речь, но оратору помогает здесь знание правил построения вступления.

Во-первых, даже при неудавшемся вступлении, если оно кратко, интерес к оратору сохранится и ошибку можно исправить – впереди целая речь, в содержании которой обнаружатся качества оратора.

Во-вторых, вступление должно быть умеренно энергичным. Яркое вступление привлекает внимание и вызывает симпатию к оратору, но если речь начинается слишком эмоционально, оратору может не хватить сил продолжать в том же духе, на том же эмоциональном уровне: от сильной эмоции аудитория быстро устает, а оратору нужно приберечь пафос к концу речи.

В-третьих, вступление не должно резко контрастировать с основными частями речи, так как может сложиться впечатление, что оратор стремится привлечь внимание к себе, а не к предмету речи. Таким образом, вступление должно быть уместным, должно соответствовать предмету речи и быть постепенным – таковы общие правила вступления..

Полезным структурообразующим элементом вступления является перечисление тем с называнием их количества: Представляя вашему вниманию новый учебник, я хотел остановиться на трех моментах…. В данном случае оратор осуществляет деление темы – перечисляет те аспекты темы, которые, по его мнению, позволяют полностью ее раскрыть. Иногда деление темы выделяют в качестве особой, самостоятельной части речи.

В риторике принято выделять несколько видов именования темы.

Естественное вступление (древние назвали его «принципиум») – это обычное вступление, оно содержит следующие компоненты: заявление темы, перечисление ее отдельных аспектов, объяснение значимости или актуальности избранного предмета и пр.

Сущность искусственного вступления («инсиуацио» – данное слово означает узкий, извилистый проход, а также часть речи, рассчитанную на то, чтобы расположить к себе слушателей) состоит в том, что оратор начинает речь издалека, приближается к основной мысли постепенно, при этом в начало выносится пример, частный случай, от которых можно перейти в более общим суждениям. Такой вид вступления называют вступлением с ораторской предосторожностью. Ораторская предосторожность применяется тогда, когда аудитория заранее не согласна с оратором.

Во внезапном вступлении («экс абрупто») оратор начинает речь не с общих рассуждений, а непосредственно с основной проблемы, которая непременно его сильно волнует. Классическим примером такого вступления является начала речи Цицерона против Катилины: «Доколе, наконец, Катилина, будешь ты злоупотреблять терпением нашим?» Важнейшая особенность внезапного вступления – кризис: оратор, подхватывая и развивая эмоцию аудитории, добивается ее кульминации, после которой аудитория, расплескав значительную часть эмоций, становится более пластичной и направляется в нужное русло.

Именование темы – это составляющая, которая при необходимости (в первую очередь – при очевидности темы) может быть опущена; в еще большей степени это касается деления темы.

3.3. Повествование –это рассказ о фактической стороне дела, в частности это может быть и история разработки данного вопроса. В отличие от описания повествование динамично, оно содержит перечень событий.

Повествование занимает ведущее место в судебных речах, им широко пользовались русские судебные ораторы XIX века, часто – и обвинение, и защита, тогда перед присяжными выстраивались две версии жизни, особенно различались они психологической трактовкой.

Общие свойства повествования в судебных речах – убедительность, модальность, изобразительность, стилистическая индивидуальность.

Убедительность повествования основана на правдоподобии излагаемого материала, таким образом, повествование на деле является таким же аргументом, что и рассуждение

3.4. Описаниев отличие от повествования дает синхронный, статичный срез событий. В судебных речах, как обвинительных, так и защитительных, с помощью описания дается общая картина места происшествия. В описании говорящий и слушающий находятся как бы в одной точке, из которой они вместе рассматривают изображаемый предмет. Искусство описания в основном и состоит в поддержании единства взгляда (точки зрения) говорящего и слушающего. В описании могут встречаться эмфатические, подчеркивающие выражения: «Запомним», «Обратим внимание», «Мы еще вернемся к этому месту» и т.п.

Описания подразделяются по характеру предмета речи на описания вещей, ситуаций, людей, идей и т.д. По словесной форме описания подразделяются на естественные и искусственные: первые дают образ предмета в ходе его созерцания, вторые – дают аналитический образ строения, назначения, то есть идею предмета.

Описание является сильным аргументом, поскольку в описании данные представляются таким образом, как будто они принадлежат слушающему в той же мере, что и говорящему. Другое дело, что описание – принадлежность главным образом письменной речи, так как в устной объем и смысловая сложность описания ограничены и оратору постоянно приходится перебивать описания более занимательным повествованием, чтобы удержать внимание аудитории. Проще других наглядное естественное описание конкретного предмета. Портрет – это естественное описание одушевленной индивидуальности. Описание идеи – идеография,

3.5. Доказательство.Доказательство сосредотачивает логические аргументы. Здесь используется силлогистика, рассуждения с дефиницией, индукция, топика, т.е. все то, о чем говорилось выше в связи с инвенцией. Соответственно цель доказательства – обосновать основную мысль речи.

Доказательство состоит из обоснования и опровержения.

В этой части используется апофазис – последовательный перебор и опровержение всех инициатив, кроме одной. Сродни апофазису по форме, но противоположен по содержанию другой прием, именуемый диализис – учет всех альтернатив.

Необходимо сказать несколько слов о расположении аргументов. Какое расположение аргументов лучше: нисходящий или восходящий? Нисходящий – самый «провальный» способ, когда оратор высказывает сначала более сильные аргументы, затем – более слабые. Более выгодным является восходящий порядок: такую рекомендацию давал Н.Ф.Кошанский, когда писал, что материал следует располагать «по мере увеличивающегося интереса». П.Сергеич считал, что восходящее расположение аргументации является единственно правильным и допустимым. Итак, при восходящем расположении аргументов оратор сначала излагает слабые доводы, а сильные приберегает к концу. Существует еще способ расположения доводов, который называют гомеровским (гомерическим): сильные – слабые – сильные доводы. При этом сильные доводы предлагаются в максимально кратком виде и даются по отдельности, а слабые – соединяются вместе, так что образуют единый неразрывный комплекс. Такой способ расположения аргументов считается лучшим порядком, потому что затрудняет их анализ и критику (т.е. их трудно опровергать).

При подготовке этой части речи ораторы часто допускают распространенные ошибки: 1) Первую ошибку традиционно называют «чрезмерным доказательством». Ее сущность заключается в том, что оратор приводит слишком много доказательств, забывая о том, что истинность тезиса зависит не от количества аргументов, а от их силы. 2) Еще одна ошибка – отказ от доводов, которые кажутся слабыми, но взятые вместе могли бы быть сильными. 3) Третья серьезная ошибка – это приведение аргументов, которые может использовать противоположная сторона.

3.6. Опровержениепосвящено разбору аргументов противника. Эта часть полезна оратору уже тем, что он сам критически рассматривает собственную аргументацию, ищет и ней уязвимые места и совершает предупредительные действия. Существует два вида опровержения: критика и разоблачение. Цель критики – показать несостоятельность или неприемлемость предложений оппонента и тем самым побудить аудиторию принять другое решение, а оппонента – изменить мнение о предмете обсуждения.

Критика бывает явной и неявной. Неявная критика – это скептическая оценка тезиса без конкретного указания недостатков и точного указания на слабые места: «Ваши идеи представляются мне сомнительными», «Я отношусь к вашим утверждениям весьма скептически» и т.п. Явная критика – указание на конкретные недостатки тезиса. По направленности такая критика может быть трех видов: деструктивная, конструктивная и смешанная.

Деструктивной называется критика, направленная на разрушение тезиса, аргументов и демонстрации. Конструктивной критикой будем называть обоснование собственного тезиса с целью опровержения. Для конструктивной критики необходимо следующее:

· Четко и развернуто представит свой тезис.

· Показать, что этот тезис не просто отличается от предлагаемого, а противоречит ему как альтернативный.

Под смешанной подразумевается критика, сочетающая конструктивный и деструктивный подходы.

Цель разоблачения – показать несостоятельным самого оппонента и тем самым побудить аудиторию к разрыву с ним. Риторика не рекомендует прибегать к разоблачению, поскольку разоблачение приводит к разрыву общественных связей. Более того, опровержение не является постоянным элементом речи; хороший ритор стремится не прибегать к опровержению, когда у него есть что сказать.

Общее правило опровержения состоит в использовании восходящей или гомерической последовательности в обращенной форме: наиболее слабые доводы оппонента располагаются в начале и в конце изложения и разделяются, а сильные доводы располагаются в середине и объединяются.

Одним из ярких приемов, используемых в опровержении, является антистрефон – истолкование аргументов противника в свою пользу.

3.7. Воззвание. Здесь сосредоточены эмоциональные доводы: аудитория уже подготовлена доказательством, ее сомнения рассеяны опровержением, и теперь требуется только эмоциональное закрепление достигнутого. Воззвание содержит два элемента: рекапитуляцию и побуждение.

По мере развертывания аргументации адресат речи обсуждает и критически оценивает доводы и приходит к частичному согласию. Но аргументация остается разрозненной, так как речь часто содержательно сложна и многочастна, а совокупность согласованных сама по себе частей еще не дает целого, с которым предстоит согласиться или не согласиться. Вот это целое, с точки зрения приросшего смысла, оратор и формулирует в рекапитуляции.

Простая капитуляция представляет собой краткий повтор тезиса. Обобщение – это краткое повторение высказывания в рекапитуляции, которая предстает как равнозначная высказыванию. Существуют и более сложные формы обобщений, которые воспроизводят не содержание, а основную аргументацию.

Описания чувств в латинской риторике назывались донизисом, демонстрация восхищения – адмирация, демонстрация отвержения, отвращения – абоминация.

Побуждение – часть построения, означающая окончание речи и непосредственный переход к действию, которое организовано мыслью. Побуждение должно быть эмоционально и энергично.

Допустимый объем завершения речи зависит от объема высказывания. Политическая риторика, как правило, требует кратких завершений, поэтому политические ораторы часто обходятся без рекапитуляций. Судебная риторика, напротив, допускает развернутые рекапитуляции, которые могут воспроизводить важнейшие доводы аргументации или содержать собственные рассуждения. Церковная проповедь обычно избегает развернутых рекапитуляций, а академическая учебная речь их требует – в виде выводов.

3.7. Заключение речипредставляет собой истолкование смысла высказывания. Заключение может содержать краткое резюме или так называемую концовку, либо и то, и другое. В резюме подводится итог содержанию речи, в концовке получает оформление сам выход из речевой коммуникации. Стандартной формулой концовки было знаменитое Dixi, т.е. “Я сказал”. Источник этого оборота – Библия. Более полно формула звучит так: «Я сказал и тем облегчил свою душу».

5. Современный взгляд на композицию.Линейно развертываемый текст несет определенную информацию. На некоторые его части приходятся информационные сгустки, на некоторые – пустоты, когда нам не сообщается ничего нового. Человеческий мозг отдыхает на пустотах и «штурмует» информационные пики.

Наиболее информативны начало и конец (как слова, так и предложения, так и текста).

Принцип выдвижения, который был выработан стилистикой на материале художественных произведений, заключается в следующем: наиболее содержательные, наиболее важные стороны текста должны быть особым образом помечены для облегчения восприятия. Чем яснее будет высвечена главная мысль, тем эффективнее окажется текст.

Начало, конец, заголовок. Однако этих позиций явно мало. Было сформулировано понятие схемы выдвижения (способы намеренного выделения того или иного компонента речи).

· Графическое выделение в письменном тексте.

· Конвергенция – сосредоточение в одном фрагменте текста ярких выразительных приемов, благодаря чему этот фрагмент выделяется среди других.

· Сцепление – повтор сходных элементов в сходных позициях. Если конвергенция выделяет фрагмент на фоне текста, то сцепление выделяет некую цепочку фрагментов.

· Градация – построение высказываний по принципу усиления или ослабления какого-то признака.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *