Что названо в честь невельского
Именем Невельского названы.
Невельск — город и порт на Дальнем Востоке России, административный центр Невельского городского округа Сахалинской области. Расположен на юго-западном побережье острова Сахалин, на берегу залива Невельского Татарского пролива Японского моря, в 127 км от Южно-Сахалинска. В черте города протекают реки Ловецкая, Невельская и Казачка. В городе расположено Сахалинское мореходное училище, а в 1946 году открыта Невельская центральная районная библиотека.
Залив Невельского — находится у западного берега острова Сахалин, со стороны Татарского пролива. На берегу залива расположены порты Холмск и Невельск.
Пролив Невельского — расположен между материком Евразия и островом Сахалин. Соединяет Татарский пролив с Амурским лиманом.
Улица Невельского — есть во многих городах России, включая Владивосток, Хабаровск, Новосибирск и другие.
Имя Невельского носит Морской государственный университет Владивостока.
Имя Невельского носит Мореходное училище Холмска.
Имя Невельского было присвоено одному из самолетов российской авиакомпании «Аэрофлот» (Airbus A320-214)
В честь Невельского назван большой десантный корабль 055 «Адмирал Невельской» (проект 775).
С 2007 года в г. Иваново действует Иваново-Вознесенский морского кадетский корпус имени адмирала Г.И. Невельского
Более тридцати лет ежегодно в начале августа Морской университет проводит парусную регату на Кубок адмирала Г.И. Невельского.
© Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского
690059, г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50а, телефон: (423) 230-12-51
Разработка сайта:
отдел веб-технологий информационно-технического центра МГУ им. адм. Г.И. Невельского
Невельской Геннадий Иванович
Российский адмирал. Исследователь Дальнего Востока. Основатель города Николаевск-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов. В Сахалинской области в его честь названы залив и пролив, город Невельск, улицы в Южно-Сахалинске и Холмске.
Геннадий Невельской родился 5 декабря 1813 года в усадьбе Дракино, Костромской области. Отец, Иван Алексеевич Невельской являлся потомственным морским офицером из старинного Костромского дворянского рода. Мать, Феодосья Тимофеевна принадлежала к старинному дворянскому роду Полозовых.
В 1829 году Геннадий Иванович поступил в Морской кадетский корпус. Начальником Морского корпуса числился в то время знаменитый мореплаватель адмирал Иван Федорович Крузенштерн, с именем которого связано первое российское кругосветное плавание. Среди кадетов тех времен особенной популярностью пользовались не столько военное, сколько исследовательское, географическое направление обучения.
Кадеты и гардемарины оказались воодушевлены знаменитыми морскими походами русских моряков. У всех на устах находилось открытие Антарктиды Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном и Михаилом Петровичем Лазаревым, походы Фердинанда Петровича Врангеля, Михаила Ниеолаевича Станюковича, Федора Петровича Литке.
Еще в Морском корпусе Невельской увлекся географией Дальнего Востока. Не вполне однозначные сведения, приводимые в книгах и картах, Геннадий Иванович подвергал сомнению. Им овладела жажда собственных географических исследований.
В 1832 году Невельской в числе лучших окончил Морской кадетский корпус и в числе избранных стал слушателем только что созданного Офицерского класса, прообраза будущей Военно-Морской Академии. В звании мичмана 28 марта 1836 года успешно сдал экзамены за курс офицерского класса и ему присвоено звание лейтенанта флота.
По окончании Офицерского класса лейтенант Невельской назначен в эскадру адмирала Федора Петровича Литке офицером на корабль «Беллона» под командованием опытного морского офицера Самуила Ивановича Мофета. Затем служил на кораблях «Князь Варшавский», «Аврора» и «Ингерманланд». В эти годы, как отлично подготовленный морской офицер, являлся вахтенным офицером при Его Высочестве Великом князе Константине Николаевиче.
В годы службы Невельского эта эскадра в дальних плаваниях участия не принимала, в основном плавала в пределах Европы. В 1846 году Геннадий Иванович получил чин капитан-лейтенанта. Годом спустя попросился на должность командира транспортного судна «Байкал», которое должно отправиться на Камчатку с грузом. Назначение на «Байкал» и направление на Дальний Восток Невельской рассматривал, как возможность исполнить свой замысел: доказать, что в устье реки Амур можно войти из океана и, что Сахалин является островом.
Заручившись поддержкой губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева и начальника главного морского штаба князя Меншикова, Невельской, без Высочайшего разрешения летом 1849 года достиг устья Амура и обнаружил пролив между материком и островом Сахалин.
В 1850 году Невельской, уже в чине капитана I ранга вновь направлен на Дальний Восток, однако с предписанием «не касаться устья Амура». Но, заботясь уже не столько о географических открытиях, сколько об интересах Российского государства Невельской, вопреки предписанию, основал в устье Амура Николаевский пост, ныне город Николаевск-на-Амуре, подняв там Российский флаг и объявив о суверенитете России над этими землями.
Самоуправные действия Невельского вызвали недовольство и раздражение в правительственных кругах России. Так называемый Особый Комитет счел его поступок дерзостью, достойной разжалования в матросы, о чем доложено императору Николаю I. Однако, выслушав доклад Муравьева, Николай I назвал поступок Невельского «молодецким, благородным и патриотическим», и даже наградил его орденом Св. Владимира IV степени, а на доклад Особого Комитета наложил резолюцию: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».
В 1851 году Невельской вновь направлен на Дальний Восток. В последующие годы осуществил детальное исследование берегов устья Амура, Амурского лимана и Татарского пролива, а также континентальных частей Амурского и Уссурийского края и острова Сахалин. При этом капитан I ранга, а с августа 1854 года контр-адмирал Невельской от имени императора устанавливал власть России в дальневосточных территориях.
В середине 1850-х годов началось масштабное освоение Россией Амурского края под руководством губернатора Муравьева. Миссия Невельского на этом оказалась исчерпана и мореплаватель возвратился в Санкт-Петербург.
Вернувшись, Геннадий Невельской более не участвовал в морских плаваниях. Значительную часть жизни посвятил систематизации материалов, собранных им в ходе Амурской экспедиции: участвовал в уточнении карт, консультировал политиков и предпринимателей. Являлся действительным членом Императорского Русского Географического общества.
В 1857 году вошел в состав директоров вновь созданной Амурской компании и много занимался ее делами. Одновременно назначен членом Морского ученого совета.
Геннадий Иванович Невельской скончался 29 апреля 1876 года в Санкт-Петербурге. Похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище.
Св. Станислава IV (III) степени (5.12.1838),
Св. Анны III степени (5.12.1841),
Св. Владимира IV степени (17.12.1850),
Св. Анны II степени с Императорской короной (1853),
Св. Владимира III степени (12.1853),
Св. Станислава I степени (1855),
Св. Анны I степени и пожизненным пенсионом в 2 тыс. рублей серебром в год (1858),
Св. Анны I степени с Императорской короной (6.12.1866),
Св. Владимира II степени (17.04.1870).
Также отмечен знаком отличия беспорочной службы за XX лет (1855).
В ноябре 1923 года открыт Солигаличский краеведческий музей им. Г.И. Невельского.
В 1997 году Яхта «Адмирал Невельской», длиной 13,6 метров, была найдена на острове Родригес через два года после крушения. Формально яхта принадлежит Морскому Университету во Владивостоке. В 2010 году правительство России официально передало яхту во владение Почетному послу Бернарду Эрику Тифис Дегтяренко.
Университет Адмирала Невельского зарегистрировал яхту в Морском музее Маврикия. Важно подчеркнуть, что это одна из самых дорогих яхт в мире в своей категории, включая ее историческую важность, ее стоимость достигает более нескольких миллионов долларов.
Геннадий Иванович Невельской родился 23 ноября (5 декабря) 1813 года в старинной дворянской семье, в усадьбе Дракино Солигаличского уезда Костромской губернии. Его отец – отставной лейтенант флота. Среди близких родственников – множество морских офицеров. Поэтому совершенно логичным было поступление 15-летнего Геннадия в морской кадетский корпус в Петербурге, где директором был первый российский кругосветный мореход, путешественник Иван Фёдорович Крузенштерн. По окончании кадетского корпуса для продолжения образования Невельской был зачислен в Офицерские классы, которые закончил с отличием. Самый маленький по росту на курсе (157 см) за любознательность, интерес и рвение к учёбе он получил прозвище Архимед.
Геннадий Иванович Невельской был одним из образованнейших офицеров своего времени. С 1836 по 1846 годы он исходил на разных судах Балтийское, Северное и Средиземное моря, мастерски овладел искусством кораблевождения, стал опытным моряком. Достойный вести корабль в любое далёкое плавание, Геннадий Иванович Невельской был назначен командиром транспорта «Байкал», готового к отплытию на Дальний Восток. Что влекло его к Охотскому морю? Ведь оно было почти всё исследовано. Сахалин в то время значился полуостровом, а вход в устье Амура со стороны моря считался невозможным.
21 августа 1848 года транспорт «Байкал» вышел из Кронштадта. Сдав груз в Петропавловской гавани, Г. И. Невельской отправился к Сахалину. 12 июня 1849 года транспорт «Байкал» оказался у восточного побережья северного Сахалина. Двигаясь вдоль сахалинского берега, моряки вошли в северную часть Амурского лимана. В результате дальнейших исследований, которые проводились на шлюпках и байдарках, был найден южный вход в Амурский лиман – пролив между Сахалином и материком. Это говорило о том, что Сахалин – остров, отделённый от материка судоходным проливом и что устье Амура проходимо для больших судов. Так Г. И. Невельской исправил географическую ошибку знаменитых мореплавателей Жана Франсуа Лаперуза и Ивана Фёдоровича Крузенштерна, решил одну из интереснейших географических загадок того времени.
В 1850–1855 гг. Геннадий Иванович Невельской руководил Амурской экспедицией, в результате которой были проведены исследования в низовьях Амура, на Сахалине и в Татарском проливе. В 1850 году был поднят флаг в основанном им посту Николаевском (Николаевск-на-Амуре), а в 1853 году – в заливе императора Николая (Советская Гавань) и на побережье залива, названного его именем (южная часть Сахалина).
Вернувшись в Санкт-Петербург, Г. И. Невельской занялся систематизацией материалов, собранных им в ходе Амурской экспедиции. Был действительным членом Императорского Русского географического общества. В 1864 году ему присвоено звание вице-адмирала, а в 1874 году – адмирала.
Геннадий Иванович Невельской скончался 17 (29 апреля) 1876 года в Санкт-Петербурге. В 1878 году вышла его книга «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России. 1849–55 г. При-Амурский и При-Уссурийский край».
Деятельность Г. И. Невельского и его соратников по Амурской и Сахалинской экспедициям оказала огромное влияние на судьбу всего российского Дальнего Востока, в том числе и Сахалина.
ИМЯ Г.И. НЕВЕЛЬСКОГО НА КАРТЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Невельск, город, порт (до 1946 года – Хонто, население по оценке численности на 1 января 2015 года – 10603 человека). МО «Невельский городской округ». Название дано Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 июня 1946 года в честь русского мореплавателя, исследователя Дальнего Востока, адмирала Г. И. Невельского, которым было опровергнуто существовавшее мнение о несудоходности Амурского лимана, доказано, что Сахалин является островом и нанесён на карту Татарский пролив.
Невельский район (МО «Невельский городской округ») с центром в городе Невельске (население по оценке численности на 1 января 2015 года – 15782 человека) создан 5 июня 1946 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР об административно-территориальном устройстве Южно-Сахалинской области.
Невельского, пролив – самая узкая часть Татарского пролива между островом Сахалин и материком. Длина пролива около 56 км, наименьшая ширина – около 8 км, а глубина в фарватере – до 7,3 км. Открыт и описан в 1849 году офицерами транспорта «Байкал» под командованием Г. И. Невельского, окончательно доказавшего, что Сахалин является островом. Назван по предложению геолога Н. Н. Тихоновича в 1909 году в честь адмирала Г. И. Невельского.
Невельского, залив Японского моря у западного берега острова Сахалин, на побережье которого расположен город Невельск. Назван участником Амурской экспедиции лейтенантом Н. В. Рудановским в 1854 году в честь адмирала Г. И. Невельского.
Невельская, гора (346,5 м). МО «Невельский городской округ».
Невельская, гора (32,0 м). МО Поронайский городской округ.
Невельского, гора (1022,0 м). МО Углегорский муниципальный район. Названа участником Амурской экспедиции подпоручиком корпуса штурманов Д. И. Орловым в 1853 году. Ранее, в 1787 году, эта гора была названа французским мореплавателем Ж. Ф. Лаперузом пиком Ламанон, а на современных картах носит название гора Ичара.
Невельского, гора (399,4 м). МО «Холмский городской округ».
Невельского, гора (1397,0 м). МО «Городской округ Ногликский». Названа русским геологом П. И. Полевым в 1910 году.
Невелька, река. МО «Невельский городской округ». Название реки – левого притока реки Казачки – является производным от названия города Невельска.
Невельская, река. МО Городской округ «Охинский».
Невельского, перевал. МО «Невельский городской округ».
Невельского, подводный вулкан, расположенный в 66,7 км к юго-востоку от острова Симушир высотой над дном моря 400 м. МО «Курильский городской округ». Назван сотрудниками Института океанологии АН СССР.
ИМЕНЕМ Г. И. НЕВЕЛЬСКОГО НАЗВАНЫ
Сквер имени Г. И. Невельского. Город Южно-Сахалинск, район пересечения улицы Сахалинской и проспекта Мира.
Сквер имени Г. И. Невельского. Город Невельск, ул. Советская. Назван в честь 50-летия города Невельска в 1996 году.
Улица имени Г. И. Невельского (нередко интерпретируется как ул. Невельская). Город Южно-Сахалинск. Расположена в центре города: на востоке от ул. Комсомольской, на западе до ул. им. А. П. Чехова параллельно ул. Сахалинской.
Улица имени Г. И. Невельского (бывшая Молодая). Город Анива.
Улица имени Г. И. Невельского. Город Корсаков.
Улица имени Г. И. Невельского. Посёлок городского типа Ноглики.
Улица имени Г. И. Невельского. Город Оха.
Переулок имени Г. И. Невельского. Город Оха.
Улица имени Г. И. Невельского. Город Поронайск.
Улица имени Г. И. Невельского. Город Холмск.
Улица имени Г. И. Невельского. Село Шебунино МО «Невельский городской округ».
СПИСОК КНИГ О Г. И. НЕВЕЛЬСКОМ
Сост. О. А. Литвинцева, гл. библиотекарь
Основное направление деятельности Сахалинской областной детской библиотеки – привлечение детей к чтению, предоставление широкого спектра качественных информационно-библиотечных ресурсов и услуг по приобщению к ценностям мировой и отечественной культуры, обеспечение свободного доступа к информации и создание комфортных условий для творческого развития детей и подростков. Сахалинская областная детская библиотека выполняет функции центральной библиотеки Сахалинской области по вопросам библиотечно-библиографического обслуживания детей и подростков.
Контакты
Государственное бюджетное учреждение культуры «Сахалинская областная детская библиотека» (ГБУК «СахОДБ»)
Невельской Геннадий Иванович. Что открыл и чем прославился?
Геннадий Иванович Невельской – морской офицер и исследователь Дальнего Востока. В результате возглавляемых им амурских экспедиций в 1849-1850 гг. открыл, что устье Амура судоходно и что Сахалин является островом. На весельных лодках исследовал береговую линию Амурского лимана, Сахалина и Уссурийского края. Открыл и нанес на карту пролив между Сахалином и материком, глубокие гавани на южном побережье Охотского моря. Основал Николаевск-на-Амуре. За географические заслуги перед Россией произведен в адмиралы.
Краткая биография
С 1829 г. Гена обучался в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. Начальником военно-морского учебного заведения в то время был знаменитый и авторитетный мореплаватель И. Ф. Крузенштерн, совершивший первую русскую кругосветную экспедицию. Поэтому в программу преподавания входило не только военное дело, но и география.
Преподаватели морского корпуса – старшие офицеры – смогли привить Невельскому и многим его одноклассникам тягу к исследованиям и географическим открытиям.
Сомнения в судоходности Амура
В первой половине XIX века существовало ошибочное убеждение, будто устье Амура недоступно для крупных морских судов и в него могут входить только лодки.
Откуда возникло такое заблуждение? Из доклада председателя Главного правления Российско-Американской торговой компании барона Фердинанда Петровича Врангеля министру иностранных дел графу Карлу Васильевичу Нессельроде:
Введенный в заблуждение Николай I собственноручно поставил на докладе резолюцию:
«Вопрос об Амуре, как реке бесполезной, оставить».
Сейчас трудно утверждать появилось ли это заблуждение случайно или же было запущено американскими партнерами по торговой компании с умыслом не допустить российское государство в крайние восточные земли, чтобы использовать их в корыстных интересах.
В 1832 г. Геннадий, как звали его учителя и однокашники, окончил кронштадтский Морской кадетский корпус в звании мичмана. Затем поступил в Офицерский класс Военно-морской академии, куда направляли выпускников Морского корпуса «для усовершенствования из числа отличнейших к морской службе потребных».
Во время обучения в летние месяцы Геннадий ходил на судах Балтийского флота. Амурский вопрос занимал будущего мореплавателя уже в офицерских классах. Он не верил, что «такая большая река, как Амур, могла теряться где-то в неведомых песках, не найдя для себя выхода в море». Он мечтал отправиться на Дальний Восток, войти в Амурский лиман и доказать, что дальневосточная река судоходна и «орошаемый ею край необходимо должно быть присоединен к России».
В 1836 г. Геннадий окончил Офицерские курсы с присвоением чина лейтенант. На протяжении 10 лет с 1836 по 1846 гг. Невельской получал богатую мореходную практику, служил на различных морских судах в должности помощника старшего офицера у Великого князя Константина Николаевича, сына Николая I, за что пользовался лояльностью императора. Таким образом, в течение 19 лет с 1829 по 1847 гг. Невельской ни одного лета не провел на берегу и во время трудных парусных плаваний в совершенстве изучил морское дело. Это был успешный образованный офицер, ратовавший за гуманное отношение к матросам и техническое усовершенствование Российского флота.
Решение об экспедиции на Амур принималось в самых высоких инстанциях
В 1846 г. Невельской получает чин капитан-лейтенанта. В том же году он делает первый шаг к исполнению своей заветной мечты – подает прошение о назначении командиром на двухмачтовое парусное судно «Байкал». Транспорт отправлялся из Санкт-Петербурга на Камчатку с партией казенного груза для Петропавловского гарнизона.
Сиденснер в книге 1913 года «Адмирал Геннадий Иванович Невельской» пишет:
«Пользуясь особым расположением великого князя Константина Николаевича, Невельской мог рассчитывать на самые лестные назначения на флот, но он как об особой милости спросил о назначении его командиром маленького транспорта «Байкалъ», отправлявшегося с разными казенными грузами в наши порты Охотского моря. В декабре 1847 г. он получил сие назначение».
Примерно в это же время Невельской познакомился с другим энтузиастом Амурского дела генерал-майором Н. Н. Муравьевым, только что назначенным генерал-губернатором Восточной Сибири. В личной беседе Невельской поделился своими мыслями о том, как важно для России приобрести устье Амура. Капитан просил генерал-губернатора после сдачи груза в Петропавловске разрешить ему плыть в Амурский лиман Северная часть Татарского пролива между проливом Невельского и Охотским морем, куда впадают воды Амура. Устье Амура представляет собой классический однорукавный эстуарий и опресняет Амурский лиман
, исследовать берега и промерить глубины. Муравьев нашел в Невельском единомышленника, однако не спешил покровительствовать капитану, ибо в то время российские власти, не желая портить отношения с соседним Китаем, придерживались в отношении Амура консервативных позиций. Начальник Главного Морского Штаба князь Меншиков так отвечал на просьбу Невельского:
«Опись Амура, как реки китайской, повлечет за собой неприятную переписку с китайским правительством, нежелательную для министра иностранных дел гр. Несельроде, и поэтому нечего думать о том, что невозможно».
Невельской очень постарался, чтобы строящийся в Гельсингфорсе Шведское название Хельсинки, которое официально употреблялось в России до 1926 года морское судно было завершено как можно скорее. В итоге вместо намеченного в смете конца августа новенький корабль сошел со стапелей 10 июля. Князь Меншиков остался доволен быстрой постройкой судна, и Невельской вновь просил разрешения провести опись юго-восточного побережья Охотского моря с заходом в устье Амура, куда «транспорт могло занести ветрами и течениями».
Пользуясь поддержкой генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева, министра внутренних дел Перовского и генерал-адмирала Константина Николаевича Романова, Невельской получил указание от непосредственного начальника – князя Меншикова – «осмотреть юго-восточный берег Охотского моря между теми местами, которые были определены или усмотрены прежними мореплавателями». Несмотря на все старания, Невельской так и не добился разрешения произвести опись Амурского лимана.
В Петропавловске неутомимый исследователь получил частное письмо от генерал-губернатора Муравьева «с копией проекта инструкции, представленной на Высочайшее воззрение, но не получившей еще утверждения». Обращаясь к Государю Императору, Муравьев предлагал поручить капитану Невельскому:
Таким образом, у Невельского не было на руках ничего, кроме предложения Муравьева, которое тот отправил Императору и которое могло быть и не одобрено. Тем не менее морской офицер, рискуя званием и карьерой, вне Высочайших повелений по сдаче груза вышел из Петропавловска на «Байкале» к устью Амура для описи берегов, признававшихся китайскими.
Перед выходом в море Геннадий Иванович собрал в каюте всех офицеров и разъяснил им сущность амурского вопроса и его непреходящее значение для России.
Геннадий Иванович Невельской возглавлял Амурские экспедиции 1849-1855 гг.
Первая Амурская экспедиция 1849 г. Русские исследуют устье Амура и Татарский пролив
Первая Амурская экспедиция Невельского состоялась летом 1849 года. 31 мая судно «Байкал» снялось с рейда в Петропавловском порту, обогнуло Камчатку и 7 июня через четвертый Курильский пролив вошло в Охотское море. 12 июня на горизонте появились покрытые туманом сахалинские сопки. Капитан Невельской послал на берег шлюпку с навигационными инструментами В то время для определения широты и долготы использовался измерительный прибор секстант. Секстанты применялись на флоте до середины XX века. Их заменила только система глобальной спутниковой навигации
для более точного определения географических координат местности. Обсервация показала 51 0 31’ северной широты. От этой точки Невельской двинулся на север, одновременно проводя опись побережья. Почти ежедневно он высылал баркас или байдарку для исследования многочисленных бухт, отмелей и островков. 17 июня «Байкал» достиг мыса Елизаветы, обогнул его и вошел в Северный залив. С 19 июня опись побережья Сахалина продолжилась на юг от мыса Марии.
К 21 июня корабль Невельского полностью обогнул полуостров Шмидта. Спущенная на воду шлюпка исследовала крупную закрытую бухту, которую предшественник Невельского поручик Гаврилов ошибочно принял за вход в Амурский лиман. После того, как ошибка обнаружилась, Гаврилов окрестил бухту заливом Обмана. Невельской переименовал бухту в залив Байкал в честь своего судна и двинулся дальше.
25 июня судно достигло мыса Тамлаво. 27 июня экспедиция Невельского вошла в Амурский лиман и приблизилась к материковому берегу. Здесь транспорт встал на рейде, который Невельской окрестил Северным лиманским рейдом.
10 июля экспедиция продолжалась на гребных шлюпках. На воду были спущены все имевшиеся на транспорте «Байкал» лодки: 2 весельных баркаса и одномачтовый вельбот.
Оставив вместо себя на судне старшего офицера лейтенанта Казакевича, Невельской вместе с другими офицерами и 16 матросами вошел в устье Амура. Они тут же приступили к описи берегов Амурского лимана и промеру глубин.
11 июля отряд обогнул мыс Тебах и вошел в Амур. Продвигаясь вверх по Амуру и систематически измеряя глубину реки, экспедиция достигла полуострова Куегда (Константиновский п-ов). Затем от правобережного мыса Мео отряд развернулся на юго-восток и направился к мысу Пронге. Регулярные промеры глубин подтвердили, что устье Амура доступно для прохода морских судов.
Выйдя в воды Амурского лимана, группа двинулась на юг и 22 июля достигла самой узкой части Татарского пролива. Более ранние мореплаватели – англичанин Уильям Броутон, француз Жан-Франсуа де Лаперуз и соотечественник Невельского И.Ф. Крузенштерн – утверждали, что в этом месте Сахалин соединяется с материком.
Продолжая путь на юг, Невельской 24 июля достиг широты 51 0 40’, т. е. предела, до которого доходили с юга Лаперуз и Браутон. После сего шлюпка приняла к сахалинскому берегу и повернула на север. Продвигаясь с промером вдоль западного берега Сахалина, лодка 1 августа возвратилась к «Байкалу», ожидающему на рейде в Северном амурском лимане.
«В своих записках Невельской не приводил никакого описания этого непрерывного 33 дневного плавания на гребных судах, в продолжение которых он со своими сотрудниками сделал более 250 миль по широкому, совершенно открытому лиману. Озабоченный разрешением важного государственного вопроса, он не был способен интересоваться собственной персоной и относительно этой экспедиции упоминает только, что южные ветры разводили в лимане такую толчею, что шлюпки заливало и приходилось выбрасываться на берег, выжидая перемены погоды, чтобы снова продолжать промеры. Но конец венчает дело, и к великому торжеству Невельского он имел теперь в руках несомненные доказательства, что Сахалин не полуостров, а остров, и что река Амур имеет два глубоководные выхода: к северу, в Охотское море, и к югу, в Татарский пролив».
Невельской не мог дольше оставаться в Амурском лимане. Ему было Высочайше предписано произвести опись юго-восточного берега Охотского моря и к 15 сентября прибыть в Охотск. Поэтому 4 августа транспорт «Байкал» снялся с якоря и двинулся вдоль Охотского побережья на северо-запад. Уточняя и исправляя многочисленные неточности предшественников, экспедиция Невельского с гребных судов открыла и нанесла на карты залив Счастья, глубоко вдающиеся в сушу и хорошо закрытые от ветров заливы Святого Николая и Константина. Здесь они встретили байдарку российско-американской компании, высланную из Аяна для расторжки устар. Торговля с туземцами.
3 сентября «Байкал» прибыл в Аян. На его борт поднялся штабс-капитан Корсаков, прибывший из Иркутска с Высочайше утвержденной инструкцией, разрешавшей Невельскому произвести исследование Амурского лимана. 6 сентября Невельской приплыл в Охотск, сдал «Байкал» портовому начальству и сушей через Сибирь отправился в Санкт-Петербург на доклад к императору Николаю I.
Император Николай I высоко оценил службу Невельского. «За благополучный приход транспорта в Петропавловск, скорое и в хорошем состоянии доставление грузов и за сохранение здоровья команды» Высочайшим приказом от 6 декабря 1849 г. Геннадий Иванович произведен в капитаны 2-го ранга. Остальные офицеры экспедиции также были повышены в званиях.
В результате первой Амурской экспедиции Геннадий Иванович Невельской сделал важные для России географические открытия и развенчал вековые заблуждения:
Вторая Амурская экспедиция 1850 г. От разжалования в матросы Невельского спас Император Николай I
Географические открытия и патриотическое рвение морского офицера были по достоинству оценены в Петербурге. В феврале 1850 г. Невельской произведен в капитаны 1 ранга и назначен для особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири Муравьеве.
Правительственный комитет по Амурскому вопросу издал Высочайшее повеление, которым предписывал:
27 июня 1850 г. Невельской на транспорте «Охотскъ» прибыл из Аяна в залив Счастья, где, как и предписывалось ему инструкцией, заложил Петровское зимовье. Как опытный моряк и географ, Невельской понимал, что на песчаном кошке, составляющей восточный берег залива, не может быть надежного военно-морского порта. Поэтому он, взяв в провожатые тунгуса и гиляка на шлюпке с шестью вооруженными матросами, самовольно, в нарушение указаний императора, отправился на Амур.
1 августа 1850 г. на левом берегу в устье Амура Невельской заложил пост и назвал его «Николаевский» в честь царствовавшего императора Николая I. Сегодня это город-порт Николаевск-на-Амуре. На следующий день Невельской на оленей упряжке вернулся в Петровское.
Подняв русский флаг в устье Амура, Невельской заявил восточным странам-соседям, что Приамурский край и остров Сахалин отныне и на века будет владением Российской Державы.
Невельской нарушил прямое указание, изложенное в Высочайшем повелении, «ни под каким предлогом или видом не касаться лимана и реки Амур». Тотчас по прибытии в Иркутск Невельской послал генерал-губернатору с нарочным в Иркутск донесение, в котором сообщал, что основал Николаевский пост. Геннадий Иванович признавался, что если бы он действовал в пределах данных ему инструкций, то Приамурский край мог быть потерян для России навсегда и что вся моральная ответственность перед отечеством легла бы на него. В заключение Невельской просил у Муравьева заступиться за него перед Государем Императором и донести до императорской особы смягчающие вину обстоятельства.
В Амурском комитете при правительстве не одобряли такую инициативность, так как опасались «неприязненных столкновений» с Китаем или Японией. На заседании комитет постановил:
Трудно сказать, где сегодня проходила бы российско-китайская граница, если бы это решение получило Высочайшее утверждение. Однако Государь Император оценил смелость Невельского. Николай I нашел поступок капитана «молодецким, благородным и патриотическим», наградил орденом Владимира IV степени, а на обвинительный доклад Амурского Комитета о разжаловании Невельского в матросы наложил знаменитую резолюцию: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».
Третья Амурская экспедиция 1851-1855 г. Геннадий Иванович Невельской получает адмирала и место в истории
Петербург ставил перед капитаном 1 ранга Невельским две основные задачи:
12 февраля 1851 г. утверждено новое постановление Амурского комитета. С ним Невельской отправился из Петербурга в Иркутск. 16 апреля того же года он женился на племяннице гражданского губернатора Екатерине Ивановне Ельчаниновой.
Весной 1851 г. Геннадий Иванович вместе с женой переехал в основанное им Петровское, где прожил до 1855 г. На протяжении этих лет Невельской, его подчиненные офицеры, а также десятки безымянных матросов и казаков продолжали упорное изучение Амурского края, составление карт и описание берегов. Сведения, собранные в ходе Амурских экспедиций, пригодятся генерал-губернатору Муравьеву на российско-китайских переговорах в Айгуне.
Третья Амурская экспедиция состоялась в 1851 г. Невельской и его сподвижники, в их числе капитан-лейтенант Петр Васильевич Казакевич, детально исследовали впадающую в Амур реку Амгунь, озеро Кизи и южные берега Татарского пролива, включая бухту Де-Кастри и Императорскую (Советскую) гавань. Предпринимались сухопутные вылазки в Амурский и Уссурийский края и на остров Сахалин. Экспедиции по тайге помогли обнаружить богатые угольные залежи на Сахалине.
В ходе официальной Амурской экспедиции не было обнаружено административного и военного присутствия Китая в Приамурье и Приморье, о чем Невельской сообщал в докладе генерал-губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьеву:
«На всем пространстве по берегам реки Амур до Хинганского хребта нет ни одного китайского или манчжурского поста, все инородцы по течению Амура и Уссури до моря неподвластны Китаю и ясака не платят».
Летом 1853 г. экспедиции Невельского основывают еще несколько постов по обоим берегам Татарского пролива.
В 1854 г. Невельской был произведен в контр-адмиралы. На правах губернатора Геннадий Иванович устанавливал в Приамурском крае российскую власть:
Во второй половине 50-х началось масштабное освоение Приамурья под руководством генерал-губернатора Муравьева. Амурская эпопея Невельского завершилась. В декабре 1856 г. адмирал уволился со службы и вернулся в Петербург.
Как известно, 31 мая 1858 года солдаты 13-го линейного батальона под командованием капитана Якова Дьяченко, исполняя приказ генерал-губернатора Муравьева-Амурского, высадились на правом берегу Амура в месте впадения в него Уссури и основали военный пост Хабаровка. Подходящее место для форпоста рекомендовал Муравьеву Геннадий Иванович Невельской еще в феврале 1854 года.
Почетная отставка
По окончании Крымской войны в 1856 г. Амурская экспедиция была свернута, и корабли вместе с экипажами и офицерским составом отправлены на Балтику. По возращении в Петербург Невельской больше не участвовал в плаваниях, а лечил подорванное суровым дальневосточным климатом здоровье. Остаток жизни он посвятил систематизации материалов, собранных в ходе Амурских экспедиций, с целью написания книги. Будучи членом Императорского Русского географического общества, он занимался уточнением карт, консультировал политиков и крупных торговцев. Состоял членом директоров Амурской компании.
Книга Невельского под названием «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849—1855» вышла в свет в 1877 г. Даже из названия видно, что представители знатных родов все заслуги и достижения России приписывали исключительно себе. Простой народ: солдаты, воевавшие и гибнувшие под их началом, рабочие, строившие фабрики и прокладывавшие дороги в тяжелых условиях – были для власть имущих лишь расходным материалом. Писатели советской эпохи в своих произведениях пытались компенсировать эту несправедливость и воздать должное рядовым пионерам Дальнего Востока. В качестве примера можно назвать роман дальневосточного писателя Н. Наволочкина «Амурские версты».
В 1864 г. Невельскому был присвоен чин вице-адмирала, а в 1874 г. – полного адмирала.
Геннадий Иванович Невельской скончался в апреле 1876 г. в Санкт-Петербурге и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Основные заслуги Невельского
Александр Карлович Сиденснер в монографии, посвященной столетию рождения Невельского называл его
«одним из замечательнейших русских людей, которому вместе с Николаем Николаевичем Муравьевым наше Отечество обязано приобретением При-Амурскаго и При-Уссурийскаго края – области пространством в полмиллиона квадратных верст».
Невельской был из тех редких и благородных натур, которые «славу и выгоды своего отечества ставят выше личных выгод и собственного спокойствия». Деятельность Невельского непосредственно способствовала присоединению к Российской Империи огромных территорий в нижнем течении Амура и правого бассейна Уссури.
В ходе возглавляемых им Амурских экспедиций Невельской сделал следующие открытия:
Другие результаты Амурских экспедиций:
Помимо этого, Г.И. Невельской заложил в 1850 году Николаевский военный пост – будущий Николаевск-на-Амуре. До 1880 г. город был административным центром Приморской области в составе Восточно-Сибирского генерал-губернаторства.
Именем Невельского названы
Самая узкая часть Татарского пролива, южная оконечность Амурского лимана называется пролив Невельского.
Центральная городская набережная Хабаровска еще в 1913 г. на заседании Городской Думы была названа именем Невельского. В 1993 г., спустя 80 лет, хабаровский променад вновь обрел свое историческое название.
Памятники во Владивостоке, Южно-Сахалинске, в основанном имярек Николаевске-на-Амуре. В Хабаровске памятник Геннадию Невельскому стоял на городском утесе с 1951 по 1996 годы.
Поскольку род занятий Невельского был тесно связан с мореплаванием, известно несколько морских и речных судов, носящих его имя: