Что названо в честь михаила лазарева
Лазарев Михаил Петрович
Русский военный деятель. Флотоводец и мореплаватель. Адмирал. Один из основателей города-героя Новороссийск. Командующий Черноморским флотом и один из первооткрывателей Антарктиды. Кавалер орденов Святого апостола Андрея Первозванного и Святого Георгия IV класса.
Михаил Лазарев родился 14 ноября 1788 года в городе Владимир. Мальчик появился на свет в семье дворянина, сенатора Петра Гавриловича Лазарева, являющегося представителем ветви правителя Владимирского наместничества, армянской аристократической династии Амбелек-Лазаревых. В 1800 году отец определил троих сыновей: Андрея, Михаила, Алексея в Морской кадетский корпус.
В 1803 году молодой человек выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 года произведен в первый офицерский чин: мичмана. В числе тридцати лучших выпускников корпуса отправлен в Великобританию, где служил военным на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.
До 1813 года Лазарев служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской 1808-1809 года и Отечественной войне в Наполеоном. В 1813 году лейтенант Михаил Петрович получил новое назначение: командира фрегата «Суворов», отправляющегося в кругосветное плавание. В начале октября подготовка к путешествию завершилась, и на рассвете 9 октября 1813 года «Суворов» отошел с Кронштадтского рейда. Данная экспедиция продолжалась до лета 1815 года.
В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать «фрегатом Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами. В июне прибыл капитан 2 ранга Фаддей Беллинсгаузен, которому поручено как командование фрегатом «Восток», так и руководство всей экспедицией. Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.
«Мирный», построенный по проекту русских корабельных инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, все же качественно уступал «Мирному», несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым. За участие в Антарктической экспедиции Лазарев произведен в капитаны 2 ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.
В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Город Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон»: единственное военное судно Российско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе обеспечить не мог. Поэтому принято решение направить к берегам Русской Америки 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командование «Ладогой» на его младшего брата Андрея.
Корабли под командованием Михаила Лазарева 17 августа 1822 года покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в условиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в середине мая 1823 года «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити, где встретился с «Ладогой», с которой разошелся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошел к берегам Русской Америки.
Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта Отто Коцебу. «Крейсер» 16 октября 1824 года покинул Ново-Архангельск и 5 августа 1825 года подошел к Кронштадтскому рейду. За образцовое выполнение задания Михаил Лазарев произведен в капитаны первого ранга.
Михаил Петрович 27 февраля 1826 года назначен командиром 12 флотского экипажа и строящегося в Архангельске 74-пушечного корабля «Азов». После окончания строительства, с 5 августа по 19 сентября 1826 года Лазарев руководил переходом отряда кораблей, в составе «Азова», «Иезекииля» и военного транспорта «Смирный», из Архангельска в Кронштадт.
Командуя кораблем «Азов» с 10 июня по 6 октября 1827 года Лазарев совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября 1827 года, являясь командиром «Азова», Михаил Петрович принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: потопил два больших фрегата и один корвет, сжег флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.
За участие в Наваринском сражении Михаил Лазарев произведен в контр-адмиралы и награжден сразу тремя орденами. С 1828 по 1829 года руководил блокадой Дарданелл. В 1830 году вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.
В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. С февраля по июнь 1833 года командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой заключен Ункяр-Искелесийский договор. В этом же году Михаила Петрович назначен главным командиром Черноморского флота и портов, военным губернатором Николаева и Севастополя. Помимо этого, в 1833 году произведен в вице-адмиралы.
Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим перевооружением Черноморского флота. В Севастополе реорганизовал Морскую библиотеку, построил Дом собраний и открыл школу для матросских детей. При нем построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе. В 1843 году произведен в чин адмирала.
Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое начинает издавать карты и атласы Черного моря. Его заслуги перед русской наукой оценило и Русское Географическое общество, избрав его своим почетным членом. Также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета.
Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославивших русский флот и Россию в годы Крымской войны. Адмирал пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Под его руководством обучались такие известные русские флотоводцы как: Павел Нахимов, Владимир Корнилов, Владимир Истомин и Григорий Бутаков. Михаил Петрович выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость Российской Империи того времени являлась главным препятствием на этом пути.
В последние годы жизни Михаил Петрович тяжело болел, но продолжал работать. В 1851 году адмирал вместе с супругой и дочерью отбыл в Вену, надеясь, что европейские врачи смогут как-то помочь справиться с недугом. Однако болезнь становилась только агрессивнее.
Михаил Петрович Лазарев скончался 23 апреля 1851 года в Вене, в результате рака желудка. Тело адмирала отвезли на родину, в город Севастополь, где похоронили в склепе Владимирского собора. Из-за разрушения склепа в 1930-е годы советской власти потребовалось перезахоронение останков, которое торжественно состоялось в 1992 году.
Российские
Орден Святого Георгия IV степени;
Орден Святого Владимира IV степени;
Орден Святого Владимира III степени;
Орден Святого Владимира II степени;
Орден Святого Андрея Первозванного;
Орден Святого Владимира I степени;
Орден Белого орла;
Орден Святого Александра Невского.
Иностранные
Командорский крест ордена Спасителя (Греция);
Орден Бани (Великобритания);
Орден Святого Людовика (Франция).
В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. П. Лазарева.
В 1867 году в Севастополе установлен памятник Михаилу Лазареву (снесен в 1928 году, планируется к восстановлению).
В 1978 году в Николаеве на «Аллее адмиралов»установлен Памятник русскому флотоводцу и мореплавателю, первооткрывателю Антарктиды, командующему Черноморским флотом, военному губернатору Николаева и Севастополя, адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву.
В 1996 году в Севастополе в эдикуле здания установлен бронзовый бюст адмиралу (архитектор Н. Н. Гуров и скульпторы Г. А. Лысенко и Э. В. Лысенко).
Имя адмирала М. П. Лазарева носит Севастопольская Морская библиотека.
В сентябре 1996 года в Новороссийске открыт памятник одному из основателей города адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву.
В Новороссийске сооружен памятник основателям города М. П. Лазареву, Н. Н. Раевскому и Л. М. Серебрякову.
На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) установлен бюст адмиралу Лазареву.
В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев». Кроме того, имя «Адмирал Лазарев» в разное время было присвоено еще трем крупным кораблям отечественного ВМФ: легкому крейсеру модифицированного проекта «Светлана», впоследствии «Красный Кавказ»; легкому крейсеру проекта 68-бис; тяжелому атомному ракетному крейсеру проекта 1144, первоначально названному «Фрунзе».
В 1994 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».
В 2004 году во Владимире на стене дома по адресу ул. Большая Московская, д. 26, где Михаил Петрович Лазарев родился и жил с 1788 по 1797 годы, установлена мемориальная доска работы скульптора Черноглазова.
В 2008 году авиакомпания «Аэрофлот» в честь Михаила Лазарева назвала один из своих самолетов Airbus A320 «М. Лазарев».
В 2017 году открытие фонтана-памятника в честь 950 города Азова. Изображен адмирал Лазарев.
В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище среди прочих установлен бюст М. П. Лазарева.
В филателии
Почтовые марка, 1950 года
Почтовые марка, 1987 года
Почтовый конверт, 1962 год
В географических объектах
В честь Лазарева названы:
Лазаревское и Лазаревский район города Сочи;
Поселок городского типа Лазарев в Хабаровском крае;
Атолл в группе островов Россиян в Тихом океане;
Мысы : в проливе Невельского; в Севастополе; на острове Унимак (Аляска);
Риф рядом с мысом на острове Унимак;
Река на острове Унимак;
Бухта и порт (ныне Вонсан) в Японском море;
Остров (ныне исчез) в Аральском море;
Горная цепь, гора, ледниковый купол и две антарктические станции (Лазарев и Новолазаревская) в Антарктиде;
Море, бухта, берег, шельфовый ледник, желоб и подводная гора в Антарктике.
Многочисленные улицы, площади и переулки в населенных пунктах бывшего СССР:
Улицы Адмирала Лазарева в Запорожье, Липецке, Москве, Николаеве и Одессе;
Улицы Лазарева в Воронеже, Минске; Сочи и Томске;
Лазаревские улицы в Новороссийске и Севастополе; ранее такое же название носили также улицы в Новороссийске (ныне ул. Конституции) и Феодосии (ныне ул. Куйбышева);
Площади Лазарева в Севастополе и Владимире;
Набережная Адмирала Лазарева в Санкт-Петербурге;
Лазаревский переулок в Кронштадте.
Мосты в Санкт-Петербурге и Сочи.
Скверы в Севастополе, Владимире и Феодосии.
В браке воспитали детей:
Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев
Краткая биография Фаддея Беллинсгаузена
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен родился на о. Сааремаа в 1778 г. Он окончил Морской кадетский корпус и успел принять участие в кругосветном мореплавании под руководством И. Ф. Крузенштерна. В 1819 году он отправился на шлюпах «Восток» и «Мирный» (им командовал М. П. Лазарев) к берегам неизведанной южной земли (корабли достигли побережья Антарктиды в 1820 году). Он принимал участие в Русско-турецкой войне 1828–1829 гг., а в 1839 году был назначен военным губернатором крепости Кронштадт.
Награжден высшими орденами, среди которых Владимирский крест. Умер Ф.Ф. Беллинсгаузен в 1852 году.
Краткая биография Михаила Лазарева
Михаил Петрович Лазарев родился в 1788 году в дворянской семье, из которой вышло несколько блестящих морских офицеров. Прошел путь от гардемарина до адмирала флота. Лазарев командовал всем Черноморским флотом, участвовал в его модернизации и перевооружении. Он был не только превосходным моряком, но и хорошим учителем: среди его учеников были адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.
Умер Лазарев в 1851 году, похоронен в Севастополе. В честь его и его корабля названы станции в Антарктиде «Мирный», «Новолазаревская», «Лазаревская».
Открытие Антарктиды
Поисками загадочного южного материка занимались многие мореплаватели. В своих попытках проникнуть как можно ближе к Южному полюсу принимали участие в разные годы Д. Кук (он заявил о недоступности южной земли, назвав ее «Терра Австралиус инкогнита»), английские моряки Уотерхауз и Смит; не оставляли мысли о ледовом походе и русских моряков. После кругосветных путешествий капитаны Крузенштерн, Коцебу и Сарычев обратились в 1819 г. с прошением к царю Александру I об организации южной полярной экспедиции. Царь ответил согласием; и экспедицию пришлось снаряжать в очень сжатые сроки, чтобы успеть отплыть летом 1819 года. В состав флотилии вошло два корабля, совершенно не предназначенных для полярных плаваний: «Восток» и «Мирный».
Целью вояжа были «открытия возможной близости Антарктического полюса, …приобретение полнейших знаний о нашем земном шаре», т. е. цели были чисто научные: пройти как можно дальше за Южный полярный круг и подойти насколько возможно близко к неизвестной земле. При наличии парусных кораблей, не приспособленных для полярных широт, мечтать о большем не было смысла.
Капитан Беллинсгаузен (шлюп «Восток») и капитан Лазарев (шлюп «Мирный») вышли из Кронштадта в начале июля 1819 года и уже к декабрю достигли Сандвичевых островов, нанесенных на карту Д. Куком. Граница плавучих льдов встретила их на широте 69°. 27 января 1820 года корабли пересекли Южный полярный круг и устремились к югу. Наконец, перед кораблями вырос ледяной барьер из сплошного льда. В условиях плохой видимости из-за снега и тумана, корабли двинулись вдоль кромки сплошных льдов на восток. Несколько раз они то приближались, то отдалялись от «матерого» льда, части ледяного щита Антарктиды, трижды пересекая полярный круг в своих попытках приблизиться к земле.
Но земля ли это? Материк перед их глазами или просто острова, покрытые льдом, ледяные моря, возвышающиеся над кораблями подобно стенам? Они были менее чем в трех километрах от «суши», так близко к ней еще не приближался никто.. «Пробегая между льдинными островами в ясную погоду… мы забирались иногда в такую чащу… и вдруг ясный день превращался в самый мрачный, ветер крепчал и шел снег, – горизонт наш иногда ограничивался не далее, как на 20 сажен», – писал о погоде Лазарев. Подойти ближе не представлялось возможным, к тому же начиналась полярная зима, и кораблям пришлось отступить в более теплые воды.
«В сей бесплодной стране скитались мы как тени, целый месяц; беспрестанный снег, льды, туманы…» Михаил Лазарев
Было решено отправиться севернее, в необъятные пространства Индийского океана. Корабли пошли поодиночке: у них были разные ходовые качества, и было решено, что вновь флотилия воссоединится в Сиднее для ремонта. Во время плавания в водах Индийского и Тихого океанов капитаны не оставляли своих научных целей: были обследованы острова Туамоту, Лазарев и «Мирный» посетили остров Пасхи, дали встреченным ими многочисленным островкам русские имена.
После стоянки у берегов Австралии «Восток» и «Мирный» вновь устремились к югу. Спустя год, в январе 1821 года корабли опять подошли к предполагаемому материку и 28 января наблюдали в условиях более ясной погоды берег, на котором ясно были видны скалы и горы. Беллинсгаузен назвал виденное берегом Александра I. «Блеснуло солнце, и лучи его осветили черные скалы».
«Я называю это берегом потому, что отдаленность другого конца (его) исчезла за предел зрения нашего… Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен». Фаддей Беллинсгаузен
Экспедиция вновь не смогла подойти совсем близко к материку, к тому же «Восток» опять нуждался в ремонте, и корабли повернули к северу. На обратном пути они обследовали Южные Шетландские острова (виденные Смитом в 1818 г.) и нанесли их на карту. Среди команд кораблей было много людей, прошедших вой ну 1812 года с Наполеоном, в честь этого многие острова получили названия Бородино, Ватерлоо, Смоленск.
После 751-дневного морского вояжа корабли вошли в Кронштадт. О своих плаваниях, которые вылились не только в открытие Антарктиды, но и в кругосветное путешествие, Беллинсгаузен написал в книге «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавании вокруг света».
Вклад в географию
Сам Ф. Ф. Беллинсгаузен никогда не говорил о своем «открытии» Антарктиды: он полагал, что можно считать, что побывал на новой земле, только сойдя на сушу. До 1945 года книга Беллинсгаузена не была переведена на английский язык, так что, как это ни странно, его исследования были мало известны миру. Мнения среди ученых разных стран, была ли открыта Антарктида во время путешествия Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, разделились. Российские ученые отвечают на этот вопрос утвердительно.
Михаил Лазарев
Биография
Михаил Лазарев – прославленный российский мореплаватель, один из 2 первооткрывателей Антарктиды, ученый и командующий Черноморского флота.
Михаил Петрович Лазарев родился 3 (по старому стилю) ноября 1788 года во Владимире в дворянской семье. Отец будущего адмирала, Петр Гаврилович, скончался, когда Михаил был подростком. Однако до этого мужчина успел отправить будущего мореплавателя и 2 его братьев на учебу в Морской кадетский корпус. По другим сведениям, на учебу мальчиков определили уже после смерти отца с помощью генерал-адъютанта Христофора Ливена.
Михаил Лазарев
В учебе Михаил, обладавший острым умом, проявлял усердие и в итоге оказался одним из 30 лучших выпускников. После окончания учебы получившего статус гардемарина юношу направили в Англию – знакомиться с устройством британского флота. Там Михаил прослужил до 1808 года, все это время проведя на судах, вдали от суши. В этот период мореплаватель занимался самообразованием, посвящая много времени изучению истории и этнографии.
Флот и экспедиции
После возвращения на родину Лазарева произвели в мичманы, и до 1813 года мужчина служил на Балтийском флоте. В этом качестве Михаил участвовал в Русско-шведской войне и войне против Наполеона.
Портрет Михаила Лазарева
Путешествие продлилось 2 года. В начале из-за трудных погодных условий корабль был вынужден остаться в шведской гавани, но затем сумел добраться до Ла-Манша. Это было успехом еще и потому, что в пройденных водах курсировало немало военных кораблей Франции и Дании, которые могли напасть на русское судно.
Плавание Михаила Лазарева на фрегате «Суворов» в 1813—1815 годах
В британском Портсмуте Лазареву пришлось задержаться на 3 месяца, так что экватор корабль пересек только к апрелю, а в Атлантический океан попал в конце весны 1814 года. В августе, приближаясь к Австралии, экипаж услышал рев канонады – губернатор колонии Новый Южный Уэльс таким образом засвидетельствовал русским свою радость от разгрома наполеоновских войск.
В начале осени, следуя маршруту, проложенному по Тихому океану, путешественник неожиданно заметил очертания суши, которых, судя по карте, не должно было быть. Оказалось, что Михаил Петрович обнаружил новый атолл, названный в итоге, как и корабль, в честь Суворова. К ноябрю экспедиция достигла берегов Северной Америки и высадилась в Ново-Архангельске (сегодня город носит название Ситка), где мореплаватели получили благодарность за то, что сберегли грузы. После зимовки в городе «Суворов» вновь вышел в море и к лету 1815 года вернулся в Россию.
Памятник Михаилу Лазареву в Сочи
Спустя 3 года трудного морского похода экипаж обоих судов возвратился в Кронштадт. Итогом экспедиции стало опровержение утверждения Жана Лаперуза о непроходимости льдов за Южным полярным кругом. Кроме этого, Лазарев и Беллинсгаузен собрали значительные биологические, географические и этнографические материалы, а также открыли 29 островов.
Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен
По итогам экспедиции Михаила Лазарева произвели в чин капитана II ранга. Интересный факт: этому должен был предшествовать чин капитан-лейтенанта, но заслуги мореплавателя признали заслуживающими того, чтобы пренебречь правилами.
Пока мореплаватель путешествовал по водам Антарктики, ситуация в Русской Америке осложнялась ввиду возросшей активности контрабандистов. Единственное военное судно не могло обеспечить безопасность территориальных вод. Власти решили выслать в помощь фрегат «Крейсер», оснащенный 36 пушками, а также шлюп «Ладога». Назначенный на «Крейсер» Михаил в этом плавании воссоединился с братом Андреем – тому доверили управлять «Ладогой».
Открытие Антарктиды экспедицией Михаила Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена
Выход судов состоялся 17 августа 1822 года, сначала они испытывали затруднения из-за сильных штормов. Выйти из приютившего российские корабли Портсмута получилось только к середине осени. Следующие штормы ожидали «Крейсер» после достижения Рио-де-Жанейро. С «Ладогой», пути с которой разошлись из-за бурь, Лазарев встретился только возле Таити.
У берегов Северной Америки суда простояли до 1824 года, а затем отправились на родину. И вновь сразу после выхода в открытое море на корабли обрушилась буря. Но Лазарев решил не пережидать непогоду в Сан-Франциско и, успешно преодолев шторм, в августе 1825-го прибыл в Кронштадт.
Михаил Лазарев, Павел Нахимов и Ефим Путятин во время кругосветного плавания на фрегате «Крейсер»
За выполнение приказа Михаила Петровича произвели в капитаны I-го ранга. Однако мореплаватель не удовольствовался этим: Лазарев потребовал наград для всего экипажа «Крейсера», включая матросов. 27 февраля 1826 года мужчину отправили командовать 12-м флотским экипажем, а также кораблем «Азов», строящимся в Архангельске. Когда судно сошло с верфи, под руководством Михаила Петровича «Азов», а также «Изекииль» и «Смирный» прибыли в Кронштадт.
8 октября 1827 года «Азов», державший курс в Средиземное море, участвовал в Наваринском сражении – крупнейшем морском бое между войсками России, Англии и Франции против турецко-египетского флота. «Азов» под командованием Лазарева успешно уничтожил 5 турецких судов, а также флагманский корабль Мухаррем-бея. Наградами за успехи в бою Михаилу Петровичу стали звание контр-адмирала и 3 ордена – греческий, французский и английский, а судно получило Георгиевский флаг.
Бюст Михаила Лазарева в Севастополе
В период с 1828 по 1829 годы Лазарев управлял блокадой Дарданелл, затем вернулся к командованию в Балтийском флоте, а в 1832-м мужчину назначили начальником штаба Черноморского флота. Для него Михаил Петрович сделал многое – в частности, стал основоположником новой системы обучения матросов. Теперь моряков готовили в море, сделав обстановку максимально похожей на боевую.
Также вкладом Лазарева стало снабжение флота артиллерией и судами более высокого уровня, начало оснащения пароходами. Именно тогда был выстроен первый для российского флота пароход из железа, а кадетов начали учить, как ходить на подобных судах.
Адмирал Михаил Лазарев
Помимо заботы о повышении качества судов и уровня службы экипажей, Михаил Петрович реорганизовал жизнь моряков и их семей на берегу: открыл школу для детей матросов, улучшил Морскую библиотеку Севастополя, приложил все силы к улучшению работы гидрографического бюро. В 1843 году Михаила Петровича Лазарева произвели в чин адмирала.
Личная жизнь
В 1835 году мореплаватель решил навести порядок в личной жизни и вступить в законный брак.
Екатерина Фан-дер-Флит, жена Михаила Лазарева
Его женой стала Екатерина Фан-дер-Флит, дочь губернатора Архангельска, девушка была на 24 года младше супруга. В браке родились 6 детей, двое из которых, Петр и Александра, умерли в детском возрасте.
Смерть
В конце жизни Михаил Петрович тяжело болел, но продолжал работать. Это отмечено даже Николаем I в переписке – тот упоминал, что Лазарев не щадит себя, и опасался, что это осложнит течение болезни.
Памятник Михаилу Лазареву в Новороссийске
В 1851 году адмирал вместе с супругой и дочерью отбыл в Вену, надеясь, что европейские врачи смогут как-то помочь справиться с недугом. Однако рак стал только агрессивнее, и Лазарев окончательно слег, хотя старался не подавать виду о том, сколько мучений приносит болезнь. Просить у государя, благоволившего ему, позаботиться о семье мужчина не пожелал, как не желал никогда и ни у кого просить помощи.
Мореплаватель скончался 11 апреля 1851 года в Вене, причиной смерти стал рак желудка. Тело Михаила Петровича отвезли на родину, в город Севастополь, где похоронили в склепе Владимирского собора.
Портрет Михаила Лазарева. Художник Иван Айвазовский
Средства для установки памятника адмиралу собрали в день похорон. Открытие монумента состоялось в 1867 году, однако этот памятник не сохранился. Сегодня бюсты мореплавателя установлены в Лазаревском, Николаеве, Севастополе и Новороссийске.
При жизни Михаила Петровича его портреты писали многие художники, в том числе – гениальный маринист Иван Айвазовский. Кроме этого, изображения Лазарева можно найти на марках и конвертах времен СССР.