Что натянуто на смычке скрипки
Смычок
Содержание
Для каждого струнного смычкового инструмента предусмотрен свой тип смычка, соответственно смычки бывают скрипичными, альтовыми, виолончельными и контрабасовыми. А для каждого размера инструмента соответствующий размер смычка, так, например, смычок для скрипки 3/4 для соответствующего инструмента.
Также существует так называемый барочный смычок, применяющийся для исполнения музыки в стиле Барокко. Его отличает форма головки, напоминающая стручок гороха. Традиционно в смычок вставляют конский волос белого цвета, но иногда можно встретить и смычки с чёрным волосом, который более грубый по структуре, что способствует большему его трению со струной, но менее ровному и гладкому звуку. Чёрный волос используется для контрабасовых и иногда виолончельных смычков, а также для дешевых скрипичных смычков, предназначенных для использования в музыкальных школах и дворцах культуры. [2]
Современная школа игры на смычковых инструментах предусматривает следующее положение руки на смычке: смычок держится правой рукой, при этом кисть находится над колодкой, большой палец придерживает колодку снизу, остальные пальцы лежат на трости сверху. В то же время, при игре на контрабасе сохраняется, наравне с вышеуказанным, и старый способ, при котором кисть руки находится под колодкой, а сама колодка удерживается хваткой большого, указательного и среднего пальцев.
Качество волоса и канифоли имеют огромное влияние на извлекаемый звук. Канифоль используется для натирки волоса смычка, чтобы повысить силу сцепления его со струной. Обычно это производится перед каждой игрой. Основные показатели качества волоса и канифоли заключаются в хорошей сцепляемости между ними и малой распыляемости последней при игре на инструменте.
Параметры смычка
К регулируемым параметрам относятся:
Скрипичный смычок
Имеет размеры: 1/16, 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4
Из чего сделан смычок для скрипки
Смычок, несмотря на его простой внешний вид, является отнюдь непростым приспособлением. При создании смычка важно учитывать множество нюансов, в частности: вес и его баланс, общая крепость конструкции, материал изготовления.
Каждый профессиональный скрипач скажет, что от смычка зависит чуть ли не половина успеха и он играет важнейшую роль в качестве звука, который получится создать при помощи скрипки. Даже качественная скрипка будет звучать совершенно иначе, если с ней использовать дешевый смычок низкого качества. Хороший смычок является настоящим партнёром музыканту. Если качество смычка будет низкое, то музыкант не сможет получить творческого удовлетворения, а главное – не сможет полностью реализовать весь свой потенциал.
Для того, чтобы разобраться с особенностями выбора смычка, важно изучить материалы, из которых его могут изготовить. В данной статье мы рассмотрим: из чего сделан смычок для скрипки и какому материалу лучше всего отдать своё предпочтение.
Материалы из которых изготавливают смычок
Для изготовления смычка применяется множество различных материалов: фернамбук, бразильское дерево, черное дерево, различные металлы, кожа, конский волос и другие. В некоторых случаях у именитых музыкантов можно встретить и вовсе уникальные смычки, в составе которых есть слоновая кость, черепаховый панцирь, а также драгоценные камни. Однако, мы не будет рассматривать эксклюзивные варианты, а определим лучший материал из тех, которые доступны каждому музыканту.
В большинстве случаев, основа смычка может быть изготовлена из 3 различных материалов:
Представляет собой плотную, прочную древесину. Фернамбук можно встретить только в Бразилии и далеко не каждое дерево способно стать будущим смычком, так как важно отобрать лучшие по качеству материалы. Смычки из данного материала изготавливают с конца 18 века. Он является классическим, но при этом его цена достаточно высока. Профессиональные скрипачи предпочитают именно данный материал, из которого изготавливают основу смычка. Он прочный, долговечный и помогает создать яркое звучание инструмента. Однако, так как в Бразилии на данный момент экологические проблемы, экспорт фернамбука ограничен. Из-за этого смычки из данного типа материала существенно поднялись в цене и многие музыканты, заботящиеся о природе, начали отдавать своё предпочтение карбоновым смычкам.
Цвет фернамбука может быть различным: от песочного до цвета горького околада.
Это название нескольких видов тропических лиственных пород, из которых изготавливают смычки для различных музыкальных инструментов, в том числе и для скрипок. Бразильское дерево имеет более легкий вес и меньшую прочность, нежели фернамбук. Стоит он дешевле, но при этом является достаточно хорошим материалом, который долго служит и позволяет без проблем обучаться игре на скрипке. Как правило, данные скрипки приобретаются новичками, а также для детей, которым требуется будет заменять смычок каждые несколько лет.
Современный вид смычков, который постепенно обретает популярность. Карбон является прочным и долговечным материалом, но это делает его стоимость достаточно высокой. Для того, чтобы сделать смычок из углеродного волокна более тяжелым, схожим по весу с классическим фернамбуком, производители добавляют в материал специализированные утяжеляющие примеси.
Большинство карбоновых смычков, представленных на рынке, выполнены по лекалам классических моделей европейских смычков. У них точно вымерен вес, размер, а также баланс, который крайне важен для комфортной игры на инструменте.
Где купить хорошие смычки для скрипки?
Наш магазин напрямую работает с крупными мировыми производителями, а потому мы предоставляем своим клиентам товар высокого качества без посреднических накруток. У нас вы также можете приобрести:
При желании, вы можете посетить один из наших стационарных магазинов, которые располагаются в Москве или Подмосковье. Если же у вас нет возможности посетить их лично или вы не желаете тратить на это своё время – заказывайте товары прямо на сайте с доставкой по Москве, Московской области и всей России. Мы бережно упакуем ваш товар и доставим любым удобным для вас способом.
В том случае, если у вас возникнут какие-либо вопросы – задавайте их нашим консультантам. Консультацию от профессиональных музыкантов вы можете получить как в стационарных магазинах, так и на сайте.
Приятных вам покупок и достижения успехов в музыкальной карьере!
Строение скрипки
Скрипка представляет собой деревянный полый смычковый инструмент с четырьмя струнами. Строение скрипки сложное, и помимо основных частей, корпуса и грифа, устройство скрипки включает множество деталей, без которых музыкант не мог бы извлекать звук.
Корпус скрипки
Корпус скрипки состоит из передней и задней частей (дек) и боковин, которые изготавливаются отдельно.
Для задней части скрипки, называемой нижней декой, используют цельный, либо склеенный кусок древесины, чаще всего из дерева клёна.
Верхняя дека изготавливается из резонансной ели – материала, который лучше всего проводит вибрации струн корпусу. Верхняя дека имеет два выреза в виде буквы f. Такие вырезы еще называют эфами, и они служат для дополнительного усиления акустических качеств корпуса. Кроме того, под верхней декой крепится специальная деревянная подставка, называемая пружиной. Она располагается под струной Соль, под ножкой подставки. Пружина усиливает конструкцию корпуса и улучшает его акустические качества.
Боковины скрипки, называемые обечайкой, изготавливают из клёна. Чем выше стенка обечайки, тем более объемным становится корпус, что, в свою очередь влияет на тембр инструмента. Чем больше объем корпуса, тем гуще тембр, и наоборот – чем меньше объем, тем более пронзительным будет звучание.
Внутри корпуса также встроена душка – распорка, связывающая верхнюю и нижнюю деку. Расположение душки индивидуально для каждого инструмента – место её положения очень сильно влияет на звучание скрипки, поэтому переставлять её может только мастер.
Кроме того, на корпусе имеются так называемые уголки – по ним музыкант ориентирует расположение смычка при игре.
Струны скрипки крепятся к подгрифку, или струнодержателю. Старинные инструменты имели деревянный струнодержатель, выполненный из твердого черного, либо красного дерева. Современные подгрифки выполняются из пластмасс и из легких металлов. Такие струнодержатели зачастую имеют дополнительный механизм подстройки, похожий на таковой у гитары. С одной стороны, подгрифок имеет отверстия для струн, а с другой – специальную петлю, при помощи которой он крепится к корпусу скрипки.
Пуговка на нижней части инструмента предназначена как раз для крепления подгрифка при помощи петли. Подгрифок фиксируется на ней с одной стороны, а с другой его удерживают натянутые струны.
Струны скрипки приподняты над грифом и корпусом при помощи не закрепленной подставки, выполненной из дерева. Место расположения подставки варьируется и влияет на звучание инструмента, изменяя длину колебания струн.
Гриф скрипки
Гриф скрипки изготавливается из цельного куска твердого дерева, например, палисандра. Гриф имеет накладку, шейку и закрученную головку, на которой установлен колковый механизм.
Накладка грифа выполнена из черного дерева, либо другого плотного дерева. Накладка не имеет ладов, поэтому ноты, извлекаемые скрипачом, требуют точного знания их расположения.
Между грифом и его головкой расположен порожек, который приподнимает и фиксирует струны над грифом.
Головка грифа состоит из колковой коробки и шейки, за которую музыкант держит инструмент.
Колки скрипки имеют интересную клиновидную форму. Они просто вставляются в колковую коробку и не имеют механизма с шестернями, как, например, колковый механизм гитары. Под натяжением струн, клиновидные колки надежно фиксируются на своих местах, но все еще позволяют регулировать строй.
Головка грифа оканчивается декоративным завитком – очень узнаваемой частью скрипки. В этом месте скрипичный мастер демонстрирует все свое умение работы с деревом. Некоторые мастера стилизуют завиток в виде головы льва, либо другой скульптуры.
Струны
Струны раньше делали из натуральных жил, сегодня же их обычно делают из высокоуглеродистой стали или синтетических материалов. Скрипка имеет 4 струны настроенные по квинтам. Первая струна настроена на Ми второй октавы. Вторая – Ля первой октавы, третья – Ре первой октавы, четвертая – Соль малой октавы.
Устройство деталей скрипки и аксессуары
Рассказывая про устройство скрипки, обязательно нужно упомянуть про аксессуары, без которых игра на скрипки будет не возможна. Мы перечислим основные.
Машинка – механическое устройство подстройки струн, встроенное в подгрифок современной скрипки. Машинка сильно облегчает точную подстройку строя и очень полюбилась многим музыкантам.
Сурдина – деревянная или резиновая заглушка, имеющая два или три зубца. Такая сурдинка-гребешок вставляется у основания струн, тем самым не давая им сильно резонировать. Таким образом, скрипка звучит гораздо тише, что очень полезно для новичков, которые не хотят раздражать своих домочадцев громкими звуками. Кроме того, сурдина используется в качестве изобразительного средства в скрипичных ансамблях и оркестрах.
Подбородник – площадка для подбородка музыканта. Имеет несколько положений, которые регулируются из соображений удобства.
Мостик – для более удобного расположения скрипки на ключице был придуман мостик. Это специальная металлическая, пластиковая, либо деревянная площадка, имеющая подушечку с одной стороны и место для крепления скрипки с другой. Машинки, как и скрипки, отличаются по размеру, однако существуют универсальные модели, имеющие раздвижное крепление.
Звукосниматель – для подключения скрипки к звукоусиливающему оборудованию существует специальный пьезозвукосниматель, который крепится внутри, либо снаружи скрипки. Этот звукосниматель считывает колебание струн и преобразует их в электрический сигнал.
Смычок – главный скрипичный аксессуар, именно с помощью него происходит звукоизвлечение. Смычки, как и скрипки, имеют размеры.
Устройство смычка для скрипки
Схема устройства смычка скрипки
Смычок представляет собою деревянную трость, один конец которой имеет головку, а другой – колодку, а между ними натянут конский волос.
Колодка имеет винт, с помощью которого регулируют натяжение волоса.
Волос может быть натуральным конским и искусственным. Его обязательно натирают канифолью перед каждой игрой. Качество волоса и канифоли определяет звучание скрипки. Так, черный конский волос имеет более грубую структуру и иногда применяется на дешевых смычках. Для скрипки более подходящим является белый волос, с его помощью можно извлечь более нежный звук скрипки.
Скрипичная азбука. Смычок
Черновик статьи для Азбуки.
Будет уточняться и дополняться
Со смычком интересная происходит история:
Если мы дальше пороемся в словарях, то обнаружим, что:
Дело в том, что когда-то смычок действительно выглядел как лук: он был дугообразным, и даже волос, словно тетиву, во время игры натягивали пальцами. Таким смычком играли на струнных инструментах, предшествовавших скрипке.
Царь Давид, играющий на старинном инструменте крут (с южнофранцузской миниатюры XI в.)
смычок к инструменту ребек (Германия, 1511)
Чем-то подобным и сейчас играют на народной греческой/турецкой скрипке, которая распространена на черноморском побережье Турции, примерно там же, где находится Панагия Сумела.
(! Тема на будущее. Тут нужно иметь в виду, что пришел смычок с Востока; мне кажется, что вокруг этой скрипки — черноморской кеманчи, или понтийской лиры (а также кеманчи, на которой играют на Кавказе) — вертится что-то интересное, и ведет дорожка, возможно, в Персию. К этому надо будет еще вернуться и прояснить. Ссылки: 1. черноморская кеманча, 2. кеменче).
Но вернемся к профессиональному классическому скрипичному смычку и к европейской музыке.
Современный смычок остается главным орудием скрипача, но это уже — орудие мирного времени. Разве что иногда в некоторых движениях скрипача-солиста (во взмахе смычком во время концертов /=соревнований/ для скрипки с оркестром, в блестящих хитроумных штрихах виртуозных пьес) проглядывает доблестное «воинское» прошлое.
** Кстати, считается, что человечество обратило внимание на звучание струн именно при натяжении тетивы лука, при отпускании стрелы, именно после этого стали появляться струнные инструменты.
*** Иллюстрации: 1) и 2) — из книги М.Сапонова «Менестрели» (М.,1996), 3) из Музыкальной энциклопедии
11 комментариев для “Скрипичная азбука. Смычок”
Здравствуйте, Анна. Спасибо Вам большое за ещё одну очень интересную статью, да и вообще за существование этого сайта!
Также у меня возникло желание и потребность обратиться к Вам за советом. Хотела с Вами проконсультироваться по поводу покупки нового смычка, так как у Вас есть и богатый опыт и Вы не консультант в магазине, который что-то захочет специально подсунуть, увидев что я мало разбираюсь в этом деле. Боюсь сразу идти в магазин, а с преподавателем моим об этом особо не поговоришь.
Моему смычку уже 2,5 года, покупала его недорого, дерево непонятно какое, может Бразильское. За это время от незнания я пользовалась не очень хорошей канифолью, да и не меняла волос совсем. Сейчас смычок неплохо цепляет струну только тогда, если его натереть огромным колличеством канифоли. Эффекта хватает минуты на 2-3, но разница с большИм колличеством канифоли и без неё очень заметна!
Я бы очень хотела на днях приобрести смычок, который бы служил мне ещё несколько лет для уже более серьёзных занятий.
Нашла на сайте украинского мастера полезную статью о выборе смычков, поняла что хороший смычок стоит очень немалых денег и его чувствительность и играбельность зависит от его класса. Вот терзают сомнения, не знаю за сколько можно было бы купить неплохой студенческий смычок и хватит ли мне бюджета, которым я располагаю (около 250 евро)или же лучше подсобирать побольше денег. Хотелось бы конечно поскорей решить ситуацию со смычком, так как старый уже совсем негодный, а менять волос в нём нецелесообразно и мастер не возьмётся.
Не знаю как самой разобраться, не хочется уже в который раз делать ошибки. Посоветуйте пожалуйста как лучше было бы поступить. Заранее Вам Спасибо!
Евгения, лучше бы проконсультироваться по этому поводу у мастера, и потом надо пробовать смычок вместе с вашим педагогом. Это не теория, а практика, ведь невозможно заочно узнать по интернету, как звучит тот или иной смычок и как он себя проявляет в деле. Кстати, этот Ваш комментарий тесно связан с предыдущим комментарием, поэтому я постаралась ответить вот здесь https://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/akustika/comment-page-1/#comment-32590 сразу на оба.
Кстати, интересно, что на профессиональных форумах теперь рассматривают, в том числе, и вовсе не деревянные, а… карбоновые смычки (если речь о недорогих). См. здесь
Спасибо большое за все Ваши ответы!
У меня возник ещё один интересный вопрос, думаю было бы полезно и интересно его тут тоже задать. Я заметила, что для меня слишком велик целый смычок и из-за этого я невольно увожу руку в сторону. Скрипачи называют это (заводить руку за спину). При этом я девушка довольно стандартной комплекции, рост около 167, а руки абсолютно пропорциональны к телу, они не выглядят короткими. При этом если не заводить руку «за спину», выпрямляя её до предела всё равно не дохожу к кончику смычка. Если же не тянуть руку изо всех сил, то остается сантиметров 8 до конца смычка.
Знаю что есть смычки размером 7/8. У меня возник вопрос, быть может мне стоит попробовать поиграть таким смычком и он мне подойдёт лучше? Вместе с этим появляется ещё один вопрос, почему смычок на 7/8 так непопулярен, есть же множество девушек моей комплекции, возможно и они испытывают такое неудобство? Интересно было бы услышать Ваше мнение, так как никогда, к сожалению, не имела дела с такими смычками.
Евгения, до самого конца смычок тянуть совсем не нужно, какое-то пространство действительно остается неиспользованным и это ОК.
Про 7/8, честно говоря, сказать ничего не могу — у меня такой же примерно рост, как у вас, и я (насколько помню — с позднего детства) играю целым смычком.
Выбор смычка для скрипки
Выбрать подходящий именно вам смычок – не так просто, как может показаться на первый взгляд. Порой над поиском правильного решения приходится изрядно помучиться даже опытному музыканту, уж не говоря о новичках, делающих свои первые шаги на музыкальном поприще. Поверьте, лучше отбросить в сторону ложную самонадеянность и испытать удовольствие расширения своих первоначальных знаний о смычке для скрипки. Как бы патетично это ни прозвучало, но многие знаменитые солисты тратят на поиск «своего смычка» время творческого пути длиною в жизнь! В итоге, в коллекции профессионального музыканта могут быть собраны десятки разных вариаций, и все же зачастую он не оставляет идею найти единственный в своем роде, универсальный смычок, в равной мере удобный для игры любых произведений, начиная с гениальной классики и заканчивая талантливыми творениями современности.
Сегодня мы сталкиваемся с огромным спектром различий по цене и качеству смычков. Стоит ли всерьез сравнивать дешевый китайский вариант и дело рук именитого мастера? К примеру, раритет XIX-го века, изготовленный Франсуа Туртом, на котором долгое время исполнял музыку знаменитый американец Иегуди Менухин, ушел с молотка на аукционе за 42 тыс. фунтов стерлингов. Цена лота впечатляет, не правда ли?
Важно выявить и в дальнейшем придерживаться самых основных правил по выбору смычка. Если вы подбираете ученический вариант для ребенка, начать следует с размера. Для взрослых музыкантов размер определен – 4/4. В редких случаях он может не подойти лишь из-за индивидуальных особенностей строения рук. Линейка стандартов современных смычков выглядит следующим образом: 1/32, 1/16, 1/10, 1/8, 1/4, 2/4, 3/4, 7/8 и 4/4.
Начните с консультации непосредственно с тем педагогом, который станет обучать вашего ребенка. Его мнение на данном этапе – превалирующее. Впрочем, существуют и общие критерии подбора смычка, которые вы можете проверить самостоятельно. Предполагается, что в позиции постановки смычка на струну у конца, локоть ученика окажется разогнутым, однако без видимого напряжения. Не разгибающаяся целиком правая рука свидетельствует о том, что смычок оказался короче, чем следует. Если же она заводится за спину, не совершая доведение смычка до конца – это слишком длинный вариант, который тоже не подойдет. Иными словами, результатом неверного выбора смычка станет одна из двух крайностей, способная впоследствии привести к укоренившимся ошибкам постановки рук и в целом пагубно отразиться на здоровье ребенка. Еще один важный момент – скрипач не должен испытывать неудобств от излишней тяжести смычка. Когда все эти условия будут соблюдены, настанет время перейти к вопросу качества. Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, так что рассудите сами: стоит ли ждать от самого дешевого изделия гарантий надежности и каких-то особых игровых качеств? Если свою задачу вы видите в выборе качественной вещи, а не «халтуры» – не бойтесь заплатить дороже.
Начинайте с внимательного визуального осмотра с целью выявления любых, самых незначительных на первый взгляд дефектов. Если мы имеем дело с дешевыми смычками, они наверняка будут покрыты непрозрачным лаком, способным скрыть под своим слоем имеющиеся трещины – а вот именно их нам и следует остерегаться больше всего, ведь в процессе игры смычок испытывает определенные нагрузки, несовместимые с наличием трещин, сосредотачивающих у своего контура опасное напряжение, рано или поздно приводящее к поломке.
Приобретая бывшее в употреблении изделие, нельзя исключить вероятность, что вам продадут смычок, над которым уже проводилась реставрация – например, склейка или врезка нового элемента трости. Обнаружение на смычке темных пятен в первую очередь должно навести вас на мысль, что прежним пользователем предпринимались попытки вмешательства в пружину смычка, сопровождавшиеся процедурой неравномерного прогревания. Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши опасения – попросите экспертной оценки у специалиста. Возможно, вам посоветуют отказаться от сомнительной сделки, особенно если цена объявлена недешевая.
Слава наилучшего материала для производства смычков закрепилась за деревом Pernambuco (фернамбук), произрастающим в бразильских тропиках. Особенно ценной считается древесина из северных районов страны. Набору ее качеств, напрямую связанных с изготовлением смычков, в настоящее время нет равных. В связи с этим важно уметь отличить настоящий фернамбук от прочих типов древесины. Это не всегда просто, поскольку у некоторых сортов отличительная «сеточка» выражена не столь ярко, и ее можно принять за похожую «сеточку» других древесных пород, не имеющих абсолютно никакого родства с фернамбуком. Совет прежний: не хотите ошибиться – обратитесь за помощью к специалисту.
Достаточно популярными, но все же уступающими по уровню качества, являются смычки, изготовленные из бразильского дерева (Brazilwood). Они обладают вполне приемлемыми свойствами упругости и плотности. Что касается дешевых изделий – в ход идут самые разнообразные породы: каучуковое дерево, бакаут, эвкалипт и др.
Процессу выпиливания заготовок для производства смычков всегда сопутствует безотлагательная проверка на качество. Каждая полученная заготовка обязательно осматривается на предмет расположения слоев в дереве и испытывается на упругость. Как и во всем – здесь важна «золотая середина». Излишняя упругость заготовки приведет к «дубовости» будущего смычка, а чрезмерная чувствительность – к рыхлости и слабости. Отклонение волокон от продольной оси трости впоследствии может привести к искривлению. Все это – очень распространенные недостатки и недоработки дешевых изделий. Фернамбуковой заготовке надлежит быть исключительно радиального распила. Производство смычков для скрипки представляет собой совокупность довольно сложных операций, требующих квалифицированного ручного труда.
При натяжении волоса качественный смычок должен полностью выпрямляться, не оставляя прогнутостей. Является фактом и то, что старинные смычки (даже у великих мастеров) порой отличались обратной выгнутостью.
Обеспечив натяжку волоса для игрового состояния, удерживайте смычок (его конец при этом «глядит» вверх) указательным и большим пальцами за колодку и трость. Подвергните трость легкому удару безымянным пальцем – и та в ответ завибрирует в темпе рикошета или сотийе. Медленная вибрация будет несколько предпочтительнее по сравнению с излишне быстрой и мелкой. Если вы вовсе не добились вибрации – ваше приспособление не даст звучания и штрихов.
Расположите смычок на струне и, стараясь не вызвать звучания, тихонько покачайте тростью в обе стороны. Ей полагается гнуться не обнаруживая видимых провалов и скачков.
Еще один важный момент: чем больше волоса и чем он длиннее – тем слабее трость. То же самое верно и в обратной ситуации. Поэтому не следует вставлять слишком много волоса. В подтверждение этого тезиса достаточно вспомнить, что множество старых французских смычков изготовлялось именно под малое количество волоса, однако качество таких раритетов способно говорить само за себя. И имейте в виду: смычки требуют должного ухода. Пролежав сутки с натянутым волосом, изделие начнет деформироваться.
Правильный подбор смычка украсит ваш творческий процесс и подарит гамму положительных эмоций вашим слушателям!