Что нарушает работу художника чарткова

Гоголь «Портрет» Ответьте пожалуйста на вопросы (Характеристика Чарткова)

“Красивая жизнь”, праздничные гуляния с дамами,
вкусные обеды – об этом мечтал тайно бедный
художник в маленькой комнатке на Васильевском острове.
В короткое время Чартков входит в моду:
**схватывая одно общее выражение, он пишет множество
портретов,
удовлетворяя самые разные притязания. **
Он богат, принят в аристократических домах.
На полотнах Чарткова заиграли яркие, кричащие краски;
хорошенькую головку Психеи заменит томное личико Лизы,
на котором “можно обнаружить тяжёлые следы
безучастного прилежания к разным искусствам”.
Чартков солгал, придав незначительной девице
облик Психеи.

Каждый новый заказчик будет иметь “притязания на разное”.
Они попытаются скрыть следы деформированной
действительности за маской Марса, Байрона,
обликом Коринны, Ундины, Аспазии.
Чартков с “большой охотой согласится на всё и прибавит
от себя уже всякому вдоволь благообразия.
Он будет дивиться чудной быстроте и бойкости своей кисти. ”

Польстив ради успеха «аристократической даме»
(читай-богатым заказчикам), он изменил чистоте искусства.
И талант стал покидать Чарткова, изменил ему.

Сделав своим призванием накопление богатств,
угодливое служение верхам общества, Чартков мог создавать
лишь стандартные, лишенные всякой живой мысли,
живого чувства портреты знатных сановников,
аристократических дам, но он потерял Дар передать в
искусстве большую жизненную правду,
Талантливый художник превратился в жалкого ремесленника,
неспособного создавать подлинные художественные ценности.
Трагедия Чарткова в том и состоит, что он сам загубил свой талант,
поставив сиюминутную славу, материальный успех выше искусства.

Отсутствие живой веры в Бога как источника всякого блага и
готовности обратиться ко Творцу в чувстве покаяния приводит
Чарткова к краху: художник возненавидел искусство.
Он начинает скупать все талантливые произведения и
уничтожать их с «бешенством» и «адским» наслаждением.
Деньги играют роковую роль в его жизни:
в начале они стали причиной гибели его таланта,
сейчас он использует их на то, чтобы уничтожать талантливые
произведения других художников.
При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с
портрета.
Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего:
все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных
полотен других художников.
Фактически он возвращает деньги тому, от кого их получил.
Так Гоголь подчеркивает: сделка с дьяволом ведёт к
опустошению, погружает человека в небытие.

Источник

Гоголь «портрет» ответьте на вопросы (характеристика чарткова)
1.как изображен процесс работы над портретом лизы?
2.что нарушает работу художника?
3.как относится к претензиям заказчика?
4.что примиряет его с ними?
4.почему гоголь так подробно описал первый портрет, а об остальных творениях художника упомянул только вскользь?
5.как закончил жизнь чартков?

Что нарушает работу художника чарткова

Ответы 10

Что нарушает работу художника чарткова

Что нарушает работу художника чарткова

Что нарушает работу художника чарткова

Что нарушает работу художника чарткова

Что нарушает работу художника чарткова

Что нарушает работу художника чарткова

1. Действие повести происходит:

2. Имя главного героя:

а) Андрей Петрович Чартков;

3. В лавочке продавали:

а) картины, писанные маслом;

4. Покупателей было:

5. Чартков впервые увидал портрет:

в) в картинной лавке.

6. Главной деталью портрета было:

в) сторговался в лавочке за двугривенный.

8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:

9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:

в) на новую квартиру, одежду, развлечения.

10. Талант Чарткова еще проявил себя:

в) портрете дочери аристократической дамы.

11. Чарткова прославил:

в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.

12. Чартков стал знаменитым:

в) благодаря таинственной силе портрета.

13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:

14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:

в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
.

15. Историю таинственного портрета рассказал:

в) молодой художник.

16. Изображенный на портрете старик был:

17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:

18. Портрет был заказан художнику:

в) самим ростовщиком.

19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:

б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;

20. Портрет в конце концов:

21. Композиция всего произведения:

Что нарушает работу художника чарткова

Что нарушает работу художника чарткова

Что нарушает работу художника чарткова

Вроде всё правильно

Что нарушает работу художника чарткова

Что нарушает работу художника чарткова

Что нарушает работу художника чарткова

К художнику пришел человек, который всем давал деньги в долг, обладающий дурной славой (те, кто у него в долг брал, накликал на себя несчастья всякие), с нарисовать его для того, чтобы после его смерти какая-то его частичка жила в этом портрете и он не умирал полностью. Художник начал его рисовать потому, что у него была цель нарисовать дьявола. Рисуя этого мужчину, он все отчетливее находил некую бесовщину в его лице, словно невидимая рука заставляла рисовать его. В конце концов он чего-то испугался, так и не дорисовав портрет, выбежал в испуге из дома. На следующий день тот мужчина, которого рисовали, умер. Особой живостью в картине отличались глаза. Художник хотел сжечь холст, но к нему пришел знакомый и забрал картину, не дав уничтожить это произведение художнику.

На аукционе, когда всю эту историю рассказывал один человек, все внимательно слушали и совершенно не заметили, как холст с картиной загадочным образом исчез.

Источник

Анализ произведения Н. В. Гоголя Портрет

Что вам известно об искусстве? Многих поставит в тупик данный вопрос. А о портрете, как о жанре изобразительного искусства? Согласитесь, портреты ведь бывают разные, и не только по тому, как и кто их написал. Всё зависит и от того, кто изображён на портрете. Это влияет на наше восприятие картины, наши чувства, эмоции, мысли, переживаемые, когда мы смотрим на неё. Мы можем испытывать радость, гордость, умиление, гнев, страх… Старые, давно написанные портреты хранят в себе много тайн, одному художнику ясного смысла. У каждого из них своя неповторимая история. Фотографии, что стали весьма популярны в современности, выполнены без чувств, без души. Это всего лишь секунда из жизни. Портреты же всегда несут в себе частичку души художника, как и любые другие картины. Маленький набросок, большой портрет, детские рисунки – всё это несёт в себе определённую энергетику. Именно эта мысль улавливается в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

Написана повесть была в 1835-1834 годах. Впервые «Портрет» был напечатан в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя». Повесть была значительно переработана в конце 1841 – начале 1842 года; данная редакция закончена в марте 1842 года и опубликована в третьей книге «Современника» за 1842 год, со следующим примечанием от редакции: «Повесть эта была напечатана в «Арабесках». Но вследствие справедливых замечаний была вскоре после того переделана вся и здесь помещается в совершенно новом виде».

Начав читать о том, что происходило с Чартковым, я сначала было сравнила его состояние с сонным параличом. Это как раз таки то самое состояние, когда ты не в состоянии закричать или пошевелиться, тебе мерещатся самые невообразимые ужасы. Ты находишься на грани между сном и реальностью. Кто-то считает, что это всего лишь игры подсознания, воображение. Иной возразит ему, сказав, что это не совсем так. Что всё это не случайно. И такие видения, как у Чарткова, могут иметь большое значение. Да, это действительно страшно. Думается, что таким образом нас пытаются предупредить об опасности, уберечь от чего-то. Но, зачастую, сочтя виденье за обычный сон, человек не видит опасности до последнего момента. До того момента, когда становится слишком поздно.

И так, Чартков получает деньги. Много денег. И тут же им овладевают бесы. Все его действия так и затягивают юношу в беспросветную пучину ада, где дьявол так и подбивает его на свершение новых, ещё более ужасных уже не только с точки зрения религии, но и норм общества, поступков. Он слишком высокомерен, чересчур горделив и чрезмерно уверен в себе. Слава затмила разум, гордыня съедает его изнутри. Талант отходит на последний план. Главное – свет. Званые обеды, балы, прогулки, бессмысленные пустые беседы и бездушно написанные портреты. Они однотипные, не несущие в себе и частички души живописца. В них нет ничего «живого». Одна лишь жалкая копия природы, и та с излишними прикрасами. Когда же Чартков вдруг видит, чего добился его старый друг, пошедший совершенно иным, нежели он сам, путём, мужчину одолевают ненависть, зависть, отчаяние, чувство собственной никчёмности и ненужности. Чувство того, что все его последние произведения не имеют ничего общего с тем шедевром, что он сейчас узрел. Ничего общего с талантом. С искусством. Искусство – выражение чувств, эмоций. А Чартков никаких чувств не испытывал, когда писал портреты за деньги. Он сам истребил в себе талант. Придя в отчаяние, художник скупает и уничтожает все самые гениальные и дорогие произведения искусства. В итоге некогда талантливый живописец сходит с ума и умирает в мучительной лихорадке….

Из второй части повести мы узнаём историю самого портрета. Нам рассказывают о самом ростовщике, чьи глаза внушают ужас в сердца людей, о художнике, написавшем сие произведение искусства. Бессмысленно, мне кажется, излагать историю подробно здесь сейчас.

Скажу лишь я вам в заключенье,
Что выбор ваш всегда лишь ваш,
И если хватит вам терпенья
Не попадаться в заточенье
Грехов и глупых скверных блажь,
Спасти ваш дух и вашу душу не будет составлять труда.
Запомните, что ваши души,
что ваши судьбы лишь в руках
Едино вас.

И только вы делаете выбор – поддаться греху и искушенью, или же побороть их в себе и встать на верный путь.

А если всё же совершите
Вы грех, к примеру, написав
Портрет самОго дьявола,
То в силах душу исцелить:
Лишь стоит Бога умолить
Вам дать его благословенье
И душу вашу снисхожденье
Настигнет. Только время ждите
И всё молите, и просите,
Терпите, душу очищая
И на прощенье уповая.
Так в чём мораль?
А, может, в том,
Что сами путь свой изберём,
И сами примем мы решенье –
Отдать портрет иль взять грешенье.

Источник

Конспект урока литературы в 10 классе по теме ««Тема творчества в повести Н.В.Гоголя «Портрет»: три типа художника, их нравственный выбор».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Открытый урок по литературе с элементами интеграции в 10 классе «Тема творчества в повести Н.В.Гоголя «Портрет»: три типа художника, их нравственный выбор».

Цели урока:
Образовательная :
— проанализировать повесть Н.В. Гоголя «Портрет»
— определить тему, актуальность проблем повести

— вывести основные проблемы повести, пригодные для использования в качестве аргументов в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку

Развивающая:
— развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя
— устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников;
— умение работать с текстом.

Воспитывающая:
воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым;
— убедить учащихся, что чистота души человека зависит только от его самого;
— умение различать светлые и негативные стороны жизни.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-беседа

Оборудование: проектор, компьютер.

Опережающее домашнее задание.

Читать повесть, отвечая на данные вопросы (см. приложение)

«Спасай чистоту души своей.
Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть душою»

-Здравствуйте, ребята, гости нашего урока. Сегодня мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблемы; постараемся определить, какой выбор стоит и перед гениями и перед обыкновенными людьми.

Я думаю, с этой задачей мы справимся, если будем на уроке… (активными, заинтересованными, мыслящими). Желаю нам успеха!

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова? Первая часть эпиграфа относится к каждому из нас, а вторая? (К творцу). Как вы думаете, связан ли эпиграф с темой нашего урока? (Да, связан с темой творчества).

Запишем тему урока.

— Ребята, начнём анализировать повесть, оттолкнувшись от композиции. Какова она?

Повесть состоит их 2 частей. В первой части дана история художника Чарткова и параллельно (кратко) история русского художника из Италии); вторая часть рассказывает о художнике, создавшем портрет ростовщика.

— Что узнаем мы о молодом художнике Чарткове в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.)

Был ли у него талант? (чтение отрывков).

-Что стало целью для Чарткова? (Им овладела страсть наживы, золото как самоцель)
-Так бы и продолжалась жизнь Чарткова, если бы ни одно происшествие, какое?
— Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?
(Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.)

— В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку своего гениальное произведение, литературоведы усматривают черты художника А.А. Иванова, чей труд над картиной «Явление Христа народу» стал для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Художник Иванов много лет писал свое грандиозное полотно.
-Что рассказывается об этом художнике, какой путь выбрал он? Каково его творение? (чтение цитаты)
-Гоголь подводит нас к мысли, что талант – это дар Божий, и дан он, чтобы служить добру, истине. Дарование нужно не только заслужить, но и сохранить в себе.

— Что почувствовал Чартков, когда понял, что потерял свой талант?

-Как вы думаете, может ли этот момент считаться кульминационным в истории Чарткова? (да, может. Герой прозрел, осознал гибель своего таланта).

Но только ли талант погиб в художнике?

— Какое адское намерение родилось в его душе?

Подтвердите текстом (Чтение цитаты: «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».)

— Жизнь Чарткова закончена, а портрет ростовщика с его дьявольской силой, остался.
— Как отзывались люди о портрете ростовщика? «В нём сидит нечистая сила». «Переходя из рук в руки он приносил страдания и несчастья.)
-Как называется повесть? ( «Портрет»)

Так что же здесь главное? Портрет приносит горе каждому, кто с ним соприкоснётся. Портрет у Гоголя – это олицетворение зла, темного начала в мире).
В чем заключается смысл названия? Зло – неотъемлемая часть этого мира, оно всегда где-то среди нас, оно способно овладеть любым человеком.

Художник вовремя понял свою беду и решил уединиться в монастыре, очиститься от греха.
— Простил ли его Бог? (Да. Он заслужил прощение)
— Какую картину он написал в конце жизни? (Икону «Рождество Христово».)

Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех. (Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах Божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину. Все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое».

Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын.

— Эти слова, ребята, можно считать гимном жизни. Они и сейчас актуальны.

Вернёмся к эпиграфу «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Почему талантливый должен быть чище душой? Истинное искусство должно служить добру. Дар дается не каждому человеку. Кому же он дан, тот должен быть чище всех душою. Обязан не растерять, не разменять его на мелочи.)

Какой литературный прием использует автор в повести? (Три жизни, три художника. Прием сопоставления).

Подведём итог урока. Материалы из этой повести можно использовать в качестве аргументов в сочинении-рассуждении на ЕГЭ. Заполним таблицу «Банк аргументов на ЕГЭ».

1. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

2. «Актуальны ли проблемы, поставленные Гоголем, в современном мире».

Источник

Характеристика и образ Художника в рассказе Портрет Гоголя сочинение

«Портрет» Гоголь, анализ произведения

В 1834 году русское общество восторженно обсуждало «Пиковую даму» Александра Пушкина. Это мистическое произведение подтолкнуло Николая Гоголя к написанию повести «Портрет», в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике «Арабески».

Многим критикам произведение не понравилось. Белинский считал, что «Портрет» был неудачной попыткой, где талант автора начал падать.

После скандала с премьерой «Ревизора» Гоголь выехал в Италию. Под южным солнцем и под влиянием художника Иванова Николай Васильевич переработал повесть, а затем вновь опубликовал ее в 1841 году.

Писатель внес коррективы в диалоги, сцены, изменил фамилию главного героя. Теперь он звался Чартков, а не Чертков, что вызывало у читателей ассоциации с чертом. Стал другим и финал произведения: фигура ростовщика не исчезает с картины, а пропадает сам портрет.

Повесть состоит из двух частей. Центральное место в каждой из них занимает образ художника. Гоголь показывает две судьбы, два таланта с различным мировоззрением, с противоположным пониманием задач живописи. Герой первой части – молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду. Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его «живыми» глазами.

Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление.

Каждого мастера портрет искушает. Чартков, найдя спрятанные в раме деньги, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать свой талант. Но вместо этого приобретает ненужные вещи, модную одежду, посещает рестораны. Подсознательно Чартков и раньше завидовал жизни модных художников, хотел богатства, известности. И это желание теперь одержало победу над стремлением к творческому росту. Именно жажда славы заставила Чарткова заказать о себе хвалебную статью.

Поначалу молодой живописец стремится следовать правде жизни, ищет не просто портретное сходство, а старается перенести на полотно душу человека, его характер. Но постепенно он превращается в ремесленника, потакающего вкусам толпы, теряет божественную искру.

Чартков стал знаменит и богат. Его восхваляет публика, известные люди предлагают преподавать в художественной Академии. Он уже свысока поглядывает на молодых живописцев, поучает их. Только увидев новую, по-настоящему талантливую картину, Чартков понимает, что свой талант погубил.

Искушение отца художника Б. было другого рода. В демоническом образе ростовщика его привлекла возможность создать портрет нечистой силы. Это был вызов таланту. Художник чувствовал, что поступает неправильно, но профессиональный интерес заставил его продолжать работу. К счастью, в отличие от Чарткова, иконописец смог вовремя остановиться. Огромным усилием воли ему удалось избавиться от влияния портрета, очистить свою душу. Он завещает сыну найти и уничтожить роковую картину.

Финальная часть повести не добавляет оптимизма. Сошел с ума и погиб Чартков, уничтожив перед этим большое количество своих хороших работ. Но страшный портрет сжечь не удалось. Он был похищен и, возможно, стал искушать новую жертву.

Противопоставление двух судеб талантливых художников закономерно. Гоголь хотел показать, что только путем отказа от мирских благ, от суеты светской жизни художник может создавать настоящие картины, а не ремесленные полотна. Не зря иконописец находит спасение от влияния портрета в монастырских стенах.

В период работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних произведений он подошел к реализму, но еще не до конца осмыслил возможности нового для себя направления. В повести «Портрет» писатель ищет ответ на вопрос: может ли искусство быть предельно точным, зеркально отражать жизнь? Или оно должно изображать действительность художественными средствами, воздействуя на мысли и чувства людей, воспитывать их? Ведь художник во второй части повести слишком приблизился к реальности, сделал глаза ростовщика живыми и впустил зло в этот мир.

Автор несет ответственность за свое творение. Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.

Два художника (по повести Н.В. Гоголя Портрет)

Николай Васильевич Гоголь окончил свою повесть «Портрет» в 1842 году. В ней он использует казалось бы слегка избитый мотив: богатство или иначе говоря обмен души на деньги.

Впрочем сама тема считается уже традицией, чем и предопределён был выбор автора. Сама по себе повесть сумела охватить множество проблем: человеческая душа и проистекающая в ней борьба добра и зла, власть и жажда наживы, способные так сильно влиять на человека, но основной проблемой повести является проблема назначения искусства. Что есть искусство истинное и что есть мнимое? «Портрет» состоит из двух частей и в каждой из них, мы сталкиваемся с художником.

В первой части основным героем является молодой живописец Чартков. Он обладает редким талантом и предстаёт замечательным художником, но несмотря на это, он беден. Чартков восхищается талантом иных великих художников, потому что они не кажутся ему теми новомодными художниками современности, картины которых рисуются исключительно за денежное вознаграждение.

Однажды Чартков посещает картинную лавку и там находит портрет, с виду вполне обычный, но отчего-то он заинтересовывает молодого художника. Сам по себе портрет выглядит старым и потрепанным.

На нём был изображён какой-то старик в персидском костюме, но глаза этого старика были настолько хорошо прорисованы, что Чарткову казалось, будто старик этот смотрит на него. Портрет тянул к себе молодого художника. Сам того не ожидая, Чартков покупает картину.

Героем второй части повести является другой молодой художник. Через него мы узнаём историю одного портрета. Узнаём историю о ростовщике, у которого всегда были деньги в долг, но клиенты этого ростовщика заканчивали свою жизнь печальным образом. И вот проклятый портрет этого самого ростовщика и попал в руки Чарткова. Повесть заканчивается тем, что молодой художник обещает себе найти этот портрет дьявола и уничтожить его.

Подобные записи

«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческо…

«Двусмысленные темы» в поэзии Игоря Северянина

Форма выражения авторской позиции в творчестве Михаила Зощенко

Сочинение на тему «Портрет» Гоголь

Повесть Н.В. Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.

Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем.

Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги.

А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и заказчиков — минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.

Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика…

Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его.

Так заканчивается повесть Н.В. Гоголя Портрет.

Два художника в повести Гоголя «Портрет»

Главной проблемой, которую Гоголь поднимает в повести «Портрет

» является проблема выбора мнимого или истинного искусства. Решение этой проблемы писатель постарался найти в образах двух художников описанных на страницах произведения.

В начале повести Гоголь знакомит нас с молодым художником Чартковым, который крутится возле картинной лавки. Его внимание привлекает очень старый портрет. Чарткову эта работа кажется неоконченной, но взгляд старика, изображенного на картине, словно околдовал художника и он покупает портрет за последние деньги.

Стоит отметить, что Чартков был действительно талантливым художником. В свои работы он вкладывал частичку души. Каждую деталь молодой художник старался изобразить максимально реалистично. Он восхищался работами великих мастеров. Несмотря на свой талант, Чартков был очень беден и жил в нищете. Ему было не понятно, как другие художники, рисуя посредственные картины, зарабатывают большие деньги.

Покупка портрета старика изменила жизнь молодого художника. Ночью ему приснился сон, в котором он увидел, как старик с портрета ожил. Он присел на кровать к Чарткову и начал пересчитывать какие-то свертки. На одном из них художник заметил надпись «1000 червонных». Этот момент показывает склонность Чарткова к искушению богатством и славой. Утром он действительно нашел сверток с деньгами. Часть денег художник тратит на полотна и краски, но, не устояв перед искушением, снимает роскошную квартиру на Невском проспекте и заказывает хвалебную статью в газете. После этого от клиентов не было отбоя. Чартков все также старается писать портреты максимально точно и естественно, но работы не нравятся клиента. Тогда он решать писать так, как хотят заказчики. Этим Чартков придает свой талант и теряет свое предназначение.

Когда-то бедный художник становится модным художником. С его мнением начинают считаться, его приглашают оценить работы других мастеров. Чартков меняется и внутренне. Теперь он не боится критиковать других, считает художников, которые пишут картины месяцами бездарными.

В один из дней его приглашают оценить картину одного молодого художника. Чартков, взглянув на работу, понимает, как она великолепна. Теперь он понимает, что продал свой талант. Чартков начинает скупать работы великих художников и уничтожать их. В конечном итоге, он, сойдя с ума, умирает.

Далее мы оказываемся на аукционе, где выставлен портрет старика. Когда торги были в самом разгаре, один художник заявил права на эту картину. Присутствующим он рассказал историю про человека, изображенного на портрете. Этот человек был очень богат, любой мог занять у него денег. Но все, кто прикасался к деньгам старика, трагически заканчивали свою жизнь. В один из дней этот старик попросил отца рассказчика нарисовать его портрет. Работа очень утомляла мастера. В конечном итоге, он ее бросил. А жизнь художника наполнилась злостью и завистью. Тогда он решил уйти в монастырь, где написал икону Рождение Иисуса Христа. Эта икона позволила исцелить душу художника. А своему сыну он завещал найти и уничтожить портрет старика.

В образах двух художников Гоголь показал нам, как может быть губительна жажда денег и славы и то, что искусство должно быть истинным.

Понравилось сочинение? А вот еще:

«Портрет» Н.В. Гоголя и «Портрет Дориана Грэя» О. Уальда (сопоставительный анализ)

Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” и роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея» разделяют годы и расстояния. Их объединяет проблема, положенная в основу обоих произведений: нельзя ради наслаждения преступать нравственные законы.

В повести Гоголя «Портрет» есть и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство.

Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа… кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков, по признанию его учителя живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром.

Своим успехом Чартков обязан тем, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта — рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. Но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», — говорит отец сыну во второй части повести. Эти слова почти дословно повторяют слова Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Но для Пушкина добро — в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности.

Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение. Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи», прямой отзыв о которой помещен как статья во второй части сборника «Арабески».

Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? Гоголь двойственно отвечал на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в повести речевой рамой портрета.

Роман «Портрет Дориана Грея» – о красоте внешней и внутренней, об их соотношении в человеке, о нравственности. Сюжет ее заключается в том, что некий Художник пишет прекрасный портрет очень красивого юноши. Художник знакомит этого юношу, “чистого душой и помыслами”, со своим другом Генри. Генри циничен (во всяком случае, внешне), обладает даром убеждения, его речи — речи искусителя. Он убеждает юношу (зовут которого Дориан), что от жизни нужно брать все, что молодость — высшая ценность, что совесть — лишь трусость и т.д. Дориан меняется в минуту, на глазах изумленных читателей. Он “искушен”, хочет чувствовать все, испытать все удовольствия, сделать из своей жизни произведение искусства. Видя свой портрет, он в сердцах умоляет сделать так, чтобы портрет старел вместо него. Его желание сбывается. Дориан сохраняет молодость и красоту, а главное — его грехи отражаются не на его лице, а на портрете.

В романе Оскара Уальда, как и в повести Гоголя, звучит и тема искусства. Она показана в истории артистки Сибиллы Вэн, брошенной Дорианом и лишившей себя жизни. Девушка изумительно играла шекспировских героинь, пока не знала любви, и Дориан влюбился не в нее, а в созданные ею прекрасные образы. Полюбив Дориана, Сибилла сразу теряет свое мастерство. Воплощать на сцене страсть можно только с совершенно холодным сердцем. Узнав о самоубийстве Сибиллы из газет, Дориан восклицает: «Как бы я плакал, если бы прочел о ее смерти в каком-нибудь романе!» Эта фраза подчеркивает мысль Уайльда о превосходстве искусства над жизнью. Но искусства истинного, в основе которого лежит нравственность.

В основе повести Гоголя и романа Уальда лежат мысли о нравственности и искусстве. Оба автора утверждают, что нет ничего такого, ради чего стоит нарушать законы нравственности. А искусство писатели ставят на высшую ступень человеческого бытия. «Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего… Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства», — пишет Гоголь. И ему созвучны мысли об искусстве Уальда.

Тема творчества и ответственности художника в повести Н. В. Гоголя «Портрет».

Повесть “Портрет” посвящена основной и животрепещущей теме Н. В.Гоголя – теме творчества, судьбы художника, эстетического и нравственного.

Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения – “Невский проспект”, “Портрет” (1 ред.), “Записки сумасшедшего” – вошли в сборник “Арабески”, опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах. Первые две повести перекликаются с рядом статей “Арабесок” по вопросам искусства. Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. “…Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято… В искусстве таятся созданья, а не разрушенья. Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства…” – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому.

В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В. Г. Белинский отметил: “Портрет” есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без увлеченья…

Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя…” В Риме автор подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все “нервы” произведения. Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически. В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: “Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?” Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика.

Повесть состоит из двух частей: В первой рассматривается трагическая история художника Чарткова; вторая рассказывает историю преображения человека. Здесь Н. В. Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём “перевёрнутой композиции” (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой). Почему погиб талант Чарткова? Почему герою не удалось сохранить свой талант, а автору таинственного портрета удалось преодолеть в себе живописца “нестройной жизни”? Каков смысл композиции?– ответы на эти и другие вопросы помогут юным читателям разгадать многочисленные тайны гоголевского текста. На уроках речь пойдёт о тайне творчества, о загадке человеческого духа, о возможных способах постижения природы искусства, о том, как важно человеку не предавать себя, не изменять своему таланту и верить в своё призвание. Проблемный анализ поможет ученикам преодолеть многие “нестройности” восприятия текста.

Каждый новый заказчик будет иметь “притязания на разное”. Они попытаются скрыть следы деформированной действительности за маской Марса, Байрона, обликом Коринны, Ундины, Аспазии, Чартков с “большой охотой согласится на всё и прибавит от себя уже всякому вдоволь благообразия… Он будет дивиться чудной быстроте и бойкости своей кисти…” А пока он стоит “уже несколько времени неподвижно”, словно заворожённый, перед одним портретом, в больших, когда-то великолепных рамах…”

Рассматривая дома таинственный портрет, Чартков испытал одновременно два противоположных чувства: с одной стороны, он сильно испугался, с другой – какое-то томление охватило его. Молодой человек пытался заснуть, думая о “бедности, о жалкой судьбе художника, о тернистом пути, предстоящем ему на этом свете”, но портрет не давал ему покоя : что-то притягивало, манило за ширму. Золото, блеснувшее в руках ростовщика, стало символом искушения, духовного испытания героя. В “Петербургских повестях” сновидения наделяются особой функцией испытания души. “Герой-сновидец предстаёт как своеобразный медиатор между этим и тем светом; блуждающая душа героя обнажает переживаемое им состояние кризиса, что выражается в потере ориентации, неумении ответить на вопросы “где” и “когда”.

Переходы из одного сна в другой метафорически обозначают движение героя в пучину хаоса. Этот эпизод напоминает по тематике сцену “Вакула у Пацюка” из повести “Ночь перед Рождеством”. Вареник, попавший волшебным образом в рот кузнеца в “голодную кутью”, явился неким “договором” с нечистой силой. Однако набожность Вакулы не позволили ему совершить грех. У Чарткова не было внутреннего стержня, как не было его у многих людей, живущих в ломающемся мире. “Красивая жизнь”, праздничные гуляния с дамами, вкусные обеды – об этом мечтал тайно бедный художник в маленькой комнатке на Васильевском острове. Схватив судорожно свёрток, Чартков смотрел, не заметит ли старик…”. Так произошло “подписание договора с дьяволом”. Эта тема не нова в литературе: она волновала Гёте, Байрона. Пушкина. Лермонтова. Но у Пушкина в “Сцене из Фауста” развита мысль о том, что “человеческая природа всё ещё сохраняет благоговенье перед понятиями, священными для человеческого рода”. Любовь и является одним из таких понятий. Когда Мефистофель вырывает из души героя корень любви, ему ничего не остаётся, как издать приказ: “…всё утопить”. Жизнь теряет всякий смысл, когда любовь превращается в иллюзию (см. анализ “Сцены из Фауста” в кн. Маранцман В. Г. На пути к Пушкину. – М., 1999).

В повести Гоголя диалога героев нет. Его участники (художник и ростовщик) пребывают в “разных пространственно-временных и исторических плоскостях”.

Вместе с тем формула диалога сохраняется в повести. Герои общаются с помощью жестов, взглядов, а свёрток с монетами – это итог этой встречи.

Таким образом, получение денег – это первый “прекрасный миг”, “преобразовавший” Чарткова. Он прекрасно устроился, составил себе карьеру, добился успеха у столичной знати. Деньги приобщили его к атмосфере, где царствует “презренный холод торговли и ничтожества”.

Творческие напряжения и порывы сменились небрежностью, равнодушием

к собственному творчеству. “Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Гений творит смело, быстро…” – так теперь рассуждает Чартков. Как здесь не вспомнить пушкинские строчки:

Служенье муз не терпит суеты,

Прекрасное должно быть величаво…

Гоголь лексически подчёркивает историю духовной гибели живописца.

“Уже он начал достигать поры степенности ума и лет… Уже в газетах и журналах читал прилагательные: “почтенный наш Андрей Петрович”,

“заслуженный наш Андрей Петрович”… Уже стали предлагать ему по службе почётные места”. Во всех этих рядах обнаруживается два противоположных плана: один – передаёт продвижение по службе, внешнее восхождение, а другой план (внутренний) раскрывает деградацию личности художника (“Уже он начинал верить, что всё на свете просто, вдохновения свыше нет…”), променявшего талант на простые безделицы.

За свой быстрый успех герою пришлось расплачиваться талантом и душой.

Увидев “божественное” произведение искусства, привезённое из Италии, Чартков на миг прозрел, к нему вернулась молодость, “как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова”. Здесь герой ощутил второе “прекрасное мгновение”, на некоторое время восстановившее прерванную связь художника с миром людей, с миром искусства. В этот миг он понял, что настоящий талант нельзя купить ни за какие деньги. Вновь фаустовский мотив “прекрасного мгновения”, на некоторое время осветил жизнь героя, наметил перелом в воззрениях и характере: от ослепления к прозрению, от заблуждения к истине. Однако восстановление его личности оказалось невозможным. Чартков истощил самого себя. Когда он взглянул на картину, “чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника”. Он хотел высказать замечания, но “речь умерла на устах его, слёзы и рыдания нестройно вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы”. Герой стал частью этой “нестройной” жизни, забыв о своём высоком предназначении. Чарткорвым, как и пушкинским Фаустом, овладела страсть к разрушению, однако мотивы такого поступка у художника были иные. Последние дни жизни его были ужасны: он безжалостно уничтожал лучшие картины, шедевры мировой живописи. Зло потому стало для Чарткова неуничтожимо, что он оказался неспособен терпеть и надеяться. Ему не хватило душевного покоя, мудрого смирения, чтобы преодолеть душевную смуту.

С портретным изображением связана надежда человека на “преодоление” смерти и посмертное существование в портретном образе (ростовщик художнику: “Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить”). Портрет получился “совершенный”, как будто живой человек глядел с полотна. Автор портрета, как и Чартков, стремился к точному изображению, к овладению природой. Хозяин квартиры говорит о Чарткове: “Вот комнату рисует… нарисовал её со всем сором и дрязгом”. Всех присутствовавших в лавке поразили глаза ростовщика, “живые” глаза, пронизывающие душу насквозь. Подражание природе, видимо, необходимое для искусства, но явно недостаточное действие. Как отмечает В. А. Фаворский, “живое” в искусстве не там, где с портрета смотрят совершенно живые глава, заставляя вас содрогаться, но там, где художнику удаётся создать цельное пространство – мир, который в своей цельности оказывается самостоятельным, самосущим, а значит, уже в очень значительной степени и живым”. Вторая часть повести и раскрывает историю преодоления “заданности” искусства, путь познания и преодоления “порывов страдания”. Только жизнь в монастыре, посты и молитвы восстановили гармонию духа художника-портретиста. Картина, созданная художником после его пострижения и отшельничества, поразила “необыкновенной святостью фигур”. “Чувство божественного смирения и кротости в лице Пречистой Матери… святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину, – всё это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое”.

В повести “Портрет” представлен идеал художника – автор “великолепной” картины. Гоголь в нескольких фразах, но свободно и вдохновенно проговаривает свою позицию, наслаждается величия духа мастера. В этой картине, “чистой, непорочной, прекрасной, как невеста”, сказалась та свобода творчества художника, о которой мечтал писатель. Жизнь художника прошла вдали от “свободного мира”. “Ему не было до того дела, толковали ли о его характере, о его неумении обращаться с людьми, о несоблюдении светских приличий… Всем пренебрегал он, всё отдал искусству”. Как отмечается в исследовательской литературе, прообразом молодого талантливого художника стал друг Гоголя – А.А. Иванов. “В облике Иванова, в его творческом самоотречении Гоголь видел образ идеального художника, о чём писал в “Выбранных местах…”. С Ивановым писатель познакомился в Риме в 1838 году при содействии В. А. Жуковского, когда тот работал над своим главным трудом – “Явление Мессии”. Знакомство переросло в дружбу, не прекращавшуюся до смерти писателя. Гоголь высоко ценил талант живописца, присущий ему пытливый, философский склад ума. Всю страсть своего сердца Иванов отдавал работе над картиной. Около 1833 года Иванов создаёт эскизы будущего творения. На картине разворачивается сюжет, взятый из первой главы Евангелия от Иоанна. Перед нами бугристый участок земной поверхности, ближе к зрителям почва слегка поднимается, уходит вглубь, затем опускается, вновь круто поднимается холмом и завершается долиной, за которой тянется вереница гор. Эти движением художник расширил пространство картины: каждое действующее лицо становится обозримым. На переднем плане, чуть сдвинуты в левую сторону, под вековым деревом расположилась группа апостолов, возглавляемая Иоанном Крестителем. Этой группе противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями. Между этими полюсами – вереница людей, которые пытаются понять происходящее, слушают, что им говорит Иоанн. Вся апостольская группа направлена к Христу, группа фарисеев и книжников, спускающихся с холма, направляются от Христа. Они не приняли учение Господа, однако пришли Его послушать. Каждый персонаж выбирает свой путь: либо избавление от грехов, либо возможность жить по-прежнему. “Каждому достанется по его вере”, по самоощущению себя в меняющемся мире. одни пребывают в смятении, сомнении; раб жаждет свободы; фарисеи живут прошлым; в лицах “дрожащих” чувствуется пробуждение сознания собственной душевной неустроенности. Некоторые ещё только прислушиваются к спокойному, ровному шагу Христа. Он несёт с собой завет спокойствия и умиротворяющей гармонии. В эскизах есть фигура, получившая название “ближайшего” к Христу. Это человек со встрёпанными волосами, в хламиде бруснично-жёлтого цвета, с худым лицом, обращённым в профиль. Вся фигура даёт впечатление мучительного переживания своей греховности. В картине нет, кроме него, ни одного лица, которое было бы носителем столь глубоко безысходных драматических черт. В эскизных зарисовках легко обнаружить в этом персонаже характерные для Гоголя черты лица. Введение писателя в картину о Мессии в ранний период знакомства его с Ивановым могло произойти не просто с его согласия. но и при активном его содействии. Гоголь как раз в этот период работал над II редакцией “Портрета”, и покаянный настрой очень соответствовал этому процессу.

Связь Сцены из Фауста” А. С. Пушкина с “Портретом” Н. В. Гоголя основана на общности некоторых сторон мировоззрения двух гениев. Если в человеке уничтожена любовь, не найдена “божественная опора”, разрушена нравственная природа, то весь мир может оказаться на краю духовной и физической гибели. Когда ученики видят, как Гоголь, опираясь на литературные традиции, раскрывает новую мысль, создаёт новый сюжет, они убеждаются, что осмысленные писателем события, оставшиеся в памяти человечества, дают стимул к дальнейшим творческим поискам.

Образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет»

Вариант 1

Андрею Петровичу двадцать два года, он молод, но очень способный к искусству человек. Одевается он в потёртые вещи, не особо следит за своим гардеробом, его это мало волнует, потому что, во-первых, смысл его жизни — это писать картины, развивать свои навыки художника, а во-вторых, у него просто нет денег, чтобы поменять одежду на другую. Живёт наш герой на Васильевском острове в Петербурге, где снимает комнату и даже имеет по ней долги. Чертков настолько беден, что по вечерам у него не горит свеча, чтобы экономить.

Однажды художник побывал на аукционе, где на последние свои деньги выкупил картину, которая ему сильно понравилась. На ней был изображён какой-то загадочный старик. За рамкой этой картины Чертков находит мешочек с тысячей червоных, которые переворачивают его жизнь. Обрадовавшись внезапному богатству, он бросается менять свою жизнь: он бежит к портному, чтобы купить новые вещи, которыми долго любуется и восхищается, он снимает первую попавшуюся огромную квартиру на Невском проспекте, он покупает себе духи и другие средства туалета.

Но Чертков хочет славы и признания, поэтому заказывает рекламу в газете за те деньги, что он нашёл. С помощью этой рекламы все в городе узнают о нём, начинают заказывать у него свои портреты, вскоре к нему уже ходят самые важные и зажиточные люди Петербурга, Чертков купается в деньгах и самолюбии. Андрей Петрович становится частым гостем на светских вечеринках, ухаживает за дамами и считается в обществе важной персоной.

К сожалению, с приходом денег от Черткова уходит талант: ему больше не доставляет удовольствия писать портреты, его кисть хладеет, как пишет автор, а бывшие знакомые больше не узнают его картины, потому что его прошлые картины были окружены ореолом таланта, а эти — бездарностью.

В один момент Чертков видит картину своего приятеля, которая в разы лучше, чем его работы, потому он начинает яростно ненавидеть товарища и завидовать ему. С этого момента Андрей понимает, что его талант угас, что он сам всё испортил, сам себя погубил. Из зависти он начинает скупать лучшие картины в городе и портить их. Так доходит он и до белой горячки, от которой и умирает.

Вариант 2

Повесть Гоголя «Портрет» состоит из двух частей, в каждой из которых главными героями являются художники. У каждого из них своя судьба, свое мировоззрение, оба они талантливы, но они диаметрально противоположны друг другу.

В первой части повести, описывается жизнь и судьба молодого талантливого художника Чарткова. Чартков – подающий надежды в живописном искусстве молодой человек. Он снимает небольшую студию, в голоде и нищете создавая талантливые произведения. Но в нем изначально заложены человеческие пороки – он мечтает о роскошной жизни, славе и богатстве.

Однажды, когда ему нечем было заплатить за квартиру, не на что купить еды, он потратил последние деньги на покупку старого портрета, который коренным образом изменил всю его жизнь. В раме портрета, художник обнаружил сверток с деньгами. Сначала его посетили разумные мысли, он хотел потратить неожиданное богатство на новую студию, купить хорошие краски и кисти, и развивать свой выдающийся талант. Алчность и тщеславие перебороли это разумное желание, и Чартков пустился во все тяжкие. Он снял себе шикарную квартиру, накупил множество модных обновок, стал обедать в дорогих ресторанах, вести праздную, в удовольствиях жизнь. Заказал себе хвалебную статью, у него появилось много заказчиков. Скоро, забыв о своем таланте, он поставил свое умение создавать портреты, на конвейер, выпуская из-под своей кисти стандартные и однообразные портреты, похожие друг на друга, как две капли воды. Безжизненные и безликие «творения» стали пользоваться спросом, и приносить художнику стабильный доход.

Со временем, он заглушил все свои робкие попытки к сопротивлению выпускать халтуру, и, усыпив свою совесть, полностью окунулся в светскую жизнь, с ее многочисленными приемами в аристократических кругах, в праздности и лени. Постепенно он нажил себе немалое состояние, но потерял в себе искру божьего дара. Он добился славы и успеха, все с восторгом отзываются о его работах, в нем все больше проявляется тщеславие и высокомерие. Чартков с чувством собственного превосходства относится к молодым дарованиям. Он полностью превратился в обыкновенного ремесленника. И лишь однажды, увидев картину молодого неизвестного художника, он понял, что значит настоящий талант.

Он пробует начать все сначала, но кисть уже не слушается его, продолжая идти по легкому, проторенному пути. Это приводит в ярость художника, в нем просыпается огромная зависть и эгоизм. Чартков тратит все свое накопленное состояние на покупку шедевров великих художников, и ожесточенно уничтожает эти гениальные произведения искусств.

Непомерная зависть, алчность и тщеславие, погубили когда-то талантливого художника, и он умер, сойдя с ума.

Вариант 3

Произведения Гоголя всегда были наполнены некой пеленой таинственности, мистики, которая тем или иным образом находила отражение в нашем мире, и в произведениях Гоголя в частности. Часто он обращался к темам предопределённости человеческой жизни, её никчемности, малой полезности, и случайности появления. Таким образом, Гоголь говорит о том, что вряд ли существует некое высшее создания, которое сотворило нас по своему образу и подобию, и что религия – это одно из самых явных проявлений мракобесия. Примером послужит произведение “Портрет”.

В произведении автор рассказывает нам историю молодого художника, который не обделён талантом, однако обделён финансово, и еле сводя концы с концами, он приобретает таинственную картину на последние деньги, после покупки оной в его жизни начинают происходить довольно мистические странные события, которые приводят в итоге мальчика к неблагоприятному исходу. Таким образом, автор показывает нам, к чему могут привести необдуманные поступки и игры с потусторонним.

По характеру же Чартков довольно добродушен, скромен, а главное трудолюбив, он старается любым способом добиться известности и материального благосостояния с помощью своего дела, к которому у него талант. Однако он часто лишается мотивации, что-либо делать, которую ему возвращает его учитель и наставник, говоря о том, что у мальчика прекрасное будущее, и что только при упорной работе он достигнет всех тех высот, о которых он так мечтает.

Но, даже при столь хороших качествах личности, парнем всё равно овладевает желание получить всё как можно быстрее, из-за чего он решает потратить деньги, которые получил от мистического портрета на приобретение популярности, он начинает скупать работы художников, впоследствии выдавая их за свои, что говорит о его лености, и это главная черта его характера – лень. Чартков хоть и талантливый человек, но он всё же очень ленивый, так как не делает практически ничего, дабы добраться до своей мечты, что и характеризует его как человека и как личность в целом. Вообще, это довольно частая проблема талантливых людей, ведь они попросту не хотят стараться достичь совершенства там, где у них уже есть какие-то навыки и талант, ведь природа всё сделала за них, зачем же им ещё стараться. Таким недугом страдал и Чартков, о чём нам говорит автор в произведении с помощью его образа. Таким образом, он мотивирует читателя делать что-то, пытаться достичь чего-то, а не просто сидеть на месте.

Я считаю, что именно данные черты присутствовали в образе Чарткова в произведении “Портрет”.

Мое мнение о повести «Портрет» Н.В. Гоголя

Н.В. Гоголь известен своей склонностью к мистике. Еще в ранних произведениях (сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки») много таинственного и загадочного. А «Петербургские повести» содержат в себе еще больше фантастических элементов. Однако за этой формой скрываются глобальные вопросы бытия. Гоголь отвечает на них, поэтому мое впечатление от повести положительное.

Сюжет книги также интересен и оригинален. Художник Чертков покупает на последние деньги портрет ростовщика. В этом изображении осталась, видимо, часть черной души ее героя. Особенно живо выглядят глаза, которые начинают чудиться юноше везде. Ростовщик, сойдя ночью с картины (или это был только сон), указал бедному творцу на спрятанные в раме деньги, эта тысяча червонцев помогла рассчитаться с долгами и получить статус в свете, от которого появилась и творческая известность. Но светский живописец Чертков за славу и богатство отдал свой талант, став поверхностным художником, пишущим наиболее общие черты. Делец с картины погубил не только нового владельца портрета, при жизни его деяния были страшнее, он разорил многих. Коллега Черткова, художник-самоучка, видел в ростовщике духа тьмы, поэтому с радостью принял предложение нарисовать портрет. Однако чем лучше получалась работа, тем хуже становилась жизнь художника. Живописец избавляется от портрета, но и новым хозяевам он приносит одни несчастья. В конце повести портрет неожиданно пропадает. Кто знает, где сейчас скрывается это зло?

Но самое ценное в повести «Портрет» — это смысл. За пугающей и таинственной историей скрывается аллегория: добро (истинный талант, чистое искусство) против зла (жажда наживы, дешевой славы). Ростовщик – символ разрушительного зла, которое преследует людей. В погоне за деньгами и известностью человек теряет себя, как это произошло с Чертковым. Ведь его первой мыслью было: погасить долги, запереться в мастерской с красками и работать, добиваясь совершенства. Но дьявольское искушение легкой жизни привело его к неутешительным последствиям. Так, автор предупреждает о том, что необходимо бороться со злом, несмотря на его привлекательные и заманчивые формы. Этот вывод сильно повлиял на мое мнение о книге. Если вначале не очень понятно, как деньги помешали художнику, то в финале стало ясно, что их появление не стоит расценивать буквально. За символами и полунамеками писатель спрятал мудрые мысли, которые помогли мне лучше понять окружающий мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *