Что называется архитектурными деталями штукатурки
Вы здесь
Оштукатуривание архитектурных деталей
В современном массовом строительстве архитектурные детали, такие, как сложные карнизы, наличники, пилястры, используются довольно редко. Однако они часто встречаются при ремонтных и реставрационных работах.
Оштукатуривание откосов оконных, дверных и других проемов выполняют по направляющим правилам (рис. 8.13, а). Раствор наносят послойно до образования намета требуемой толщины и разравнивают малкой. Для получения проемов с ремешками применяют направляющие правила с бортиками или специальные галки.
Карнизы, наличники и другие тяги (профилированные полосы, которые выступают над оштукатуренной поверхностью) вытягивают с помощью шаблонов по направляющим правилам (рис. 8.13, б). Правила устанавливают по шаблонам и крепят к поверхностям после схватывания грунта. Раствор наносят слоями толщиной до 10 мм, и каждый слой протягивают шаблоном, срезая излишки раствора. После многократного повторения процесса формируются тяги по профилю шаблона. В углах тяги разделывают от руки с помощью отрезовки, линейки и полутерка или профильными досками отборных шаблонов.
Потолочные русты формируют в неокрепшем растворе с помощью простейших шаблонов или специальных полутерков-рустовок, перемещаемых по направляющим правилам. К потолку правила прижимают стойками.
Плинтусы натирают специальными фасонными полутерками, вытягивают шаблонами или отливают. В последнем случае на определенном расстоянии от стены устанавливают деревянный плинтус-опалубку с обратным профилем и промежуток заполняют раствором. Через день опалубку снимают и плинтус доводят.
До оштукатуривания колонны провешивают и устанавливают марки и маяки. Прямоугольные колонны оштукатуривают по направляющим правилам или вытягивают шаблонами. Многогранные колонны вытягивают шаблонами. Круглые колонны оштукатуривают по кольцевым маякам или вытягивают шаблонами, как и многогранные. Каннелюры на всех видах колонн вытягивают шаблонами. При вытягивании колонн переменного сечения и каннелюр на них применяют качающиеся шаблоны (рис. 8.13, в).
Источник: Технология строительных процессов. Снарский В.И.
15. Оштукатуривание архитектурных деталей
15. Оштукатуривание архитектурных деталей
Прямолинейные тяги. Штукатурной массе можно придать любую форму, пользуясь для этого шаблонами различной конфигурации. Фасонные детали, которые приходится выполнять штукатуру, могут быть прямолинейными и криволинейными.
В предыдущей главе были приведены способы выполнения рустованных камней. Это пример исполнения прямолинейных архитектурных деталей, особенно вытягивания с помощью специальных шаблонов глубоких фасонных рустов.
Наиболее часто штукатуру приходится исполнять такие прямолинейные архитектурные детали, какими являются карнизы. Их применяют для украшения как внутренних помещений, так и фасадов зданий.
Простейшим карнизом является падуга — четвертная выкружка в верхнем углу комнаты. Ее делают после того, как на потолке и стене нанесены подготовительные слои штукатурки. По линии угла ковшом или лопаткой набрасывают раствор, разравнивают полутерком, придавая необходимую форму. Если падуга имеет небольшой радиус, то после накрывки ее затирают небольшим, узким полутерком. Для получения более точной отделки применяют галтельную терку, имеющую профиль падуги (рис. 70). Ею работают так же как при обработке лузг, двигая терку по горизонтали. В особенно ответственных случаях падуги вытягивают шаблоном.
Все фасонные карнизы тянут только шаблонами.
Шаблоны изготовляют в натуральную величину из досок и брусков и оковывают с одной стороны кровельным железом, вырезанным
в соответствии с заданным профилем. На противоположной стороне профильной доски снимают фаску под углом 45°. Фаску называют «лоск», железную оковку — «обдир». Железо против доски выдвигают на 3–4 мм.
Шаблон может быть более простой конструкции, когда по направляющей рейке скользит обычный полозок (рис. 71), или улучшенной — для более тяжелых шаблонов, которые для облегчения движения снабжают роликами (рис. 72).
Если тянут профиль из декоративного раствора с крупным наполнителем, то делают двойную металлическую оковку. Первую оковку выдвигают против доски на 3–4 мм, а поверх прибивают вторую того же профиля, выдвигая ее против первой на 5 мм (рис. 73).
Одним шаблоном не удастся протянуть прямую часть карниза и угол. Для углов нужен особый шаблон, где профильная доска расположена под углом 45° к полозкам (рис. 74) и оковка расположена по-иному (рис. 75).
Предъявляют очень высокие требования как к точности изготовления шаблонов, так и к установке их и направляющих реек, по которым шаблоны движутся. Ведь отмазки будущего карниза (крайние участки, заходящие на стену и потолок) будут служить маяками для накрывочного слоя. Поэтому накрывку делают всегда после тяги карнизов.
Направляющие рейки ставят на стене и потолке. К кирпичным и бетонным стенам их «примораживают» раствором из чистого гипса и крепят специальными рейкодержателями.
На деревянных стенах и потолках рейки крепят «лепухами» (часть рейки длиной 40–50 см, шириной 6–8 см). На расстоянии трети от края рейки забивают гвоздь — вот и вся конструкция. Противоположный край прижимает рейку снизу, не доходя до края на треть ее ширины. После полной выверки «лепухами» плотно прижимают рейки и для большей надежности их подмазывают гипсовым раствором.
В зависимости от того, на какое расстояние будет выступать карниз, ставят или не ставят металлическую сетку. Сетка необходима, если карниз имеет вынос от стены и потолка более чем на 25 см.
Отделку карнизов начинают с нанесения грунта обычным способом. Раствор между рейками набрасывают слоями не толще 10 мм (используют известково-алебастровый раствор 1:3) и каждый слой разравнивают шаблоном. Следующий слой не кладут, пока предыдущий не схватится.
Вытянув карниз начерно, нужно его несколько раз хорошо продрать шаблоном. Затем смахивают кистью с карниза и реек все песчинки, тщательно промывают водой шаблон и растворный ящик. Сеют гипс через сетку с ячейками 0,5 мм, размешивают с водой до жидкой консистенции. Пропускают через сетку с ячейкой 1 мм.
Выждав, пока масса начнет густеть, быстро наносят ее на карниз мастерком или ковшом Шаульского и тянут шаблон «на лоск». На тяге не должно оставаться ни одной царапины, именно для этого и нужно было так тщательно готовиться к накрывке.
И еще один совет. Производя накрывку, надо двигать шаблон не слева направо, а справа налево, вперед фаской. Тогда поверхность получится гладкой.
При вытягивании карнизов из декоративных штукатурок нужно брать для обрызга и грунта те же растворы, которые служат для этих целей при оштукатуривании всей плоскости фасада; это необходимо, чтобы не было расхождения в цвете между карнизом и стеной. Вытянув профиль карниза по грунту «на сдир», поверхность тяги нацарапывают, выдерживают некоторое время, набрасывают накрывочный слой декоративного раствора и тянут профиль «на лоск» (рис. 76). Для накрывки употребляют декоративный раствор одного тона со стеной.
Криволинейные тяги. При производстве прямолинейных тяг, как говорилось выше, направляющими служат прямые рейки. А как быть, если нужно выполнить тяги круговые, полуциркульные, эллиптические? Здесь нужен иной инструмент, другой подход к работе.
Тяги различного вида кривизны выполняются с помощью так называемой воробы — профильной доски с подвижной радиусной рейкой. Каждый вид криволинейных тяг требует соответствующего ей инструмента. Чтобы его изготовить, надо, прежде всего, определить центр кривизны и длину радиуса каждой данной тяги.
Начнем с наиболее простой тяги — полуциркульной арки (рис. 77).
Здесь найти центр кривизны легко: поскольку арка представляет половину окружности, центр ее лежит на середине ширины проема. По диаметру будущей арки помещают рейку со штырем в центре. Вороба на своей рейке имеет отверстие, удаленное от нижней профильной грани воробы на расстояние радиуса арки. Посадив рейку воробы на штырь, рабочий ведет профильную доску по кругу, вытягивая нужный профиль.
Центр в пологой (или сегментной) арке (рис. 78) лежит на половине ширины проема на пересечении линий пят арки. В этой точке и ставят рейку со штырем, помещая на него рейку воробы, и ведут профиль.
Может случиться, что тяга имеет большой радиус кривизны (арка настолько полога, что центр кривизны располагается даже где-то под полом), тогда тягу выполняют без воробы. Для этого делают лекала — криволинейные направляющие (рис. 79) и по ним ведут шаблон. Лекала выполняют из сосновых реек. Чтобы они не ломались, их замачивают в воде. На одной стороне рейки до половины ее ширины через 5–6 см делают пропилы и сгибают рейку, чтобы пропилы сошлись.
Криволинейные направляющие можно выпилить из доски.
Тяга кругов и круглых розеток. На стене эта тяга производится по тому же принципу, что и при отделке арок, только здесь тянут круг, а не полукруг или сегмент.
Несколько сложнее вытянуть круглую розетку на потолке. Здесь приходится между полом и потолком устанавливать вращающуюся стойку. На потолке отмечают центр круга. Из этой точки опускают отвес и переносят отметку на пол. Между ними и ставят вращающуюся стойку, на которой укреплена профильная доска (рис. 80).
Для тяги купола применяют шаблон, изображенный на рис. 81.
Есть еще несколько видов арок различной конфигурации, которые требуют более сложного геометрического построения для определения центров радиусов коробы, поскольку обычно приходится вести криволинейные тяги из нескольких центров. Так из двух центров тянут стрельчатые (рис. 82), из трех или даже из пяти — коробовые.
Остроконечные арки имеют участки радиусных и прямолинейных тяг. Сложны по своему построению контуры эллиптических тяг, тяг криволинейных суживающихся профилей, криволинейных тяг с центрами кривизны с двух сторон тяги. Во всех этих случаях квалифицированный штукатур должен иметь специальные познания, чтобы не только уметь прочесть чертеж, но и перенести его контуры на плоскость.
Читайте также
Краткий словарь архитектурных терминов
Краткий словарь архитектурных терминов Антаблемент (франц. entablement, от table — стол, доска) — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть — архитрав,
Магия деталей
Магия деталей Николя Лестаж (16?? — 16??)На гербе, пожалованном ему его царственным покровителем, королём Франции Людовиком XIV, на лазурном поле красовался сапог, увенчанный короной, в окружении двух геральдических лилий. Что могло заставить монарха, который задавал моду
Оштукатуривание стен печи
Оштукатуривание стен печи После полного высыхания печи выполите отделку ее стен. Если вы оставляете печь без отделки, то зашлифуйте все неровности красного кирпича, швы расшейте. Цвет кирпича можно усилить слабым раствором соляной или серной кислоты.Печь-каменку можно
Использование деталей окружающей обстановки
Использование деталей окружающей обстановки Умение использовать окружающую местность для своей пользы и принятие во внимание предметов обстановки дают огромное преимущество в реальной схватке и являются одним из важнейших отличий спортивных единоборств от
6.2.1. Повреждение деталей подвески
3. Изгиб деталей
3. Изгиб деталей (I) Разрешается править только те изогнутые детали, о которых даны указания в настоящем Руководстве.Правку деталей производить без нагрева, медным или деревянным молотком, на гладкой стальной или свинцовой плите, а в отдельных случаях (изгиб осей рамки
10. Наплавка и сварка деталей
10. Наплавка и сварка деталей При ремонте деталей наплавкой в местах перехода от наплавленного слоя к основному металлу допускаются небольшие черновины и раковины. Допускается также повторная сварка или наплавка с предварительной подготовкой под сварку, если нет
Б. Подготовка деталей к очистке
Б. Подготовка деталей к очистке 4. Обезжирить детали в ванне, содержащей раствор следующего состава: кальцинированная или каустическая сода 100 г вода 1 л или мыло твердое 30 г вода 1 л Обезжиривать детали в кипящем растворе.5. Промыть детали в холодной
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОКСИДИРОВАНИЮ ДЕТАЛЕЙ РЕВОЛЬВЕРА
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОКСИДИРОВАНИЮ ДЕТАЛЕЙ РЕВОЛЬВЕРА Для предохранения металлических деталей револьвера от ржавления поверхность деталей оксидируется.Для получения качественного оксидного покрытия рекомендуется следующая схема технологического процесса:1. Подготовка
13. Оштукатуривание фигурных поверхностей
13. Оштукатуривание фигурных поверхностей Отделка углов. Любое помещение имеет, естественно, не только плоские поверхности стены и потолки, а и углы, откосы, русты, карнизы, ниши и все это требует отделки, причем особенно тщательной. Если на большой прямой плоскости
GardenWeb
Архитектурные детали зданий и их отделка
Внутреннее пространство здания (интерьер) и фасад отделывают различными штукатурками, украшают архитектурными деталями (рис. 1). Цоколь может быть отделан цементными или каменными штукатурками с гладко затертой поверхностью.
В стенах устраивают ниши прямоугольной, полуциркульной или круглой формы, простые или оформленные различными тягами, пилястрами, колоннами. Внутри ниш часто устанавливают статуи, вазы или картины. Колонны и пилястры устраивают на всю высоту здания либо в пределах одного или нескольких этажей. Стены также украшают карнизами, филенками, лопатками, рустами. Карнизы бывают лобовые, или венчающие, завершающие верх здания, или междуэтажные, отделяющие один этаж от другого. Филенки — рамки, окружающие определенное поле стены, потолка, свода. Лопатки — узкие вертикальные полосы. Они бывают гладкие или рустованные. Русты — это швы, отделяющие камни друг от друга. Кладку или облицовку стен здания выполняют грубо отесанными (рустованными) либо выпуклыми камнями. Русты бывают простой или сложной формы. По стенам фасадов часто устраивают пояски-тяги тупого профиля, располагая их на уровне междуэтажных перекрытий, создавая горизонтальное членение стен. В некоторых случаях отдельные части фасада делают слегка выступающими. Выступы профилируют, образуя раскреповки. Узкая профилированная часть пилястры также называется раскреповкой.
Окна и двери могут служить для украшения фасада. Их располагают в одиночку или группами. По форме окна бывают прямоугольными, полуциркульными, круглыми, овальными. Полуциркульные двери и окна часто располагают рядом, образуя аркаду. Аркада — это ряд повторяющихся одинаковых проемов, перекрытых арками. Для оформления окон и дверей применяют наличники, карнизы, контрналичники, сандрики. Под окнами и на крыше делают пьедесталы, балюстрады. Окна и двери могут быть оформлены полным или неполным архитектурным ордером.
Стены часто завершают парапетами и аттиками. Парапет возвышается на 70—100 см над крышей и служит одновременно ограждением и украшением. Парапет бывает в виде сплошной стенки или отдельных столбов-балясин, которые образуют балюстраду. Аттик представляет собой стенку с цоколем и карнизом. Поле или стенку аттика обрабатывают филенками. На стенках иногда делают буквы или надписи. Верхние части стен часто делают треугольной формы. Образуемый горизонтальным и двумя наклонными карнизами треугольник называется фронтоном. Стена между этими карнизами называется полем фронтона.
На углах и вершине фронтона или на столбах балюстрады ставят украшения треугольной формы — акротеры, вазы, статуи, треножники.
Потолки и своды в больших помещениях украшают квадратными, прямоугольными, круглыми, многогранными углублениями — кессонами. Кессоны разделяются между собой гладкими дорожками или тягами.
В местах соединения потолка и стен выполняют тяги, или карнизы, из набора архитектурных обломов. Архитектурные обломы (рис. 2) по очертанию профиля бывают прямолинейные и криволинейные. Они образуются из прямолинейных простых криволинейных и сложных криволинейных профилей. Из сочетания простых обломов получаются сложные обломы, например астрагал, представляющий собой валик с полочкой. Из обломов составляют архитектурные профили тяг на карнизах (рис. 3), ордерах, капителях.
Лопатки — узкие вертикальные полосы, проходящие по стенам. Они бывают гладкими или рустованными. По стенам фасада часто устраивают пояски-тяги тупого профиля, располагая их на уровне междуэтажных перекрытий, создавая горизонтальное членение стен. В некоторых случаях отдельные части фасада делают слегка выступающими. Выступы оформляют тягами или профилируют, образуя раскреповки. Узкая профилированная часть пилястры также называется раскреповкой. Разделка раскреповки штукатурным способом требует мастерства и длительного времени. Гораздо проще и быстрее выполнить раскреповку лепным способом. Такую работу могут выполнять мастера не очень высокой квалификации.
Часто на стенах здания устраивают балконы или лоджии. Балкон — это площадка открытого типа, огражденная перилами, часто состоящими из балясин. Балконы опираются на консоли или колонны, а иногда просто на столбы. Лоджия бывает или вделанной внутрь дома, и ее огражденная открытая часть находится на одном уровне со стенами, или выдвинутой из-за плоскости стен, т. е. как балконы с одной открытой стороной. Вход на балкон и лоджию — из помещения.
Бывают и эркеры наподобие утепленных балконов, они увеличивают жилую площадь и соответственно утеплены.
Стены вверху часто завершают парапетами или аттиками. Парапет возвышается на 70—100 см над крышей и служит одновременно ограждением и украшением. Парапет может быть сплошной стенкой или состоящей из балясин, которые образуют балюстраду. Аттик представляет собой стенку с цоколем и карнизом. Поле или стенку аттика обрабатывают филенками. На стенках иногда делают буквы, или надписи, или лепные украшения. Верхнюю часть стен часто делают треугольной формы. Образуемый горизонтальным и двумя наклонными карнизами треугольник называется фронтоном 16. Стена между этими карнизами называется полем фронтона.
На углах и вершине фронтона или на столбах балюстрады ставят украшения треугольной формы — акротеры, вазы, статуи, треножники.
Раньше на фасадах зданий очень часто делали маски, кронштейны, картуши и другие архитектурные детали. Особенно широко применяли колонны тосканского, дорического, ионического, коринфского и сложного ордеров. Капители некоторых колонн вытягивали или выполняли лепным способом.
Лепные украшения выполняли не только на фасадах, но и внутри помещений, на карнизах, потолках и т. д.
Потолки и своды в больших помещениях украшают квадратными, прямоугольными, многогранными, круглыми углублениями, называемыми кессонами. Кессоны разделяются между собой гладкими дорожками, или тягами.
В местах соединения потолка и стен выполняют карнизы — тяги разного размера, состоящие их архитектурных обломов. Часто в карнизах специально оставляют места, в которых затем монтируют ионики или другой орнамент, выполняемый лепщиками.
Широко распространенных лепных изделий насчитывается около 70.
В лепных работах чаще всего используют изделия с простым, средней сложности и сложным рисунком или орнаментом: ионики, витые валики, вьюнки, тростники, веревочки, вязки из дубовых, лавровых и других листьев, редкие и частые бусы, горох, шишки, акантовые листья, триглифы, венки, гирлянды, розетки всевозможной формы с простым и сложным рисунком, капители, базы, балясины, поручни, тетивы, вазы, модульоны, кронштейны, маски, гербы, картуши, эмблемы, вентиляционные решетки и т. д.
Модели для таких изделий могут быть только вытянутыми (одни тяги), вытянутыми с лепным рисунком или полностью лепными. Модели бывают глиняные, пластилиновые, гипсовые, деревянные и другие.
Краткий терминологический словарь
Краткий терминологический словарь
Абака — верхний элемент капители большинства ордеров, чаще всего в форме квадратной утолщенной плиты.
Абсида (апсида) — полукруглый, граненый или прямоугольный в плане выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Акротерий — скульптурное украшение (статуя, пальметта), помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения.
Ансамбль — гармоничная группа архитектурных сооружений.
Антаблемент — архитектурно обработанное балочное перекрытие пролетов между колоннами; состоит из трех горизонтально расположенных членений: архитрава, фриза и карниза.
Антисептик — химическое вещество, обладающее противомикробным действием (применяют для защиты от гниения древесных материалов).
Анфилада — ряд смежных помещений или дворов, соединенных друг с другом проемами, которые расположены по одной оси, со сквозным видом из первого помещения в последнее.
Арабески — орнаменты, состоящие из причудливого сочетания растительных форм с завитками, гирляндами, фигурами фантастических животных, людей.
Арка — перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами клинчатой формы. Арке придают вид полукруга (циркульная арка), трехцентровой кривой (коробовая арка), дуги окружности с небольшим подъемом (лучковая перемычка).
Аркада — ряд арок, совершенно одинаковых по виду и устройству, опирающихся на ряд столбов, колонн или простенков одинаковой ширины.
Архитрав — нижняя горизонтальная, конструктивно главная (несущая) часть антаблемента, аналогичная балке на двух или нескольких опорах.
Астрагал — архитектурный облом в виде соединения валика с полочкой, гладкой или орнаментированной.
База — подножие (основание) нижнего элемента колонны, пилястры, столба, пилона.
Балюстрада — ограждение лестниц, балконов, состоящие из ряда невысоких деревянных, каменных, металлических фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.
Барельеф — скульптурный рельеф (малая выпуклость), выступающий менее чем на половину объема над плоскостью стены.
Вал — архитектурный выпуклый облом, полукруглый в поперечном сечении.
Вал четвертной — облом с профилем в четверть круга.
Валик — узкий выпуклый облом с полукруглым профилем, который обычно сочетается с обломами других профилей.
Волюта — архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре — один из главных мотивов в оформлении капители некоторых древневосточных и классических ангинных ордеров.
Выкружка — архитектурный вогнутый облом с криволинейным профилем в виде 1/4 части окружности или овала.
Выносная плита — полка простая или профилированная со значительным выносом, который составляет в некоторых ордерах главную часть карниза.
Габарит — предельный обобщенный контур здания, сооружения, конструкции.
Галтель — узкая планка, прикрывающая щель в стыках.
Гидрофобность — неспособность вещества (материала) смачиваться водой.
Гипс (строительный гипс) — плотный, мелкозернистый, белого цвета строительный материал естественного происхождения, получающийся от обжига кусков гипсового камня.
Горельеф — скульптурное изображение (рельеф), выступающее за плоскость, которую он украшает, более чем на половину своего объема.
Гусек — облом карниза с профилем из двух дуг (одинакового радиуса), обращенных в противоположные стороны: верхняя часть гуська всегда выпуклая, нижняя — вогнутая.
Декоративный — служащий для украшения или убранства.
Интерьер — внутренний вид помещения.
Инкрустация — уложенные или врезанные в деревянную или каменную поверхность фигурные куски из различных материалов (высокосортного дерева, слоновой кости, перламутра, цветных благородных металлов, полированных камней и т. п.), образующие рисунок в плоскости обрабатываемой поверхности.
Каблучок — облом, противоположный облому «гусек»; сочетание двух дуг, открытых в противоположные стороны: верхняя — вогнутая, нижняя — выпуклая.
Калевка — рубанок для фигурной обработки лицевых кромок деталей.
Канеллюры — ряд вертикальных желобков на поверхности колонны или пилястры.
Капитель — верхняя часть колонны, столба или пилястры.
Катализаторы — вещества, ускоряющие химические реакции.
Квадр — камень в форме прямоугольного параллелепипеда, предназначенный для кладки зданий.
Керамика — изделия и материалы из обожженной глины: кирпич керамический, пустотелые стеновые блоки (камни), розетки и украшения кирпичных стен по фасаду.
Класс бетона (марка бетона) — прочность при сжатии (МПа) стандартного образца бетона, испытанного через 28 суток с момента изготовления.
Консоль — выступающий или свешивающийся конструктивный элемент, который воспринимает вышележащую или подвешенную нагрузку.
Контрфорс — подпорка, упор, утолщение столба в виде наклонного ребра, конструктивно с ней связанного с наружной стороны и повышающего ее устойчивость.
Кордонный камень — облицовочный камень, накрывающий выступ плоскости цоколя.
Коробовый свод — свод, дающий в поперечном сечении коробовую (трехцентровую) кривую.
Ласточкин хвост — скрепление балок, блоков, плит при помощи вреза усеченного двойного клина в виде двух трапеций, соединенных узкими основаниями.
Лекальный (фасонный) — кирпич, идущий, главным образом, на отделку фасадов.
Лоджия — глубокая открытая ниша, образованная внешними стенами, впадающая в очертания фасада.
Ложок — длинная и узкая сторона кирпича размерами 25?6,5 см.
Лопатка — плоский вертикальный выступ стены небольшой толщины в виде конструктивного утолщения или с декоративной целью для вертикального членения.
Марка раствора — прочность при сжатии (МПа) стандартного образца раствора, испытанного через 28 суток с момента изготовления.
Меандр — разновидность ленточного орнамента в виде рисунка из извилистых, прямых и кривых линий.
Модуль — постоянная единица измерения, которой подчинены как основные габаритные размеры сооружения, так и размеры всех составляющих его частей.
Мозаика — декоративные поверхности стены, пола или изделия, получаемые выкладыванием ее цветными кусками камня, дерева, плотно пригнанными друг к другу и прочно прикрепленными к основанию цементирующим веществом.
Неф — помещение, часть интерьера, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Обелиск — каменный сужающийся кверху столб, устраиваемый в качестве монумента, памятного знака.
Обломы — архитектурные детали определенного профиля, единообразного по всей длине: полка, вал, валик, выкружка, скоция, каблучок, гусек, из которых составляются более сложные формы.
Ордер — архитектурная форма в виде колонны и антаблемента, размеры которых в целом и в отдельных частях подчиняются определенным правилам пропорциональных отношений.
Осадка — 1) технологический показатель пластичности раствора (бетонной смеси), определяемый в стандартных условиях, измеряется в см; 2) вертикальная деформация здания, сооружения, конструкции, в результате сжатия оснований фундаментов или других влияний от перегрузок, а также от ошибок, допущенных при проектировании и в процессе строительства.
Отлип — качество высыхания поверхности, при котором контакт окрашенной поверхности с внешним теплом не оставляет следа на контактируемых поверхностях.
Пальметта — орнамент в виде пальмового листа.
Пандус — пологий наклонный ход (взамен лестниц) для сообщения между этажами, в виде плоскости или винтовой поверхности без ступеней.
Панель — декоративная отделка нижней части стены.
Панно — часть стены или потолка, обнесенная рамкой и покрытая росписью, рельефом, тканью.
Парапет — невысокая стенка или ряд балясин с перилами на мостах, балконах, на крышах, над венчающим карнизом.
Перистиль — двор, окруженный крытой колоннадой.
Пилоны — толстые массивные столбы прямоугольного сечения, на которые опираются своды или арки.
Пилястра — прямоугольный в плане выступ стены с базой и капителью.
Плинтус — 1) профилированный брусок, укладываемый в месте соединения стены с полом; 2) прямоугольная или профилированная плоская квадратная основа базы колонны.
Полка — облом в виде вытянутого по горизонтали выступа с поперечным сечением трапеции или прямоугольника.
Полочка — облом в виде узкого гладкого выступа, окаймляющий или разделяющий более крупные обломы.
Портал — выступ фасада, оформляющий и выделяющий вход в здание в виде пилястр, полуколонн и архитрава над нами, но без колоннады.
Портик — выступ здания, оформляющий вход в него в виде галереи или полукруга с колоннадой, архитравом и крышей.
Пьедестал — возвышающееся над поверхностью земли основание монумента, колонны.
Розетка — орнаментальный мотив стилизованных цветов в виде круга, овала и т. п.
Ростверк — завершение свайного основания брусьями, бревнами или железобетонной плитой.
Руст — 1) камень, лицевая поверхность которого оставлена грубо околотой, с плоской окантовкой и профилировкой по краям; 2) штукатурка, разделанная под естественные камни правильной формы.
Связанная колонна — колонна, выступающая на 1/2 или 3/4 своей толщины из стены.
Сиккативы — вещества, хорошо растворимые в растительных маслах и служащие катализаторами их высыхания.
Скоция — асимметричный архитектурный облом с вогнутым профилем из двух дуг разного радиуса.
Слезник — углубление в виде продольной канавки вдоль нижней стороны карниза, подоконной доски, наружного отлива оконного переплета.
Стилобат — наземная несущая площадка, на которой устанавливается колоннада и все здание целиком.
Суспензия — дисперсная система, состоящая из двух фаз — жидкой и твердой, где мелкие твердые частицы взвешены в жидкости.
Тектоника — архитектурно выраженная структура здания и его частей (стен, арок, фронтонов и др.).
Толь — кровельный рулонный материал из картона, пропитанного каменноугольной смолой.
Триглиф — выступ на фризе дорического ордера в виде прямоугольных плит с вертикальными бороздами.
Тычок — торцевая поверхность камня или кирпича (12?6,5 см).
Усадка — свойство штукатурки (бетона) уменьшаться в объеме или в линейном измерении, как следствие физико-химических процессов твердения (кристаллизации).
Фактура — характер обработки поверхности — шероховатый, гладкий, полированный, рустованный, рваный.
Фаска — срез прямого угла бруска, доски, оштукатуренного угла (усенка).
Филенка — 1) доска, вставленная в раму двери (панели); 2) часть поля стены, обведенная рамкой, линией, углублением.
Флейц — плоская кисть, применяемая в живописи и в малярном деле для выравнивания свежеокрашенной поверхности.
Фреска — стенопись водяными красками по свежей известковой штукатурке.
Фриз — 1) средняя полоса часть антаблемента, между архитравом и карнизом; 2) обрамление поверхности пола по краям помещения у стен; 3) архитектурная деталь или орнамент в виде декорированной полосы.
Фронтон — верхняя часть стены, симметрично ограниченная скатами крыши, а снизу отделенная от него венчающим карнизом.
Циклопическая кладка — кладка из огромных, необработанных или грубо околотых камней неправильной формы.
Цилиндрический свод — свод, имеющий в поперечном сечении полуокружность.
Цоколь — нижняя, наземная часть наружной стены, несколько выступающая вперед.
Штук (стукко) — высший сорт штукатурки (известь и толченый мрамор), допускающий обработку резцом и полировку под облицовочный камень.
Щипец — треугольный участок фасадной стены между двумя скатами кровли, не отделенный карнизом от нижней части стены.
Экстерьер — внешний вид здания или ансамбля.
Эмульсия — дисперсная система, состоящая из двух нерастворяющихся друг в друге жидкостей, одна из которых (дисперсная фаза) распределена в другой.
Энтазис — утолщение ствола колонны.
Эхин — часть капители в виде круглой (в плане) подушки с выпуклым криволинейным профилем (четвертной вал).
Читайте также
Краткий словарь автомобилиста
Краткий словарь автомобилиста Авария– повреждение любого сооружения, оборудования, машины, в том числе автомобиля.Автобус– пассажирский автомобиль для перевозки более 9 человек, включая водителя.Автобус большого класса– автобус с габаритной длиной от 10,5 до
Терминологический словарь
Терминологический словарь Авангардизм (от франц. avantgarde – «передовой отряд») – название одного из направлений в музыке XX века. Включает несколько течений. Авангардизм возник как противопоставление уже сложившимся идеям классических музыкальных произведений, а также
Краткий фотографический словарь
Краткий фотографический словарь А АВТОПОРТРЕТсъемка самого себя при помощи фотоаппарата, оснащенного автоспуском. Некоторые фотографы снимают автопортрет при помощи зеркала.АВТОСПУСКмеханизм для автоматического срабатывания затвора через некоторое время после его
Краткий топонимический словарь Приэльбрусья
Краткий топонимический словарь Приэльбрусья (написание карачаево-балкарских слов дано в русской транскрипции)адамал — люди;аз — мало;азау — клык;аман — плохой;артык — запасной, задний;ат — конь;ауз — ущелье, узкая долина;балык — рыба;баши — вершина, голова;бир —
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ АВИАЦИОННЫХ ТЕРМИНОВ
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ АВИАЦИОННЫХ ТЕРМИНОВ Амфибийныи самолет (амфибия)– гидросамолет, оснащенный дополнительным колесным шасси, имеет возможность взлетать и садиться на воду и твердую поверхность Аэродинамика– раздел механики сплошных сред, в котором изучаются
Краткий словарь
Краткий словарь Абсолютная звездная величина М — видимая звездная величина, которую имела бы1 звезда, если бы находилась от нас на стандартном расстоянии 10 парсеков (примерно 300 млн. млн. км).Астрономическая единица (а. е.) — за астрономическую единицу принято среднее
Краткий словарь архитектурных терминов
Краткий словарь архитектурных терминов Антаблемент (франц. entablement, от table — стол, доска) — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть — архитрав,
Приложение. Краткий словарь рыболовных терминов
Приложение. Краткий словарь рыболовных терминов БАГРЕНИЕ – способ рыболовства, заключающийся в том, что специальным орудием стремятся резкими рывками поддеть рыбу заостренными крючками. Орудия лова используются самые разные (якорьки разных размеров, блесны-«крабы»,
Краткий словарь для писателя и сценариста
Краткий словарь для писателя и сценариста Я не ставлю задачу составления нового литературоведческого словаря, поэтому здесь будет представлено лишь небольшое количество часто встречающихся и необходимых терминов. Казалось бы, их должны знать все, но поскольку я очень
Краткий словарь ножевых терминов
Краткий словарь дайвера
Краткий словарь дайвера Акваланг (лат. aqua – вода + англ. lung – легкое) – аппарат для дыхания человека под водой.Бездекомпрессионный лимит – количество минут на данной глубине, оставшееся до перехода погружения в декомпрессионное, – с обязательными остановками на