Что наследует человек и животное

§ 1. Загадка человека

Что такое наследственность

Как ты думаешь: правильно ли высказывание «Человек рождается как «чистый лист»? Сверь свои ответы с текстом.

На кого ты похож? Почему один человек похож на отца, а другой — на бабушку? Почему о родственниках говорят «похожи как две капли воды»? А чем похожи все люди на Земле?

На все эти вопросы можно ответить, если знать, что любое живое существо наследует, т. е. получает от своих родителей (предков), определённые биологические признаки (свойства).

Инстинкты животных часто бывают очень сложными. Пчёлы, например, с помощью движений передают своим собратьям различные сигналы: об опасности, удачной охоте за нектаром и т. п.

В науке хорошо известен такой пример: незадолго до того, как цыплята должны вылупиться из яйца, они издают хорошо слышимый писк. Воспроизводя звуки коршуна, можно добиться затихания этого писка, и, наоборот, писк усиливается при кудахтанье курицы. Но ведь очевидно, что ещё не родившиеся цыплята не имеют опыта знакомства ни с курицей, ни с коршуном. Значит, в их наследственном аппарате уже заложен механизм реагирования на опасные и неопасные звуки.

Наследственность — биологическая сущность всех людей

Биологическая сущность человека также отражается в инстинктах. Желание пить, есть, спать, возможность передвигаться, выполнять различные движения и многие другие биологические свойства организма наследуются человеком. Из поколения в поколение передаётся способность человека воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить. От родителей человек при рождении получает и особенности своих эмоций: один — спокойный и рассудительный, другой — активный и эмоциональный.

Всё это доказывает, что человек — биологическое существо. Именно это позволяет высказать суждение «человек — часть природы», т. е. он живёт по определённым законам природы, которые передаются по наследству от родителей детям.

Есть такое мнение, что ребёнок рождается как «чистый лист», на который постепенно записывается различная информация. Это мнение ошибочно. Человек наследует от своих родителей многие черты и свойства. Это особенности внешнего вида, например цвет глаз, овал лица, кудрявые или прямые волосы, особенности строения отдельных органов.

Наследуемые людьми биологические признаки отличают их от представителей всех других живых организмов: особенности строения коры головного мозга, способность к прямохождению, абстрактному мышлению, творчеству и др.

Всему остальному человек должен научиться: как познавать мир, как относиться к другим людям и к себе; узнать, что такое хорошо и что такое плохо и многое другое. Поэтому и говорят, что человек, родившись среди себе подобных, должен ещё научиться быть человеком.

Можно ли влиять на наследственность

Если многие признаки человека передаются по наследству, означает ли это, что нельзя изменить их влияние? Рассмотрим один пример. Учёные доказали, что у многих преступников есть в наследственном аппарате лишняя хромосома — это та часть ядра клетки организма, в которой заключена наследственная информация. Поэтому такие люди больше склонны к преступному поведению. Вместе с тем и у других наблюдается такая же хромосома, но они вполне порядочные граждане. Есть также и преступники, у которых нет такой хромосомы. О чём это говорит? Многое зависит не только от наследственности, но и от условий жизни человека, его воспитания, культуры, образования, нравственных ценностей.

Вот один пример. Недалеко от Москвы, в городе Сергиев Посад, существует школа для слепоглухонемых детей. Очень трудно представить, как может не только жить, но и работать, учиться, рисовать, сочинять стихи человек, который не слышит, не видит и не говорит. Но есть в России группа учёных, которые учат таких детей жить нормальной, полной, творческой жизнью. Разработана специальная методика, когда для познания окружающего мира используется осязание — у этих детей оно хорошо развито.

Источник

Проверим себя

1. Чем человек отличается от животных?

Что наследует человек и животное

2. Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?

Что наследует человек и животное

3. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.

Что наследует человек и животное

4. Можно ли влиять на наследственность?

Гены не изменить, только с помощью влияния сильных излучений, но многое зависит не только от наследственности, но и от условий жизни человека, его воспитания, культуры, образования, нравственных ценностей.

В классе и дома

1. Объединитесь (по желанию) в группы. Каждая группа выбирает текст, обсуждает его и готовит коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение существа влияют инстинкты?». Значение слова «инстинкт» найдите в справочной литературе.

Тексты для обсуждения.

Что наследует человек и животное

Что наследует человек и животное

Что наследует человек и животное

2. Прочитай отрывок из книги Р. Киплинга «Маугли».

Что наследует человек и животное

Правда в том что Маугли окруженный животными перенял их повадки и следовательно вел себя как они. Вымысел: Маугли принимает осознанные решения, но на это способна только личность, формировавшаяся в человеческом обществе.

3. Герои известного фильма «Приключения электроника» мальчик Сережа Сыроежкин и робот электроник внешне были абсолютно одинаковыми. Что нужно знать про героев, чтобы определить, кто из них кто?

Электроник не умел выражать свои эмоции, смеяться, плакать. Эмоции присущи только людям.

4. Подготовь проект по теме «Кто на кого похож». Подбери фотографии внешне похожих людей и оформи выставку.

Источник

Что же человек наследует?

По наследству от родителей к детям передаются :

анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

физические особенности : внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

физиологические особенности : обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

особенности нервной системы : строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

аномалии в развитии организма : дальтонизм (цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;

предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилия (болезнь крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных при жизни условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т. д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его утробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Различают задатки двух видов:

общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);

индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. Отсутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной ) деятельности.

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Они не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем эти ученые признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательные предрасположения создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Причиной неравенства признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным задаткам относятся музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Специальные задатки могут проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные качества формируются только прижизненно.

Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым, ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др.).

Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Среда понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их взгляды на оценку степени влияния среды на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение.

Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Взаимодействие человека с обществом, как известно, называется социализацией.

Социализация личности есть объективное явление, наблюдаемое в жизни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в обществе. Как и любое общественное явление, социализация многоаспектна и поэтому изучается многими науками: социологией, культурологией, этнографией, историей, психологией, педагогикой и др.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

● обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

● способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;

● содействует познанию и преобразованию окружающего мира;

● является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

● дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;

● создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Коллективная деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В развитии личности велика роль самовоспитания. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?

Уже в 5 классе в России начинают преподавать «Обществознание». Многие задаются вопросом — «Что такое наследственность и какие биологические признаки наследует человек? В данной статье мы попробуем подробно разобраться с этим.

Что наследует человек и животное

Что такое наследственность?

Наследственность — способность человека и существ передавать свои признаки, свойства, качества, особенности развития потомству. Такая способность позволяет всем живым существам (бактерии, растения или грибы) сберечь в своих потомках типичные черты вида.

Какие биологические признаки наследует человек от родителей? В частности, он наследует черты национальности и расы, например, тип фигуры, кожи, цвет волос или кожи, черты лица и т.д.

Также стоит отметить, что по наследству передаются не только внешние признаки и большинство биохимических качеств организма (группа крови, обмен веществ и прочее), но и различные болезни, либо склонность к болезненным состояниям.

Какие биологические признаки наследует человек?

Такие дисциплины, как антропология и обществознание выделяют такие две основные части:

Источник

Тест
1. Человек, в отличие от животного, способен
1) строить себе жилище 2) планировать свой труд
3) находить дорогу домой 4) ухаживать за потомством
2. Что из названного характеризует и человека, и животное?
1) способность к творчеству 2) способность осознавать самого себя
3) умение играть 4) способность планировать свою деятельность
3. Человек наследует от своих родителей
1) цвет глаз, форму носа 2) знания об окружающем мире
3) черты характера
Укажите номер, лишний в этом перечне.
4. Что из перечисленного человек наследует от своих родителей?
1) знания о мире 2) умение считать и писать 3) овал лица, кудрявые волосы
5. В каких инстинктах проявляется наследственность животного?
1) ухаживать за потомством 2) строить жилища
3) в умении защищаться 4) во всём перечисленном
6. В чём выражается биологическая сущность человека?
1) в инстинктах 2) в умении познавать мир
3) в необходимости получения образования
7. Какие биологические признаки отличают человека от других живых организмов?
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) передача сигналов об опасности 2) способность к прямохождению
3) способность защищаться 4) способность к творчеству
5) способность к абстрактному мышлению 6) способность запасать корм
8. Какие характеристики человека зависят от условий его жизни и делают его социальным существом?
1) отношение к другим людям 2) следование моральным нормам
3) отношение к себе: самооценка и самоконтроль
4) всё названное
9. Верно ли следующее суждение?
Человек становится человеком только в человеческом обществе, среди людей.
1) верно 2) неверно
10. Прочитайте отрывок из книги английского писателя Редьярда Киплинга «Маугли» и ответьте на вопросы.
«Отец Волк учил Маугли ремеслу и говорил обо всём, что находится и что происходит в джунглях; наконец, каждый шелест в траве, каждое лёгкое дыхание жаркого ночного воздуха, каждое гуканье совы над его головой, легчайший скрип когтей летучей мыши, опустившейся на дерево, каждый плеск прыгающей в крошечных озерках рыбы, всё для мальчика стало так же важно и понятно, как конторская работа для дельца.
Он вырастал, делался сильным, как это было бы с каждым, не сидящим за уроками мальчиком… ведь он был только мальчик, хотя, конечно, назвал бы себя волком, если бы умел говорить на каком-нибудь человеческом наречии».
1) Как вы думаете, мог ли Маугли научиться быть человеком, живя среди волков?
2) Перечислите условия, которые необходимы, чтобы родившийся человек научился быть человеком.
11. К основным возрастным периодам жизни человека относятся
1) детство 2) отрочество 3) юность 4) зрелость 5) старость
6) всё названное
12. Подростковый период — отрочество — делится на два этапа. Запишите, на какие.

13. Что из перечисленного характерно для подросткового возраста? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) быстрый рост 2) дисциплинированность 3) вежливость
4) резкая смена настроений 5) быстрая утомляемость
14. Что из перечисленного относится к понятию самостоятельность? Запишите цифры, под которыми указаны черты самостоятельности.
1) стремление всё делать по-своему 2) уверенность в своих силах
3) умение ставить цели и добиваться их 4) отказ от любой помощи
5) неподчинение требованиям взрослых 6) способность принимать важные решения
15. Верно ли суждение о том, что человек может жить один и думать только о себе?
1) верно 2) неверно
16. Правила поведения в обществе включают
1) умение общаться с другими людьми 2) умение слушать
3) неприятие мнения, отличного от собственного
Укажите номер, лишний в этом перечне.
17. Найдите в приведённом списке слова, которые обозначают хорошее отношение человека к другому человеку (людям), и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сердечность 2) зависть 3) доброжелательность
4) сопереживание 5) высокомерие

18. Верны ли следующие суждения об общении?
А. Общение — это деловые или дружеские взаимоотношения людей.
Б. «Без многого может обходиться человек, но только не без человека» (Антуан де Сент-Экзюпери).
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
19. Согласны ли вы с мнением, что истина рождается в споре, но спор должен быть доброжелательным?
20. Прочитайте отрывок из трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и ответьте на вопросы.
«Едва ли мне поверят, какие были любимейшие и постояннейшие предметы моих размышлений во время моего отрочества…
… все отвлечённые вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души уже представились мне; и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы…»
1) Какие черты подросткового возраста отметил писатель?
2) Мог ли подросток решить вопросы, заинтересовавшие его? Найдите в отрывке подтверждение своему ответу и выпишите его.
3) Л.Н. Толстой — великий русский писатель. Какие ещё романы, повести, рассказы для детей вы знаете? Напишите их названия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *