Что нарушает привычную деревенскую скуку паныча гл 2 цитаты
Конспект урока по литературе на тему «Аналитическая беседа по повести А.И. Куприна «Олеся»»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по повести Куприна «Олеся»
Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;
Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения
анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.
Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,
осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.
Вид урока: урок решения «ключевых» задач.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
2. Слово учителя о творческой истории повести:
Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».
Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.
В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.
Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».
3. Аналитическая работа с текстом (по группам)
Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.
1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?
(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).
Крестьяне, их нравы (глава 1).
Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».
Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)
Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)
Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.
Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.
В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза». Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами. Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках».
В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку».
Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви».
Если в сказке мотив бесовства связывают с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом».
Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания.
Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).
Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).
Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).
Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).
Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).
Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).
Чары Олеси («фокусы») – (гл.5).
Олеся о церкви (гл.6).
Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?
Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)
Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)
Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11).
Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).
Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.
Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)
Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)
На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12).
Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13).
Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.
— Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?
— Ваше отношение к главным героям повести
— Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?
Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.
5. Литературная викторина (за каждый правильный ответ – «+»)
Цели викторины: проверка внимательности чтения произведения, расширение кругозора учащихся, умение быстро ориентироваться при ответе на вопрос, возможность проявить себя.
Как сложится личная жизнь Ивана Тимофеевича по картам?
Никогда не женится, даже попробует руки на себя наложить.
О чём напоследок спрашивала Олеся Ивана Тимофеевича?
Был ли он с ней счастлив.
Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич?
Касторовым маслом, карболкой, борной кислотой, йодом.
Зачем 1 раз в год Олеся ходит в деревню?
Купить мыла и соли, а бабушке – чаю.
Что было самым примечательным в портрете Олеси?
Глаза и надломленные посредине брови, своевольный изгиб губ.
Как зовут и величают Мануйлиху люди, по её мнению?
Зовут зовуткой, а величают уткой.
Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши?
Простые нравы, первобытные натуры, обычаи, своеобразный язык, поэтические легенды, предания, песни.
Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси?
Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу?
Расправиться с ведьмами и с Иваном Тимофеевичем.
Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю?
Как Мануйлиха называет болезнь Олеси?
Из чего готовится кушанье «крупничок полевой»?
Гречневая крупа, сало, лук, картофель, курица.
Как называется место, где разворачиваются описанные события?
Волынская губерния, Полесье.
Какой дар передан Олесе по наследству?
Назовите местную интеллигенцию.
Ксендз, органист, урядник, конторщик.
Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич?
В пятки заколотили гвозди, перебили кольями все рёбра.
Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича?
На углу оконной рамы.
Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече?
О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем?
Что у них нет ребёночка.
Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей?
Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне?
Вы ещё наплачетесь досыта.
Что напоминала хата колдуньи?
Сказочную избушку на курьих ножках.
Настоящее имя Олеси?
Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи?
Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края?
Она говорила образно, здесь так не умеют.
Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях?
При встрече с барином целовать ему руку, а иногда и сапоги.
Как звали собаку Ярмолы?
Самое любимое занятие дворян?
Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем?
Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: …
маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильнее».
Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать?
Сделала надрез, а потом заговорила кровь.
Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом?
Чего больше всего в жизни боялась Олеся?
Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу?
Она уже гадала один раз, а судьбу нельзя испытывать дважды.
О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу?
Как местные бабы расправились с Олесей?
Окружили, раздавались насмешки в её адрес, хотели измазать дёгтем, сбили с ног.
Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было?
Вопросы по повести «Олеся»
С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?
Что же нарушает привычную деревенскую скуку городского «барина»?
Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи?
Чем привлекателен портрет Олеси?
Как относятся сельчане к Олесе и её бабушке?
Какой образ Олеси стоит перед глазами героя в дни ранней весны? Есть ли здесь намёк на зарождающееся чувство? (гл. IV)
Как гадание помогает узнать характер Ивана Тимофеевича? Сбылось ли предсказание Олеси?
Буду благодарна за помощь
—Писатель создает детализированный портрет-
описание героини, сознательно избегает излишней
обстоятельности в описании её внешнего облика,
обосновывая это тем, что «оригинальную красоту её лица,
раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было,
даже привыкнув к нему, его описать».
«Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих,
темных глазах» с оттенком»лукавства, властности
и наивности».
Вот минута любовного свидания с Иваном Тимофеевичем:
«Я помню, очень ясно помню только то, что ко мне
быстро обернулось бледное лицо Олеси и что она
на этом прелестном, новом для меня лице в одно
мгновение отразились, меняя друг друга, недоумение,
испуг, тревога, и нежная улыбка…
И как много я читал в больших темных глазах Олеси:
и волнение встречи, и упрек за мое долгое отсутствие,
и горячее признание в любви».
В заключительных страницах повести, где Олеся
описывается избитой невежественными деревенскими
женщинами: «Лицо Олеси пылало лихорадочным румянцем,
темные глаза блестели неестественно ярко, сухие
губы нервно вздрагивали».
Одна и та же портретная деталь отражает чувства
девушки сначала в радостный, а затем в
трагический моменты её жизни.
—Когда начинается пробуждение природы, вся радостная
и торопливая тревога ожившего леса вызывает в душе
героя смутные предчувствия, томительные ожидания.
Могучий порыв весны овладевает им так властно потому,
что и образ девушки, постоянно возникающий перед ним,
неотделим от природы.
Что нарушает привычную деревенскую скуку паныча гл 2 цитаты
Куприн любил «Олесю», хотя видел недостатки повести и соглашался с А.П. Чеховым, находившим её «юношески-сентиментальной и романтической вещью». Куприн признавался жене: «. прав и Антон Павлович, который считает эту вещь слабой и указывал мне, что загадочное прошлое старухи колдуньи и таинственное происхождение Олеси – приём бульварного романа». Именно поэтому писатель не включил «Олесю» в свой первый большой сборник – «Рассказы», изданный в 1903 году. Однако несколько лет спустя Куприн на вопрос, какой из своих рассказов он считает лучшим, ответил: «Их два: «Олеся» и «Река жизни». Здесь жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему. В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души». М.Горький хвалил эту повесть и сожалел, что она не вошла в сборник «Рассказы». «Эта вещь нравится мне тем, – говорил он, – что она вся проникнута настроением молодости. Ведь если бы вы писали её теперь, то написали бы даже лучше, но той непосредственности в ней бы уже не было». Удивительным обаянием обладает это произведение, и прежде всего загадочен, притягателен образ главной героини. В повести запечатлена душа писателя, задача читателя – постичь её.
– С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?
«Полесье. глушь. лоно природы. простые нравы. первобытные натуры, – размышляет герой, – совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком. и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!» Всё это так привлекательно для начинающего писателя! Но в деревне, кроме охоты, нечем заняться. Иван Тимофеевич не может сойтись с местной «интеллигенцией» в лице ксендза, урядника и конторщика, не удаётся установить контакт и с крестьянами.
– Что же нарушает привычную деревенскую скуку городского «барина»?
Иван Тимофеевич узнаёт о существовании ведьмы. «Ведьма живёт в каких-нибудь десяти верстах от моего дома. настоящая, живая, полесская ведьма!» Эта мысль сразу взволновала и заинтересовала его. «Паныч» решает посетить дом загадочной ведьмы.
– Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи?
Дом её находится в труднодоступном месте – за болотом: «Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках». Хозяйка дома – старуха, сидящая на полу около печи. «Все черты бабы-яги, как её изображает народный эпос, были налицо: худые щёки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережёвывая что-то; выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими красными веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы». Мануйлиха не рада непрошеному гостю. Но внезапно слышится свежий, звонкий женский голос и на пороге появляется самая загадочная героиня повести – Олеся.
– Чем привлекателен портрет Олеси?
Иван Тимофеевич невольно залюбовался ею: «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати–двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом».
Портрет девушки – это выражение её богатого внутреннего мира. Всё в ней есть – и решительность, и властность, и наивность, и даже лукавство, и всё это неуловимо, необычно, волнующе.
– Как относятся сельчане к Олесе и её бабушке?
Простые люди не притесняют Олесю. Но начальство постоянно унижает и обирает.
– Какой образ Олеси стоит перед глазами героя в дни ранней весны? Есть ли здесь намёк на зарождающееся чувство? (гл. IV)
В душу Ивана Тимофеевича «вливалась. поэтическая грусть». Образ Олеси не покидал его. «Мне нравилось. беспрестанно вызывать в своём воображении её то суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой лицо, её молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки, её свежий голос, с неожиданными низкими бархатными нотками». В облике Олеси, в её движениях и словах герою видится что-то благородное, «какая-то врождённая изящная умеренность». Как не хватает этой умеренности городским жителям! Оказывается, настоящее благородство присуще не обязательно выходцам из богатых, образованных слоёв общества, но и в глуши Полесья может вырасти красивая, гордая, таинственная девушка. Зарождается чувство, ещё не осознанное, но глубокое, сильное и чистое.
– Как гадание помогает узнать характер Ивана Тимофеевича? Сбылось ли предсказание Олеси?
Иван Тимофеевич – человек хотя и добрый, но слабый, «слову своему не господин». Деньгами не дорожит, копить не умеет. Гадание обещает ему любовь со стороны какой-то трефовой дамы, темноволосой, как Олеся. Самой же даме выходит долгая печаль и большое несчастье. Легко догадаться, что трефовая дама и есть Олеся. Предсказание сбылось в точности.
– Каким чудесным даром обладает Олеся?
По лицу она может определить судьбу человека, заговорить рану, нагнать страх, лечить простой водой самые сильные болезни, даже свалить с ног взглядом. Но никогда Олеся не использовала свой дар во вред людям.
– Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения? Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл. VI)
В процессе общения Иван Тимофеевич и Олеся всё сильнее и крепче привязывались друг к другу. «О любви между нами не было сказано ещё ни слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью, и часто в молчаливые минуты, когда наши взгляды нечаянно и одновременно встречались, я видел, как увлажнялись глаза Олеси и как билась тоненькая голубая жилка у неё на виске». Иван Тимофеевич очарован не только красотой Олеси, но и её цельной, самобытной, свободной натурой, ясным, детски невинным умом.
– Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? Чем вынужден пожертвовать Иван Тимофеевич, чтобы помочь? Как после этого изменилось поведение Олеси? Что переживает в этот момент Иван Тимофеевич? (гл. IX)
Олесе и её бабушке грозит выселение, жадный урядник уже не довольствуется их скромными подношениями. Иван Тимофеевич без колебаний отдаёт ему старинное охотничье ружьё. На время семья Мануйлихи спасена, но гордая Олеся не может простить покровительства: «В её обращении со мною не осталось и следа прежней доверчивой и наивной ласки, прежнего оживления, в котором так мило смешивалось кокетство красивой девушки с резвой ребяческой шаловливостью. В нашем разговоре появилась какая-то непреодолимая неловкая принуждённость». Иван Тимофеевич удивлён: «Откуда, в самом деле, могла явиться у простой, выросшей среди леса девушки такая чрезмерно щепетильная гордость?» Куприн прослеживает этапы развития чувства: сначала интерес к необычному облику, натуре, затем тяга к общению, наконец, период «смутных, томительно грустных ощущений». Сердце героя «привязано тонкими, крепкими, незримыми нитями» к очаровательной девушке: «. все мои мысли были заняты образом Олеси, всё моё существо стремилось к ней, каждое воспоминание. сжимало с тихой и сладкой болью моё сердце».
– Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы?
Основная мысль повести: только вдали от цивилизации, от равнодушного города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства.
– Что несёт с собой болезнь героя?
Она несёт разлуку. Но «разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильней». Олеся счастлива, на её лице «в одно мгновение отразились, сменяя друг друга, недоумение, испуг, тревога и нежная, сияющая улыбка любви». Иван Тимофеевич испытывает «чистый, полный, всепоглощающий восторг». В глазах Олеси он видит волнение встречи и горячее признание в любви.
– Кто первым признаётся в любви и какое предчувствие сопутствует объяснению?
Первой своё чувство изливает Олеся. От судьбы не уйти, ощущение тревоги, предчувствие близкой беды не покидает обоих.
– Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви». Какие чувства испытывает Иван Тимофеевич? (гл. XI)
Выросшая среди леса, не умеющая даже читать девушка «во многих случаях жизни проявляет чуткую деликатность и особенный, врождённый такт». «Спокойная, здоровая, чувственная» любовь порождает мысль о женитьбе. Но героя пугает то, что Олеся, став его женой, будет исторгнута из родной среды. Олеся же боится, что однажды надоест любимому. К тому же силён в её душе и суеверный страх перед церковью.
– На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь и Ивану Тимофеевичу, и – главное – самой себе?
Олеся преодолела свой страх и пришла в церковь. Но её ожидали ненависть и страх крестьян, от которых ей чудом удалось ускользнуть. В отчаянии Олеся погрозила толпе и теперь вынуждена уехать, поскольку первое же происшествие в селе будет приписано её чарам. На память о себе Олеся оставляет нитку дешёвых красных бус, которые (как и гранатовый браслет в одноимённом произведении) будут вечно напоминать о нежной, великодушной любви.
– В чём драма этой любви?
Это красивое, нежное, чистое, возвышенное чувство. Но слишком много внешних препятствий для счастья. Влюблённых ждут разлука и печаль.
Куприн ищет в реальной жизни людей, исполненных святым чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. «Гранатовый браслет» и «Олеся» – гимны женской красоте и любви, гимны женщине, духовно чистой и мудрой, гимны возвышенному первозданному чувству. Вечная тема любви всегда волновала и будет волновать сердца людей, но тайны её способны разгадать немногие. Среди них – замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн, произведения которого несут в себе не только тихую грусть, но и веру в духовное совершенство человека.
Презентация по русскому языку на тему «Куприн Олеся» (11 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по повести Куприна «Олеся»
Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;
Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения
анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.
Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,
осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.
Вид урока: урок решения «ключевых» задач.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
2. Слово учителя о творческой истории повести:
Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся».
Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.
В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.
Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся».
3. Аналитическая работа с текстом (по группам)
Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.
1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?
(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).
Крестьяне, их нравы (глава 1).
Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».
Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)
Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)
Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.
Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.
В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза». Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами. Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках».
В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку».
Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви».
Если в сказке мотив бесовства связывают с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом».
Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания.
Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).
Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).
Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).
Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).
Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).
Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).
Чары Олеси («фокусы») – (гл.5).
Олеся о церкви (гл.6).
Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?
Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)
Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)
Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11).
Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).
Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.
Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)
Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)
На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12).
Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13).
Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.
— Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?
— Ваше отношение к главным героям повести
— Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?
Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.
5. Литературная викторина (за каждый правильный ответ – «+»)
Цели викторины: проверка внимательности чтения произведения, расширение кругозора учащихся, умение быстро ориентироваться при ответе на вопрос, возможность проявить себя.
Как зовут и величают Мануйлиху люди, по её мнению?
Зовут зовуткой, а величают уткой.
Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши?
Простые нравы, первобытные натуры, обычаи, своеобразный язык, поэтические легенды, предания, песни.
Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси?
Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу?
Расправиться с ведьмами и с Иваном Тимофеевичем.
Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю?
Как Мануйлиха называет болезнь Олеси?
Из чего готовится кушанье «крупничок полевой»?
Гречневая крупа, сало, лук, картофель, курица.
Как называется место, где разворачиваются описанные события?
Волынская губерния, Полесье.
Какой дар передан Олесе по наследству?
Назовите местную интеллигенцию.
Ксендз, органист, урядник, конторщик.
Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич?
В пятки заколотили гвозди, перебили кольями все рёбра.
Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича?
На углу оконной рамы.
Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече?
О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем?
Что у них нет ребёночка.
Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей?
Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне?
Вы ещё наплачетесь досыта.
Что напоминала хата колдуньи?
Сказочную избушку на курьих ножках.
Настоящее имя Олеси?
Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи?
Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края?
Она говорила образно, здесь так не умеют.
Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях?
При встрече с барином целовать ему руку, а иногда и сапоги.
Как звали собаку Ярмолы?
Самое любимое занятие дворян?
Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем?
Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: …
маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильнее».
Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать?
Сделала надрез, а потом заговорила кровь.
Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом?
Чего больше всего в жизни боялась Олеся?
Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу?
Она уже гадала один раз, а судьбу нельзя испытывать дважды.
О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу?
Как местные бабы расправились с Олесей?
Окружили, раздавались насмешки в её адрес, хотели измазать дёгтем, сбили с ног.
Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было?
За что люди прогнали ведьму из села?
Извела у одной молодицы дитя.
Какие птицы дружили с Олесей?
О чём писал рассказы Иван Тимофеевич?
Какой картой в колоде является Олеся?
Сколько месяцев Ярмола учился писать свою фамилию?
Почему Олеся никогда не ходила в церковь?
Её душа с рождения продана дьяволу.
За сколько Иван Тимофеевич купил свободу для Олеси и её бабушки?
За ружьё, подаренное уряднику, так как оно ему очень понравилось.
Чего самого элементарного не знает Олеся?
За что все вокруг корили и ругали Ярмолу?
Что подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание?
Во сколько раз деревня меньше Петербурга?
На что жаловались больные, приходившие к Ивану Тимофеевичу?
В середине болит, ни есть, ни пить не могу.
Сколько грамотных людей в деревне?
В какой религиозный праздник с Олесей случилась беда?
Какие «украшения» были в избе Мануйлихи?
Печь, травы, корешки, посуда и скворцы.
1. Как звали рассказчика в повести «Олеся»?
а) Иван Тимофеевич; б) Иван Петрович; в) Иван Иванович.
2. Что оставила Олеся в память о себе?
а) бусы; б) письмо; в) крест.
3. О ком идёт речь: «. считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде; жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности»?
а) урядник; б) слуга рассказчика; в) помещик Абросимов.
4. Чей интерьер описан: «Большую часть избы занимала огромная облупившаяся печка. Образов в переднем углу не было. По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда. Ни совы, ни черного кота я не заметил, но зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с удивленным и недоверчивым видом»?
а) хата Олеси; б) изба рассказчика; в) дом слуги.
5. Что хотели сделать с Олесей женщины?
а) вымазать дёгтем; б) забросать камнями; в) сдать уряднику.
7. Выводы по повести на материалах презентации
8. Подведение итогов, рефлексия:
— Что показалось вам наиболее интересным на уроке? Что было трудным?