Что называется белыми пятнами на карте
10 самых загадочных белых пятен на карте планеты
Время великих географических открытий на нашей планете, к сожалению, давно прошло. Сейчас, когда практически каждый уголок Земли уже изучен, человечество начинает исследовать космос и глубины океана. Однако, кое-какие если не белые, то как минимум серые пятна на карте планеты ещё остались. Итак, если вы хотите почувствовать себя первооткрывателем, то вот десятка наименее исследованных мест на Земле, куда вам стоило бы отправиться.
Дождевые леса Амазонии
Намибия
Основную часть Намибии составляют возвышенности, занимающие весь центр страны. С запада центральное плато ограничено пустыней Намиб, которая выходит к Атлантическому океану, с юга — рекой Оранжевой, с восток — пустыней Калахари, а север страны занят джунглями. Как видите, в Намибии большое разнообразие природных зон. А учитывая, что это ещё и самая редконаселённая страна Африки: всего 2,3 млн. населения на 825 тысяч квадратных километров площади, то простор для открытий тут действительно есть. Однако, не стоит забывать, что Намибия занимает 5 место в мире по относительной численности больных ВИЧ — 15,3% взрослых жителей страны.
Камчатка, Россия
Этот полуостров населён ещё меньше, чем Намибия. Его площадь примерно 270 тысяч квадратных километров, а живут там всего 300 тысяч человек. Конечно, главными достопримечательностями Камчатки являются её знаменитые вулканы, однако, и кроме них природных красот там хватает: гейзеры, бухты, озёра, реки. В общем для первооткрывателя на Камчатки есть где разгуляться. Но лучше всё-таки приезжать туда летом. Потому что суровые камчатские зимы — это одна из причин почему этот регион до сих пор остаётся таким малоизученным.
Гренландский ледяной щит
Он настолько огромен, что покрывает почти 80% всей территории Гренландии. Его протяжённость с севера на юг — 2400 километров, а с запада на восток — 1100 в самом широком месте. При том, что средняя толщина льда на всей этой площади — 2135 метров. Эксперты оценивают возраст этих льдов в 110 тысяч лет. Представляете, сколько всего интересного они в себе могут скрывать? Так, например, в 2013 году в результате исследовании НАСА учёным удалось обнаружить под льдом Гренландии самый длинный каньон на Земле, он в два раза длиннее Большого каньона в США. Из-за сурового климата и жёстких погодных условий Гренландский ледяной щит посещает не так уж много экспедиций, так что там у вас точно есть все шансы стать первооткрывателем.
Папуа-Новая Гвинея
Папуа-Новая Гвинея — это государство, которое делит остров Новая Гвинея с Индонезией. Практически всё население острова — местные племена. И хотя в данный момент численность жителе государства составляет более 7 миллионов человек, здесь всё равно остаётся огромный простор для первооткрывателей. Тому есть сразу несколько причин. Во-первых: очень густая растительность в джунглях сильно затрудняет исследование тропических лесов острова. Во-вторых: практически полное отсутствие дорог с твёрдым покрытием (кроме основных городов) и весьма ограниченная инфраструктура, делает это место не самым привлекательным для туристов. А вот исследователи и учёные, напротив, очень любят эту страну. Ведь две трети из очень большого количества всех видов в Папуа-Новой Гвинее являются эндемиками, и это крайне интересно.
Тибетское плато
Фантастический, почти марсианский пейзаж на огромной территории, по площади равной Западной Европе. Однообразные горы и скалы создают полное впечатление пребывания на другой планете. И в общем-то, это не так далеко от реальности. Дело в том, что даже сегодня, имея GPS, спутники и прочие блага технического прогресса, картографы не могут составить даже общую карту Тибетского плато. Вот уж где настоящее раздолье для первооткрывателей. Но будьте осторожны, погодные условия здесь очень суровые. А подсказать дорогу и сориентироваться на местности не всегда могут даже местные жители.
Полуостров Кейп-Йорк, Австралия
Один из последних совершенно неосвоенных районов на планете. Добраться туда крайне непросто. Асфальтовой дороги попросту нет, а та грунтовка, которая всё-таки имеется, в сезон дождей превращается в одну сплошную жижу и становится абсолютно непроходимой. Единственный вариант, как обычные туристы могут посмотреть природу этого полуострова — с вертолёта. На полуострове практически изолированно проживают 18 тысяч человек, в основном это местные аборигены.
Острова Питкэрн, заморская территория Великобритании
Эти пять островов затерянные где-то посреди Тихого океана являются самой малонаселённой территорией во всём мире, не удивительно, что они практически не изучены. По состоянию на 2014 год только один из пяти островов является обитаемым, на нём живут… 56 человек Никакого воздушного сообщения с островами нет. Так что если вдруг решитесь на исследования этих земель, от ближайшего новозеландского побережья придётся плыть около 10 дней.
Якутия, Россия
Республика Саха — это огромный участок территории в северо-восточной Сибири. Чтобы вы понимали, по площади Якутия сопоставима с Индией. Вот только более 40% территории Якутии находится за Северным полярным кругом. Местный климат — один из самых экстремальных в мире Не смотря на то, что большая часть территории покрыта вечной мерзлотой, здесь умудряются жить не только животные и растения, но даже и люди. В основном это местные племена. Для первооткрывателя, который не боится холода Якутия — просто идеальной место.
Остров Палаван, Филлипины
Продолговатый остров от 8,5 до 40 км в ширину и 425 км в длину. Его большую часть занимают горы, джунгли и мангровые леса. Весьма немногочисленные экспедиции учёных всякий раз находят в этих горах какие-то новые виды растений. И это не удивительно, ведь многие из них являются эндемиками. Главное для первооткрывателя на этом острове — опасаться больших хищных растений, которые настолько огромны и суровы, что могут проглотить не только грызуна, но и маленькую обезьянку.
О «белых пятнах» на картах и в головах
Заграничный отпуск в 2021 году: прежние ограничения, новые возможности
«Белыми пятнами» принято называть области, куда еще не добрались гидрографы или для которых по разным причинам даже имеющаяся информация специально не наносилась на карты.
Гидрографическая съемка — дело дорогое и не быстрое. В Мировом океане есть еще много районов, съемка которых выполнялась инструментами столетней давности и с подробностью, не позволявшей выявить все подводные опасности. В современной навигации, когда измеряемая метрами точность определения места и его автоматическая прокладка на электронной карте создают ощущение полного владения ситуацией, «белым пятном» может оказаться даже отсутствие информации о точечной опасности, не обозначенной на карте. К этому добавим известный «эффект телевизора» — излишнее доверие картинке на дисплее без критического анализа и осмысления информации, а также недостаточное знание судоводителями инструментов из богатого арсенала современных навигационных систем.
Кто виноват?
В начале 2000-х годов журнал Hydro International напечатал знаковую статью об ответственности датской гидрографической службы за последствия аварийного случая в водах Дании. В 2001 году, маневрируя в проливе Свеннборг, килевая яхта на глубине 1,2 м коснулась подводного дюкера, построенного муниципалитетом за 30 лет до этого и известного гидрографической службе. При переиздании карты лимитирующая глубина пропала. Испорченный уик-энд, ремонт яхты, а также затраты владельца судна на аренду другой лодки (пока своя была в ремонте) вылились в судебный иск к гидрографической службе, по вине которой информация о подводной опасности не была своевременно доведена до мореплавателей.
Вообще гидрографические службы не часто признают свою вину за аварии по причине ошибок на картах; еще реже такие случаи получают публичную огласку. Но в Дании подобные вещи прямо регулируются законодательством, которое гласит, что если информация об опасностях для судоходства была известна гидрографической службе, но по любым причинам не была доведена до мореплавателей, гидрографическая служба признается виновной в прямых или косвенных причинах аварии. Если нет документального подтверждения, что гидрографы знали об опасности, — значит, невиновны.
Хороший закон. Очень способствует развитию навигационно-гидрографического обеспечения судоходства.
Урок был усвоен. В 2009 году Дания направила ноту в Международную морскую организацию (IMO), сообщая, что навигационные карты в гренландских водах изданы на основе старых съемок и не могут использоваться для навигационных целей при определении места с помощью спутниковых навигационных систем (в геоцентрической системе координат). По этой причине Дания не планирует выпуск электронных карт для ЭКНИС (электронных картографических навигационных информационных систем) до проведения современной съемки этого района. При плавании вблизи берегов Гренландии рекомендуется использовать методы навигации относительно береговых ориентиров.
Результат аварии АПЛ San Francisco — значительное разрушение носовой части корпуса (фото wikimedia.org)
Район аварии АПЛ San Francisco. Фрагмент карты из корабельной коллекции (М 1:1 500 000), которая не была использована для проработки перехода
Тральщик Guardian на коралловом рифе в филиппинских водах (фото cbsnews.com)
Цена ошибки
Белые пятна на картах гидрографы «закрасят», но остальное — забота самих судоводителей
По оценкам экспертов, в Мировом океане могут находиться порядка 100 000 не обнаруженных подводных гор высотой более 1 км. Отметки глубин 1000 и более метров в океане не должны успокаивать: удаленные районы океанов обследовались в основном маршрутными промерами с эпизодическими астрономическими обсервациями, в лучшем случае по радионавигационной системе Omega или спутниковой навигационной системе Transit. Положение глубин определялось по счислению. Суммарная погрешность изображения рельефа и положения точечных глубин на генеральных картах, в основном используемых при плавании в океане, будет в пределах полутора-двух миль, а в ряде известных случаев достигала 6−8 миль.
В январе 2013 года мир облетела фотография сидящего на коралловом рифе Tubbataha Reef в филиппинских водах американского тральщика Guardian. Тральщик следовал по делу из Японии в Персидский залив, но почему-то забрел в море Сулу. На электронных навигационных картах DNC, используемых ВМС США, положение рифа было в восьми милях от позиции корабля, оставшегося на этом рифе. Тральщик потом разобрали, топливо и масло откачали, люди не пострадали. За повреждение рифа в национальном заповеднике заплатили, а ответственность возложили на издателя карт — NGA (Национальное агентство геопространственной разведки США), которому не только подкинули денег на повышение качества карт, но и обязали опубликовать на своем сайте покаянное письмо.
Вахтенный журнал яхты «Апостол Андрей», куда были занесены фактические расхождения с данными карты
Атоллы Тихого океана
Местоположение тихоокеанских атоллов на существующих картах, некоторые из которых, думается, основаны на съемках времен Кука, давно вызывает сомнение. В 2005 году капитан Николай Литау, совершая свое третье кругосветное плавание на яхте «Апостол Андрей», в очередной раз потерял руль около Антарктиды и был вынужден зайти в Веллингтон (Новая Зеландия) для ремонта. Поскольку сезон, благоприятный для плавания в сильно южных широтах, был упущен, Николай заявил, мол, для бешеной собаки 6000 миль не крюк, и яхта направилась во Владивосток.
По пути «Апостол Андрей» по моей просьбе посетил несколько атоллов, чтобы проверить их координаты. Судя по его данным, 1,2−3 мили — таково было типовое «смещение» атоллов от позиции яхты в геоцентрической системе координат. То же касалось и глубин на входе в лагуны: при глубине на карте 40−50 м эхолот показывал 10 м.
Виноват масштаб?
Получившая широкую известность авария яхты Team Vestas Wind, случившаяся 29 ноября 2014 года посреди Индийского океана во время гонки Volvo Ocean Race, тоже косвенно связана с «белым пятном», хотя опытный австралийский шкипер Крис Николсон должен был учитывать и возможные несоответствия на картах, и существенные отклонения от проложенного маршрута при лавировке. Выйдя 19 ноября на старт второго этапа кругосветной гонки в Кейптауне, спустя десять дней яхта на скорости 19 узлов буквально вылетела на один из островов рифа Каргадос-Карахос. Потом на пресс-конференции Крис Николсон заявил: «Это было огромной ошибкой, которую мы совершили… просто вопрос масштаба».
Для навигации использовалась электронная картографическая система на ноутбуке с базой электронных карт C-MAP MAX. Ошибка, о которой сказал Крис, заключалась в том, что маршрут из Кейптауна в Абу-Даби через океан штурман яхты Ваутер Вербраак прокладывал по карте самого мелкого масштаба (1:5 000 000), оцифрованной с обзорной бумажной карты Индийского океана. В коллекции электронных карт, загруженной в навигационное приложение Expedition, были детальные карты этого рифа и его окрестностей, но штурман не заглянул глубже и не использовал доступные инструменты автоматической проверки маршрута. Expedition — наиболее популярная у яхтенных гонщиков программа — при использовании векторных карт реализует важнейшие функции электронной картографии: автоматическую проверку маршрута на пересечение с картированными опасностями и подачу сигнала тревоги при обнаружении опасностей в контрольной зоне по курсу судна. Эти проверки выполняются с использованием электронных карт наиболее крупного из имеющихся в базе данных масштаба, независимо от того, какая карта отображается на экране. Более того, этому приложению посвящены несколько книг, так что если бы Вербраак владел своим навигационным инструментом и помнил базовые постулаты навигации, аварии бы не произошло.
Яхта Team Vestas Wind в гонке Volvo Ocean Race (2014)
Будьте бдительны!
Глядя на карты Google, трудно себе представить, что у картографов и гидрографов еще много дел на суше и на море. Несмотря на возможности дистанционного зондирования со спутников, лидарной съемки с самолетов, современной съемки многолучевыми эхолотами, работа по картографированию Мирового океана далека от завершения. По оценке МГО (Международной гидрографической организации), современным требованиям соответствует гидрографическая изученность примерно 50% площади морских акваторий в пределах 200-метровой изобаты, а для районов открытого океана этот показатель только 18%.
Детальная карта (М 1:75 000) злосчастного рифа
Но если «белые пятна» на картах гидрографы рано или поздно «закрасят», то «белые пятна» в головах судоводителей (пробелы в их знаниях) не по силам исправить никому, кроме них самих. Общеизвестно, что большинство решений в жизни нам приходится принимать в условиях дефицита информации; управление судном — не исключение. Давайте представим, что у нас есть точные и актуальные карты на все судоходные акватории, определение всех навигационных параметров производится без погрешности и со стопроцентной надежностью, не мешает туман и переменные течения, а прогнозы погоды метеорологов перестали быть поводом для шуток… И что? В лучшем случае мы окажемся в роли пассажиров на беспилотниках: яхтах, кораблях… А пока задача ответственного и компетентного судоводителя — построить и постоянно держать в уме актуальную модель текущей навигационно-гидрографической ситуации, используя всю доступную (и порой противоречивую) информацию. Когда адекватность такой модели страдает, становятся критичными и «белые пятна».
Белые пятна на карте Земли (7 фото)
Сложно поверить, но человек до сих пор не сумел исследовать всю Землю. Космические аппараты отправляются уже не к соседним планетам — мы пытаемся проникнуть даже в тайны далеких вселенных, не имея точных данных о значительной части территории Земли. Вот 7 белых пятен, куда научные экспедиции доберутся еще не скоро.
Гренландия
Крупнейший остров мира остается и самым неисследованным островом. Ледовый щит покрывает 81% Гренландии, максимально затрудняя задачу исследователей. Кроме того, погодные условия здесь вполне соответствуют обстановке: сильный ветер, частые снежные бури и постоянный мороз. Название острову явно выбирали второпях.
Северные Колумбийские горы
Северные Колумбийские горы еще давно облюбовали местные наркоторговцы. Горные хребты связывает многоярусная система пещер, из которых есть выходы в скрытые от наблюдения долины. Сюда пытаются проникнуть лишь самые смелые исследователи, готовые променять собственную жизнь на подробную карту еще не изученной местности. Немногие вернувшиеся научные экспедиции приносят удивительные данные об уникальном животном мире, представителей которого не встретишь больше нигде.
Тропические леса Амазонки
Плотная чаща леса, населенного опасными животными и ядовитыми растениями, остается непреодолимым препятствием для картографов. В тропических лесах до сих пор сохранились дикие племена, которые понятия не имеют о внешнем мире.
Папуа-Новая Гвинея
Волшебные пейзажи, невероятная фауна и удивительная флора: Папуа-Новая Гвинея вполне могла бы сойти за рай на Земле — вот только вместо ангелов остров населяют дикие туземные племена, частенько практикующие каннибализм. Наличие цивилизации ни в коей мере не умаляет опасности, которая поджидает потенциальных исследователей. К примеру, в 2012 году выборы главы государства сорвались из-за группы каннибалов, терроризирующих местное население.
Тристан-да-Кунья
Небольшой архипелаг по-прежнему остается одним из самых труднодоступных мест планеты. Удивительно — человек сумел выйти в космос, но не смог освоить даже собственную планету. Единственный населенный остров архипелага, Тристан-да-Кунья, населен потомками первых шотландских поселенцев, которые могут связаться с цивилизацией лишь раз в месяц, соответственно с графиком рыболовецких судов.
Ганкар Пунсум
На границах Тибета, Бутана и Китая расположены высочайшие пики гор Ганкар Пунсум. Они остаются неисследованными по политическим причинам: все три государства поддерживают вялотекущий спор об этой территории. Кроме того, покорить Ганкар Пунсум смогли бы лишь профессиональные альпинисты — а таких в рядах кабинетных картографов считанные единицы.
Марианская впадина
Ученые шутят, что даже Луна изучена лучше, чем Мировой океан. Мы и в самом деле понятия не имеем, что может скрываться в морских глубинах, лежащих в стороне от торговых маршрутов. Кроме того, существует еще и загадка Марианской Впадины, самого глубокого места планеты. Всего три человека за всю историю смогли погрузиться в пугающий мрак Марианского Желоба — в том числе и Джеймс Кэмерон. Знаменитый режиссер сумел взять образцы неизвестных науке живых организмов, а камеры его батискафа засняли несколько удивительных рыб, больше похожих на морских чудовищ.