Что назначают неврологи детям при задержке речи в 2 года
Задержка развития речи (ЗРР) у детей: симптомы, причины, лечение и прогноз
Что такое задержка речевого развития?
Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного запаса (качественным и количественным).
То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы.
Задержка темпов речевого развития говорит о том, что у ребенка нарушен нормальный процесс усвоения элементарного словарного запаса. Он должен быть сформирован у детей в достаточно раннем возрасте – 3-4 года.
Какие есть нормы развития речи?
Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.
Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.
Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.
Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.
С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.
В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).
После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).
Именно возраст 2-3 года считается пограничным. Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет. Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь. Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.
Основные причины задержки развития речи
Задержка развития речи у детей негативно отражается на развитии их психических процессов. Именно поэтому, часто наблюдается совместное присутствие ЗРР и ЗПР (задержка психического развития). Оно обозначается как «задержка психо-речевого развития» (ЗПРР).
Причины ЗПРР подразделяются на органические и социальные факторы. К органическим факторам относятся:
Социальные факторы также могут стать причиной задержки речевого развития. К ним относятся:
Симптомы задержки речевого развития
Для задержки речевого развития характерна следующая симптоматика:
Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 20 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:
ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:
Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:
Диагноз «задержка речевого развития» не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать «замедление темпов речевого развития». В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.
Если в три года постановлен диагноз «задержка речевого развития», необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.
Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.
Симптомы задержки речевого развития
Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :
Патогенез задержки речевого развития
Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :
Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :
Классификация и стадии развития задержки речевого развития
Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:
1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:
3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.
4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.
Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.
Осложнения задержки речевого развития
Диагностика задержки речевого развития
Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.
Невролог может назначить следующие обследования:
Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза «задержка речевого развития» достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :
Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.
При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.
Лечение задержки речевого развития
Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:
Прогноз. Профилактика
При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.
Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.
Задержка психо-речевого развития ребенка
Обновлено 20 авг. 2020 г.
Задержка психического речевого развития ребенка диагностируется все чаще. По статистике, 20% пятилетних детей имеют этот диагноз. Сложность заключается в том, что ранее 4-х лет его не ставят, а в 6 – 7 патологию уже поздно лечить. Только ранняя диагностика позволяет вовремя начать коррекцию и достичь хороших результатов. В противном случае проблема быстро усугубится, а нарушения станут необратимыми.
Что такое ЗПРР
Задержка психического речевого развития ребенка — это заболевание, при котором он отстает в своем психоэмоциональном развитии от возрастных норм. Характеризуется дисфункцией речи, поведенческими нарушениями, эмоциональными расстройствами — ригидностью или лабильностью. У некоторых деток отмечаются и двигательные дисфункции.
Развивается на фоне заболеваний головного мозга или центральной нервной системы. С одной стороны, особый неврологический статус может стать причиной задержки развития психики и речи, с другой же сама патология негативно влияет на психическое развитие.
ЗРР и ЗПРР: отличительные характеристики заболеваний
Задержка речевая и психо-речевая — это не одно и то же. В первом случае психическое развитие ребенка, его эмоции и интеллект соответствует возрастным нормам. Он понимает, что ему говорят, выполняет просьбы — просто пока говорит мало и не стремится к вербальному общению.
Малыши с ЗПРР отстают в умственном развитии от сверстников. В этом и заключается принципиальная разница этих двух понятий.
Причины задержки психического речевого развития ребенка
Есть много факторов, которые могут спровоцировать заболевание. Их можно разделить на группы:
Задержка психического речевого развития ребенка может появиться на фоне заболеваний, которые нарушают работу головного мозга. К ним относят: врожденные заболевания ЦНС, эпилепсию, гидроцефалию, ДЦП, опухоли головного мозга, нарушения оттока ликвора.
Как правило, о перечисленных выше ситуациях — врожденных нарушениях, первичных болезнях и травмах – родители узнают сразу и оказывают чаду помощь — проходят лечение, курсы реабилитации.
Симптомы задержки психического развития речи
Официальный диагноз маленькому пациенту ранее 4, а то и 5 лет не поставят. Но первые предпосылки можно заметить еще в первые месяцы жизни новорожденного. При подозрении на нарушение педиатр обязательно задаст родителям наводящие вопросы — и на основании полученной информации уже может предположить задержку психического развития речи.
Вот признаки, по которым можно его заподозрить.
Родителям стоит обратить внимание и на другие признаки, которые сопровождают нарушение. Так, если ребенок гиперактивный, агрессивный, невнимательный, плохо запоминает новое, у него скудное воображение и эмоции, он необщительный, слабый физически — все это должно насторожить родителей и стать поводом обращения к педиатру.
Методы диагностики патологии
К диагностике подходят комплексно. Это значит, что маленького пациента осматривают разные специалисты — педиатр, отоларинголог, невролог, логопед. Кроме сбора анамнеза, осмотра и оценки состояния здоровья ребенка, его направляют на аппаратную диагностику. Это необходимо, поскольку на фоне ЗПРР изменяется органика, в частности нарушается работа левого полушария головного мозга, которое отвечает за развитие речи. Поэтому окончательный диагноз ставят на основании результатов обследований — ЭЭГ, компьютерной томографии, методики вызванных потенциалов.
После постановки диагноза начинают комплексное лечение. В нем принимают участие невролог, психолог, логопед, рефлексотерапевт. Огромную роль отводят родителям — без них добиться успехов невозможно.
Комплексное лечение болезни
Чем дольше малыш не разговаривает, тем дольше «тормозит» его умственное развитие. Поэтому начинать лечение задержки психического развития речи нужно как можно раньше. Применяют разные методы.
Лечение микротоками
Рефлексотерапевт воздействует током сверхмалой силы на биоактивные точки мозга, которые связаны с речью. Это способствует восстановлению поврежденных зон центральной нервной системы. Начинать рефлексотерапию можно уже полугодовалым младенцам. Как правило, назначают курс из 10 – 12 сеансов, а через 2,5 месяца его повторяют.
Транскраниальная микрополяризация
Физиопроцедура заключается в точечном воздействии на определенные участки головного мозга. В результате в нем формируются новые нейронные связи. Зона коры головного мозга, которую нужно стимулировать, зависит от проблемы. Процедура безопасна, не вызывает побочных реакций и эффективна.
Биоакустическая коррекция при ЗПРР
Суть метода заключается в прослушивании маленьким пациентом электрических сигналов собственного мозга. Их посредством аппаратуры преобразуют в музыку — акустические волны. В результате такого прослушивания восстанавливаются нарушенные функции мозга. Методика БАК сочетает в себе новейшие технологии музыкотерапии, биоуправления и нейротерапии.
Логопедическая коррекция ЗПРР
Занятия логопеда-дефектолога направлены на развитие не только речи, но и мышления, моторики, памяти. Маленькие пациенты учатся правильно произносить звуки, составлять слова, предложения, говорить фразами. Заниматься можно с 2-х лет, хотя на практике логопеды берут детей минимум с 4-х лет. Но в случае с задержкой психического развития речи начинать коррекцию нужно как можно раньше. В 4 года уже будет упущено довольно много времени и не все функции получится восстановить. Поэтому нужно либо записаться к логопеду-дефектологу раньше, либо начинать коррекционную работу с другими специалистами по их профилю.
Также полезен логопедический массаж — он укрепляет и стимулирует жевательные и мимические мышцы. В результате малышу становится легче выговаривать звуки, слоги.
Медикаментозная терапия при ЗПРР
Лекарства назначает детский невролог после аппаратной диагностики. Терапия подбирается, в зависимости от патологии. Как правило, это ноотропные препараты — Кортексин, Актовегин, Энцефабол и их аналоги.
Альтернативные методы коррекции
Дополнительное можно подключить и такие методы:
В рамках основного лечения перечисленные вспомогательные методики дают очень хорошие результаты. Обсудите с врачом (педиатром или неврологом), стоит ли их подключить в вашем случае.
Роль родителей в лечении ЗПРР
Без участия мамы и папы даже самый лучший специалист не сможет вылечить их чадо. Их задача — выполнять все рекомендации врачей. Например, выполнять дома упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, играть в подвижные игры, слушать и угадывать музыкальные инструменты, собирать пазлы, постоянно разговаривать с ребенком — только при такой комплексной работе врачей и родителей ему можно помочь.
Еще один важный момент. Не заменяйте вербальное общение телевизором и смартфоном. Речь, которую ваше чадо слышит по телевизору или из мультфильмов, мешает формированию его собственной речи. Пассивный словарь у него будет хороший, а вот активный — нет. «Механические» голоса активизируют правое полушарие, когда за формирование речи отвечает левое. Таким образом, гаджеты тормозят речевое развитие и провоцируют ЗРР, а оно, в свою очередь, может привести и к задержке психического развития речи. Поэтому лучше вовсе не включать при ребенке телевизор, радио, планшеты и другие устройства.
Проводите с сыном или дочкой больше времени вместе, выезжайте на природу — это способствует улучшению психоэмоционального состояния.
Прогнозы и последствия: чего ждать?
Эффективность лечения зависит от многих факторов. Главные из них – возраст маленького пациента, степень выраженности задержки психического речевого развития ребенка и первичные заболевания.
К сожалению, при глубинных нарушениях или терапии, начатой у 5 – 6-летних деток, ждать больших результатов не приходится. Лишь в 0,2% случаев из 100% возможно, что он начнет говорить. Если же дитя не овладело речью в 7 лет, то уже не заговорит никогда.
Если же родители обратились за помощью, когда малышу исполнилось 2 – 3 годика, то есть все шансы на полное восстановление. В этом случае все зависит от степени недоразвитости, участия родителей и методик, которые применяются для лечения.
Если родители ждут, что дитя рано или поздно заговорит само, они только упускают время. Если это не индивидуальный темп развития конкретного малыша, а действительно проблема, она не пройдет сама. На фоне психической и речевой недоразвитости дети страдают плохой памятью и мышлением, искаженно воспринимают и перерабатывают информацию, не могут сосредотачивать внимание. В будущем это приводит к изменениям в личностном плане — ребенок становится раздражительным, закрытым, необщительным, у него появляется чувство собственной неполноценности.
Невролог «СМ-Доктор» рассказала о задержке речевого развития у детей
Как формируется речь ребенка?
Процесс формирования речи ребенка начинается в первые месяцы после рождения, поэтому необходимо начинать общаться и говорить с ребенком уже в этом возрасте. Рассмотрим основные этапы развития детской речи.
В 1,5-2 месяца у младенца появляется гуление, то есть ребенок начинает произносить отдельные звуки. Их спектр довольно многообразен. Есть даже звуки, которые не используются в родном языке родителей. Со временем они исчезают и остаются, только те, которые ребенок слышит из речи взрослых, находящихся рядом с ним. Вот поэтому так важно общаться и говорить с ребенком уже в этом возрасте.
С 6-7 месяцев, как правило, появляется лепет, формируются первые слоги.
В возрасте 1 года здоровый ребенок обычно может произносить от 2 до 10 слов.
В 2 года, при нормальном развитии ребенка, он начинает говорить простые фразы, состоящие из двух слов, а словарный запас может достигать 200 слов.
В 3 года в речи ребенка появляются фразы из 3-4 слов, а его словарный запас составляет 300-800 слов.
С 4 лет ребенок уже может употреблять развернутые предложения, включающие все части речи.
Причины задержки речевого развития у ребенка
Как правило, родители обращают внимание на то, что ребенок отстает от сверстников в речевом развитии, ближе к 3 годам. Это довольно распространенная проблема, которая является одной из наиболее частых причин обращений к детскому неврологу. И, чем раньше специалист обследует ребенка и выявит причину, тем будет лучше, поскольку задержка речевого развития может свидетельствовать о серьезных патологиях, требующих незамедлительного лечения.
К какому врачу обратиться?
Какие обследования проводятся?
Лечение
Тактика лечения подбирается на основании комплексного обследования. Кому-то будет достаточно занятий с логопедом. В других случаях может потребоваться медикаментозное лечение, которое индивидуально подбирается неврологом, занятия с нейропсихологом, дефектологом, а также физиотерапевтическое лечение. В большинстве случаев такой комплексный подход дает положительные результаты.
«И в заключение, несколько слов о педагогической запущенности. Казалось бы, что в современной жизни нет недостатка в образовании, что педагогическая запущенность это удел только социально неблагополучных семей. На самом деле в настоящее время отмечается дефицит общения между родителями и детьми, люди проводят много времени за просмотром телепередач, в гаджетах и социальных сетях, родители много работают на дому, физически находясь рядом со своими детьми. Как упоминалось выше, для нормального психо-речевого развития ребенок уже с первого месяца нуждается в «живом» и эмоционально доброжелательном общении. Ему необходимо слышать речь и видеть при этом лицо и артикуляцию взрослого, чувствовать поощрение и радость его первым успехам в гулении и лепете.
Для полноценно развития ребенка желательно не включать телевизор фоном, минимизировать просмотр мультфильмов и игры в гаджетах, читать ребенку книги по возрасту, заниматься развитием мелкой моторики и больше общаться со своим малышом. Немаловажно внимательно относиться к здоровью и развитию своего ребенка на разных этапах жизни, поскольку любую проблему легче и эффективнее решать в самом ее начале.
Здоровья и гармоничного развития вашим детям!», — обратилась к читателям врач «СМ-Доктор» в Марьиной Роще Евгения Ивановна Новячкова.
Что назначают неврологи детям при задержке речи в 2 года
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Патология характеризуется запоздалым или недостаточным освоением родного языка.
Статья:
Задержка развития речи у ребенка — опасное отклонение, которое при несвоевременной помощи может привести к появлению психических расстройств, отсутствию навыков самообслуживания, плохой обучаемости и т.д. Патология характеризуется запоздалым или недостаточным освоением родного языка. Поставить диагноз могут в 2-3 года, однако первые признаки появляются раньше.
Как проявляется ЗРР
Задержка речевого развития — это расшифровка аббревиатуры ЗРР.
ЗРР у детей проявляется следующим образом:
В зависимости от причин развития ЗРР и общего состояния ребенка симптоматика может различаться. При слабом тонусе мышц дети часто ходят с открытым ртом, наблюдается повышенное слюноотделение. После 4 лет усиливаются агрессия и нервозность. Ребенок быстро утомляется и плохо запоминает даже визуальные образы. Воображение развито слабо. Возможность проявлять эмоции ограничена. Дети избегают общения со взрослыми и сверстниками. Нередко ЗРР сопровождает аутизм и ДЦП.
Самостоятельно провести точное определение уровня развития в домашних условиях невозможно, для этого нужна консультация педиатра и логопеда. Диагноз ЗРР стараются не ставить до 2-3 лет, т. к. темпы освоения речи у детей индивидуальны.
Причины патологии у детей
Причины развития ЗРР делят на первичные и вторичные. Первые связаны с течением беременности и родов. Наиболее опасны факторы, воздействующие на плод на 3-4-м месяце. В это время происходит формирование структур головного мозга. При первичных причинах ЗРР нередко становится лишь следствием других патологий. Привести к возникновению отклонений могут инфекции, интоксикация, токсикоз, резус-конфликт матери и плода, недоношенность, родовые травмы и т.д.
Вторичные причины связаны с внешними факторами, которые влияют на воспитание, здоровье и состояние психики ребенка. ЗРР может возникнуть как последствие вакцинации или тяжело перенесенного заболевания. Иногда его развитие спровоцировано тугоухостью.
Если ребенок лишен слуха, его речь не может полноценно формироваться. Часто ЗРР выявляется у детей из неблагополучных семей. Это связано с отсутствием внимания. Иногда задержка возникает из-за гиперопеки или двуязычия в семье.
Как отличить ЗРР от других расстройств
Чаще всего ЗРР приходится дифференцировать от ИРР (индивидуальных речевых различий), реже — от дислалии (нарушения произношения звуков при сохранении слуха и функции артикуляционного аппарата).
ЗРР отличается от иных расстройств тем, что при них даже после комплексных коррекционных мероприятий полностью нормализовать состояние ребенка не удается. Это может быть связано с тяжелым повреждением функциональных центров головного мозга при других патологиях. При диагнозе ЗРР, не вызванной первичными заболеваниями, органические нарушения отсутствуют.
Задержка развития выражается в отставании от сверстников. При остальных патологиях, связанных с речевым аппаратом, ребенок может не понимать взрослых и даже не пытаться разговаривать. При ЗРР интерес к общению, сказкам и рассказам чаще всего сохранен. При иных расстройствах (например, алалии) он отсутствует.
Лечение задержки речевого развития
При выявлении диагноза ЗРР возникают вопросы о том, что делать и как заниматься с ребенком. В действительности при данном заболевании может потребоваться комплексная помощь. Курс терапии включает не только упражнения, но и процедуры, прием медикаментов и т.д. Главное условие лечения — создание психологически благоприятной обстановки.
Медицинская помощь ребенку
В первую очередь следует обратиться к врачу для постановки диагноза. Если есть подозрение, лучше начать с педиатра — специалиста широкого профиля. При необходимости он направит ребенка к логопеду и неврологу. Первые симптомы врач может заметить уже в 6-9 месяцев. Медикаментозная терапия включает в себя прием успокаивающих и стимулирующих препаратов. Назначать их должен только доктор.
Для предотвращения отставания в развитии может быть рекомендован массаж. Некоторым детям хорошо помогает дельфинотерапия. Приветствуется контакт с домашними животными. Взрослым детям требуется общение с психологом. Иногда помогает посещение остеопата. Воздействие на активные точки стимулирует метаболизм и работу нервной системы.
Социальная поддержка
Ребенок не начнет говорить, если его этому не научат, поэтому при лечении ЗРР важны воспитательные меры. Задержка часто появляется в результате стресса. Чтобы это предупредить, нужно создать благоприятную доверительную обстановку в семье. Здесь важен не только контакт с ребенком, но и отношения между родителями.
Для нормализации состояния можно проводить занятия в группе или самостоятельно в домашних условиях. В курс следует включить упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, совершенствование речи и т.д. Желательно проводить уроки в форме игры. Вы можете обращать внимание ребенка на характеристики предметов, просить рассортировать их и придумывать другие совместные занятия.
Прогноз для детей с расстройством
Прогноз зависит от сопутствующих расстройств, начального состояния пациента и своевременного оказания помощи. Если коррекцию начали проводить после 6 лет, скорее всего, добиться полной нормализации не удастся. Возможно, в старшем возрасте ребенок сможет говорить четко и внятно, размер его словарного запаса достигнет нормы, но вторичные проблемы останутся. Из-за отсутствия общения со сверстниками замедляется умственное и психическое развитие, что опасно пограничными расстройствами личности. Ребенок может всю жизнь испытывать сложности с социализацией и адаптацией.
При своевременном обращении к врачу и отсутствии тяжелых сопутствующих патологий прогноз благоприятен. При должной мотивации со стороны взрослых и самого пациента удается частично или полностью устранить симптоматику. Такие дети чаще всего в дальнейшем посещают общие, а не коррекционные образовательные учреждения.
Профилактика ЗРР
Главные методы профилактики — наблюдение за течением беременности, своевременные врачебные осмотры и грамотные воспитательные меры. Важно корректно оценивать состояние ребенка. Не следует беспокоиться при индивидуальных особенностях, но если в 2-3 года отсутствует пассивное понимание речи, нужно срочно обратиться к специалисту. Желательно с 4-6 месяцев начинать проводить развивающие занятия. В этом возрасте подойдет массаж ладоней для улучшения моторики.