Что названо в честь чайковского
Город Чайковский: история и достопримечательности
Это единственный город, получивший название в честь знаменитого на весь мир русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893), который, однако, здесь никогда не был. В этой статье мы познакомимся с историей и достопримечательностями города Чайковского Пермского края.
Прошлое и настоящее города Чайковского
Чайковский – один из самых молодых городов Прикамья. Он расположен на юго-западе Пермского края, на левом берегу реки Камы.
В XVII веке тут возникло село Сайгатка, первое письменное упоминание которого относится к 1646 году. Оно было основано в устье небольшой одноимённой речки. Первое время Сайгатка относилась к Осинскому Преображенскому монастырю, пока тот не был упразднён в 1727 году. После этого крестьяне отошли в собственность казны. Здесь жили переселенцы с Вятки и из Центральной России.
31 марта 1774 года на окраине Сайгатки произошло одно из сражений Крестьянской войны. Подступавший к Воткинскому заводу отряд пугачёвцев был разбит. Поселение состояло лишь из одной улицы, от которой к Каме и речке Сайгатке отходили переулки. Сейчас на месте, где стояла деревня Сайгатка создан одноимённый музей. Здесь сохранился небольшой уголок бывшей деревни.
Город же возник благодаря началу строительства Воткинской ГЭС на реке Каме. Строительство гидроэлектростанции начали в 1954 году. На полную мощность ГЭС вышла к концу 1963 года.
Гидроэлектростанцию назвали Воткинской – по расположенному в другом, соседнем регионе городу Воткинску, а название города дали по фамилии родившегося там же знаменитого композитора. Так были заложены тесные связи города Чайковского с Удмуртией. Съездить в Ижевск отсюда куда проще, чем в город Пермь. Республика Удмуртия начинается сразу за ГЭС, на другом берегу Камы.
В 1956 году появившееся поселение строителей ГЭС получило статус посёлка городского типа, а в 1962 году он стал городом. Позже возник Чайковский район (до этого был Фокинский). Проект застройки города разрабатывал Московский Центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству. За этот проект авторский коллектив института в 1980 году получил премию Совета Министров СССР.
Помимо энергетики в городе развито тканевое производство. В 1962 году началось строительство комбината шёлковых тканей. В конце 1980-х годов комбинат выпускал до 100 миллионов метров разных тканей в год: шёлковых, платьево-костюмных, сорочечных, декоративных, плащевых. Это был крупнейший в Европе производитель искусственного и синтетического волокна. Сейчас предприятие работает под названием «Чайковский текстиль». Это один из крупных поставщиков специальных тканей для производства спецодежды, в том числе многие силовики ходят в одежде, сделанной из чайковской ткани. Есть в городе и другие предприятия.
В Чайковском построены спортивные объекты для зимних видов спорта, работает Чайковский институт физической культуры. Есть горнолыжная и биатлонная трассы, комплекс трамплинов, лыжный стадион. Здесь проводятся крупные соревнования как российского, так и международного уровня.
В городе работают театр драмы и комедии (основан на базе Кизеловского драматического театра, переведённой сюда в 1982 году), театр юного зрителя. Подчёркивая связь со знаменитым композитором, здесь проводятся различные музыкальные фестивали.
В Чайковском останавливаются большие туристические теплоходы, отправляющиеся по реке Каме из Перми.
В наши дни население города Чайковского – 82 тысячи человек. По численности населения четвёртый город в Пермском крае. Это один из достаточно динамично развивающихся городов региона.
Достопримечательности Чайковского
Чайковский – зелёный город, с трёх сторон окружённый водой. Он расположен на полуострове. Благодаря большим водным пространствам и отсутствию крупных промышленных предприятий со значительными выбросами загрязняющих веществ, воздух тут чистый. В экологическом плане это благополучный город. Городское пространство преображают с помощью граффити, а на берегах водохранилища растёт сосновый лес. Здесь приятно погулять, а также есть где искупаться и порыбачить.
На въезде в город с восточной стороны стоит церковь Георгия Победоносца (шоссе Космонавтов, 1). Она построена в 2005 году в византийском стиле, над ней возвышаются пять глав. Ещё одна церковь есть на старом кладбище, а также в бывшем здании железнодорожного вокзала. Видимо, в РЖД решили, что РПЦ здание важнее, чем пассажирам, ждущим поезд на улице (впрочем, железнодорожное сообщение тут осталось лишь с Ижевском).
Чуть далее на островке посреди транспортного кольца стоит стела «Город Чайковский» с изображением композитора и музыкальной ноты.
Отсюда направляемся по улице Ленина. Близ школы искусств (Ленина, 56/1), на Площади искусств, покажется памятник П.И. Чайковскому. Его установили в 1973 году на улице Мира, а в 1981 году перенесли сюда. Создан по эскизам скульптора А.М. Измалкова. Пётр Ильич изображён стоящим в полный рост.
Стоит заметить, что композитора, в честь которого назван город, здесь любят и чтят. Тут есть ещё другой памятник П.И. Чайковскому, о котором позже. Встречаются изображения Чайковского и в других местах города.
Дальше по ул. Ленина, около санатория-профилактория «Чайка», расположен Мемориал Славы. Его открыли в 1975 году в память о земляках, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны. На высокой стеле изображён орден Победы, а у её подножия горит Вечный огонь.
Слева (ул. Ленина, 59) стоит здание бывшего кинотеатра «Горизонт», построенного в 1974 году. К 2000-м годам здание обветшало и стало требовать ремонта, а в 2004 году ещё и случился пожар. Поскольку средств на ремонт в городском бюджете не было, здание продали предпринимателю из Сарапула. К 2010 году тут открылось казино под видом интернет-кафе. Поскольку азартные игры в России под запретом, проработало оно недолго. Сейчас здание вновь заброшено.
Вскоре покажется площадь Карла Маркса. Летом тут работает фонтан. Здесь стоит Дворец культуры (ул. Ленина, 39а), построенный в 1974 году по типовому проекту. Зрительный зал рассчитан на 800 мест. На торце здания можно посмотреть мозаику. У стен здания стоит разноцветный арт-объект «Медведь». Этот символ Пермского края изготовил талантливый пермский художник Александр Жунёв, увы, ушедший из жизни в 2018 году в возрасте 34 лет. Ещё одну работы Жунёва с портретом Чайковского можно увидеть на здании музыкального училища.
Через квартал отсюда, на углу улиц Карла Маркса и Мира расположен Чайковский краеведческий музей (ул. Мира, 19, тел. (34241) 3-73-19). Здесь можно узнать об истории города и строительства ГЭС. Представлены и археологические находки. Один из самых интересных экспонатов – крышка люка от приземлившегося неподалёку 25 марта 1961 года космического корабля с собакой Звёздочкой на борту. Всего в музейном фонде около 15 тысяч предметов.
По соседству в этом же здании работает Чайковская художественная галерея, созданная в 1970 году на основе дара московского коллекционера А.С. Жигалко. Свою коллекцию картин он подарил городу в 1969 году. Тут можно посмотреть картины XVIII-XX веков. Всего в фондах галереи более 5 тысяч единиц хранения, в том числе кисти известных художников (например, И.А. Айвазовского). А через дорогу, на ул. Мира, 19, находится Выставочный зал краеведческого музея. Напротив него – сквер с памятником А.С. Пушкину авторства пермского скульптора А.А. Уральского.
Но вернёмся на улицу Ленина. На углу с Приморским бульваром стоит Памятник первостроителям и созидателям города. Открыт в 2007 году, создан по проекту художника Г.А. Галанина из Ижевска. Приглядевшись, можно увидеть отражённые тут основные этапы развития города: создание ГЭС, комбината шёлковых тканей, завода синтетического каучука. От памятника начинается пешеходная улица.
Улица Ленина приводит к речному порту. На фоне его кранов красуется арт-объект «Я люблю Чайковский». Здесь можно подойти к воде.
Недалеко отсюда начинается протяжённая дамба плотины Воткинской ГЭС. На другой берег, в Удмуртию, можно попасть только по ней. Речной транспорт проходит через расположенные тут два судоходных шлюза.
Подпор плотины чувствуется даже в Перми, распространившись на 365 км. Она подняла уровень воды в Каме на 23 метра. Площадь образовавшегося водохранилища достигла 1125 кв. км, объём 9,7 млрд. куб. м. Ширина образовавшегося водохранилища местами достигает 10-12 км, глубина до 25-28 м. В здании гидроэлектростанции установлено 10 турбин общей мощностью 1 млн МВт.
Около порта начинается лесная зона. Она занимает северную часть города, общая площадь 17 га. Пройдя вдоль берега в северном направлении, вы окажетесь в парке культуры и отдыха с различными аттракционами. Он создан в 1979 году. На северо-восточной оконечности мыса расположен городской пляж.
На улице Кабалевского (близ здания № 27/1) можно посмотреть стелу «Пионерская песня». Она появилась в 1987 году и стала символом фестивального движения детского и юношеского музыкального творчества. Далее, выйдя на набережную, можно вернуться к Мемориалу Славы.
Другая часть достопримечательностей сконцентрирована в юго-западной части города. Туда можно попасть по улице Советской, доехав на машине или воспользовавшись общественным транспортом.
На площади им. П.И. Чайковского перед культурно-спортивным центром «Гидростроитель» установлен ещё один памятник композитору Чайковскому. Летом здесь работает фонтан. Памятник открыт в 2008 году, автор – художник И. Ложкин.
По другую сторону от площади уходит улица Камская. Идя по ней, через квартал покажется памятник погибшим в годы Гражданской войны в селе Сайгатка. Его открыли в 1957 году.
Двигаясь по улице Камской ещё через два квартала поверните налево – на улицу Гагарина. Здесь покажется архитектурно-этнографический комплекс «Сайгатка» (ул. Гагарина, 98, тел. (34241) 6-18-55). Музей создан в 1990-е годы. Представляет собой частично сохранившуюся, а частично воссозданную усадьбу крестьянина-старообрядца конца XVIII – начала XIX века. Здесь стоит самое старое здание города – дом Щелкановых конца XVIII века. Изначально это была курная изба, срубленная топором в «обло» из сосны, без использования гвоздей. Двускатная крыша состоит из тёсовых досок, которые упираются в выдолбленные желоба, поддерживаемые «курицами». Сверху прикрыто массивным бревном – «охлупнем». К дому примыкают сени середины XIX века.
В доме сохранилась старая планировка и даже мебель. Четверть избы занимает печь. Раньше (вплоть до 1880-х годов) она была курной, т.е. без трубы. На потолке до сих пор видны следы отверстия для выхода дыма. Часть избы отводилась под кухню, часть занимал «красный» угол. Спали на полатях. В сенях можно посмотреть различную утварь из дерева, глины и металла. На территории усадьбы можно увидеть также баню, топившуюся «по-чёрному» (без дымохода).
По соседству (ул. Гагарина, 100 и 102) стоят избы XIX и XX века. От других подобных музеев «Сайгатка» отличается тем, что постройки ниоткуда не перевозили, они стоят на своих исторических местах.
Карта достопримечательностей Чайковского
Что и где посмотреть в Чайковском наглядно видно на этой карте. На ней отмечены все описанные выше интересные места.
Расстояние от Перми – 270 км (или 320 км), от Екатеринбурга – 550 км, от Уфы – 320 км. От Чайковского намного ближе до столицы Удмуртии Ижевска (90 км), чем до столицы края – Перми.
В окрестностях стоит посмотреть памятник близ места приземления космического корабля с собакой Звёздочкой в деревне Карша. А в селе Завод Михайловский сохранилась родовая усадьба художников Сведомских.
Источники:
Википедия
Пермский край. Активный и познавательный туризм. Путеводитель. – Екатеринбург: ИД «FirstHand», 2012.
По Пермскому краю: Туризм в Пермской области-2. – Пермь: Раритет-Пермь, 2005.
Чайковский. Путеводитель. – Санкт-Петербург: изд-во «Маматов», 2011.
Память о П. И. Чайковском
В данной статье представлены данные об увековечивании памяти русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Содержание
Музеи П. И. Чайковского
Памятники
Мемориальные доски
Фильмы о жизни и творчестве
Экранизация произведений
Названы в честь Чайковского
Учебные заведения
В нумизматике и бонистике
Год | Эмитент | Номинал | Тип | Тираж | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1990 | СССР | 1 рубль | памятная монета, медно-никелевый сплав | [collection-coin.ru/moneta/289-1-rubl-150-let-so-dnya-rozhdeniya-pi-chajkovskogo.html ссылка]. 150 лет со дня рождения | |
1993 | Уральская Республика [* 1] | 1000 уральских франков | банкнота | [nashural.ru/Spravka/uralskiy-frank.htm ссылка]. Не выпущена в обращение | |
1997 | Металлургический завод им. А. К. Серова | Талон для оплаты в заводских магазинах, столовых и буфетах | |||
1993 | Россия | 100 рублей | памятная монета, золото 900 | [russkie-moneti.ru/katalog-russkix-monet/kollekcionnye-monety-2/rossiya-1992-kollekcionnye-monety-2/vydayushhiesya-lichnosti/1993-vydayushhiesya-lichnosti/p-i-chajkovskij-100-rublej-1993/ ссылка] | |
2008 | Россия Россия | 3 рубля | памятная монета, серебро 925 | [cbr.ru/bank-notes_coins/base_of_memorable_coins/ShowCoins.aspx?cat_num=5111-0166 ссылка]. К 450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства | |
2013 | Украина | 2 гривны | памятная монета, нейзильбер | [numizmat.com.ua/catalog/coins/?759 ссылка]. 100 лет Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского | |
2013 | Украина | 5 гривен | памятная монета, серебро 925 | [numizmat.com.ua/catalog/coins/?760 ссылка]. 100 лет Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского | |
2015 | Россия | 2 рубля | памятная монета, серебро 925 | [russkie-moneti.ru/katalog-russkix-monet/kollekcionnye-monety-2/rossiya-1992-kollekcionnye-monety-2/vydayushhiesya-lichnosti/2015/chajkovskij-2-rublya-2015/ ссылка]. 175 лет со дня рождения |
Юбилейная медно-никелевая монета, Госбанк СССР, 1990 год
Золотая монета Банка России 1993 года
Серебряная монета Банка России 2015 года
Серебряная монета Банка России 2008 года
В филателии
Впервые портреты П. И. Чайковского были изображены в 1940 году на трёх из серии пяти почтовых марок СССР, посвящённой 100-летию композитора. В СССР, России и других странах неоднократно выпускались почтовые марки с изображением композитора и сцен из балетов, поставленных на музыку П. И. Чайковского. Его портрет был в 1951 году среди портретов пяти великих русских композиторов на марке, отпечатанной к 175-летию Большого театра, и на марках посвященных проведению международных музыкальных конкурсов имени П. И. Чайковского (1958, 1962, 1966, 1974). Последняя советская почтовая марка с его портретом была выпущена к 150-летнему юбилею в 1990 году.
28 мая 2015 года почта России к 175-летию П. И. Чайковского выпустила в обращение почтовый блок, на марке которого изображён портрет композитора на фоне Московской государственной консерватории.
Почтовая марка СССР, 1958 год
Почтовая марка СССР, 1958 год
Почтовая марка СССР, 1958 год
Почтовая марка СССР, 1974 год
Почтовая марка СССР, 1990 год
Почтовый блок Россия, 2015 год
В топонимике
Именем Чайковского названы улицы во многих городах России и стран бывшего СССР, в том числе в Нижнем Новгороде, Бийске, Сочи, Улан-Удэ. В Санкт-Петербурге его имя получила бывшая Сергиевская улица, где находилось Императорское училище правоведения, в котором юный Чайковский учился в 1852―1859 годах.
Напишите отзыв о статье «Память о П. И. Чайковском»
Примечания
Литература
Отрывок, характеризующий Память о П. И. Чайковском
– Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
– Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
– Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.
Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли.
– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
– Я! я. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.
Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»
Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.