Что нарисовано на гербе российской федерации
Что нарисовано на гербе российской федерации
Согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой: «. четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».
Допускается несколько вариантов изображения герба:
Многоцветный на геральдическом щите
Многоцветный без геральдического щита
Одноцветный на геральдическом щите
Одноцветный без геральдического щита
Для печати на бланках используют тонированные одноцветные гербы:
При одновременном размещении герба Российской Федерации и гербов субъектов Российской Федерации он располагается:
С левой
стороны, если
герба два
По центру, если
гербов нечётное
количество
Левее центра, если гербов
чётное количество
При этом герб Российской Федерации не может быть меньше или располагаться ниже, чем герб субъекта Российской Федерации.
Элементы герба не должны противоречить описанию в законе:
Всадник скачет,
а не едет
Всадник неправильно повёрнут
Цвета не соответствуют описанным в законе
Одноцветные тонированные варианты допустимы
Что нарисовано на гербе российской федерации
Согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой: «. четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».
Допускается несколько вариантов изображения герба:
Многоцветный на геральдическом щите
Многоцветный без геральдического щита
Одноцветный на геральдическом щите
Одноцветный без геральдического щита
Для печати на бланках используют тонированные одноцветные гербы:
При одновременном размещении герба Российской Федерации и гербов субъектов Российской Федерации он располагается:
С левой
стороны, если
герба два
По центру, если
гербов нечётное
количество
Левее центра, если гербов
чётное количество
При этом герб Российской Федерации не может быть меньше или располагаться ниже, чем герб субъекта Российской Федерации.
Элементы герба не должны противоречить описанию в законе:
Всадник скачет,
а не едет
Всадник неправильно повёрнут
Цвета не соответствуют описанным в законе
Одноцветные тонированные варианты допустимы
Герб Российской Федерации история создания, значение, что символизирует
Существует несколько главных государственных символов страны. К ним относятся: герб, флаг и гимн.
Их внешний вид утверждается Указом Президента.
Рассмотрим кратко, что представляет герб России, значение его элементов, а также несколько примеров предыдущей геральдики.
Герб РФ что это такое и как он выглядит
Символ представляет собой красный щит, у которого закругленные углы снизу и заострение по центру. Оно похоже на стрелку, указывающую направление.
На фоне изображен золотой орел с двумя головами. Они увенчаны небольшими коронами. Данные короны соединены лентами и объединены большим по размеру символом власти.
В лапах птица держит скипетр и державу – древние знаки государственной силы.
На груди изображен еще один небольшой щит. Его содержание следующее:
Герб иногда изображают и без красного щитка в качестве фона. Допустимы публикации в черно-белых тонах. Окончательный цветной образ был принят федеральным конституционным законом в 2000 году.
Описание и значение символов герба Российского государства
Несмотря на то, что существуют различные трактовки символов, наиболее распространенными, используемыми еще в школе для детей, являются следующие описания:
Геральдика: значение символов на гербе России
Рассмотрим более детально значение символов на гербе и узнаем, почему были выбраны именно они. Геральдика государства – подробно подбираемое сочетание элементов.
Автор макета современного герба – Евгений Ухналев. Он придумал сочетать несколько эпох на одном полотне.
Георгий Победоносец
На Руси в период раздробленности было принято наносить на печать княжества основателя рода – великого воителя.
У московского княжества был Георгий Победоносец. После объединения земель, он стал символом новообразованного государства.
Ранее на печатях изображалось животное – лев, побеждающий дракона.
Двуглавый орел
Символ двуглавой птицы используется для герба не только Россией, но и рядом других стран. В древности подобного орла считали богом, поэтому образ древний.
Использование на гербе связано с чертами, приписываемыми птице: отвага, величие, стремление к развитию и победе.
До завоевания Ивана Грозного, орел, используемый на печати, был другим: приглаженные крылья и перья, закрытый клюв. После выдвижения теории о Москве, как о третьем Риме, и воцарения Романовых, формируется современный облик.
Три короны
До правления Ивана Грозного корона была одна и символизировала сильную власть. Потом появились еще две небольшие, которые венчали головы орла.
Существует несколько трактовок именно этого количества корон:
Скрепление лентами было произведено в 2000-м году. Данное введение иногда связывают с условным объединением России, Казахстана и Беларуси.
Скипетр и держава
Держава и скипетр издавна были символами самодержавия. В течение двадцатого века они, как и короны, отсутствовали на гербе. В некоторых версиях орел держит не их, а лавровый венок и факел.
Возвращение на герб скипетра и державы в 1993 году, очевидно, не отражает самодержавие. Скорее это акцент на силу страны и ее единство. Информация об этом факте обсуждается многими историками.
Что символизируют цвета на гербе Российской Федерации
Цвета всегда играли важную роль в символике стран. Они используются не только на флаге, название которого триколор, но и на гербе.
Рассмотрим основные значения российского официального герба:
На фото часто синим цветом выделяют плащ Победоносца. Сделано это во многом для того, чтобы выделить символ.
Красный цвет означает и агрессию – готовность Российской Федерации защищать свои интересы.
Значение герба Российской Империи при Петре I
Современный облик герба во многом был сформирован в период правления Петра Великого.
Он включил геральдику по следующим причинам:
Рисовать образ Петр начал еще до того, как объявил себя императором. До правления Николая Первого образ подвергался незначительным корректировкам.
Значение герба Российской Федерации
Современный герб – это сочетание многих элементов из прошлых образов. Он олицетворяет силу страны, ее единство и многовековую историю. Три ряда перьев – это сочетание добра, истины и красоты.
Интересным фактом относительно скипетра является то, что на нем изображен точно такой же орел со скипетром. Это отражает бесконечность и будущее России. Герб состоит из взаимосвязанных элементов.
Герб России – один из базовых символов страны. Каждый элемент продуман и имеет глубокое значение. Для изучения надо обращаться не только к значениям элементов, но и к истории становления России. Происхождение расшифровки связывают с имперским периодом.
Герб России
Любое суверенное государство обладает символикой, суть и описание элементов которой утверждаются на законодательном уровне, получают подробное отражение в главном нормативном акте страны. Наряду с флагом и гимном, герб в качестве конкретного воплощения эмблемы имеет правовой статус, целесообразность использования изображения и структура утверждается соответствующим документом.
Указом Президента РФ от 30 ноября 1993 года было официально одобрено и подтверждено актуальное изображение официального символа страны, созданное художником из Санкт-Петербурга Евгением Ухналёвым на основе традиционного рисунка, сохранившегося в веках.
Что изображено на гербе РФ
Каждый объект и прорисованная деталь являются неотъемлемой частью общей концепции, олицетворяющей единство независимого государства, его исторически сформированные ценности, приверженность традициям и сохранение самобытности. Фоновой основой является геральдический щит с чётко очерченными верхними и закруглёнными нижними краями, внизу по центру — заострённый пик.
Доминантное изображение на щите — двуглавый орёл с расправленными крыльями. Каждая голова венчается короной, сверху по центру — корона большего размера, соединённая с двумя малыми — лентой. В когтях левой лапы орёл держит золотой шар с крестом, именуемый державой, когти правой — сжимают укороченный жезл.
Интересно: за счёт особенностей верхнего окончания скипетра герб России можно обоснованно называть настоящим фракталом. Древнейший символ власти венчает вновь двуглавый орёл, идентичный по внешнему виду тому, что в более крупном размере изображен на щите. Интересная особенность, отображающая ярко выраженное подобное множество, возвела герб РФ в статус самого фрактального во всём мире.
На груди, между распростёртыми орлиными крыльями изображён очередной щит, идентичный по форме базовому, на нём — сюжетная композиция в виде всадника, поражающего копьём дракона. Поверженное мифическое чудовище лежит на спине под копытами коня.
Современная трактовка
История России складывается из огромного числа разнообразных ключевых событий, повлиявших на тип государственного устройства. Изменения находили отражение и в символике. Смена исторических эпох, однако, не оказала существенного влияния на основные атрибуты, что обусловлено необходимостью сохранения преемственности в приоритетах развития страны.
Актуальный вид герба России демонстрирует примечательное сочетание консервативных и современных черт. Трактовать следует, исходя из понимания действительных реалий с учётом глубокой взаимосвязи с историческим прошлым. Основа, представленная широким щитом, означает надёжную защиту целостности государства.
Важно: Орёл знаменует высшую власть. Символическое значение в базовом понимании сохранилось со времён античности. В условиях современности, учитывая особенности географического расположения и геополитических тенденций, величественная двуглавая птица на гербе России означает ориентирование на конструктивную политическую активность в двух направлениях, готовность к диалогу с Западом и Востоком.
Держава, в старину именуемая золотым яблоком, олицетворяет могущество. Скипетр считается символом независимости (в узком конкретном значении используется как знак торжества над интервентами и захватчиками).
На гербе России нет случайных нюансов: 3 ряда перьев на крыльях птицы также наделены особым значением. Они олицетворяют приверженность к основам просвещенного общества, где есть место воплощению красоты, добра и истины. Совокупное обобщенное значение символов заключается в единстве, что имеет прямое отношение не только к территориальной целостности, но и к ментальному единению народов, населяющих самую большую по площади (в актуальных условиях) страну в мире.
История создания
Изначально гербы в роли опознавательных знаков, обозначающих принадлежность к роду и сословию, появились в XII столетии на территории Европы.
В такой интерпретации на Руси понятия герба не существовало. Его функцию выполняли печати с изображением святого великомученика, чьё имя совпадало с именем знатного князя, владельца отметки. На поле битвы выходили под знамёнами с ликом святых.
Разящий всадник
Впервые изображение вооружённого воина на коне возникло на великокняжеской печати в XIII веке. Только к XIV столетию, во времена правления Ивана II, сформировался и стал изображаться на монетах сюжет, где всадник разит змея. Ко времени, когда многочисленные русские княжества были объединены под властью одного правителя, Московского князя, рисунок приобрёл статус основного государственного символа. Его значение — абсолютное торжество добра над злыми помыслами.
Орёл с двумя головами
Изображение хищной птицы с развёрнутыми в противоположные стороны головами так же впервые обнаружено на реверсе монеты. Появившаяся позднее печать с аналогичным рисунком принадлежала периоду властвования Ивана III, что относится к XV столетию.
Интересно: особенность конфигурации гербовых элементов имеет историческую подоплёку. Иван Грозный стал первым государем, который стал использовать на печати совместно два рисунка: орла и наездника, «помещённого» на поверхности щита на груди птицы. Нововведение было обусловлено удобством применения печати с двойным воспроизведением на одной плоскости. Ранее все документы подтверждались прикладываем печати поочерёдно лицевой и оборотной стороной, каждая из которых содержала одну картинку.
Существует несколько теорий, объясняющих появление приоритетной составляющей части государственной символики России. Все гипотезы объединены единым датированием (конец XV века). Два предположения основываются на факте заимствования. По одной версии, первоисточником мог служить символ Священной Римской империи, по второй — геральдический знак стран Балканского полуострова. Третий вариант объяснения (самый популярный) базируется на факте хронологического совпадения. Софья Палеолог, ставшая второй женой Ивана Великого, была племянницей последнего византийского императора. Заключение династического брака примерно совпало с началом периода, когда на Руси стали появляться монеты с изображением орла, совпадающим с фамильным гербом новоявленной Великой княгини Московской.
Короны
В период правления Ивана Грозного было принято изображать одну корону, украшенную крестом. Она располагалась между головами орла. С приходом к власти Феодора Блаженного и установлением патриаршества в 1589 году каждая орлиная голова обретает свою корону, а между ними помещается крест как символ единой православной церкви, возглавляемой патриархом. В начале XVII столетия, когда на российском престоле утверждается первый монарх из династии Романовых, на государственном гербе воспроизводится три короны. Изменения в количестве атрибутов монархической власти трактовалось как знак расширения земельных владений и объединения новых территорий (Сибири, Астраханского и Казанского царства) под властью единого правителя. В настоящий момент существует 3 интерпретации значения:
Глобальный смысл заключается в тотальном единстве составляющих и нерушимости общего концепта. Лента, скрепляющая три короны, стала изображаться только в первой четверти XVIII века.
Державная атрибутика
На династической эмблеме Палеологов орёл ничего не держал в когтях. Скипетр и держава появляются в период, когда уже русские правители стали вносить изменения относительно количества корон. В 1667 году на гербе Русского царства можно наблюдать знакомые атрибуты монаршей власти. В настоящее время, при упразднённой монархии и стабильном демократическом строе, символы наделяются значением мощной государственной власти, суверенности, территориального и национального единства.
Что символизируют цвета
Цветовое оформление играет значительную роль в геральдике, это оптимальное средство передачи конкретизированного значения языка символов. Существует и общепринятое толкование, допускающее незначительную вариативность. Щит, являющийся фоном, изображается красным, что означает кровь, пролитую защитниками Родины в многочисленных сражениях против внешних врагов во имя сохранения независимости. Наряду с мужеством и отвагой, оттенок олицетворяет яркое чувство, в частности — любовь к Отечеству, которая проявляется в бескомпромиссной стойкости его граждан, готовности защищать рубежи, в братском отношении к соотечественникам разных этнических групп.
Двуглавый орёл имеет золотистый цвет, что отражает богатство во всех смыслах. Речь идёт не только о материальных ресурсах и благах, но и о природном достоянии, а также духовной, душевной составляющей. Последнее понятие тесно связано с проявлениями качеств, выполняющих роль духовной канвы в православии — сострадания, милосердия, смирения, великодушия и верности. Во времена Петра Первого орёл окрашивался в чёрный цвет, как выражение преемственности имперских традиций Византии, а золотистый цвет «вернулся» к птице только в 1993 году.
Щит на груди орла — вновь красный, а «заключённая» в его границах композиция воспроизведена с преобладанием серебристых тонов. Таким создан всадник, копьё и конь. Светлые тона — чистота мыслей и намерений, благородные устремления к высшим идеалам. Ярким элементом на таком фоне кажется плащ воина — он синий, что обозначает освобождение или стремление к достижению и сохранению свободы, а также мирное небо над головой. Змей под копытами коня — чёрный, это знак, олицетворяющий зло, альтернативная трактовка побуждает воспринимать чёрный цвет как символ памяти, неизбывной скорби о погибших в кровопролитных войнах разных эпох, одновременно это и демонстрация постоянства в преодолении тяжёлых испытаний.
Герб РФ на документах
Приемлемыми остаются изображения, где отсутствует рамка в виде щита, а также монохромные и тонированные (с использованием одного оттенка) вариации. Если на бланке нужно разместить герб России на одной линии с городскими эмблемами, официальный государственный символ располагается:
Государственный герб России имеет схожие черты с рисунком, ставшим основой для герба Москвы. Однако возможная путаница в деталях — недопустима, так как является прямым нарушением соответствующего закона, где тщательно прописано описание каждой составляющей части.
Отличительные нюансы герба РФ:
В законе «О Государственном гербе Российской Федерации», вошедшем в Конституцию, содержится детальное описание элементов рисунка. Пояснения исключают неверную визуальную трактовку, намеренное или случайное смысловое искажение.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Слово герб происходит от немецкого слова эрбе, что значит наследство. Герб — символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города.
Гербы появились очень давно. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей — змеи, у лесных племен — медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды.
Двуглавый Орел – одна из древнейших геральдических фигур. В появлении двуглавого орла как символа еще очень много неясного. Известно, например, что он изображался в Хеттском государстве, сопернике Египта, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н. э., как свидетельствуют археологи, изображение двуглавого орла прослеживается в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства.
С конца XIV в. золотой двуглавый Орел, глядящий на Запад и Восток, помещенный на красном поле, становится государственным символом Византийской Империи. Он олицетворял единство Европы и Азии, божественность, величие и власть, а также победу, храбрость, веру. Аллегорически древнее изображение двуглавой птицы могло означать еще недремлющего стража, который видит все и на востоке, и на западе. Золотой цвет, означающий богатство, процветание и вечность, в последнем значении до сего времени употребляется в иконописи.
Существует множество мифов и научных гипотез о причинах появления двуглавого орла в России. По одной из гипотез, основной государственный символ Византийской Империи – двуглавый Орел – появился на Руси более 500 лет назад в 1472 г., после брака Великого князя Московского Иоанна III Васильевича, завершившего объединение русских земель вокруг Москвы, и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог – племянницы последнего константинопольского императора Константина XI Палеолога-Драгаса.
Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) — важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят общерусский Судебник — единый свод законов страны.
Именно в это время — время успешного строительства российской государственности.
Двуглавый орел Византийской Империи, ок. XV в.
Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб — Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы, одновременно на груди орла появляется щит с изображением иконы Св. Георгия Победоносца. В 1480 Царь Московский становится Самодержцем, т.е. независимым и самостоятельным. Это обстоятельство находит свое отражение в видоизменении Орла, в лапах его появляется меч и православный крест.
Породнение династий не только символизировало преемственность власти московских князей от Византии, но и ставило их вровень с европейскими государями. Соединение герба Византии и более древнего – герба Москвы, образовало новый герб, ставший символом Русского государства. Однако это произошло не сразу. Софья Палеолог, вступившая на Московский великокняжеский престол, привезла с собой не золотого Орла – эмблему Империи, а черного, означающего родовой герб династии.
Этот орел имел над головами не императорский, а только цесарский венец и в своих лапах не держал никаких атрибутов. Орел был выткан черным шелком на золотом стяге, который везли во главе свадебного поезда. И только в 1480 г. после «Стояния на Угре», ознаменовавшем окончание 240-летнего монголо-татарского ига, когда Иоанн III становится самодержцем и государем «всея Руси» (в ряде документов он называется уже «царем» – от византийского «цезарь»), бывший византийский золотой двуглавый Орел приобретает значение русского государственного символа.
Головы Орла венчает самодержавная шапка Мономаха, он берет в свои лапы крест (не четырехконечный византийский, а восьмиконечный – русский) как символ Православия, и меч, как символ продолжающейся борьбы за независимость Русского государства, завершить которую удается только внуку Иоанна III – Иоанну IV (Грозному).
На груди Орла – изображение Святого Георгия, который почитался на Руси как покровитель воинов, землепашцев и всей земли русской. Изображение Небесного Воина на белом коне, поражающего копьем Змия, помещалось на великокняжеских печатях, знаменах (стягах) княжеских дружин, на шлемах и щитах русских воинов, монетах и печатных перстнях – знаках отличия военачальников. Изображение Святого Георгия издревле украшало герб Москвы, ведь сам Святой Георгий со времен Дмитрия Донского считался покровителем города.
Освобождение от татаро-монгольского ига (1480 г.) ознаменовалось появлением на шпиле Спасской башни Московского Кремля теперь уже русского двуглавого орла. Символа, олицетворяющего верховную власть государя-самодержца и идею объединения русских земель.
Двуглавые орлы, встречающиеся в гербах, не такая уж редкость. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран. В начале XV века император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной Римской (впоследствии Германской) Империи. Орел изображался черным на золотом щите с золотыми же клювами и когтями. Головы Орла были окружены нимбами.
Таким образом, формировалось понимание образа двуглавого Орла как символа единого государства, состоящего из нескольких равноправных частей. После распада империи в 1806 году двуглавый орел становится гербом Австрии (до 1919 года). И Сербия, и Албания имеют его в своих гербах. Он же в гербах потомков греческих императоров.
Как же он появился в Византии? В 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом. В 330 году он переносит столицу империи в Константинополь, и с этого времени двуглавый орел — государственный герб. Империя распадается на западную и восточную, а двуглавый орел становится гербом Византии.
Рухнувшая Византийская империя делает Русского Орла приемником Византийского и сын Ивана III, Василий III (1505-1533) возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха. После смерти Василия III, т.к. наследник его Иван IV, получивший впоследствии название Грозный, был еще мал, наступает регентство его матери Елены Глинской (1533-1538),а фактическое самовластие бояр Шуйских, Бельских (1538-1548). И здесь Русский Орел претерпевает весьма комическое видоизменение.
Следует отметить, что годом возникновения Государственного герба России считается 1497 г., несмотря на его четвертьвековую удаленность от бракосочетания Ивана III и Софьи Палеолог. Этим годом датируется жалованная грамота Ивана III Васильевича его племянникам, князьям волоцким Федору и Ивану Борисовичам, на волости Буйгород и Колпь в Волоцком и Тверском уездах.
Грамоту скрепляла двусторонняя висячая красновосковая печать великого князя, прекрасно сохранившаяся и дошедшая до наших дней. На лицевой стороне печати изображены всадник, поражающий копьем змея, и круговая надпись (легенда) «Иоанъ б(о)жиею милостию господарь всея Руси и великий кн(я)зь»; на оборотной – двуглавый Орел с распростертыми крыльями и коронами на головах, круговая надпись с перечислением владений.
Печать Ивана III Васильевича, лицевая и оборотная стороны, конец XV в.
Одним из первых обратил внимание на эту печать известный русский историк и писатель Н. М. Карамзин. Печать отличалась от предшествующих княжеских печатей, а главное – впервые (из дошедших до нас материальных источников) демонстрировала «воссоединение» изображений двуглавого Орла и Св. Георгия. Конечно, можно предположить, что подобные печати скрепляли грамоты и ранее 1497 г., однако подтверждения этому отсутствуют. Во всяком случае, многие исторические исследования прошлого века сходились на этой дате и 400-летний юбилей Российского герба в 1897 г. отмечался очень торжественно.
Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство и сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение, как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584). Но в царствование Ивана Грозного был период, когда он отрекся от Царства и удалился в монастырь, передав бразды правления Семену Бекбулатовичу Касимовскому (1574-1576), а фактически боярам. И Орел среагировал на происходящие события очередным изменением.
Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла, главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется изображение Единорога. Почему? Об этом можно только догадываться. Правда, справедливости ради надо отметить, что Орел этот был Иваном Грозным быстро отменен.
Умирает Иван Грозный и на троне воцаряется слабый, ограниченный царь Федор Иванович “Блаженный” (1584-1587). И снова Орел изменяет свой облик. В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России. Также известен и другой герб Федора Ивановича, который несколько отличается от вышеуказанного.
В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.
Сменивший Федора Ивановича Борис Годунов (1587-1605) мог бы явиться родоначальником новой династии. Занятие им престола было вполне легально, но народная молва не хотела видеть в нем законного Царя, считая его цареубийцей. И Орел отражает это общественное мнение.
Смутой воспользовались враги Руси и появление в этих условиях Лжедмитрия (1605-1606) было вполне закономерным, как и появление нового Орла. Надо сказать, что на некоторых печатях изображался другой, явно не русский Орел. Здесь события также накладывали свой след на Орла и в связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием.
Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле лишенного всех державных атрибутов и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612), правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы. Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте.
Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии — Михаиле Федоровиче (1613-1645) прозванный в народе «Тишайшим» — Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита. Также, на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева напрово, т.е. с запада на восток навстречу извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе, польские шайки и римская курия не оставили свох надежд привести Русь в католическую веру.
В 1645 году при сыне Михаила Федоровича — царе Алексее Михайловиче — появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.
Следующий этап изменения Государственного герба наступил после Переяславской Рады, вхождения Украины в состав Российского государства. На торжествах по этому случаю появляется новый, невиданный трехглавый Орел, который должен был символизировать собой новый титул русского царя: «Всея Великия и Малыя, и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец».
К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и его потомкам на город Гадяч от 27 марта 1654 года приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу.
В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями.
В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля.
В 1663 году впервые в русской истории из-под печатного станка в Москве вышла Библия — главная книга христианства. Не случайно в ней был изображен Государственный герб России и давалось его стихотворное «объяснение»:
Тремя венцами орел восточный сияет,
Веру, надежду, любовь к Богу являет,
Криле простер, объемлет все мира конца,
Север, юг, от востока аж до запада солнца
Простертыми крыльями добре покрывает.
В 1667 году, после долгой войны России с Польшей из-за Украины, было заключено Андрусовское перемирие. Для скрепления этого договора была изготовлена Большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, со щитом с ездецом на груди, со скипетром и державой в лапах.
В этом же году появился первый в истории России Указ от 14 декабря «О титуле царском и о государственной печати», который содержал официальное описание герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя».
Умирает царь Алексей Михайлович и наступает короткое и ничем не примечательное царствование его сына Федора Алексеевича (1676-1682). Трехглавый Орел заменяется старым двухглавым Орлом и при этом ничего нового собой не отражает. После недолгой борьбы с боярским выбором на царство малолетнего Петра, при регенстве его матери Натальи Кирилловны, на престол возводят второго царя — слабосильного и ограниченного Иоанна. А за двойным царским троном стоит царевна Софья (1682-1689). Фактическое царствование Софьи вызвало к жизни нового Орла. Продержался он однако не долго. После новой вспышки смуты — Стрелецкого бунта появляется новый Орел. Причем старый Орел не исчезает и оба они существуют некоторое время параллельно.
В конце концов, Софья потерпев поражение, отправляется в монастырь, а в 1696 году умирает и царь Иоанн V, престол достается единолично Петру I Алексеевичу «Великому» (1689-1725).
И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы. Начинается эпоха великих преобразований. Столица переносится в Санкт — Петербург и Орел преобретает новые атрибуты. На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.
Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником.
С первой четверти XVIII века цветами двуглавого орла стали коричневый (естественный) или черный.
Также важно сказать еще об одном Орле которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: «Кто только одно сухопутное войско имеет — одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет».
В короткое царствование Екатерины I (1725-1727) Орел снова изменяет свои формы, ироническая кличка «Болотная царица» ходила повсеместно и соответственно Орел просто не мог не изменится. Однако продержался это Орел весьма незначительный срок. Меньшиков обратив на него внимание приказал изъять его из употребления и ко дню коронации Императрицы появился новый Орел. Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле».
При императрице Екатерине I окончательно установлена цветовая гамма герба – черный Орел на золотом (желтом) поле, белый (серебряный) Всадник на красном поле.
Государственное знамя России, 1882 г. (Реконструкция Р.И. Маланичева)
После смерти Екатерины I в короткое царствование Петра II (1727-1730) — внука Петра I, Орел практически не изменился.
Впрочем и правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Ивана VI (1740-1741)- правнука Петра I, не вызывает практически никакого изменения Орла за исключением непомерно вытянутого вверх тела. Однако восшествие на престол Императрицы Елизаветы (1740-1761) влечет за собой кардинальное изменение Орла. Ничего не остается от императорской власти, да и Георгий Победоносец заменяется крестом (к тому же, не православным). Унизительный период России добавил унизительного Орла.
На весьма кратковременное и чрезвычайно оскорбительное для русских людей царствование Петра III (1761-1762) Орел не среагировал никак. В 1762 году на престол вступает Екатерина II «Великая» (1762-1796) и Орел меняется приобретая могучие и грандиозные формы. В чеканке монет этого царствования было много произвольных форм герба. Наиболее интересная форма — Орел появившийся во времена Пугачева с огромной и не совсем привычной короной.
Орел Императора Павла I (1796-1801) появился еще задолго до кончины Екатерины II как-бы в противовес ее Орлу для отличия гатчинских батальонов от всей Русской Армии, для ношения на пуговицах, бляхах и головных уборах. Наконец он появляется на штандарте самого цесаревича. Создает этого Орла сам Павел.
В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником — наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как «коренной герб России»), наложенный на мальтийский крест.
Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.
В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б.Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством «титульных» гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.
11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также «титульные» гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А.Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.
Также известен и другой Орёл Императора Александра II (1855-1881), где вновь возвращается Орлу блеск золота. Скипетр и держава заменяются факелом и венком. В продолжении царствования венок и факел несколько раз сменяются скипетром и державой и несколько раз возвращаются вновь.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Большой российский государственный герб, Высочайше утвержденный 3 ноября 1882 года, есть в золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большем виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты андреевского ордена. Государственный орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб Московский. Щит увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червленная надпись: С Нами Бог! Над сенью государственная хоругвь, с восьмиконечным на древке крестом.
23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А.Шарлеманем.
Последний по времени акт — «Основные положения государственного устройства Российской империи» 1906 года — подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба, но при всех строгих контурах является наиболее эллегантным.
С незначительными изменениями, внесенными в 1882 году Александром III, герб России просуществовал до 1917 года.
Комиссия Временного правительства пришла к выводу, что сам по себе двуглавый орел не несет в себе никаких монархических или династических признаков, поэтому его, лишенного короны, скипетра, державы, гербов царств, земель и всех остальных геральдических атрибутов «оставили на службе».
Совсем иного мнения придерживались большевики. Декретом Совнаркома от 10 ноября 1917 года вместе с сословиями, званиями, титулами и старорежимными орденами герб и флаг были упразднены. Но принять решение оказалось легче, чем выполнить. Государственные органы продолжали существовать и функционировать, поэтому еще полгода старый герб использовали там, где было необходимо, на вывесках с обозначением органов власти и в документах.
Новый герб России был принят вместе с новой конституцией в июле 1918 года. Первоначально колосья не венчала пятиконечная звезда, ее ввели через несколько лет, как символ единения пролетариата пяти континентов планеты.
Казалось, что двуглавый орел окончательно отправлен в отставку, но словно сомневаясь в этом, власти не спешили убирать орлов с башен московского кремля. Это произошло только в 1935 году, когда Политбюро ЦК ВКПб решилось заменить прежние символы рубиновыми звездами.
В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб — золотого двуглавого орла на красном поле.
С Кремлевских башен орлов сняли в 1935 году. Возрождение Российского Орла стало возможным после распада СССР и с возвращением России подлинной государственности, хотя разработка государственных символов Российской Федерации велась еще с весны 1991 г., в бытность существования СССР.
Причем в этом вопросе с самого начала присутствовали три подхода: первый – усовершенствовать чуждую для России, но ставшую привычной советскую символику; второй – принятие принципиально новых, без идеологии, символов государственности (березового листа, лебедя и т. п.); и, наконец, третий – восстановление исторических традиций. За основу было взято изображение двуглавого Орла со всеми его традиционными атрибутами государственной власти.
Византийская империя была евроазиатской державой, в ней жили и греки, и армяне, и славяне, и другие народы. Орел в ее гербе с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал, в том числе и единство этих двух начал. Это актуально и для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России – не только символ ее государственности, но и символ наших древних корней, тысячелетней истории.
Еще в конце 1990 г. Правительством РСФСР было принято Постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР. К работе по подготовке предложений по этому вопросу были привлечены многие специалисты. Весной 1991 г. чиновники пришли к выводу, что Государственным гербом РСФСР должен быть золотой двуглавый Орел на красном поле, а Государственным флагом – бело-сине-красный флаг.
В декабре 1991 г. Правительство РСФСР на своем заседании рассмотрело предложенные варианты герба, и одобренные проекты были направлены на доработку. Созданная в феврале 1992 г. Государственная геральдическая служба Российской Федерации (с июля 1994 г. – Государственная герольдия при Президенте Российской Федерации) во главе с заместителем директора Государственного Эрмитажа по научной работе (государственный герольдмейстер) Г.В. Вилинбаховым имела одной из задач участие в разработке государственной символики.
Окончательный вариант Государственного герба Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 г. Автор эскиза герба художник Е.И. Ухналев.
Государственный герб Российской Федерации. Утвержден 30 ноября 1993 г.
Восстановление многовекового, исторического символа нашего Отечества – Двуглавого Орла – можно только приветствовать. Однако следует учитывать очень важный момент, – существование восстановленного и узаконенного герба в том виде, в котором мы его видим теперь повсеместно, налагает на государство немалую ответственность.
Об этом же пишет в своей, недавно вышедшей книге «Истоки русской геральдики», А.Г. Силаев. В своей книге автор, на основе кропотливого изучения исторических материалов, очень интересно и широко раскрывает саму суть происхождения образа Двуглавого Орла, его основу – мифологическую, религиозную, политическую.
В частности, речь идет о художественном воплощении нынешнего герба Российской Федерации. Да, действительно, к работе над созданием (или воссозданием) герба новой России было привлечено много специалистов, художников. Было предложено большое количество прекрасно выполненных проектов, однако почему-то выбор пал на эскиз, выполненный человеком, на самом деле далеким от геральдики. Иначе как объяснить тот факт, что в нынешнем изображении двуглавого орла присутствует ряд досадных, заметных любому профессиональному художнику, огрехов и неточностей.
Вы где-нибудь видели узкоглазых орлов в природе? А с клювами попугаев? Увы, изображение двуглавого орла не украшают и очень худые лапы, и редкое оперение. Что касается описания герба, к сожалению, и оно остается с точки зрения правил геральдики неточным и поверхностным. И все это присутствует в Государственном гербе России! Где, в конце концов, уважение к своей национальной символике и собственной истории?! Неужели так сложно было более тщательно изучить геральдические изображения предшественников современного орла – старинные российские гербы? Ведь это богатейший исторический материал!