Что нарушает омовение у мужчин

Омовение по ханафитскому мазхабу. Урок 9. Что нарушает малое омовение

Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть фото Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть картинку Что нарушает омовение у мужчин. Картинка про Что нарушает омовение у мужчин. Фото Что нарушает омовение у мужчин

فَصْلٌ فِي نَوَاِقضٍ الوُضُوء

Раздел о том, что нарушает малое омовение

Исключение делается для выхода воздуха из переднего отверстия – он не нарушает вуду. Воздух, который выходит из заднего прохода, нарушает вуду, но по Шариату является чистым сам по себе и не может загрязнить одежду.

Согласно мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, женщине, которая родила ребенка без выделения крови, нужно совершить только вуду. Однако фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имама Абу Ханифы, согласно которому гусль для такой женщины обязателен из предосторожности (аналогичную фетву по данному вопрос дал шейх Садр Шахид).

В данном случае под выходом наджасы следует понимать выход наджасы (например, крови или гноя) за пределы своего источника (например, раны). Омовение нарушается тогда, когда наджаса (например, кровь) достигает участка, мыть который обязательно или желательно во время вуду или гусля. Например, доводить воду глубоко в нос[4] является суннатом в вуду, поэтому, если кровь дойдет до твердой части носа, но не достигнет мягкой его части, вуду уже становится фардом. Однако если кровь появится в глазах и не выйдет за пределы глаза, вуду не нарушается, так как мыть глаза не обязательно и не желательно.

Если человека рвет несколько раз небольшими порциями, то вуду нарушается в том случае, если его рвет по одной и той же причине несколько раз подряд и в сумме количество рвоты заполнило бы рот. Это мнение имама Мухаммада, на котором строится фетва в ханафитском мазхабе. По мнению имама Абу Юсуфа, омовение нарушается лишь в том случае, если человека вырвало несколько раз в одном и том же месте и в сумме его рвота заполнила бы рот.

Жидкость, которая выходит изо рта спящего человека, является чистой. Но имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если жидкость имеет неприятный запах и цвет, она является наджасой.

Если цвет слюны оранжевый или желтый, то вуду не нарушается, так как слюны больше, чем крови. Если цвет слюны с красным оттенком, вуду нарушается, так как крови столько же, сколько слюны. Если цвет темно-красный, вуду нарушается, так как преобладает кровь.

Вуду нарушается независимо от того, что совершил человек, который захохотал в намазе, – гусль, вуду или таяммум. Вуду нарушается также в том случае, если человек намеренно расхохотался после последнего ташаххуда до совершения саляма, хотя молитва при этом является действительной.

فَصْلٌ فِيمَا لا يَنْقُضُ الوُضُوء

Раздел о том, что не нарушает малое омовение

Что не нарушает вуду:

По мнению имама Абу Юсуфа, такая кровь при соприкосновении с ней не загрязняет твердые предметы, например, одежду и тело[10]. Если такая кровь смешается с малым количеством жидкого вещества, оно становится нечистым[11], например, если вату, смоченную такой кровью, бросить в малое количество воды, эта вода станет нечистой.

[1] Переднего и заднего.

[2] Вуду нарушается сразу, как только вещество (например, моча) появляется на отверстии, из которого оно выходит, при этом не ставится условием, чтобы оно вышло за границы этого отверстия.

[3] Помимо заднего прохода и половых органов.

[4] До твердой его части.

[5] Даже если пища или выпитая жидкость не успели изменить свои качества.

[6] Согласно самому сильному мнению.

[7] Так, что слышал голоса людей вокруг.

[8] Если человек совершает погребальный намаз или саджда тилява, его вуду не нарушается, но погребальный намаз или саджда становятся недействительными.

[9] Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф, однако имам Мухаммад высказал мнение, что такое соприкосновение не нарушает вуду.

[10] На этом мнении строится фетва в ханафитском мазхабе.

[11] Это мнение имама Мухаммада, и на нем строится фетва в ханафитском мазхабе.

[12] Этого мнения придерживались такие великие сподвижники, как Умар, Али, Ибн Масуд, Ибн Аббас, Зейд ибн Сабит, табиины Хасан аль-Басри, Саид ибн Мусаййеб и Суфьян ас-Саури.

[13] То же касается саджда тилява и саджда шукр.

Источник

Шейх Усаймин: Что нарушает малое омовение (вуду)

Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть фото Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть картинку Что нарушает омовение у мужчин. Картинка про Что нарушает омовение у мужчин. Фото Что нарушает омовение у мужчин

Вопросы 70 и 71: «Уважаемый шейх, что нарушает малое омовение (вуду)?”.

Ответ: «Прежде, чем мы упомянем действия, делающие омовение недействительным, я бы хотел обратить внимание на вопрос, сокрытый от многих людей, а это то, что некоторые люди полагают, будто подмывание водой — истинджа, или же подтирание [салфеткой, бумагой, камнями и т.д.] — истиджмар, относятся к обязательным действиям при совершении вуду. Так, часто задают вопрос, описывая следующую ситуацию: «Человек нарушил состояние омовения ещё в начале дня [т.е. справил нужду, после чего подмылся], но не совершил малое омовение. Затем после азана на молитву зухр он более не справлял нужду. Следует ли ему подмываться вновь перед совершением вуду на молитву зухр?». Мы ответим: «Тебе не нужно подмываться, т.к. это делается лишь для очищения половых органов от нечистот, возникающих после справления нужды. Если он не очистил половые органы после справления нужды, то значит он остался осквернённым. Таким образом, отсюда мы понимаем, что нет связи между подмыванием половых органов (истинджа), которое делается для очищения от скверны, и малым омовением (вуду). Я хотел обратить ваше внимание на этот вопрос.

Данное постановление также подкрепляется священным аятом, в котором говорится о справлении большой нужды как одной из причин, нарушающих вуду. Всевышний Аллах сказал:

Доводом на то, что выход газов нарушает вуду, является хадис, переданный Абдуллой ибн Зейдом и Абу Хурайрой (да будет доволен ими Аллах), о человеке, которому было трудно распознать, выпустил ли он газы или нет. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пусть продолжает совершать намаз — или — пусть не выходит из мечети, пока не услышит звук или не почувствует запах» (Бухари 137, Муслим 361). Это указывает на то, что выход газов нарушает малое омовение. Таким образом, четыре вещи делают вуду недействительным: справление малой и большой нужд, выход газов и сон.

Однако, только глубокий сон нарушает вуду, который целиком погружает в себя спящего так, что он бывает не в состоянии почувствовать, вышло ли из него что-либо. Потому сам по себе сон не является осквернением, однако он является вероятностью того, что человек может оскверниться (даже не почувствовав этого). Поэтому, если человек задремал во время намаза или вне намаза, однако был в состоянии почувствовать, нарушил ли он омовение или нет, — в таком случае его омовение не нарушается, даже если его дремота будет длительной, или если он будет дремать, облокотившись обо что-либо, или же будет дремать лёжа. Потому что здесь суть вопроса не в том, в какой он позе, а в его бдительности во сне. Если этот дремлющий человек способен почувствовать осквернение, то его вуду действительно, даже если он облокачивается, опирается на что-либо, находится в положении лёжа и т.д.

Пятая причина, по которой вуду может быть нарушено, — это приём в пищу верблюжатины. Достоверно передаётся от Пророка (мир ему и благословение), что его спросили: «Следует ли нам совершать вуду после того, как мы покушаем мясо верблюда?», он ответил: «Да«. Также его спросили о совершении вуду после приема в пищу баранины, на что он ответил: «Если пожелаешь» (Муслим, 1/285). Его положительный ответ относительно верблюжатины и выбор, который он предоставил в вопросе, брать ли вуду после приёма в пищу баранины, указывает на то, что совершение вуду после приема верблюжатины не возвращается к желанию человеку, а является обязательным деянием. В противном случае в этом вопросе также был бы дан выбор. Также от Пророка (мир ему и благословение) достоверно передаётся то, что «он приказал ему совершить вуду после приёма в пищу верблюжатины».

Таким образом, если человек покушает верблюжатину, его вуду нарушается. При этом, не имеет значения, сколько он съел, было ли мясо сырым или приготовленным, поел ли он вырезку, кишки, желудок, печень, сердце или какую-либо другую часть тела, потому что в хадисе мясо пришло в обобщённом смысле, и не делается различий между его отдельными частями.

Это подобно обобщённости в запрете свинины. В соответствии со словами Всевышнего Аллаха:

Напротив, ко всем частям тела применяются одинаковые положения. В особенности, если мы будем придерживаться мнения, что причина нарушения вуду после приёма в пищу верблюжатины нам известна, и этот приказ не является простым поклонением.

Таким образом, если человек поел какую бы то ни было часть верблюжатины, находясь при этом в состоянии вуду, то ему следует обновить его. Далее, знай то, что человек, находящийся в состоянии вуду, которого затем начинают постигать сомнения, не испортил ли он его, не вышла ли из него моча, или не выпустил ли он газы, или сомневающийся в том, какое мясо он съел — верблюжатину или баранину, — в этом случае ему не следует делать вуду. Это по той причине, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о человеке, которому кажется, что у него нарушается омовение во время намаза, он ответил: «Пусть не выходит из намаза, пока не услышит звук газов или не почувствует их запах» (Бухари 137, Муслим 361). То есть, пока он не будет уверен в этом и не почувствует известные ощущения, которыми сопровождается выход газов.

На это положение также указывает правило “Основа заключается в том, что вещь остаётся в том состоянии, в котором она была, до тех пор, пока мы не убедимся в том, что оно изменилось”. В данном же положении основа заключается в том, что то омовение имеется и не нарушается до тех пор, пока мы не убедимся в его нарушении.

Шейх Мухаммад ибн Салих Усаймин (да смилуется над ним Аллах)

Источник: Фикх аль-ибадат (1/114)

Подготовил: Рамин Муталлим

Смотрите также:

Оригинал текста на арабском — المتن الأصلي باللغة العربية

Источник

Какие действия нарушают омовение?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный день. Амин.

В ответе на Ваш вопрос прочитаем отрывок из книги шейха Саида Сабика «Фикх ас-Сунна»:

«Действия, нарушающие омовение:

1. Отправление естественных потребностей: мочеиспускание, дефекация, выход газов из заднего прохода

Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

„Аллах не принимает молитву человека, который выпустил газ, пока он не обновит омовение“.

Один человек спросил Абу Хурайру: „Что означает „выпустил газ?“ Он ответил: „Выпустил газ из заднего прохода со звуком или без“ (Аль-Бухари, Муслим).

Также он процитировал слова Посланника (да благословит его Аллах и приветствует):

„Если кто-либо из вас обнаружит беспокойство в животе и не будет уверен, выпустил он газ или нет, ему не следует покидать молитву, если он не услышал звук или не почувствовал запах“ (Муслим).

2. Выделения из пениса или влагалища в результате сексуального возбуждения

Что касается мази — простатической жидкости у мужчин и влагалищных выделений у женщин, — то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

То есть следует возобновить свое омовение, если замечены такие выделения.

Что же касается спермы (мани), Ибн Аббас сказал: „Это требует совершения гусля (полного омовения), а что касается мази и вади (густой белый секрет, выделяемый после мочеиспускания некоторыми людьми. — Ред.) — вымойте свои половые органы и сделайте вуду (малое омовение)“. Об этом же сообщил и Аль-Байхаки в „Сунан“.

3. Глубокий сон, из-за которого человек совершенно не осознает происходящего

Если человек не сидит на полу прямо во время сна, он должен сделать вуду (малое омовение). Если же он сидит на полу во время сна прямо, то нового омовения не требуется.

Об этом свидетельствует хадис от Анаса: „Сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ждали поздней ночной молитвы, пока их головы не начинали склоняться вниз (от сонливости). Затем они молились, не совершив омовения“ (Аш-Шафии, Муслим, Абу-Дауд и Ат-Тирмизи).

Ат-Тирмизи записал: „Я видел, как сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спали так, что можно было услышать, как некоторые из них храпят. Но они совершали молитву после этого, не обновив омовение“. Ибн Аль-Мубарак сказал: „По нашему мнению, это произошло потому, что они спали сидя“.

4. Потеря сознания

Потеря сознания нарушает омовение независимо от того, происходит ли это из-за безумия, обморока, пьянства или после приема какого-либо лекарства. Также не имеет значения, находится ли человек без сознания короткое или долгое время, сидит ли он, падает ли он на землю и пр. Ученые единодушны в этом вопросе.

5. Касание полового органа рукой

Бусра бинт Сафван передала, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

„Тот, кто касается своего полового органа, не может молиться, пока не совершит омовение“ (Аль-Бухари).

Согласно другой версии хадиса, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

„Человек, который касается своего полового органа, должен совершить малое омовение“ (Ахмад).

Это правило включает прикосновение к своим половым органам и к чужим. Абу Хурайра сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

„Тот, кто касается своего полового органа без какой-либо преграды (между ними), должен совершить омовение“ (Ахмад, Ибн Хиббан и Аль-Хаким классифицировали его как сахих — достоверный).

Ибн Ас-Сакан сказал: „Этот хадис — лучший из того, что было сказано по этой теме“.

Аш-Шафии сказал: „Тот, кто касается своего полового члена, должен совершить омовение. Та, кто касается своего влагалища, должна совершить омовение“.

Тем не менее ученые-ханафиты придерживаются мнения, что прикосновение к половому органу не нарушает омовения, опираясь на следующий хадис:

„Один мужчина спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), нужно ли обновить омовение после касания своего полового органа. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

„Нет, это всего лишь часть вас“ (передается „пятью“ (авторитетными учеными-хадисоведами);

Ибн Хиббан назвал этот хадис сахих, а Ибн аль-Мадини сказал: „Этот хадис лучше, чем хадис Бусры…“).

Действия, которые не нарушают омовения:

1. Касание представителя противоположного пола

Айша сообщила, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поцеловал ее, когда постился, сказав: „Поцелуи не нарушают омовение и пост“ (Исхак ибн Рахавай, Аль-Баззар с хорошей цепью передачиков).

Айша также сказала: „Однажды ночью я не увидела посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в своей постели и пошла искать его. Я положила руку ему на ногу, когда он молился, и сказала: „О Аллах, я ищу убежища в Твоем довольстве от Твоего гнева, в Твоем прощении от Твоего наказания, в Тебе от Тебя! Я не могу восхвалять Тебя так, как Ты восхвалил Себя!“ (Муслим и Ат-Тирмизи классифицировали этот хадис как достоверный).

Также она сообщила: „Пророк целовал некоторых из своих жен и шел на молитву, не совершая омовения“, — об этом сообщает Ахмад, и четыре других ученых-хадисоведа, и их рассказчики заслуживают доверия.

Также она сказала: „Я лежала перед Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), и мои ноги была направлены в сторону кыблы (и Пророка). Когда он совершал земной поклон, то дотрагивался до меня, и я отодвигала ноги“.

В другом повествовании говорится: „Когда он хотел совершить земной поклон, он дотрагивался до моих ног“.

2. Кровотечение

Речь о кровотечении из раны, постановке банок и кровотечении из носа, независимо от количества выделяющейся крови.

Аль-Хасан говорит: „Мусульмане молились, даже ранеными“ (Аль-Бухари). Он также сообщил: „Ибн Умар давил свои прыщи до тех пор, пока они не начинали кровоточить, но он не возобновлял после этого омовение. Ибн Аби Укий сплевывал кровь и продолжал свою молитву. Умар ибн Аль-Хаттаб молился, когда у него текла кровь. Иббад ибн Бишр был ранен стрелой во время молитвы, но он продолжил ее“ (Абу Дауд, Ибн Хузайма, Аль-Бухари).

3. Рвота

Нет достоверного хадиса, утверждающего, что рвота — независимо от количества рвотных масс — нарушает омовение.

4. Сомнения по поводу выхода газов

Это тот случай, когда человек не совсем уверен, находится ли он в состоянии чистоты или нет. Такое запутанное состояние ума не нарушает омовения, независимо от того, пребывает человек в молитве или нет, пока он не уверен, что его омовение было нарушено.

Аббад ибн Тамим рассказал, что его дядя спрашивал Пророка (мир ему и благословение) о человеке, который чувствует что-то в животе во время молитвы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

„Он не должен покидать (молитву), пока не услышит звук или не почувствует запах“ (Муслим, Абу Дауд, Ат-Тирмизи).

Это не означает, что звук или неприятный запах сами по себе нарушают омовение, однако следует быть уверенным в действии, которое его нарушает. Ибн Аль-Мубарак сказал: „Если человек не уверен в своем состоянии чистоты, ему не нужно совершать новое омовение“.

Кроме того, если мусульманин уверен, что его омовение нарушено, и сомневается, очистился он или нет, он должен выполнить новое омовение».

Источник

Действия, которые не нарушают омовение

Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть фото Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть картинку Что нарушает омовение у мужчин. Картинка про Что нарушает омовение у мужчин. Фото Что нарушает омовение у мужчин

Действия, которые не нарушают омовение

Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть фото Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть картинку Что нарушает омовение у мужчин. Картинка про Что нарушает омовение у мужчин. Фото Что нарушает омовение у мужчин

Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний

Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть фото Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть картинку Что нарушает омовение у мужчин. Картинка про Что нарушает омовение у мужчин. Фото Что нарушает омовение у мужчин

Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть фото Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть картинку Что нарушает омовение у мужчин. Картинка про Что нарушает омовение у мужчин. Фото Что нарушает омовение у мужчин

Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов

Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть фото Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть картинку Что нарушает омовение у мужчин. Картинка про Что нарушает омовение у мужчин. Фото Что нарушает омовение у мужчин

Лечение преждевременного семяизвержения

Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть фото Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть картинку Что нарушает омовение у мужчин. Картинка про Что нарушает омовение у мужчин. Фото Что нарушает омовение у мужчин

Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия

Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть фото Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть картинку Что нарушает омовение у мужчин. Картинка про Что нарушает омовение у мужчин. Фото Что нарушает омовение у мужчин

Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть фото Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть картинку Что нарушает омовение у мужчин. Картинка про Что нарушает омовение у мужчин. Фото Что нарушает омовение у мужчин

Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть фото Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть картинку Что нарушает омовение у мужчин. Картинка про Что нарушает омовение у мужчин. Фото Что нарушает омовение у мужчин

Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть фото Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть картинку Что нарушает омовение у мужчин. Картинка про Что нарушает омовение у мужчин. Фото Что нарушает омовение у мужчин

О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)

Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть фото Что нарушает омовение у мужчин. Смотреть картинку Что нарушает омовение у мужчин. Картинка про Что нарушает омовение у мужчин. Фото Что нарушает омовение у мужчин

О величии и достоинствах знания и ученых

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Нет сомнения в том, что о том, что тот или иной обряд поклонения нарушен, можно утверждать лишь при наличии Священных текстов Корана и достоверной Сунны, или же единогласного мнения! И это касается также и того, что нарушает омовение. См. “аль-Ишраф” 1/100, «аль-Маджму’» 1/55.

Среди поступков и вещей, которые многие считают нарушением омовения, но что таковым не является, следующее:

1. Прикосновение к женщине

Нарушает ли прикосновение к женщине омовение или нет?

Относительно этого вопроса существует три мнения среди ученых:

Первое мнение состоит в том, что прикосновение к женщине нарушает омовение в любом случае. Это мнение было мнением таких сподвижников, как Ибн Умар и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), а также этому мнению отдал предпочтение имам аш-Шафи’и и к этому склонился также Ибн Хазм. См. “аль-Умм” 1/15, “аль-Мухалля” 1/244.

Их доводом был аят Корана: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или соприкоснулся с женщинами и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (аль-Маида 5: 6).

Ибн Умар и Ибн Мас’уд говорили: “Под «прикосновением» речь идет не о половом акте”. См. “Тафсир ат-Табари” 1/502.

Второе мнение состоит в том, что прикосновение к женщине нарушает омовение, если прикосновение было с вожделением, т.е. со страстью. Этого мнения придерживались имам Малик, а также это известное мнение имама Ахмада. См. “аль-Мудаууана” 1/13, “аль-Мугъни” 1/192.

И третье мнение состоит в том, что прикосновение к женщине не нарушает омовение, и нет разницы в прикосновении к женщине, будь это осознанно или случайно, со страстью или нет, близкая женщина или посторонняя, в любом случае это не нарушает омовения. Это мнение Ибн Аббаса, а также имама Абу Ханифы, Хасана аль-Басри, Ата, Тауса, аш-Шайбани и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Мабсут” 1/68, “аль-Аусат” 1/126, “Маджму’уль-фатауа” 21/410.

И это мнение является самым верным из трех существующих.

Что касается тафсира Ибн ‘Умара и Ибн Мас’уда, что в аяте идет речь о простом прикосновении, то это было бы сильным доводом, если бы не было известно, что кто-то из сподвижников противоречил им в этом понимании. Однако достоверно известно, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) о словах Аллаха: «соприкоснулись», сказал: “Речь идет о половой близости”. Ибн Аби Шайба 1/166. Иснад достоверный.

Более того, толкование Ибн Умара и Ибн Мас’уда противоречит тому, на чем был посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Обычно я спала перед посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), протягивая ноги в направлении его Киблы. И когда он совершал земной поклон, он касался меня, и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, снова вытягивала их”. аль-Бухари 382, Муслим 272.

Если бы простое прикосновение к женщине нарушало бы омовение, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не продолжал бы совершать молитву, после того как он коснулся Аишу. И со слов Аишы видно, что это случилось не один раз, а имело постоянный характер.

Также ‘Аиша рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) целовал своих жен, и совершал молитву, не возобновляя омовения”. Ахмад 1/68, ан-Насаи 1/104. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани называли этот хадис достоверным. См. «Файдуль-Къадир» 5/129, «Сахих аль-джами’» 4997.

Также сообщается: “Умар однажды поцеловал свою жену и помолился, не совершив омовения”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 3/44. Иснад достоверный.

Таким образом, то мнение, что прикосновение не нарушает омовения, является самым аргументированным. И даже передается от имама аш-Шафи’и, что он говорил: “Если хадис о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) целовал перед молитвой своих жен и не совершал омовение достоверный, то я не считаю, что прикосновение к женщинам нарушает омовение!” См. “ат-Тальхыс” 1/44, Ибн Хаджара.

Мусульмане всегда прикасались к женщинам, будь то случайно или сознательно, что относится к родным. И не передается от кого-либо, кто бы повелевал после этого совершать омовение, и не передается ни от кого-либо из сподвижников, кто бы совершал после этого омовение или же велел совершать омовение. И как сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Не передается ничего от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершал омовение после прикосновения к своим женам!” См. “Маджму’уль-фатауа” 21/410.

И несмотря на то, что прикосновение даже к посторонней женщине не нарушает омовения, сознательное прикосновение к ним запрещено! А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для мужчины лучше, чтоб ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснется к женщине, которая ему не дозволена!» ат-Табарани в «аль-Кабир» 20/210. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 226 и «Сахих аль-джами’» 5045.

2. Сомнение

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас почувствует у себя в животе беспокойство и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, то пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах». Муслим 1/99.

Однако если человек не чувствовал запах и не слышал звука, но он уверен, что произошло выделение газа, то его омовение нарушено. Имам аль-Багъауи сказал: “Смысл хадиса заключается в том, чтобы человек не прерывал молитву, пока не будет убежден в том, что он нарушил омовение. А два этих признака в хадисе упоминается по той причине, что чаще всего выделение газов сопровождаются звуком и запахом”. См. “Шарху-Ссунна” 1/353.

Также если человек завершил омовение или же любой вид поклонения, а затем его постигают какие-то сомнения относительно этого, упустил ли он что-то или нет и т.п., то не следует обращать на это внимание. Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) говорили: “Сомнение, постигаемое после завершения поклонения, не берется в расчет”. См. “Фатауа аль-ляджна” 7/143.

3. Болезненные выделения

Если у человека есть болезненные выделения, будь то простатит, недержание мочи, хронические кровотечения и т.п., то эти вещи уже перестают быть причиной нарушения омовения. Доказательством этому является хадис от Фатимы бинт Аби Хубайш, которая пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросила: “О посланник Аллаха! У меня хронические кровотечения (истихада), от которых я не могу очиститься. Так следует ли мне оставить молитву?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет! Поистине, это не менструация, а кровотечения из сосуда. Когда у тебя начнутся месячные, то воздержись от молитвы, а когда они прекратятся, то отчистись от крови (соверши полное омовение), и совершай молитву, совершая перед каждой молитвой малое омовение». аль-Бухари 320, Муслим 1/62.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Тот, кто не в состоянии сохранить омовение на протяжении времени совершения молитвы, тот просто совершает омовение и молится, а выделения, которые произойдут во время молитвы, не причинят ему вреда! И это не нарушает его омовения по единогласному мнению факъихов! Максимум, что полагается такому человеку (у которого болезненные выделения) – это совершения омовения перед каждой молитвой”. См. “Маджму’уль-фатауа” 21/221.

Таким образом, человек, у которого по болезни есть постоянные выделения, может совершить только одну обязательную молитву и все связанные с ней добровольные молитвы, а при наступлении следующей молитвы это омовение становится недействительным и его необходимо возобновить.

4. Прикосновение к анальному отверстию или к чужому половому органу

Прикосновение к анальному отверстию или прикосновение жены к половому органу мужа или наоборот, не нарушают омовения, поскольку нет на это никаких указаний. Сторонники того мнения, что упомянутое нарушает омовение, провели аналогию с известным хадисом: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение». Однако данный хадис не содержит в себе указаний на это, поскольку в хадисе сказано: «к своему половому органу», а не к половому органу вообще. И анальное отверстие (дубур) не называется половым органом.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие… которые оберегают свои половые органы (фурудж) от всех, кроме своих жен или невольниц» (аль-Муминун 23: 1, 5-6).

Никто из толкователей Корана не истолковал слова «половой орган» (фардж), как анальное отверстие.

И Аллах Всевышний сказал: «оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц». Нет никаких сомнений в том, что половой акт с женщиной совершается половым органом, а не анальным отверстием!

Имам Ибн Хазм сказал: “Называть анальное отверстие (дубур) половым органом (фардж) не является правильным!” См. “аль-Мухалля” 1/241.

Также в известных словарях по арабскому языку, как «Лисануль-‘араб» или «ан-Нихая» не сказано, что слово «закар», «фардж» (половой орган), также имеет значение: «дубур» (анальное отверстие).

Таким образом, прикосновение к анальному отверстию или половому органу мужа и жены, а также и детей при подмывании и т.п. не нарушает омовения, поскольку нет на это никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне, и нет на это единогласного мнения (иджма’). См. “аль-Мухалля” 1/241, “аль-Аусат” 1/210, “аль-Кафи” 1/149.

5. Купание умершего или сопровождение носилок

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто искупал умершего, то пусть искупается сам, а кто нес носилки пусть совершит омовение». Абу Дауд 3161, аль-Байхакъи 1/303. Хадис достоверный. См. «Ируауль-гъалиль» 1/184.

Однако это повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха) не является обязательным, а является желательным, что объясняется другими преданиями. От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет на вас обязанности совершать полное омовение после купания мертвого, ибо ваши мертвые не являются нечистыми, и вам достаточно вымыть ваши руки». аль-Хаким 1/386, аль-Байхакъи 3/398. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим.

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Когда мы купали наших мертвых, кто желал, совершал полное омовение, а кто не желал, не совершал его». ад-Даракъутни 191, аль-Хатыб 5/424. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад достоверным.

Имам аль-Хаттаби говорил: «Я не знаю кого-либо из факъихов, кто обязывал бы совершать гъусль тому, кто искупал умершего или омовение тому, кто нес умершего. Поэтому веление в этом хадисе можно отнести к желательному». См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/438.

6. Прикосновение к нечистотам

Прикосновение к нечистотам не нарушают омовения, ибо на это нет никаких указаний, и в этом вопросе вообще нет разногласия среди ученых! См. “аль-Аусат” 1/203.

Однако нет сомнения в том, что наджасу необходимо удалять с тела или одежды!

7. Выход воздуха из полового органа

Выход воздуха из полового органа, что в основном бывает у женщин, не нарушает омовение. См. “аль-Мабсут” 1/83.

Шейх Ибн Усаймин сказал: “Что касается воздуха, выходящего из полового органа женщины, то он не нарушает омовение, поскольку это не воздух, выходящий из анального отверстия”. См. “Фатауа маратиль-муслима” 1/14.

8. Смех в молитве

Те, кто считает, что смех в молитве нарушает ее, опираются на хадис от Абуль-Алии: «Однажды один слепой человек проходил мимо пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, когда они совершали молитву, и упал. Некоторые сподвижники засмеялись, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел тем, кто засмеялся возобновить омовение и молитву».

Этот хадис приводят ад-Даракъутни и Ибн ‘Ади с очень слабым иснадом, и в том, что данный хадис слабый не было среди мухаддисов разногласий. См. “Сыфа аль-уду” 52, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/142.

Сообщается, что когда Джабира (да будет доволен им Аллах) спросили о смехе в молитве, он сказал: “Следует повторить молитву, и не повторять омовение”. аль-Байхакъи 1/144, ад-Даракъутни 1172. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.

И если смех в молитве не нарушает омовение, то смех вне молитвы не нарушает его тем более!

9. Кровопускание и выход крови не из полового органа

Что же касается кровотечения, то оно также не нарушает омовения. Джабир ибн Абдуллах рассказывал, что во время одного из военных походов один ансар был трижды ранен из лука во время своей молитвы, однако он не прекратил молиться, истекая кровью. Абу Дауд 198, Ибн Хузайма 36. Хадис хороший. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” 192.

Имам аш-Шаукани писал: “Нет сомнения в том, что пророку (мир ему и благословение Аллаха) сообщили об этом происшествии, и он не осудил совершение молитвы, истекающим кровью. И если бы выделение крови нарушало бы омовение, то он разъяснил бы обязательно это всем, кто принимал вместе с ним участие в этом походе”. См. “Сайлюль-джаррар” 1/99.

То же самое говорил и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/606.

Также в этом хадисе указание на то, что кровь не является нечистотой (наджас).

Сообщается, что “’Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) совершал молитву в то время, когда у него выделялась кровь”. Малик 1/39, Ибн Са’д 3/350. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.

Также Хасан аль-Басри сказал: «Мусульмане не переставали совершать молитву, истекая кровью от ранений». аль-Бухари 1/280.

Что же касается кровопускания, то оно также имеет отношение к обсуждаемому и Ибн ‘Умар говорил: “Тот, кто совершил кровопускание, не обязан совершать омовение, пусть просто помоет место совершения кровопускания”. аль-Байхакъи 1/140. Иснад достоверный.

10. Рвота и отрыжка

Утверждения о том, что рвота или отрыжка нарушают омовение, нуждаются в доказательствах, которых не существует, о чем говорили имамы аш-Шаукани и ас-Сан’ани. См. “Субулю-Ссалям” 1/100 и “Найлюль-аутар” 1/180.

Что же касается хадиса, в котором сказано: «После рвоты, носового кровотечения, отрыжки или выделения прозрачной жидкости (мази), следует прервать молитву и совершить омовение» Ахмад, Ибн Маджах, то этот хадис не является достоверным.

Но есть достоверное сообщение от Ма’дана, что Абу ад-Дарда рассказывал о том, что после того, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) вырвал, он совершил омовение. После этого Ма’дан встретил Саубана и рассказал ему об этом, и Саубан сказал: “Он сказал правду, я сам поливал воду пророку (мир ему и благословение Аллаха), когда он совершал омовение”. ат-Тирмизи 1/58, Абу Дауд 7/8. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.

Однако в этом хадисе нет указания на обязательность совершения омовения после рвоты, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел этого, а совершил омовение сам, что указывает только на желательность такого поступка, ибо поступок пророка (мир ему и благословение Аллаха) сам по себе не указывает на обязательность какого-либо положения. См. «аль-Мугъни» 1/247, «Ируауль-гъалиль» 1/148.

11. Сквернословие, сплетни и т.п

Хадис, в котором сказано, что сквернословие и сплетни (гъиба, намима) нарушают омовение, не является достоверным. См. “аль-‘Иляль” 1/365 имама Ибн аль-Джаузи.

Однако сквернословие и сплетни являются большими грехами!

12. Бритье или стрижка волос и ногтей

От Абу Миджляза сообщается, что “он видел, как Ибн ‘Умар подстриг ногти и не совершил омовения”. Ибн Аби Шайба 1/55. Иснад достоверный.

Хасан аль-Басри говорил: “Тот, кто подстриг волосы или ногти, или же снял носки, тот не должен совершать омовения!” Са’ид ибн Мансур. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 1/482.

Все ученые считали, что человек не обязан ничего совершать после того, как подстриг ногти или же волосы, и только от Муджахида и ат-Табари передается, что они считали необходимым совершения омовения после этого. См. “аль-Мусаннаф” 1/56, “аль-Мабсут” 1/65.

А аз-Зухри, ‘Ата, Ибрахим ан-Наха’и и Хаммад считали желательным просто протереть водой эти места после стрижки. См. “аль-Мабсут” 1/65, “Шарх аль-Мууатта” 1/39.

Однако нет на желательность этого никакого довода ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах сподвижников! И нам неизвестно на что они опирались при этом.

Ведь желательность – это тоже шариатское положение (хукм), на который необходимо иметь довод! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Не дозволено быть какой-либо вещи обязательной или же желательной, кроме как на основании шариатского довода, указывающего на обязательность или желательность!” См. “Маджму’уль-фатауа” 1/265.

Имам аш-Шаукани сказал: “Желательность – это законоположение шариата, на которое также должно быть доказательство”. См. “Сайлюль-джарар” 4/70.

Шейх Дибьян ибн Мухаммад ад-Дибьян, приведя все мнения относительно омовения или протирания водой ногти или волосы после стрижки, сказал: “Верным является то, что не узаконено ни совершения омовения, ни протирание мест после стрижки ногтей или волос! Ведь обязательность или же желательность этого нуждается в доказательстве, а его нет!” См. “Ахкаму-ттахара” 3/279.

13. Снятие носков после их протирания (масх)

Среди ученых существуют разногласия относительно вопроса: нарушается ли малое омовение, если человек снял носки и т.п. после того, как он совершил малое омовение и протер их?

По этому поводу существуют три мнения:

Первое: малое омовение такого человека не нарушается, и он ничего не должен делать;

Второе: малое омовение такого человека не нарушается, но ему следует помыть ноги;

Третье: малое омовение такого человека нарушается, и он обязан заново совершить его.

В пользу каждого из этих мнений высказались саляфы, что приводят ‘Абдур-Раззакъ в «аль-Мусаннаф» 1/210 и Ибн Аби Шейба 1/187-188.

Несомненно, самым правильным мнением из вышеупомянутых мнений является первое, ибо оно согласуется с самой сутью обтирания, которое является дозволением и облегчением, дарованным Аллахом. Что же касается других мнений, то они противоречат этому шариатскому облегчению, о чем сказал имам ар-Рафи’и. См. «Шарх аль-Уаджиз» 2/370.

Доводом в пользу этого мнения является то, что нет никаких указаний на то, что снятие носков нарушает омовение! А также достоверно известно, как “праведный халиф ‘Али ибн Аби Талиб однажды совершил малое омовение и протер свои сандалии, после чего снял их и прочитал намаз”. См. “Тамаму-ннасх фи ахкам аль-масх” 91.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Малое омовение человека, который обтер носки и чалму, не нарушается, если он снял их. Оно также не нарушается, если истек срок их обтирания. И от человека не требуется обтирать голову или мыть стопы (после снятия этого). Таково мнение аль-Хасана аль-Басри. И согласно достоверному мнению ханбалитского мазхаба и высказыванию большинства ученых, это можно сравнить с удалением волос, которые были обтерты”. См. “аль-Ихтиярат” 15.

Этого мнения также придерживался Къатада и Ибн Аби Лейля. И его выбрал имам Ибн аль-Мунзир, имам Ибн Хазм, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, а также шейх аль-Альбани, шейх Ибн Баз и шейх Ибн ‘Усаймин. См. “аль-Мухалля” 2/105-109, «аль-Маджму’» 1/557, “Фатауа Ибн Баз” 10/113, “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 11/193.

Что же касается сообщения, что когда одного из сподвижников спросили о человеке, который обтер свои носки, а затем снял их, он ответил: «Он должен помыть свои стопы», то это сообщение слабое!

Его приводят Ибн Аби Шейба 1/187 и аль-Байхакъи 1/289, и в его иснаде есть передатчик по имени Язид ибн ‘Абдуррахман ад-Даляни, о котором хафиз Ибн Хаджар сказал: “Он правдив, но часто ошибался и прибегал к подтасовке хадисов (тадлис)”.

14. Взгляд на аурат человека

Это также не нарушает омовение, однако является грехом, если смотреть на аурат постороннего человека.

Я упомянул об этом, так как подобное бытует среди несведущих мусульман преклонного возраста на Кавказе.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *