Что наверху пирамиды маслоу
Пирамида потребностей Маслоу: 7 уровней с описанием и примерами
Потребности определяют жизнь человечества. Причем если их не удовлетворять, люди выказывают нетерпение, а если выполнить полностью, станут равнодушными. Больше 50 лет назад авторитетный американский психолог Абрахам Маслоу смог структурировать наши желания и нужды в общий рисунок – пирамиду потребностей человека, которая состоит из 7 уровней, примеров эффективного практического применения теории в бизнесе и личных интересах более чем достаточно. Ей восхищаются и критикуют одновременно. Чтобы научиться применять ее, нужно разобраться в структуре и закономерностях ее создания.
Теория Маслоу – кратко
Целью исследователя были основные стимулы и мотиваторы, понимание того, что является главной движущей силой и призывом к действию.Он высказал идею о том, что у каждого из нас есть условия для комфортной жизни, к ним мы стремимся и их добиваемся. Что-то для нас важнее, что-то значительно, но не первостепенно. На основании такого вывода психолог построил иерархию необходимых требований. В нее включены физиологические нужды, безопасность, желание любить и быть любимыми, уважение, статус и самореализация.
Если базовые стремления не удовлетворены, людям сложно думать о высших материях. Когда зарплаты не хватает на ежедневные расходы, вы работаете на износ и не спите ночами, чтобы закрыть ипотеку, вам некогда думать о саморазвитии, да и захотите вы этого вряд ли.
Авторство
Свои мысли Маслоу изложил в трактате «Мотивация и личность», опубликованном в 1954 году.
Важно, что по его мнению, очередность обеспечения необходимых благ может меняться у разных людей, именно поэтому он не рисовал диаграмму и не представлял свою концепцию в виде схемы. Это сделали его ученики и последователи. По одним источникам автором является Ф.Котлер – писатель настольной книги маркетологов «Основы маркетинга», по другим – У.Стопп, который через пять лет после смерти автора опубликовал иерархию желаний в своих статьях.
Таблица
В основе пирамиды Маслоу лежат базовые инстинкты человека, которые психология считала исключительно важными потребностями для удовлетворительного уровня жизни. Удивительно, но порывы души не брали в расчет вплоть до середины 20 века, пока о них не заговорил психолог-новатор.
Пирамида Маслоу: изображение, структура и описание
Приветствую Вас, друзья!
Пирамида Маслоу – это наглядная модель, отображающая основные потребности человека в простой и понятной форме. Её автором является американский психолог Абрахам Маслоу (1908 — 1970):
А. Маслоу посвятил значительную часть своей исследовательской деятельности изучению мотивации и иерархии человеческих потребностей. Он выпустил большое количество работ, написал несколько книг по данной теме. Но большинство людей знает его как автора «Пирамиды потребностей человека».
Главный тезис теории Маслоу заключается в том, что человек нуждается в удовлетворении не только физиологических, но и духовных потребностей. Интересно, что похожую мысль высказывал ещё древнегреческий мыслитель Фалес Милетский (VII-VI вв. до н.э.), считавший, что именно в этом заключается основное отличие человека от животных. Маслоу заметил, что в человеческих потребностях присутствует отчетливая иерархия, и на основании данных наблюдений создал свою модель.
Структура пирамиды Маслоу
Сегодня существует несколько уточненных вариаций пирамиды с разным количеством уровней, но в базовой модели Абрахама Маслоу таких уровней пять.
Схематично Пирамида выглядит следующим образом:
Первая ступень включает органические потребности, необходимые организму для осуществления собственной жизнедеятельности. Вторая ступень обеспечивает безопасность и выживание, третья – социализацию в обществе, возможность создавать семью, рождать и воспитывать детей. Четвертая ступень – это стремление к престижу, а пятая, высшая ступень – духовные, эстетические и познавательные потребности.
Первые три ступени присутствуют у большинства животных, четвертая также проявляется довольно часто (иерархия в стае), пятая свойственна только человеку.
Описание ступеней пирамиды
Сам автор называл модель «Иерархия потребностей человека», а слово «пирамида» не использовал в работах ни разу. Термин «Пирамида Маслоу» появился позже и закрепился, поскольку подобная форма наглядно отображает концепцию данной теории. Итак, разберем каждую из ступеней подробнее.
1. Первая ступень – физиологические потребности
Все живые существа должны осуществлять действия, необходимые для поддержания жизнедеятельности. Для человека это еда, питьё, сон. Сложно получать удовольствие от прогулки, если сильно хочется в туалет, а при сильном голоде или жажде не очень думается о любви. Поэтому органические потребности являются основой пирамиды. Только удовлетворив их в достаточной мере, человек поднимается на следующую ступень.
2. Вторая ступень – безопасность
Если первая ступень обеспечивает жизнедеятельность, то вторая нужна для выживания. Ощущение безопасности (прочные двери, хороший замок) и стабильности (постоянная работа, наличие финансовых сбережений, страховка) необходимо каждому человеку. Только будучи уверенным в своей защищенности, он начинает думать о социализации и создании семьи.
3. Третья ступень – любовь и принадлежность
В эту категорию включены все социальные потребности. В каждом человеке заложено стремление любить и быть любимым, создавать семью и производить потомство. Также он стремится заводить новые знакомства, сближаться с интересными людьми, становиться частью группы. Войдя в коллектив, он испытывает потребность быть полезным, значимым и ценным в данном коллективе, постепенно переходя на следующую ступень.
4. Четвертая ступень – признание и уважение
Когда первые три потребности удовлетворены, человек начинает стремиться к признанию, уважению и престижу. Он старается проявить индивидуальность, продемонстрировать уникальные особенности и таланты, чтобы привлечь внимание и произвести впечатление на окружающих. Только убедившись, что социальная группа оценила его достижения, человек начинает стремиться к саморазвитию и по-настоящему воспринимать духовные ценности.
5. Пятая ступень – самореализация и самоактуализация
Достигнув пятой ступени, человек начинает искать способы реализовать собственный потенциал. На данном уровне наблюдается наибольшее разнообразие. Люди занимаются творческой деятельностью, стремятся к саморазвитию и просвещению, повышают квалификацию, формируют новые взгляды и убеждения, занимаются благотворительностью и меценатством, изучают окружающий мир и прикладывают усилия к тому, чтобы сделать его лучше.
Так описывает основные потребности человека пирамида Маслоу. Несмотря на то, что данная модель достаточно точно описывает действительность, многие исследователи отмечают наличие в ней спорных моментов, которые также заслуживают подробного рассмотрения. Давайте рассмотрим их подробнее.
Критика
Современные психологи отмечают, что теория иерархии потребностей по Маслоу плохо подходит для практического применения, поскольку подразумевает некоторые некорректные обобщения. Основной смысл концепции заключается в том, что каждая последующая ступень пирамиды может существовать только при условии, что на предыдущей ступени наблюдается полное благополучие. Однако на практике данное правило соблюдается не всегда.
История знает множество случаев, когда выдающихся успехов в определенных сферах добивались люди, жившие буквально в нищете или столкнувшиеся с неудачами на любовном фронте. Великие поэты, художники, музыканты – все они проявляли свои таланты на высшей ступени пирамиды. Но многие из них всю жизнь голодали, страдали от неразделенной любви или были изгоями в своём обществе.
Сам Абрахам Маслоу со временем значительно доработал теорию мотивации, из-за чего модель иерархии потребностей сильно усложнилась. В частности, был добавлен такой фактор как возраст. Например, полуголодный студент, пребывающий на грани отчисления из вуза (минус первая и вторая ступень), всё равно думает о любви. А потребность в самоактуализации отсутствует у молодежи и появляется ближе к 50 годам (при этом сам автор утверждал, что пятой ступени достигает лишь 2% людей).
Как следствие всего вышесказанного, пирамида Маслоу сегодня используется преимущественно маркетологами, но практически не рассматривается в психологии.
Плюсы и минусы теории
Несмотря на несовершенство модели, теория Маслоу по-прежнему остаётся наиболее удобной и наглядной формой представления взаимозависимости человеческих нужд. Её популярность обусловлена такими преимуществами как:
Основным недостатком пирамиды потребностей по Маслоу (помимо исключений, описанных в разделе «Критика»), является устаревшее понимание человеческих нужд. Впервые автор изложил идею в 1943 году, а посвященную ей книгу «Мотивация и личность» написал в 1954-м. Даже в самых развитых странах мира условия жизни тогда сильно отличались от современных.
Практическое применение теории
Знать, как устроена пирамида Маслоу, полезно любому человеку, даже если он не является психологом или маркетологом. Это удобная модель, позволяющая понимать собственные потребности и объяснять поведение окружающих. С её помощью можно подобрать для себя эффективные способы мотивации на данном жизненном этапе. Хоть теория Маслоу и не является идеальной с точки зрения современной психологии, она поможет найти «бреши» в собственной жизни и устранить их, чтобы стать более счастливым.
Заключение
Пирамида человеческих потребностей по Маслоу – простая и наглядная модель, демонстрирующая, как формируются жизненные приоритеты у большинства людей. В ней все потребности упорядочены по четкому принципу: от базовых (физиологических и инстинктивных) до возвышенных (духовных). При этом базовые потребности являются доминирующими, и только по мере их удовлетворения у человека возникают желания более высокого порядка.
Важно учитывать, что пирамида Маслоу не является абсолютно точной моделью, и история знает немало исключений. Многие великие личности сумели самореализоваться, несмотря на нищету, неудачи в личной жизни или полное отсутствие признания в обществе. Некоторые подвергались преследованию за инакомыслие и находились в постоянной опасности. Но это не помешало им посвятить свою жизнь духовным ценностям, создавать гениальные произведения или оказывать влияние на ход истории.
Пирамида Маслоу: теория и практика применения
Из этого материала вы узнаете:
Пирамида Маслоу – это схематическое изображение мотиваций человека, где основу составляют физиологические потребностей, а на вершине горит звезда самореализации. От ступени к ступени индивидуум может подниматься только в том случае, если закрыл потребности предыдущего уровня. Например, ему уже не нужно думать о том, как заработать на еду, одежду, крышу над головой.
Помимо чисто теоретического применения, данная научная концепция нашла свое отражение и в сфере маркетинга. Подробней о том, из каких ступеней состоит пирамида Маслоу, каковы преимущества и недостатки теории, особенности использования в маркетинге, вы узнаете из нашего материала.
Суть теории пирамиды Маслоу
Абрахам Маслоу, американский психолог, изучил все стимулы, побуждения и степень удовлетворения потребностей клиентов, которые движут их поступками и заставляют совершать определенные действия. В основу его теории лег анализ стремления людей к комфортной жизни путем решения животрепещущих проблем.
Он сформулировал три принципа, заложенных в сознание людей:
Суть теории пирамиды Маслоу
Потребности подразделяются на первичные и вторичные (в последнем варианте одна из фаз может отсутствовать). Поэтому, в отличие от диаграммы, модель запросов и построена как пирамида Маслоу. С рождения у каждого из нас имеются первичные (чисто физиологические) нужды, такие как вода, движения и пища. Это позволяет людям выживать.
Психологические (в данном случае вторичные) мотиваторы мы получаем в ходе своего развития. Они приходят вместе с опытом. Это успех, господство, уважение, стремление к достатку, заинтересованность в чем-то.
Что важно знать: пока не будут обеспечены элементарные желания субъекта, заложенные в основание пирамиды Маслоу, плюс его собственная безопасность, вряд ли он поднимет планку запросов еще выше.
Простой пример: у вас работа от зари и до зари, куча домашних дел плюс на руках больные старики. И при этом семья живет впроголодь, экономя на самом необходимом. У вас нет времени на познавание и совершенствование себя, да и мысли заняты исключительно добычей хлеба насущного.
Высшие (духовные потребности) описывают личность и отражают индивидуальный спектр культурной идентичности, которую измерить невозможно. Автор теории утверждает, что лишь 2 % населения планеты получают максимальное удовлетворение в виде самоактуализации. Причем А. Маслоу не восхваляет эту категорию людей, имеющих свои особые изъяны – упрямство, вспыльчивость и безразличие к окружающим.
Полезные материалы для
увеличения продаж с
вашего сайта!
Много компаний ушло в онлайн и конкуренция значительно выросла. Так как бюджеты у всех ограничены, сейчас особенно важно, чтобы больше посетителей сайта покупали и оставляли заявки, а не уходили к конкурентам.
Поэтому мы подготовили конкретные инструкции, внедрив которые, вы увеличите количество заявок с сайта более чем 2 раза без увеличения бюджетов на рекламу!
Основатель агентства
интернет-маркетинга TFA,
автор курса “Взлом конверсии”
5 случаев, когда цену на сайте указывать необходимо Когда и как указывать цену, чтобы не отпугнуть потенциального клиента
10 источников клиентов для новичков Как быстро получить первых клиентов без крупных вложений
11 блоков, формирующих доверие Конкретные примеры: как привлечь клиента не за счет низкой цены
План создания лид-магнита с конверсией 69% Чек-лист с примерами по выбору и оформлению продающего лид-магнита
В процессе глубочайшего анализа того, что находится на вершине пирамиды Маслоу, психолог выделил 15 свойств характера самореализованного человека:
Адекватность мировосприятия. У них раскрепощенное мышление, свободное от предрассудков и стереотипов, нет страха перед неизвестностью.
Восприятие себя и окружения. Эти люди естественны и не наиграны, они не смотрят на реальность в розовых очках.
Простота и импульсивность. Личность способна к неожиданным решениям, которые удачно сочетаются с его укладом жизни и устоями.
Служение глобальным целям. Субъект ориентируется на свое призвание и собственную миссию, а не сложившуюся ситуацию в отдельные отрезки времени. Он соизмеряет свои действия с общими ценностями.
Уединение и отрешенность. Такая личность любит одиночество и безучастна ко всему происходящему вокруг, что не дает отчаиваться в случае провалов и помогает сразу выходить из сложных ситуаций.
Самостоятельность и воля. Независимые люди самокритичны, их не страшит ответственность, они способны к быстрому восстановлению, имеют собственное мнение по всем вопросам.
Нетривиальные подходы. Состоявшийся субъект всегда находит нечто новое в привычных устоявшихся вещах.
Мистические переживания. Эти люди концентрируются на глубинном «я» и создавшейся проблеме.
Идентификация с человечеством (проблемы окружающих переживают как свои).
Межличностные связи. При общении человек не позволяет втягивать себя в конфликты, он всегда настроен позитивно.
Демократичность. Лояльность к мнению оппонента.
Способность отделять цели от средств. Соблюдение этикета и принципов морали.
Остроумие. Многие вещи человек воспринимает с юмором, включая отношение к себе, своей работе, окружающим и обстоятельствам.
Креативность. К любому делу индивидуум приступает творчески.
Критичное восприятие культурных ценностей. Осторожное отношение к догмам либо выбор близких своим взглядам вариантов.
Проще говоря, пирамида мотивации Маслоу – схема человеческих поступков, основанная на весомости его потребностей. То есть, совершая те или иные действия, мы отталкиваемся от того, чем обладаем, и руководствуемся тем, что нужно нам сейчас. Точнее, мы имеем дело с пирамидальной моделью мотивации людей на некие поступки, которые определяются ступенью их саморазвития.
Преимущества и недостатки потребностей пирамиды Маслоу
Теперь рассмотрим все плюсы и минусы теории известного психолога.
Положительные стороны изобретенной схемы:
ТОП-5 ПОПУЛЯРНЫХ СТАТЕЙ
Минусы, которые имеет пирамида Маслоу:
5 уровней потребностей пирамиды Маслоу
По теории ученого, люди имеют 5 базовых нужд. Поговорим о них подробнее.
Уровень 1. Физиологические потребности
Продолжаем говорить о том, что регулирует пирамида Маслоу, – мотивы поступков человека. Все живые организмы на Земле имеют физиологические нужды, и мы не исключение. Без их удовлетворения нельзя существовать и полноценно развиваться. Так, если вас мучает голод, вы вряд ли будете неторопливо дефилировать по парку, рассматривать цветочки или вдохновенно читать книгу. Без еды никто не сможет работать полноценно, вести бизнес и заниматься прочими делами. К естественным потребностям относится дыхание, сон и др.
Уровень 2. Безопасность
Сюда относятся желания жить безопасно и как можно более стабильно. Для понимания приведем пример с младенцами. После утоления голода и жажды новорожденные дети подсознательно стремятся к защищенности. По-настоящему почувствовать защиту они способны на руках у любящих людей. Так же, но немного в другой форме, происходит и со взрослыми. Чтобы повысить степень безопасности, мы часто устанавливаем металлические двери, надежные замки, сигнализацию и др.
Уровень 3. Любовь и принадлежность
Поскольку тема нашей статьи – пирамида Маслоу с примерами, поговорим о социальных нуждах. Все мы стремимся завести новые связи, найти друзей, вторую «половину» или примкнуть к какой-то группе (например, по интересам). Людям жизненно необходимо проявлять любовь и получать ее взамен. Только в социуме человек приносит пользу и чувствует свою значительность. Это мотивирует его на удовлетворение интересов общества.
Уровень 4. Признание
Пройдя три предыдущие ступени пирамиды Маслоу, то есть осуществив обычные желания, мы начинаем чувствовать стремление к престижу, уважению, всеобщему признанию своих талантов. И только после полной реализации возможностей и признания важными для нас людьми придет авторитетность и уверенность в собственных силах.
17 источников клиентов на маркетинг, 6 из которых бесплатные
Одной из самых популярной проблем, с которой сталкиваются начинающие специалисты в маркетинге, это как найти себе адекватных клиентов в достаточном количестве:
Этап 1. Как найти первых клиентов на свои услуги
На курсе Взлом Конверсии мы разбираем этот ключевой вопрос в первом модуле, так как каждый участник проходит обучение на собственном проекте, и более половины окупают курс до его окончания.
Для этого мы подготовили список площадок, из которых можно привлечь клиентов, кроме того, большая часть их них бесплатные.
Этап 2. Клиенты есть, но они выносят мозг, и лучше было вообще не браться за проект, чем потратить море сил и энергии
Также у нас есть гайд по проведению консультации с потенциальным клиентом: конкретные вопросы, чтобы выявить клиентов, которые действительно заинтересованы в твоих услугах.
Скачать чек-лист источников клиентов и руководство по проведению продающей консультации:
Уровень 5. Самореализация
Итак, последняя ступень, которую имеет пирамида Маслоу, – высшая потребность человека в удовлетворении духовных нужд. Это жажда личностного роста, развитие духовности и полная реализация своих способностей. Подобные стремления находят выход в творчестве, желании усовершенствовать свои таланты и задатки. Те, кто сумел преодолеть четыре нижние ступени и перед ними открывается вершина пирамиды Маслоу, часто задумываются о смысле жизни. Исследуя основы бытия, они пытаются внести свой вклад в суровую действительность и формируют новые подходы к мирозданию.
Итак, мы описали основные человеческие нужды. Насколько это соответствует реальности, понять несложно, взглянув со стороны на собственную жизнь и на свои поступки. Наверняка у вас найдется масса подтверждений нашей правоты и, собственно, теории Маслоу. Однако следует заметить, что, кроме преимуществ, данная схема имеет даже спорные моменты.
Как оказалось, настоящий автор знаменитой «пирамиды» никак не связан с ее трактовкой в современном мире. Причина в том, что график «Иерархии потребностей» внесен в учебник У. Стоппа, точнее, в его первое издание 1975 года. Личность автора покрыта мраком. Сам Абрахам Маслоу покинул это мир в 1970-м, и в его трудах не найдено ни одного графического построения своей системы.
Применение пирамиды Маслоу в маркетинге
Маркетологи используют схему потребностей при изучении рынка для сегментирования ЦА по иерархии. Такой подход им позволяет выявлять самые мощные желания потребителей. Затем исследуется мнение аудитории по удовлетворению каждой из потребностей. Уже имея представление о том, что ждет от вас потенциальный покупатель, можно показать ему реальное решение проблем.
Возьмем, к примеру, рестораны быстрого питания, куда приходят люди с целью побыстрей перекусить. Им некогда ждать долгого обслуживания, их не волнует крутость заведения. Просто существует примитивная потребность (как те, что лежат в основе пирамиды Маслоу) быстро утолить голод вкусной пищей. Именно это продавцы и акцентируют в своей рекламе, размещая слоганы «Горячая еда 24/7», «Большие порции по низким ценам», «Отличное меню для перекуса» и т. д.
Если специалистам нужно продвигать какой-нибудь товар, то можно подчеркнуть, какую именно проблему он решает.
Допустим, покупая дорогой автомобиль, его хозяин просто повышает личный статус в окружении коллег или друзей, не думая о том, как именно он будет ездить. Поэтому реклама всех элитных марок пестрит эпитетами «эксклюзивный», «шикарный», «люксовый» и др. Еще ее сопровождают фото успешных личностей, богатых VIP-мероприятий и «жизни-сказки».
Все эти люди покупают стиль, который покрывает их стремление к известности и почитанию. Примером может стать реклама «Будь экстраординарным с Continental GT от Bentley Motors». Это типичная модель того, что находится наверху пирамиды Маслоу.
Эта схема подойдет для долгосрочного планирования. Она позволит вам анализировать, насколько полно удовлетворены запросы потребительской аудитории, а также контролировать динамику всех показателей. В дальнейшем можно предсказать клиентский спрос, чтоб разработки и товары были актуальными.
В маркетинге принцип Маслоу позволит выяснить стремления, желания, потребности и мотивацию людей. Зная ступень клиента в пирамиде, несложно сделать ему выгодное УТП. А если оценить реальные запросы целевой аудитории, то можно предлагать ей релевантные товары.
Но есть один нюанс в теории психолога: пирамида Маслоу не будет точным инструментом маркетолога. Это, скорее, тема к размышлению. Бесспорно, у нас есть конкретная иерархия запросов. Но схема может не работать применительно к отдельным людям или группам. Преобладание высших нужд над низшими имеет всевозможные причины.
Поэтому в создании и продвижении продуктов такая схема будет дополнительным приемом. А для конкретного решения задач необходимы более точные подходы.
Пирамида потребностей Маслоу: характеристика 5 основных ступеней и ее применение в жизни человека
Всем привет! На связи Людмила Редькина, и мы говорим о том, что беспокоит каждого человека, в каком бы возрасте он ни находился и какого пола бы ни был. Я несколько раз в сети встречала мотиватор, который гласит: “Я не дошел до туалета, потому что не было времени, был сильно уставший, потерял надежду, это явно не для меня, мне не открыли дверь, у меня нет денег, решил сходить в другой раз!” В основу такого шуточного мотиватора кто-то додумался взять базовую потребность – биологическую, без удовлетворения которой у человека начнутся реальные проблемы! Есть и другие потребности, которые нам тоже важно удовлетворять. Об этом говорил известный психолог Абрахам Маслоу. В этой статье мы рассмотрим, что такое пирамида потребностей Маслоу и как она применяется в жизни.
Теория возникновения и краткое описание пирамиды
Известный американский психолог Маслоу одним из первых обратил внимание на то, что поведение человека можно изучать с позиции нормы, то есть позитивно. До этого (приблизительно до 1920 года) все изучения в области психотерапии сводились к изучению личности с отклонениями, вне нормы.
Один только Фрейд и Юнг чего стоят! Некоторые их идеи до сих пор либо высмеиваются, либо подтверждаются, либо опровергаются. Но это, можно сказать, столпы психотерапии!
Но мы вернемся к Маслоу. В 1954 году в работе “Мотивация и личность” он выдвинул предположение, что все человеческие потребности человека врожденные и имеют свою систему. Эта система состоит из пяти уровней, которые выстроены в пирамиду.
Основная идея такого разделения состоит в том, что в основе пирамиды лежат физиологические потребности человека. Так вот, пока предыдущий “слой” пирамиды не будет решен, преодолен, удовлетворен, ни о каком следующем не может быть речи. Если, например, вы хотите есть, то вам некогда думать о “высших материях” психологии человека.
Маслоу построил свою пирамиду по принципу убывания важности предыдущего уровня. Он придерживался мнения, что счастливое общество начинается с сытости. Под сытостью подразумевается не только еда, но также постоянное и достаточное обеспечение водой, кислородом, сном и сексом.
Именно эта позиция является основой критики его теории. Ведь сложно найти человека, для которого всего будет достаточно.
Иерархия потребностей – 5 ступеней
Изначально психолог выделял 7 уровней, примеры и их названия немного позже. Чуть позже последователи Маслоу сузили пирамиду до 5 ступеней основных потребностей человека. Но основная идея иерархии остается прежней.
5 уровней пирамиды Маслоу
Физиологические потребности
Это первый уровень пирамиды. Мы не можем прожить без удовлетворения физиологических потребностей. Человеку для сохранения жизни они нужны. Ведь что будет с ним, если он не позаботится о еде или сне? Да начнутся проблемы, такие, от которых хочешь или не хочешь, но придется поесть и поспать.
Многие психологи утверждают, что пока эта основная потребность не будет удовлетворена, человеческий мозг ни о чем другом думать не может. Но из всякого правила есть исключения. Я знаю случаи, когда человеку некогда было спать и есть, пока он не закончит диссертацию, находясь на финишной прямой.
Потребность в безопасности
Здесь играет роль инстинкт самосохранения. Еще в древности человеку важно было ощущать себя в безопасности, поэтому мы строим дома, заборы, выстраиваем личностные границы. Если по каким-то причинам у нас не получается удовлетворить ее, жизнь идет “наперекосяк”. Человек становится подозрительным, появляется страх, тревога. Они, конечно, могут появиться и по другим причинам…
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
Потребность в любви, дружбе, принадлежности
С этой ступени мы начинаем говорить о ценностях человека. Именно его окружение их определяет. Любому человеку важно ощущать себя в группе похожих на него людей, быть принятым в ней и найти среди таких членов группы наиболее близких, которые бы стали друзьями.
В настоящее время семья – единственная группа, где человека принимают безусловно. Конечно, речь идет о настоящей семье, где все уважают и учитывают друг друга, где каждый ценен и нужен. В такой семье человек узнает, что значит любовь, чувство защищенности и принятие. Уже научно доказан факт: чем больше здоровой любви и принятия ребенок получает в семье, тем лучше он адаптируется в обществе.
Потребность в признании, уважении
Это следующая социальная потребность личности. Благодаря ее удовлетворению человек займет положение в обществе, в кругу знакомых, сможет показать себя. Для этого ему понадобятся адекватная самооценка и определенные достижения в своей сфере. Здесь важно “гнуть свою линию”, а не подчиняться чужому мнению. Как убрать от него зависимость, читайте тут.
Человеку сложно справиться с этой неудовлетворенной потребностью. Когда его не уважают на работе, приходит время ухода с нее. Как это правильно сделать, читайте в этой статье. Если ребенка не уважают в семье, в более или менее самостоятельном возрасте он убегает из нее или в никуда, или за приключениями. Если супруга не слышат и не уважают, рано или поздно наступает развод.
Потребность в самореализации
На вершине пирамиды находится желание человека реализовать себя. Его еще называют когнитивной потребностью. Основа – путь к познанию и саморазвитию. Это стремление человека познавать новое, открывать для себя неизведанные стороны мира. У детей она выражается в разбирании игрушек, познании устройства предметов и явлений. Взрослые реализовывают ее через науку, религию, путешествия.
Такая потребность не может удовлетворяться без внутренней мотивации на изменения, начало новой жизни. Это высшая потребность человека, которая делает его мудрее, счастливее. Маслоу утверждает, что достичь ее удовлетворения могут далеко не все люди. Если человек попал в дружелюбную среду, у него адекватная самооценка, он не боится выражаться и развиваться, то ему удастся самореализоваться.
Нужно отметить, что формы проявления этих потребностей у каждого человека проявляются по-разному. Одним достаточно, чтобы им говорили приятные слова, а другие ищут признания на сцене. Одни хотят добиться уважения всей страны, а другим достаточно рукопожатий и радости после защиты диссертации.
Если говорить о расширенной пирамиде с 7 уровнями, то она представляет следующую иерархию потребностей:
Наверху пирамиды находится идеальное ощущение человека – гармония с собой. Суть этой теории как раз и состоит в том, что при удовлетворении всех потребностей человек достигает идеального чувства.
Рисунок пирамиды Маслоу из 7 уровней
Применение пирамиды Маслоу в сферах жизни
Некоторые люди говорят: “Это, конечно, все круто, но зачем мне нужна эта пирамида?” Возможно, сейчас она вам и не нужна, но не спешите от нее отмахиваться. Мы с описанной схемой знакомимся с рождения малыша.
Если у вас уже был такой счастливый опыт, вспомните, с удовольствием ли ребенок 3 – 6 месяцев улыбается вам или общается, если реально голоден? Нет, конечно! Пока вы не покормите маленького “прожорку”, ни о каком милом малыше и речи не идет, вы видите перед собой возмущенного и кричащего человечка, которого еще попробуй не накорми!
То же самое относится к семейным отношениям. Если у вас с супругом(-ой) будут разные потребности, рано или поздно в таком браке начнутся проблемы. Например, вы любите активный отдых, она нет. Вы стремитесь посещать театры, культурные мероприятия, а он все свободное время играет в компьютерные игры и двух слов в предложении связать не может…
В семье взаимодействуют не только супруги. Вам же нужно еще и со своими подростками отношения выстраивать. Например, возьмем потребность в принадлежности у подростка. Стремясь ее удовлетворить, такие “детки” могут и об учебе забыть, о моральных ценностях, о поведении в рамках закона.
Ну что мы все о семье, да о семье (хотя это моя любимая тема!)? Рассмотрим теперь сферу работы человека. Если он бьется, бьется, а обеспечить себя при работе “сам на себя” не получается, то теряется спокойствие, сон неспокойный, тревога и все плохо. Почему? Потому что он не высыпается (минус 1-й уровень) и не чувствует себя обеспеченным на завтра (минус 2-й уровень). О каком развитии может идти речь?
Когда не получается таким образом заработать, найдите работу, пусть нелюбимую, но которая даст возможность несколько месяцев не думать: “Что же мне поесть завтра?”
Почему сейчас многие рекламы на билбордах, картинки в телевизоре пестрят полуобнаженными женщинами и медленным перетеканием, поеданием или жеванием продуктов питания? Да все просто. Маркетологи успешно пользуются пирамидой Маслоу, побуждая ваш интерес к товару через базовые физиологические потребности!
Критика
Многие психологи все-таки подвергают критике теорию о пирамиде потребностей. Они обосновывают это тем, что экономическая обстановка во времена создания теории оставляла желать лучшего, поэтому мнение о неудовлетворенности базовых потребностей было актуальным. Сейчас же человек пресыщен разными услугами, и у него нет необходимости страдать от нехватки чего-то, выживать уже не приходится.
Современные исследователи подтверждают, что сейчас у человека не такая последовательность потребностей, как в пирамиде. Совсем не обязательно получать сначала любовь, а потом ценность, и потом развитие. Сейчас мотивация немного преобразилась, есть другие мотиваторы, помогающие достигать успеха и изменяться. Подробнее об этом читайте в статье.
Преимущества и недостатки
Как я уже писала, многие признали тот факт, что Маслоу видел в своей теории только идеальных людей, которые стремятся к самоактуализации, которым свойственна именно иерархия удовлетворения потребностей.
Но австралийцем Джоном Бартоном была выдвинута идея о том, что для человека важны все потребности, независимо от того, в какой последовательности они находятся. И, кстати, абсолютно не для всех важно достигать самоактуализации. Это кратко о минусах.
Достоинством этой классификации потребностей является то, что Маслоу был первым, кто взялся говорить о ценностях человека, описал и сделал характеристику потребностей, мотивации личности.
Как применить пирамиду на себе?
Умелое использование пирамиды, например, в менеджменте или коллективе, поможет вам решить проблемы или вовсе не допустить их. Используя некоторые приемы подчеркивания достоинств человека, его талантов и важности в коллективе, вы сможете правильно мотивировать персонал на достижение успеха.
С теми же детьми можно намного эффективнее взаимодействовать, если учитывать их потребности и желания.
Для того чтобы подняться вверх по пирамиде, можно перечитать много книг и статей о мотивации, но лучше один раз пройти онлайн-курс или тренинг. Поверить в себя и достигнуть того, чего именно вы желаете в этой жизни, поможет обучение у человека, который прошел этот путь. Ни в коем случае нельзя слушать дилетантов, которые кричат на каждом углу: “Заплати мне – и разбогатеешь!”
Для меня такой человек – Павел Воля.
Его онлайн-курс “Улучшайзер экспресс” научит 3 главным вещам: инициативе, действию и эффективности.
Курс подходит и мужчинам, и женщинам начиная с 16 лет.
Как будет проходить обучение:
Если не халтурить и с ответственностью выполнять все уроки, то вас ждут приятные изменения: и на работе, и в личной жизни, и с родственниками, и с друзьями. Это приведет к большим деньгам, связям и успеху.
Стоимость – 15 000 руб. с доступом навсегда, но также есть возможность пройти курс за 3 000 руб.
Если в течение 2 недель вы решите, что курс вам не подошел, вам вернут деньги.
После записи на обучение с вами свяжется девушка из команды Павла и ответит на все ваши вопросы, касательно тренинга. Вы обговорите с ней условия оплаты.
Также в этой статье вы найдете обзоры всех курсов проекта “Сила Воли” от Павла и Ляйсан Утяшевой.
Заключение
Пирамида Маслоу не идеальная, но я уже очень много видела разных ее интерпретаций на узконаправленные темы. И это круто, что ее можно применять в разных сферах жизни. Когда вам важно выстраивать отношения, развиваться, вам очень помогут эти знания.
Очень хочется пожелать вам и себе эффективности во всех делах и начинаниях! Пусть у нас будут удовлетворены почти все потребности! Ведь достичь полной гармонии ооочень сложно… До новых встреч!
С Уважением, Людмила Редькина
Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».