Что названо в честь семена челюскина
Челюскин Семен Иванович
Семен Челюскин родился 10 декабря 1700 года в городе Белев, Тульская область. Осенью 1714 года, юноша зачислен в московскую Школу математических и навигационных наук, которая находилась в Сухаревской башне. Начиная с 1720 года служил на кораблях Балтийского флота навигатором.
Челюскин занял должность ученика штурмана и подштурмана. Далее, продолжил службу на Балтике. С 1733 года, участвовал в Великой Северной экспедиции. В период с 1735 по 1736 год, являлся штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции Прончищева. Вел дневниковые записи данной экспедиции. Так же, конспектировал описание открытого берега.
В сентябре 1736 года, из-за болезни и смерти Прончищева, Челюскин принял командование кораблем и вывел судно из залива Фаддеяк к устью реки Оленек. В декабре 1736 года, санным путем вместе с геодезистом Чекиным вернулся в город Якутск.
Далее, после ремонта «Якутска», принял участие в экспедиции Лаптева, а с 1741 по 1742 год, занимался исследованиями западного побережья полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Енисея.
Семен Иванович являлся первооткрывателем самого северного места континентальной Евразии, которое позже названо мысом Челюскина. Осенью 1742 года, вернулся в город Санкт-Петербург, где получил звание «мичман».
Семен Иванович Челюскин скончался 24 ноября 1764 года в возрасте шестидесяти четырех лет. Место погребения ученого точно не установлено.
Память о Челюскине
Бревно как знак самой северной точки Евразии
20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин достиг северной оконечности полуострова Таймыр и открыл мыс, сто лет спустя получивший его имя
Фамилия Челюскина у большинства жителей нашей страны ассоциируется со знаменитым пароходом ледового класса и эпопеей, связанной с его экспедицией и спасением участников после гибели судна. Тот, кто хорошо знает географию, вспомнит, что такое же имя носит самая северная оконечность Евразийского континента — мыс Челюскина. И лишь немногие скажут, что свое название и знаменитый пароход, и самый северный мыс получили в честь первооткрывателя этой точки — русского штурмана Семена Челюскина. Именно он 20 (9 по ст. ст.) мая 1742 года сумел добраться до безымянного еще мыса на северной оконечности полуострова Таймыр, тем самым навсегда и вписал свое имя в историю великих географических открытий и в историю России.
Недоросль из Навигацкой школы
Биографы Семена Челюскина по сей день спорят о том, в каком году он появился на свет. Наиболее вероятными считаются две даты – 1704 и 1707 годы. Получается, что в Москву на смотр дворянских недорослей в 1714 году — это первая точная дата в биографии Челюскина — он явился в возрасте семи или десяти лет, и почти сразу же был зачислен в Школу математических и навигацких наук.
Портрет штурмана русского флота Семена Челюскина работы неизвестного автора, XVIII век.
Источник: http://stuki-druki.com
Зачисление в это учебное заведение, считающееся первым в российской истории специализированным инженерно-техническим и военно-морским заведением, стало поворотным моментом в судьбе будущего первооткрывателя. Однако его могло и не быть. по политическим причинам. Семья Челюскиных, или, как они писались до конца XVII века, Челюсткиных, была хорошо известна в Московском царстве, из нее вышло немало высокопоставленных придворных — воевод, «письменных голов», стольников и стряпчих. Должности головы, то есть фактически чина полковника, достиг дед будущего штурмана, Родион Матвеевич, который активно участвовал в карьере своего сына, Ивана Родионовича. Но именно с него и начались неприятности рода Челюскиных. После знаменитого стрелецкого бунта 1698 года фамилия оказалась в списке неблагонадежных. И если бы не потребность царя Петра I в новых морских кадрах и не способности недоросля Семена, неизвестно, сохранилась бы память о семействе Челюскиных в истории нашей страны.
А способности у мальчика оказались недюжинными. Поначалу, как удалось установить историку и биографу Валерию Богданову, он был определен в класс русской грамоты, основной задачей которого было выявление наиболее способных учеников и подготовка их к более серьезному обучению. Семен Челюскин сумел отлично зарекомендовать себя, и уже через три года его перевели в навигацкий класс — готовить к будущей морской службе. Обучение было серьезным: ученики осваивали алгебру и геометрию, географию и астрономию, учились ориентироваться по Солнцу, звездам и планетам. Позднее эта наука пригодится Семену Челюскину, когда он будет определять координаты мыса, сегодня носящего его имя.
Школу математических и навигацких наук Семен Челюскин окончил через семь лет, в 1721 году, когда ему было от четырнадцати до семнадцати лет от роду. Окончил и получил назначение на корабли единственного тогда российского флота, Балтийского, на должность навигатора.
Памятная доска на территории полярной станции «Мыс Челюскин» в честь открытия этой географической точки.
Источник: https://rusplt.ru
Надо сказать, что в петровские времена навигаторы и штурманы были на флоте сословием не слишком уважаемым, и останься Челюскин простым штурманом, вряд ли ему удалось добиться славы. Но судьба благоволила умному юноше. Хорошо проявивший себя на Балтике, особенно в таком непростом деле, как описание и составление карт Финского залива, подштурман Челюскин был отряжен обучать молодых учеников Навигацкой школы, прибывавших на практику.
А вскоре выпал ему счастливый случай: среди офицеров, участвовавших в подготовке Великой Северной экспедиции, затеянной императрицей Анной Иоанновной как продолжение предприятия Петра I, оказался бывший однокашник по Навигацкой школе лейтенант флота Василий Прончищев. По его протекции в списке офицеров и моряков, которые требовались для этого непростого путешествия, оказался и Семен Челюскин, причем имя его стояло в первых рядах — как опытного и старательного офицера-картографа. А когда все было уже утверждено, лейтенант Прончищев добился, чтобы его товарища зачислили к нему в команду. Ей предстояла непростая задача: исследовать северные берега России от Лены до Енисея. В те времена на картах эти места изображали как прямую линию, признавая, что никаких сведений о них попросту нет…
Несломленный Севером
Дорога к мысу, обессмертившему его имя, у Семена Челюскина оказалась куда как непростой и куда как печальной. На этом пути его ожидали серьезные потери, и одной из них стал его друг и покровитель, лейтенант Василий Прончищев. В 1736 году корабль «Якутск» с 45 членами экипажа, они же участники Великой Северной экспедиции, возвращался к месту зимовки в устье реки Оленек, где годом ранее зимовал перед броском на север. Многие участники плавания страдали от неизбежной в то время северной болезни — цинги. Не обошла она стороной и лейтенанта Прончищева, и его супругу Татьяну — первую в российской истории женщину-исследовательницу Арктики. И вскоре команде под руководством Семена Челюскина пришлось выдалбливать в вечной мерзлоте могилу для четы Прончищевых, не разлучавшихся ни в жизни, ни в смерти.
Российская исследовательская полярная станция на мысе Челюскин.
Источник: https://geography-a.ru
Но ни это печальное событие, ни тяжелейший дрейф «Якутска» в 1740 году, который закончился гибелью корабля и почти восьмисоткилометровым пешим возвращением уцелевшей команды к месту зимовья, не остановили штурмана Челюскина. Столетием позже знаменитый русский исследователь XIX века академик Александр Миддендорф отметит, что Семен Челюскин, в отличие от многих других моряков, осваивавших северные моря, не пал духом и не прекратил своих усилий, а «ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки».
Эти слова относятся к важнейшему достижению штурмана Челюскина — открытию самой северной точки Евразии. Чтобы добраться до нее, он после возвращения с погибшего «Якутска» потратил еще два года. Это время ушло на то, чтобы подготовить последний бросок на север, к еще неисследованным оконечностям Таймырского полуострова.
В путь партия штурмана Семена Челюскина, состоявшая из него самого и троих солдат, на пяти нартах тронулась 5 декабря 1741 года. Через два с лишним месяца, 15 февраля 1742 года они добрались до Попигайского зимовья в устье реки Хатанги и остались там переждать самые суровые морозы, рассчитывая с началом весны тронуться дальше на северо-запад.
Корабли «Вега» и «Лена» экспедиции Адольфа Норденшёльда салютуют мысу Челюскин, 20 августа 1878 года.
Гравюра художника Раймонда Ньюкомба.
Источник: https://commons.wikimedia.org
К концу марта температура поднялась настолько, что можно было тронуться в путь, уже не рискуя замерзнуть на первых же километрах пути. Тогда Семен Челюскин и отправился дальше в сопровождении двух солдат — Антона Фофанова и Андрея Прахова. На то, чтобы добраться до крайней северной точки Таймыра (о том, что она же будет и крайней северной точкой Евразии, тогда еще никто не подозревал), у этой маленькой экспедиции ушло полтора месяца. Шли трудно: записки Челюскина пестрят упоминаниями о том, как устают собаки, как теряют присутствие духа его спутники. Нехватку провианта возмещали за счет охоты на белых медведей. В последний раз подстрелить хищника удалось за три дня до того, как отряд добрался до мыса, названного самим Челюскиным Восточным Северным.
Эта точка, на которой Челюскин оказался 20 мая 1742 года и широту которой он определил как 77°27’ северной широты, не произвела на измотанного моряка большого впечатления. В его записках встреча с нею описана так: «Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». И все. Так прозаически совершилось одно из самых крупных географических открытий XVIII века…
Доказательство Свердрупа
После Восточного Северного мыса Челюскин с товарищами повернули на запад, направляясь навстречу второй части экспедиции под руководством поручика Харитона Лаптева. Встреча состоялась спустя два месяца – 20 июля 1742 года. А уже осенью штурман Челюскин вернулся в Петербург, отчитался обо всех своих приключениях на Севере и вернулся к службе на Балтике. Он вышел в отставку в 1756 году в чине капитана третьего ранга, что считалось неплохим достижением для штурмана в то время. А через восемь лет умер, и могила его до сих пор неизвестна.
Шхуна «Мод» экспедиции Руаля Амундсена во льдах у мыса Челюскин, 1 мая 1919 года.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Но имя Семена Челюскина навсегда осталось вписанным в историю великих географических открытий. В 1842 году академик Александр Миддендорф стал вторым после штурмана Челюскина исследователем, побывавшим на Восточном Северном мысе, и именно тогда он высказал предложение переименовать его в мыс Челюскина. Идея встретила поддержку Русского географического общества, и на русских картах появился новый топоним. А в 1878 году он получил признание и за пределами России: название «мыс Челюскин» появилось на международных картах.
Шхуна «Фрам» экспедиции Фритьофа Нансена у мыса Челюскин, 9 сентября 1893 года.
Рисунок гуашью с фотографии Фритьофа Нансена.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Но прошло еще сорок лет, прежде чем удалось достоверно установить, что Семен Челюскин открыл самую северную оконечность Евразийского континента. В 1919 году экспедиция под руководством знаменитого полярного исследователя Руаля Амундсена на шхуне «Мод» шла Северным морским путем, и в сентябре оказалась зажата льдами у мыса Челюскина. Именно в это время участник экспедиции, известный шведский океанолог и метеоролог Харальд Свердруп с помощью современной аппаратуры уточнил координаты мыса — 77°43’ северной широты, чем и подтвердил, что это и есть самая северная точка Евразии.
Челюскин Семен Иванович
В годах Семен Иванович Челюскин исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, а также открыл самую северную точку континентальной Евразии.
Русский полярный мореплаватель, первооткрыватель мыса Челюскин, гидрограф, капитан третьего ранга.
Родился около 1700 г. в Калужской губернии. Умер в 1764 г.
Окончил Школу математических и навигацких наук в Москве.
В гг. Семен Челюскин нес службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. С 1726 г. он служил на Балтийском флоте, в участвовал в Великой Северной экспедиции. В был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции Василия Прончищева. Челюскин вел дневниковые записи этой экспедиции и описание открытого берега. В сентябре 1736 г. из-за болезни Прончищева Челюскин принял командование кораблем и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленек.
В декабре 1736 г. С. И. Челюскин санным путем вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск. В после ремонта корабля «Якутск», он принял участие в экспедиции Харитона Лаптева. В С. И. Челюскин исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, а также открыл самое северное место континентальной Евразии.
Осенью 1742 г. Челюскин вернулся в Петербург, где был произведен в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 г. он был произведен в лейтенанты, через три г. — в капитан-лейтенанты. С 1756 г. в чине капитана третьего ранга в отставке.
Место погребения С. И. Челюскина точно не установлено. В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин. Северная часть Таймырского полуострова в 1967 г. была названа полуостров Челюскин. В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина. В 1933 г. в его честь был назван пароход «Челюскин», позже ставший знаменитым.
Семен Иванович Челюскин
Фото Все
Видео Все
Герои, вмерзшие в лед
Русский штурман Семен Челюскин
Семен Челюскин — биография
Семен Челюскин – русский мореплаватель, полярный путешественник, исследователь, открывший крайнюю точку континента Евразии на севере. Его открытие, имевшее огромное значение для России, оценили только после смерти героического первооткрывателя. Он стал первооткрывателем крайней точки континента Евразия с северной стороны. Целеустремленный, настойчивый мореплаватель, обладавший стальным характером, совершивший настоящий подвиг во имя Родины, не получил признания при жизни. Его роль в освоении русского Севера оценили только после кончины героя.
Детство и юность
Семен Иванович Челюскин — представитель старинного семейства служилых дворян, имевших большие заслуги перед Отечеством. В славном роду Челюсткиных (именно так писалась и произносилась эта фамилия до XVII века) мужчины обладали всеми необходимыми качествами, чтобы достичь высокого положения. Среди них были воеводы, стольники, стряпчие, «письменные головы».
Известно, что дед будущего мореплавателя, Родион Матвеевич, дослужился до стрелецкого головы (полковничий чин). Он жил в Москве, считался богатым человеком. Отцу, дослужившемуся до стольника, повезло гораздо меньше. Именно при нем род Челюскиных постепенно стал захудалым. Личной вины Ивана Родионовича в том не было, стрельцы во времена правления Петра I за свою склонность к бунтам стали опальным войском. Чтобы избежать репрессий и почти неминуемой казни, отец будущего путешественника счел за благо уехать из столицы. Он поселился в маленькой вотчине и уже не предпринимал попыток возвратиться в Москву.
Семен Челюскин в детстве
Будущий мореход родился в 1700 году. Однако эта дата является приблизительной, он не был известным человеком, биографы только впоследствии заинтересовались историей его жизни. Место рождения мореплавателя тоже нельзя назвать с достоверной точностью. Им может быть село Борищево, расположенное в Калужской губернии, либо уездный город Белёв, находившийся в Тульской губернии. В настоящее время жители обеих областей считают Челюскина своим земляком и очень гордятся данным фактом.
Реформатор Петр I активно привлекал дворянских недорослей к обучению мореходному делу. Когда Семену исполнилось 14 лет, его записали гардемарином в столичную школу математических и навигационных наук, находившуюся в Сухаревской башне. Юноша, не имевший средств на обучение, оказался весьма настойчивым и предприимчивым. Его не смущала бедность, но очень влекли знания. Уже после первого года учебы способный гардемерин обратился к начальству с рапортом, просил помощи от государства и получил ее. Через положенный срок Челюскин, учившийся на «казенный кошт», закончил образование.
В 1720 году будущий мореплаватель получил первое назначение. Его отправляют служить на Балтику навигатором. Молодой офицер не только успешно исполняет свои обязанности, но и одновременно проходит стажировку на должность штурмана и подштурмана. Уже через год он получает аттестацию в «науке и практике». Начальство считает, что из Челюскина получился отличный штурман, прекрасно зарекомендовавший себя в работе и в «хорошем обхождении».
Он медленно, но верно продвигался по службе, накапливал необходимый опыт. Балтийский флот в тот период не участвовал в военных действиях, проявить свои способности было негде. Однако правители России, помня заветы Петра Великого, обратили внимание на русский Север. Челюскина, как стойкого, исправного, надежного офицера, включили в список членов Великой Северной экспедиции, осуществлявшейся под руководством Беринга.
Участие в экспедиции Беринга
Десять лет, с 1733 по 1743 годы, морской офицер провел на Севере. Такое длительное путешествие в то время мог выдержать только человек с несокрушимым здоровьем, железным характером, стальными нервами. Толкового, знающего офицера, обладающего большой физической силой и выносливостью назначили штурманом в команду полярника Прончищева. Последний получил конкретное задание – 45 человек под его руководством обязаны были исследовать северные берега от Лены до Енисея.
Семен Челюскин в экспедиции
Команда мореплавателей отправились до назначенного места на судне «Якутск». Вести дневник экспедиции, заниматься описанием открытой береговой линии поручили Семену Челюскину. Офицер методично производил необходимые записи, из его дневника можно узнать много интересных фактов, например, о фауне Севера. Особенно путешественники удивлялись количеству белых медведей, которые перемещались по льдам огромными группами.
Первооткрыватели Севера были смелыми и отважными людьми, но они даже не представляли всей опасности своего путешествия. Их косила цинга, от которой скончалась супруга Прончищева, первая европейка, работавшая в Арктике. Через некоторое время в устье реки Оленёк нашел последний приют и сам Прончищев. Руководство экспедицией полностью легло на плечи штурмана Семена Челюскина.
В сентябре 1736 года Челюскин вывел судно «Якутск» из залива Фаддея в устье реки Оленёк. По санному пути в конце того же года мореплаватель Челюскин и геодезист Чекин возвратилисьь в Якутск. После ремонта судна «Якутск» в 1738-1739 гг. штурман был назначен членом экспедиции Харитона Лаптева.
Великое открытие
В 1741-1742 гг. Челюскин занимался исследованием западного побережья полуострова Таймыр. Объектами его исследования стали и устья Хатанги, Пясины, Енисея. В результате было открыто самое северное место континента Евразия. Сейчас этот мыс носит название Челюскин.
Маршрут экспедиции Семена Челюскина
Северные экспедиции в XVIII веке стали успешными предприятиями только благодаря невероятному энтузиазму и выдержке мореплавателей. В силу ряда причин экспедиции были плохо подготовленными. Ни у кого из участников не было соответствующего опыта, они не знали, чем грозит людям многодневное путешествие в условиях низких температур и отсутствия солнечного света.
Отсутствие продуманной амуниции, снаряжения, транспорта, провианта тоже имело место. Местные власти, обязанные оказывать путешественникам полное содействие, оказались не на высоте. Многие чиновники просто не понимали значения экспедиций, предпринимали в отношении их тайный или явный саботаж.
Так, сборщик податей Селтяхского зимовья на Лене, отказался снабжать челюскинцев подводами. И только рапорт о саботаже, который Челюскин отправил Берингу через посыльных, помог ускорить дело.
Часто неподготовленные исследователи Севера, пасуя перед трудностями, останавливались на половине пути, разрешали себе отступать. Но не таким был Семен Челюскин. Его жизненным кредо было следующее высказывание – «начатое свершиться должно», и этому девизу мореплаватель был неукоснительно верен всю свою жизнь.
В последнем походе у Челюскина не было даже достаточного запаса сухарей, но он шел вперед, невзирая на трудности. Движение по Арктике началось 5 декабря 1741 года. Несмотря на пятидесятиградусный мороз, путешественники не прерывали похода. К концу марта экспедиция разделилась на группы, одна из них, нагруженная продовольствием, шла к морю.
Группа Челюскина с солдатами Александром Гороховым, Антоном Фофановым, Андреем Праховым направилась на север, якут Никифор Фомин вел свою команду в устье Нижней Таймыры. С помощью оленьих и собачьих упряжек группа Челюскина преодолела более семи тысяч верст.
Первого мая отряд добрался до мыса Святого Фаддея, обессилившие путешественники питались сухарями и медвежатиной. 9 мая отряд добрался до мыса, от которого берег резко уходил к югу. Челюскин, нарекший мыс Восточным Северным, подробно описал его особенности в своем дневнике, поставил здесь маяк в виде бревна. На месте открытого мыса путешественники пробыли не более часа, после отправились восвояси.
Новое название в честь первооткрывателя мыс получил стараниями российского академика А. Ф. Миддендора, который назвал Челюскина венцом наших моряков за его беспримерную выдержку и отвагу.
По возвращении в Петербург штурман Челюскин, удостоенный звания мичмана, нес службу на Балтике. Летом 1756 года в чине капитана 3-го ранга был уволен со службы.
ЧЕЛЮСКИН СЕМЕН ИВАНОВИЧ
Ранние годы жизни и образование
Точная дата рождения С.И. Челюскина неизвестна. Согласно первой версии, родился он около 1700 г. Исследователь Н.М. Чернов называет 1704 г., Б. Рихтер и В.В. Богданов – около 1707 г.
Нет единства и относительно места рождения Ч. Ряд ученых говорят о Москве, другие – о с. Борищево (Калужская губерния), третьи – о родовой усадьбе Белевского уезда.
Отец Ч. – стольник Иван Родионович Челюскин.
На морской службе
С 1714 г. проходил обучение в Школе математических и навигацких наук, располагавшейся в Сухаревской башне московского Кремля. Здесь же учился и В.В. Прончищев. В 1721 г. Ч. выдали аттестат и рекомендовали на штурманскую работу.
После окончания школы началась морская жизнь Ч. В 1720-х гг. он проходил службу на Балтийском флоте, был навигатором, учеником штурмана, подштурманом. Влекла Ч. и научная стезя. Во время плаваний он занимался описанием побережья Финского залива. С 1727 г. начал преподавать морское дело балтийским гардемаринам.
В составе экспедиции
В 1733 г. жизнь Ч. резко изменилась. Он вошел в число участников Великой Северной экспедиции, которую возглавил В.Й. Беринг.
Получив повышение до штурмана, Ч. направился в Екатеринбург для подготовки судов экспедиции. В дальнейшем он стал частью Ленско-Енисейского отряда, которым руководил В.В. Прончищев. Отряд на «Якутске» должен был изучить побережье Северного Ледовитого океана от устья р. Лены до устья р. Енисея.
30 июня 1735 г. экспедиция выдвинулась из Якутска и направилась вниз по р. Лене. В дельту реки прибыли 2 августа. Обогнув ее, отряд проследовал вдоль побережья на запад, попутно нанося дельту на карту. 25 августа 1735 г. экспедиция встала на зимовку в устье р. Оленек. Летом 1736 г. поход «Якутска» возобновился вдоль берега на запад. 5 августа экипаж вышел к устью р. Анабары. Спустя две недели исследователи стояли перед неизвестной группой островов у п-ова Таймыр в море Лаптевых. Обнаруженные острова были названы о-вами Петра.
На 77 29′ с. ш. корабль оказался зажат льдами, экипаж был вынужден повернуть назад. Все это время Ч. делал дневниковые записи, вел описание открытого берега.
После смерти В.В. Прончищева 29 августа 1736 г. Ч., приняв командование экспедицией на себя, повернул в Усть-Оленекское зимовье. Похоронив В.В. Прончищева и его супругу, Ч. и другой участник экспедиции Н. Чекин на санях вернулись в Якутск. Рапорт об итогах экспедиции был направлен в Санкт-Петербург в Адмиралтейство, а экспедиция продолжила свою работу уже под началом Х.П. Лаптева.
13 июля 1740 г. начался очередной этап экспедиции. Однако спустя месяц «Якутск» оказался зажат льдами вблизи бухты Прончищевой. Корабль был оставлен, а команда ушла санным путем.
В 1741 – 1742 гг. Ч. и Х.П. Лаптев исследовали западное побережье п-ова Таймыр, устья р. Хатанги, Пясины и Енисея, открыли самое северное место континентальной Евразии – будущий мыс Челюскин. В ходе экспедиции именно Ч. удалось достичь самой северной точки Евразии, совершив величайшее географическое открытие. Однако сам Ч. об этом не знал, делая обычные записи, вычисления и отправился на юго-запад вдоль берега, пока 20 июля 1742 г. в г. Мангазея не встретился с Х.П. Лаптевым.
Дальнейшая судьба
Осенью 1742 г. Ч. возвратился в Санкт-Петербург, получил повышение до мичмана и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1746 г. – командир «Принцессы Елизаветы». С 1751 г. – лейтенант, с 1754 г. – капитан-лейтенант. 18 декабря 1756 г. вышел в отставку в чине капитана 3-го ранга.
О последних годах жизни Ч. известно немного. Последние годы он жил в маленьком имении. Скончался в ноябре 1764 г. Место его захоронения не установлено.