Что народная мудрость гласит не метать перед свиньями
Бисер перед свиньями не мечут: значение фразеологизма
История
Начнем, как всегда, с происхождения. Читателя прежде всего интересует, каков источник выражения. Охотно поясняем: это устойчивое словосочетание родом из Библии – самой печатаемой книги до сих пор. Речевой оборот «Не мечите бисер перед свиньями» Евангелие от Матфея подарило нам. Ведь именно в нем содержится знаменитая Нагорная проповедь Спасителя, в которой находит свое пристанище сердцевина христианского вероучения.
Растолкуем термины «бисер» и «свинья». Вообще, свиньи – довольно милые создания, особенно если они декоративные, конечно, хряков, которые блаженствуют в грязи, вряд ли можно назвать милыми, но все же. Для евреев, как хорошо известно, свиньи – это грязные, мерзкие животные, поэтому в этом смысле назвать аудиторию свиньями – значит дать очень резкую оценку. Теперь можно понять, насколько Христос «высоко» ценил невежественную толпу.
Значение в словаре
В фразеологическом словаре рассматриваемое выражение предстает в полном виде:
Не мечите бисер перед свиньями, да не попрут его ногами.
Смысл его состоит в том, что не стоит напрасно тратить слов с теми людьми, кто не может или просто не желает понимать вас. Не следует сильно стараться что-то делать для них. Ведь ваших слов и поступков им не дано оценить по достоинству.
Трудности перевода
Сейчас выражение «бисер перед свиньями не мечут» может вызывать недоумение, потому что со словом «бисер» твердо ассоциируются фенечки. И тут ребус разгадывается просто: все дело в трудностях перевода. Но сначала приведем полный текст изречения. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Теперь время поговорить о лингвистических тонкостях: в церковно-славянском переводе жемчуг – это бисер. А полный классический, синодальный вариант выражения мы привели полностью чуть выше. Здесь трудно удержаться от ремарки: неудивительно, что Библия – самая печатающаяся книга в мире, — какая энергетика выражений!
Примеры из классики
Употребление данного выражения мы находим также и у классиков, вот два примера.
Д. И. Фонвизин, «Недоросль», 1783:
[Кутейкин]:Подавал я консисторию челобитье… На что и милостивая резолюция вскоре воспоследовала с о.
Для иммунного ответа необходимы витамин A (животные продукты) и каротиноиды
Учителя в тройке: россияне назвали самую благородную профессию
Жизнь изменится. Новолуние в середине января принесет удачу 4 знакам зодиака
А. С. Пушкин, письмо к Бестужеву 1825 г.:
Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными.
Синонимы
О словах и выражениях, которые призваны заменить библейский афоризм, следует понять только одно: они должны передавать бессмысленность действа. Например:
На самом деле замен может быть столько, сколько существует контекстов. Большинство замен оправданы стилистически. Например, с иностранцами, которые могут хорошо знать Библию, но плохо русский, нужно выражаться проще, чтобы не возникало путаницы. Другими словами, речевой оборот «перед свиньями бисер не мечут», смысл которого мы разбираем, нуждается в полноценной замене. Хотя полновесный синоним вряд ли можно найти, слишком прекрасно выражение.
Выводы из мудрости
У разумного использования своего времени масса преимуществ. Во-первых, если человек не распаляется на многих, то он оказывает больше внимания тем, кто его заслуживает. Во-вторых, он сохраняет свои нервы. В-третьих, как следствие из второго, он дольше живет и радуется жизни.
Одно плохо: умение не метать бисер перед свиньями (значение выражения было рассмотрено чуть раньше со многих сторон) приходит к человеку, как правило, слишком поздно. Поэтому читателям можно посоветовать поскорее приобщаться к библейской мудрости и делать из нее исключительно полезные и практические выводы для себя.
Герман Гессе и его «Игра в бисер»
Не нужно быть признанным литературоведом, чтобы понять: название романа и фразеологизм связаны. Только метание бисера превращается в игру. Можно несколько раз перечитывать роман, но так конкретно и не понять, чем заняты Магистры игры. Ясно, что они создали синтез искусства, религии и философии. Цель игры – замкнутая на самой себе бесконечная интерпретация культурных смыслов.
Характерно то, что Магистры игры лишились публики: их штудий никто не понимает. Они занимаются этим в своем узком сообществе в закрытом государстве в государстве – Касталии. Последняя возникла как ответ и отклик на пошлость, захлестнувшую мир. Современно, да? Касталия – цитадель духовности.
Состязания по игре транслируются по радио, но есть подозрение, что их никто не слушает, они никому не нужны. Зачем вникать в то, что все равно не поймешь?
Вот так и вышло: ораторы и аудитория в утопии (или антиутопии, или притче) Гессе разъединились.
Немецкий писатель сделал определенные выводы из библейского изречения и превратил метание бисера в эстетический жест. Но если читатель вот на этом месте подумал, что классик мировой литературы заодно с касталийцами, то ошибся. Для выяснения позиции Мастера советуем прочитать роман.
Неполная цитата из Библии была перекрыта неполной цитатой испанской коммунистки?
Помимо отсылки к Иисусу Христу и изречению «метать бисер перед свиньями», в фильме есть то, что, возможно, прикрыло собой библейскую мудрость.
Когда Новосельцев пришел на следующий день извиняться перед начальницей за свой вчерашний «концерт», то между ними произошел такой диалог:
— Садитесь, товарищ Новосельцев…
— Анатолий Ефремович, садитесь, не робейте.
— Лучше умереть стоя.
Последняя фраза много кому приписывается, но совершенно точно ее произнесла в 1936 году на митинге в Париже испанская коммунистка Долорес Ибаррури: «Испанский народ предпочитает умереть стоя, нежели жить на коленях».
«Гражданская оборона» и фразеологизм
Есть у Егора Летова такая песня «Игра в бисер». Читатель при желании может ее прослушать довольно легко, ибо длится она чуть больше двух минут. Так вот, у российского музыканта словосочетание «игра в бисер» приобретает новые краски, даже по сравнению с Гессе, а не то что с Христом. Метание бисера перед «стаей свиней» — это явный провокационный акт. Причем сложно сказать, кого поэт подразумевал под хрюшками, то ли свою собственную аудиторию, которая не понимает глубокого или глубинного (как больше нравится) смысла песни, то ли партийных функционеров, которые в свое время пытались бороться с рок-музыкой, не жалея живота своего.
И да, если Гессе (откроем тайну) игру уравновешивает жизнью, то Е. Летов упивается интеллектуализмом и противопоставляет себя «низкой» толпе свиней.
«Бывают странные сближенья». Кто бы мог подумать, что под одним флагом соберутся Христос, Гессе и Летов.
Мораль фразеологизма
Тут уж сам Бог велел заняться толкованием. Мораль проста и мудра, как многое из того, что написано в самой печатаемой на свете книге. Если вам говорят «не следует перед свиньями бисер метать» (Библия подарила нам это выражение), то это может означать в разных вариациях, что не стоит уделять внимание тем, кто его не заслуживает. Другими словами, лучше беречь силы и красноречие для другого места, возможно, для другого времени.
Здесь есть и более общая мораль, она звучит так: не стоит себя растрачивать. И тут уж все равно, есть ли у человека аудитория в виде «свиней» или нет ее. Жаль, что такую простую мораль человек начинает понимать только тогда, когда жар юности спадает и на смену молодецкому пылу приходит разумная холодность зрелости.
В молодости же люди обычно без сожаления разбрасывают вокруг себя свой жемчуг. У юности много сил и времени, поэтому все тратится без оглядки, когда же ресурсов становится мало, то человек начинает думать.
Удивительно, но, согласно истории фразеологизма «метать бисер перед свиньями» (происхождение его ясно указывает нам на это), до такой мудрости дошел своим умом все еще молодой человек по современным меркам.
Не скромность, но рациональность
Мы уже поняли, что перед неподготовленной публикой упражняться в красноречии – дело бессмысленное. Оставим пока ту сторону в покое и поговорим, наконец-то, о личности оратора. Чему его учит фразеологизм?
Гордыня – самый страшный грех. И чтобы ему не поддаваться, нужно зорко следить за собой. Ведь иногда человек заранее знает, что публика так себе, а все равно его тянет высказаться, почему? Все просто: он хочет покрасоваться, возвести мост между собой и людьми. Кажется, что, если толковать выражение «Не мечите бисер перед свиньями» из Евангелия, можно извлечь и такой смысл.
Кто больше всего нуждается в наставлении? Конечно, молодые люди. Юность еще верит в то, что может что-то фундаментально изменить в мире, воспламенить сердца людей. Идейные парни и девушки полагают, совсем как Сократ: люди живут так, а не иначе, только потому, что они блуждают в темноте и не ведают истины.
Но Христос своим изречением призывает не тратить время на тех, кто не хочет идти путем света, а предпочитает блуждать во тьме. Как показывает практика, силы могут понадобиться для другого, для более важного и сокровенного.
Есть на российском телевидении такая передача «Игра в бисер». Ее ведущий Игорь Волгин заканчивает каждый выпуск одной и той же фразой: «Читайте и перечитывайте классику». Хороший совет, тем более что Библия – это вечная книга, вне зависимости от конфессиональных предпочтений. Более того, ее могут читать даже атеисты – вреда не будет.
Значение
Толкование наставления Христа многогранно, но обычно так говорят, когда человек не соизмеряет силы своего красноречия с возможностями аудитории. Причем, конечно, форма изречения достаточно резкая, но не всегда человек, использующий его, хочет оскорбить людей.
Например, есть мнение, что подросток способен воспринимать философию только лет с 14–15, раньше накачивать его мудростью не имеет смысла, ибо он ее не впитает. Таким образом, если учитель выступит перед школьниками, не достигшими обозначенного возраста, то он будет заниматься именно тем, что можно определить как «метание бисера».
Таким образом, мы понимаем, что когда говорят «не надо метать бисер перед свиньями», то всего лишь хотят подчеркнуть, пусть в излишне резкой форме, разницу между оратором и адресатами его речи. В более общей форме можно сказать и то, что так человеку советуют не тратить силы понапрасну на тех, кто этого не оценит.
№41 (890) / 1 ноября ‘16
Святая Земля
Если мы намерены поведать что-то людям, которые этого не оценят и не воспримут, если наши собеседники выстроили стену неприязни, а мы пытаемся их убедить, возможно, найдется мудрый человек, который нас остановит и посоветует не метать бисер перед свиньями.
Мы уже привыкли к этой фразе, но она вообще-то довольно странная, если понять ее буквально. Кому вообще в голову придет метать бисер, да еще в не совсем чистом месте перед животными, которые явно будут удивлены этим действием?
– Это действительно так: кому придет в голову кормить свинью жемчугом? А ведь «бисер» по-церковнославянски обозначает именно жемчуг. Как известно, жемчуг – вещь, вообще, дорогостоящая. В отличие от других драгоценных камней и металлов, он добывается особо тяжелым, скрупулезным, постепенным трудом. Грубо говоря, если человек добывает какие-то драгоценные металлы или камни, то он может напасть на жилу и получить сразу же, как в сказках Бажова, большое богатство за один раз. Что касается жемчуга, в древности его добывали ныряльщики, и сколько раз нужно было нырнуть, пока найдешь эту ракушку с жемчужиной, сколько нужно было приложить труда и терпения, чтобы найти этот жемчуг. Поэтому недаром Христос не один раз обращается в Евангелии именно к бисеру. Помните, как Он говорит о купце, что, найдя драгоценную жемчужину, идет, продает все свое имение, чтобы купить ее. Жемчуг – это символ не просто дорогого камня, а чего-то, добытого большим трудом, чего-то редкого и поэтому очень дорогостоящего.
То есть речь идет о раритетных жемчужинах, каждая из которых потребовала определенного риска, труда, и много времени и сил было потрачено на добычу каждой из них?
– Совершенно верно! Но почему говорится о свиньях? Дело в том, что россыпь бисера чем-то напоминает горку сильно размоченного зерна, которым кормят свиней. Я помню такой забавный эпизод из детства, который в свое время совершенно случайно помог мне как-то ближе прочувствовать эту притчу и представить ее себе. В деревне, куда мы ездили к родственникам моей бабушки, были свиньи. Мои троюродные и четвероюродные братья однажды показали мне такую шутку со свиньями. Подходят к свиньям, которые уже нацеливаются на то, что их сейчас покормят: знают, что мальчишки им еду приносят. А ребята пустой рукой делают так, как будто они что-то бросили в корыто. И хрюшки сразу туда рыльцами – и так удивленно смотрят, что им ничего не принесли. И братья: «Ха, ха, ха», то есть обманули их. Видите, свинья, оказывается, способна понимать человека на таком уровне, понимать этот жест – что-то брошено. И она инстинктивно смотрит. Многие животные и птицы тоже так реагируют. Поэтому здесь этот бросок – метать бисер очень понятен: мы бросаем свиньям еду, то, что им потребно. Например, размоченное зерно, которое так похоже на бисер: если взять зерна пшеницы и их замочить, они будут очень похожи на жемчужинки. Но это еда для свиней, им понятная и сытная, а другое дело – бисер, жемчуг. Зачем бросать свинье жемчуг? Глупость!
Христос говорит нам, что так же неразумно пытаться с людьми недуховными, которые не ищут ответы на вопросы духовного порядка говорить о сокровенных тайнах, о Царствии Небесном…
А почему же все-таки свиньи? Для иудеев это был символ религиозной нечистоты. Поэтому в этой притче о свиньях и бисере Господь сравнивает человека, который не разумеет духовные законы, именно со свиньей – как животным ритуально нечистым. То есть здесь очень тонкий намек. Господь не обзывает свиньями, но тем не менее уподобляет свиньям. Поэтому тут обижаться не надо, а присмотреться к себе стоит: свинья – это и нечистое животное, то есть находящееся вне ритуальной чистоты.
У евреев была чистота от греха: человек не творит грех, а если творит, то приносит в нем покаяние. В принципе, и у нас схожие понятия. Только у нас понятие покаяния более глубокое, обширное, скорее, это процесс, состояние. А там это более было действие разовое. И свинья – животное, действительно необыкновенно прожорливое. Каждый сельский житель знает, что свинья ест больше других животных, в принципе, занята этим целый день. Поэтому образ очень конкретный…
Евангельское отношение к свиньям лучше всего можно увидеть в притче о гадаринском бесноватом. Как вы помните, был человек в городе Гадара, находившемся в Десятиградии, где в городах жили язычники, эллины. Жили не в очень ближнем, но соседстве с евреями. И у них был один бесноватый, которого они выгнали за город, потому что он был очень буйный: бросался на людей, кричал и рычал. И он ушел из своего города, шел очень далеко и дошел до нашего Галилейского моря. А как раз на западном берегу его лежат предгорья Голанских высот, и там множество природных пещер, где раньше хоронили людей. Он поселился в таком гробе и выходил на дорогу, пугал людей – там как раз шла дорога из Кесарии Филипповой в Иерусалим: все паломники из той части, которую мы сейчас называем Верхняя Галилея, шли в Иерусалим неизменно этой дорогой. Здесь шел и Спаситель, навстречу Которому вышел бесноватый. Господь сжалился над ним и хотел изгнать из него бесов. Бесноватый сказал: «Оставь меня, отойди. Что Тебе до меня? Ты пришел мучить нас», это бесы в нем говорили. И Господь повелевает бесам выйти, и те молят Его: «Не позволяй нам просто уйти в бездну. Дай нам уйти в этих свиней». И Господь позволяет.
Бесы, не погубив человека, стремятся погубить хотя бы тварь, животное. Почему Господь позволяет, ведь Ему жалко всех животных, и свиней в том числе? Но это было очень большим назиданием, уроком, потому что пастухи наглядно увидели, кто жил в этом человеке, что это были действительно духи нечистые. Господь показывает и истинные намерения бесов – разрушение. Мы очень часто заманиваемся разными блестками, которые нам предлагает враг, но когда, не дай Бог, познакомимся с теми, кто является авторами этих мерцающих огоньков, то поймем: вот их цель – погубить. И Господь это показал наглядно: свиньи тут же были взяты бесами в море и утоплены.
Еще есть очень интересное толкование насчет пастухов, потому что, судя по всему, пастухи были евреями. Это были не блудные сыновья, а такие горе-евреи, которые ради прибыли пасли у греков свиней: Гадара был город эллинский, где жили греки. И они нанимали на работу пастухов. И наши евреи сами свинину не ели, но свиней пасли. Они были в таком слабом духовном состоянии, что пасли нечистых животных у греков. И Господь показал им, чем чревата такая двуличность. Потому они так и испугались и сказали: «Выйди из наших пределов». Мало того, что потопленное стадо – это большой ущерб, но у них еще возник и суеверный страх: они увидели наказание, как бы предсказание того, что будет дальше и с ними, если они не перестанут этим заниматься.
Ведь «выйди от нас» говорят еще и жители города?
– Жители города говорят это по понятной причине: опять же суеверный страх. Язычники вообще склонны к нему. И в данном случае они не понимают силы, которой Христос творит чудеса. Они Его не знают и не понимают и в суеверном страхе просят Его выйти. И еще им, естественно, не хочется, чтобы и другие свиньи закончили так же. Поэтому говорят это и с чисто коммерческой точки зрения, ведь стадо-то утонуло, а это огромные деньги.
Записала: Юлия Подзолова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Не мечите бисер перед свиньями
Из Библии (церковно-славянский текст). В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 6) приведены слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа (рус. пер.): «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».
Услышал Бог, как сердце плачет,
Девицы чистой и простой.
И за ответом он направил,
Её к блаженности святой.
В слезах пред старцем появилась,
Но убеленный сединой,
Старик – мудрец сказал игриво:
«Не плачь, красавица, постой.
Всегда с добром и лаской сердца,
Я к людям шла, и видит Бог,
Любила даже иноверца,
Открытой в щедрости душой.
В ответ – вражда, насмешки, слезы,
Обиды горькие, как соль.
А за спиной одни угрозы,
Что разрывают душу в кровь».
«А ты пройдись нагой пред людом»,
Сказал лукаво ей мудрец.
«С ума сошли такой причудой,
Мыслитель Вы или хитрец?!
Меня ведь каждый обесчестит,
Пред Богом стыдно, право Вам!».
Тогда мудрец, поправив крестик,
Иной повел пред ней рассказ.
«Открыть народу своё тело,
Боишься ты, и это знак.
А дверь души открыла смело,
И топчут жизнь твою все там!»
Тогда мудрец, слегка смутившись,
На стол поставил зеркала.
И за намеки извинившись,
Сказал правдивые слова.
«Плохие люди, Бог свидетель,
Когда лелеют зеркала,
Твою лишь видят добродетель,
В них злость вскипает тенью зла.
Порочный с праведным враждует,
Признать свой грех не может гнус.
Так почему тебя волнует,
Что скажет лжец, подонок, трус?!»
Пойдем в мой сад, его люблю я,
С любовью поливаю цвет.
Но никогда, даже целуя,
Не видел я бутон в рассвет.
Так будь и ты цветку подобна,
Не раскрывайся всем зазря.
Впуская в сердце, будь свободна,
Лишь для того, кто чтит тебя».
Сами церковники трактуют это так:
— святыни — таинство христианской веры;
— бисер (жемчуга) — драгоценные знания христианского учения;
— псы — «лающие» люди, т.е., хулители Христа;
— свиньи — люди, творящие грязные дела, обуянные низменными страстями;
— метать (в смысле, как мечет икру рыба ) — передавать, предлагать принять этим «лающим свиньям» святыни и бисер (и что характерно
Не бросайте жемчуга перед свиньями
«Не мечите бисера перед свиньями» – более известный вариант этого выражения.
Его Первоисточник – Священное Писание Нового Завета.
В седьмой главе Евангелия от Матфея, в Нагорной проповеди Иисуса Христа говорится: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали вас».
Спаситель призывает Своих учеников воздерживаться от излишней снисходительности к слушателям проповеди о христианстве. К тем, кто упрямо не хочет слышать слово Божье. Не нужно давать враждебно настроенным то, что свято, если они не способны это осознать и принять.
В русском языке это выражение сделалось популярным, зачастую принимая различные словесные конфигурации.
Например, в пословичной форме его можно найти у Дениса Фонвизина в комедии «Недоросль»:
«Подавал в консисторию челобитье… На что и милостивая резолюция вскоре воспоследовала, с отметкою: «Такого-то де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не поперут его ногами».
Призыв не метать бисера перед свиньями вложен в уста героев произведений многих поэтов и писателей: Пушкина, Грибоедова, Гончарова Чехова, Горького.
В этом выражении интерес представляет не только его значение, но и те образы, которые использует Господь, чтобы донести до учеников важную мысль. Авторитетные толкователи, в числе которых и святитель Иоанн Златоуст, под псами понимали людей, живущих без желания стать лучше, а под свиньями – тех, кто живет не воздержано и распутно. Все они недостойны услышать Слово Господа, потому что не поймут его или более того – используют во вред тому, кто пытается его донести с благими целями.
Слово «бисер» вошло в русскую речь из церковнославянского языка. Это то же, что и жемчуг.
В своем новозаветном значении выражение «Не мечите бисера перед свиньями» дошло до наших дней. Не нужно тратить время, слова и усилия на людей, которые не могут оценить и понять их. Они им недоступны или не интересны. Не стоит стараться делать кому-либо того, к чему он пока не готов.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Игра Все обо всём. Что народная мудрость советует не метать перед свиньями?
Народная поговорка говорит о бисере. И наверняка подразумевает и некоторые свойства самих свиней, и напрасность подобных поступков перед людьми, которые этим животным уподобляются. Как в физическом смысле, так и в моральном.
Перед свиньями вообще метать ничего не стоит! Они не знают, что такое деньги, не мелочь, не тем более бусины. Да и бисер перед свиньями нет смысла метать, но говорят именно так. То есть бисер правильный ответ.
Конечно я долго сомневалась что же выбрать из этих четырёх ответов, а ответ оказался очень даже прост в вопросе что не советуют мести перед свиньями оказался ответ Бисер. Наверно в этом выражении подразумевается не тратить своё драгоценное время на глупых людей.
Чтобы победить в этой игре 100к1, нужно дать правильные варианты ответов, такие:
первый вариант ответа за 40 очков нужно назвать – МЕДВЕДЬ ;
второй вариант ответа за 80 очков нужно назвать – ПИНГВИН ;
третий вариант ответа за 120 очков нужно назвать – ОЛЕНЬ ;
четвертым вариантом ответа за 160 очков нужно назвать – ТЮЛЕНЬ;
пятым вариантом ответа за 200 очков нужно назвать – МОРЖ;
шестым вариантом ответа за 240 очков нужно назвать – ПЕСЕЦ.
Чаще всего люди скрывают:
да все что угодно могут скрывать люди
Смотря какая сумма будет у меня. Конечно же постарался бы растянуть их до лучших времен,до тех пор,пока не появятся еще деньги. Я не из тех людей которые на последние деньги покупают пиво и сигареты,а потом бегают занимают деньги у знакомых.
На мой взгляд, за 30 секунд, ничего толкового сделать нельзя, а вот натворить глупостей, которые будешь разгребать не один год, вполне реально. Всё успевает тот, кто не спешит.
А ещё можно позвонить другу (подруге), сварить кофе, сделать бутерброд и тому подобное.