Что натягивают на барабан
Кожа на барабаны. Earthtone (статья вторая)
Даже если вы прилетели с Марса и не имеете представления о том, что такое барабанный пластик — эта статья вам поможет. При изготовлении современного пластика используются всего то семь компонентов.
Как в меню любой забегаловки, каждый пластик отличается от другого. Но раз вы читаете статью для барабанщиков и про барабаны — вы должно быть сталкивались с разными пластиками разных фирм. И вы наверное знаете особенности каждой из семи
составляющих. Современное же положение на рынке музыкальных инструментов может повергнуть в растерянность любого музыканта. Разница между пластиками может быть практически незаметна, но существенна.
Производители получают сырье разными способами и от разных поставщиков, применяют свои собственные дизайнерские решения, и комбинации этих самых ключевых семи элементов могут быть самыми разнообразными. Но независимо от всего этого пластик всегда остается пластиком. И только вы можете принимать для себя решение, какой вам нравится больше, а какой меньше.
Процесс изготовления
Вот эти ключевые семь составляющих: необычная полиэстеровая пленка, похожая на пластик (хотя иногда вместо нее могут использовать кевларовое волокно), обод, хомут, краска, покрытие, и то что я называю «горшком с булочками». К этому основному списку можно добавить клей, смолы, оборудование для изготовления. Применяя или не применяя элементы из основного списка мы получаем разные результаты.
Проблема решена
В 1950х годах производители сражались за то что бы выпустить один лучший пластик.
Они хотели уйти от телячьей кожи, которую использовали вместо пластиков и давала отличный звук, но требовала особого обращения и содержания. В отличии от телячьей кожи пластик
не портился от влаги. Он долговечен и водоупорен. Именно поэтому некоторые пластики называли «Повелитель погоды». Но кое чего все равно не хватало.
Обода и хомутки
Чик Эванс и Ремо Белли, конкуренты в «пластиковой гонке» столкнулись с одинаковой проблемой: как закрепить полиэстеровую пленку на барабане. Им нужно было что то типа системы крепления ободами, которая использовалась для кожаного покрытия. Использовавшиеся
ранее обода для крепления кожи были деревянными или металлическими и были немного больше чем сам барабан.
Кожа должна была быть вымочена в холодной воде и затем натянута на обод. Затем этот обод клался на барабан и закреплялся еще одним. После того как кожа высыхала, ее можно было натягивать специальными креплениями, которые потом эволюционировали в лаги. Самой большой проблемой было правильно расположить хомутки, которые крепились перпендикулярно корпусу барабана. Когда кожа высыхала, она принимала форму барабана, а эти хомутки должны были служить для отстройки звука путем увеличения или уменьшения натяжения.
Сейчас же все пластики натягиваются на обод, который делают из метала или пластмассы. Применяется масса методов, что бы закрепить полиэстеровую пленку на барабане. Обычно обода смазывают клеем или смолой, и приклеивают пленку. Однако все зависит от производителя. Теперь нам не нужно самим приклеивать пластик на обод и мучиться
со смолой. Теперь с ней мучаются производители.
Некоторые эксперементриуют и вгибают полиэстеровую пленку внутрь обода. Но в любом случае на пластике всегда должен быть обод — достал из коробки и уже можно играть.
Пленки
Полиэстеровая пленка занимает первое место в производстве пластиков, обгоняя даже кевларовое волокно, которое используется в основном для маршевых барабанов. Милар (Mylar) — знаменитая фирма по производству полиэстеровых пленок, но не все пленки делают они.
Это потому что на мировом рынке есть еще несколько знаменитых компаний ( которые вы все равно вряд ли знаете), занимающихся производством полиэстеровых пленок. Все пленки дают разный звук, и некоторые барабанщики отдают свое предпочтение тому или иному бренду.
Многие компании по производству пластиков вообще не разглашают, какие пленки используют на производстве и вообще трясутся над своими «рецептами» как над зеницей ока. Некоторые вообще используют несколько абсолютно разных пленок для разных линеек пластиков.
Фирма Aquarian добродушно нам заявила, что они используют две — три пленки; Remo ограничились туманным «несколько»; Evans вообще используют что то около десяти. Некоторые из этих пленок различаются как черное и белое, другие могут звучать похоже или не очень, и при этом выглядеть одинаково. Толщина пленки так же важна, как и тип. Некоторые компании вообще предлагают несколько весовых решений однослойных пленок.
Покрытие
Штукатуркоподобное покрытие на пластиках имитирует не ровную поверхность телячьей кожи, что позволяет барабанщикам играть щеточками. Звучание барабана очень сильно зависит от покрытия пластика. Вот такая белая «штукатурка» делает звук мягким и теплым, приглушая лишние вибрации. Так что даже если вы не играете щеточками, но хотите добиться мягкого звука — вам нужен пластик с таким покрытием.
Есть очень много видов покрытий. Кроме уже упомянутой белой «штукатурки» (которая кстати говоря отличается у всех производителей), есть убер — тонкие покрытия, покрытия с разной степенью неровности, многослойные и/или пластики без покрытия, хотя большинство покупателей думают что чем то они все таки покрыты.
Барабанщики, играющие со слабой подачей, однако, найдут подобные пластики очень интересные в смысле экспериментов с громкостью. Они могут быть отстроены под современный джаз, поп, классику, рок или фанк. Эти пластики так же популярны в звукозаписывающих студиях. Основной минус — они быстры рвутся. Вот почему большинство громких барабанщиков используют двухслойные пластики.
Удвоение
Пластик с белыми покрытием обычно больше ничем не покрываются. Так же можно купить черный или белый пластик без покрытия. С годами начали выпускать еще синие и красные.
И давайте не будем спорить по поводу наиболее популярного и подходящего цвета пластика для малого барабана. Цвет является залогом уникальности пластика. Например, Remo предлагают покупателям пластики с белым покрытием а ля «штукатурка» и просто белые пластики, и для всех из них используются разные пленки.
Но пластики Black Suede делаются из той же пленки что и
Ambassador, только в первых нет белого покрытия, черный цвет подчеркивает структуру пластика.
Пластики Renaissance делаются из разных пленок и с разным покрытием. Как ни странно, и пожалуйста не удивляйтесь, но эксперименты с цветом могут привести к новому звучанию!
Компания Evans утверждает что некоторые цвета используются только в дизайнерских целях, но есть еще и «звуковые цвета». Например черная пленка, из — за особенностей красителя, звучит чуть-чуть звонче чем другие.
Точки
Сегодня это практически обязательный элемент на пластике любого производителя.
Такой круг можно прилепить с наружной или внутренней стороны пластика. Некоторые производители, например Evans, делают на этих кружках узоры, что еще сильнее влияет на звук.Плюс такого изобретения в том, что они фокусируют звук и берегут пластик.
«Пышечки»
В 1960х годах телячья кожа уступила свое место пластикам. Джазовые барабанщики
настраивали их высоко что бы добиться резкого и нового звучания современного джаза. Но рок и поп исполнители избрали другой путь, настраивая свои барабаны низко. В студии микрофоны ставились поближе к барабанам. Использование отдельного микрофона для каждого барабана было новаторством. Но микрофоны улавливают частоты, отличающиеся от тех которые улавливает человек, и скоро барабанщики начали использовать заглушки, что бы избавиться от нежелательных верхов.
Некоторые клали на пластик свой бумажник или приклеивали салфетку,
что бы добиться желаемого звучания. Однако звук получался мертвым, перенасыщенный средними частотами. Все высокие частоты были срезаны. Микрофоны, которые располагались где то на расстоянии пальца от барабанов, очень хорошо воспринимали такое звучание. И
очень скоро компании начали выпускать заглушки, а потом и «пончики» различных дизайнов для разных пластиков. Некоторые делают их из полиэстеровой пленки. А Aquarian’s SuperKick
изготовлен вообще из фетра.
А еще один тип «пончика» — идущий в комплекте с пластиком Remo Pinstripe — практически незаметен. Remo Pinstripe — двухслойный пластик, где два слоя соединены
по периметру. Из — за этого приглушаются вибрации и меняется звук. И заглушка тоже идет по периметру пластика.
«Пончик» и…
Есть много интересных взаимосвязанных настроек. Как насчет однослойного пластика с заглушкой? Нет проблем. Например Evans EC1, Remo Powerstroke3 и Aquarian’s Studio — X. Studio — X можно приобрести в чистом варианте и с покрытием, с или без подклейки в центре.
Компании до сих пор пытаются изготовить идеальную заглушку, лишенную минусов. Но сейчас есть много разнообразных «пончиков» — срезающие верха, приглушающие звук, насыщающие звук, уменьшающие резкость удара.
«Дырки в пончиках»
Маленькие отверстия по краю пластика малого барабана или бас — бочки могут сделать звук чисто теоретически суше. Такие пластики есть у Evans и у DW. Скромная дырочка диаметром в 4? может в корне изменить звучание бас — бочки, ну а большая дырка в пластике позволяет легко засунуть внутрь подушку!
Что бы заказать
Теперь вы можете выбирать то, что вам нужно. Как насчет тонкого пластика с заглушкой и круглой подклейкой в центре? Пожалуйста. А что насчет двухслойного пластика с покрытием
и подклейкой с внутренней стороны? Не проблема. Двухслойный пластик с подклейкой и агрессивным животным звучанием? Да, да и еще тысячу раз да! Разнообразие моделей устрашает. И зная основы вы можете выбрать и заказать именно то что вам нужно. Приятного аппетита!
Барабан
Барабан – один из самых популярных и одновременно самых древних музыкальных инструментов. Простота использования, удобная форма, богатство звуков – все это помогает ему оставаться востребованным последние несколько тысяч лет.
Что такое барабан
Барабан относится к группе ударных музыкальных инструментов. Среди множества разновидностей наиболее известен мембранный барабан, имеющий плотный металлический или деревянный корпус, обтянутый сверху мембраной (кожаной, пластиковой).
Звукоизвлечение происходит после удара по мембране специальными палочками. Некоторые музыканты предпочитают удары руками. Для богатой палитры звуков несколько моделей разного размера, тональности собирают вместе – так образуется барабанная установка.
На сегодняшний день существуют самые разнообразные модели, отличающиеся формой, размерами, звучанием. Известны конструкции, имеющие форму песочных часов, а также барабаны-гиганты, размерами около 2 метров в диаметре.
Инструмент не имеет определенной высоты, его звуки записывают единой линией, отмечая ритм. Барабанная дробь отлично подчеркивает ритм музыкального произведения. Малые модели издают звуки сухие, отчетливые, звучание больших барабанов напоминает раскаты грома.
Строение барабана
Устройство инструмента нехитрое, он состоит из следующих элементов:
История
Кем и когда были изобретены древние барабаны, остается загадкой. Старейший экземпляр датируется VI веком до нашей эры. Интересный факт – инструмент был распространен по всему миру. Каждая народность имела свой барабан, слегка отличающийся размерами или внешним видом. Среди активных почитателей инструмента – народы Южной Америки, Африки, Индии. В Европу мода на барабанную игру пришла гораздо позже – примерно в XVI веке.
Первоначально громкие барабанные звуки использовались для подачи сигнала. Затем их начали применять там, где требовалось четкое соблюдение ритма: на суднах с гребцами, в ритуальных танцах, обрядах, военных действиях. Японцы использовали барабанный рокот, чтобы навести панику на противника. Японский солдат держал инструмент за спиной, в то время, как по нему яростно колотили два других сослуживца.
Европейцы открыли инструмент благодаря туркам. Первоначально его использовали в армии: существовали специально разработанные комбинации сигналов, означающие наступление, отступление, начало построения.
Одна из древних моделей инструмента
Русские воины начали использовать барабаноподобные конструкции в период правления Ивана Грозного. Взятие Казани сопровождалось звуками накров – медных больших котлов, обтянутых сверху кожей. Правитель Борис Годунов, предпочитавший иностранных наемников, перенял у них обычай воевать с барабанами, походившими на современные модели. При Петре Великом любое воинское подразделение включало сотню барабанщиков. В начале ХХ века инструмент исчез из армии. Его триумфальное возвращение произошло с приходом к власти коммунистов: барабан стал символом пионерского движения.
Сегодня большой, малый барабаны являются частью симфонического оркестра. Инструмент исполняет аккомпанирующие, солирующие партии. Он незаменим на эстраде: активно используется музыкантами, выступающими в стиле рок, джаз, без него не обходится выступление военных ансамблей.
Новинка последних лет – электронные модели. Музыкант с помощью них виртуозно совмещает акустические и электронные звуки.
Виды барабанов
Виды барабанов разделяют по следующим классифицирующим признакам:
По стране происхождения
Инструмент встречается на всех континентах, слегка отличаясь внешним видом, габаритами, методами игры:
По типам
Типы барабанов, составляющие основу современных оркестров:
По форме
По форме корпусов барабаны бывают:
Изготовление
Каждая деталь барабана требует внимания, поэтому некоторые умельцы занимаются ручным изготовлением инструмента. Но профессиональные музыканты предпочитают модели промышленного производства.
Материалы, используемые для изготовления корпуса:
От выбранного материала напрямую зависит звучание будущей модели.
Когда корпус готов, принимаются за изготовление металлической фурнитуры: обруча, крепящего мембрану, болтов, замков, креплений. Характеристики инструмента значительно ухудшаются, если он снабжен большим количеством отверстий, дополнительных деталей. Признанные производители предлагают особую систему креплений, позволяющих сохранить целостность корпуса.
Настройка барабанов
Настройки требует любая разновидность инструмента: имеющая определенную высоту звучания (литавры, рототом) и не имеющая ее (том-том, малый, большой).
Настраивание происходит путем натяжки или ослабления мембраны. Для этого на корпусе имеются специальные болты. Слишком сильное натяжение делает звук слишком громким, слабое – лишает его выразительности. Важно найти «золотую середину».
Малый барабан, оснащенный струнами, требует отдельно настройки нижней мембраны.
Использование
Инструмент хорош как в составе ансамбля, так и в исполнении солирующих партий. Музыкант самостоятельно выбирает, использовать при игре палочки или ударять по мембране руками. Игра руками считается верхом профессионализма, доступна не каждому исполнителю.
В оркестрах барабану отводят важную роль: он считается начальной точкой, задает ритм мелодии. Он прекрасно сочетается с другими музыкальными инструментами, дополняет их. Без него немыслимы выступления военных оркестров, рок-музыкантов, этот инструмент обязательно присутствует на парадах, молодежных слетах, торжественных мероприятиях.
Кожа на барабаны. Earthtone (статья первая)
Фрагмент специально подготовленной кожи в сочетании с деревянной основой дают настолько идеальный звук, какой только может быть у барабана. Ничто даже близко не похоже на кожу, которая так четко отбивает палочку назад после удара.
Это духовный опыт, которого, к сожалению, не испытывало целое поколение барабанщиков. Но сейчас фирма Earthtone начала производить покрытия для барабанов, и теперь вы можете почувствовать всю прелесть кожаного покрытия, при этом не ломая себе голову «а где бы его достать?». Earthtone сделали один громадный шаг назад, и в контексте материалов, и в контексте звучания.
Предистория
В течении более чем ста лет барабанщики, которые хотели использовать натуральные покрытия для барабанов сходились в одном мнении: кожа натянутая на деревянный или металлический обод — самое оптимальное решение. Чтобы производить такие покрытия, звериная шкура (в основном коровья, свиная или козья, которая вымачивалась в дубильном растворе) чистилась и разравнивалась.
После этого из кожи вырезался кусок круглой формы и натягивался на обод. Этот процесс является чуть ли не искусством. Края такого кожаного покрытия должны были быть завернуты и закреплены под ободом. Хоть это был скучный и нудный процесс, он давал свои результаты. Я видел покрытия восьмидесятилетней давности, на которых до сих пор можно играть.
Единственный недостаток в том что кожаные покрытия нужно очень долго подготавливать для того, что бы на них можно было играть. Сначала кожа должна быть вымочена и закреплена на самом барабане, что бы образовался круг. Затем кожу можно натягивать, пока она еще чуть-чуть влажная. Настраивать ее нельзя до полного высыхания. Из — за этого замена покрытий на установке превращалась в сплошную пытку. Теперь вы понимаете почему все барабанщики тут же переключились на пластики, как только Чик Эванс ввел из в эксплуатацию в 50х годах.
Но всегда у кожаных покрытий оставались свои поклонники. Но большинство предпочло удобство в использовании мистическому и натуральному звуку.
Почувствуйте разницу
Компания Earthtone производит покрытия для барабанов из кожи южноамериканского козла, закрепленные на стальных ободах. Эта компания избавилась практически от всех неудобств, связанных с использованием кожаных покрытий. Перед установкой его не нужно вымачивать, они закреплены на металлические обода, так что легки в установке. В общем, даже идиот сможет справиться с этим покрытием.
Прибавьте к этому еще и цену (всего то в два раза дороже чем обычный пластик), и получите замечательную возможность поиграть на барабане с кожаным покрытием.
Первые впечатления
Для обзора я получил 5 покрытий из козьей шкуры: 22? на бас — бочку, 12?, 13? и 16? на томы и 14? на малый барабан. Earthtone попросили что бы снизу я оставил обычные пластики.
Все эти кожаные покрытия средней плотности, закреплены на алюминиевых ободах, и на лицевой стороне отпечатан логотип компании. Как и любой натуральный продукт, каждый из пластиков не похож друг на друга. Более всего это заметно с внутренней стороны, где текстура кожи различается очень сильно. Но все это не существенно. Я взял микрометр и измерил каждое покрытие, что бы определить, насколько точно оно вырезано. Каждое из них вырезано не идеально, но тем не менее это ни на что не влияет.
В коробках не было никакой инструкции, как закрепить эти обода с кожей. Это показалось мне странным, учитывая то как тяжело иметь дело с кожаными покрытиями. Но как ни странно я справился с ними легко и без инструкции. Единственное отличие от обычного пластика в том, что из—за того что кожа завернута за обод и закреплена там, вся эта конструкция очень туго налазит на деревянный остов.
Маленькие трудности у меня возникли с 16? покрытием на напольный том, из — за еще более узкого обода. Он просто не достает до пазов, в которые должны быть вкручены закрепляющие болты. Это меня не особо обрадовало, потому что я люблю низкое звучание у напольного тома, а в таких условиях его очень тяжело отстроить. Я мог бы чуть чуть намочить кожу, но это было бы уже не правильно, потому что покрытия «готовы к установке сразу».
Наконец то я справился с напольным тоном, добился желаемого звука. Это была не большая проблема, но тем не менее все равно неприятная.
И вот теперь когда все кожаные покрытия установлены и настроены, я могу с уверенностью сказать, что звук замечательный! Бас — бочка дает низкое и теплое звучание с
минимумом обертонов. Я привык играть на однослойном пластике с подклейкой по центру, но природный баланс кожи избавил меня от такой необходимости. Я смог натянуть кожу чуть сильнее чем пластик и получил отличные низкие тона. А такое натяжение позволило легче играть быстрые дроби не зажевывая звук.
Не менее позитивные отзывы я могу дать о 12? и 16? покрытиях. Оба обеспечивают полноценное, теплое звучание которые для меня было просто божественным. Сфальшивил только мой любимый 13? том. Я не смог его настроить так же хорошо как остальные два. Учитывая то, что остальные барабаны я настроил хорошо, я пришел к выводу что это дефект покрытия. Я снял обод и после детального обследования нашел область на покрытии, где кожа тоньше.
И звук был странный — как у маршевого барабана. Ребятам из Earthtone нужно лучше контролировать качество выпускаемой продукции.
Из — за того что у меня не было другого 13? пластика, я просо снял этот том и играл без него. Томы и бас — бочка слились в симфонию первобытного звука. Это именно то, как Бог хотел что бы звучали барабаны.
А 14? покрытие получило настоящее испытание. Т.к. я большой ценитель малых барабанов, я опробовал его на 1923 Ludwig Deluxe, на моем любимом деревянном Craviotto 14? x 4? и на заурядном Ludwig super — sensitive. Покрытие отлично себя показало на всех трех барабанах.
Не было никаких обертонов или же непонятно откуда взявшихся высоких нот, которые иногда проскакивают на обычном пластике, и я бы не рекомендовал играть с таким
покрытием рим — шоты, если конечно вы не любитель постоянно менять дорогие пластики. Но звук был первоклассным на всех трех барабанах! Единственный минус — перепад тональностей, вызванный практически незаметными перепадами толщины кожи. Когда я играл дробь с двух противоположных сторон покрытия — казалось что я играю по двум разным барабанам. Но даже это можно назвать плюсом, потому что с хорошей настройкой все равно можно извлекать оригинальный и ни на что не похожий звук.
Детка, на улице холодно
Установка находилась в помещении со стабильной температурой, пока не нагрянули холода. Ртуть в термометре упала с 70 на 24 градуса за один день. Включилась система отопления, и воздух в комнате стал теплым и сухим, вместо летнего теплого и влажноватого. И тональность всех покрытий поползла вверх. Нельзя было никак настроить их обратно, кроме как ослабить натяжение, что привело бы к полному расстройству покрытий. Но тем не менее барабаны все равно звучали музыкально, хоть и по другому. Но теперь понятно, что не смотря на все удобства и нововведения, кожаные покрытия остаются очень капризными.
Вам придется найти для них безопасное место, но это терпимая цена за такое звучание.
И вот…
Низкая стоимость, нововведения в производстве и теплое природное звучание делают эти покрытия достойной альтернативой пластикам в легкой и не агрессивной музыке.
Особенности
Модель: Earthtone Drumheads
Материал: Козья кожа
Размеры и цены: 8? ($24.99), 10? ($29.99), 11? ($32.99), 12? ($34.99), 13? ($36.99), 14? ($38.99), 16? ($45.99), 18? ($59.99), 20? ($65.99), 22? ($69.99)
Барабан
Бараба́н (вероятно, слово тюркского происхождения [1] [2] ) — семейство ударных музыкальных инструментов. Распространён у большинства народов, используется в составе многих музыкальных ансамблей.
Барабаны других конструкций — стальной барабан, щелевой барабан — не имеют мембран и относятся к идиофонам.
Содержание
История
В России
Типы барабанов
В современный оркестр могут входить следующие барабаны [19] :
Большой барабан (турецкий барабан) — двухсторонний, реже односторонний. На нём играют массивной колотушкой с мягким наконечником; звук его — сильный, глухой и низкий. Кроме колотушки, иногда используют палочки, метёлочки и др. Главное назначение большого барабана — одиночные удары (от pianissimo до подобного громовым разрядам fortissimo). Европейскими композиторами большой барабан сначала применялся в военном оркестре; с начала XVIII века — в оперном. Предшественник большого — турецкий барабан, применявшийся в «янычарской музыке». Большой барабан зачастую используется для её имитации. Бас-барабан имеет размер немного меньший, чем большой (концертный) барабан — 20—22″ (50—56 см). Входит в ударную установку, на нём играют ногами с помощью педали.
Малый барабан — с двумя мембранами, натянутыми на низкий цилиндр. Вдоль нижней мембраны натянуты струны (от 10 до 34 в зависимости от применения), которые придают звуку сухой рокочущий, раскатисто-дребезжащий оттенок. При отключении струн специальным рычажком этот характерный треск исчезает. Игра основана на рудиментах: дробь, быстрое тремоло. Играют на нём двумя деревянными палочками с утолщениями на концах. Применяются также удары по ободу (римшот), другие приёмы (напр., бласт-бит, gravity roll, характерные для экстремальных стилей музыки, или вращение палочек (англ.) русск. в маршевых оркестрах). Используют набор малых барабанов различных размеров, при игре — ставят на подставки, в маршевом оркестре — носят на ремне или специальной раме на уровне пояса. В оперный и симфонический оркестр малый барабан введён в XIX веке; часто используется в военных сценах. Сегодня — ведущий инструмент ритмической группы джаза.
Том-том (не путать с там-тамом (гонгом)) — цилиндрический барабан без струн. Он происходит от коренных американских или азиатских народов, использовался аборигенами для военных, религиозных целей. Изготавливался из полых стволов деревьев и шкуры животных. С начала XX века том-том входит в ударную установку (от 2 до 4 и более штук).
Литавры — система (от двух до семи и более) медных котлов, на которые натянута мембрана. Имеют определённую высоту звучания, регулируемую во время игры. Они стали известны в XV веке, в состав оркестра вошли позже. Кроме оркестра, предшественники литавр — накры использовались в кавалерии, для управления строем.
Барабаны различных стран
Барабаны известны во всех странах и во все времена. Народные барабаны просты в изготовлении и не требуют особых навыков для игры, поэтому существуют сотни их разновидностей. Фольклорная музыка в высшей степени мелодична и ритмична, барабаны — неотъемлемая её часть. [20]
В Китае барабаны, вероятно, произошли от туркестанских и тибетских инструментов. Среди них — баньгу, пайгу и другие. [27]
К барабанам, используемым в музыке Индии, относятся табла и мриданга [21]
Классификация по форме барабана
Кроме того, барабаны можно классифицировать по форме [31] [32] :