Что названо в честь руаль амундсен на карте

Руаль Амундсен – биография, открытия и карты с маршрутами экспедиций

Что названо в честь руаль амундсен на карте

Норвегия – родина множества известных исследователей нашей планеты. Лив Арнесен, в одиночку добравшаяся до Южного полюса, Эрлинг Кагге, который покорил три знаменитых полюса Земли: Северный, Южный и Эверест, а также Фритьоф Нансен, пересекший Гренландию на лыжах – все они расширили владения и знания человечества. Однако наибольший исторический вклад внёс Руаль Амундсен, когда первым достиг Южного полюса в 1911 году.

Краткая биография

Руаль родился в городе Борге в 1872 году. Хотя он был младшим среди трёх своих братьев, юный Амундсен отличался стойким характером и умением постоять за себя. Он плохо учился и часто затевал драки. Однако от типичного хулигана его отличало увлечение спортом: с самого детства Руаль катался на лыжах и упражнялся на гимнастических брусьях.

Желание стать исследователем пришло к нему в подростковом возрасте. Он равнялся на Джона Франклина, известного первооткрывателя. Мать Руаля была против этой затеи, и перевезла семью в столицу после смерти отца. Там юноша учился, однако вскоре умерла и мать, и Руаль с облегчением бросил учебу.

Первая экспедиция

Его первая экспедиция прошла в 1896 году. На корабле “Бельжика” под руководством Адриена Де Жерлаша он вместе с остальными членами команды взял курс на Антарктиду. Но реальность оказалась суровой. Во время путешествия судно попало в зону с льдинами и потеряло возможность к передвижению на целый год.

В таких тяжелых условиях экипаж начал болеть, многие погибли. Однако именно к сложностям готовился Амундсен, когда задумал стать исследователем. Благодаря своим лидерским качествам он быстро стал старшим помощником капитана и сделал многое для доведения экспедиции “Бельжики” до конца с минимальными потерями.

Опыт наёмной работы на чужом судне помог Руалю осознать, что он хочет быть капитаном. Поэтому по возвращению из экспедиции он купил собственный корабль.

Открытие Южного полюса

Забавно, но Амундсен с детства мечтал покорить именно Северный полюс, а не его брата-близнеца на юге. Поэтому, когда Фредерик Кук взял первенство в освоении Арктики, Руаль сначала сильно расстроился. Однако позже понял – Южный полюс ничем не хуже Северного, и начал готовиться к экспедиции. Быстро. Ведь ходили слухи и о других экспедициях, а слава 2-го открывателя места несравнимо хуже славы 1-го.

Руаль уже успел продать свой шлюп из-за проблем с деньгами, поэтому ему пришлось обратиться за помощью к тому самому Фритьофу Нансену, гренландскому лыжнику. Тот дал добро преемнику.Тогда Амундсен собрал команду и “отдал швартовы” 9 августа 1910 года. Экипаж его судна “Фрам” какое-то время верил в то, что цель экспедиции – достигнуть Северного полюса! Только после отплытия из португальского порта Мадейра Руаль рассказал своим людям настоящий план путешествия. Просто исследователь хотел быть первым, и поэтому молчал или врал всем, если это было необходимо.

Высадились норвежцы в Китовой бухте 15 января 1911, и, соорудив небольшое убежище, начали готовиться к покорению полюса. Длилось это несколько месяцев. Первые вылазки совершал лично Амундсен и два – три человека из команды. Их целью было разбить сеть маленьких лагерей с провиантом, чтобы увеличить дальность возможных путешествий. Раскидывая бамбук и сушеную рыбу по дорогам, они успешно ориентировались на льдах Антарктиды. Последний склад был разбит без участия Амундсена: о себе напомнила старая травма, и начальник экспедиции на некоторое время выбыл из игры. К началу полярной ночи в апреле норвежцы продвинулись до 82° южной широты.

Время до конца лета путешественники провели в комфорте, готовясь к большому походу. Члены команды писали в своих дневниках о богатом рационе, регулярной ванне, граммофоне и небольшой библиотеке в лагере.

Первые попытки покинуть базу и направиться к Южному полюсу после окончания полярной ночи оказались провальными. Причиной были погодные условия и руководство Амундсена. Например, во время одной из вылазок он покинул своих людей, обладая лучшей собачьей упряжкой, и предоставил им самим добираться до базы в особо холодный день. В результате этого необдуманного решения трое человек получили обморожение и на долгое время перестали принимать участие в таких походах, а Йохансен, самый опытный полярник после самого Амундсена, раскритиковал действия начальника, вследствие чего был исключен из экспедиции к Южному полюсу и был послан на менее значимое путешествие.

Несмотря на эти разногласия, с наступлением антарктической весны норвежцы покинули базу, передвигаясь на собачьих упряжках, и достигли точки назначения 14 декабря 1911 года. Точное положение Южного полюса команда Амундсена определила с помощью секстанта, прибора для астрономических наблюдений. В качестве послания догоняющим их англичанам он оставил палатку и письмо, в котором открыто просил сообщить о своём успехе королю Норвегии.

Норвежский флаг на Северо-Западном морском пути

Помимо первенства в покорении Антарктиды, Амундсен известен своими экспедициями в Атлантике. Покорение Северо-Западного прохода заняло у него несколько лет. 1 марта 1904 года Амундсен вместе с небольшой командой отправился к Северному магнитному полюсу чтобы подтвердить математические вычисления его положения, проведенные Джеймсом Россом. Сам Амундсен предварительно провёл несколько месяцев в Гамбурге, изучая геофизику. Предприятие увенчалось успехом.

Амундсен также интересовался этнографией эскимосов, что впоследствии позволило ему брать людей этой национальности на борт своего судна в качестве проводников.

В течение путешествия судно “Йоа” прошло Северную Атлантику, проливы Пил и Ланкастер, остров Кинг-Вильям. На родине Амундсена тем временем сменилась власть, однако новый правитель Хокон VII положительно отнёсся к географическим успехам Руаля.

Экспедиция по покорению Северной Атлантики и Арктики завершилась преодолением мыса Барроу в 1906 году. Благодаря ей Руаль Амундсен снискал мировую славу исследователя и позже успешно читал лекции в географических обществах разных стран.

Подведение итогов

Руаль Амундсен – выдающийся путешественник, первооткрыватель Южного полюса и исследователь Северной Атлантики. Соотечественники называли его “последним викингом” за спартанский подход к делу. Своими открытиями он обогатил физические и этнографические науки, подтвердил статус своей страны, известной множеством географических деятелей.

Источник

Амундсен, Руаль

Фотография из книги 1908 г.

Руа́ль А́мундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen ; 16 июля 1872 — 18 июня 1928) — норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым достиг Южного полюса 14 декабря 1911. Единственный, кто прошёл на судне и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага ).

Содержание

Краткая хронология

Юность и первые экспедиции

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни».

Северо-западный морской путь

Карта арктических экспедиций Амундсена

Вернувшись из Антарктики, молодой норвежский капитан задумал покорить Северо-Западный проход, то есть проплыть кратчайшим путём из Атлантического океана в Тихий вокруг арктических побережий Северной Америки. Моряки и географы четыре столетия безрезультатно бились над этой проблемой.

Зимовка прошла благополучно, но бухта, в которой стояла шхуна, летом 1904 г. не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку, в это время весь мир считал его пропавшим без вести. Только 13 августа 1905 г. корабль смог вырваться из ледяного плена, и норвежцы отправились дальше на запад. Через три месяца напряжения и томительного ожидания экспедиция обнаружила на горизонте корабль, отплывший из Сан-Франциско — Северо-Западный путь был пройден. Но вскоре после этого судно вмёрзло в лёд, где оставалось всю зиму.

Стремясь сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с капитаном американского коробля, в октябре отправляется в 500- мильное путешествие в Игл-Сити на Аляску, где находилось ближайшее телеграфное соединение с внешним миром. Этот нелёгкий путь он проделал на собачьих упряжках, и, перевалив через горы почти 3-километровой высоты, 5 декабря добрался до города, откуда возвестил миру о своём подвиге. Позднее Амундсен вспоминал:

«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».

Привезённые им научные материалы много лет обрабатывали зоологи, океанологи и этнографы, а научные общества разных стран приняли его в свои почётные члены.

Покорение Южного полюса

Карта антарктической экспедиции Амундсена

Амундсену 40 лет, он читает доклады в США и по всей Европе, его путевые заметки стали бестселлером. Но в его голове зреет новый дерзкий полярный проект — покорение Северного полюса. План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в лёд. Необходимое для этого судно уже было построено. Амундсен завязал отношения с Фритьофом Нансеном и попросил его предоставить для мероприятия «Фрам» («Fram», норв. «вперёд»), на котором Нансен с командой провели 3 года 1893—1896, дрейфуя со льдом к Северному полюсу.

Амундсен на Южном полюсе

«Я не могу сказать, что тут я нашёл цель своей жизни. Смолоду мне вскружил голову Северный полюс, а теперь я оказался у Южного. Можно ли представить себе большую противоположность?»

Полумёртвые от усталости, англичане достигли цели на месяц позже своих соперников, 18 января 1912 года. Скотт записывает в своём дневнике:

«Норвежцы нас опередили — Амундсен оказался первым у полюса! Чудовищное разочарование! Все муки, все тяготы — ради чего? Я с ужасом думаю об обратной дороге…»

Возвращение и впрямь обернулось катастрофой. Люди один за другим оставались лежать в белом аду. Последняя запись в дневнике Роберта Скотта сделана 29 марта 1912 года:

«Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!»

Останки Скотта и его спутников были найдены только следующим летом. Они погибли всего в 20 километрах от ближайшего лагеря с продовольствием.

Эта трагедия взволновала весь мир и сильно омрачила успех Амундсена, в феврале 1913 он распространил заявление, где были следующие слова:

«Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтоб вернуть его к жизни… Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии, она преследует меня».

Северо-восточный морской путь

Трансарктические полёты

Будучи полярным исследователем, Амундсен проявлял должный интерес к авиации. Когда в 1922 г. был установлен мировой рекорд продолжительности полёта (машина конструкции Юнкерса ) в 27 часов, у Амундсена появилась идея авиа-перелёта через Арктику. При финансовой поддержке американского миллионера Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth) Амундсен покупает два крупных гидросамолёта, способных взлетать с воды и со льда.

Амундсен до и после попытки авиа-перелёта

21 мая 1925 г. экспедиция отправилась со Шпицбергена на Аляску. Но следующим утром бак одного из самолётов дал течь, с двигателем другого также случились неполадки. Оба самолёта приземлились на лёд в 150 километрах от Полюса. После осмотра выяснилось, что только один из них пригоден для полёта. Ремонтом самолёта и расчисткой взлётной полосы участники экспедиции занимались 24 дня. Аэроплан был перегружен, но на последних остатках топлива долетел до одного из островов Шпицбергена, когда экспедицию уже считали погибшей.

Амундсен вновь был героем, и ему был оказан восторженный приём по возвращению в Осло. По словам норвежского путешественника, это был самый счастливый момент в его жизни.

11 мая 1926 г. экспедиция Амундсена — Элсуорта — Нобиле стартовала из Кингсбея на Шпицбергене. После полёта, длившегося 16 часов, ликующие люди сбросили на Северный полюс норвежский, американский и итальянский флаги, дирижабль сделал круг и взял курс к берегам Аляски.

Последние годы и гибель

Амундсен становился странным. Он продал все ордена, почётные награды и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьоф Нансен в 1927 году писал одному из своих друзей

«У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».

Главным врагом Амундсена стал Умберто Нобиле, которого он называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».

Нобиле, ставший при Муссолини генералом, в 1928 году задумал повторить перелёт над Арктикой на новом дирижабле «Италия» — на этот раз в роли руководителя экспедиции. 23 мая он стартовал со Шпицбергена и достиг полюса в запланированное время. Однако на обратном пути радиосвязь с ним прервалась: из-за обледенения внешней оболочки дирижабль прижался к земле и разбился в ледяной пустыне, девять уцелевших аэронавтов были выброшены на дрейфующий лёд.

Амундсену было тогда 56 лет.

Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил:

«Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, — там я хотел бы умереть».

Умберто Нобиле и ещё семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руаля Амундсена.

Сочинения

Юбилейная монета «Исследование русской Арктики»

Источник

Авиакатастрофа Руаля Амундсена

Амундсен, Руаль
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen; 16 июля 1872 — 18 июня 1928) — норвежский полярный путешественник и рекордсмен, «Наполеон полярных стран» по выражению Р. Хантфорда.

Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Первый путешественник, совершивший морской переход Северо-Западным проходом (по проливам Канадского архипелага), позднее совершил переход Северо-Восточным путём (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом. Один из пионеров применения авиации — гидросамолётов и дирижаблей — в арктических путешествиях.

Погиб в 1928 году во время поисков пропавшей экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду США — Золотую медаль Конгресса, его именем названы многочисленные географические и иные объекты.

Награды и премии:
Кавалер Большого креста ордена Святого Олафа

Золотая медаль Конгресса США
Медаль Южного полюса
Медаль Чарльза Дэли
Медаль Ханса Эгеде

18 июня 1928 года Амундсен вместе с пятью членами экипажа французского гидросамолёта «Латам» вылетел из норвежского города Тромсе на поиски итальянского конструктора Нобиле, потерпевшего катастрофу в Арктике на дирижабле «Италия». Через три часа «Латам» потерпел крушение в Баренцевом море, Руаль Амундсен погиб вместе с экипажем самолёта.

Умберто Нобиле и его спутников обнаружили всего через пять дней после гибели Амундсена.

В честь Руаля Амундсена названы море, гора и американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане.

2011 год в Норвегии был посвящён Руалю Амундсену и Фритьофу Нансену.

14 декабря 2011 года, к 100-летию покорения Антарктики Руалем Амундсеном, на Южном полюсе премьер-министром Норвегии Йенсом Столтенбергом был открыт ледяной памятник-бюст норвежскому путешественнику.

Опубликовано: БНИЦ /Шпилькин С.В. Источник: РИА Новости

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

Берём двойной код ПОЛНОГО ИМЕНИ:

1 14 34 48 53 71 77 91 108 128 129 141 170 171 184 204 218 223 241 247 261 278 298 299 311 340
А М У Н Д С Е Н Р У А Л Ь + А М У Н Д С Е Н Р У А Л Ь
340 339 326 306 292 287 269 263 249 232 212 211 199 170 169 156 136 122 117 99 93 79 62 42 41 29

17 37 38 50 79 80 93 113 127 132 150 156 170 187 207 208 220 249 250 263 283 297 302 320 326 340
Р У А Л Ь А М У Н Д С Е Н + Р У А Л Ь А М У Н Д С Е Н
340 323 303 302 290 261 260 247 227 213 208 190 184 170 153 133 132 120 91 90 77 57 43 38 20 14

АМУНДСЕН РУАЛЬ = 170 = РАЗБИВАЮЩИЙСЯ.

Проведём прочтение отдельных слов и предложений:

РУАЛЬ = 79 = АВИААВАРИЯ.

АМУНДСЕН = 91 = УМИРАНИЕ, РАЗБИТАЯ \ голова \.

340 = 89-УБИТЫЙ, КОНЧИНА + 251-ГИБЕЛЬНОЕ ПАДЕНИЕ ГИДРОПЛАНА.

Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 18.06.1928. Это = 18 + 06 + 19 + 28 = 71 = 24-ВОДА, ЛЁД + 47-УБОЙ, ПОГИБ = УДАРОМ.

Код ДНЯ ГИБЕЛИ = 139-ВОСЕМНАДЦАТОЕ + 87-ИЮНЯ = 226 = 167-РАЗРУШЕНИЕ МОЗГА + 59-МЁРТВ.

Код ПОЛНОЙ ДАТЫ ГИБЕЛИ = 226-ВОСЕМНАДЦАТОЕ ИЮНЯ + 47-ПОГИБ \ 19 + 28 \-\ код ГОДА ГИБЕЛИ \ = 273 = 153-ПОВРЕДИЛ ГОЛОВУ + 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ = ГИБЕЛЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА.

Код ПОЛНЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ = 176-ПЯТЬДЕСЯТ + 97-ШЕСТЬ = 273 = ГИБЕЛЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА = \ код ПОЛНОЙ ДАТЫ ГИБЕЛИ \.

Источник

Амундсен, Руаль

Фотография из книги 1908 г.

Руа́ль А́мундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen ; 16 июля 1872 — 18 июня 1928) — норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым достиг Южного полюса 14 декабря 1911. Единственный, кто прошёл на судне и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага ).

Содержание

Краткая хронология

Юность и первые экспедиции

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни».

Северо-западный морской путь

Карта арктических экспедиций Амундсена

Вернувшись из Антарктики, молодой норвежский капитан задумал покорить Северо-Западный проход, то есть проплыть кратчайшим путём из Атлантического океана в Тихий вокруг арктических побережий Северной Америки. Моряки и географы четыре столетия безрезультатно бились над этой проблемой.

Зимовка прошла благополучно, но бухта, в которой стояла шхуна, летом 1904 г. не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку, в это время весь мир считал его пропавшим без вести. Только 13 августа 1905 г. корабль смог вырваться из ледяного плена, и норвежцы отправились дальше на запад. Через три месяца напряжения и томительного ожидания экспедиция обнаружила на горизонте корабль, отплывший из Сан-Франциско — Северо-Западный путь был пройден. Но вскоре после этого судно вмёрзло в лёд, где оставалось всю зиму.

Стремясь сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с капитаном американского коробля, в октябре отправляется в 500- мильное путешествие в Игл-Сити на Аляску, где находилось ближайшее телеграфное соединение с внешним миром. Этот нелёгкий путь он проделал на собачьих упряжках, и, перевалив через горы почти 3-километровой высоты, 5 декабря добрался до города, откуда возвестил миру о своём подвиге. Позднее Амундсен вспоминал:

«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».

Привезённые им научные материалы много лет обрабатывали зоологи, океанологи и этнографы, а научные общества разных стран приняли его в свои почётные члены.

Покорение Южного полюса

Карта антарктической экспедиции Амундсена

Амундсену 40 лет, он читает доклады в США и по всей Европе, его путевые заметки стали бестселлером. Но в его голове зреет новый дерзкий полярный проект — покорение Северного полюса. План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в лёд. Необходимое для этого судно уже было построено. Амундсен завязал отношения с Фритьофом Нансеном и попросил его предоставить для мероприятия «Фрам» («Fram», норв. «вперёд»), на котором Нансен с командой провели 3 года 1893—1896, дрейфуя со льдом к Северному полюсу.

Амундсен на Южном полюсе

«Я не могу сказать, что тут я нашёл цель своей жизни. Смолоду мне вскружил голову Северный полюс, а теперь я оказался у Южного. Можно ли представить себе большую противоположность?»

Полумёртвые от усталости, англичане достигли цели на месяц позже своих соперников, 18 января 1912 года. Скотт записывает в своём дневнике:

«Норвежцы нас опередили — Амундсен оказался первым у полюса! Чудовищное разочарование! Все муки, все тяготы — ради чего? Я с ужасом думаю об обратной дороге…»

Возвращение и впрямь обернулось катастрофой. Люди один за другим оставались лежать в белом аду. Последняя запись в дневнике Роберта Скотта сделана 29 марта 1912 года:

«Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!»

Останки Скотта и его спутников были найдены только следующим летом. Они погибли всего в 20 километрах от ближайшего лагеря с продовольствием.

Эта трагедия взволновала весь мир и сильно омрачила успех Амундсена, в феврале 1913 он распространил заявление, где были следующие слова:

«Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтоб вернуть его к жизни… Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии, она преследует меня».

Северо-восточный морской путь

Трансарктические полёты

Будучи полярным исследователем, Амундсен проявлял должный интерес к авиации. Когда в 1922 г. был установлен мировой рекорд продолжительности полёта (машина конструкции Юнкерса ) в 27 часов, у Амундсена появилась идея авиа-перелёта через Арктику. При финансовой поддержке американского миллионера Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth) Амундсен покупает два крупных гидросамолёта, способных взлетать с воды и со льда.

Амундсен до и после попытки авиа-перелёта

21 мая 1925 г. экспедиция отправилась со Шпицбергена на Аляску. Но следующим утром бак одного из самолётов дал течь, с двигателем другого также случились неполадки. Оба самолёта приземлились на лёд в 150 километрах от Полюса. После осмотра выяснилось, что только один из них пригоден для полёта. Ремонтом самолёта и расчисткой взлётной полосы участники экспедиции занимались 24 дня. Аэроплан был перегружен, но на последних остатках топлива долетел до одного из островов Шпицбергена, когда экспедицию уже считали погибшей.

Амундсен вновь был героем, и ему был оказан восторженный приём по возвращению в Осло. По словам норвежского путешественника, это был самый счастливый момент в его жизни.

11 мая 1926 г. экспедиция Амундсена — Элсуорта — Нобиле стартовала из Кингсбея на Шпицбергене. После полёта, длившегося 16 часов, ликующие люди сбросили на Северный полюс норвежский, американский и итальянский флаги, дирижабль сделал круг и взял курс к берегам Аляски.

Последние годы и гибель

Амундсен становился странным. Он продал все ордена, почётные награды и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьоф Нансен в 1927 году писал одному из своих друзей

«У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».

Главным врагом Амундсена стал Умберто Нобиле, которого он называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».

Нобиле, ставший при Муссолини генералом, в 1928 году задумал повторить перелёт над Арктикой на новом дирижабле «Италия» — на этот раз в роли руководителя экспедиции. 23 мая он стартовал со Шпицбергена и достиг полюса в запланированное время. Однако на обратном пути радиосвязь с ним прервалась: из-за обледенения внешней оболочки дирижабль прижался к земле и разбился в ледяной пустыне, девять уцелевших аэронавтов были выброшены на дрейфующий лёд.

Амундсену было тогда 56 лет.

Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил:

«Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, — там я хотел бы умереть».

Умберто Нобиле и ещё семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руаля Амундсена.

Сочинения

Юбилейная монета «Исследование русской Арктики»

Источник

Руаль Амундсен
Roald Engelbregt Gravning Amundsen

Норвежский полярный путешественник-исследователь. Известен в качестве первого человека, достигшего Южного полюса. Так же, совместно с Оскаром Вистингом, первым побывал на обоих географических полюсах планеты. Являлся первым путешественником, совершившим морской переход Северо-Западным проходом и замкнувшим кругосветную дистанцию за Полярным кругом.

Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 года в городе Борге, Норвегия. Вырос в окружении братьев и соседей, много времени проводя в играх возле родительского дома. В семье большое внимание уделяли спорту, для чего родители соорудили тренажеры и турники. В школе мальчик учился посредственно, но уже тогда многие отмечали его упорство и упрямство. Увлекался чтением книг о путешествиях в далекие страны.

В возрасте четырнадцати лет умер отец будущего путешественника и семья вынуждена была переехать в Осло. Мать старательно прочила сыну место в интеллектуальной элите общества, поэтому после гимназии Руаль поступил на медицинский факультет.

После того, как в руки Руаля попала книга Джона Франклина об экспедиции в Атлантическом океане, жизнь молодого человек координально изменилась. Тайком от матери Амундсен начал готовиться к предстоящим экспедициям: закалялся, делал физические упражнения, а также играл
в футбол, считая, что эта игра помогает укреплять мышцы ног. Приучал себя к холодным температурам. В то же время он осознал, что медицина не станет делом его жизни.

Первый опыт полярной экспедиции Амундсен получил в 1897 году, когда стал первым помощником капитана на корабле «Бельжика». В 1903 году Руаль отправился на судне «Йоа» в Арктику и первым обогнул на яхте Северную Америку. Организовав базу в бухте Йоа, предпринял санные походы к Северному геомагнитному полюсу и определил его положение, а также прошел вдоль берегов острова Виктория. Затем проплыл через пролив Симпсона, нашел Северо-Западный морской путь и в 1906 году добрался до Сан-Франциско.

Следующей целью Амундсена являлось достижение Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это уже совершил Роберт Пири, решил достичь Южного полюса и 9 августа 1910 года отправился в Антарктику на «Фраме» знаменитом корабле Фритьофа Нансена. Исследователь тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года, а весь мир узнал об этом лишь в марте 1912 года.

В середине июля 1918 года Амундсен отправился из Аляски на судне «Мод» Северо-Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда путешественник решил исследовать Арктику с воздуха. Американский исследователь Линкольн Элсуорт, итальянский инженер Умберто Нобиле и сам Руаль стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье», пролетели над Северным полюсом и через 71 час приземлились в Теллере на Аляске.

Последние годы Амундсен провел в своем доме в Бунне-фьорде, под Осло. Его быт называли спартанским. Исследователь продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле, которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером».

Нобиле стал генералом при Муссолини. В конце мая 1928 года решил повторить полет к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лед, а радиосвязь с ними прервалась.

Руаль Амундсен скончался 17 июня 1928 года на Северном полюсе. Отправившись на поиски пропавшей экспедиции Нобиле, спустя несколько часов перестал выходить на связь. Точные обстоятельства трагической гибели исследователя до сих пор не выяснены.

Награды Руаля Амундсена

Награжден норвежской медалью «За выдающиеся гражданские достижения»

Кавалер Большого креста ордена Святого Олафа

Кавалер Большого креста ордена Леопольда I

Кавалер ордена Почетного легиона

Награжден датской медалью «За заслуги»Кавалер Полярной медали

Награжден Константиновской медалью

Лауреат Золотой медали Королевского географического общества

Награжден Золотой медалью Конгресса

Память о Руале Амундсене

Через полгода после исчезновения Амундсена усадьба «Ураниенборг» в Свартскуге, на берегу Буннефьорда, ее юридическим владельцем Германом Гаде была передана государству для устройства мемориального музея Руаля Амундсена.

В честь путешественника названы Море Амундсена, Гора Амундсена, Ледник Амундсена, полярная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, Залив Амундсена, Котловина Амундсена в Северном Ледовитом океане, кратер Амундсен у Южного полюса Луны, а также астероид (1065) Амундсения, открытый Сергеем Белявским 4 августа 1926 года.

В начале 2000-х годов на вооружение ВМС Норвегии поступили фрегаты типа «Фритьоф Нансен». Второй корабль этой серии, вступивший в строй в 2004 году, получил имя «Руаль Амундсен».

В Университете Тромсе с 1989 года существует Центр арктических исследований имени Руаля Амундсена (норв. Roald Amundsens senter for arktisk forskning ).

Средняя школа коммуны Оппегор с 2012 года переименована в честь Руаля Амундсена.

В советско-итальяно-британском фильме Михаила Калатозова «Красная палатка» (1969 года) роль Руаля Амундсена исполнил Шон Коннери. Создатели фильма ввели в сюжет вымышленный эпизод о том, что Амундсену удалось обнаружить обломки дирижабля «Италия» и лишь затем он погиб, заявив, что людям нечего делать в Арктике.

Амундсену посвящено стихотворение Константина Симонова «Старик».

В декабре 2011 года премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг прибыл на Южный полюс, чтобы отметить столетие экспедиции Руаля Амундсена

В июня 2018 года в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта у борта ледокола «Красин», принимавшего участие в спасении экспедиции У. Нобиле, установлен бюст Руалю Амундсену.

Семья Руаля Амундсена

Амундсен никогда не был женат, но удочерил и воспитывал двух чукотских девочек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *