Что нарушается при ффнр
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ФФНР у детей: причины, симптомы, диагностика и лечение болезни
Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.
При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.
В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%.
Основные причины ФФНР у ребенка
Обычно до 4-летнего возраста дети в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова, а также произносить их правильно. Если же этого не происходит, то у ребенка может быть диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы.
Приобретенное ФФНР обусловлено несколькими факторами:
Общие сведения
Понятие ФФН (фонетико-фонематического недоразвития) было введено группой ученых сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.
Фонетико-фонематическое недоразвитие является серьезным препятствием на пути обучения ребенка чтению и письму. Кроме того, на фоне ФФН у детей дошкольного возраста может развиться дислексия и дисграфия.
Основные симптомы
Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами:
Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.
Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:
Все эти проблемы сказываются на учебной деятельности ребенка и его успеваемости, поэтому важна своевременная коррекционная работа.
В логопедии выделяется три основных степени:
Диагностика ФФН (фонетико-фонематического недоразвития)
Логопедическое обследование предполагает сбор анамнестических данных из личной беседы с родителями, либо медицинской карты. Важно выяснить особенность протекания беременности и родов, а также раннего психоэмоционального и физического развития малыша.
При диагностике следует опираться на результаты обследования у детского отоларинголога и невролога, которые проводятся для оценки состояния слуха, а также исключения психических отклонений.
Логопед проводит обследование артикуляционного аппарата, оценивает состояние дыхательной функции, состояние голосовых связок. Проверяется правильность звукопроизношения, в ходе которого специалист обращает внимание на специфику имеющихся нарушений (искажение, замены и т.д.).
Обследуется уровень развития фонематического восприятия. Все результаты обязательно вносятся в речевую карту. Диагностика устной речи обязательно предполагает оценку словарного запаса, а также сформированности связной речи.
Если ребенок умеет писать, то проводится диагностика письменной речи. В ее ходе выявляются ошибки на письме и их специфика. После окончания обследования делается заключение, на основании которого составляется стратегия дальнейшей коррекции.
Как исправить фонетико-фонематическое недоразвитие речи?
Если причиной расстройства установлена какая-то психологическая травма, то параллельно с логопедом за ребенком должен наблюдать детский психолог.
Дети с ФФНР должны заниматься в специальных логопедических группах в детском саду (зачисляются с 5 лет на 10 месяцев). Если проблема не устранена в дошкольном возрасте, то ребенку необходимо заниматься со школьным логопедом.
Основные цели коррекции ФФНР:
Как проводят коррекционную работу с детьми?
В процессе логопедических занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи используется речевой и наглядный материал (соответствующий возрасту ребенка), различные дидактические приемы, логопедический массаж.
Также используются различные артикуляционные упражнения. Для многих взрослых является очевидным, как много усилий приходится прикладывать детям, чтобы научиться правильно выговаривать слова. Для этого необходима работа артикуляционного аппарата, который состоит из анатомо-физиологической системы органов (языка, мягкого и твердого нёба, гортани, губ и т.д.).
Есть определенный комплекс упражнений, направленных на развитие этих органов. Ниже представлены примеры упражнений артикуляционной гимнастики для тренировки губ:
Язык – это самая важная часть аппарата артикуляции, поэтому его тренировкой нужно заниматься в первую очередь.
Для этого используются следующие упражнения:
Несложные манипуляции, вроде цоканья и щелчков языком, также оказываются эффективными, при этом ребенок может делать их самостоятельно дома.
Профилактика и прогноз
Раннее выявление детей, имеющих проблемы с развитием фонематического восприятия, а также проведение своевременной коррекционной работы помогают исправить недостатки звукопроизношения. Важно работать с ребенком комплексно, привлекая к коррекции родителей, которые должны обеспечить комфортный микроклимат в семье, окружить малыша максимальной заботой и вниманием.
Профилактика ФФНР заключается в принятии мер по предотвращению перинатальных патологий, а также в общем гармоничном развитии ребенка. Работа логопеда, помноженная на терпение родителей – это залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до того уровня, когда у малыша не будет проблем с обучением и общением с окружающими людьми.
Близится аттестация?
Получите удостоверение на 144 ак.часа! Пройдите курс повышения квалификации по теме «Современные междисциплинарные технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений в соответствии с требованиями ФГОС»
Что нарушается при ффнр
Фонетико—фонематическое недоразвитие речи — это расстройство звукопроизносительной стороны речи у детей и взрослых, вызванные недоразвитием слухового восприятия при нормальном биологическом слухе. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) может быть как самостоятельным речевым расстройством, так и входить в структуру дефекта, например при заикании, афазии, а также является причиной плохой обучаемости в школе.
Без хорошей достаточности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Формирование фонематического анализа и синтеза — это операция разделения и определение последовательности во внутреннем плане составных элементов (фонем) отдельных звуковых комплексов: слогов и слов.
ФФНР: понятие, признаки
При диагностике важно отграничить рассматриваемый дефект от других логопедических нарушений.
По этиологическому фактору ФФНР различают:
Классификация по степени выраженности дефекта представлена на схеме:
Данное заключение ставится при отсутствии механических повреждений органов артикуляционного аппарата, при хорошем словарном запасе и достаточно развернутой связной речи. Результаты проведенного обследования заносятся в специальный документ — речевую карту. Здесь же отражается и динамика коррекционного воздействия.
Особенности речи при ФФНР
При ФФНР отмечается:
Кроме того, характерными симптомами являются:
Неречевая симптоматика: нарушена концентрация внимания, повышенная отвлекаемость, сложности в переключении с одного занятия на другое, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, ослабленное соматическое здоровье.
Коррекция ФФНР
Дошкольники с ФФНР подлежат зачислению в специальные логопедические группы детских садов, куда на 1 год с 5 или 6 лет. Младшие школьники с дисграфией и дислексией, обусловленными ФФНР, занимаются на школьном логопункте. Устранением фонетико-фонематического недоразвития занимаются специалисты логоцентров и частных клиник.
Основные направления логопедической работы:
На логопедических занятиях используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы: развивающие логопедические игры, артикуляционная гимнастика, логомассаж, логоритмика. Работа ведется в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме. Параллельно ведется коррекция эмоциональной и двигательной сферы через театрализацию, коммуникационные игры, совершенствование мыслительной деятельности.
Для устранения дефекта используют специальные игры на развитие фонематического слуха. Также можно скачать наглядный-дидактический материал. Структура занятия по устранению речевых проблем отчетливо прослеживается в конспекте логопедического занятия по развитию звукового анализа. Данный материал можно использовать в работе логопеда, а также для развивающих занятий с детьми в домашних условиях.
Важно: несвоевременная коррекция может привести к вторичным нарушения письменной речи.
Особое внимание следует уделять критериям качества специального обучения. В результате проведенной логоработы дети должны овладеть следующими навыками:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
Одним из наиболее частых диагнозов поставленных после логопедической диагностики является фонетико-фонематическое недоразвитие речи или ФФНР. Множество малознакомых слов вводят в сомнение, и зачастую родители не представляют, что это значит, серьезно ли это и поддается ли коррекции. Давайте попытаемся разобраться.
В логопедической среде ФФНР определяется как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Но можно объяснить и проще, при сохранном интеллекте и слухе у ребёнка нарушается произношение звуков (фонетика) и восприятие звуков родной речи на слух (фонематика). А применение слова «недоразвитие» указывает на то, что при квалифицированной помощи логопеда данный дефект можно устранить.
Происходит это из-за того, что у ребёнка не сформировался фонематический слух, т.е. ребёнок не всегда может отличить один звук от другого, в результате чего и не вырабатывается правильное произношение звуков и речь ребёнка нарушается. Стоит отметить, что при всем при этом дети с ФФНР могут иметь хороший словарный запас, строить развернутые и правильно оформленные предложения.
Рассмотрим как же проявляется ФФНР.
Нарушение звукопроизношения могут проявляться разнообразно:
Нарушение восприятия звуков на слух выражается в:
Следует так же отметить, что сложности звукоразличения у малышей могут выражаться по-разному:
• недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
• недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп (свистящие, шипящие, соноры) при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
• при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность звуков в слове.
Как и при любом нарушении речи, при ФФНР необходима квалифицированная помощь логопеда, иначе в дальнейшем неизбежны трудности в школьном обучении (Пример: если ребенок путает звуки «ш» и «с», то при письме, проговаривая слово, может написать не «кошка», а «коска»).
На первой консультации логопед проведет тщательный осмотр всех сторон речи и, на основе выявленных трудностей, составит для ребенка индивидуальный план занятий.
Работа на логопедических занятиях ведется по следующим направлениям:
1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:
2. Формирование навыков звукового анализа слов.
В заключении приведем пример из логопедической практики:
Мальчик 5,5 лет пришел на консультацию, при обследование были выявлены нарушения произношение звуков «с»-«сь», «з»-«зь», «ш», ребёнок заменял их на звук «ф», горловое произнесение звуков «р», «рь» и губное произнесение звуков «л»-«ль». Кроме этого мальчик не различал на слух звуки «с»-«ш», «з»-«ж», «ль»-«й». В результате месяца работы (занятия проходили 2 раза в неделю, плюс дома с ребёнком закрепляли полученные на занятии навыки) удалось поставить звук «с», научить ребёнка выделять данный звук и различать его со сходным по звучанию звуком «ш».
После того, как звук «с» полностью закрепился в обыденной речи, логопед приступил к постановке шипящих звуков «ш» и «ж», а затем к исправлению сонорных звуков (Л, Ль, Р, РЬ). Самым сложным для Алеши оказались звук «Р»: несмотря на то, что мышцы языка в процессе занятий уже были хорошо натренированы, и малыш за несколько занятий научился его правильно произносить, привычку говорить «горлом» было очень трудно исправить. Важно отметить, что все члены семьи включились в работу и помогали ребенку, ежедневно занимались с ним, и выполняли все рекомендации логопеда (Пример: дома говорили, выделяя голосом звук «р»: «Алеша, ты будешь чай с сахаРом? БутеРбРод с колбасой или сыРом?». Через год Алеша абсолютно чисто произносил все звуки, а на выпускном празднике в детском саду выразительно, без стеснения читал стихи и пел.
Что нарушается при ффнр
Когда малыш произносит «взрослые» слова на детский лад, поначалу это воспринимается со смехом.
Нужны занятия с логопедом?
Когда малыш произносит «взрослые» слова на детский лад, поначалу это воспринимается со смехом. «А ну-ка, скажи «чашка»!» − бодро командует мама ребенку, чтобы повеселить гостей. И дите выдает: «Тяска». «А теперь скажи «шишка»!» − продолжает аттракцион папа. «Сиска», − старательно произносит малыш ко всеобщему хохоту. Но когда ребенок подрастает, а его речь не становится четкой и ясной, родителям уже не до смеха. Если нарушены процессы формирования произносительной системы – то это называют термином «фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)». Такая проблема включает разные речевые расстройства, возникающие из-за дефектов восприятия и произношения звуков.
Может ли ФФН пройти само по себе?
Не стоит полагать, что в случае присутствия ФФН речь наладится сама собой. Наоборот: с каждым годом проблема может усугубляться. По мнению профессиональных логопедов, фонематическое недоразвитие речи у современных детей – это одна из наиболее сложных для исправления задач.
Под фонематической стороной речи подразумевают восприятие и различие разных звуков (фонем). Нарушения фонематического развития речи могут быть разнообразными:
Причины возникновения
Логопеды классифицируют виды ФФН в зависимости от причин их возникновения, применяя специальные термины. Например, сигматизм, ротацизм (когда говорят о дефекте произношения). Если же речь идет о замене звуков, то к термину, обозначающему дефект, добавляют приставку «пара-».
Сразу предостережем родителей: не сердитесь на ребенка и не думайте, что он балуется, не хочет говорить правильно. Причины ФФН часто кроются в физиологии. Разные нервы отвечают за жевательную мускулатуру и закрывание нижней челюсти. Так, межзубный сигматизм происходит из-за пареза лицевого нерва, седьмой пары черепно-мозговых нервов. Если диагностирован боковой сигматизм, то работа логопеда по коррекции ффн направляется на то, чтобы «расшевелить» язык. То есть заставить его мышцы двигаться активнее.
Трудности в произношении «р» и рь»
Одна из частых проблем ФФН при сложностях с фонематической речью – это выговорить слова со звуком «р». Термины, обозначающие такой вид ФФН при фонематических трудностях развития речи, − это ротацизм и параротацизм. Ротацизм может быть разным:
Для такого ФФН как параротацизм свойственны следующие замены звука «р»:
Как мы уже отмечали выше, родительский хохот в таком случае не улучшит речь малыша. Это может вызвать либо желание продолжать говорить неправильно (мол, это же так весело для окружающих), либо будет нервировать ребенка.
Как налаживается произношение звука «р»
Для преодоления одного из распространенных ФФН – неправильного произношения звука «р» обычно применяют механический способ. Это логопедический зонд.
Один из вариантов его использования следующий. Ребенка просят произнести вместе два звука «т» и «ж». Только второй звук потянуть подольше. Должно получиться «тжжжжжжжжжжжжжж». Специалист в этот момент вводит логопедический зонд, на конце которого располагается шарик, под язык малышу. Логопед быстрыми отработанными движениями начинает водить зондом из одной стороны в другую.
Также могут быть использованы другие приемы решения проблем с фонематическими нарушениями речи ффн при произношении звука «р». Например, через многократное произношение «тдд», «ддд», «ззз-а», «зи» и других сочетаний звуков с применением логопедических манипуляций. Сразу подчеркнем, что это должен делать только опытный специалист с профильным образованием.
От чего зависит успех коррекции фонетико-фонематического недоразвития
Успешное преодоление проблем с фонематическим развитием речи ФФН возможно при наличии таких факторов:
Только при наличии всех перечисленных факторов возможно решить вопросы, связанные с фонематическими нарушениями у дошкольника ФФН.
Особенности проведения занятий
Опытные логопеды обычно строят работу по преодолению ФФН речи следующим образом:
Способствуют успешной работе по ликвидации ФФН развития детской речи такие занятия:
Артикуляционные упражнения
Одним из направлений комплексной логопедической деятельности по преодолению ФФН речи является выполнение артикуляционных упражнений. Сначала малыш их делает под руководством логопеда, а потом – самостоятельно под контролем родителей. Распространенными упражнениями, которые выполняются для исправления фонематических проблем при диагностировании ФФН, являются следующие.
Для активной работы губ
Чтобы заставить потрудиться губы малыша, у которого есть ФФН речи, можно выполнять такие задания:
Чтобы потренировать язык
Для предупреждения и решения фонематических проблем ФФН особое внимание уделяется языку. Для него предусмотрены такие тренировки:
Рекомендации родителям
При проведении коррекционной работы по устранению ФФН детской речи обычно логопеды дают индивидуальные рекомендации родителям. Что касается общих советов, но они такие:
Что нарушается при ффнр
Если логопед поставил вашему ребенку диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), не отчаивайтесь, это нестрашно и поправимо. Стоит только приложить усилия по постановке и автоматизации искаженных звуков, развитию фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза. Что такое ФФНР, почему оно возникает, и как исправить это отставание в речевом развитии? Поговорим об этом подробнее.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение произносительной стороны речи, то есть искажение нескольких групп звуков и фонематического восприятия, которое характеризуется различением близких по звучанию и артикуляции звуков на слух и овладением навыками языкового анализа и синтеза. Ребенок от 5 до 7 лет должен уметь вычленять гласные звуки в слове, первый и последний звуки в односложных словах.
Причины ФФНР
Причиной появления ФФНР является повреждение участков мозга, которые отвечают за восприятие звуков и четкую работу речевого аппарата. Существуют «врожденные» причины, к числу которых относятся: патология беременности, аномальное развитие плода, тяжелые токсикозы, отравление плода, инфекционные заболевания матери во время беременности (особенно в первые 4 месяца, когда у ребенка формируется речевая система), несовместимость матери и ребенка по резус-фактору, родовые травмы.
И приобретенные: вирусные болезни ребенка в первый год жизни, наследственность, травмы головного мозга ребенка, психотравмирующие ситуации после рождения, неблагоприятная окружающая среда и другие.
К категории детей с ФФНР относятся дети с нормой слуха и интеллекта. Причиной нарушения восприятия звука на слух является неправильная артикуляционная интерпретация звука. Например, ребенок слышит [ш], а произносит [с] (сапка вместо шапка) только потому, что его язычок не укреплен и не может выдерживать нужную для произнесения звука [ш] артикуляцию, выбирая более легкую артикуляционную позицию, как при звуке [с]. В сочетании с дефектами произношения звуков отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Нарушение четкой артикуляции часто возникает при анатомических и двигательных дефектах речевого аппарата, например, высоком нёбе, нависании верхней челюсти над нижней и наоборот.
Виды ФФНР
ФФНР бывает первичное и вторичное.
Первичное – недоразвитие фонематического слуха, неправильное восприятие звука, например, малыш путает звуки близкие по звучанию: твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные, например, том вместо дом, галька вместо галка.
Вторичное – первичное фонематическое недоразвитие оказывает влияние на овладение звуковым анализом, а установившаяся неправильная артикуляция воспроизводимых звуков приводит к нарушению нормального слухопроизносительного взаимодействия. То есть ребенок может слышать один звук, а произносить другой. При вторичной форме ФФНР у ребенка снижается познавательная активность и внимание, так как при недосформированности одной функции речи, происходит отставание в других сферах психического развития. Поэтому ребенок к семи годам не может расчленить на звуки самые простые слова, состоящие из трех букв, назвать первый или последний звук в слове.
Выделяется несколько степеней ФФНР:
Легкая степень нарушения – недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных звуков. Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Звонкие заменяются глухими, [р] на [л], [л] на [й], [с] и [ш] на звук [ф]. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно.
Средняя степень – недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп: шипящих, свистящих, сонорных. Процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляции близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук. Например: мягкий [ш] вместо [ш], вместо [с] – мягкий [с], вместо [ч] мягкий [т]. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо, ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. Произносительные ошибки затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания.
Тяжелая степень – невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности, при этом нарушается смысл высказывания. При наличии большого количества дефектных звуков нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Дети затрудняются при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость говорения. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией разных форм. Чем больше звуков не сформировано у ребенка, тем ниже его фонематическое восприятие. Имеющиеся нарушения в устной речи проявят себя впоследствии на письме в виде стойких ошибок, которые называются дисграфиями.
Коррекция ФФНР
Если ребенку поставлен диагноз ФФНР, то потребуется кропотливая работа с логопедом по коррекции звуковой стороны речи.
После обследования ребенка необходимо:
сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушенные звуки раннего онтогенеза (м, п, б, т’, г, х, с’) и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л’, озвончение всех согласных);
выделить смешиваемые звуки и звуки-заменители, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);
вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции;
вычленить звуки, имеющие постоянные звуки-заменители, из числа более простых по артикуляции.
После этого необходимо вести комплексную системную работу по постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, развитию фонематического слуха, целенаправленному обучению языковому анализу слов, разбивая их на слоги, звуки, определяя место звука в слове. Очень важно привлекать внимание ребенка к положению органов артикуляции при произнесении того или иного звука, к частям слова их изменению при сочетании с другими словами в предложении.
Для развития фонематического слуха у детей с ФФНР хороши такие игры, как «Поймай звук». Взрослый произносит слова разной звуковой наполняемости, ребенок должен хлопнуть, если услышит заданный звук [р], [ш] или любой другой, придуманный вами. Навык языкового анализа прививается детям через такие игры, как «Придумай слово» при этом взрослый, кидая мяч, просит придумать слово на букву или даже на слог, постепенно усложняя задание и выбирая сложные слоги со стечением согласны: бра, нра, взро и т.д.
Также используются следующие задания: выделения первого (второго) гласного из слов, называние третьего (четвертого) звука в слове и т.п. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности, они учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак). Затем приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са.
К концу обучения дети должны овладеть сознательным послоговым чтением, уметь читать не только слова, но и простые предложения и тексты. К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы, учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове. Это является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.