Что нашли на курилах и почему японцы хотят забрать остров
Шах и Матуа: Россия замыкает оборонительный периметр на Тихом океане
Создание новой военной базы на Курилах стало финалом многолетних усилий по укреплению обороны Дальнего Востока. За считаные месяцы на давно необитаемом острове Матуа была построена инфраструктура для подвижных противокорабельных ракетных комплексов. Как отметили источники «Известий» в военном ведомстве, в настоящее время формирование российского дальневосточного периметра безопасности уже близится к завершению. Эксперты отмечают, что теперь Курильская островная цепь послужит надежным оборонительным рубежом для стратегических подводных лодок, базирующихся на Камчатке, а также позволит обеспечивать торгово-экономические связи на Дальнем Востоке. Как теперь будет работать система защиты в регионе, разбирались «Известия».
Периметр безопасности
Россия завершает формирование внешнего защитного периметра в Дальневосточном регионе, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. Он позволяет создать зону безопасности от Чукотского моря до Японского и обеспечить не только развертывание подводных лодок и боевых кораблей, но и экономические интересы на Дальнем Востоке.
Российское Министерство обороны в четверг, 2 декабря, обнародовало видеокадры с новой базы на одном из островов Курильской гряды. На Матуа возведен модульный городок для размещения береговых ракетных комплексов «Бастион» и жизни военных.
Весной этого года министр обороны Сергей Шойгу рассказал, что оборона дальневосточных рубежей в 2020-м усилена размещением на Курилах зенитных ракетных систем С-300В4, на Сахалине — новейших С-400, а на Чукотке — истребителей МиГ-31БМ.
Новые части размещены вдоль морской трассы Северного морского пути. На Дальнем Востоке страны она проходит у Курильской гряды, Камчатки и Чукотки. Прикрывают они и богатые газовые месторождения у острова Сахалин. Оттуда он в сжиженном виде развозится танкерами по всему миру.
С геополитической точки зрения Курильские острова имеют для России огромное значение, рассказал «Известиям» экс-замминистра иностранных дел Сергей Орджоникидзе.
Курильское укрепление
Курильские острова важны для России и с точки зрения эффективного проведения стратегии ядерного сдерживания, рассказал «Известиям» директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.
За защиту Сахалина и Курильских островов отвечает 68-й армейский корпус. В этом и прошлом году оборонное ведомство усилило Курильскую гряду сразу несколькими современными системами вооружений. На острова переправили не только противокорабельные ракеты, но и дальнобойные комплексы противовоздушной обороны.
С 1 декабря прошлого года на боевое дежурство на Курилах заступила зенитная ракетная система С-300В4 из состава Сухопутных войск Восточного военного округа. Она способна сбивать не только самолеты и беспилотники, но и баллистические ракеты малой дальности. На Сахалин перебросили новейшую систему ПВО С-400.
В 2016-м современные береговые ракетные комплексы появились на южных Курильских островах. На Кунашире разместили дивизион «Балов». На Итурупе на боевое дежурство встали «Бастионы». Там же построили новые военные городки для военных.
Несколько раз истребители Су-35С перебрасывались на аэродромы Сахалина. Усилено присутствие авиации и на крупнейшей авиабазе в Елизово на Камчатке. В ближайшее время базу подводного флота на полуострове должны пополнить две субмарины проекта «Борей-А» с межконтинентальными баллистическими ракетами и пара многоцелевых «Ясень-М» с крылатыми ракетами.
Остров-крепость
Ставший новой опорой российского ВМФ Матуа расположен практически посередине Курильской гряды. На вулканическом острове площадью чуть больше 50 кв. км по-прежнему видны многочисленные укрепления и окопы, оставшиеся после Второй мировой войны.
Контролировавшая его тогда Япония создала на острове мощную военную базу для авиации и кораблей. На пике ее гарнизон достигал 7 тыс. военнослужащих. На Матуа было построено около сотни пулеметных и артиллерийских долговременных огневых точек, подземные ходы. Три взлетно-посадочные полосы позволяли авиации действовать при любом направлении ветра.
В конце августа 1945 года Матуа был захвачен морским десантом советских войск, в плен попали почти 4 тыс. японских солдат. После войны на острове несколько десятилетий располагалась часть СССР, были размещены радары ПВО, контролировавшие воздушное пространство вдоль Курильской гряды. В 2000 году Минобороны ушло оттуда, и остров стал необитаемым.
Экспедиция «Нашей Версии» обследовала секретные японские базы на Курилах
Таинственный остров Матуа
Матуа – самый таинственный и загадочный остров России. Команда катамарана «Котоярви» несколько дней исследовала этот клочок курильской суши и лишь укрепилась в мысли, что самого главного мы не видели. Секретные химические лаборатории, подземные города – да, всё это было. Но явно осталось то, что от нас ускользнуло. Возможно, именно здесь фашисты спрятали часть награбленных сокровищ: мы убедились, что немецкие субмарины заходили к союзникам и после сдачи Берлина.
Остров Матуа относительно небольшой – 11 километров в длину, 6,5 километра в ширину. Высота наивысшей точки, пика Сарычева (вулкан Фуё), – 1485 метров. Находится остров в центральной части Курильской гряды, поэтому значительно удалён от населённых районов Сахалина и Камчатки. Никакой связи с внешним миром нет. Да, собственно, и незачем – остров необитаем.
на Иводзиме в ней 45 этажей коммуникаций. Мы предполагаем, что и на Матуа в сопке не менее 45 этажей коммуникаций и галерей
Уже после того, как японцы были эвакуированы с Матуа, а на их месте обосновались советские военные, на острове стали происходить весьма странные события: пропадали люди, ночами на склонах вулкана мелькал свет, а невесть откуда у наших военных появлялись редкие трофеи. Например, коллекционный французский коньяк…
После войны США очень хотели заполучить Матуа себе, но лукавое предложение Сталина поменять его на один из Алеутских островов Трумэн не принял.
О том, что происходило на Матуа в советские времена, известно мало. Гражданские сюда не добирались и не допускались, а военные свои секреты хранят. По всей видимости, на острове располагалась воинская часть, обслуживающая радары. Разломанные установки и свалки электронного оборудования 60–70-х годов разбросаны по всему острову.
Примерно до 2001 года на Матуа сохранялась погранзастава. Потом она сгорела, а лишившиеся крова погранцы были эвакуированы на большую землю. Сейчас на острове никого.
Закрытых бухт на Матуа нет. Если рассматривать остров на картах или аэрокосмической съёмке, то может показаться, что хорошего укрытия для судна вблизи острова не существует совсем. На практике же удобное и относительно безопасное место – это пролив в юго-западной части острова, прикрытый с запада небольшим островком Иваки (Топорковый). Именно здесь находился японский рейд, располагались причалы. О японцах напоминают двухэтажный дот на берегу, заваленный обломками судов и техники пляж, остатки пирса и остов потопленного в проливе транспорта «Ройё-мару». Где-то на дне пролива лежат и другие японские транспорты – «Иваки-мару» и «Хибури-мару», торпедированные американской подводной лодкой SS-233 «Херринг».
Недалеко от места стоянки «Котоярви» на отливе появляется из воды огромный дизель, заросший водорослями и ракушками. Сердцем какого из судов, нашедших свой конец в проливе, он был, установить уже невозможно.
На Матуа мы простояли несколько дней, и каждый поход на остров сопровождался удивительными находками и открытиями. Отлично сохранились взлётные полосы аэродрома. Бетон на них и сейчас лучше того, что лежит в Шереметьеве. Вокруг аэродрома сотни ржавых бочек из-под горючего. В основном наших, но попадаются и немецкие с маркировкой Kraftstoff Wehrmaght 200 Ltr. («Горючее вермахта, 200 литров»). На бочках чётко читаются даты с 1939 до 1945 года. Удивительно, но среди немецких бочек есть и полные.
В открытом доступе многочисленные оборонительные сооружения: бункеры, доты, капониры, оборудованные артиллерийские позиции, десятки километров траншей и рвов. В зарослях ольховника полно железного хлама, иногда самого удивительного. Можно, например, наткнуться на чугунную паровую установку, очень напоминающую небольшой паровоз. Во рвах и на береговых осыпях торчат из-под земли чугунные и керамические трубы. Что это? Водопровод, канализация или части системы обогрева аэродрома?
Прошёл по берегу – наткнулся на замаскированную водонапорную станцию с огромными чугунными механизмами внутри казематов. Всё в относительной сохранности. В задней стене другого развалившегося строения обнаружил маленькую дверь. Открыл, за ней тропинка, через 200 метров в лесу скала, присмотрелся – а это искусная кладка, за которой вход в каменный тоннель, уходящий в гору. К сожалению, заваленный взрывом уже в самом начале. Неподалёку свалка. Из земли торчит чугунная японская «буржуйка», рядом осколки керамики, на которых читается маркировка японской армии, бутылки и пузырьки с иероглифами, гильзы, кожаная обувь…
Даже если не слишком стараться, на острове легко найти множество сооружений, назначение которых нелегко объяснить. Какую, например, нагрузку могли нести бетонные бункеры с метровыми стенами, толстенными стальными дверями и такими же ставнями? Казарма, командный пункт, склад, бомбоубежище? Но зачем тогда столько окон со сложной системой стальных ставень и запоров, зачем мудрёная сеть воздуховодов? Может быть, лаборатории? На острове не раз находили какие-то сложные приборы с датчиками, манометрами, центрифугами… Правда, эти приборы были сломаны и выброшены ещё самими японцами. А где же всё остальное? Техника, оборудование, снаряжение, личные вещи гарнизона? Что сюда привозили или увозили немецкие подлодки? Что пытались уничтожить или захватить американцы, что нашли уже наши?
Вопросов множество. На часть из них мы смогли получить ответы в Петропавловске-Камчатском, встретившись с Евгением Михайловичем Верещагой – бессменным руководителем камчатско-курильской экспедиции.
С Верещагой мы связались ещё из Москвы, рассказали о планах. Опытный камчадал посмотрел фотографии катамарана и высказал вежливое недоумение: по Охотскому морю и Тихому океану на таком не ходят. Но в помощи не отказал – на Матуа нас ждали 120 литров 92-го бензина, без которого пришлось бы туго. Могли мы встретиться и в море. Примерно в то время, когда «Котоярви» продвигался на север, камчатско-курильская экспедиция с пограничниками устанавливала на Курилах православные кресты. У острова Ушишир мы вышли на связь с пограничным вельботом, но подойти к нему не смогли из-за бурного моря и густого тумана. Встретились уже в Петропавловске – в музее, который Евгений Верещага, Ирина Витер и их соратники создали в результате исследования Курильских островов и в первую очередь Матуа.
– Почему именно Матуа, ведь совсем рядом с Камчаткой есть Шумшу и Парамушир, большие по размеру и лучше известные острова, отбитые у японцев в том же 1945-м?
– Очень долго Матуа был абсолютно недоступен. Возможность туда попасть появилась лишь в 2001 году, когда сгорела застава и ушли пограничники. В этом году у нас прошла уже 14-я экспедиция, но даже сейчас остров показывает нам лишь одну сотую своих тайн. Хотя вывод однозначный: остров был законсервирован японским гарнизоном перед сдачей советским войскам.
– А у них было на это время?
– 18 августа началась Курильская десантная операция. Информация об этом прошла по всем Курилам, естественно, на Матуа узнали о начале военных действий со стороны СССР. 23 августа капитулировал японский гарнизон на Шумшу и Парамушире. А 25 августа сдался гарнизон Матуа во главе с командующим полковником Ледо. Однако из японских источников мы знаем, что с февраля 1945 года в Японии реализовался план Кэцу, согласно которому было необходимо вывезти с Курильских островов всё, что возможно, а что нельзя вывезти, то законсервировать, то есть спрятать. Оборудование, технику, сырьё… Руководство страны и предприняло такие действия в связи с тем, что был прогноз о скорой капитуляции фашистской Германии, основного союзника Японии. В феврале-марте 1945 года план Кэцу был введён в действие и на Матуа. Всё, что нельзя было вывезти, пряталось. А что нельзя было спрятать – уничтожалось. Мы нашли большое количество сожжённого оборудования, причём не просто сожжённого, а сожжённого и закопанного на 2 метра. Мелкие детали сжигались в бочках при огромной температуре. Там всё спеклось и расплавилось. Очень тщательно всё уничтожали. Но мы предполагаем, что особо ценные вещи были хорошо спрятаны. Ведь известно же, как в подобных случаях японцы поступали на южных островах, на тех же Филиппинах, например. По нашим предположениям перед капитуляцией остров покинули порядка 10–15 тыс. человек. А те, кто сдался, – это была так называемая похоронная бригада, которая консервировала остров и всё прятала.
– Но в феврале 1945-го, а тем более позже, японцам очень трудно было эвакуировать такой большой и сложный военный объект, как остров Матуа. Может быть, они всё утопили в океане?
– Водолазами, которые участвовали в экспедиции, были обследованы берега, в том числе потайной пирс. Кроме нескольких железяк и американских снарядов, которыми обстреливался остров, там ничего нет.
– А почему этот довольно небольшой остров, не имеющий удобной бухты, был так важен для японцев?
– Мы считаем, что Матуа строился как мощнейшая резервная база, которая должна была стать плацдармом для возможного отступления с северных островов. Шумшу и Парамушир – это остриё меча, направленного на Камчатку. Сооружения на этих островах имеют чисто военное значение. Никакой экзотики, а на Матуа мы видим мощёные дороги, фигурные стеночки, декоративную отделку, новые технологии… Видно, что здесь всё было очень комфортно, жили раскайфованные японцы, здесь был тыл. Как мы узнаем из допросов генерала Цуми Фусаки, командующего северной группировкой, гарнизон Матуа ему не подчинялся и управлялся напрямую из ставки на Хоккайдо. Это говорит о каком-то особом статусе острова Матуа. Японский и наш менталитет очень различаются; на острове, на котором, казалось бы, невозможно создать военно-морскую базу, японцы её построили. Неожиданность и парадокс – это их «ноу-хау».
– Я видел какие-то химические колбы, другие выдутые из стекла сосуды…
– Разумеется, мы их тоже находили. Но специальных раскопок мы не производили. Везде в мире есть нормы безопасности. Если склады опасной химии или бактерий должны быть укрыты на глубине 20 метров, естественно, что они там и находятся. В этом смысле Матуа безопасен. 55 лет здесь находились наши гарнизоны, и ничего плохого не произошло.
– Какие есть доказательства того, что внутри острова скрыты законсервированные объекты?
– Мы нашли подземные коммуникации, 100–200–300 метров коридоров, вырубленных в базальте, отделанных деревом, внутри много разных помещений, печки для приготовления пищи и отопления. Это так называемый объект подземный город. И это только та часть его, которую мы открыли случайно. Произошла осыпь, образовался вход, и мы туда смогли пролезть. После землетрясений, цунами и извержений вулкана случайно открываются всё новые и новые объекты. Но мы находим только то, что не очень-то и маскировалось.
Можно взять для примера остров Иводзима, о котором все наверняка слышали. Его гарнизон составляли 22 тыс. человек. Американцы штурмовали его три месяца. В операции участвовали около 200 тыс. солдат, сотни кораблей, его только бомбили целый месяц. Так вот, Иводзима в три раза меньше Матуа. А на Матуа, когда наши туда пришли, ни одного самолёта, ни одного танка, ни одного орудия. И огромный интерес США к этому острову. Всё это говорит о том, что основные объекты были законсервированы ресурсом государства. Я имею в виду план Кэцу или какой-то аналогичный. Делалось всё специалистами, всё целенаправленно маскировалось, укладывалось на хранение, чтобы потом забрать, закупоривалось, взрывалось. Имеющимся у нас ресурсом открыть то, что пряталось ресурсом целого государства, очень сложно.
Вы видели на острове круглую сопку, мы называем её «объект холм». Точно такая же есть на Иводзиме. Такой же потухший вулканчик. Так вот Наши попытки проникнуть в технические помещения пока не увенчались успехом. Если на нашу работу обратят внимание какие-то государственные структуры, действующие в интересах государства и его безопасности, мы всегда готовы поделиться информацией, которую, скажем так, не афишируем.
Загадка острова Матуа на Курилах
«Матуа» в переводе с языка айнов означает «Маленькие горящие заливчики». Остров этот расположен в средней части Курильской гряды между островами Райкоке и Расшуа. Во время Второй мировой войны союзная авиация, бомбившая в Тихом океана всё, что принадлежало Японии, обходила Магуа стороной. А когда война закончилась, президент Трумэн обратился к Сталину с неожиданной просьбой предоставить США только один из островов в центре Курил, занятых советскими войсками. Чем же маленький островок Матуа так привлёк президента Америки?
Матуа — небольшой островок, расположенный в самом центре Курильской гряды. В годы Великой Отечественной войны японцы превратили его в неприступную крепость, планируя использовать как плацдарм на случай войны с СССР. Война действительно началась, но в 1945 году 3811 японских солдат и офицеров «доблестно» сдались 40 советским пограничникам.
Остров, который достался СССР, был вдоль и поперёк изрыт рвами, окопами и искусственными пещерами. Многочисленные доты и ангары сооружались на совесть. Всё побережье Матуа по периметру было оцеплено плотным кольцом дотов, выложенных из камня или выдолбленных в скале. Делались они столь добротно, что члены самодеятельных экспедиций, уже много лет изучающих остров, утверждают, что и сегодня доты могли бы использоваться по своему прямому назначению. Причём их устройство не ограничивалось лишь подготовкой точки для ведения огня. Каждая такая позиция имела разветвлённую сеть подземных ходов, также выдолбленных в скале.
Ещё более тщательно сооружался аэродром острова. Расположен он столь удачно и сделан настолько технически грамотно, что самолёты могли взлетать и приземляться при ветре любой силы и направления. Японские инженеры предусмотрели и «антиснежную» конструкцию. Под бетонным покрытием были проложены трубы, в которые поступала горячая вода из термальных источников. Так что обледенение взлётной полосы японским лётчикам не грозило, и самолёты могли взлетать и приземляться и зимой, и летом.
В одной из береговых скал трудолюбивые японцы вырубили огромную пещеру, где легко могла спрятаться подлодка. Рядом находилась подземная резиденция командования гарнизона, замаскированная в одном из окрестных холмов. Её стены были аккуратно выложены камнем, неподалёку есть бассейн и подземная баня.
Одна из тайн острова — бесследное исчезновение всей военной техники. Несмотря на тщательные поиски, которые ведутся с 1945 года, на острове ничего не было обнаружено. Причём имеется удивительная, прямо-таки мистическая закономерность: люди, которые пытались заниматься поисками, гибли в пожарах, которые на острове часто случались, попадали в снежные лавины. В конце 1990-х годов в результате несчастного случая погиб заместитель начальника погранзаставы, руководивший этими поисками. А когда попытались восстановить разрушенные коммуникации, неожиданно проснулся вулкан, находящийся в центре острова. Извержение происходило с такой силой, что вылетавшие из жерла огромные глыбы сбивали птиц, паривших за сотни метров от кратера!
Вот мнение о неразгаданных тайнах острова Матуа исследователя-энтузиаста Евгения Верещаги: «Есть на Матуа необыкновенный холм высотой более 120 метров и 500 метров в диаметре. Природа не любит столь правильных форм. Это невольно наводит на размышления, что вся эта громадина сделана руками человека. Это искусственная сопка, служившая замаскированным ангаром для самолётов. На её склоне отчётливо выделяется очень широкая рукотворная впадина, заросшая деревьями и кустарником. Вероятно, здесь располагались ворота в ангар, которые были сначала взорваны, а затем засыпаны пеплом извергающегося вулкана.
Кстати, о вулкане. Вопросов, куда исчезла военная техника, которой, судя по подземным сооружениям, был буквально нашпигован остров-крепость, было много. Один из участников самодеятельных экспедиций высказал, казалось бы, совершено невероятное предположение: «Возможно, японцы сбросили в жерло вулкана весь свой боезапас, а затем подорвали его, вызвав мощное извержение. Эта версия, на первый взгляд, звучит как фантастика. Но вверх по конусу вулкана проложена дорога, где и спустя десятилетия можно различить следы гусеничной техники. О том, что японцы возили по ней, можно только догадываться».
Но все эти бросающиеся в глаза грандиозные сооружения — только внешняя, видимая часть японской секретной подземной крепости. После окончания Второй мировой войны прошло более полувека, но разгадать тайны подземелий никому так и не удалось.
Японцы, ссылаясь на секретность этой информации, упорно не отвечали на запросы сначала советских, а затем российских исследователей острова Матуа. Понять странный интерес к острову американского президента тоже не удалось.
Почему президент Трумэн, обращаясь к Сталину, просил передать США именно остров Матуа?
Ещё до окончания Второй мировой войны американцы начали готовиться к вооружённому столкновению с СССР. После рассекречивания материалов о Второй мировой войне в британском архиве была найдена папка с надписью «Немыслимая операция». Действительно, о такой операции не мог помыслить никто! На документе дата — 22 мая 1945 года. Следовательно, разработка операции была начата ещё до окончания войны, В документе самым подробнейшим образом расписывался план. массированного удара по советским войскам!
Почему японцы, ссылаясь на секретность информации, упорно не отвечают на запросы сначала советских, а затем российских исследователей острова Матуа?
На острове сдались в плен 3795 японских солдат и офицеров. Трофеи
составили 2127 винтовок, 81 легкий пулемет, 464 тяжелых пулеметов и 98
гранатометов. Странно, но среди перечисленных трофеев, взятых на Матуа,
отсутствовали артиллерийские орудия. Почему? Вообще, вопросов в истории
высадки наших десантников на Матуа много.
У
японского гарнизона на острове Матуа, после объявления капитуляции
Японии было предостаточно времени, чтобы решить все вопросы либо с
уничтожением всего имеющегося там военного имущества, либо очень
профессионально спрятать его на всякий случай. Единственное, что могли
сделать японцы, это утопить технику и секретное оборудование в море,
либо спрятать под землей, взорвав пути подходов к подземным складам. До
сих пор на острове встречаются замаскированные узлы и агрегаты военной
техники, странные номерные стержни с резьбой, о предназначении которых
можно только догадываться.Исследуя остров, можно найти много вещей и
предметов, принадлежащих японским солдатам.
В конце 1970-х годов здесь пропали трое пограничников. Сержант и двое
рядовых бойцов из любопытства спустились в японские сооружения, и больше
никто их не видел. Потом вычислили, что спускались они в одну из
вентиляционных шахт сопки круглой. Тогда вышел приказ, строго
запрещающий всякое лазание по японским выработкам. Кстати, из-за этого
запрета многие пограничники, проходившие срочную на островах, за всю
службу не покидали расположения части.
Тайны острова Матуа
Матуа – один из немногих необитаемых островов, входящих в Большую гряду Курил. Но именно он, этот небольшой участок суши, таит в себе столько тайн, что их вполне хватило бы на все Курильские острова. По одной из версий, в переводе с айнского языка Матуа означает «адская пасть».
Чуть более полувека назад здесь бурлила жизнь, причем, не только на земле, но и под землей. Сегодня остров Матуа абсолютно безлюден. Здесь нет охотников, геологов, горняков, нет туристов и даже в эфире — полная тишина. В устье единственной на весь остров реки Хесупо когда-то обитало племя айнов в количестве двухсот человек.
В 1885 году всех айнов с Курил японцы переселили на остров Шикотан. Сегодня об аборигенах ничто не напоминает, зато об оккупировавших остров японцах сообщает каждый клочок суши. Выселив айнов, жители Страны восходящего солнца разместили на Матуа сторожевой пост, метеостанцию, станцию по охране котиков, рыболовный пункт, песцовый приемник. И это было только начало.
Со временем потомки самураев решили перевести на Матуа 41-й отдельный полк армии Японии. Несмотря на то, что остров был надежно защищен неприступными скалами и высокими берегами, новые хозяева возвели на острове целую сеть укрепительных сооружений. В качестве рабочей силы использовали то ли военнопленных китайцев, то ли корейцев, то ли и тех, и других вместе взятых.
На острове нет ни одного захоронения. Возникает вопрос: неужели люди не умирали? Климат там суровый, а японцы вряд ли особо церемонились с пленными. Может, тела увозили отсюда и предавали земле в другом месте или бросали в море? Последняя версия выглядит наиболее правдоподобно. Как бы там ни было, но эту тайну японцы не выдают до сих пор, как, впрочем, и остальные.
К концу войны Матуа превратился в неприступную крепость посреди океана, взять которую было проблематично. Он представлял собой подобие муравейника – настолько был изрыт подземными ходами, галереями, окопами, блиндажами, противотанковыми и противопехотными траншеями, артиллерийскими и пулеметными дотами.
Эти подземные коридоры, порой двух- и даже трехэтажные, постоянно петляли, образовывали тупики и лабиринты. Наземные постройки, не менее извилистые, соединялись между собой единой подземной галереей. То есть, находясь в одном конце острова, можно было совершенно спокойно попасть в другой по подземному переходу.
Тем не менее, на Матуа есть единственный дот, не связанный подземным переходом с общей подземной системой острова. У него вообще нет подземного выхода. Поэтому наши пограничники называли его «дотом смертников».
Почти везде по верхней линии обороны шла узкоколейка, по которой ходили вагонетки для централизованной подачи боеприпасов. Все доты располагались в определенной последовательности для эффективного использования перекрестного огня.
До сих пор доты находятся в прекрасном состоянии, несмотря на то, что японцев тут не наблюдается с 1945 года. Что и говорить, военные инженеры получали свои иены не за красивые глаза.
Особый интерес вызывает и то, как японцы обустроили свой быт на острове. Каждому офицеру в отдельной казарме полагалась своя маленькая комнатка с узким коридором. Комнаты обогревались печками, а несколько печей отапливали баню. В парной имелся небольшой бассейн с каменными сиденьями по бокам, вода в котором, судя по всему, постоянно подогревалась.
Еще одна достопримечательность Матуа – это искусственно созданная руками японцев огромная сопка с правильными округлыми очертаниями высотой почти 125 метров, возвышающаяся над окрестностями и уступающая лишь хозяину острова — вулкану Фуё, или пику Сарычева.
В сопке располагался целый комплекс сооружений: казармы для солдат, госпиталь, штаб, склады и прочее. И здесь строители показали на что способны: все камни тщательно обтесаны и идеально подогнаны друг к другу.
Однако постройки не идут ни в какое сравнение с аэродромом. Это просто шедевр военно-инженерного искусства, не зря японцы им так гордились. Две параллельные полосы длиной по 1 570 метров и шириной 35 метров были покрыты превосходным бетоном.
О качестве бетона можно судить хотя бы по тому, что он сохранился в лучшем виде до наших дней и на нем практически нет трещин. Аэродром расположен таким образом, что ветра, которые господствуют на Матуа не могли помешать ни взлету, ни посадке самолетов.
Но самое поразительное то, что взлетное поле с подогревом. К полосам из местных термальных источников, бьющих на склоне вулкана, по специальной забетонированной канаве подводилась вода, имеющая одинаково высокую температуру круглый год.
Желоба шли между двумя параллельными взлетными полосами, и под каждой из них были проложены трубы. По ним горячая вода и циркулировала всю длину полос, после чего она уходила в третью полосу, затем разворачивалась и шла обратно.
Сюда приходили, совершив почти кругосветный поход, подводные лодки Третьего рейха, что косвенно подтверждают пустые немецкие бочки тех лет с маркировкой Kraftstoff Wehrmaght 200 Ltr. («Горючее вермахта, 200 литров»).
В августе 1945 года, после капитуляции Японии, власть на Матуа в очередной раз поменялась. Японцы позаботились о том, чтобы скрыть от русских свои секреты. Времени на то, чтобы уничтожить все имеющееся там военное имущество или скрупулезно спрятать его до лучших времен, было предостаточно.
На острове не было найдено ни одного самолёта, танка или орудия. На 3 811 сдавшихся японских солдат и офицеров оказалось в наличие всего-то 2 127 винтовок. При этом лётчики, моряки и артиллеристы куда-то исчезли, а в плен попали лишь стройбатовцы да вспомогательный персонал. Возможно, это была так называемая похоронная бригада, которая консервировала остров и всё прятала.
Есть мнение, будто японцы утопили технику и секретное оборудование в море, либо спрятали под землей, взорвав пути подходов к подземным складам. До сих пор на острове встречаются замаскированные узлы и агрегаты военной техники, странные номерные стержни с резьбой, о предназначении которых можно только догадываться.
В 1946 году остров находился уже под советским флагом. Там стояли пограничная застава и воинская часть, по всей видимости, обслуживающая радары. Разломанные установки и свалки электронного оборудования 1960–70-х годов разбросаны по всему острову.
В юго-восточной части остров располагалось два населенных пункта – Сарычево и Губановка. В 1952 году на Матуа во время землетрясения под снежной лавиной погибло шестнадцать пограничников.
В конце 1970-х годов там пропали трое пограничников. Сержант и двое рядовых бойцов из любопытства спустились в одну из вентиляционных шахт круглой сопки, и больше никто их не видел.