Что назвали шедевром в средние века
Шедевр
Шедевр в средневековье
Шедевр, во многих городах средневековой и раннекапиталистической Европы — лучший образец изделия, изготовленного ремесленником (подмастерьем) на собственные средства. Только после того, как ремесленник изготовил шедевр, он мог вступить в цех, открыть свою собственную мастерскую и стать мастером. Система цехов с предъявлением шедевра («одобренного образца работы») просуществовала в России со времён Петра I и формально до 1900 г.
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Шедевр» в других словарях:
шедевр — См. лучший … Словарь синонимов
ШЕДЕВР — лучшее в своем роде произведение искусства, вообще образцовое произведение. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. шедевр (фр. chef doeuvre) 1) в средневековых цехах образцовое изделие, которое… … Словарь иностранных слов русского языка
ШЕДЕВР — [дэ ], а, муж. (книжн.). Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. Литературный ш. Шедевры архитектуры. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Шедевр — (фр. chef d oeuvre) 1) образцовое изделие, которое во многих средневековых цехах требовалось от ремесленника, стремящегося стать самостоятельным мастером для доказательства его профессионального мастерства; 2) образцовое произведение – высшее… … Энциклопедия культурологии
шедевр — и устарелое шедёвр. Произносится [шедэвр]. Некоторые ученые русисты еще в середине ҫҫ века предпочитали произношение шедёвр, как более свойственное французскому языку, из которого это слово было заимствовано … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
шедевр — [шэдэ/], ы, м. 1) В средневековой Западной Европе: образцовое ремесленное изделие, которое согласно цеховым обычаям многих городов должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать свое профессиональное мастерство и способность стать… … Популярный словарь русского языка
шедевр — • настоящий шедевр … Словарь русской идиоматики
шедевр — в средневековой Франции, начиная с XIII века, это звукосочетание было не словом, а целым выражением, означавшим «изделие, сделанное учеником, и дающее ему право называться мастером». Вероятно, такие экзаменационные работы выполнялись в Средние… … Занимательный этимологический словарь
Шедевр
Позднее значение слова приобрело новый оттенок: шедевр — непревзойденное и неповторимое, уникальное произведение искусства, художественная ценность которого намного превышает его материальную стоимость (франц. De longue duree — «непреходящего значения«). Произведение, принесшее славу его создателю (франц. en vogue — «быть в почете«). Шедеврами чаще всего называют произведения искусства и архитектуры, реже — науки и техники. Шедевр в искусстве принято оценивать по эстетическим критериям. Многие гении стали знаменитыми, а их работы названы шедеврами лишь посмертно. Шедевр — прекрасный образец, «наивысший идеал» (франц. beau ideal).
Шедевр в западноевропейском Средневековье
Шедевр, во многих городах средневековой Европы — образцовое изделие, изготовленное ремесленником (подмастерьем) на собственные средства. Чтобы получить звание мастера, подмастерье (согласно уставу ремесленного цеха) должен самостоятельно выполнить образец изделия. Только после того, как ремесленник изготовил шедевр, он мог вступить в цех, открыть свою собственную мастерскую и стать мастером. «Шедевры» вначале создавали сами мастера, стараясь задать своим ученикам задачу с «секретами». Такие образцовые изделия именовали по-немецки «Hauptwerk» («Главная работа»), или «Meisterwerk» («Мастерская работа»). Этот обычай стал обязательным правилом в XV в., но потомственные мастера освобождались от такого экзамена.
Система цехов с предъявлением шедевра («одобренного образца работы») просуществовала в России со времён Петра I и формально до 1900 г.
В Новое время шедевром стали называться произведения искусства (независимо от времени их создания или стадии обучения художника), служащие образцом художественного совершенства.
Профессиональная этика
Мастерство и ценности цеховой морали Средневековья
«Каждое ремесленное сословие молилось своему патрону: слесари – святому Алоизию, ткачи – святому Криспину, садовники – святому Антонию, парфюмеры – святому Иосифу»
Для Средневековья подобного вопроса не могло быть, поскольку человек с его нравственной сущностью и все содеянное им еще мыслились в неразрывной связи, целостно.
Мастером мог стать лишь человек незапятнанной репутации, добросовестный прихожанин, законнорожденный, образованный в рамках профессии.
Поэтому сакральный характер носит и посвящение в Мастера, доверие цеха самостоятельно изготовить «шедевр», пройти экзамен на мастерство, на моральную зрелость, сообразительность и приверженность профессии, цеху, готовность пострадать, т.е. самозабвенно, терпеливо и неустанно создавать изделие, ни в чём не отступая от наставлений и указаний мастеров и строго следуя канону. Например, чтобы получить звание звание мастера–иконописца, монах должен был, получив предварительно благословение, выдержав пост и сотворив необходимые молитвы, от начала до конца самостоятельно написать икону. Прилюдно изготовить вещь или продукт, соткать полотно, показав и сноровку, и высокое качество, и понимание тонкостей ремесла – означало выдержать экзамен на профессиональную зрелость, право передавать мастерство другим. При этом в каждом цехе были и свои особые требования к профессионалу.
Культивирование ценностей мастерства, понимаемого как скромное и сосредоточенное воспроизводство вещей в полном и ненарушимом соответствии с технологией, способствовало укоренению традиций. И архитектор, и художник, и любой другой профессионал, которому удавалось создать нечто стоящее, прекрасное, гордились не своим вкладом, но достигнутым пониманием рецепта, целей профессии, своим цехом, учителем, благодарили Создателя, что Он избрал их и позволил довершить труд. Распространенной была анонимность творческого труда. Традиционализм средневекового понимания ремесла как усердной репродуктивной деятельности обусловил стандартизацию вещного мира в Новое время. Общинность существования цехов формировала общинные ценности, среди которых непременной была скромность.
Справедливости ради необходимо отметить, что у цеховой морали с ее замкнутостью и непререкаемостью авторитетов мастеров на определенном этапе проявляется и оборотная сторона. К новым изобретениям, как и ко всякого рода «новшествам» ремесленные цехи проявляли крайне враждебное отношение, решительно запрещая всякое отступление от раз установленных правил. Способ производства, качество продукта, ширина и длина его, материал – все это точно определялось цеховыми уставами, не допускалась замена ручного труда приспособлениями. В преддверии и в период Возрождения консерватизм технологий тормозит развитие производства. Например, в течение 4-х столетий (с XI по XV вв.) в Англии, Франции под запретом была валяльная мельница, якобы ухудшавшая качество сукна, валяемого ногами, и заменявшая сразу 24-х валяльщиков. Мастерские, применявшие ее, тщательно скрывали это от коллег в других городах.
Copyright © Галеон
г. Москва, Сущёвский Вал, 75с1
МУЛЬТИСЕРВИС
Багетная
мастерская
Шедевр
Позднее значение слова приобрело новый оттенок: шедевр — непревзойденное и неповторимое, уникальное произведение искусства, художественная ценность которого намного превышает его материальную стоимость (франц. De longue duree — «непреходящего значения«). Произведение, принесшее славу его создателю (франц. en vogue — «быть в почете«). Шедеврами чаще всего называют произведения искусства и архитектуры, реже — науки и техники. Шедевр в искусстве принято оценивать по эстетическим критериям. Многие гении стали знаменитыми, а их работы названы шедеврами лишь посмертно. Шедевр — прекрасный образец, «наивысший идеал» (франц. beau ideal).
Шедевр в западноевропейском Средневековье
Шедевр, во многих городах средневековой Европы — образцовое изделие, изготовленное ремесленником (подмастерьем) на собственные средства. Чтобы получить звание мастера, подмастерье (согласно уставу ремесленного цеха) должен самостоятельно выполнить образец изделия. Только после того, как ремесленник изготовил шедевр, он мог вступить в цех, открыть свою собственную мастерскую и стать мастером. «Шедевры» вначале создавали сами мастера, стараясь задать своим ученикам задачу с «секретами». Такие образцовые изделия именовали по-немецки «Hauptwerk» («Главная работа»), или «Meisterwerk» («Мастерская работа»). Этот обычай стал обязательным правилом в XV в., но потомственные мастера освобождались от такого экзамена.
Система цехов с предъявлением шедевра («одобренного образца работы») просуществовала в России со времён Петра I и формально до 1900 г.
В Новое время шедевром стали называться произведения искусства (независимо от времени их создания или стадии обучения художника), служащие образцом художественного совершенства.
Профессиональная этика
Мастерство и ценности цеховой морали Средневековья
«Каждое ремесленное сословие молилось своему патрону: слесари – святому Алоизию, ткачи – святому Криспину, садовники – святому Антонию, парфюмеры – святому Иосифу»
П.Зюскинд. Парфюмер
Для Средневековья подобного вопроса не могло быть, поскольку человек с его нравственной сущностью и все содеянное им еще мыслились в неразрывной связи, целостно.
Мастером мог стать лишь человек незапятнанной репутации, добросовестный прихожанин, законнорожденный, образованный в рамках профессии.
Поэтому сакральный характер носит и посвящение в Мастера, доверие цеха самостоятельно изготовить «шедевр», пройти экзамен на мастерство, на моральную зрелость, сообразительность и приверженность профессии, цеху, готовность пострадать, т.е. самозабвенно, терпеливо и неустанно создавать изделие, ни в чём не отступая от наставлений и указаний мастеров и строго следуя канону. Например, чтобы получить звание звание мастера–иконописца, монах должен был, получив предварительно благословение, выдержав пост и сотворив необходимые молитвы, от начала до конца самостоятельно написать икону. Прилюдно изготовить вещь или продукт, соткать полотно, показав и сноровку, и высокое качество, и понимание тонкостей ремесла – означало выдержать экзамен на профессиональную зрелость, право передавать мастерство другим. При этом в каждом цехе были и свои особые требования к профессионалу.
Культивирование ценностей мастерства, понимаемого как скромное и сосредоточенное воспроизводство вещей в полном и ненарушимом соответствии с технологией, способствовало укоренению традиций. И архитектор, и художник, и любой другой профессионал, которому удавалось создать нечто стоящее, прекрасное, гордились не своим вкладом, но достигнутым пониманием рецепта, целей профессии, своим цехом, учителем, благодарили Создателя, что Он избрал их и позволил довершить труд. Распространенной была анонимность творческого труда. Традиционализм средневекового понимания ремесла как усердной репродуктивной деятельности обусловил стандартизацию вещного мира в Новое время. Общинность существования цехов формировала общинные ценности, среди которых непременной была скромность.
Справедливости ради необходимо отметить, что у цеховой морали с ее замкнутостью и непререкаемостью авторитетов мастеров на определенном этапе проявляется и оборотная сторона. К новым изобретениям, как и ко всякого рода «новшествам» ремесленные цехи проявляли крайне враждебное отношение, решительно запрещая всякое отступление от раз установленных правил. Способ производства, качество продукта, ширина и длина его, материал – все это точно определялось цеховыми уставами, не допускалась замена ручного труда приспособлениями. В преддверии и в период Возрождения консерватизм технологий тормозит развитие производства. Например, в течение 4-х столетий (с XI по XV вв.) в Англии, Франции под запретом была валяльная мельница, якобы ухудшавшая качество сукна, валяемого ногами, и заменявшая сразу 24-х валяльщиков. Мастерские, применявшие ее, тщательно скрывали это от коллег в других городах.
© 2012 Багетная мастерская Москва
Изготовление рам для картин
ШЕДЕВР
Полезное
Смотреть что такое «ШЕДЕВР» в других словарях:
шедевр — См. лучший … Словарь синонимов
ШЕДЕВР — [дэ ], а, муж. (книжн.). Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. Литературный ш. Шедевры архитектуры. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Шедевр — (фр. chef d oeuvre) 1) образцовое изделие, которое во многих средневековых цехах требовалось от ремесленника, стремящегося стать самостоятельным мастером для доказательства его профессионального мастерства; 2) образцовое произведение – высшее… … Энциклопедия культурологии
шедевр — и устарелое шедёвр. Произносится [шедэвр]. Некоторые ученые русисты еще в середине ҫҫ века предпочитали произношение шедёвр, как более свойственное французскому языку, из которого это слово было заимствовано … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
шедевр — [шэдэ/], ы, м. 1) В средневековой Западной Европе: образцовое ремесленное изделие, которое согласно цеховым обычаям многих городов должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать свое профессиональное мастерство и способность стать… … Популярный словарь русского языка
Шедевр — Шедевр[1] или шедёвр[2] (фр. chef d œuvre, буквально «высшая работа», «венец труда») уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства, или чего либо другого. Шедеврами чаще всего называют произведения… … Википедия
шедевр — • настоящий шедевр … Словарь русской идиоматики
шедевр — в средневековой Франции, начиная с XIII века, это звукосочетание было не словом, а целым выражением, означавшим «изделие, сделанное учеником, и дающее ему право называться мастером». Вероятно, такие экзаменационные работы выполнялись в Средние… … Занимательный этимологический словарь
Словари
Произведение искусства, исключительное по своим достоинствам, являющееся высшим достижением мастерства.
Образцовое изделие, которое должен был представить ремесленник для получения звания мастера (в эпоху Средневековья).
1) В средневековой Западной Европе: образцовое ремесленное изделие, которое согласно цеховым обычаям многих городов должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать свое профессиональное мастерство и способность стать самостоятельным мастером.
2) Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы; образцовое создание мастера.
Шедевры художников Ренессанса.
Реставрация шедевра после акта вандализма.
Шедевр кулинарного искусства.
— Там [в церквах и монастырях] гибли. шедевры, кое-что удалось спасти. Особенно горжусь богоматерью из Суздаля (Проскурин).
3) перен. Уникальное создание природы.
Разве не шедевр морозные узоры на стекле?
4) разг., шутл. или ирон. Маловыразительное, заурядное произведение, вид, неприглядное явление жизни и т. п.
Пишете очередной шедевр? Шедевр бесхозяйственности.
. И чем ему самому больше нравился дежурный шедевр [собственный стих в «Газете» ], тем полнее и слаще ему удавалось прочесть его за других (Набоков).
Об исключительном по своим достоинствам произведении искусства, образцовом создании мастера.
шеде́вр (франц. chef-d’oeuvre), 1) образцовое изделие, которое во многих средневековых цехах требовалось от ремесленника, стремящегося стать мастером, для доказательства его профессионального мастерства.
Исключительное по своим достоинствам произведение искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, литературы и др.).
Шедевры русской литературы.
«Дама с горностаем» знаменитого итальянца была выставлена в одном из немноголюдных прохладных залов. Картина не вызвала в его душе ничего, он прошел дальше, но, удивляясь своему равнодушию, вернулся и долго разглядывал средневековый шедевр. Белов, Дама с горностаем.
В. Стасов. С Парижской выставки. («Новости». 14 июня 1898 г.)
шеде́вр и устарелое шедёвр. Произносится [шедэ́вр]. Некоторые ученые-русисты еще в середине ҫҫ века предпочитали произношение шедёвр, как более свойственное французскому языку, из которого это слово было заимствовано.
шеде́вр, шеде́вры, шеде́вра, шеде́вров, шеде́вру, шеде́врам, шеде́вром, шеде́врами, шеде́вре, шеде́врах
сущ., кол-во синонимов: 9
нетленка (разг. ирон.)
/ чей-л.: песнь песней (книжн.)
// о последнем произведении: лебединая песня
ШЕДЕВР а, м. chef-d’oeuvre.
1. Ше-д’эвр. Сие обозначает пробную какую работу ремесленного человека, опыт мастерства, искусства. Ян. 1806.
— Высшее достижение искусства.
— Произведение на века.
— Необыкновенно талантливое произведение.
— Переведите на французский язык выражение «основная работа».
— Так назвалось изделие, которое сдавал кандидат в средневековый цех, чтобы получить ранг мастера.
ШЕДЁВР, шедёвра, муж. (франц. chef-déuvre, первонач. изделие, представляемое в ремесленный цех на соискание звания мастера). Образцовое, исключительное произведение (искусства, литературы и т.п.).