Что нарисовал художник васнецов
Виктор Михайлович Васнецов — сказочник с кистью в руках
Чтобы понять и глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, мы решили рассказать вам о его жизненном пути и самых известных картинах.
Детские годы в деревне Рябово
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятском крае в многодетной семье. Детство его прошло в глухой деревне Рябово. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве: «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины». Отец Виктора, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Мотивами первых натурных зарисовок стали именно деревенские пейзажи. Несомненно, детские годы отразились на творчестве великого русского художника, который воспевал Русь и сумел, как никто другой понять и разгадать русский дух.
Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.
Академия художеств в Петербурге
Виктор Михайлович Васнецов, С квартиры на квартиру, 1876
Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных. Перед нами два пожилых человека, идущих по замерзшей реке Неве. В руках у них два мешка, в которых уместились все их пожитки. Весь облик и поза героев взывает к жалости и состраданию зрителей.
В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам. Он изучал русскую историю и культуру, знакомился с памятниками древнерусской литературы и эпоса. И вот однажды Васнецов все-таки решает оставить учебу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».
Сказочный мир Васнецова
«Я сказочник, былинник, гусляр живописи»
Виктор Васнецов о себе
1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.
Виктор Михайлович Васнецов, Витязь на распутье, 1870-1882 гг.
Художник сделал множество набросков к данной картине, начиная с 1870-х годов. В 77 году Васнецов даже пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата, тоже художника, Аполлинария. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. На картине догорает вечерняя заря, предостерегающе стоит на перекрестке камень Вещун. Витязь, остановившийся перед ним, погружен в глубокую думу.
Виктор Михайлович Васнецов, После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 г.
Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Необычен сам замысел — в ней художник хотел в былинно-песенной интонации воспеть героизм русских воинов, как это сделано в поэме «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю. Павшие воины на картине не выглядят побежденными, они будто уснули, а их лица озаряет солнце. Картина была настолько необычна, что не встретила единодушного одобрения, но произвела неизгладимое впечатление на критиков и коллег по кисти.
Виктор Михайлович Васнецов, Три царевны подземного царства, 1881 г.
Виктор Михайлович Васнецов, Аленушка, 1881 г.
Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали». На полотне мы видим сидящую на берегу омута девушку. Она печально склонила голову, и ее грусти искренней и нежной внемлет природа. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, ту же связь, что веками во всем великолепии передавалась в народной поэзии.
«Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности»
В.М. Васнецов о своем творчестве
Виктор Михайлович Васнецов, Иван-Царевич на Сером Волке, 1889 г.
Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», несомненно, самое волшебное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке.
Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.
Подробнее читайте об этой картине в нашем отдельном материале.
Виктор Михайлович Васнецов, Богатыри, 1881 — 1898
Самая крупная и значительная работа Васнецова — это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)! На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин.
Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой.
Кстати, упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Васнецов мастерски передает состояние природы, которая означает грозящую богатырям опасность. Сам В. М. Васнецов картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти.
Виктор Михайлович Васнецов, Спящая царевна, 1926 г.
Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова, поставив в один ряд со знаменитыми «Богатырями».
Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои.
В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни.
Мы представили лишь некоторые известные произведения художника. Но если вы хотите познакомиться с его творчеством ближе, обязательно посетите с учениками и детьми виртуальную экскурсию «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».
Виктор Михайлович Васнецов – мастер исторической и фольклорной живописи
23 июля 1926 года, ровно 90 лет назад ушел из жизни выдающийся российский живописец – Виктор Михайлович Васнецов. Талантливый художник, иллюстратор, декоратор и архитектор он стал основоположником особого «русского стиля», который был создан на стыке исторического жанра и романтических тенденций, которые были навеяны символизмом и фольклором. Для российской живописи его работы имеют огромное значение. Сегодня имя Васнецова известно практически каждому жителю нашей страны, как и его самая известная картина – «Богатыри».
Виктор Васнецов появился на свет 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Вятской губернии (сегодня Кировская область) в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова. Спустя два года после рождения Виктора его отец получил приход в селе Рябово, находящемся в том же уезде. Именно здесь и прошло детство будущего художника. Семья сельского священника жила, как и остальные крестьяне села, небогато и просто. При этом у Виктора было пять братьев, так как их мать умерла очень рано, все они дружно помогали своему отцу вести хозяйство.
Будучи широко образованным человеком, Михаил Васильевич старался дать сыновьям разностороннее воспитание. Он обучал их арифметике и грамоте, а также пытался развить в них наблюдательность и пытливость ума. Васнецовы любили заниматься резьбой по дереву, рисовать акварелью, читали научные журналы. Обособленный уклад жизни, довольно суровая природа, старинные обычаи и деревенские песни и предания сформировали жизненное и художественное мировоззрение будущего живописца. Виктор и его брат Аполлинарий, который также занимался живописью, в детстве впитали в себя эту сказочную атмосферу «преданий старины глубокой», которая в будущем стала главной темой и особенностью их творчества.
По сложившейся в семье Васнецовых традиции сыновья должны были продолжить дело своих предков, то есть стать священниками. По этой причине в 1858 году Михаил Васильевич отдал своего старшего сына Виктора в духовное училище. В училище будущий знаменитый художник обучался до 1862 года, после чего поступил в Вятскую духовную семинарию. Здесь он помимо Священного Писания изучал и иконопись. Уроки церковной живописи семинарист брал у художника Чернышева, который имел в Вятке (Киров) иконописную мастерскую. Мечтавший о живописи Васнецов, вскоре решил продолжить свое обучение в Петербурге в Академии художеств. С благословения своего отца и ректора он оставил предпоследний курс семинарии и перебрался в Петербург. Чтобы собрать деньги в дорогу он написал и продал две жанровых картины «Жница» и «Молочница».
Далее биография художника развивалась следующим образом. Прибыв в Петербург, он добрался до заветной Академии и сдал вступительные экзамены, ожидая извещения о результатах. Однако извещения он так и не дождался. Это произошло не потому, что он не поступил, а из-за досадной ошибки, по какой-то причине извещение не было ему доставлено. На самом деле Виктор Васнецов поступил сразу, но узнал он об этом только спустя год. Решив, что попробует поступить еще раз, но в следующем году, Васнецов в 1867 году отправился в школу Общества поощрения художников, где совершенствовал свои навыки и мастерство, параллельно с этим, зарабатывая себе на жизнь, выполняя иллюстрации к разным журналам, книгам и давая частные уроки живописи.
В Академии началась его дружба с Репиным, Крамским, Стасовым, Антокольским. А из академических педагогов Васнецов навсегда запомнил П. П. Чистякова, который сразу же почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь победам. «Много тепла и света внесли в мою жизнь беседы с Павлом Петровичем Чистяковым», – говорил впоследствии прославленный художник. Во время учебы судьба заставила Васнецова покинуть академию. В 1870 году скончался отец художника, после чего он вынужден был уехать в Рябово, для того чтобы позаботиться о своих братьях. Назад в столицу он вернулся уже с младшим 16-летним братом Аполлинарием, который в будущем также станет известным художником. В итоге Васнецову пришлось работать еще больше, чтобы обеспечивать и своего брата. С 1871 года из-за недостатка времени и по болезни он стал нерегулярно посещать занятия.
В эти годы он смог выполнить порядка 200 иллюстраций к Народной азбуке, Русской азбуке для детей Водовозова, Солдатской азбуке Столпянского. Также им были проиллюстрированы сказки Жар-птица, Конек-Горбунок и многие другие. Наряду с иллюстрациями работал он и над самостоятельными картинами. Постепенно Васнецов окончательно охладел к учебе в Академии, он забросил занятия и лекции и даже не стал сдавать выпускных экзаменов. Вынужденный зарабатывать себе на жизнь и, поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, он в итоге оставил академию, получив канцелярское удостоверение о том, что состоял в числе ее учеников.
Весной 1876 года Васнецов поехал в Париж, куда его давно звали Репин, Крамский и Поленов. Попутно он получил заказ на иллюстрации к книге Водовозовой «Жизнь европейских народов». Во Франции живописец постарался изучить жизнь и быть французов, результатом его наблюдений стала картина «Балаганы в окрестностях Париж» (1877 год). Назад в Россию он вернулся через год, после чего обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. При этом свою семью художник строил по подобию семьи своего отца. Без одного году 50 лет прожил Виктор Васнецов в счастливом семейном согласии. При этом о семейной жизни художника известно не так уж много. Сохранившиеся до наших дней портреты позволяют увидеть его жену, одну его дочь Татьяну, а также сыновей Бориса и Владимира.
В 1878 году Виктор Васнецов перебрался из Петербурга в Москву. Монументальный город на Неве не производил на художника должного впечатления. В то время как в Москве страсть к старине возникла еще сильнее. После переезда в Москву живописца сразу же приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль художника существенно изменился, в Москве он сближается с Третьяковым и Мамонтовым, что также повлияло на него. Именно в этом городе художник Васнецов раскрылся по-настоящему. Ему нравилось находиться в Москве, здесь он всегда чувствовал себя легко и мог решать разнообразные творческие работы.
Как позднее вспоминала жена художника, перебравшись жить в Москву, он любил бродить по старинным улочкам столицы. Возвращаясь домой, он часто говорил: «Сколько чудес я сегодня видел». Позднее он вспоминал, что перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Пережитое и увиденное вызрело в нем в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», которая была задумана на рубеже 1880-х годов, а исполнена окончательно в 1897 году.
В 1878 году Виктор Васнецов написал известную картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами», которая стала одной из первых в реализованном им историко-былинном цикле. В этой своей работе художник хотел поэтично и торжественно-печально воспеть героизм русских воинов, как это в свое время сделал создатель «Слова о полку Игореве». Именно поэтому он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за Родину. При этом при жизни художника картина не встретила единодушного одобрения со стороны публики. Данная работа была настолько необычна, что единого мнения о ней на тот период времени и быть не могло. Сразу смогли почувствовать «главное» в данной работе Васнецова лишь Репин и Чистяков.
Несмотря на то, что большинство критиков тех лет не признали картину, Васнецов решил не бросать выбранного пути и к 1882 году создал еще одну работу в этом направлении – картину «Витязь на распутье». В своей работе мастер изобразил сумеречную степь, поле прошедшей давно битвы с разбросанными костями павших. На перекрестке дорог был изображен предостерегающий камень. Остановившийся перед ним витязь был погружен в нелегкие раздумья (идею обозначить на дремучем камне былинную надпись художнику предложил Стасов). В образе витязя, стоящего на распутье дорог, художник, пусть и неприемлемо изобразил самого себя, свои нелегкие раздумья о будущем.
Находясь в столице, Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, что стало немаловажным событием во всей его жизни. Этот меценат достаточно быстро заказал три картины для установки их в зале заседаний Донецкой железной дороги: «Битву русских со скифами», «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства». «Первая из заказанных картин должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая – сказочный способ превращения и третья – царевен золота, драгоценных камней и каменного угля – символ божества недр пробужденного края» – вспоминал позднее о замысле этих произведений сын Мамонтова. Все три картины были такими же жизнеутверждающими, как и сами сказки.
Но, пожалуй, самым важным произведением в творчестве художника Виктора Михайловича Васнецова стало масштабное полотно под названием «Богатыри» (1881-1898 годы, выставлено в Государственной Третьяковской галерее в Москве). От задумки данного сюжета и появления в форме карандашного эскиза до его законченного воплощения на огромном холсте прошло практически 20 лет. Даже после покупки работы знаменитым меценатом Третьяковым, который поместил картину в публичной галерее, Васнецов продолжал некоторое время вносить в нее свои поправки.
Сегодня известно, что фигуры трех главных былинных защитников Руси – богатырей Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича художник создавал с натурщиков, которые были полностью облачены в настоящую одежду древнерусских витязей, которую удалось позаимствовать из запасников Исторического музея. Некоторые работы Виктор Васнецова, как, например, картина «Богатыри», были высоко оценены уже при его жизни. Одним из высочайших признаний его заслуг стало присвоение в 1912 году ему пожизненного дворянства Российской империи, которое распространялось и на всех его потомков.
Творчество Васнецова на долгие годы пережило самого художника. Он стал настоящим первооткрывателем чудесного мира народной поэзии, сумел ввести зрителя в царство былин, сказок, исторических преданий. Васнецов сумел найти новые изобразительные средства, которые были равнозначны былинно-сказочным образам и речевым оборотам. Умело вводя в свои работы реальный, однако окрашенный определенным настроением пейзаж (никнущие травы, встающая над полем боя кроваво-красная луна, лесные дебри и т.д.) художник затрагивал глубинные душевные струны, заставляя зрителей сопереживать увиденному изображению. Живопись Виктора Васнецова была отмечена монументально-декоративными чертами, а нередко она даже тяготела к символике, порой, словно, предвосхищая поздние произведения, написанные в стиле модерн.
По материалам из открытых источников
Художник-славянист Васнецов Виктор Михайлович, ч.1
«Я только Русью и жил».
Эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества.
Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнецова был священником, также как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.
Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из старинного рода Вятичей. На очень скромный доход отцу Васнецова приходилось кормить и учить шестерых детей.
Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.
Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Когда молодой художник прибыл в столицу, у него было всего 10 рублей.
Жница 1867
Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – И. Крамским. Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова, 1874
Графический портрет «Портрет В.М. Васнецова» (1898) работы Василия Матэ (1856-1917), который гравировал его с портрета кисти Ивана Крамского (1837-1887). В.В. Матэ выполнил в популярной технике офорта серию портретов выдающихся современников. Эти иконографически точные изображения были очень популярны в конце XIX – начале XX века.
К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с Репиным, и даже одно время они жили на одной квартире.
Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в Париж в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они продолжали поддерживать дружеские отношения.
После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы. В том числе, например,
Эскиз фасада Третьяковской галереи, 1904.
Неслучайно именно ему поручили спроектировать пристройку главного входного зала к зданию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, которая стала визитной карточкой музея. Художник работал в неорусском стиле, переосмысляя мотивы традиционного русского зодчества.
Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.
1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике «Богатырей». «Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.
В. М. Васнецов описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».
После революции Васнецов стал остался жить теперь уже в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.
Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что «в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
В ней художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину.
Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения родине. Цветовое решение картины создавало тревожное настроение. На тёмно-зеленом фоне степи напряженно-красные щиты и красные сапоги воина освещает багровая луна.
Однако картина не встретила единодушного одобрения. Она была настолько необычна, что единого мнения о ней и быть не могло. Сразу почувствовали «главное» в картине только Репин и Чистяков. Последний в письме к Васнецову писал: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытым русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, дoпeтрoвский чудак, позавидовал Вам. »
Несмотря на непризнание картины большинством критиков, Васнецов не оставил выбранного им пути и к 1882г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями.
Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь (идею начертать на дремучем камне былинную надпись подал Васнецову Стасов).
В образе витязя на распутье художник, как бы невольно, изобразил себя, свои нелегкие раздумья о будущем.К сожалению, картина в частном собрании и более 100 лет не была известна нашему зрителю.Черновые наброски к картине Витязь на распутье. 1870-е
В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. Витязь на распутье (1878) в Серпуховском Историко-Художественном Музее
В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.Государственный Русский музей.
Картины с «Витязем на распутье» написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Первая версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника.Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов.
Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны.
Остановился богатырь в раздумье. Куда путь держать? И могучий конь богатырский опустил голову, задумался.
1878 год, когда художник представил на передвижной выстваке картину «Витязь на распутье» оказался переломным в жизни художника. Признанный жанрист, он устремился к необычным для русского реалистического искусства темам былинно-сказочного характера. Фольклорные образы давно жили в душе художника, еще в начале 1870-х годов он исполнил самый ранний набосок композиции «Витязя».
В 1882 году он увеличивает и перерабатывает картину 1878 года. Образ витязя на белом коне, остановившегося в раздумье перед камнем-«вещуном» посреди болотистой равнины, словно воскрешает поэтический дух народных преданий. Как и в них, героико-эпическое начало слито в картине с лирической интонацией, которую привносит закатный пейзаж с темнеющими, таинственными далями.
Вороны, череп, кости, древние валуны, уходящая в необозримую даль дорога — все это усиливает тревожное настроение, ощущаемое в цветовом решении холста. В мерном ритме пластических форм, в передаче широты пространства, даже в использовании крупноформатного полотна Васнецов стремился приблизится к эпическому строю былинного сказа.
Вместе с тем художника увлекает историко-бытовая сторона. Картина исполнена в присущей Васнецову свободной, обобщенной живописной манере.
В Москве Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, и это стало немаловажным событием в жизни художника. Скоро этот меценат заказал ему три картины для зала заседаний Донецкой железной дороги: «Битву русских со скифами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства».
«Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края.Бой скифов со славянами 1881
Брат Виктора Васнецова Аполлинарий, тоже живописец, писал ему о XII Передвижной выставке, где был представлен второй вариант картины:
«…Привелось ознакомиться с тем, как относится к твоей картине публика. Производит, несомненно, впечатление и нравится многим, но затрудняются содержанием, и мне привелось несколько раз вступить в объяснения сюжета. Что же касается меня лично, то я просто влюбился в черненькую, прелестна и золотая, но немного горда; одежда на последней, по-моему, сделана так, что ничего нет на выставке, что бы сравнилось по широте письма и натуральности…»
В левом нижнем углу картины изображены фигуры двух мужиков, угодливо склонившимися перед подземными владычицами. Известно, что этих персонажей Васнецов дорисовал намного позже, когда основной замысел картины был уже воплощен на холсте. И это был второй вариант.Бой скифов со славянами. Эскиз. Конец 1870-х.Бой скифов со славянами. 1881. Русский музей
Полотно «Сказка» (1880-е) вполне характерно для творчества Васнецова: Иван-царевич в дремучем лесу стоит перед избушкой на курьих ножках, которая напоминает декоративный парковый павильон, построенный по проекту художника в 1882 году в Абрамцеве — имении Саввы Ивановича Мамонтова, любителя искусства, известного мецената.Бой Ивана Царевича со Змеем, 1912 год. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем, 1913-1918.«Микула Селянинович и Вольга» (1917) — позднее произведение В. М. Васнецова. Оно написано на сюжет русской былины и изображает встречу крестьянского богатыря Микулы с князем Вольгой. Это сложная смешанная техника, к которой Васнецов обращался в 1910-х — 1920-х годах.
В том сундуке, что стоял в доме у Васнецова, хранились костюмы. Не все из них были по-настоящему старинными, в основном, их сшили родственники и друзья живописца для домашних театральных спектаклей. В этих же костюмах друзья и родственники позировали Васнецову для картины «Спящая царевна».Портрет В.С.Мамонтовой
К сказочным царевнам художник под конец жизни так привык, что картины с ними оставил у себя в мастерской насовсем. Все думали, что он ещё не закончил работу. Но, наверное, главная причина в другом: эти, такие разные, царевны поддерживали его в печали и радости.
Позднее он возвращался не раз к своим царевнам.Вот еще один образ НесмеяныЦаревна Несмеяна у окна