Что назвали в честь вилькицкого
Борис Вилькицкий и его последнее Великое географическое открытие
Контр-адмирал
Борис Андреевич Вилькицкий
(09 (22 по н.ст.) марта 1885 – 06 марта 1961)
Насколько проще и благороднее
война с суровой природой,
чем неравная унизительная борьба
с произволом чекистов,
голодом, доносительством
и озлоблением угнетенных братьев!
(Б.А. Вилькицкий, 1933 год)
Борис Андреевич Вилькицкий – русский флотоводец и выдающийся полярный исследователь, герой Русско-японской и Первой Мировой войн, Георгиевский кавалер. Во время Гражданской войны служил на флоте антибольшевистского Временного правительства Северной области, был одним из командующих эвакуацией Белых войск во время Русского Исхода на Севере в феврале 1920 года. По убеждениям – монархист.
Борис Андреевич родился 09 (22 по н.ст.) марта 1885 года в семье известного исследователя Арктики Андрея Ипполитовича Вилькицкого.
Вилькицкий, Андрей Ипполитович (1858 — 1913), выдающийся военный гидрограф-геодезист, генерал-лейтенант.
В 1897 году Б.А. Вилькицкий становится воспитанником Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. После окончания корпуса, в 1903 году он произведён в мичманы (младшее офицерское звание Российского Императорского флота) и назначен штурманским офицером на эскадренный броненосец «Цесаревич», который осенью того же года был перебазирован на Дальний Восток.
27 января 1904 года, без официального объявления войны, японские миноносцы атаковали русские корабли на рейде Порт-Артура. «Цесаревич» принял бой и пытался отразить нападение, но получил серьёзные повреждения и на долгое время вышел из строя.
В июне 1904 года Борис Андреевич занимает должность адъютанта командира порта и принимает активное участие в обороне Порт-Артура. Он стал первым и единственным командиром первого в мире подводного минного заградителя «Порт-Артурец», разработка экспериментальной модели которого, под руководством конструктора М.П. Налетова, шла в осаждённой крепости.
Б.А. Вилькицкий воевал на передовой и в ноябре 1904 года, во время сражения за гору Высокую, был ранен пулей в грудь навылет. За доблесть и героизм, проявленные в ходе Русско-японской войны, Борис Андреевич награждён орденами Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и 3-й степени с мечами и бантом.
После возвращения с Дальнего Востока Б.А. Вилькицкий служит штурманским офицером на Балтике, осенью 1905 года принимает участие в подавлении революционных выступлений в Эстляндии. В 1908 году он окончил Николаевскую морскую академию по гидрографическому отделу, в 1911 году за свою службу был награждён орденом Святого Станислава 2-й степени, а в декабре 1912 года получил назначение флагманским штурманским офицером Штаба командующего Морскими силами Балтийского моря.
В апреле 1913 года Борис Андреевич занял должности помощника начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и командира ледокольного парохода «Таймыр», входящего в её состав. После того как начальник экспедиции И.С. Сергеев из-за тяжёлой болезни не смог исполнять свои обязанности, в июле 1913 года руководство было передано Б.А. Вилькицкому.
«]»>Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» в устье реки Анадырь, около Ново-Мариинска, 1913 г.
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под командованием Бориса Андреевича добилась триумфального успеха. В 1913 году она совершила последнее Великое географическое открытие, обнаружив архипелаг общей площадью около 37 000 кв.км.
Русский национальный флаг поднят на Земле Императора Николая II. На переднем плане командиры судов — Б.А. Вилькицкий и П.А. Новопашенный
Открытие совпало с широко отмечавшимся тогда 300-летием Дома Романовых, поэтому архипелаг был назван Земля Императора Николая II, а один из его островов получил имя Цесаревича Алексея. Эта же экспедиция стала первой, совершившей сквозное прохождение Северного морского пути под русским флагом, и первой в мире, прошедшей вдоль северного побережья Евразии с Востока на Запад. За вклад в арктические исследования, в 1914 год Б.А. Вилькицкий был удостоен ордена Святой Анны 2-й степени и высшей награды Императорского Русского географического общества – Золотой Константиновской медали. В том же году он получил свитское звание флигель-адъютанта Его Императорского Величества.
Эскадренный миноносец «Летун «
Служа на флоте антибольшевистского Севера, Б.А. Вилькицкий занимался гидрографическими исследованиями Западной Арктики и налаживанием радиосвязи между северными регионами и Сибирью, в которой к тому времени Белое движение консолидировалось вокруг адмирала А.В. Колчака. В 1919 году Борис Андреевич принял активное участие в организации и проведении первой Карской товарообменной экспедиции, целью которой было обеспечение военного сотрудничества и торгово-экономических связей Белой Сибири со странами Европы.
Во время Русского Исхода на Севере в феврале 1920 года, Б.А. Вилькицкий был одним из командующих эвакуацией Белых войск по морю в Норвегию. Ледокол «Козьма Минин», на котором находились Главный начальник Северного края, генерал-лейтенант Е.К. Миллер и члены его Правительства, в ходе артиллерийской дуэли успешно отбил атаку «красного» ледокола «Канада», пытавшегося его преследовать. Из Норвегии Борис Андреевич планировал перебраться на Юг России для продолжения борьбы с большевиками, но не успел этого сделать до падения Белого Крыма.
В 1920–1923 годах Борис Андреевич проживал в Британии и Франции. По приглашению советских структур в 1923 году он приехал в СССР для участия в подготовке Карских экспедиций. Своё сотрудничество с большевиками он объяснял так: «Я решил, что моим патриотическим долгом является принятие их предложения стать во главе экспедиции, – идти в Сибирь и произвести личную разведку. А в случае подтверждения благоприятных данных, переключиться на дальнейшую работу в России для изживания большевизма. Я видел своими глазами всю ту разруху, которую советская власть устроила за первые три года, и те героические усилия, которые честные русские люди делали, чтобы снова поднять жизнь в стране вопреки большевикам. Я тогда считал, что настало время для каждого из нас, кто только может, работать для России, для её возрождения, изнутри».
Б.А. Вилькицкий подготовил и успешно провёл две Карские товарообменные экспедиции в 1923 и 1924 годах, но за это время полностью разуверился в возможности перерождения советской власти.
Спустя годы он писал, что убедился «в том, что политический маятник в Советской России снова и сильно качнулся влево, что техники, интеллигенты и научные работники снова сильно зажаты, что вопросы коммунистической политики доминируют над экономикой и бытом, что работать с пользой нельзя, а зря сложить свою голову легче легкого». Борис Андреевич категорично подвёл итог под этой страницей своей жизни: «Расчеты на эволюцию и изжитие большевиков были биты!».
Вернувшись в Европу, Б.А. Вилькицкий проживал во Франции. В 1928–1931 годах он в Бельгийском Конго возглавлял гидрографическую бригаду, занимавшуюся изучением нижнего течения реки Конго. Подорвав здоровье в африканских тропиках, Борис Андреевич обосновался в Брюсселе, где до конца жизни работал на скромных конторских должностях и давал уроки русского языка, так и не приняв иностранного гражданства.
Топонимы, присвоенные географическим объектам Б.А. Вилькицким по праву первооткрывателя, сохранялись до 1926 года, когда архипелаг Земля Императора Николая II был переименован в Северную Землю, а остров Цесаревича Алексея в Малый Таймыр. Другие острова архипелага в советский период получили названия – Октябрьской революции, Большевик, Пионер, Комсомолец и Домашний. Своё отношение к этому вопросу Борис Андреевич изложил в статье «Земля Императора Николая II» (газета «Возрождение», Париж, 1933 год), которая фактически является его идейным завещанием:
Очень многим из нас, эмигрантов, и из советских подневольных граждан было бы тяжело видеть имена царственных мучеников, начертанными в сочетании с приведенными выше названиями. Поэтому оно и к лучшему, что эти земли, будем верить, временно переименованы. Пройдут годы, забудутся ужасы революции и Гражданской войны, отойдут в историю и годы советского рабства; исчезнут одиозные народу имена, рассеянные по всему необъятному простору России, как уже исчезли улицы и заводы имени Троцкого; вернется Ленинграду имя великого Петра, как и другим городам их исторические названия, обретут вновь и эти земли имена покойных Государя и Цесаревича, имена, принадлежащие им по праву истории».
Пророческими выглядят слова Бориса Андреевича о возвращении изначального имени Ленинграду, а также упоминание им «острова Сергея Каменева» (небольшая неточность, фактически – это архипелаг, а не остров), который уже в 1937 году сменил название на «архипелаг Седова».
Б.А. Вилькицкий скончался 6 марта 1961 года, похоронен в Брюсселе. 20 ноября 1996 года его прах был перенесён на Смоленское Православное кладбище Санкт-Петербурга и перезахоронен на семейном некрополе Вилькицких, рядом с могилами его отца, генерала корпуса гидрографов Андрея Ипполитовича (1858–1913) и младшего брата Юрия Андреевича (1888–1905).
Семейный некрополь Вилькицких на Смоленском Православном кладбище в Санкт-Петербурге
Имя Бориса Вилькицкого носит открытый им пролив, соединяющий море Лаптевых с Карским морем. Норвежская экспедиция Руаля Амундсена, открывшая в 1919 году группу островов в море Лаптевых, назвала их в честь Бориса Андреевича – острова Вилькицкого. Кроме того, в память о нём и его отце Андрее Ипполитовиче в 2017 году получил своё название Вилькицкий бульвар на Васильевском острове Санкт-Петербурга.
Борис Андреевич Вилькицкий – доблестный воин, морской офицер, успевший послужить и в подводных силах, выдающийся арктический первооткрыватель, достижений которого хватило бы на несколько жизней. Он до конца остался верен своей Родине и монархическим идеалам. Борис Андреевич является одним из немногих военачальников Белого движения и единственным Белым флотоводцем, чей прах был перезахоронен в России в постсоветское время.
Представители творческой и научной интеллигенции из разных стран, а также потомки и родственники Б.А. Вилькицкого, в настоящее время продвигают инициативу возвращения исторических, присвоенных первооткрывателями, топонимов на территории Арктической зоны России – архипелаг Земля Императора Николая II и остров Цесаревича Алексея, а также по переименованию других островов этого архипелага в честь Святых Царственных Страстотерпиц – супруги и дочерей последнего Императора.
Последнее географическое открытие контр-адмирала Б.А. Вилькицкого, исследователя Арктики
6.03.1961. – Умер в Брюсселе контр-адмирал Борис Андреевич Вилькицкий, исследователь Арктики
Последнее географическое открытие
Борис Андреевич Вилькицкий (22.3.1885–6.03.1961) родился в С.-Петербурге (в Пулково) в военной семье потомственного дворянина Андрея Ипполитовича Вилькицкого, генерал-лейтенанта корпуса гидрографов, начальника Главного гидрографического управления. Окончив Морской корпус и Морскую академию, Вилькицкий-младший служил на Балтике и в Тихом океане. Правда, боевое крещение в войне с Японией получил на суше: в ноябре 1904 г. под Порт-Артуром был ранен и вместе с другими защитниками крепости попал в плен. По возвращении из плена Вилькицкий получил ордена св. Станислава, св. Владимiра с мечами и бантом и св. Анны 4-й ст. на кортик.
В 1908–1912 гг. выполнял ответственные гидрографические и геодезические работы на Балтийском море и на Дальнем Востоке, однако его манила Арктика. 26 июня 1913 г. Владивосток провожал экспедицию, пытавшуюся впервые пройти Северным морским путем с Дальнего Востока в Европу. Капитан 2 ранга Вилькицкий был назначен командиром одного из двух судов – «Таймыра». Менее чем через месяц в связи с тяжелой болезнью начальника экспедиции генерал-майора И.С. Сергеева Вилькицкому по приказу морского министра пришлось встать во главе похода.
Пройдя Берингов пролив, ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» упорно пробивались на запад между кромкой льдов и побережьем. 20 августа на горизонте неожиданно открылась полоска земли. Командир экспедиции Вилькицкий удивился: на карте в этом месте была сплошная голубизна. Мифическая Земля Санникова? Нет, ибо район, где промышленник Яков Санников в 1811-м и полярник барон Эдуард Толль в 1885 г. видели загадочную сушу, миновали давно.
Нанеся на карту ранее неизвестный остров, названный именем наследника Цесаревича Алексея, двинулись дальше на северо-запад. Утром 22 августа прямо по курсу открылись контуры высокого протяженного берега. И вновь на карте в этом месте – водная пустыня. Высадились на берег, и командир «Вайгача» П.А. Новопашенный определил координаты: 80 градусов 04 минуты северной широты и 97 градусов 12 минут восточной долготы. На флагштоке под дружное «ура» взвился русский флаг. Вилькицкий зачитал приказ об открытии новых земель и присоединении их к российским владениям. Архипелаг единодушно решили назвать именем Императора Николая II.
Так было совершено последнее на планете крупное географическое открытие. 25 ноября «Таймыр» и «Вайгач» благополучно прибыли во Владивосток. Затем в 1914–1915 гг. Вилькицкий совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск, открыв новые острова, первоначально названные именем Новопашенного, командира «Вайгача» (ныне – острова Жохова, который был вахтенным офицером при открытии острова и затем умер в экспедиции от болезни). Однако лишь 20 сентября 1916 г. российский МИД специальной нотой довел до сведения международного сообщества, что в результате гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1913–1915 гг., которой руководил капитан 2 ранга Вилькицкий, открыт архипелаг, названный Землей Императора Николая II. МИД заявил, что «имеет честь нотифицировать настоящим правительствам союзных и дружественных держав включение этих земель в территорию Российской империи». Задержка с официальным объявлением открытия, возможно, объяснялась начавшейся Мiровой войной.
Открытый экспедицией архипелаг (впоследствии было установлено, что он состоит из четырех крупных островов) оказался по площади почти в 38 тыс. кв. км – чуть меньше Дании. Поразительно, как долго он мог оставаться незамеченным, тем более, что эта земля летом в хорошую погоду видна невооруженным глазом даже с северной оконечности Евразии, открытой штурманом С.И. Челюскиным еще в 1742 г. Главной помехой для более раннего открытия архипелага было то, что пролив, получивший имя Вилькицкого, почти всегда закрыт льдами, а дальняя кромка берега сливается с торосами. Блестящие результаты экспедиции Вилькицкого были оценены по достоинству. Все ее участники получили памятные нагрудные знаки, многих удостоили орденов. Сам Вилькицкий был пожалован аксельбантом флигель-адъютанта Его Императорского Величества, Русское географическое общество удостоило полярника своей высшей награды – Константиновской медали.
В 1915–1917 гг. Вилькицкий командовал эсминцем «Летун», участвовал в боевых действиях на фронтах Мiровой войны на Балтийском море. После Февральской революции капитан 1-го ранга Вилькицкий – дежурный офицер оперативного отделения Службы связи Балтийского флота. После захвата власти большевиками он был в июне 1918 г. назначен начальником гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океана. Однако симпатий к богоборческой власти интернационалистов питать не мог и служить ей не стал. С образованием в Архангельске антибольшевицкого правительства Северной области (во главе с членом Учредительного собрания Н.В. Чайковским) вошел в его подчинение; в 1919 г. был произведен в чин контр-адмирала.
При эвакуации войск Северной армии генерала Миллера из Архангельска 19–21 февраля 1920 г. контр-адмирал Вилькицкий руководил этой операцией, одновременно командуя ледокольным пароходом «Косьма Минин» с пассажирами на борту и буксируя яхту «Ярославна» в сопровождении ледокола «Канада». По пути в Норвегию в районе полуострова Рыбачий принял под свою команду еще пароходы «Кильдин» и «Ломоносов», которые вышли из Мурманска. Преодолев при выходе из Архангельска ледовые поля и длительное преследование и погоню (с артиллерийским обстрелом) кораблями красного флота, караван Вилькицкого 26 февраля 1920 г. вошел в фиорд норвежского порта Тромсё. После доставки генерала Миллера и пассажиров в Норвегию Вилькицкий привел свой ледокольный пароход «Косьма Минин» и сопровождавшие его пароходы на Черное море, передав их в Крыму в состав Черноморского флота продолжавшей борьбу Белой армии генерала Врангеля.
После Октября 1917 г. открытая Вилькицким Земля Императора Николая II из-за своего названия оказалась в идеологической опале. «В 1918 г. в Советской России была опубликована карта Северного Ледовитого океана, на которой открытый всего пять лет назад архипелаг не был указан вовсе, – рассказывает сотрудник Государственного центрального музея современной истории России Виктор Рыков, специально предпринявший длительный и трудоемкий поиск в картографическом фонде Российской государственной библиотеки. – Правда, когда в 1924 г. США попытались поднять в этом районе свой флаг, советское правительство в меморандуме, подписанном наркомом иностранных дел Чичериным, напомнило о своих правах на земли, открытые Вилькицким. Причем они были названы именно так, как это было нотифицировано царским правительством в 1916 г., то есть Землей Императора Николая II».
В конце 20-х годов архипелаг все же появился на советских картах, но получил иные названия – сначала Северная Земля, потом Таймырский. И только после экспедиции Г.А. Ушакова и Н.Н. Урванцева в 1930-1932 гг. окончательно приобрел современное название – Северная Земля. Островам его были даны названия: Октябрьской революции, Большевик, Комсомолец, Пионер, а остров Цесаревича Алексея был переименован в Малый Таймыр. После Второй мiровой войны на архипелаге был устроен полигон для проведения подземных ядерных испытаний.
На протяжении многих десятилетий официальная пропаганда противопоставляла советского ученого Георгия Ушакова предшествующим исследователям, приписывая ему «открытие огромной полярной страны», а деятельность белоэмигранта Вилькицкого замалчивалась. Между тем он пытался продолжить свою научную деятельность исследователя Арктики, ища новых работодателей. С этой целью в феврале 1920 г. Вилькицкий прибыл в ведущую морскую державу Англию, где состоял на службе в частных судовладельческих компаниях.
Но вместо новых полярных плаваний ему оставались лишь занятия теорией. Борис Андреевич продолжал интересоваться проблемами русского Севера и высказал ряд конструктивных предложений по организации судоходства по так называемому Карскому морскому пути. В 1923–1924 гг. по приглашению внешнеторговых организаций СССР участвовал в подготовке и проведении 3-й и 4-й Карских товарообменных экспедиций. При этом Вилькицкий занимал позицию ученого, выраженную, например, в статье, опубликованной в парижской газете «Возрождение» к 20-летию его полярной экспедиции. Да, он отвергает советскую власть, осуждает ее, но отделяет ее от национальных интересов своего народа и не может не «радоваться такому неожиданному оживлению в изучении наших полярных вод».
Жизненные трудности и необходимость заработка заставили Вилькицкого несколько лет проработать гидрографом в Бельгийском Конго в тяжелых климатических условиях. В 1929 г. он перебрался в Бельгию, трудился на фабрике канцелярских товаров – и это обладатель высшей награды Русского географического общества! На дело, ставшее основным на всю жизнь – приведение в порядок материалов давней экспедиции – оставались вечера да редкие выходные.
Умер адмирал Вилькицкий в Брюсселе. В 1996 г. хлопотами его потомков прах выдающегося русского полярника лег в родную землю на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга рядом с останками отца и брата. Но для увековечения памяти о нем не сделано главное – на географические карты не вернулись исконные названия, данные Вилькицким островам, которые были открыты в ходе его знаменитой экспедиции. Попытки патриотической общественности, вплоть до обращений к президенту РФ, не дали результата. Межведомственная комиссия по географическим названиям по поручению из Кремля мотивировала отказ тем, что названия архипелага Императора Николая II и острова Цесаревича Алексея «практически не употреблялись», к тому же переименование, мол, вызовет путаницу на картах и в справочных изданиях.
1 декабря 2006 г. Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа было принято постановление, которым предлагалось возвратить архипелагу Северная Земля прежнее название Земля Императора Николая II, а также переименовать остров Малый Таймыр в остров Цесаревича Алексея, остров Октябрьской революции – в остров Святой Александры, остров Большевик – в остров Святой Ольги, остров Комсомолец – в остров Святой Марии, остров Пионер в остров Святой Татьяны и остров Домашний – в остров Святой Анастасии. Однако после объединения Красноярского края и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Законодательное собрание Красноярского края (тогда губернатором был покровитель хасидизма Хлопонин) не поддержало эту инициативу.
Так и остается неосуществленной надежда из 30-х годов самого Бориса Андреевича Вилькицкого: «Пройдут годы, забудутся ужасы революции и гражданской войны… исчезнут одиозные народу имена, рассеянные по необъятному простору России, как уже исчезли улицы и заводы с именем Троцкого; вернется Ленинграду имя великого Петра, как и другим городам их исторические названия, обретут вновь и эти земли имена покойных Государя и Цесаревича, имена, принадлежащие им по праву истории». Посткоммунистическая власть свято блюдет свою преемственность от большевицкой, и лишь для маскировки этого в глазах охмуряемого Русского Зарубежья время от времени перезахоранивает прах белоэмигрантов – в виде снисхождения победителя.
Земля Императора Николая II. Фото Е. Гусева. 2007
Именем Вилькицкого назван пролив между полуостровом Таймыр и Северной Землей (длина 130 км, а ширина в самом узком месте между мысом Челюскин и мысом Таймыр на острове Большевик – 56 км). В честь отца и сына Вилькицких были также названы залив в Баренцевом море, два мыса и ледник на островах Новая Земля, четыре острова (в Енисейском заливе, среди островов Де-Лонга, в заливе Терезы Клавенес и в архипелаге Норденшельда).
Последнее географическое открытие ХХ века.
В этот день, 4 сентября 1913 года, было совершено последнее великое географическое открытие. Экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого открыла Землю Николая II.
Честь открытия архипелага, расположенного в непосредственной близости от Таймыра, выпала на долю русских военных моряков, которые участвовали в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, совершенного в период в 1910-1915 годы. Попытки пройти тот путь совершали и раньше, но ни одна из них не закончилась успехом.
В России понимали, что нужны были новые суда, способные бороздить те неприступные и суровые территории. Поэтому было поручено построить два однотипных гидрографических судна «Таймыр» и «Вайгач». Создавали их на Невском судостроительном заводе в Петербурге.
Суда представляли собой пароходы ледокольного типа. Сразу, как только их спустили на воду, их тут же зачислили в состав Военно-морского флота России.
Так, из Санкт-Петербурга и «Таймыр», и «Вейгач» отправились на Дальний Восток. Сначала обычным путем – через Суэцкий канал, и затем – через Индийский океан. В начале 1910 года суда дошли до Владивостока. Оттуда они уже начали свое полярное путешествие.
Сложность заключалась в том, что они смогли попасть только в район к западу от чукотского селения Уэлен, расположенного вблизи мыса Дежнева. По сути, тогда это была разведка – моряки изучали довольно тяжелые условия хождения в Арктике, делали выводы, составляли маршруты.
Моряки отмечали, что тяжелые льды в западной части моря Лаптевых, примерно в 150 милях от мыса Челюскина, стали серьезным препятствием, остановив продвижение «Таймыра» и «Вейгача» на запад.
После этого судам пришлось вернуться во Владивосток. Минул еще один год. Исследования продолжались. Тогда судам удалось пройти на запад от Лены.
Как Вилькицкий возглавил экспедицию, или «укрощение» суровых льдов
В пути внезапно заболел начальник экспедиции, и его сменил командир «Таймыра» капитан 1 ранга Борис Вилькицкий. Он был сын начальника Главного гидрографического управления Морского министерства России. А тот, в свою очередь, был известным военным гидрографом и деятелем Русского географического общества генерала А.И. Вилькицкого.
И тогда судну удалось впервые пройти, обогнув Новосибирские острова. Потом «Таймыр» нашел никому неизвестный остров, который позже назвали в честь генерала А.И. Вилькицкого.
Когда работы по описанию западного побережья моря Лаптевых и близ расположенных островов были закончены, «Таймыр» и «Вейгач» подошли к точке, расположенной в 12 милях от мыса Челюскина.
Экипажи собирались двинуться на запад, но сплошные и толстые льды было невозможно «укротить». В итоге Борис Вилькицкий дает команду идти на север – аккурат вдоль кромки ледяного поля.
На этом пути, к северо-востоку от мыса Челюскина, вскоре показалась низменная полоса неизвестной земли. Этого острова не было на карте. Его назвали островом Цесаревича Алексея (позже будет переименован в малый Таймыр), который теперь входит в архипелаг Северная Земля.
Откуда айсберги-гиганты?
Чем севернее, тем суровее – на пути стали попадать айсберги. Их высота достигала до 12 метров. Это было не только неожиданно. Судя по записям в корабельных дневниках, ранее никто из полярников, присутствующих на борту, не видел вблизи полуострова Таймыр плавающих обломков ледников.
3 сентября 1913 года экипажи с обоих судов почти одновременно заметили очертания высокого гористого берега с пятнами снега. «Таймыр» и «Вайгач» приблизились к большому острову.
«Белых пятен» на карте больше не осталось
На следующий день члены экипажей сошли на берег, чтобы присутствовать на торжественной церемонии подъема русского национального флага на вновь открытой земле, названной Землей Императора Николая II.