Что назвали в честь витуса беринга
К 335-летию Витуса Беринга. Ч-8. Признание и слава
Заслуги Витуса Беринга были по-настоящему оценены далеко не сразу. Однако знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук, сам сделавший много географических открытий, во второй половине 18-го столетия подтвердил точность составленных Берингом морских карт северной части Тихого океана и первым предложил назвать пролив между Азией и Америкой Беринговым проливом в честь «Российского Колумба».
В начале 19-го столетия в Петропавловске Камчатском был установлен памятник Берингу. А в 90-х годах 20-го века судебным медикам удалось восстановить по костям черепа истинный облик капитан-командора Витуса Беринга.
В результате оказалось, что до недавнего времени в ходу (во всех учебниках и т.д.) был совершенно другой канонический образ Беринга, который соответствовал его родному дяде – придворному датскому поэту, тоже Витусу Берингу (полный тезка великого мореплавателя, в честь которого будущий мореплаватель был назван своей матерью).
Кроме того, именем великого мореплавателя названы улицы в Москве и Санк-Петербурге, в других наших городах, а также дизель-электроход (работавший в 20-м веке на Северном Морском пути) и многоцелевое судно-ледокол (работающее с 2012 г. на шельфе в Арктике).
А еще имя Беринга носят: Камчатский государственный университет, один из самолетов Аэрофлота и несколько редких видов растений. В СССР в честь Беринга была выпущена памятная монета и целая серия почтовых марок.
Витус Беринг (Vitus Bering)
Витус Беринг родился 12 августа 1681 года в Хорсенсе (Дания).
Был третьим ребенком в семье.
С ранних лет обучался грамоте и правописанию, посещал школу рядом с домом, которая находилась на одной улице. В возрасте 14 лет, после окончания школы, записался в морской флот в Нидерландах. Вследствие он закончил кадетский корпус в Амстердаме в 1703 году. В том же году поступил на русскую службу в чине подпоручика, после путешествия в Ост-Индию служил на российском Балтийском флоте во время Великой Северной войны.
В России его звали Иван Иванович.
В 1707 году произведен в поручики. В 1710 году переведен на Азовский флот, произведен в капитан-лейтенанты, командовал шнявой «Мункер». Участвовал в войне с Турцией.
В 1711 году командовал 8-пушечной шнявой «Таймалар», провел судно по Воронежу и Дону к Азову.
В 1712 году переведен на Балтийский флот, в 1716 году произведен в капитаны 4 ранга.
В последний раз Беринг побывал на родине в 1715 году и больше туда не возвращался.
В 1716 году капитан 4 ранга Беринг командовал кораблем «Перл».
В 1717 году произведен в капитаны 3 ранга.
В 1719 году командовал кораблем «Селафаил».
В 1724 году уволен по прошению со службы, а затем вновь принят на службу командиром «Селафаила» в чине капитана 1 ранга.
Первая Камчатская экспедиция
Перед самой смертью Петр направил на Дальний Восток очередную экспедицию, возглавил которую Витус Беринг. По секретной инструкции российского императора, Берингу было поручено построить два корабля, направиться вдоль побережья, попробовать отыскать перешеек или пролив между Азией и Северной Америкой, а затем спуститься вдоль североамериканского побережья на юг.
Экспедиция, как потом оказалось, вышла через (Берингов) пролив в Чукотское море (при этом североамериканское побережье обнаружено не было), после чего повернула назад, поскольку Беринг посчитал задание выполненным: было показано, что азиатское и североамериканское побережья не соединяются.
В 1729 году Беринг обогнул Камчатку с юга, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу, и через Охотск и всю Россию вернулся назад в Петербург.
Первая и Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга
Вторая Камчатская экспедиция
В 1733 году Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования ее побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.
В начале 1734 года Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провел еще три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции.
Во второй Камчатской экспедиции участвовал Арсений (Мацеевич), впоследствии сибирский митрополит, осужденный при Екатерине II и канонизированный как мученик.
Смерть Витуса Беринга
После высадки на о. Каяк, пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути были открыты остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Св. Иоанна (Атха), Св. Маркиана (Кыска) и Св. Стефана (Булдырь). 5 ноября пакетбот зашел для пополнения запасов воды на остров, впоследствии названный островом Беринга, где 28 ноября сильным ветром был выброшен на берег. В тяжелых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 8 декабря скончался и Витус Беринг. Командование принял штурман поручик Свен Ваксель.
Весной 1742 года 46 оставшихся (из 75) членов экипажа сумели построить из обломков пакетбота гукор (также названный «Св. Петром») и в августе 1742 года, преодолев 250 км, достигли Авачинской губы.
Часто встречается утверждение, что европейцы (русские) открыли берега Северной Америки (Аляски) именно во время Второй Камчатской экспедиции, но это неверно. Первым русским судном, подошедшим к берегу Северной Америки (Аляски), был бот «Св. Гавриил» под началом геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Федорова 21 августа 1732 года в ходе экспедиции А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого 1729-1735 гг. Кроме того, есть отрывочные сведения о посещении русскими людьми Америки в XVII веке.
Географические объекты, названные именем Витуса Беринга:
Потребовалось значительное время, прежде чем заслуги Беринга были полностью признаны. Первым из путешественников, подтвердившим точность исследований Беринга, стал английский мореплаватель Джеймс Кук. Именно он предложил дать имя Беринга проливу между Чукоткой и Аляской.
В 1991 году отмечалось 250-летие плавания Беринга и Чирикова к северо-западному побережью Америки. Международное общество «Подводный мир» и клуб «Приключение» Дмитрия Шпаро совместно с Институтом археологии Академии наук СССР организовали экспедицию на остров Беринга с привлечением датских исследователей. Одновременно обществом «Память Балтики» был сформирован подводно-археологический отряд. Основными задачами экспедиции стало комплексное изучение и сохранение историко-культурного наследия Командорских островов, поиск могилы Беринга, подводно-археологические работы по поиску якорей пакетбота «Св. Петр» в бухте Командор.
Впервые памятник Витусу Берингу установлен в Петропавловске-Камчатском. Чугунная плита с надписью в основании памятника гласит: «Основателю Петропавловска в 1740 г. мореплавателю Витусу Берингу».
Имя Витуса Беринга носит Камчатский государственный университет.
Имя Беринга стало брендом датских часов «Bering».
31 мая 2019 имя Витуса Беринга присвоено международному аэропорту «Елизово» в Петропавловске-Камчатском.
Витус Беринг
Личная жизнь Витуса Беринга:
Образ Витуса Беринга в кино:
Карлис Себрис в роли Витуса Беринга
последнее обновление информации: 18.07.2020
Человек дня: Витус Беринг
12 августа 1681 года родился «русский Колумб» Витус Беринг.
Личное дело
Витус Ионассен Беринг (1681-1741) родился в Дании, в городе Хорсенсе. Его мать Анна Беринг принадлежала к знатному, но разорившемуся датскому роду. Отец Ионас Свендсен был лютеранским церковным старостой. Витус стал их третьим сыном.
Мальчика назвали в честь покойного брата матери — летописца Королевского суда. В то время было в порядке вещей давать младенцу имя и фамилию умершего родственника, поэтому маленький Витус стал не Свендсеном (по отцу), а Берингом.
Сведения, сохранившиеся о детстве Витуса, не отличаются точностью. Доподлинно известно лишь, что он учился в кадетском корпусе и в юном возрасте отправился в плавание к берегам Ост-Индии. Вернувшись оттуда в 1703 году в Амстердам, Беринг встретил свою судьбу в лице русского адмирала Корнелия Ивановича Крюйса. Тот выполнял поручение Петра I — нанимал на службу опытных иностранных моряков.
Так датчанин в 1704 году попал на службу в русский военный флот — сначала в чине подпоручика. В Петербурге его поставили командовать небольшим судном. Он доставлял лес с берегов Невы на остров Котлин, где строилась военно-морская крепость Кронштадт.
В 1706 году Беринг стал лейтенантом и начал выполнять более ответственные поручения — следил за передвижениями шведских кораблей в Финском заливе, плавал в Азовском море, перегнал корабль «Перл» из Гамбурга в Петербург, совершил поход на корабле «Селафаил» из Архангельска в Кронштадт вокруг Скандинавского полуострова.
В 1710 году Беринга перевели на Азовский флот, где он, командуя шнявой «Мункер», участвовал в войне с Турцией. А два года спустя датчанин попал на Балтийский флот, где его карьера пошла вверх намного быстрее.
В 1713 году, будучи уже капитан-лейтенантом, Беринг женился на Анне Кристине Пюльзе, дочери занимавшегося коммерцией бюргера из Выборга. Тесть моряка был человеком состоятельным — владел лесопилкой и лесозаготовками, а также морским судном для торговли. Внушительный каменный дом на площади перед крепостью, в котором жила семья Пюльзе, сохранился в Выборге до сих пор.
Анне Кристине была уготована непростая участь жены мореплавателя. Их семейная жизнь началась с сурового испытания. Вскоре после свадьбы ее новоиспеченного супруга взяли в плен шведские каперы, и он сбежал от них лишь осенью 1714 года.
Летом 1716 года Беринги крестили сына, названного также Витусом, однако мальчик прожил недолго. В 1721 году у них родился сын Йонас, а в 1723 году — Томас.
Спустя двадцать лет, проведенных на российском флоте, судьба Беринга совершила крутой поворот. В конце 1724 года Петр I приказал отправить на Камчатку экспедицию под командованием достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила кандидатуру датчанина, который «в Ост-Индии был и обхождение знает».
Так Витус отправился в Первую камчатскую экспедицию — выяснять, где Америка сошлась с Азией.
Экспедиция добиралась из Петербурга до Охотска два года, с января 1725-го по январь 1727 года — через Сибирь, на лошадях, пешком, на речных судах. Потом снаряжение на лодках и собачьих упряжках переправили к устью реки Камчатка на восточном побережье полуострова, где к лету 1728 года было закончено строительство бота «Святой Гавриил».
По инструкции, составленной Петром I, экспедиции предписывалось следовать на ботах вдоль побережья Камчатки на север с целью выяснения существования пролива между Азией и Америкой.
В середине лета 1728 года экспедиция под командованием Беринга обследовала и нанесла на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии.
Беринг открыл два полуострова (Камчатский и Озерный), Камчатский залив, Карагинский залив с островом Карагинским, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия. В Чукотском море, пройдя пролив, позже названный Беринговым, экспедиция достигла 62°24′ с. ш., но из-за тумана и ветра не обнаружила землю и повернула назад.
В следующем году Берингу удалось продвинуться на 200 км на восток от Камчатки, осмотреть часть камчатского берега, обнаружить Авачинский залив и Авачинскую бухту.
Экспедиция, как потом оказалось, вышла через будущий Берингов пролив в Чукотское море (при этом североамериканское побережье она не открыла), после чего повернула назад, поскольку Беринг посчитал задание выполненным: было доказано, что азиатское и североамериканское побережья не соединяются.
Экспедиция через Охотск и всю Россию вернулась назад в Петербург. Картой северо-востока Азии, составленной Берингом совместно с подчиненными, позднее пользовались все западноевропейские картографы.
В конце апреля 1730 года после возвращения в Санкт-Петербург Беринг взял инициативу в свои руки и предложил Адмиралтейств-коллегии собственный план исследования северного побережья континента и морского пути к устью Амура, Японским островам и Америке.
В 1733 году Витус Беринг стал начальником Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции. Его заместителем назначили Алексея Чирикова, принимавшего участие в предыдущем путешествии. Они должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования ее побережья. Одновременно планировалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии, а также нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.
В начале 1733 года из Петербурга выехали основные отряды экспедиции — более 500 морских офицеров, ученых, матросов. Беринг вместе с женой отправился в Якутск, чтобы руководить переброской грузов в порт Охотск, где предстояло построить пять кораблей для плавания по Тихому океану.
В Якутске мореплаватель провел еще три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции.
Лишь осенью 1740 года два пакетбота — «Святой Петр» и «Святой Павел» — вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. В районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.
4 июня 1741 года Беринг и Чириков направились от берегов Камчатки на юго-восток в поисках «земли Жуана да-Гамы». Больше недели первопроходцы тщетно искали в северной части Тихого океана хотя бы клочок суши. Оба корабля взяли курс на северо-восток, но 20 июня из-за густого тумана разлучились навсегда. Три дня Беринг разыскивал Чирикова: он прошел около 400 километров на юг, потом двинулся на северо-восток и впервые пересек центральную акваторию залива Аляска. 17 июля мореплаватель заметил хребет (Святого Ильи) на Американском побережье, но радости не испытал, так как чувствовал себя плохо из-за обострившейся сердечной болезни.
Корабль под командованием Беринга стал третьим российским судном, достигшим побережья Америки.
В августе-сентябре 1741 года, следуя вдоль берегов Америки, Беринг открыл остров Туманный (Чирикова), пять островов (Евдокеевские), снеговые горы (Алеутский хребет) на «матером берегу» (полуостров Аляска), у юго-западного края которого обнаружил острова Шумагина и впервые встретился с алеутами. Продолжая идти на запад, он иногда видел на севере сушу — отдельные острова Алеутской гряды.
Положение команды тем временем стало катастрофическим. Пакетбот постоянно терзали бури и шторма, он нередко давал течь, провиант и пресная вода были на исходе. Матросы страдали от цинги, многие слегли, а те, кто еще держался на ногах, измучились от непосильной работы. Более десяти матросов умерли на борту.
Как писал в своих путевых заметках штурман Свен Ваксель, «корабль плыл как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать».
У Беринга обострилась сердечная болезнь, которой он давно страдал, и он едва мог подниматься на палубу — но все равно из последних сил поддерживал команду, пытаясь вселить в соратников веру в благополучный исход плавания.
В результате капитан пообещал команде, что они причалят к первой же суше, которая покажется на горизонте. Мало кто из них сомневался в том, что это будет цель их плавания — Камчатка.
В первые дни ноября показался берег. Корабль зашел в ближайшую бухту, и офицер Плениснер с натуралистом Стеллером отправились разведать обстановку. Новости они принесли удручающие: на острове росла лишь карликовая ива да валялись выброшенные морем бревна. Единственным утешением была протекавшая неподалеку речка и естественные углубления — в них решили спрятать от холода больных, используя паруса вместо крыши.
Высадка, учитывая состояние команды, была тяжелым испытанием. Девять человек испустили дух, пока их везли к берегу, или вскоре после перевозки. Беринг уже не мог идти сам, его несли на носилках.
Сил участникам экспедиции придавала только мысль о том, что они добрались до Камчатки, и вскоре местные жители на собаках довезут их до Петропавловска — надо только терпеть и ждать.
В конце ноября пакетбот, так и стоявший в бухте, мощной волной сорвало с якоря и швырнуло на берег. Моряки не сочли это катастрофой — они все еще верили, что помощь близка. Беринг отправил самых крепких на разведку, и группа поднялась на гору, которая, как все полагали, отделяла их от цивилизации. Но там перед ними простиралось безбрежное море. Они были на необитаемом острове.
Витус Беринг умер 8 декабря 1741 года. Его спутники едва пережили зиму, питаясь мясом морских животных, а весной под руководством офицеров Свена Вакселя и Софрона Хитрово начали строить из обломков пакетбота новое судно.
13 августа 1742 года 46 уцелевших моряков (из 75 отправившихся в экспедицию) простились с островом, который нарекли в честь Беринга, и доплыли до Петропавловска. Оказалось, что вожделенная Камчатка — точнее, Авачинская губа — была от них всего в 250 километрах пути.
Уже на суше они узнали, что «потерявшийся» пакетбот «Св. Павел», которым командовал Алексей Чириков, вернулся на Камчатку еще год назад, открыв, как и Беринг, северо-западные берега Америки. Эти земли вскоре были названы Русской Америкой (ныне Аляска). Так завершилась Вторая Камчатская экспедиция.
Чем знаменит
Витус Беринг первым в мире плавал в водах всех четырех океанов, первым вывел российские корабли в открытый океан и командовал первой в России морской научной экспедицией.
Научное наследство Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга столь велико, что не освоено полностью до сих пор. Его использовали и сейчас широко используют ученые многих стран.
На всех судах Второй камчатской экспедиции велись визуальные, а в отдельных случаях и инструментальные метеорологические наблюдения. Они внесены в вахтенные журналы, сохранились до наших дней и имеют особую ценность, потому что отражают особенности атмосферных процессов в годы экстремально повышенной ледовитости арктических морей.
Именем Беринга названы море, пролив, остров, подводный каньон, река, озеро, ледник, залив, два мыса, исчезнувшая суша (Берингия), некогда соединявшая Азию с Северной Америкой, поселок на Чукотском полуострове и улица в городе Петропавловске-Камчатском.
О чем надо знать
Подводить итоги Второй камчатской экспедиции Беринга выпало на долю его заместителя Алексея Чирикова. Он составил карту северной части Тихого океана, где с поразительной точностью указал путь корабля «Св. Павел», нанес на нее открытые моряками северо-западные берега Америки, острова Алеутской гряды и восточные берега Камчатки, служившие исходной базой для русских экспедиций.
Офицеры Дмитрий Овцын, Софрон Хитрово, Алексей Чириков, Иван Елагин, Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы составили «Карту Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных чрез морское плавание западных американских берегов и острова Япона».
В 1991 году — в честь 250-летия плавания Второй камчатской экспедиции к северо-западному побережью Америки — международная экспедиция нашла могилы Витуса Беринга и еще пятерых моряков. Останки перевезли в Москву для антропологического исследования.
Специалисты реконструировали внешность знаменитого мореплавателя, а на следующий год его останки перезахоронили на Командорских островах.
Прямая речь
«Я должен признать, что желание моей молодости — попутешествовать — исполнилось. На Камчатке я велел построить судно, на котором совершал рекогносцировки по морю, попадая иногда к язычникам, которые никогда раньше не видели ни одного европейца, а также в места, где не произрастал хлеб и не было никакого скота, кроме диких птиц, северных оленей и другого вида оленей достаточно ручных, чтобы на них ездить верхом вместо лошадей; зимой здесь ездят на собаках, запрягая их в сани».
Из письма Витуса Беринга родным
«Покойный капитан-командор Витус Беринг был по рождению датчанин, по вере праведный и благочестивый христианин, по поведению благовоспитанный, дружелюбный, спокойный человек, по этой причине любимый всею командою, снизу доверху».
Работавший в России немецкий врач и естествоиспытатель Георг Вильгельм Стеллер о Беринге.
«А для зимних забав и прославления себя он сделал великие линейные сани такой величины, чтобы на них сидело до тридцати людей, помимо четырех трубачей. И забавлял жену свою и детей и якутских жителей. И поставлены были столы с конфетами, и он с триумфом проезжал по Якутску»
Из доносов чиновников в Петербург о жизни Беринга в Якутске, где он готовился ко Второй Чукотской экспедиции.
«Таким образом, из Лены, ежели б в северной стране лед не препятствовал, водяным путем до Камчатки, а также далее до Япана, Хины и Ост-Индии доехать возможно б было, а к тому же он (Беринг) и от тамошних жителей известился, что пред 50 и 60 летами некое судно из Лены к Камчатке прибыло».
Корреспонденция «Санкт-Петербургских ведомостей» о завершении Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга.
6 фактов о Витусе Беринге
Материалы о Витусе Беринге:
Витус Беринг
Витус Беринг родился в 1681 году в датском городе Хорсенс, закончил кадетский корпус в Амстердаме в 1703 году, в том же году поступил на русскую службу в чине подпоручика, после путешествия в Ост-Индию, и служил на российском Балтийском флоте во время Великой Северной войны.
В 1707 году произведён в поручики. В 1710 году переведён на Азовский флот, произведён в капитан-лейтенанты, командовал шнявой «Мункер».
В 1710-1712 годах служил на российском Азовском флоте и участвовал в войне с Турцией.
В 1712 году переведён на Балтийский флот, в 1715 году произведён в капитаны 4 ранга.
В 1713 году в Выборге женился на Анне Кристине, дочери одного из местных бюргеров.
В последний раз Беринг побывал на родине в 1715 году и больше туда не возвращался.
В 1716 году капитан 4 ранга Беринг командовал кораблём «Перл». В 1717 году произведён в капитаны 3 ранга. В 1719 году командовал кораблём «Селафаил». В 1720 году произведён в капитаны 2 ранга, командовал кораблём «Мальбург», затем — кораблём «Лесное». В 1724 году уволен по прошению со службы, а затем вновь принят на службу командиром «Селафаила» в чине капитана 1 ранга.
Царь Пётр I и географические исследования.
Одним из великих начинаний царя Петра I стало научное изучение географии России и сопредельных территорий — в первую очередь, инструментальные съёмки и составление «генеральных карт».
В 1714-1716 годах, после присоединения Камчатки к России, по указанию Петра было налажено морское сообщение на ладьях между Охотском и западным побережьем Камчатки. Получив об этом известие, он решиланизовать поиск побережья Северной Америки, которое, как он полагал, находится недалеко от Камчатки или даже смыкается с Азией. В 1720-1721 годах одна из экспедиций, направившись с Камчатки на юго-запад, достигла середины Курильской гряды, но американского побережья так и не отыскала.
Уже перед самой смертью Пётр направляет на Дальний Восток очередную экспедицию, возглавит которую Витус Беринг. По секретной инструкции российского императора, Берингу поручено построить два корабля, направиться вдоль побережья, попробовать отыскать перешеек или пролив между Азией и Северной Америкой, а затем спуститься вдоль североамериканского побережья на юг.
Важную роль в организации и работах Первой, а затем — и Второй Камчатской экспедиции играли помощники Беринга — капитан-командор А. И. Чириков и М. П. Шпанберг.
Первая Камчатская экспедиция.
Первая Камчатская экспедиция добиралась из Петербурга до Охотска два года, с января 1725 по январь 1727 года – через Сибирь, на лошадях, пешком, на речных судах. Перезимовав здесь, экспедиция переправила снаряжение на лодках и собачьих упряжках к устью реки Камчатка на восточном побережье полуострова, где к лету 1728 года было закончено строительство бота «Св. Гавриил». В июле-августе 1728 года судно поднялось на север, а затем — на северо-восток вдоль материка. В ходе плавания были нанесены на карту Карагинский залив с островом, залив Креста, бухта Провидения, Анадырский залив и остров Святого Лаврентия.
Экспедиция, как потом оказалось, вышла через (Берингов) пролив в Чукотское море (при этом североамериканское побережье обнаружено не было), после чего повернула назад, поскольку Беринг посчитал задание выполненным: было показано, что азиатское и североамериканское побережья не соединяются.
В 1729 году Беринг обогнул Камчатку с юга, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу, и через Охотск и всю Россию вернулся назад в Петербург.
Таким образом, за два года экспедиция Беринга — первая в России морская научная экспедиция — произвела инструментальную съёмку западного побережья моря, которому впоследствии будет присвоено имя первооткрывателя, на протяжении более чем 3500 км. Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии, а картой, составленной им совместно с подчинёнными, как отмечают специалисты, позднее пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии.
Вторая Камчатская экспедиция.
Вернувшись в Россию в марте 1730 года из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам — а также к американскому континенту.
В 1733 году Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.
В начале 1734 года Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. Во второй Камчатской экспедиции участвовал Арсений (Мацеевич), впоследствии сибирский митрополит, осуждённый при Екатерине II и канонизированный как мученик.
Лишь осенью 1740 года два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.
4 июня 1741 года — в год, когда Витусу Берингу исполнялось уже 60 лет — «Св. Пётр» под командованием В.Беринга и «Св. Павел» (А.Чириков) вышли к северо-западным берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке. «Святой Петр» под командованием В. Беринга пошел на восток и 16 июля 1741 года (на один день позже «Святого Павла» и третьим из русских кораблей) на широте 58°14′ достиг берега Северной Америки в районе горы Св. Ильи.
После высадки на о. Каяк, пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути были открыты остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Св. Иоанна (Атха), Св. Маркиана (Кыска) и Св. Стефана (Булдырь). 5 ноября пакетбот зашел для пополнения запасов воды на остров, впоследствии названный островом Беринга, где 28 ноября сильным ветром был выброшен на берег. В тяжелых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 8 декабря скончался и Витус Беринг. Командование принял штурман поручик Свен Ваксель. Весной 1742 года 46 оставшихся (из 75) членов экипажа сумели построить из обломков пакетбота гукор (также названный «Св. Петром») и в августе1742 года, преодолев 250 км, достигли Авачинской губы.
Потребовалось значительное время, прежде чем заслуги Беринга были полностью признаны. Первым из путешественников, подтвердившим точность исследований Беринга, стал английский мореплаватель Джеймс Кук. Именно он предложил дать имя Беринга проливу между Чукоткой и Аляской.
В 1874 году представители Российско-Американской компании поставили деревянный крест примерно на том месте, где предположительно должна была находиться могила великого мореплавателя. Позднее местные исследователи установили нынешний памятник — два наложенных друг на друга каменных прямоугольника, покрытые сверху чугунной плитой. Надгробие венчает железный крест высотой 3,5 м.
В 1991 году отмечалось 250-летие плавания Беринга и Чирикова к северо-западному побережью Америки. Международное общество «Подводный мир» и клуб «Приключение» Дмитрия Шпаро совместно с Институтом археологии Академии наук СССР организовали экспедицию на остров Беринга с привлечением датских исследователей.
Одновременно обществом «Память Балтики» был сформирован подводно-археологический отряд. Основными задачами экспедиции стало комплексное изучение и сохранение историко-культурного наследия Командорских островов, поиск могилы Беринга, подводно-археологические работы по поиску якорей пакетбота «Св. Пётр» в бухте Командор.
Экспедиция обнаружила могилы Витуса Беринга и ещё пятерых моряков. Останки перевезли в Москву, где их исследовали судебные медики, которым удалось реконструировать внешность Беринга. Как установили датские и российские историки, канонический портрет командора Витуса Беринга, публикуемый во всех учебниках и справочниках, на самом деле принадлежит его родному дяде — полному тёзке мореплавателя, придворному датскому поэту, в честь которого Витус и получил свое имя. На зубах Беринга не было обнаружено следов цинги, что позволило сделать предположение о том, что Беринг умер от какой-то иной болезни. На следующий год останки мореплавателя были возвращены в погребение на Командорских островах и перезахоронены.
Памятник Витусу Берингу установлен в Петропавловске-Камчатском.
Именем Беринга назван ряд географических объектов:
• Берингово море.
• Берингов пролив.
• Остров Беринга.
• Мыс Беринга
• Ледник Беринга на Аляске.
• Именем Витуса Беринга названы Берингов проезд и Новый Берингов проезд в Москве, улицы в Санкт-Петербурге, в Мурманске, в Нижнем Новгороде, в Томске, в Якутске, в Артёме, Астрахани и Петропавловске-Камчатском.
• Существовал дизель-электроход «Витус Беринг», который работал на Северном Морском пути, в том числе обеспечивал высадку дрейфующей полярной станцииСП-30.
• В июне 2012 года по заказу Совкомфлота был спущено на воду буксирное многоцелевое судно ледового класса для обслуживания разработок на шельфе, названное именем Витуса Беринга.
• Имя Витуса Беринга носит Камчатский государственный университет
• Именем Витуса Беринга назван один из самолетов российской авиакомпании «Аэрофлот» (Airbus A320 VP-BZO)
• В 1970 году был снят советский биографический фильм «Баллада о Беринге и его друзьях».
• Имя Беринга стало брендом датских часов «Bering».
Имя этого отважного мореплавателя носят несколько растений, произрастающих на Дальнем Востоке: ясколка Беринга (Cerastium beeringianum CHAM. ET SCHLECHT.), мятлик Беринга (Poa beeringiana PROBAT.), лапчатка Беринга (Potentilla beeringii JURTZ.).