Что называется демографической политикой
Демографическая политика
Демографическая политика — система специальных мер, предпринимаемых государством для увеличения или снижения темпов естественного прироста населения.
В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.
Содержание
История демографической политики
В США нет чётко выраженной демографической политики, населению предоставлен свободный выбор. Однако имеется проблема абортов: они то разрешены, то запрещены в зависимости от соотношения либералов и консерваторов в правительстве. В СССР проводилась политика поощрения многодетности, материальное и моральное стимулирование. В 80-х наблюдалось снижение рождаемости, после чего были усилены поощрения. Современная Россия занимает первое место в мире [источник не указан 909 дней] по числу абортов, из-за чего в конце 90-х была принята концепция программы действий по выводу страны из демографического кризиса (до 2015 года).
Цели демографической политики
Меры демографической политики
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Демографическая политика» в других словарях:
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, один из осн. компонентов политики народонаселения; имеет своим объектом воспроиз во нас. и направлена на достижение желательного в долгосрочной перспективе типа этого воспроиз ва. Будучи частью социально экон. политики… … Демографический энциклопедический словарь
Демографическая политика — система мер, осуществляемых государством в отношении населения страны или района, направленных на достижение сознательно поставленных демографических целей повышения или снижения естественного прироста населения. Различают: прямые государственные … Финансовый словарь
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — см. ПОЛИТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Демографическая политика — 1) государственная или региональная политика, стимулирующая или тормозящая рост населения страны; 2) социальные, экономические, юридические и другие мероприятия, направленные на изменение процесса воспроизводства населения. К ним относятся, напр … Политология. Словарь.
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — социальные, экономические, юридические и другие мероприятия, направленные на изменение процесса воспроизводства населения. К ним относятся, напр., меры поощрения деторождения (пособия при рождении ребенка и др.) или его сдерживания … Большой Энциклопедический словарь
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — система административных, экономических, пропагандистских и др. мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении. Краткий географический… … Географическая энциклопедия
Демографическая политика — целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 28.06.2005 N 482 ПП О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО… … Официальная терминология
демографическая политика — социальные, экономические, юридические и другие мероприятия, направленные на изменение процесса воспроизводства населения. К ним относятся, например, меры поощрения деторождения (пособия при рождении ребёнка и др.) или его сдерживания. * * *… … Энциклопедический словарь
Демографическая политика — целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Осн. цель Д.п. создание благоприятных условий для увеличения рождаемости и укрепления семьи,… … Педагогический терминологический словарь
Демографическая политика — система социальных мероприятий, направленных на формирование желательного для общества осознанного демографического поведения. Д. п. предполагает систему мероприятий по регулированию (стимулированию, поощрению или ограничению) рождаемости, а… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Что называется демографической политикой
Раздел ЕГЭ: 3.3. Динамика численности населения Земли и крупных стран. Концепция демографического перехода. Географические особенности воспроизводства населения мира. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Демографическая политика
Большинство государств стремится управлять воспроизводством населения для достижения оптимальной демографической ситуации, иными словами — проводит демографическую политику.
Демографическая политика — система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.
В странах первого типа преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста. С этой целью принимается ряд стимулирующих мер: выплата пособий при рождении второго и последующего ребёнка, ежемесячные пособия на детей, оплачиваемые отпуска по уходу за детьми и др. Одной из первых стран, начавших демографическую политику, направленную на рост населения, считается Франция. В наши дни подобные меры принимаются в большинстве стран Европы.
Сложности в проведении демографической политики есть в арабо-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где крепки традиции многодетной семьи.
Каждое государство выбирает свои методы регулирования численности населения. В России, например, поощряется многодетность, а в США демографическая политика в привычной её трактовке фактически отсутствует. Население страны прирастает за счёт приезжих. Согласно статистическим исследованиям, каждые 29 секунд в стране появляется новый мигрант.
Примеры демографической политики развивающихся стран:
Индия: «Нас двое — нам двоих».
• Производится доплата за одного ребенка.
• Производится массовая стерилизация населения.
• Установлен более поздний возраст вступления в брак.
В смотрели конспект урока по географии «Демографическая политика». Выберите дальнейшее действие:
Демографическая политика*
В.П. Максаковский
Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения. В широком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком, более принятом, рассматривают как одну из ее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, но тем не менее имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы (когорты) населения.
Демографическая политика обычно основывается на комплексе различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских. К числу экономических мер, направленных на стимулирование рождаемости, относятся оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи — по прогрессивной шкале, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д.; на снижение рождаемости направлены меры, создающие преимущества для малодетных семей. Административно-правовые меры включают законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и применению контрацептивов, имущественное положение матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих женщин и др. Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи (внутрисемейное регулирование деторождения), к половому воспитанию и образованию молодежи и др.
История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов — в зависимости от фазы демографического перехода — была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А.Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.
Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине ХХ в., что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой — демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и его ускорения — во втором случае.
Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984 г. (Мехико), в 1994 г. (Каир). В 1967 г. был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в области народонаселения», содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. Затем на конференциях в Мехико и в особенности в Каире он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений.
Однако для того чтобы сделать демографическую политику по-настоящему эффективной и действенной, всех этих постановлений было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления. Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50-х и 60-х годов, когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления — гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали. Все это привело к тому, что в 60-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция. Здесь уместно вспомнить слова американского писателя Эптона Синклера о том, что «контроль над рождаемостью является высшим достижением человеческого разума, равноценным открытию огня и изобретению печатания».
Сексуальная революция вызвала к жизни острейшие противоречия во взглядах и соответственно полемику и борьбу мнений. В первую очередь, пожалуй, они коснулись отношения к абортам. В христианском мире против искусственного прерывания беременности категорически выступила католическая церковь. Еще в 1987 г. Ватикан издал специальную «Инструкцию» по этому поводу, а на Каирской конференции 1994 г. снова высказался столь же резко. Против абортов и вообще планирования семьи выступает и большинство мусульманских стран. В протестантских и православных странах отношение к ним гораздо терпимее. Всего же в мире ежегодно совершается примерно 60 млн абортов.
Сведения о распространении демографической политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70% женщин репродуктивного возраста, в развивающихся — 50%. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн до 400 млн), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн, в Южной Азии — 100 млн, в Латинской Америке — 75 млн семей. Как видим, трудно определить, в какой мере эти сведения соответствуют или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах.
В зависимости от демографической обстановки демографическая политика обычно преследует одну из двух главных целей.
В развивающихся странах, еще находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.
Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой численностью населения — Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение.
Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей), а для наименее развитых — 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланке он достигает 65—75%, в Малайзии и Индии — 50—60%, в большинстве стран Латинской Америки — 50—75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене — 7%.
В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии — соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15—20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16—18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше.
Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.
В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.
Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка — по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.
В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании — 25 фунтов стерлингов, во Франции — 2600 франков, в Испании — 3000 песет. Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы.
Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.
Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании — 25 лет.
В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако «реабилитация» секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещались, то разрешались — в зависимости от соотношения сил либералов и консерваторов.
В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное стимулирование семьи. В конце 80-х годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. В новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис и началась довольно быстрая убыль населения. Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5—4 млн в год в первой половине, 2,5 млн во второй половине 90-х годов) Россия занимает внеконкурентное первое место в мире. По числу абортов из расчета на 1000 женщин в фертильном возрасте (100) и на каждые 100 рождений (200) она также входит в число первых стран. России необходима более последовательная, четкая и научно обоснованная демографическая политика, которая позволила бы ей хотя бы возвратиться к простому воспроизводству населения. Именно такая Концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90-х годов. Эта концепция рассчитана на срок до 2015 г.
* Очерк из готовящегося нового издания книги «Географическая картина мира».
Демографическая политика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Исторический аспект
Демографическая политика имеет давнюю историю, истоки которой восходят к глубокой древности. Ее отражают многие правовые и законодательные акты древности, особенно те, которые создавались в периоды перенаселения той или иной страны или же, напротив, когда имели место большие людские потери (хотя все подобные акты были менее значимы, чем доктрины религиозно-этического плана).
В Средневековье, когда войны и эпидемии вели к повышенной смертности, ряд демографических мер, по большей части стихийных, был направлены на то, чтобы сохранить высокий уровень рождаемости.
В эпоху Нового времени первой страной, где отчетливо оформилась политика стимулирования рождаемости, стала Франция. Затем такая же политика стала проводиться некоторыми другими странами Европы. В дальнейшем она отчасти сменилась на политику, направленную на сдерживание прироста населения. Подобная смена приоритетов, в соответствие с фазой демографического перехода, была характерной и для демографической политики в Новейшее время.
Наибольшего развития и распространения демографическая политика достигает во второй половине ХХ столетия, что можно объяснить, с одной стороны, демографическим взрывом, а с другой — демографическим кризисом. Многими политиками и учеными в ней было увидено важное средство сдерживания прироста населения в одном и ускорения прироста населения — в другом случае.
Понятие демографической политики
Под демографической политикой обычно понимают целенаправленную деятельность органов государственной власти и иных общественных институтов в сфере регулирования демографических процессов с целью сохранения или изменения тенденций изменений численности и структуры населения.
В предметное поле воздействия здесь входят такие процессы, как рождаемость, брачность, разводимость, смертность, изменения в возрастной структуре населения. Она находится в тесной связи с социальной политикой и экономической политикой, но имеет свою специфику.
Готовые работы на аналогичную тему
Такая политика реализуется как на уровне целых стран, так и отдельных их районов, а также отдельных групп (так называемых когорт) населения.
Меры демографической политики
Демографическая политика, как правило, предполагает реализацию целого комплекса мер, среди которых:
К экономическим мерам по стимулированию рождаемости относятся предоставление оплачиваемых отпусков и различных пособий при рождении детей, пособий на детей в зависимости от их численности, состава и возраста семьи — по прогрессивной шкале, различных ссуд, кредитов, налоговых и жилищных льгот и т. п.; по снижению рождаемости — меры по созданию преференций для малодетных семей.
К административно-правовым мерам относится разработка и принятие законодательных актов, регулирующих брачный возраст, возможность разводов, совершения абортов и применения контрацептивов, имущественный статус матери и несовершеннолетних детей в случае развода, особенности режима труда работающих женщин и т.д.
Как воспитательные, так и пропагандистские меры заключаются в формировании общественного мнения, привитии стандартов и норм определенного демографического поведения, выработке адекватного современным социально-экономическим условиям отношения к укоренившимся в национальном сознании обычаям и традициям воспроизводства населения и к планированию семьи (внутрисемейному регулированию деторождения), к половому образованию и воспитанию молодежи и т.д.
Научная электронная библиотека
4.1. Улучшение демографической ситуации
Целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов, направленная на регулирование процессов воспроизводства населения, представляет собой, то, что называется демографической политикой. Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики государства и одновременно составной частью политики народонаселения. Демографическая политика заключается во влиянии на динамику демографических процессов посредством воздействия на человеческое поведение, посредством принятия решений в области укрепления брака и семьи, рождения детей и т.д.
Цели демографической политики сводятся к созданию условий и стимулов воспроизводства населения страны. Демографическая политика осуществляется путем принятия экономических, административно-правовых и воспитательно-пропагандистских мер. При их разработке учитывается динамика демографических процессов, которая наиболее ощутима по сравнению с другими социально-экономическими процессами.
Согласно официальной статистике, с 1992 по 1999 гг. в России ежегодная рождаемость сократилась на 1,3 млн. человек, a число смертей возросло на 500 тыс. В период с 1989 по 2002 гг. население России уменьшилось с 147 млн. до 145 млн. человек[177]. Вместе с тем одним из самых ощущаемых достижений в сфере улучшения демографической ситуации является снижение младенческой смертности, которое произошло в период с 2000 по 2005 гг. В 2000 г. на 1000 родившихся младенцев приходилось 15,3 умерших, a уже в 2005 г. на 1000 новорожденных приходилось 11 умерших. Значительно снизилась материнская смертность. Если в 2000 г. на 100 тыс. рожавших приходилось 39,7 матерей, погибших при родах, то в 2004 г. число умерших матерей составило – 23,4.
Не говоря о потерях народонаселения начиная с октября 1917 г., в период гражданской войны и последовавших после нее политических репрессий, демографическую ситуацию в нашей стране
в 1941–1945 гг. определили огромные безвозвратные потери как в армии, так и среди гражданского населения. Еще до окончания войны, в июле 1944 г., Правительство страны приняло специальную программу, которая содействовала преодолению последствий войны, в том числе воспроизводству населения. Программа была направлена на поощрение многодетных семей, поддержку семей с оптимальным числом детей. Материнский труд поощрялся как материально, так и морально: было учреждено почетное звание и одноименный орден «Мать-героиня»; многодетные матери поощрялись материально и получали право уходить на пенсию в более раннем возрасте (50 лет) при сокращении срока необходимого трудового стажа (до 15 лет).
В России был определен и налоговый кнут для тех, кто не спешил обзавестись достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины, незамужние женщины и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50 лет (мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить помимо общего подоходного налога еще 6-ти процентный налог на бездетность. На студентов высших учебных заведений и техникумов это требование распространялось на время после завершения учебы, с начала трудовой деятельности.
В первоначальном виде созданная Указом от 8 июля 1944 года система демографического стимулирования просуществовала до конца 50-х годов.
В 1946–1949 гг. в результате принятых мер население СССР увеличилось на 11,5 млн. человек. На протяжении 50-х годов уровень рождаемости был умеренно высоким и находился в пределах 25–26 промилле. Коэффициент смертности в 1950 году был равен 9 промилле, то есть оказался в 2 раза ниже соответствующего показателя 1948 года и в три раза меньше показателя, наблюдавшегося
в 1913 году, благодаря уменьшению детской смертности, которая снижалась, достигнув в 1960 году минимальной величины – 7,1 промилле. В первой половине 1960-х годов этот показатель закрепился на данном уровне, a затем стал постепенно возрастать[178].
Другим феноменом 50-х годов ХХ века оказался высокий и устойчивый уровень естественного прироста населения. В среднем за данное десятилетие коэффициент прироста населения был равен 17,5–17,6 промилле, что значительно выше, чем накануне Второй мировой войны (13,2 промилле в 1940 году).
Исторический опыт показывает, что в России для преодоления нынешнего демографического кризиса («третьей демографической катастрофы»), потери которого сопоставимы с потерями в Первой мировой и гражданской войнах, необходимо проведение активной политики в области народонаселения.
Российские демографы выделяют следующие факторы депопуляции в нашей стране: тенденции второго демографического периода (все развитые страны имеют низкую рождаемость, двигаясь от многодетной семьи к среднедетной, a затем и к малодетной); потери в Великой Отечественной войне и демографическая яма после нее, повторяющаяся каждые 25 лет; социально-экономический кризис и недостатки избранной модели социально-экономической трансформации общества, в том числе перехода к рыночной экономике в период после распада СССР.
Причины демографического кризиса современности в Российской Федерации нельзя искать только в неблагоприятной экономической ситуации 1990-х годов. Переход к так называемому суженному воспроизводству населения произошел еще в середине 60-х годов XX века. Тогда власти СССР скрывали этот факт. Публикация соответствующих данных в открытой печати была под строгим запретом. Однако изменить существующего положения дел это не могло. Не могло его изменить ни одно поколение россиян, родившихся после 1910 г. Не публиковавшийся ранее официальный прогноз Центрального статистического управления РСФСР уже в 1980 году предсказал начало депопуляции населения России в 2010 г., что подтвердилось в настоящее время.
Сокращение численности населения в Российской Федерации за время, прошедшее после распада СССР, сдерживалось за счет миграции в Россию из бывших советских республик. По данным Центра изучения миграции, в 1994 г. прирост населения за счет иммиграции составил примерно 1 млн. человек в год, но к началу 2000 г. он снизился до 100 тыс. человек в год. В январе-августе 2009 года численные потери населения на 93,7 % компенсировал миграционный прирост, что по сравнению с соответствующим периодом 2008 года уменьшилась на 97,5 тыс. человек.
Приоритетами социальной политики в области миграции и расселения иммигрантов является: привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию; создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока; принятие комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов; совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов.
В области миграции и расселения людей необходимо регулирование миграционных потоков. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, была утверждена указом Президента 22 июня 2006 г., вступила в действие 1 января 2007 г. и должна действовать до 2012 г. На ее реализацию выделено 17 млрд. руб. Программой установлены категории территорий вселения, что обусловливает дифференциацию объемов государственных гарантий и социальной поддержки, предоставляемых переселенцам.
Согласно плану, в России в 2007 г. предполагалось принять 50 тысяч человек, в 2008 г. – 100 тысяч человек, в 2009 г. – 150 тысяч человек. Из соотечественников переселиться в Россию планировало 23 тысяч человек, однако в ведомство поступило только 1,5 тысяч анкет[179]. По данным Центра миграционных исследований, законодательные нормы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» отвечали международным нормам. Однако подзаконные акты предусматривали жесткие процедуры. Поэтому активизировавшийся приток мигрантов сократился приблизительно в два раза. Преобладала нелегальная миграция.
В 2007 г. законодательные акты были пересмотрены. Вступившие в действие нормы стали более либеральны. Мигрантам уже необязательно было указывать место своего предполагаемого проживания и получать регистрационный штамп в паспорте. В первые месяцы действия новой системы произошел всплеск притока мигрантов. Эти действия позволили регистрирующим органам иметь адекватное представление о численности мигрантов в стране[180].
Замещение естественной убыли населения миграционным приростом 1998–2009 гг. представлено на рис. 6: Замещение естественной убыли населения миграционным приростом.
Рис. 6. Замещение естественной убыли населения
миграционным приростом[181]
Показатели изменений в составе населения Российской Федерации представлены в табл. 15 «Показатели естественных изменений в составе населения».
Показатели естественных изменений в составе населения[182]