Что названо в честь руаль амундсен
Что названо в честь руаль амундсен
16 июля 2012 года исполнилось 140 лет со дня рождения
норвежского полярного исследователя Руала Амундсена
Руал Амундсен был величайшим открывателем своего времени. В течение тридцати лет он достиг целей, к которым стремились полярные исследователи на протяжении более трехсот лет.
Р. Амундсен первым прошел Северо-Западным проходом на судне «Йоа» от Гренландии к Аляске (1903-1906). Руководил экспедицией в Антарктику на судне «Фрам» (1911-1912). Первым достиг Южного полюса (14 декабря 1911). В 1918-1920 гг. прошел вдоль северных берегов Евразии на судне «Мод». В 1926 году руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле «Норвегия». Погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедиции У. Нобиле.
Решение отправиться в Антарктиду у Амундсена появилось во время подготовки экспедиции на Северный полюс. Но, узнав, что Ф.Кук и Р.Пири заявили о достижении ими Северного полюса, Амундсен принимает решение о походе к Южному полюсу.
Экспедиция покинула Норвегию на корабле «Фрам» в августе 1910 года.
В январе 1911 г. «Фрам» прибыл к берегу Антарктиды, где, в 18 км от побережья была построена зимовочная база.
Всю полярную зиму шла интенсивная подготовка к походу.
Первая попытка похода к Южному полюсу была предпринята в сентябре 1911 года при −37 °С. Поход оказался неудачным: при падении температуры до −56 °С лыжи не скользили, а собаки не могли спать. Разгрузив нарты на широте 80 градусов, полярники вернулись на базу.
20 октября в путь отправились пятеро участников полярного похода. У них было 4 нарт и 52 собаки. Вместе с Амундсеном отправились: Олаф Бьоланд (выдающийся спортсмен-лыжник), Оскар Вистинг (морской артиллерист, впервые отправившийся в полярную экспедицию), Хельмер Хансен (участник экспедиции Амундсена на «Йоа») и Сверре Хассель (участник экспедиции Свердрупа).
17 ноября команда подошла к границе шельфового ледника, предстоял подъём на Полярное плато. До полюса оставалось 550 км. Собак к этому времени осталось 42. Было решено подняться на плато, забить на провиант 24 собаки и с 18-ю двинуться к полюсу. По пути предполагалось забить ещё шесть собак, в лагерь должны были вернуться 12 животных.
6 декабря норвежцы достигли наивысшей точки на пути: 3260 м над уровнем моря и в тот же день побили рекорд Шеклтона 1909г.
Полюса Амундсен и его команда достигли 14 (15) декабря 1911 г. На полюсе норвежцы водрузили флаг своей страны.
Амундсен так писал об этом: «Я продумал церемонию водружения флага с таким расчетом, чтобы каждый из участников перехода принял в ней участие… лишь таким образом я мог выразить признательность своим товарищам. Они поняли мой порыв и приняли его с душевным подъемом, с которым я предложил им принять участие в этой церемонии. Пять огрубевших от холода, обветренных рук подняли флаг высоко в воздух и установили его как символ первого посещения человеком географического Южного полюса».
Руал Амундсен // Великие путешественники: биогр. словарь / Н. Внуков. – СПб., 2000. – С. 16-17.
18 декабря экспедиция отправилась в обратный путь. 26 января 1912 г. с двумя нартами и 11-ю собаками экспедиция вернулась на основную базу, проведя в пути 99 дней. 30 января «Фрам» покинул берега Антарктиды.
Именем Р. Амундсена названы
В честь путешественника названы гора, залив и море. Гора Амундсена находится в Восточной Антарктиде. Высота горы 1445 м. Открыта экспедицией Д. Моусона в 1912 г.
Залив Амундсена находится между берегами Канады и островами Канадского Арктического архипелага Банкс и Виктория. Длина его около 445 км, ширина до 213 км, наибольшая глубина 285 м. Почти круглый год покрыт льдами.
Море Амундсена – у берегов Антарктиды. Глубина его до 585 м. Круглый год покрыто льдами.
В честь исследователя названы также котловина в Северном Ледовитом океане, кратер у Южного полюса Луны, астероид №1065, открытый Сергеем Белявским в августе 1926 года.
В честь первых исследователей, достигших Южного полюса, названа постоянно действующая научная станция США Амундсен-Скотт. Она расположена на Южном полюсе на равнинной поверхности ледникового плато высотою около 2800 м над уровнем моря. Открыта в январе 1957г. (http://u-prichala.ru/2012/05/velikij-polyarnyj-moreplavatel-rual-amundsen).
Полярный музей в г. Тромсе. Располагается в историческом здании 1830 года. Музей основан 18 июня 1978 года, ровно через 50 лет после исчезновения самолета Амундсена (http://www.poedem.ru/country/norway/photos/tromsyo/15806 )
Музей шхуны «Фрам» (Осло, Норвегия) – в честь корабля, который участвовал в трех экспедициях под руководством трех прославленных полярников: Ф. Нансена, О. Свердрупа, Р. Амундсена. Музей построен в 1936 году, когда корабль полярников Ф. Нансена и Р. Амундсена стал на вечную стоянку в Осло (http://u-prichala.ru/2012/05/velikij-polyarnyj-moreplavatel-rual-amundsen).
На родине Амундсена ему поставлены памятники в Осло и Тромсе.
Биография Руаля Амундсена
16 июля 2012 года исполняется 140 лет со дня рождения Руаля Амундсена.
Национальный герой Норвегии, полярный путешественник, покоритель Северо‑Западного прохода, первооткрыватель Южного полюса Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился 16 июля 1872 года в городе Борге в семье капитана, владельца судоверфи Вервен Йенса Амундсена.
С детства Руаль Амундсен мечтал стать полярным исследователем, зачитывался книгами об экспедиции британского полярника Джона Франклина, который в 1845 году не вернулся из экспедиции по поиску Северо‑Западного прохода между Атлантическим и Тихим океанами.
В 1890‑1892 годах Амундсен по настоянию матери учился на медицинском факультете в университете города Кристиания (ныне ‑ Осло).
В 1893 году, после смерти матери, он оставил учебу и поступил младшим матросом на судно «Магдалена», совершавшее плавания по Северному Ледовитому океану. В 1895 году Амундсен сдал экзамен на штурмана, в 1900 году получил лицензию капитана судна.
В 1897‑1899 годах Амундсен в качестве первого помощника капитана корабля «Бельжика» совершил свою первую экспедицию в Антарктику. Возглавлял экспедицию бельгийский морской офицер лейтенант Адриен де Жерлаш.
Целью мероприятия было изучение берега Антарктики, но экспедиция чуть не закончилась трагедией, когда корабль по неопытности руководителя сковал лед около острова Петра I. Прошло 13 месяцев, прежде чем судно освободилось из ледяного плена, и вышло в открытое море. По инициативе Амундсена, который во время дрейфа фактически принял командование на себя, чтобы выжить, команда занялась ловлей пингвинов и тюленей, изготовляя из кожи животных теплую одежду и употребляя их мясо в пищу.
17 июня 1903 года Амундсен отправился на судне «Йоа» в Арктику с шестью членами экипажа. Целью экспедиции было отыскать Северо‑Западный проход с востока на запад от Гренландии к Аляске, а также определить текущие координаты северного магнитного полюса (они со временем меняются).
Вскоре после открытия морского пути судно вмерзло в лед и осталось на третью зимовку.
Чтобы сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с американским компаньоном в октябре 1905 года отправился на собачьих упряжках в 500‑мильное путешествие через 3‑километровые горы в Игл‑Сити на Аляску, где находилось ближайшее телеграфное соединение с внешним миром. 5 декабря мир узнал об открытии Северо‑Западного морского пути между Атлантическим и Тихим океанами.
Следующей целью Амундсена было первым достичь Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это совершил Роберт Пири, он решил первым достичь Южного полюса.
Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками.
14 декабря 1911 года Руаль Амундсен первым достиг Южного полюса. Скотт дошел до полюса только 18 января 1912 года.
15 июля 1918 года Амундсен отправился к Северному полюсу из Аляски на судне «Мод» Северо‑Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда он решил исследовать Арктику с воздуха.
11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь‑промышленник Линкольн Элсуорт, итальянский конструктор, капитан дирижабля Умберто Нобиле и штурман Ялмар Риисер‑Ларсон с командой из 12 человек стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье» («Норвегия»).
18 июня 1928 года Амундсен вместе с пятью членами экипажа французского гидросамолета «Латам» вылетел из норвежского города Тромсе на поиски итальянского конструктора Нобиле, потерпевшего катастрофу в Арктике на дирижабле «Италия». Через три часа «Латам» потерпел крушение в Баренцевом море, Руаль Амундсен погиб вместе с экипажем самолета.
Умберто Нобиле и его спутников обнаружили всего через пять дней после гибели Амундсена.
Руаль Амундсен никогда не был женат.
В честь Руаля Амундсена названы море, гора и американская научная станция Амундсен‑Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане.
2011 год в Норвегии был посвящен Руалю Амундсену и Фритьофу Нансену.
14 декабря 2011 года, к 100‑летию покорения Антарктики Руалем Амундсеном, на Южном полюсе премьер‑министром Норвегии Йенсом Столтенбергом был открыт ледяной памятник‑бюст норвежскому путешественнику.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Руаль Амундсен
Ру́ал А́мундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen ; 16 июля 1872 — вероятно, 18 июня 1928) — норвежский полярный путешественник и исследователь. Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый исследователь, совершивший морской переход и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага). Погиб в 1928 году во время поисков экспедиции Умберто Нобиле.
В честь путешественника названы море, гора, американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане, и лунный кратер.
Содержание
Краткая хронология
Жизнь
Юность и первые экспедиции
Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему было 14 лет умер отец и семья переехала в Христианию (с 1924 года — Осло). Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:
«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни».
В 1897—1899 гг. принял участие в бельгийской антарктической экспедиции на судне «Бельгике» («Belgica») под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша.
Северо-западный морской путь
В 1903 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) и отправляется в арктическую экспедицию. Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л.с. Личный состав экспедиции включал:
Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив, проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку
13 августа 1905 корабль продолжает плавание и практически завершает Северо-Западный путь, но всё-таки вмерзает в лёд. Амундсен на собачьих упряжках добирается до Игл-Сити на Аляске. Позднее он вспоминал:
«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».
Покорение Южного полюса
Амундсен берёт у Фритьофа Нансена судно «Фрам» («Fram», норв. «вперёд») и готовится к покорению Северного полюса, но его опережает экспедиция Фредерика Кука (апрель 1908). Тогда Руаль решает покорить Южный полюс, за покорение которого тоже начинала разворачиваться гонка.
Личный состав экспедиции был разделён на два отряда: судовой и береговой. Список приводится по состоянию на январь 1911 г.
Команда «Фрама» (судовой отряд)
Двадцатым членом экспедиции был биолог Александр Степанович Кучин, но в начале 1912 г. он вернулся в Россию из Буэнос-Айреса.
Перед походом на Южный полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке, разместили по ходу маршрута склады. Норвежцы построили в 4 км от побережья базу «Фрамхейм», состоящую из деревянного дома площадью 16 кв.м. и многочисленных вспомогательных построек и складов, построенных из снега и льда, и углублённых в антарктический ледник. Первая попытка похода к полюсу была предпринята ещё в августе 1911 г., но крайне низкие температуры препятствовали этому (при −56 Ц. лыжи и полозья нарт не скользили, а собаки не могли спать).
План Амундсена был детально проработан ещё в Норвегии, в частности, был составлен график движения, который современными исследователями сравнивается с музыкальной партитурой. На «Фрам» полюсная команда вернулась в день, предписанный графиком за 2 года до этого.
19 октября 1911 пять человек во главе с Амундсеном отправились к Южному полюсу на четырёх собачьих упряжках. 14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, водрузили флаг Норвегии. Состав экспедиции: Оскар Вистинг (Oscar Wisting), Хелмер Хансен (Helmer Hanssen), Сверре Хассель (Sverre Hassel), Олаф Бьяланд (Olav Bjaaland), Руаль Амундсен. Весь поход на дистанцию 3000 км при экстремальных условиях (подъём и спуск на плато высотой 3000 м при постоянной температуре свыше −40 Ц. и сильных ветрах) занял 99 дней.
Основой плана Амундсена было использование промежуточных складов, сооружаемых на каждом градусе широты (на 84 градус ю.ш. было доставлено в марте 1911 г. 1200 кг провианта, в частности, тюленье мясо), а также использование ездовых собак в качестве тягловой силы и пищи для других собак и для людей. При старте из «Фрамхейма» Амундсен брал 52 собаки, но 36 из них были убиты перед подъёмом на Полярное плато (получившее имя Равнина короля Хокона VII), мясо было захоронено в леднике или скормлено оставшимся собакам. На базу вернулись только 12 собак. Это вызвало бурные протесты обществ защиты животных по всему миру.
Каждый член полюсной команды имел два костюма: эскимосский из оленьих шкур (были оставлены перед подъёмом на Полярное плато) и лыжный, сшитый из списанных армейских шерстяных одеял. Современные продувки манекенов в аэродинамической трубе показали, что костюмы Амундсена защищали от холода и ветра на 25 % лучше, чем используемые другими экспедициями.
Экспедиция Роберта Скотта выдвинулась в ноябре 1911 года и достигла Южного полюса 18 января 1912 года, но на обратном пути погибла. Причиной гибели стали тяжелейшие погодные условия, в которые попала группа Скотта, травма и гибель матроса Эдгара Эванса, а так-же нехватка горючего. Емкости, в которых находился оставленный на складах керосин, деформировались из-за мороза и керосин начал испаряться. За 11 миль до оченедного склада (склада «Одной Тонны») где их уже поджидала вспомогательная группа) экспедиция Скотта имела запас керосина на 1 день, и еды на 3 дня. Однако разразившаяся буря не позволила совершить последний переход.
— В феврале 1913 г. Амундсен писал:
Северо-восточный морской путь
В июле 1918 года на специально построенном судне «Мод» («Maud») Амундсен отправляется в экспедицию вдоль берегов Сибири (Северный морской путь)
В сентябре за мысом Челюскин льды остановили судно, и экспедиция остановилась на зимовку. Зимовка проходила в тяжёлых условиях: у некоторых членов команды появились признаки психического расстройства, Амундсен после отравления угарным газом испытывал проблемы с сердцем, а после нападения медведя получил тяжёлый перелом предплечья, но смог оправиться. Через год, 12 сентября 1919 года, судно смогло продолжить путь, но через 11 дней снова было задержано льдами и остановилось на вторую зимовку у острова Айон, которая заняла десять месяцев. Двое членов команды убедили Амундсена отпустить их в Диксон, но погибли: был разгар Гражданской войны в России. Летом 1920 года Амундсен прибыл в посёлок Ном на Аляске, откуда «Мод» отправилась в Сиэтл. Дальнейшая часть экспедиции, длившаяся до 1925 г. проходила без Амундсена.
Трансарктические полёты
На деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth) Амундсен покупает два крупных гидросамолёта и 21 мая 1925 года отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс. Из-за технических проблем самолёты приземлились на лёд в 150 километрах от Полюса. После ремонта экспедиция смогла вернуться к Шпицбергену. К тому времени её уже считали погибшей.
Амундсену был оказан восторженный приём по возвращению в Осло. По словам норвежского путешественника, это был самый счастливый момент в его жизни.
11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена — Элсуорта — Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле, длиной 106 м, объёмом 19 000 м³, с тремя двигателями по 250 л. с., получивший имя «Норвегия» («Norge»). Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске.
Последние годы и гибель
Последние годы Амундсен провёл в своём доме в Бунне-фьорде, под Осло. Его быт называли спартанским. Он продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьоф Нансен в 1927 году писал одному из своих друзей:
«У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».
Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле, которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».
Нобиле стал генералом при Муссолини. 23 мая 1928 года он решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена он достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лёд, радиосвязь с ними прервалась.
По просьбе военного министра Норвегии, Амундсен присоединился к множеству отправившихся на поиски Нобиле спасателей. 18 июня 1928 года он вылетел на гидросамолёте «Латам-47» («Latham») с французским экипажем из города Тромсё на севере Норвегии и направился к Шпицбергену. Когда самолёт находился в районе острова Медвежьего в Баренцевом море, радист сообщил, что полёт проходит в густом тумане и запросил радио-пеленг, после этого связь оборвалась. В ночь с 31 августа на 1 сентября вблизи Тромсё был найден [1] поплавок «Латама-47». Точные обстоятельства гибели Амундсена неизвестны.
Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил:
«Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, — там я хотел бы умереть».
Умберто Нобиле и ещё семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руаля Амундсена.
Память
В кинематографе
В советско-итальянском фильме Михаила Калатозова «Красная палатка» (1969) роль Руаля Амундсена великолепно исполнил Шон Коннери.
Сочинения
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Руаль Амундсен» в других словарях:
Руаль Амундсен — Биография Руаля Амундсена Национальный герой Норвегии, полярный путешественник, покоритель Северо‑Западного прохода, первооткрыватель Южного полюса Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился 16 июля 1872 года … Энциклопедия ньюсмейкеров
Руаль Амундсен — см. Амундсен, Руаль … Морской биографический словарь
Амундсен, Руаль — Руаль Амундсен. АМУНДСЕН (Amundsen) Руаль (1872 1928), норвежский полярный исследователь. В 1903 06 с тремя зимовками первым прошел Северо Западным проходом от Гренландии до Аляски. В 1910 12 руководитель антарктической экспедиции. Первым достиг… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Амундсен, Руаль — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Амундсен. Руаль Амундсен Roald Amundsen … Википедия
АМУНДСЕН Руаль — (Amundsen, Roald) РУАЛЬ АМУНДСЕН, памятник в Нью Олесунне на Шпицбергене. (1872 1928), видный норвежский исследователь полярных областей. Родился в Видстене близ Сарпсборга (Норвегия) 16 июля 1872. Поступил на медицинский факультет университета… … Энциклопедия Кольера
Амундсен (кратер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Амундсен. фотография кратера … Википедия
Амундсен — Координаты: 90° ю. ш. 0° в. д. / 90° ю. ш. 0° в. д. … Википедия
Амундсен Руаль — Р. Амундсен Амундсен Руаль (Amundsen) (18721928) норвежский полярный путешественник и исследователь. В 189092 учился в университете в г. Кристиания (ныне Осло). Начиная с 1903 совершил ряд экспедиций, получивших широкую… … Энциклопедия «Авиация»
Амундсен Руаль — Р. Амундсен Амундсен Руаль (Amundsen) (18721928) норвежский полярный путешественник и исследователь. В 189092 учился в университете в г. Кристиания (ныне Осло). Начиная с 1903 совершил ряд экспедиций, получивших широкую… … Энциклопедия «Авиация»
Амундсен Руаль — Амундсен (Amundsen) Руаль (16.7. 1872 ‒ 1928), норвежский полярный путешественник и исследователь. Родился в г. Борге, в семье капитана, владельца судоверфи Вервен. В 1890‒92 учился на медицинском факультете в университете г. Кристиания. С 1894… … Большая советская энциклопедия
Руаль Амундсен
Roald Engelbregt Gravning Amundsen
Норвежский полярный путешественник-исследователь. Известен в качестве первого человека, достигшего Южного полюса. Так же, совместно с Оскаром Вистингом, первым побывал на обоих географических полюсах планеты. Являлся первым путешественником, совершившим морской переход Северо-Западным проходом и замкнувшим кругосветную дистанцию за Полярным кругом.
Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 года в городе Борге, Норвегия. Вырос в окружении братьев и соседей, много времени проводя в играх возле родительского дома. В семье большое внимание уделяли спорту, для чего родители соорудили тренажеры и турники. В школе мальчик учился посредственно, но уже тогда многие отмечали его упорство и упрямство. Увлекался чтением книг о путешествиях в далекие страны.
В возрасте четырнадцати лет умер отец будущего путешественника и семья вынуждена была переехать в Осло. Мать старательно прочила сыну место в интеллектуальной элите общества, поэтому после гимназии Руаль поступил на медицинский факультет.
После того, как в руки Руаля попала книга Джона Франклина об экспедиции в Атлантическом океане, жизнь молодого человек координально изменилась. Тайком от матери Амундсен начал готовиться к предстоящим экспедициям: закалялся, делал физические упражнения, а также играл
в футбол, считая, что эта игра помогает укреплять мышцы ног. Приучал себя к холодным температурам. В то же время он осознал, что медицина не станет делом его жизни.
Первый опыт полярной экспедиции Амундсен получил в 1897 году, когда стал первым помощником капитана на корабле «Бельжика». В 1903 году Руаль отправился на судне «Йоа» в Арктику и первым обогнул на яхте Северную Америку. Организовав базу в бухте Йоа, предпринял санные походы к Северному геомагнитному полюсу и определил его положение, а также прошел вдоль берегов острова Виктория. Затем проплыл через пролив Симпсона, нашел Северо-Западный морской путь и в 1906 году добрался до Сан-Франциско.
Следующей целью Амундсена являлось достижение Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это уже совершил Роберт Пири, решил достичь Южного полюса и 9 августа 1910 года отправился в Антарктику на «Фраме» знаменитом корабле Фритьофа Нансена. Исследователь тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года, а весь мир узнал об этом лишь в марте 1912 года.
В середине июля 1918 года Амундсен отправился из Аляски на судне «Мод» Северо-Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда путешественник решил исследовать Арктику с воздуха. Американский исследователь Линкольн Элсуорт, итальянский инженер Умберто Нобиле и сам Руаль стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье», пролетели над Северным полюсом и через 71 час приземлились в Теллере на Аляске.
Последние годы Амундсен провел в своем доме в Бунне-фьорде, под Осло. Его быт называли спартанским. Исследователь продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле, которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером».
Нобиле стал генералом при Муссолини. В конце мая 1928 года решил повторить полет к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лед, а радиосвязь с ними прервалась.
Руаль Амундсен скончался 17 июня 1928 года на Северном полюсе. Отправившись на поиски пропавшей экспедиции Нобиле, спустя несколько часов перестал выходить на связь. Точные обстоятельства трагической гибели исследователя до сих пор не выяснены.
Награды Руаля Амундсена
Награжден норвежской медалью «За выдающиеся гражданские достижения»
Кавалер Большого креста ордена Святого Олафа
Кавалер Большого креста ордена Леопольда I
Кавалер ордена Почетного легиона
Награжден датской медалью «За заслуги»Кавалер Полярной медали
Награжден Константиновской медалью
Лауреат Золотой медали Королевского географического общества
Награжден Золотой медалью Конгресса
Память о Руале Амундсене
Через полгода после исчезновения Амундсена усадьба «Ураниенборг» в Свартскуге, на берегу Буннефьорда, ее юридическим владельцем Германом Гаде была передана государству для устройства мемориального музея Руаля Амундсена.
В честь путешественника названы Море Амундсена, Гора Амундсена, Ледник Амундсена, полярная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, Залив Амундсена, Котловина Амундсена в Северном Ледовитом океане, кратер Амундсен у Южного полюса Луны, а также астероид (1065) Амундсения, открытый Сергеем Белявским 4 августа 1926 года.
В начале 2000-х годов на вооружение ВМС Норвегии поступили фрегаты типа «Фритьоф Нансен». Второй корабль этой серии, вступивший в строй в 2004 году, получил имя «Руаль Амундсен».
В Университете Тромсе с 1989 года существует Центр арктических исследований имени Руаля Амундсена (норв. Roald Amundsens senter for arktisk forskning ).
Средняя школа коммуны Оппегор с 2012 года переименована в честь Руаля Амундсена.
В советско-итальяно-британском фильме Михаила Калатозова «Красная палатка» (1969 года) роль Руаля Амундсена исполнил Шон Коннери. Создатели фильма ввели в сюжет вымышленный эпизод о том, что Амундсену удалось обнаружить обломки дирижабля «Италия» и лишь затем он погиб, заявив, что людям нечего делать в Арктике.
Амундсену посвящено стихотворение Константина Симонова «Старик».
В декабре 2011 года премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг прибыл на Южный полюс, чтобы отметить столетие экспедиции Руаля Амундсена
В июня 2018 года в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта у борта ледокола «Красин», принимавшего участие в спасении экспедиции У. Нобиле, установлен бюст Руалю Амундсену.
Семья Руаля Амундсена
Амундсен никогда не был женат, но удочерил и воспитывал двух чукотских девочек.