Что напротив казанского собора
Казанский собор в Санкт-Петербурге — посещение храма и сквера, лайфхаки и советы
Одним из наиболее ярких мест в Санкт-Петербурге считается — Казанский собор. Этот храм являлся центром огромного религиозного и социального значения, начиная с XIX столетия. В наши дни Казанский собор — стоит в числе крупнейших храмов города на Неве.
В своих стенах он хранит список чудотворной иконы Божией Матери Казанской, а также служит памятником воинской славы и местом погребения великого полководца, без которого судьба России могла быть совершенно иной. А теперь подробнее…
История создания Казанского собора
Несмотря на тот факт, что современный Казанский собор был построен в начале XIX века, история его создания уходит корнями в XVIII столетие. В этом огромном и полукругом храме с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона — Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа, и скромный простолюдин.
Из многих списков чудотворного образа только петербургский и московский пользовались известностью во всей Империи. Датируемая концом XVI века икона появилась в Петербурге в 1710 году. Её, вероятно, привезла из Москвы царица Параскева Феодоровна. Вначале икона была помещена в «небольшой светличке» — деревянной часовне у Невки, на Посадской улице Городового острова (позже Петроградская сторона), где тогда находился центр новой столицы.
Через два года в часовне была установлена полотняная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе часто называли Казанской. Со временем часовня обветшала, и в 1727 году её закрыли, перенеся утварь и образа в Троицкий собор близ Петропавловской крепости. Местная икона уже в те годы считалась чудотворной.
По проекту М. Г. Земцова в 1733 году на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом. Её освятили в 1737 году в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, которая днём ранее сопровождала пешком чудотворный образ, переносимый в храм.
Уже в конце XVIII века церковь на главной улице Петербурга, выдержанная в скромном барочном стиле и наименованная при императрице Елизавете собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и всё более украшаемой столицы. В конце XVIII века Д. Кваренги и Н. А. Львов работали над проектом нового собора, но он, однако, остался на бумаге.
В 1799 году император Павел I провёл конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. Среди многих авторов проекта он выбрал бывшего крепостного, — Андрея Никифоровича Воронихина. Но увидеть Казанский собор во всём его великолепии императору не удалось, из-за гибели. Строил уже его сын.
В 1801 году по указу императора Александра І на Невском проспекте был заложен новый храм, который должен был затмить все ранее созданные проекты. Строительство храма проходило в 1801—1811 годы. Его возводили для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.
Увидеть место гибели царя, послушать Моцарта в сгоревшей церкви и другие причины посетить храмы Петербурга
Город тысячи храмов – так называют Петербург. С момента основания здесь нашлось место почти всем мировым религиям. Старинные культовые сооружения до сих пор хранят свои тайны. И в этом выпуске программы «Пять причин остаться дома» мы расскажем лишь о нескольких культовых сооружениях, ради которых стоит увидеть город на Неве.
Причина 1. Спуститься в подвалы Казанского собора
Первая точка нашего маршрута – Казанский собор. Император Павел заказал построить его по образцу собора Святого Петра в Ватикане. Большинство верующих едут сюда помолиться о чуде. Икона Казанской Божьей Матери появилась здесь даже раньше, чем сам собор. Ее привезли в город еще при Петре I и хранили в церкви неподалеку. Главная святыня всегда на виду, а вот тайны собора – скрыты от глаз.
Чтобы увидеть тайные комнаты собора, надо попасть в подземелье. Ведет туда неприметная дверь с козырьком. По длинным запутанным коридорам – их здесь называют казематами – мы попадаем в центральный мраморный зал.
«Мы с вами находимся под куполом Казанского собора. Справа – конференц-зал и музей истории собора и слева – храм священномученика патриарха Московского и всея Руси Ермогена, свидетеля обретения Казанской иконы Божьей Матери», – рассказывает экскурсовод Казанского собора Ирина Кудинова.
В этой подземной церкви служили до 1932 года. Потом все здание Казанского собора отдали под антирелигиозный музей. Эту роль он исполнял почти 70 лет.
«Здесь была сувенирная лавка, в алтаре был гардероб. Тут люди оставляли свою одежду и потом по этой лестнице поднимались через алтарь, осматривали экспозицию и спускались по другой лестнице. Там сейчас находятся купели для крещения взрослых отроков через полное погружение», – говорит Ирина Кудинова.
Рядом с восстановленной подземной церковью – музей «про музей». Про то, как власть в храме проповедовала атеизм. Вот, например, фото Казанского собора с портретом Сталина во весь фронтон…
«Раньше здесь была надпись: «Благословен Грядый во имя Господне». Ее сбили, и появилась надпись: «В поход за овладение марксистско-ленинской теорией». Вместо креста было установлено красное знамя», – рассказывает экскурсовод.
Если в сам собор вход всегда открыт, то в казематы попасть можно только по предварительной записи. Второй храм, чьи тайны мы раскрываем, находится рядом с Казанским собором.
Причина 2. Увидеть место убийства царя в Спасе на Крови
Напротив Казанского собора – храм Воскресения Христова. Более известное название – Спас на Крови. Яркий, резной, словно игрушечный, он на самом деле скрывает страшную историю.
В этом месте прозвучал взрыв: император, истекающий кровью, потерявший сознание, был отсюда перевезен в Зимний дворец. Скончался он в Зимнем дворце через час с небольшим от потери крови, а место трагедии было ограждено и зафиксировано, и мы не сомневаемся, что это – то самое место», – рассказывает экскурсовод Елена Родницкая.
Уже на следующий день вступивший на трон Александр III распорядился на месте убийства построить храм. Так, чтобы сень из уральской и алтайской яшмы закрыла камни с кровью царя.
«Здесь – отсылка все-таки к иерусалимскому храму Воскресения Христова, или, как чаще его называют, храму Гроба Господня, где место распятия Спасителя и место упокоения Спасителя находятся под сводами храма», – говорит Елена Родницкая.
Верующие приезжают сюда специально на панихиду по убитому императору, а туристы – полюбоваться на убранство мемориального храма и работы легендарного живописца – Виктора Васнецова.
Еще одна тайна этого храма раскрывается только в редкий для Петербурга солнечный день. Вся мозаика – а это больше семи тысяч квадратных метров – собрана из смальты. Она преломляет и отражает свет. Некоторые ее части – например, нимбы святых – собраны с использованием настоящей позолоты. И под солнцем храм буквально сияет изнутри.
Как сказочная шкатулка с драгоценностями – стены рассказывают историю жизни Спасителя. Говорят, если уделить каждому сюжету хотя бы 10 минут, экскурсия в соборе займет полгода.
Причина 3. Послушать концерт в сгоревшей Анненкирхе
Кинотеатр с советскими картинами, рок-клуб, где выступали «Ленинград», «Король и Шут» и даже проходила самая известная дискотека 90-х – это все про лютеранскую церковь Святой Анны.
Историки скажут: ничем не примечательный ранний классицизм – ни двора, ни колокольни. А вот горожане обязательно посоветуют зайти внутрь.
Здесь нет роскошных мозаик, мраморных скульптур и исторической лепнины на стенах. Нет даже простой штукатурки – но именно этим Анненкирхе и известна.
После причудливых советских перевоплощений, когда в часовне смешивали коктейли, а в крестильной – работал тату-салон, церковь вернули верующим. Только вот съезжали сомнительные квартиранты с огоньком. В 2002-м церковь полыхала больше суток.
«Когда мы сюда въехали, здесь была огромная куча мусора в большом зале. Чтобы вычистить все следы пожара и провести здесь уборку, нам потребовался, наверное, год. Потом здесь стали проводить постепенно небольшие мероприятия. Так Анненкирхе возродилась из пепла и сегодня превратилась в самую популярную, самую посещаемую лютеранскую церковь в России», – рассказывает настоятель Анненкирхе Евгений Раскатов.
Впрочем, до конца пепел убирать не планируют – именно он принес зданию популярность. Опаленные стены специально подсвечивают прожекторами на аккумуляторах – электричества и воды в здании до сих пор нет.
«Это памятник федерального значения, мы здесь не можем сделать, как мы хотим: здесь обои поклеить, тут гипроком зашить. Мы так и не хотим! Но мы должны все сделать по закону. Может быть, колонны и стены какие-то мы законсервируем и оставим эти следы», – говорит Евгений Раскатов.
Несмотря на «пламенный» антураж, атмосфера здесь очень гостеприимная. Всегда есть кофе из свежеобжаренных зерен.
В Анненкирхе есть Ковчег – семиметровое сооружение из сосны. Вокруг него проходят концерты известных и неизвестных музыкантов. На этот раз – в опаленных интерьерах играют Моцарта.
А еще каждые полгода местные художники меняют убранство храма. Пожалуй, Анненкирхе – самый демократичный храм Петербурга.
Причина 4. Испечь пряники в Александро-Невской лавре
Первый монастырь Петербурга заложил сам Петр I. И с того момента жизнь монахов изменилась. Оказалось, что они могут нести монашеские обеты и послушания даже в центре города – прямо на Невском проспекте. Немногие знают, что здесь можно пройти мастер-класс по выпечке монастырских пряников. Кстати, принимать туристические и съемочные группы – это тоже послушание, которое назначает настоятель.
«Добро пожаловать в нашу пекарню! Сегодня мы готовимся печь пряники. Возьмите, пожалуйста, передник и проходите в кондитерский цех», – приветствует съемочную группу руководитель пекарни Александро-Невской лавры Евгений Самойлов.
С момента образования монастыря рецепты остались прежними.
«Здесь вода, сахар, мед, и также мы добавим разрыхлитель, соду и растительное масло. Также во всю выпечку мы добавляем святую воду и освященное на мощах Александра-Невского масло», – рассказывает Евгений Самойлов.
Сегодня тесто заложили на четыре сотни румяных пряников. Новый тестомес купили в этом году, работает он почти круглосуточно. Готовят здесь и простой хлеб, и, например, итальянский – с травами. А еще – кексы с шоколадом и цедрой. В прошлом году монахи даже открыли доставку, чтобы радовать прихожан.
Производительности монастырской пекарни позавидуют многие городские булочные: с молитвой и благословением выходит больше тонны изделий в месяц.
Причина 5. Увидеть панораму города с колоннады Исаакиевского Собора
Храм-открытка, храм-легенда! Исаакиевский собор – один из самых узнаваемых символов Петербурга. Каждый день его фотографируют около 10 тысяч раз.
И столько же раз делают снимки с его смотровой площадки. А еще он – обязательная точка свадебного маршрута, и не случайно. На этом месте Петр I венчался с возлюбленной Екатериной Алексеевной. Правда, тогда здесь стояла церковь поменьше.
По посещаемости Исаакиевский собор – на втором месте после Эрмитажа. Экскурсионных групп одновременно – больше двадцати.
Здесь все с приставкой «самое». Самое масштабное каменное убранство – больше сорока видов отделки. Рекордные сроки строительства – сорок лет. А еще здесь самое больше количество легенд и мифов. Каждый день в соборе ищут масонские символы, таинственное Всевидящее око и даже знаки, говорящие о конце света. Есть даже отдельные мистические экскурсии – для особо впечатлительных. В музее к ним относятся с юмором.
«Еще одно «место силы» – в центре собора, там, где когда-то висел знаменитый маятник Фуко, подтверждавший вращение Земли. Те, кто верит в ауру, стараются здесь зарядиться жизненной энергией. Люди верующие считают, что там – большое скопление божественной силы. Так что, таких людей которые стоят у нас под куполом с целью получить энергию, можно тут увидеть частенько», – рассказывает экскурсовод Исаакиевского собора Наталья Яковлева.
Когда вечереет, стоит подняться на колоннаду Исаакия. Обзор города на 360 градусов – только здесь. А перед закрытием храма можно услышать колокольный концерт.
Отсюда видны и купол Казанского собора, и Спас на Крови, да и весь исторический центр. Здесь, на вершине крупнейшего православного собора, совсем необязательно быть верующим, чтобы поверить: Петербург – один из самых красивых городов мира.
Новое в блогах
Уголок России. Казанский собор в Санкт-Петербурге.
Казанский Кафедральный собор (собор Казанской Божией Матери) в Санкт-Петербурге находится в самом центре города и благодаря своей необычной архитектуре заслуженно считается одним из символов северной столицы России. Эта крупнейшая достопримечательность является православным кафедральным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви.
Собор освящен в 1811 году. Строительство продолжалось с 1801 по 1811 г.
Архитектор — А.Н Воронихин.
Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 25.
Как добраться: Станция метро «Невский Проспект» / «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.
Часы работы: Ежедневно. По будням — с 7:00 до 20:00 (окончания вечерней службы), в воскресенье — с 6:30 до 20:00 (окончания вечерней службы).
История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге.
История возникновения Казанского собора в Санкт-Петербурге уходит в первое десятилетие XVIII столетия, когда рядом с госпиталем построили часовню. Ее со временем заменила возведенная из дерева церковь, воздвигнутая в честь Казанской Божией Матери. В начале 30-х годов XVIII столетия величайшим повелением императрицы российского государства Анны Иоанновны был заложен новый каменный храм, ставший главным собором Петербурга. Однако к концу XVIII века он обветшал, поэтому возникла необходимость в постройке нового.
Это был период царствования Павла I, который пожелал, чтобы новое здание Казанского собора в Санкт-Петербурге имело сходство с римским собором Святого Петра. Был объявлен конкурс, на который свои работы представили многие знаменитые мастера зодчества того времени. Однако победа досталась российскому архитектору А.Н Воронихину, и в 1801 году стройка, длившаяся 10 лет, началась. Возведение Казанского собора в Санкт-Петербурге вели исключительно русские крепостные, используя местный строительный материал. После победы русской армии над войсками Наполеона собор Казанской Божией Матери стал символом воинской славы России.
Уникальность проекта Казанского собора состояла в том, что храм был построен вдоль Невского проспекта и был обращен к нему северной стороной. Каноны православного зодчества требовали, чтобы вход находился в западном приделе. Архитектор Воронихин нашел блестящее решение, построив полукруглую колоннаду, состоящую из 96 колонн, устремленных в небо на 13 метров. Вертикальные каннелюры, покрывающие колонны сверху донизу, придают им ощущение легкости и воздушности. Это грандиозное сооружение открывается на главную улицу города Санкт-Петербурга. К сожалению, нехватка денежных средств не позволила соорудить такую же колоннаду и у южного фасада Казанского собора.
Вплоть до Октябрьской революции 1917 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге шли регулярные богослужения. После прихода к власти большевиков крест на куполе собора сменили на позолоченный шар, украшенный шпилем, и организовали в соборе Казанской Божией Матери Музей истории религии, который просуществовал до 1991 года. Позже экспонаты перевезли в другое помещение, а храм вернули прихожанам. Сегодня купол храма вновь венчает крест, а звонница пополнилась новым колоколом, отлитым мастерами Балтийского судоремонтного завода.
Казанский Кафедральный собор – описание внешнего вида.
Казанский Собор в Санкт-Петербурге имеет три входа, каждый из них оформлен портиком, шесть колонн которого поддерживают фронтон треугольной формы с барельефами «Всевидящего ока». В нишах северного фасада прихожан и туристов встречают отлитые из бронзы статуи князя Владимира, великого Александра Невского, а также святых Иоанна Кронштадтского и Андрея Первозванного. Кроме этого, его стены, так же как и стены западного входа, украшены барельефами на библейские темы. Восхищение вызывают и отлитые из бронзы северные ворота, представляющие собой точную копию «Райских врат» флорентийского крестильного дома. Они созданы руками русского мастера Василия Екимова.
Еще одним образцом литейного искусства, поражающим зрителя тщательностью выполнения деталей, является чугунная решетка, полукольцом опоясывающая небольшую площадь напротив западного входа в Казанский собор в Санкт-Петербурге.
С 1837 года неотъемлемой частью архитектурного комплекса Казанского кафедрального собора и Невского проспекта являются отлитые из бронзы памятники великим русским полководцам М. И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.
Для отделки фасадов Казанского собора в Санкт-Петербурге использовали пудостский камень, из которого построено большинство зданий и дворцов города. Для изготовления 56 колонн, поддерживающих своды храма, Воронихин выбрал розовый гранит Карельского перешейка. Иностранные специалисты, присутствовавшие при строительстве Казанского собора, были восхищены мастерством русских рабочих, которые выламывали огромные массивы гранита из скалы и с большой точностью обрабатывали колонны, практически не используя измерительные инструменты.
Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.
Несмотря на строгость и лаконичность, внутренняя обстановка храма имеет сходство с дворцовыми залами. А льющийся сквозь большие окна свет создает иллюзию легкости массивного купола, имеющего 16 метров в диаметре. Из первоначальных барельефов, украшавших интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге, сегодня сохранилось только два, остальные были утрачены.
Уникальные иконостасы всех пределов, облицованные трофейным французским серебром, в годы Советской власти были разграблены. Сегодня былое величие образов, выполненных академиками живописи О. А. Кипренским, В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, и Ф. П. Брюлловым, восстановлено.
Иконы Казанского собора в Санкт-Петербурге
Конечно же, главными реликвиями храма на протяжении более двух столетий является чудотворная икона Казанской Божией Матери и усыпальница великого полководца М. И. Кутузова. На выполненной по эскизам Воронихина решетке, окружающей его надгробие, развешаны знамена и штандарты, а также символические ключи от городских ворот и крепостей Европы, взятых в ходе Отечественной войны 1812 года.
Икона Казанской Божией Матери в Казанском соборе Санкт-Петербурга
Усыпальница Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга
Многие туристические маршруты по Санкт-Петербургу проложены с обязательным посещением собора Казанской Божией Матери, несмотря на то, что храм действующий. Поэтому во время экскурсии нужно соблюдать тишину и придерживаться определенных правил поведения. В частности, фото и видеосъемка внутри храма запрещены.
Здесь можно не только ознакомиться с внешним и внутренним убранством этого архитектурного и исторического памятника, но и приобрести различные сувениры, освященные в храме иконки и крестики, литературу и фотографии Казанского собора в Санкт-Петербурге, а также поставить свечи. Желающие могут набрать святой воды. Казанский Кафедральный собор ежегодно манит к себе тех, кто ценит альянс удивительной архитектуры, непередаваемой красоты строения и истинной веры.
Казанская площадь в Санкт-Петербурге
Фотографии
Казанский собор и примыкающая к нему одноименная площадь являются украшением Санкт-Петербурга, местом паломничества туристов и верующих людей.
Болото вместо площади
Сейчас сложно представить, но еще в восемнадцатом веке на месте нынешней площади было болото, доходившее до реки Мойки, откуда также вытекала небольшая речушка Кривуша. Когда был определен генеральный план строительства города, и была проложена Большая перспектива, здесь образовалась Переведенская слобода, в которой проживали рабочие и зодчие. Была возведена деревянная церквушка Рождества Богородицы. Рядом размещались казармы и госпиталь.
Намоленное место
Деревянная церквушка простояла совсем недолго. В начале 1730-х императрица Анна Иоанновна повелела ее перестроить в камне и по образцу Петропавловского собора. Благодаря выдающейся колокольне церковь стала самым высоким сооружением в округе. За день до освящения в 1737-м году в храм перенесли икону Казанской Божьей матери. Святое строение начали именовать в народе Казанским собором.
Через год Кривушу украшал деревянный мост, названный Рождественским. Берега речки в 1760-е были облицованы, и она получила новое название — Екатерининский канал. Сейчас это всем известный канал Грибоедова. Деревянный мост заменили на каменный, который сегодня мы знаем как Казанский мост.
Вставший на престол сын Екатерины Великой — Павел Первый хотел построить величественный храм во имя Казанской иконы Божией Матери и наподобие собора святого Петра в Риме. Было решено заложить монументальное сооружение за церковью Рождества Богородицы, потом ее разобрать, ибо вид ее уже не вписывался в архитектурный облик столицы, ставшей за все предыдущие годы своего развития намного изысканней.
Для таких грандиозных целей потребовалось больше пространства. Поэтому строительство стартовало с расчистки территории, было выкуплено и разобрано одиннадцать частных строений. В 1805 году Казанский мост снова подвергся перестройке: его сделали шире на девяносто пять метров. С этого времени происходит окончательное формирование границ Казанской площади.
Площадь перед храмом
Архитектором грандиозного собора стал Андрей Никифорович Воронихин — бывший крепостной крестьянин. Благодаря своему таланту он получил не только блестящее образование, но и вольную. Автор проекта предлагал разбить площади перед северным и южным фасадами храма, сделав их зеркальным отображением друг другу. Но эта идея не была реализована.
Лишь северная сторона была оформлена по задумке архитектора. Площадь была вымощена гранитным тротуаром, до 1826 года ее центральное место занимал деревянный обелиск, канувший в лету из-за того, что его не посчитали нужным перестроить из камня.
В 1837 году к 25-ой годовщине победы над Наполеоном на площади поставили монументы легендарным героям той войны — Кутузову и Барклаю-де-Толли. Место выбрано не случайно — в Казанском соборе хранились трофеи победоносных военных баталий.
В 1870-х годах гранит на тротуаре планировали заменить на новомодный по тем временам асфальт. Но война с Турцией помешала реализовать эту идею.
В начале двадцатого столетия с северной стороны площади было построено здание компании Зингер, в настоящее время отданное под Дом Книги.
Названия
За годы своего существования Казанская площадь переименовывалась несколько раз. Изначально, в 1739-м ее именовали «Рождественской» по названию деревянной церквушки. Позже, она именовалась как «Площадь перед Казанским собором», а с 1829-м — «Казанской площадью». С 1923 по 1944 годы она носила имя Плеханова, впервые произнесшего свою пламенную речь именно на этой площади. После снятия блокады ей вернули историческое название, которое она носит и поныне.
Место политических выступлений
Казанская площадь, являясь центром города, не раз становилась местом политических выступлений. Впервые на нее вышли рабочие на демонстрацию 6 декабря 1876 года. В первый раз тогда было поднято красное знамя как символ пролетарской борьбы, и перед рабочими выступил революционер Плеханов.
Спустя 20 лет площадь опять стала центром политической жизни, на ней проходила «ветровская» демонстрация. Затронули ее и протестные события 1901 года.
Сквер как преграда демонстрантам
Власти, не способные противостоять демонстрантам, решили превратить площадь пред храмом в сквер. Начиная с 1880 года, разрабатывались разные проекты. Но по всевозможным причинам разбивка сквера откладывалась. Так, в 1881 году городской садовник Визе представил 4 проекта обустройства сквера с фонтанами, клумбами и дорожками.
Ограждения, которые планировали установить на площади, якобы в декоративных целях, не позволяли бы политической аудитории использовать пространство для митингов. Но ничего из предложенного Визе не получило одобрение со стороны властей.
Через год архитектор Бенуа продвигал свой проект с древесными посадками вокруг памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли. И этот план не нашел ответа. В 1880-е годы были установлены чугунные тумбы с железными цепями, появились новые фонари и скамейки. Последние скоро убрали, в 1889-м возвратили, в 1901-м они бесследно исчезли.
Петербургский голова Клейгельс хотел внести свою лепту, и в 1898 году предложил устроить цветник с фонтаном у собора. Государь одобрил, но проект так и остался на бумаге.
В конце XIX века был проведен конкурс, специальной комиссией было рассмотрено с десяток стоящих планов. Три плана были удостоены медалями: золотой — садовника Рудольфа Францевича Катцера, малой золотой — городского садовника Визе, большой серебряной — садового инженера Эккерта.
Сразу началась закладка сквера по проекту Катцера. В первый год XX века на площади появилась беседка, были высажены свыше половины тысячи многолетних растений. Газоны были ограждены от многолюдного Невского тротуарами, выложенными из плит, а также чугунными колоннами с цепями. Спустя шесть лет беседку сменил цветник.
Несмотря на предпринятые властями меры, Казанская площадь все равно привлекала революционно настроенное общество, что пагубно сказывалось на состоянии цветников и газонов. После Октябрьской революции они пришли в негодность. Неоднократно при советской власти сквер возрождался и реставрировался.
Настоящее площади
Подобное протестное настроение витало в воздухе на площади и в конце прошлого столетия и тысячелетия, а в начале нового или уже нашего — на заре 2000-х растительные насаждения для митингующих служили в качестве пляжного основания. Через сквер пролегла «народная тропа».
Хочется отметить, как бы сквер ни «оскверняли», что бы тут ни делали, несмотря ни на что, он свято хранит свой первоначальный вид, который был задуман последним проектировщиком. Лишь только этот прекрасный уголок природы оградили забором, чтобы в дальнейшем он не был испещрён другими нежелательными стежками-дорожками. Теперь, чтобы войти на его территорию, приходится проделывать порой немалый путь.
Но эти усилия оправдывают себя. З елёный оазис в центре мегаполиса — диво на сегодняшний день. Сочный растительный антураж под открытым небом дарит множество художественных наслаждений и необычных впечатлений. Каждый получает здесь массу эстетического удовольствия, мощный заряд самой позитивной энергетики. Освежает взор и ощущения фонтан в центре сквера. Не могут не вызывать умиление здешние звонкие птички, которые едят прямо с рук и у водят мысли от мирской суеты. Для верующих и туристов имеется возможность посетить собор.
В сквере размещены лавочки, чтобы посидеть и увлечься чтением, либо отдохнуть сердцем и подготовиться телесно к предстоящей дороге. Рядом можно перекусить, работают кафе на свежем воздухе. Всем угождает Казанская площадь. Петербуржцы гордятся своим историческим наследием, и когда выдаются теплые деньки, рады по-семейному и душевно с друзьями провести время в своем любимом сквере.