Что напугало зрителей во время первого публичного платного киносеанса
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сегодня кинематограф стал обыденной вещью, и даже спецэффектами избалованных любителей кино удивить сложно. А сцена с движущимся поездом уж точно ни у кого не вызовет каких-либо эмоций, разве что в кадр попадёт, что поезд сходит с рельс на полном ходу. Но XIX веке «синема» была в диковинку. Поэтому короткометражный документальный черно-белый фильм 1895 года, снятый братьями Луи и Огюстом Люмьерами и получивший название «Прибытие поезда», произвёл настоящий фурор.
Бытует мнение, что первый показ фильма состоялся на первом платном киносеансе фильмов Люмьер 28 декабря 1895 года в Париже. Но это не так. Программа показа в тот день состояла из десяти фильмов, а о «Прибытии поезда» не было даже никакого упоминания. А первый публичный показ фильма состоялся в январе 1896 года.
С этим фильмом связана и ещё одна история. Считается, что на первом показе публика была настолько ошеломлена движущимся изображением поезда в натуральную величину, который двигался на них, что люди кричали от страха и неожиданности и в ужасе убежали из зала. Хельмут Карасек в немецком журнале Der Spiegel писал, что фильм «имел особое воздействие на зрителя и вызывал страх, ужас и даже панику». Тем не менее, некоторые критики сомневаются в правдивости этого инцидента.
Братья Люмьер, похоже, догадывались, какой эффект возымеет их фильм, поэтому они разместили камеру на платформе очень близко к прибывающему поезду. Другим важным аспектом фильма является то, что он иллюстрирует использование камеры и непрерывного перехода от общего к среднему и крупному планам при неподвижной камере: поезд прибывает из дальней точки и надвигается на зрителя, наконец, пересекая нижний край экрана.
Максим Горкий, которому довелось посмотреть этот фильм, писал: «И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока»
Рекламный плакат синематографа братьев Люмьер (реклама фильма «Политый Поливальщик», 1895 год)
Сегодня фильм «Прибытие поезда» стал каноническим. Ведь в то время только начинались первые опыты в кинематографе, а братья Люмьер уже пытались добиться 3D-изображения на экране за счет перспективы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кино и реальность: как братья Люмьер впервые стерли эту грань?
На днях исполнилось 152 года с момента рождения одного из братьев Люмьер — Луи Жана Люмьера. Братья Люмьер известны как изобретатели кинематографа и родоначальники французской кинорежиссуры, но на этом список их достижений не заканчивается. Сначала они сделали технологию черно-белой фотографии доступной для любителей, в то время как ее могли себе позволить только профессионалы, а затем повторили успех и с цветной фотографией.
Опыты в области создания движущихся изображений проводились и до первого платного киносеанса, состоявшегося в 1895 году. Однако Люмьеры первыми построили аппарат, позволяющий не только запечатлевать на пленку события продолжительностью чуть более 50 секунд, но и проецировать отснятый материал на экран. Аппарат Люмьеров был легким и удобным, поэтому запатентованное в феврале 1895 году название «кинематограф» открыло целую эру кино в искусстве.
Основы массового кинематографа
Кинетограф — аппарат для записи движущегося изображения на кинопленку
До Люмьера движущиеся картинки показывал фенакистископ Жозефа Плато (1829), зоотроп Уильяма Джорджа Горнера (1833) и зоопраксископ Эдварда Мейбриджа (1879). Быстрее всех в работе продвинулся Томас Эдисон, представивший в 1889–1891 годах кинетограф и кинетоскоп — аппараты для записи и воспроизведения подвижных изображений. Но эта техника обладала большим недостатком — на кинетоскопе только один человек мог смотреть фильм через окуляр, в то время как Луи Жан Люмьер создал аппарат, показывающий фильмы на большом экране.
Изобретательские навыки Луи развивал, обучаясь в промышленной школе, одновременно помогая отцу на фабрике фотоматериалов. В 1895 году Луи изобрел киноаппарат для съемки и проекции «движущихся фотографий», пригодный для коммерческого использования. Затем он запатентовал устройство и назвал его «кинематограф». Прибор представлял собой усовершенствование эдисоновского «кинетографа». Кадровая частота съемки и показа составляла 15 кадров в секунду. При этой частоте продолжительность фильма, помещающегося на стандартную бобину 35-миллиметровой пленки, составляла 40–50 секунд.
Братья Люмьеры — Огюст Луи Мари Николя и Луи Жан начали работать вместе. Пока Луи занимался технической стороной кинематографа и изобретательством, Огюст выполнял функции организатора и менеджера. И уже 28 декабря 1895 года они смогли организовать в подвале «Гран-кафе» первый публичный платный сеанс на бульваре Капуцинок в Париже. Братья показали сценки, в основном снятые на натуре: «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», «Завтрак младенца», «Вылавливание красных рыбок», «Вольтижировка», постановочный комедийный скетч «Политый поливальщик» и другие.
Фильмотека была составлена таким образом, чтобы показать все возможности своего «кинематографа»: домашняя съемка, художественная съемка и репортажная. А некоторые фильмы задумывались как проморолики новой технологии. «Выход рабочих» демонстрировал солидность фабрики Люмьеров, а «Делегаты покидают зал» был отснят накануне показа, и зрители могли узнать себя на экране — так Люмьеры показывали скорость кинопроцесса. Особым достоинством «кинематографа» является съемка не в павильоне, а на улице при дневном свете. Фильм удавалось очень быстро приготовить к просмотру и показать не одному зрителю, а целой аудитории. Технология братьев Люмьер позволила впервые в истории фиксировать на пленке жизнь во всех ее проявлениях.
За вход братья Люмьер брали по одному франку. Выручка от этого сеанса составила 35 франков. Знаменитая лента «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты», вопреки распространенному мнению, не была представлена на сеансе. Ее показ состоялся в январе того же года.
Весной 1896 года братья Люмьер показали свой фильм на Парижской выставке и были признаны изобретателями кинематографа. После этого они отправились в мировое турне, посетив Лондон, Нью-Йорк, Бомбей, способствуя распространению кинематографа по всей Европе.
Вместе с появлением массового кинематографа появился и новый киноязык. Братья Люмьер сняли с плавно движущейся платформы (гондолы) фильм о Венеции. Сейчас такой прием называют «тревелингом». Они сняли первую кинохронику («Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе», 1895) и первое игровое кино («Политый поливальщик», 1895).
Скорость вращения ручки камеры влияла на эффект комизма или драматизма; появились различные способы монтажа, а для того чтобы развеселить публику, ролики показывали задом наперед. Появились первые «парадные» сюжеты — коронации, награждения, официальные приемы, и техника их съемки не сильно отличалась от современного телевидения.
С 1898 года Луи занимался только производством киноаппаратуры и фотопленки, затем продал патенты и продолжил свои опыты в области объемного и цветного кино.
«Автохром» Луи Люмьера
В 1903 году Луи продолжил свои открытия в другой области — фотографии. Ему удалось запатентовать способ получения цветной фотографии — «Автохром», который использовался вплоть до 1935 года. Автохром — первая массовая технология производства цветной фотографии. Автохром состоял из стеклянной пластины, на которую наносился слой лака. Этот слой лака покрывался слоем крахмала, состоящего из микроскопических гранул, окрашенных в красный, зеленый и синий цвета, пространство между гранулами заделывалось черной сажей. Гранулы работали в качестве цветных светофильтров. Затем цветной слой покрывался защитным слоем и черно-белой эмульсией.
Один из первых автохромных снимков
В Автохроме основное изображение было черно-белым, а слой цветных гранул при просмотре на свету превращал черно-белое изображение в цветное. В 1907 году Луи оптимизирует процесс и запустит промышленное производство таких пластин. Каждый день стали выпускать порядка 6000 пластин, позволяя даже любителям делать цветные фотографии простым способом. Компания Луи была одной из крупнейших в Европе производителей фотопринадлежностей до 60-х годов ХХ века.
С точки зрения восприятия, изображения, полученные при помощи технологии Автохром, выглядят как синтез фотографии и живописи, за счет видимых зернышек крахмала. Приближение к живописи заметно из-за статичности картинки, по причине того, что пластина недостаточно чувствительна.
Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота
Один из самых знаменитых кадров в кинематографе
Показ короткометражного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» стал самым феерическим в истории карьеры братьев Люмьер. Он состоялся в январе 1896 года и произвел фурор: зрители в панике разбегались в стороны от движущегося на них с экрана поезда. «Ожившее» изображение поезда застало врасплох психологически неподготовленных зрителей.
Сюжет был обыденным: на экране появлялась остановка поезда у железнодорожной платформы вокзала города Ла-Сьота и вдоль вагонов прогуливались пассажиры. Эффект «реальности» движущегося поезда достигался за счет движения в перспективе, который братья Люмьер показали впервые в истории на плоском экране. Поезд в натуральную величину появлялся издалека, проходил наискось справа налево через весь экран на первый план и уходил за левый край экрана, создавая ощущение пространства. Одним из важнейших выразительных средств этого фильма стал непрерывный переход от общего к среднему и крупному планам при неподвижной камере.
В этом фильме были впервые показаны съемки людей общим, средним и крупным планом. Пассажиры, которых попросили приехать на поезде, были друзьями и родственниками братьев Люмьер. Из-за этого фильм ошибочно называют первым в мире постановочным фильмом. Но его опередил «Политый поливальщик», премьера которого состоялась на 9 дней раньше.
В наше время фильм «Прибытие поезда» вошел в список «Самых страшных сцен кинематографа» по версии сайта Filmsite.org.
Кино и виртуальность
Просматривая кино, мы воспринимаем события на экране предельно реально, но всегда осознаем, что являемся участниками восприятия произведения искусства, а не реального события. Эта грань тем отчетливее проявлялась, чем стремительнее развивалось и распространялось кино. Сейчас сложно себе представить, чтобы движущийся поезд на экране заставил бы нас разбегаться в страхе в стороны, но поезд Люмьеров заставил публику испытать именно это. Тогда поезд воспринимался реально, а не «виртуально». Кино не было массово распространено и у публики не сформировалось устойчивое восприятие фильма, как другой реальности.
Тем, чем был поезд Люмьеров для французской публики девятнадцатого века, для нас является виртуальная реальность. Она создает специфическую среду при помощи компьютерной графики и позволяет участнику быть погруженным в эту среду и действовать в ней.
В отличие от кино, виртуальный мир нацелен не на изображение жизни, а на ее свободное моделирование. Это можно представить в виде серии жизней человека, активно использующего все органы чувств и способы реагирования на внешние раздражители. Он может использовать «переселение душ» и перевоплощаться в кого угодно. Но для такого перевоплощения, как ни странно, очень важно осознание участником своего собственного «Я», чтобы оставалась некая дистанция между «Я» реальным и «Я» виртуальным. Тогда человек получает необходимый ему эстетический опыт от виртуальной реальности.
Заключение
Наверное, каждый, временами, хотел оказаться в атмосфере того или иного фильма, стать не только наблюдателем происходящего, но и активным участником. Создать для себя подходящего персонажа, который, возможно, не был бы похож на реального «Я».
Кино позволило нам создавать и наблюдать другую реальность в режиме настоящего времени, погружаясь в ее восприятие. Виртуальность открыла перед нами совсем другую перспективу — перспективу реализаций наших мечтаний о перевоплощениях и желании оказаться «в другом месте и в другой час». С развитием технологий степень нашего погружения в эту реальность будет неизменно расти.
К точке пересечения кинематографа и виртуальности мы пришли своим путем. В честь 18-летия компании мы запускаем в московском офисе Gear VR-кинотеатр. Виртуальная реальность создана на основе технологии Samsung Gear VR, которая позволяет смотреть видео в формате 3D 360 градусов.
15, 16 и 17 октября Gear VR-кинотеатр будет открыт для всех желающих по предварительной записи. Записывайтесь на сеанс по ссылкам: суббота (день 18-летия Mail.Ru Group), воскресенье, понедельник.
Пока это лишь некоммерческий эксперимент, рассчитанный на короткие пользовательские сессии. Транслировать в кинотеатре мы будем ролик по собственному сценарию. О чем он? Сюрприз! Приготовьтесь к путешествию в город будущего.
Сегодня кинематограф стал обыденной вещью, и даже спецэффектами избалованных любителей кино удивить сложно. А сцена с движущимся поездом уж точно ни у кого не вызовет каких-либо эмоций, разве что в кадр попадёт, что поезд сходит с рельс на полном ходу. Но XIX веке «синема» была в диковинку. Поэтому короткометражный документальный черно-белый фильм 1895 года, снятый братьями Луи и Огюстом Люмьерами и получивший название «Прибытие поезда», произвёл настоящий фурор.
Афиша «Синематографа» Люмьеров, 1895 год.
Поезд, движущийся прямо по направлению к камере, якобы напугал зрителей на первом показе.
Бытует мнение, что первый показ фильма состоялся на первом платном киносеансе фильмов Люмьер 28 декабря 1895 года в Париже. Но это не так. Программа показа в тот день состояла из десяти фильмов, а о «Прибытии поезда» не было даже никакого упоминания. А первый публичный показ фильма состоялся в январе 1896 года.
С этим фильмом связана и ещё одна история. Считается, что на первом показе публика была настолько ошеломлена движущимся изображением поезда в натуральную величину, который двигался на них, что люди кричали от страха и неожиданности и в ужасе убежали из зала. Хельмут Карасек в немецком журнале Der Spiegel писал, что фильм «имел особое воздействие на зрителя и вызывал страх, ужас и даже панику». Тем не менее, некоторые критики сомневаются в правдивости этого инцидента.
Братья Люмьер, похоже, догадывались, какой эффект возымеет их фильм, поэтому они разместили камеру на платформе очень близко к прибывающему поезду. Другим важным аспектом фильма является то, что он иллюстрирует использование камеры и непрерывного перехода от общего к среднему и крупному планам при неподвижной камере: поезд прибывает из дальней точки и надвигается на зрителя, наконец, пересекая нижний край экрана.
Железнодорожный вокзал Ла-Сьота в 2010 году.
Максим Горкий, которому довелось посмотреть этот фильм, писал: «И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока».
Сегодня фильм «Прибытие поезда» стал каноническим. Ведь в то время только начинались первые опыты в кинематографе.
Кто хочет стать миллионером?
Кто хочет стать миллионером?
Режиссёр: Татьяна Дмитракова (2001—2008), Максим Уткин (с 2008) Редакторы: Наталья Григорьева, Харби Мусса, Андрей Савельев, Анна Вербовская, Юрий Бершидский, Ирина Кочетова, Оксана Тыртычная, Ирина Малюжич, Александра Краева, Екатерина Калашникова, Алана Цомартова, Ольга Матёнова, Андрей Савельев (2001—2004), Илья Бер (2008—2018) Производство: WMedia
(2001—2008),
Красный квадрат и Оранжевая студия
(с 2008) Композитор: Matthew Strachan, Keith Strachan, Ramon Covalo
Страна: Россия Язык: Русский Количество сезонов: 22
Выпуски: Без повторов: 893 (на 04.09.2021)
С повторами: 914 (на 29.06.2019)
Производство:
Продюсеры: Сергей Кордо
(2001—2008)
Илья Кривицкий
(с 2008)
Место съёмок: Бизнес-центр «на Касаткина» (2001—2007)
«А-Медиа» (2007, 2014)
«Теледом» (2007—2008)
«Останкино» (АСК-5) (с 2008)
«Калибр ТВ» (периодически, с 2010)
«Мосфильм» (Павильон №4) (периодически, с 2015) Продолжительность: 90 минут
Вещание:
Канал: ОРТ/Первый канал Период трансляции: с 19 февраля 2001 года Похожие передачи: «О, Счастливчик!»
Ссылки:
«Кто хочет стать миллионером?» — российская версия телеигры «Who Wants to Be a Millionaire?», в которой каждый участник может заработать 3 миллиона рублей, ответив на 15 вопросов из различных областей знаний. Игра выходит по субботам на Первом канале. Ведущий программы — Дмитрий Дибров.
Содержание
История игры
Премьера российской версии игры состоялась 1 октября 1999 года на канале НТВ. Игра называлась «О, Счастливчик!», а ведущим программы был Дмитрий Дибров. Игра сочетала в себе простоту правил, а также реальную возможность выиграть большой приз — 1 миллион рублей, благодаря чему завоевала огромную популярность среди зрителей, а в 2000 году была удостоена главной телевизионной награды России — премии «ТЭФИ».
В 2001 году программа стала выходить на канале ОРТ (Первом канале) и стала называться так же, как и в остальных странах, где она выходит в эфир — «Кто хочет стать миллионером?». Место ведущего игры занял пародист Максим Галкин. Первый выпуск с участием Максима Галкина прошёл 19 февраля 2001 года. Обновлённая версия игры несколько раз номинировалась на приз «ТЭФИ» в категории «Лучшая развлекательная программа», но безуспешно.
С 17 сентября 2005 года суммы выигрышей за правильные ответы были увеличены, а главный приз теперь составил 3 миллиона рублей.
21 октября 2008 года на официальном сайте Первого канала появилось сообщение о том, что теперь владельцем прав на производство программы является Первый канал (ранее правами на производство игры «Кто хочет стать миллионером?» владела компания Westcote Media). Также на официальном сайте Первого канала посетителем было предложено принять участие в голосовании по выбору нового ведущего игры (среди кандидатур — Дмитрий Дибров, Мария Киселёва, Валдис Пельш, Ксения Собчак и др.). По результатам опроса, лидерами голосования стали Иван Ургант, Дмитрий Дибров и Сергей Светлаков. Руководство Первого канала приняло решение вернуть Дмитрия Диброва на роль ведущего шоу, ведь когда-то он уже был ведущим игры «О, Счастливчик!» — предшественника «Кто хочет стать миллионером?».
С 23 июня по 22 июля 2018 года игра выходила по субботам и воскресеньям.
Съёмки игры
Съёмки программы проходят приблизительно 1 раз в 3 месяца. В день снимают до 5 программ, которые в течение месяца идут в эфире.
Первоначально программа снималась по адресу г. Москва, ул. Касаткина, 11 («Теледом»). В 2007 году студия «сменила прописку» и стала располагаться по адресу г. Москва, ул. Лизы Чайкиной, 1.
Съёмки одного из сезонов (25-28 сентября 2007 года) проходили в студии «А-Медиа» по адресу г. Москва, ул. Новоостаповская, д. 3/5.
С 3 декабря 2008 года съёмки проходят в «Телецентре Останкино», а с сентября 2015 года иногда проходят в павильоне №4 «Мосфильма». За весь день обычно снимается максимум четыре программы (длительность одной составляет два часа, перерыв составляет один час).
Правила игры
В каждой игре принимают участие 10 человек из разных городов России и зарубежья. В начале игры (или после того, как «переходящий игрок» завершил участие в игре) ведущий представляет каждого из них.
Отборочный тур
В отборочном туре принимают участие все игроки, находящиеся в студии (максимум — 10). Ведущий зачитывает вопрос и 4 варианта ответа, которые необходимо расположить в правильной последовательности, согласно заданию в вопросе. На выполнение этого задания игрокам даётся 20 секунд. Тот игрок, который ответит не только правильно, но и быстрее остальных, проходит к ведущему, после чего они вместе направлялись в центр студии к игровому столу.
В случае, если никто из игроков не дал верный ответ, проводится повторный отборочный тур. Если два и более игроков отборочного тура ответили верно за одинаковое время, то между этими игроками проводится повторный отборочный тур.
Отборочный тур использовался в игре до 14 августа 2010 года, после чего был отменён вообще.
Основная игра
Для того, чтобы заработать 3 миллиона рублей, необходимо верно ответить на 15 вопросов из различных областей знаний. Каждый вопрос имеет 4 варианта ответа, из которых только один является верным. Сложность вопросов постоянно возрастает. Время на раздумье над каждым вопросом у игрока не ограничено.
«Денежное дерево»
Каждый из пятнадцати вопросов имеет конкретную денежную стоимость. До 17 сентября 2005 года главный приз программы составлял 1 миллион рублей («денежное дерево» было аналогично тому, что использовалось в игре «О, Счастливчик!»). В настоящее время главный приз программы составляет 3 миллиона рублей.
Вопрос | Выигрыш (2001—2005) | Выигрыш (2005-н.в.) |
---|---|---|
15 | 1 000 000 рублей | 3 000 000 рублей |
14 | 500 000 рублей | 1 500 000 рублей |
13 | 250 000 рублей | 800 000 рублей |
12 | 125 000 рублей | 400 000 рублей |
11 | 64 000 рублей | 200 000 рублей |
10 | 32 000 рублей | 100 000 рублей |
9 | 16 000 рублей | 50 000 рублей |
8 | 8 000 рублей | 25 000 рублей |
7 | 4 000 рублей | 15 000 рублей |
6 | 2 000 рублей | 10 000 рублей |
5 | 1 000 рублей | 5 000 рублей |
4 | 500 рублей | 3 000 рублей |
3 | 300 рублей | 2 000 рублей |
2 | 200 рублей | 1 000 рублей |
1 | 100 рублей | 500 рублей |
Все суммы являются заменяемыми, то есть, при ответе на следующий вопрос не суммируются с суммой за ответ на предыдущий. В игре существует одна несгораемая сумма — её выбирают сами участники перед началом игры. Эта сумма остаётся у игроков даже при неправильном ответе на один из последующих вопросов. В случае неверного ответа выигрыш участника сокращается до последней «несгораемой» суммы, которую он заработал, а игра завершается. Игрок имеет право в любой момент остановить игру и забрать выигранные деньги за предыдущий вопрос. При этом участники также ничего не теряют, если отвечают неправильно на следующий после несгораемой суммы вопрос. Если же игрок даёт неправильный ответ до того как достиг несгораемой суммы (до 2010 года — первой несгораемой суммы на пятом вопросе, что случалось довольно редко), то его выигрыш составит 0 рублей. Ранее существовало 2 суммы, называемые «несгораемыми» — это 5 000 рублей (за ответ на пятый вопрос) и 100 000 рублей (за ответ на десятый вопрос). Со 2 мая по 13 сентября 2008 года вторая несгораемая сумма (100 000 рублей) отсутствовала.
Подсказки
В настоящее время игроку предлагаются 5 подсказок:
Участники могут использовать только четыре из пяти подсказок по ходу игры.
С 21 октября 2006 по 26 апреля 2008 года существовала также подсказка «Три мудреца» — в течение 30 секунд игрок мог посоветоваться с тремя известными личностями, находящимися в другой комнате. В специальных выпусках с приглашёнными игроками данная подсказка не использовалась.
С самого начала существования игры до 21 марта 2020 года существовала подсказка «Помощь зала» — каждый зритель в студии мог проголосовать за правильный, на его взгляд, ответ, а игроку предоставлялась статистика голосования. С 28 марта 2020 года в студии отсутствуют зрители — в этом случае подсказка «Помощь зала» была временно упразднена, а игроки могут использовать все четыре оставшиеся подсказки.
Название | Пиктограмма 1999—2008 | Пиктограмма 2008—2010 |
---|---|---|
«50 на 50» | ||
«Звонок другу» | ||
«Помощь зала» |
1-я подсказка | 2-я подсказка | 3-я подсказка | 4-я подсказка | 5-я подсказка | |
---|---|---|---|---|---|
2001—2006 | 50:50 | Звонок другу | Помощь зала | — | — |
2006—2008 | 50:50 | Звонок другу | Помощь зала | Три мудреца [1] | — |
2008—2010 | Звонок другу | Помощь зала | 50:50 | — | — |
2010—2011 | Звонок другу | Помощь зала | 50:50 | Право на ошибку [2] | — |
2011—2018 | Помощь зала | 50:50 | Звонок другу | Право на ошибку | — |
2018—2020 | Помощь зала | 50:50 | Право на ошибку | Звонок другу | Замена вопроса |
2021—н.в. | Помощь ведущего | 50:50 | Право на ошибку | Звонок другу | Замена вопроса |
SMS-игра
После изменений в правилах 17 сентября 2005 года у телезрителей также появилась возможность принимать участие в игре. В случае, когда участник останавливал игру и забирал деньги, ведущий переадресовывал вопрос телезрителям. В течение 30 секунд зрители отправляли сообщения на специальный номер с собственными версиями. Тот, кто первым присылал верный ответ, получал 10 000 рублей. По окончании 30 секунд ведущий называл верный ответ, а имя победителя становилось известным в следующей программе. Данный вариант SMS-игры просуществовал до 30 сентября 2007 года.
Начиная с 17 января 2009 года также возобновили игру для телезрителей. До рекламы задавался вопрос с четырьмя вариантами. Победитель, отправивший верный ответ раньше остальных, получал 10 000 рублей. SMS-игра использовалась до 26 июня 2016 года.
Финальная сирена
Финальная сирена ознаменует окончание игры, но на участнике это никак не отразится — с текущим результатом он продолжит играть в следующей программе. В выпусках с участием звёздных игроков, а также в случае завершения выпуска выигрышем одним из игроков главного приза (3 раза — после победы супругов Чудиновских, Светланы Ярославцевой и Тимура Будаева) сирена не использовалась.
С 4 сентября 2010 года финальная сирена отменена.
Изменения в правилах игры
Специальные проекты
За всё время существования программы было проведено немало специальных выпусков игры. В основном, в них принимали участие известные люди: политики, музыканты, актёры и пр., а выигранные деньги направлялись на благотворительные цели (в последнее время участники сами выбирали куда направят выигранные ими деньги). Нередко игроков приглашали в программу парами, несмотря на то, что в обычных выпусках за главный приз борется только 1 игрок. Также в праздничных спецпроектах нередко задавались вопросы, посвящённые тематике праздника.
2001 год
26 сентября 2001 года. Первый спецвыпуск с Максимом Галкиным в роли ведущего, а также первая игра сезона 2001—2002.
2002 год
2 января 2002 года. Новогодний спецвыпуск, в котором впервые играли известные семейные пары: Елена Степаненко и Евгений Петросян, Александра Маринина и Сергей Заточный. Вера Алентова и Владимир Меньшов, Татьяна Догилева и Михаил Мишин, Александр и Екатерина Стриженовы. Выигранные деньги (192 000 рублей) были направлены в фонд музея «Эрмитаж». Полная версия выпуска была показана 12 января (первый показ был в сокращённом варианте: в эфир не вошли отборочные туры, участие Александры Марининой и Сергея Заточного, которые проиграли в самом начале и ушли ни с чем, а также некоторые другие моменты).
23 февраля 2002 года. Праздничный выпуск программы, посвящённый Дню защитника Отечества. В игре принимали участие Герои Советского Союза — Сергей Гущин и Александр Райлян, а также Герой Российской Федерации — Владимир Колыбабинский.
10 марта 2002 года. Праздничный выпуск, посвящённый Международному женскому дню. В игре приняли участие актёры, сыгравшие главные роли в фильме «Азазель»: Сергей Безруков, Сергей Чонишвили и Илья Носков. Все вопросы в этом выпуске были связаны либо с романом «Азазель», либо с его автором, либо с эпохой, описанной в романе.
1 апреля 2002 года. Первоапрельский выпуск игры. Максим Галкин в начале этого выпуска поприветствовал телезрителей: «Добро пожаловать на программу „Слабое звено“!». В игре принимали участие Ян Арлазоров, Владимир Винокур и Клара Новикова. Каждый из игроков заработал по 32 000 рублей.
13 апреля 2002 года. Специальный выпуск программы, посвящённый бразильским сериалам. В передаче участвовали домохозяйка, не пропускавшая ни одной серии бразильских теленовелл, актёр, озвучивающий всех сериальных мачо, а также автор «Непутёвых заметок» Дмитрий Крылов.
2 мая 2002 года. Первомайский выпуск с участием знаменитых дикторов советского Центрального телевидения: Татьяны Судец, Юрия Ковеленова и Виктора Балашова.
14 сентября 2002 года. В игре принимали участие школьники, победители различных конкурсов и олимпиад. Все выигранные деньги (33 000 рублей) были направлены в Липецкий зоопарк.
23 декабря 2002 года. Новогодний выпуск, который провела Мария Киселёва. Максим Галкин в это время провёл один выпуск «Русской рулетки».
28 декабря 2002 года. Новогодний выпуск программы с участием семейных пар знаменитых российских актёров. Весь выигрыш был направлен в Лермонтовский музей-заповедник «Тархан».
2003 год
18 января 2003 года. Специальный выпуск, в котором участвовали семейные пары. В этой игре был во второй раз выигран главный приз — 1 миллион рублей.
9 марта 2003 года. Специальный выпуск программы, в котором приняли участи ведущие Первого канала — Елена Малышева и Екатерина Андреева.
3 мая 2003 года. Специальный выпуск, посвящённый Первомайским праздникам.
31 мая 2003 года. Специальный выпуск, посвящённый 300-летию города Санкт-Петербурга. На игру были приглашены петербургские актёры театра и кино — Михаил Боярский и Александр Лыков.
2 июня 2003 года. Праздничный выпуск программы, посвящённый Международному дню защиты детей.
8 ноября 2003 года. Специальный выпуск программы с участием российских сценаристов Виктории Токаревой и Эдуарда Тополя.
13 декабря 2003 года. Специальный выпуск, посвящённый народным артистам России. На игру были приглашены артисты балета Большого театра — Николай Цискаридзе и Геннадий Янин, а также лауреат премии «Золотая маска» — Мария Александрова.
2004 год
3 января 2004 года. Праздничный выпуск, с участием ведущих Первого канала, работающих на разных телепрограммах.
14 февраля 2004 года. Специальный выпуск программы, посвящённый дню Святого Валентина. На программу были приглашены пять незамужних девушек и пять неженатых мужчин, которые впервые видели друг друга. Победитель отборочного тура должен был выбрать соучастника (соучастницу) для игры.
21 февраля 2004 года. Специальный выпуск, в котором приняли участие телеведущая Фёкла Толстая и актриса Марина Александрова.
10 апреля 2004 года. Специальный выпуск программы, посвящённый дню Космонавтики. На программу были приглашены лётчики-космонавты Георгий Михайлович Гречко и Юрий Иванович Онуфриенко.
7 августа 2004 года. В специальном выпуске, посвящённому чемпионату Европы по футболу 2004, приняли участие игроки из Сборной России по футболу.
11 сентября 2004 года. В игре принимали участие академики. Максим Галкин в начале и конце этого выпуска поздравлял телезрителей, школьников и студентов с началом учебного года.
6 ноября 2004 года. Специальный выпуск, в котором приняли участие российские звёзды юмора, сыгравшие в парах — Юрий Стоянов и Илья Олейников, а также — Елена Воробей и Юрий Гальцев
25 декабря 2004 года. Новогодний выпуск программы, с участием знаменитых артистов эстрады — Аркадия Арканова и Сергея Дроботенко.
Прочие спец-проекты
С 2005 года «звёздные» выпуски стали показываться достаточно часто, а многие серии игр и вовсе полностью состояли из них. С этого момента «звёздные» выпуски практически перестали иметь статус специальных проектов (за редчайшим исключением, например, выпуск с участием Максима Галкина от 18 февраля 2017 года). C 4 сентября 2010 года после большой смены формата стали принимать участие из обычных людей только те, которые стали немного, но достаточно известны в стране благодаря своей деятельности или достижениям в мероприятиях и пр. Правда, после полного ввода «звёздного формата» с 2014 года такие игры стали очень большой редкостью. С 1 февраля 2014 года программа полностью перешла на формат, состоящий только из игр со звёздными участниками, который действует по сей день.
Статистика
Победители
Обладатели одного миллиона рублей
Обладатели трёх миллионов рублей
9 июля 2005 года была проведена игра, в которой участвовали победители прошлых лет (Игорь Сазеев и семья Чудиновских), но они оба ошиблись на 13-м вопросе. В выпуске от 16 марта 2019 года в аналогичной по сюжету игре игравшие в паре Тимур Будаев и Александр «Данко» Фадеев ошиблись на 14-м вопросе.
Крупные выигрыши
Далеко не каждый игрок в этой программе доходил до одного или трёх миллионов рублей, однако многим из них удавалось унести из студии солидные денежные призы. Список участников, выигравших суммы, причитающиеся за 13-ый и 14-ый вопросы:
Курсивным шрифтом выделены участники, который могли стать победителями (в истории Российской версии формата телевизионной игры могло не 6, а 12 победителей), предполагаемый ответ на 15-й вопрос оказался правильным
Участники | Выигрыш | Дата эфира |
---|---|---|
Борис Люгай | 250 000 | 17 апреля 2001 |
Анатолий Белкин | 250 000 | 14 мая 2001 |
Геннадий Состравчук | 500 000 | 24 ноября 2001 |
Константин Федченко | 500 000 | 10 декабря 2001 |
Зиле Эдгар | 250 000 | 9 февраля 2002 |
Мария Бойко | 250 000 | 23 марта 2002 |
Галина Личино | 250 000 | июнь 2002 |
Юрий Попов | 250 000 | июль 2002 |
Александр Таиров | 250 000 | 28 сентября 2002 |
Сергей Казанин | 250 000 | 28 октября 2002 |
Алексей Лазаренко | 250 000 | 4 ноября 2002 |
Ольга Краюшкина | 500 000 | 4 ноября 2002 |
Евгений Балыкин | 250 000 | 28 апреля 2003 |
Николай Скоморохов | 250 000 | 15 мая 2004 |
Андрей Матеранский | 250 000 | 18 сентября 2004 |
Алексей Школьников | 250 000 | 11 декабря 2004 |
Леонид Агутин и Анжелика Варум | 500 000 | 8 января 2005 |
Оксана Фандера и Филипп Янковский | 250 000 | 8 января 2005 |
Александра Яковлева и Александр Абдулов | 250 000 | 12 февраля 2005 |
Валентин Смирнитский | 500 000 | 6 марта 2005 |
Мария Львовна Щукина | 250 000 | 12 марта 2005 |
Михаил Васильевич Алтухов | 250 000 | 19 марта 2005 |
Владимир Этуш | 250 000 | 7 мая 2005 |
Анна Александровна Голод | 250 000 | 13 августа 2005 |
Александр Лазарев и Александр Лазарев-младший | 800 000 | 5 марта 2006 |
Валерий Гаркалин | 800 000 | 26 марта 2006 |
Яна Чурикова и Юрий Аксюта | 800 000 | 23 декабря 2007 |
Сергей Иванов | 800 000 | 19 сентября 2009 |
Владимир Кружалов | 800 000 | 4 сентября 2010 |
Сергей Бобрис | 1 500 000 | 5 февраля 2011 |
Владимир Ефремов | 800 000 | 30 апреля 2011 |
Ольга Туктарева и Галина Конева | 800 000 | 11 июня 2011 |
Владимир Орлов | 800 000 | 30 июля 2011 |
Мария Кожевникова и Вячеслав Фетисов | 800 000 | 17 декабря 2011 |
Владимир Коренев и Александр Голобородько | 800 000 | 11 февраля 2012 |
Дарья Повереннова и Олег Масленников-Войтов | 800 000 | 18 февраля 2012 |
Александр Кузин | 1 500 000 | 24 марта 2012 |
Леонид Панюков | 1 500 000 | 29 сентября 2012 |
Лев и Екатерина Дуровы | 800 000 | 24 февраля 2013 |
Валерий Баринов и Лидия Федосеева-Шукшина | 800 000 | 9 марта 2013 |
Владимир Меньшов и Юлия Меньшова | 800 000 | 5 октября 2013 |
Геннадий Хазанов и Анна Большова | 800 000 | 3 января 2014 |
Владимир Меньшов и Анатолий Лобоцкий | 800 000 | 20 сентября 2014 |
Стас Костюшкин и Дана Борисова | 800 000 | 22 ноября 2014 |
Николай Лукинский и Елена Воробей | 800 000 | 4 апреля 2015 |
Михаил Боярский и Валентин Смирнитский | 1 500 000 | 16 мая 2015 |
Виктор Васильев и Дмитрий Хрусталёв | 800 000 | 30 января 2016 |
Максим Поташов и Николай Валуев | 800 000 | 21 февраля 2016 |
Наталья Барбье и Тимур Соловьёв | 800 000 | 12 ноября 2016 |
Александр Масляков и Александр Масляков-младший | 800 000 | 4 февраля 2017 |
Владимир Познер и Михаил Боярский | 800 000 | 11 февраля 2017 |
Ровшан Аскеров и Юрий Николаев | 800 000 | 16 сентября 2017 |
Анна Михеева и Илья Авербух | 800 000 | 30 сентября 2017 |
Ольга Быкова и Дарья Любинская | 800 000 | 30 декабря 2017 |
Яна Поплавская и Александр Половцев | 800 000 | 14 апреля 2018 |
Дмитрий Хрусталёв и Елена Борщёва | 800 000 | 21 апреля 2018 |
Дана Борисова и Александр Гудков | 1 500 000 | 24 июня 2018 |
Михаил Грушевский и Анна Горшкова | 800 000 | 15 июля 2018 |
Анна Каменкова и Юрий Грымов | 1 500 000 | 18 августа 2018 |
Станислав Мереминский и Николай Крапиль | 800 000 | 25 августа 2018 |
Роман Костомаров и Илья Авербух | 1 500 000 | 23 марта 2019 |
Анатолий Журавлёв и Валентина Легкоступова | 800 000 | 7 сентября 2019 |
Михаил Марфин и Дмитрий Хрусталёв | 800 000 | 2 ноября 2019 |
Виктория Лопырёва и Михаил Грушевский | 1 500 000 | 21 декабря 2019 |
Антон Комолов и Виктор Васильев | 1 500 000 | 8 января 2020 |
Борис Смолкин и Александр Жулин | 800 000 | 14 марта 2020 |
Валерия Ланская и Алёна Свиридова | 800 000 | 4 мая 2021 |
Александр Самойленко и Клим Шипенко | 800 000 | 2 октября 2021 |
Алёна Мордовина и Алексей Дудин | 800 000 | 2 октября 2021 |
Крупные проигрыши
Многие игроки набирали в эквиваленте больше 400 000 рублей (в 2001—2005 годах — 218 и 468 тысяч рублей (соответственно)), но рискнув, отвечали неверно и теряли значительные суммы денег:
Участники | Проигрыш | № вопроса за неверный ответ | Дата эфира | Итоговый выигрыш |
---|---|---|---|---|
Заурбек Кожев | 218 000 | 14-ый | 19 февраля 2001 | 32 000 |
Олег Павлович | 218 000 | 14-ый | 2 декабря 2002 | 32 000 |
Игорь Артюхов | 218 000 | 14-ый | 7 февраля 2004 | 32 000 |
Родион Луговцов | 218 000 | 14-ый | 25 сентября 2004 | 32 000 |
Галина Семенова | 468 000 | 15-ый | 22 января 2005 | 32 000 |
Григорий Ананьин | 218 000 | 14-ый | 18 июня 2005 | 32 000 |
Филипп Киркоров и Маша Распутина | 700 000 | 14-ый | 21 мая 2006 | 100 000 |
Иван Охлобыстин | 800 000 | 14-ый | 22 января 2011 | 0 |
Владимир Ефремов | 700 000 | 15-ый | 30 апреля 2011 | 800 000 |
Валдис Пельш и Алексей Кортнев | 400 000 | 13-ый | 17 сентября 2011 | 0 |
Анатолий Лазарев и Антон Верницкий | 400 000 | 14-ый | 8 октября 2011 | 400 000 |
Анатолий Вассерман | 700 000 | 14-ый | 24 декабря 2011 | 100 000 |
Александр Эдигер | 400 000 | 13-ый | 7 апреля 2012 | 0 |
Елена Проклова и Лариса Рубальская | 400 000 | 14-ый | 1 сентября 2012 | 400 000 |
Никита Высоцкий и Максим Леонидов | 700 000 | 14-ый | 27 января 2013 | 100 000 |
Елена Репина | 700 000 | 14-ый | 4 мая 2013 | 100 000 |
Валдис Пельш и Арина Шарапова | 400 000 | 13-ый | 15 июня 2013 | 0 |
Екатерина Лель и Александр Морозов | 600 000 | 14-ый | 20 июля 2013 | 200 000 |
Людмила Сенчина и Александр Журбин | 700 000 | 14-ый | 16 ноября 2013 | 100 000 |
Татьяна Судец и Евгений Кочергин | 600 000 | 14-ый | 29 марта 2014 | 200 000 |
Светлана Зейналова и Тимур Соловьёв | 700 000 | 14-ый | 14 июня 2014 | 100 000 |
Александр Друзь и Александр Розенбаум | 600 000 | 14-ый | 28 ноября 2015 | 200 000 |
Арина Шарапова и Юлий Гусман | 600 000 | 14-ый | 6 февраля 2016 | 200 000 |
Валдис Пельш и Наталья Ионова | 400 000 | 13-ый | 24 сентября 2016 | 0 |
Андрей Ургант и Анна Банщикова | 400 000 | 14-ый | 1 октября 2016 | 400 000 |
Роза Сябитова и Стас Костюшкин | 400 000 | 13-ый | 3 декабря 2016 | 0 |
Леонид Ярмольник и Николай Фоменко | 600 000 | 14-ый | 21 января 2017 | 200 000 |
Александр Васильев и Василиса Володина | 600 000 | 14-ый | 11 марта 2017 | 200 000 |
Екатерина Андреева и Душан Перович | 1 100 000 | 15-ый | 1 апреля 2017 | 400 000 |
Виктор Вержбицкий и Андрей Бурковский | 1 300 000 | 15-ый | 27 мая 2017 | 200 000 |
Валерия Кораблёва и Антон Верницкий | 600 000 | 14-ый | 17 июня 2017 | 200 000 |
Владимир Гомельский и Дмитрий Борисов | 400 000 | 14-ый | 9 сентября 2017 | 400 000 |
Гавриил Гордеев и Виктор Васильев | 1 100 000 | 15-ый | 11 ноября 2017 | 400 000 |
Нина Дворжецкая и Алексей Колган | 600 000 | 14-ый | 27 января 2018 | 200 000 |
Кети Топурия и Владимир Миклошич | 1 300 000 | 15-ый | 17 февраля 2018 | 200 000 |
Анастасия Спиридонова и Александр Маршал | 600 000 | 14-ый | 24 марта 2018 | 200 000 |
Алексей и Илья Учители | 600 000 | 14-ый | 27 октября 2018 | 200 000 |
Александр Друзь и Виктор Сиднев | 1 300 000 | 15-ый | 22 декабря 2018 | 200 000 |
Тимур Будаев и Александр «Данко» Фадеев | 600 000 | 14-ый | 16 марта 2019 | 200 000 |
Ирина Пегова и Юлия Ауг | 400 000 | 14-ый | 11 мая 2019 | 400 000 |
Роман Юнусов и Алексей Лихницкий | 600 000 | 14-ый | 1 июня 2019 | 200 000 |
Митя Фомин и Анна Плетнёва | 400 000 | 13-ый | 29 июня 2019 | 0 |
Анна Хилькевич и Александр Мартынов | 400 000 | 14-й | 26 июня 2021 | 400 000 |
Ирина Пудова и Василиса Володина | 1 100 000 | 15-ый | 9 октября 2021 | 400 000 |
Анна Мишина и Геннадий Смирнов | 1 100 000 | 15-ый | 11 декабря 2021 | 400 000 |
Игроки, которые ушли ни с чем
Игроки, которые не смогли дойти до первой несгораемой суммы при классическом варианте игры:
Прим.: список может быть неполным.
Игроки, ответившие неверно на один из первых пяти вопросов при рискованном варианте игры:
Победители интерактивной игры среди зрителей программы
Подробная информация о выпусках (по сезонам)
Музыкальное оформление игры
Авторами музыкального оформления игры являются отец и сын Matthew Strachan и Keith Strachan. Руководство компании Celador International пригласило их для создания звукового сопровождения для нового телепроекта (после неудачного пилотного выпуска игры, музыкальное оформление к которому создал Pete Waterman). За отведённые 10 дней композиторы создали 105 музыкальных тем (из них в российской версии игры используются около 80), которые создают атмосферу лёгкости на первых этапах игры и драматичности на последних вопросах. По мнению большинства поклонников программы, эта музыка удачно вписывается в формат игры.
С 2008 года музыкальное оформление изменилось (автор — Ramon Covalo). Были выполнены новые аранжировки начальных и конечных тем, отменена фоновая музыка на первых пяти вопросах (на 6-15 вопросах обновлена), а с 2010 года была добавлена тема подсказки «Право на ошибку». Если игроки используют «Право на ошибку» на простых вопросах, то мелодия не звучит. С 2021 используется тема подсказки «Помощь ведущего».
Игра вне телевидения
Издания
В 2001 году был выпущен сборник вопросов «Кто хочет стать миллионером?» (ISBN 5-85044-586-2), являющийся 4й книгой из серии сборников вопросов из игры (предыдущие 3 книги носили название «О, Счастливчик!»).
Компьютерные версии
«Кто хочет стать миллионером?» — одна из немногих телевизионных игр, на основе которой были созданы десятки её компьютерных аналогов.
Самая первая была написана Леонидом Федорчуком на VBA для Microsoft Excel (и носила название «О, Счастливчик!», а в поздних версиях — «Ах, Везунчик!»).
Позже в продаже появились CD-версия игры от Buena Vista и DVD-версия от компании «Новый диск», играть в которую можно и на домашнем DVD-плеере. В 2011 году появилась компьютерная игра Who Wants To Be A Millionaire Special Editions, в которой помимо обычной версии, можно также играть с определённой тематикой вопросов. Русскоязычный перевод для этой игры появился в 2016 году.
Пародии
Игра «Кто хочет стать миллионером?» неоднократно становилась объектом пародий на телевидении: