Что нарисовать масляными красками
14 советов начинающим художникам по рисованию масляными красками
советы начинающим художникам
Хотите научиться писать шедевры масляными красками? Желание есть, теперь нужны начальные знания. А собственный незаменимый опыт обязательно придет со временем.
Масляные краски легко ложатся на холст, ими можно писать в один слой или многослойно, пастозно или гладко. С их помощью можно сделать очень тонкие цветовые переходы либо наносить постепенно слой за слоем.
1. Нет необходимости покупать наборы красок, гораздо проще самому выбрать нужные цвета. Базовый набор масляных красок состоит всего из нескольких цветов, смешивая которые, можно найти множество других оттенков.
В дополнение к этим основным цветам, по желанию, можно добавить еще несколько популярных. Это Зеленый ФЦ, Кадмий оранжевый, Краплак красный, Желтый лимонный, Голубая ФЦ, Желто-зеленая. Можно и расширить палитру, но практически все, даже самые неожиданные оттенки, можно получить, смешивая в разных пропорциях основные цвета масляных красок. В мире существует огромное количество цветов и оттенков, и нужно помнить, что идеальным сочетанием считается соединение оттенков с одинаковым полутоном. Также нужно знать о теплой и холодной гамме.
Есть 3 основные техники слияния красок в масляной живописи:
ФИЗИЧЕСКАЯ. Это когда две или больше красок смешиваются на палитре, образуя однородный цвет.
НАЛОЖЕНИЕ КРАСОК. Это способ, когда на высохший первый слой краски накладывается второй прозрачный. В результате два разных цвета необычно сливаются, вроде как один цвет просвечивает сквозь другой. Прозрачные краски можно смешивать между собой, получая совершенно новые оттенки. Ну вот, например, знаменитые винные натюрморты Раймонда Кэмпбелла. Картины как будто изнутри светятся.
ПРИМЫКАНИЕ ЦВЕТОВ. То есть оптическая иллюзия. В этом случае краски разных цветов располагают специальными мазками под разным углом близко друг к другу. Издалека они кажутся слитными в один необыкновенный цвет, а вблизи можно различить мазки совсем других оттенков. Например, мелкие мазки красным и желтым цветом, издалека можно увидеть красивый и сочный оранжевый.
2. Белила необходимо покупать с большим запасом, этот цвет всегда расходуется намного больше других. С добавлением белил краски становятся чуть светлее, а, разумеется, добавление черного сделает их немного темнее. Хотя в классической живописи довольно редко используют чистый черный цвет. Глубокий темный и намного интереснее оттенок получается смешиванием нескольких цветов. Главное, изначально изучить таблицу смешивания. А уже после самим добиваться нужного оттенка, но это придет с практикой. Даже, если взять просто красный и синий, но в разных пропорциях, каждый оттенок фиолетового получится иным. Главное, не бояться экспериментировать.
3. Художественных кистей много сразу покупать не стоит, ведь новичку неизвестно, какие именно кисти ему пригодятся впоследствии, какими будет удобнее всего работать. Нужно взять всего несколько: пару кистей круглых разного размера, несколько плоских, обязательно среди них должны быть синтетика и щетина. Можно приобрести еще веерную кисть среднего размера и пару круглых тонких кистей для детализации предметов. В процессе каждый для себя сам определится, какими кистями удобно наносить разные мазки, какая кисть подойдет для нанесения масляной краски на холст фоном, а какой писать деревья или облака.
4. Мастихин нужно покупать сразу, этим незаменимым инструментом можно наносить густой слой краски или собирать излишки краски с холста, а также смешивать краски на палитре. Да и в будущем он очень пригодится, например, для изображения ландшафта и передачи движения. Одна из универсальных форм «рыбка». Ею также можно смешивать краски на палитре.
САМОДЕЛЬНАЯ ПАЛИТРА
5. Дорогущую палитру покупать также не обязательно. Можно под это дело приспособить дощечку или картон. Картонку можно обтянуть пищевой пленкой. Во-первых, на пленке удобней смешивать масляную краску, во-вторых, пленку можно поменять, а картонка еще пригодится. Если краски остались после работы, их можно накрыть такой же пленкой до следующего раза.
6. Для очистки художественных кистей можно использовать старые тряпки и банки. Банки тоже можно использовать в качестве масленки.
7. Место для работы нужно выбрать удобное и хорошо освещенное. А также оно должно неплохо проветриваться, все-таки масляные краски имеют характерный запах.
8. Перед тем, как начать рисовать, следует на холст нанести карандашом или углем эскиз будущего творения, построить композицию. Такой предварительный набросок можно нанести и кисточкой, набрав на нее немного масла.
Холсты для живописи следует брать натуральные, они более плотные и не провисают со временем. Самая лучшая основа для холста – лен. Он бывает мелкозернистый, среднезернистый и крупнозернистый.
Сначала на холст наносится первый слой масляной краски, после чего краска должна подсохнуть. В среднем она сохнет 3 дня. За это время можно подправить детали или вовсе стереть то, что не нравится. В целом же готовая работа высыхает в течение нескольких дней или месяцев (это зависит от того, какой краской вы пишете). На это время картину желательно оставить в хорошо проветриваемом помещении.
9. Кисти необходимо очищать растворителем с помощью тряпки сразу после работы. Если этого не сделать, краска на кистях засохнет, и они станут непригодными. Потом их можно оставить в банке щетиной вверх, так кисти лучше сохнут.
10. Масляные краски сами по себе в меру густые и эластичные. Если наносить на холст густые мазки жесткой кистью или притирать ее для перехода из цвета в цвет, то разбавлять краску совсем необязательно. Кстати, без разбавителя картина сохнет гораздо быстрее. Для работы мастихином также нет необходимости использовать разбавитель.
Но, если писать картину масляными красками в традиционной манере, в этом случае необходим специальный разбавитель – ТРОЙНИК. Эта идеальная смесь состоит из 3-х компонентов (смешивать в равных пропорциях): пинен (разбавитель №4), лак для живописи (дамарный, пихтовый) и льняное масло.
Вмешивать разбавитель нужно понемногу, чтобы добиться нужной консистенции. Правило в живописи маслом – Густое на жидкое. То есть первые слои нужно писать более разбавленными красками, последующие – густыми, тогда поверхность картины со временем не растрескается, и слои краски не будут отделяться друг от друга. Кстати, светлые цвета разбавлять льняным маслом нельзя – со временем они пожелтеют.
11. Чтобы сделать глазурь, нужно смешать 1/3 масляного лака, скипидара и льняного масла. Из этой смеси получается прозрачный цвет, который уже можно смешивать с другими красками для получения глазури.
12. Для того чтобы стереть масляную краску с рук, можно воспользоваться оливковым маслом или детским.
мягкий переход из цвета в цвет
13. Смешивать масляные краски непосредственно на холсте лучше всего плоской кистью. Мазок должен идти по направлению смешивания. Добавлять краски необходимо так, чтобы оба цвета соседствовали. С помощью плоской кисти можно мягко перейти из цвета в цвет.
14. После того, как картина полностью высохнет, ее можно покрыть лаком для того, чтобы защитить ее от выгорания.
Этот необходимый минимум должен знать каждый, кто только начинает свой путь в живописи. Советы мастеров, конечно, пригодятся, хотя бы для того, чтобы иметь хоть какое-то представление о цветах, о красках и сочетании оттенков. Но ни один мастер-класс не даст полного понимания о живописи в целом и только в процессе можно понемногу начать разбираться и в смешивании цветов, и в техниках масляной живописи. Главное, не бояться начинать, а после придет и опыт, и знания, и интуиция настоящего художника.
Рисование масляными красками для начинающих
Содержание
Бытует мнение, что масляная живопись является самой простой. Считается, что сама техника достаточно легкая, а в процессе рисования можно вносить правки когда угодно без последствий. Это абсолютный миф, поскольку исправленная картина будет плохо выглядеть от неудачного исполнения и может погибнуть еще в процессе работы.
Как подготовиться к работе? Инструменты и материалы
Масло производится в тубах разного объёма. Начинающему достаточно 22 мл для всех видов красок. Отдельно стоит отметить белила, их купите в емкости объемом 115 мл., так как обычно при работе их требуется гораздо больше для создания смесей.
Инструменты
Кисти достаточно приобрести в трех размерах. Рекомендуем №8 из свиной щетины с округлым кончиком. Такая хорошо подойдет для окрашивания больших участков. Средняя №6 – идеальное решение для повседневных задач. Художники советуют выбирать среднюю плоскую кисть с прямоугольным концом. Третья кисть должна быть небольших размеров, мягкой, круглой, нейлоновой №4. Она – хорошее решение для тонкой работы. При покупке внимательно осматривайте кисти. Зажим ворса должен быть максимально плотным.
Шпатели или мастихины используются, чтобы на палитре комбинировать краски. Также ими можно накладывать краски на полотно вместо кисти или вместе с ними. У шпателя должно быть длинное лезвие и круглый кончик.
Дополнительные аксессуары и материалы
Для жидкости для рисования и промывки потребуются чашечки. Они представляют собой емкости из металла, которые прикрепляют на краю палитры. В качестве чашечек можно воспользоваться жестяной крышкой от банки.
Емкость для промывки кистей нужна, чтобы наливать в нее вайт-спирит или скипидар. Подойдет емкость из-под джема. Не храните кисти непромытыми с остатками краски, иначе они затвердеют и будут непригодными для работы.
Хлопчатобумажная ветошь или полотенца пригодятся для того, чтобы очистить кисти или вытереть лишнюю краску. Например, если требуется взять другой оттенок той же кисточкой.
Разбавительпозволит разжижить цвет или подобрать его. Художники советуют пользоваться чистым скипидаром или вайт-спиритом. Первый дороже и пахнет лучше. Можно подобрать и другие разбавители с менее резким запахом.
Если предпочитаете создавать медленно сохнущие глянцевые картины, купите льняное масло.
Подрамник и мольберт
В продаже есть два варианта холстов – на жестком картоне и на подрамнике. Первые дешевле. Вторые уже грунтованные, фактически являются хлопчатобумажной тканью, которая натянута на деревянную раму. Деревянные клинья в задней части конструкции позволяют подтянуть ткань при провисании. Материал чутко реагирует на изменение в температуре и влажности, а шероховатая поверхность холста хорошо удерживает краску.
Когда пишете картины маслом, важно иметь возможность регулировать угол наклона холста. В продаже есть большие деревянные, облегченные из металла или настольные мольберты. Если мольберта нет, можно установить картину на столе и просто прислонить ее к стенке. Важное условие – нужно предотвратить ее скольжение.
Какой нужен лак?
Картина может просыхать несколько месяцев. Дольше всего будут сохнуть белила. После просыхания работу следует полакировать. Это нужно, чтобы защитить холст от влияния воздуха, из-за которого изображение может потемнеть. Начинающему художнику потребуется бутылка лака для живописи. Покрывать лаком нужно дважды – для ретуши и чистым живописным составом. Чтобы получился первый состав, смешайте один к одному скипидар и живописный лак. Лакировать рекомендуется широкой художественной кистью или с мягким волосом. Картину следует располагать по горизонтали, работая сверху вниз. После этого следует подождать час до высыхания. По прошествии часа нанесите чистый живописный лак.
Основы рисования: как работаем с красками, как наносим, как смешиваем
Большая часть оттенков – результат смешивания красок. Только три цвета являются самостоятельными – синий, желтый и красный. Остальные – продукт смешения трех главных. Если смешать желтый и красный цвет, можно получить оранжевый. Добавив в синюю краску красную получаем фиолетовую. Если будете в разных пропорциях смешивать основные краски, получите различные оттенки ярких и не слишком цветов. Опытные художники это знают и не ищут под каждый тон краску, а думают, сколько нужно добавить в конкретный цвет красного, синего или желтого.
Однако часто в результате смешивания краски утрачивают свою яркость. Поэтому покупают ярко-оранжевые, салатовые, фиолетовые оттенки. Иногда может потребоваться черная краска, поскольку в результате смешения цветов черный цвет будет не слишком темным.
Чтобы осветлить краски, к ним добавляют белила. Живописец должен приучиться к тому, что у оттенка меняется светосила. Постичь искусство точного подбора света можно только долгой практикой.
Картину пишут не сверху вниз или не от угла, а от соотношения светлого и темного. Сначала намечают самые темные места, затем самые светлые. После этого сравнивают эти места между собой и наполняют полотно элементами.
Сколько ждать, пока застынут краски?
Масло – это связующий компонент, который дает возможность добиться яркости, контрастности изображения. Однако именно из-за масла краска может высыхать несколько дней или даже недель. Однако благодаря этому можно иногда внести небольшие коррективы после завершения картины.
На скорость застывания краски влияет:
Как ускорить сушку?
Чтобы краска на картине высыхала быстрее, следуйте таким советам:
Работа со слоями
Всегда наносите краски ровно. Если будете ждать, когда высохнет каждый слой, и только после этого наносить следующий, то работать станет гораздо сложнее. У вас не будет шанса поправить работу в процессе. Если на затвердевший слой краски наносят новый слой или совсем другой рисунок, такая работа требует большой осторожности.
Одной из частых трудностей является смешивание слоев. Когда один слой наносится поверх другого, они могут перемешаться. Чтобы не откладывать работу на несколько дней, мастера рекомендуют использовать специальные быстросохнущие белила или белую подмалевку. В отличие от стандартных титановых белил, они не требуют долгого периода высыхания.
Среди главных преимуществ масляных красок – возможность нанесения толстого слоя, чтобы передать трехмерность изображения. У акварели и пастели нет таких свойств. При работе рекомендуется начинать с толстого слоя, а потом переходить в тонкий, добавляя мелкие детали. Так можно создать эффект переднего плана.
Примерная последовательность рисования
После этого начните лессировку. Нанесите прозрачный слой краски. Он сэкономит материал и добавит глубины. Лессировку нужно делать с помощью лессировочных масляных красок.
Важно тщательно просушить первый слой масляной краски. Сушить нужно в теплом, светлом и хорошо проветриваемом помещении. Не сушите возле обогревателя, иначе слой пожухнет или краски поменяют цвет.
После этого наступает этап подмалевки. Закладываются основные цветовые сочетания, фактуры. Подмалевок делают полулессировочными, а также укрывистыми красками с белилами в местах, где это требуется. Полутени, освещенные места, блики – все это наносится на этапе подмалевка. На этой стадии прописывают цвето-тональные отношения тонким слоем краски. Формы объектов и предметов пока не прописывают.
Уже сейчас должна читаться идея и компоновка композиции. На этой стадии не рекомендуется использовать мастихин и слишком фактурные кисти. Выбирайте упругие кисти средних габаритов.
Прозрачные тени и полутени с прошлого слоя должны оставаться нетронутыми.
Подмалевок следует сушить от трех дней до недели до полного высыхания слоя. Профессиональные художники обычно рисуют несколько картин одновременно, чтобы не терять времени. Это практично, поскольку можно рассчитать скорость высыхания красок и втрое увеличить продуктивность труда.
Затем художник прописывает основные формы, объекты. Им придается объем в цветах и полутенях. Чтобы придать фактурности, можно рисовать мастихином.
Затем наступает этап длительной просушки, который занимает порядка месяца. Слой должен высохнуть полностью или хотя бы до середины.
После этого изображение детализируют с помощью нескольких выразительных деталей. Их прописывают красками средней консистенции. Важные элементы размещают в центре композиции и ближе к переднему плану. Особое внимание уделяют контрасту картины.
На последнем этапе смахивают лишние детали и списывают задний план. В качестве главного приема может послужить лессировка, которую наносят на просохший слой. После чего картину сушат до полного высыхания и покрывают лаком.
Как хранить масляные краски и готовые картины
Краски рекомендуется хранить в деревянном ящике подальше от отопительных приборов и огня в сухом месте. Если они в тюбиках, следите, чтобы емкость не треснула. В случае хранения смеси не допускайте контакта с воздухом. В открытой емкости краску можно хранить три дня, ее уже нельзя повторно разбавлять.
Чтобы хранить небольшой объем, сделайте пакет из фольги и выдавите из нее воздух. Масляные краски можно замораживать. Остатки можно герметично запаковать и положить в морозильную камеру. Там они могут храниться долго.
Картины лучше всего хранить на подрамнике, подальше от жары и влажности. Возле картины нежелательно курить, на нее не должна попадать копоть. Если ее постоянно трогать пальцами, то со временем рисунок потускнеет. Следует избегать прямого попадания солнечных лучей, однако не стоит прятать холст в чулане. Идеальное решение – рассеянный свет.
Как начать писать картины маслом
Эта статья будет полезна тем, кто только начал изучать технику масляной живописи или, кто еще сомневается, стоит ли браться за кисть. Сразу скажу о том, что масло — это отличный материал для новичков. Работать им проще чем акварелью или акрилом. Оно очень податливое, позволяет ошибаться и с легкостью делать исправления. И самое главное — масляная живопись во все времена считалась очень востребованной техникой, которая открывает перед художником безграничные возможности!
Расскажу немного о своем опыте. С масляными красками я впервые познакомилась в 2014 г. Вот уже 5 лет, как этот вид живописи занимает одно из самых главных мест в моем творчестве. А помимо масла я еще работаю с графическими материалами и акварелью. Учиться писать картины я начала сама и по сей день ничего не изменилось. Главным средством в моем обучении служили видео по мастер-классам. На просторах интернета можно найти очень много обучающих уроков, где понятно и доступно рассказывают о приемах масляной живописи, поэтому новичкам такие видео будут очень полезны. Первые несколько лет я училась писать только по видео-урокам. В дальнейшем, когда появляется какой-то навык и желание создавать свои сюжеты вы сможете работать, не опираясь на что-то, а создавать свое.
Должна заметить, что масляная живопись абсолютно отличается от акварели. Поэтому тем, кто знаком с акварелью будет сложнее освоить новый материал. Если в акварели мы регулируем светлоту краски за счет количества воды, то в масляной живописи везде будут фигурировать белила. Если понимать, в чем главные отличия в работе этими материалами, то процесс обучения будет проходить проще и понятнее.
Поделюсь с вами своими выводами в выборе материалов и работе над картиной:
Кисти я советую покупать либо очень хорошие из щетины, либо жесткую синтетику. С щетиной у меня сложились плохие отношения, я не люблю ей работать, поэтому предпочитаю покупать синтетику. Но может быть в вашем случае кисти из щетины будут замечательным выбором.
При выборе холста обращайте внимание в первую очередь на размер и качество. Не стоит покупать маленькие холсты. На среднем формате вам будет проще работать, не придется рисовать слишком мелкие детали и будет легче ориентироваться на формате. Что касается качества, у хорошего холста должны быть обязательно прогрунтованны боковые линии.
Так же вам понадобится разбавитель для краски. Я использую разбавитель Невской палитры.
3. Что касается самого процесса работы над картиной, я вам посоветую в первую очередь не боятся делать ошибки. Во время обучения ошибаться даже нужно, так вы сможете набрать опыт при работе с краской и станете понимать, как нужно делать правильно.
Не нужно прорисовывать каждый элемент картины по отдельности. Вы должны научиться работать над всей картиной одновременно, постепенно ее усложняя. Так вы сможете добиться целостного восприятия, что благотворно повлияет на результат.
Для создания объема и глубины картины действуйте по такому принципу: Количество краски в тенях должно быть минимальным, а в светлых участках картины краску нужно класть довольно густо.
Надеюсь, мои советы будут полезны тем, кто собирается встать на путь живописи. Удачи в ваших начинаниях!