Что напророчили князю олегу волхвы

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

четверг, 29 июля 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к летописи «И вспомнил Олег коня своего» для 4 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 11.

1. Где жил и правил Олег? Как ты считаешь, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?

Олег жил в 10 веке на Руси. Он правил в Киеве.

Олег старался поддерживать мир с соседями и в этом проявлялась его мудрость. Потому что война дело нехитрое, её может начать любой глупец. А вот поддерживать мир могут только очень умные люди.

2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.

Олег отдал коня конюхам, а спустя четыре года вспомнил о нём. Он узнал, что конь умер и решил взглянуть на его могилу. Олег вступил ногой на череп коня, оттуда выползла змея и ужалила его.

Так умер Олег и сбылось предсказание волхвов.

3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем?

Олег правил Киевом 33 года и народ любил справедливого князя.

При нём были мир и процветание.

Люди оплакивали Олега не только потому, что он был князем, но и как очень хорошего человека, который много сделал для своего города и своей страны.

4. Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи?

Я бы назвала этот фрагмент: «Предсказание волхвов» или «От судьбы не уйдёшь».

5. Знаешь ли ты, что Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»? Найди это произведение и прочитай. Чем отличается фрагмент летописи, от произведения поэта: событиями, героями?

Оба этих произведения рассказывают о встрече Олега с кудесником и последующей смерти Олега от укуса змеи, что выползла из конского черепа. После этого Олега оплакивает народ.

То есть герои и события стихотворения и летописи совпадают.

Но есть и различия. У Пушкина Олег прежде всего удачливый полководец, и кудесник сулит князю много славных побед, в том числе взятие Царьграда. В летописи Олег мирный и справедливый князь.

В летописи образу кудесника уделено несколько слов, Пушкин превратил его в настоящего героя, который служит своим богам и не боится говорить князю правду. Он не думает о награде.

Таким образом, поэт превратил события, описанные в летописи, в яркое художественное произведение.

Источник

Предсказание волхва Олегу “вещему” и его издревле-стратегический политико-исторический смысл

Что напророчили князю олегу волхвы

А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге”

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое:
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте, кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана.
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? всё так же ль легок его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Как известно, после призвания братьев-варягов во главе с Рюриком (в 862 году) на княжение в Великом Новгороде, после смерти Рюрика некоторое время опекуном его наследника — малолетнего князя Игоря — был Олег, за которым в истории закрепилось прозвище «Вещий». И историки признают особый вклад Олега в становление государственности на Руси как системы управления на профессиональной основе делами общества в целом и на местах — государственности “элитарной”.

Но наряду с признанием вклада Олега, летописи сообщают, что некий волхв предсказал ему гибель от его коня конкретно. Выслушав предсказание, Олег (который по отношению к этому предсказанию вещим не оказался) — приказал сменить коня, а своего бывшего коня пасти, заботиться о нём и не утруждать работой. Повеление князя-регента было изполнено. И спустя какое-то время Олегу доложили, что его конь сдох. Олег посмеялся и над предсказанием, и над волхвом. А ещё через некоторое время Олег решил посмотреть на кости коня, возможно потому, что какие-то возпоминания, связанные с конём, были для него значимы. Останки коня, лежавшие в поле, Олегу показали, и когда князь опёрся ногой на череп коня, из черепа выползла змея, которая укусила Олега, в результате чего он и скончался.

В XIX веке А.С.Пушкин придал этому эпизоду древней истории практически общенародную известность, написав стихотворение “Песнь о вещем Олеге” (1822 г.), которое на протяжении более чем столетия входит во все школьные учебники русского языка и литературы.

И когда учитель объясняет школьнику значение слова «вещий», то многие школьники задаются вопросом, смысл которого можно выразить словами: А как же «вещий» Олег вляпался в этот алгоритм самоликвидации?

Ответа на этот вопрос ни историки, ни литературоведы не дают.
Исторический эпизод, частью которого является предсказание волхва Олегу, — тот случай, когда в малом выражается великое, — если пользоваться терминологией герметистов.

Это предсказание и было выражением деятельности одного из жрецов древней Руси, который был носителем человечного типа строя психики в обществе, в культуре которого в преемственности поколений возпроизводилось преобладание нечеловечных типов строя психики.

Олег — получил прозвище «вещий» не безпричинно, то есть он действительно что-то провидел в будущем, но он был — ДЕМОНИЧЕСКИ-вещим. Именно вследствие своего демонизма, он и не возпринял предсказание волхва в качестве предостережения, а посмеялся над
ним, но всё же из суеверия решил предпринять меры к тому, чтобы избежать воплощения предсказания в жизнь, вместо того, чтобы переосмыслить свои прошлые дела и намерения на будущее и изменить себя самого.

Именно вследствие этого он и не смог выйти из алгоритмики самоликвидации, в которой жил и на что ему прямо указал волхв, вследствие чего предсказание в отношении него персонально и изполнилось автоматически.

Другой демон — В.С.Высоцкий тоже не понял этого алгоритма и его нравственно-этической обусловленности, а потому, извратив пушкинский сюжет, осмеял и Олега, и волхва в одной из своих песен. Но в кругах демонической “элиты” советского застойного общества он своею песней алгоритм её самоликвидации активизировал и энергетически подкачал, за что ему в общем-то можно сказать спасибо.

Но для понимания не персонального аспекта этого предсказания — программы дальнейшего развития Руси, — надо вспомнить, что в иносказаниях толпо-“элитарной” культуры власть уподобляется всаднику, а остальное общество — коню. Поскольку речь идёт не о власти вообще, а о власти “элитарной”, то в этой системе метафор “элита” — всадник, а остальная толпа — конь. Именно этот смысл выражают все конные статуи правителей во всём мире.

А реальное изполнение пророчества в отношении Олега персонально — разкрыло некоторые умолчания волхва, которые можно выразить так: Толпа тоже уйдёт в историческое небытиё (конь, отгуляв ему отпущенное, сдох, когда Олег ещё здравствовал), но “элиту” убьёт не толпа, как таковая, а некая ядовитая «змеюка».

Последнее обстоятельство также нуждается в разкрытии своей символичности: Змеюка, пожирающая свой хвост, — один из главных символов масонства. В разсматриваемом случае выползает она из интеллектуально мёртвой головы толпы, т.е. из самой же “элиты, которая претендует на то, чтобы быть главой народа в толпо-“элитарной” культуре.

И эта жидомасонская «змеюка» на протяжении истории уже не один раз кусала россионскую “элиту”. Если не вдаваться в закулисную предъисторию смуты начала XVII века, а затронуть только последние два века, то:

· Половина проходивших по делу декабристов были масоны — представители самодовольно-самонадеянной правящей “элиты”.

· “Элитарно”-масонский заговор вверг Российскую империю в первую мировую войну ХХ века, в ходе которой саботаж масонствующей “элиты” создал предпосылки к пуримскофевральскому государственному перевороту 1917г.

· Все, кроме одного из членов Временного правительства первого состава, пришедшего в результате этого переворота к государственной власти, были масонами.

· Но был и заговор в заговоре, в результате чего буржуазно-масонский режим сменился марксистско-масонским, воплотившим архитектуру структуры системы масонских лож в структуру партийно государственного аппарата власти в СССР.

· СССР рухнул при содействии масонствующей и примасоненной (на основе общности нравов и миропонимания) “элиты” советского общества.

Это ли не доказательство того, что жидомасонская «змеюка» кусает себя за свой хвост?

И если разсматривать предсказание волхва “вещему” Олегу с позиций толпо-“элитарной” культуры, то будущее безпросветно — «народ гибнет», о чём день и ночь сегодня кричат все средства массой информации элитарного толка — как сказал В.О.Ключевский: «Черви на народном теле: тело худеет — паразиты волнуются».

Но народ — это не простонародная толпа + “элита” (по организации своей коллективной психики “элита” — тоже толпа, но более прикормленная, чем простонародье).

Волхв, выдав предсказание “вещему” Олегу, тем самым запустил в действие алгоритм общественного развития Руси — объемлющий по отношению к тому предсказанию, которое было выдано персонально Олегу “вещему” как одному из вождей и родоначальников “элиты”,
претендовавшей на свою изключительную власть над обществом. И этот алгоритм, локализованный в пределах цивилизации Руси изначальной, имел и имеет поддержку Свыше в глобальной алгоритмике развития нынешней цивилизации человечества.

Во-первых, в самом начале кризиса Руси изначальной народу другого региона Земли был ниспослан Коран, социология которого идентична принципам организации самоуправления общества в Русской многонациональной цивилизации

Во-вторых, уже в ходе кризиса Руси, некоторые из народов, которым предстояло в будущей истории войти в её состав, приняли ислам, вследствие чего Коран стал достоянием культуры Русской многонациональной цивилизации.

Кроме того, и — это главное — на протяжении всей истории преодоления Русью кризиса её жрецы жили в народе, не деградировали в знахарство, продолжали быть активными, концептуально властными и работали на алгоритм преображения Руси изначальной в будущую многонациональную Русь глобальную. Их жизненную позицию выразил А.С.Пушкин словами «Песни о “вещем” Олеге», которая по сути своей является “Песней-намёком о Святорусском жречестве”:

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен,
Правдив и свободен их вещий язык
И с Волей Небесною дружен

Если понимать, что такое концептуальная власть, то можно увидеть, что признание этого факта засвидетельствовано и в “элитарной” культуре Российской империи. Один из афоризмов историка В.О.Ключевского — конец XIX века — гласит: «В России центр на периферии»: т.е. столица де-юре в каких-то обстоятельствах менее властна, чем простолюдин с
периферии. Это замечание — о сохранении на Руси в народе концептуальной властности более, чем тысячелетие спустя после выдачи предсказания Олегу “вещему”.

В ХХ веке это выразилось в явлении большевизма и концептуальной властности И.В.Сталина, а также многих простых партийных и безпартийных большевиков. И сам факт того, что Вы читаете этот текст на русском языке и Концепция общественной безопасности в
целом также выражена современным русским языком, — ещё одно подтверждение этому.

Но в настоящем и в перспективе динамика соотношения смертность / рождаемость и статистика продолжительности жизни в процессе преображения русской многонациональной региональной цивилизации обусловлена субъективно — осмысленным отношением людей 1) к жизни общества и 2) к разрешению своими усилиями в Божьем водительстве как своей личностной проблематики, так и проблематики России и человечества в целом.

Источник

Новое в блогах

Как известно, после призвания братьев-варягов во главе с Рюриком (в 862 году) на княжение в Великом Новгороде, после смерти Рюрика некоторое время опекуном его наследника — малолетнего князя Игоря — был Олег, за которым в истории закрепилось прозвище «Вещий». И историки признают особый вклад Олега в становление государственности на Руси как системы управления на профессиональной основе делами общества в целом и на местах — государственности “элитарной”.

Но наряду с признанием вклада Олега, летописи сообщают, что некий волхв предсказал ему гибель от его коня конкретно. Выслушав предсказание, Олег (который по отношению к этому предсказанию вещим не оказался) — приказал сменить коня, а своего бывшего коня пасти, заботиться о нём и не утруждать работой. Повеление князя-регента было исполнено. И спустя какое-то время Олегу доложили, что его конь сдох. Олег посмеялся и над предсказанием, и над волхвом. А ещё через некоторое время Олег решил посмотреть на кости коня, возможно потому, что какие-то воспоминания, связанные с конём, были для него значимы. Останки коня, лежавшие в поле, Олегу показали, и когда князь опёрся ногой на череп коня, из черепа выползла змея, которая укусила Олега, в результате чего он и скончался.

В XIX веке А.С.Пушкин придал этому эпизоду древней истории практически общенародную известность, написав стихотворение «Песнь о вещем Олеге» (1822 г.), которое на протяжении более чем столетия входит во все школьные учебники русского языка и литературы.

И когда учитель объясняет школьнику значение слова «вещий», то многие школьники задаются вопросом, смысл которого можно выразить словами: А как же «вещий» Олег вляпался в этот алгоритм самоликвидации?

Ответа на этот ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ вопрос ни историки, ни литературоведы не дают.

В действительности же это предсказание и было выражением деятельности одного из жрецов древней Руси, который был носителем человечного типа строя психики. Исторический эпизод, частью которого является предсказание волхва Олегу, — тот случай, когда в малом выражается великое, — если пользоваться терминологией герметистов.

Олег — получил прозвище «вещий» не безпричинно, то есть он действительно что-то провидел в будущем, но он был — ДЕМОНИЧЕСКИ-вещим, т.е. жил и действовал на основе демонического типа строя психики. Именно вследствие своего демонизма, он и не воспринял предсказание волхва в качестве предостережения, а посмеялся над ним, но всё же из суеверия решил предпринять меры к тому, чтобы избежать воплощения предсказания в жизнь, вместо того, чтобы переосмыслить свои прошлые дела и намерения на будущее и изменить себя самого.

Именно вследствие этого он и не смог выйти из алгоритмики самоликвидации, в которой жил и на что ему прямо указал волхв, вследствие чего предсказание в отношении него персонально и исполнилось автоматически. Другой демон — В.С.Высоцкий тоже не понял этого алгоритма и его нравственно-этической обусловленности, а потому, извратив пушкинский сюжет, осмеял и Олега, и поглумился над волхвом в одной из своих песен. Но в кругах демонической «элиты» советского застойного общества он своею песней алгоритм её самоликвидации активизировал и энергетически подкачал, за что ему в общем-то можно сказать спасибо.

А реальное исполнение пророчества в отношении Олега персонально — раскрыло некоторые умолчания волхва, которые можно выразить так: Толпа тоже уйдёт в историческое небытиё (конь, отгуляв ему отпущенное, сдох, когда Олег ещё здравствовал), но «элиту» убьёт не толпа, как таковая, а некая ядовитая «зме­юка».

И эта жидомасонская «змеюка» на протяжении истории уже не один раз кусала россионскую «элиту». Если не вдаваться в закулисную предысторию смуты начала XVII века, а затронуть только последние два века, то:

Это ли не доказательство того, что жидомасонская «змеюка» кусает себя за свой хвост?

И если рассматривать предсказание волхва «вещему» Олегу с позиций толпо-«эли­тар­ной» культуры, то будущее безпросветно — «народ гибнет», о чём день и ночь сегодня кричат все средства массой информации — как сказал В.О.Ключевский: «Черви на народном теле: тело худеет — паразиты волнуются».

Но народ — это не простонародная толпа + «элита» (по организации своей коллективной психики «элита» — тоже толпа, но более прикормленная, чем простонародье). Народ — это граждане в некрасовском смысле, сплочённые общими идеалами цивилизационного строительства.

Волхв, выдав предсказание «вещему» Олегу, тем самым запустил в действие алгоритм общественного развития Руси — объемлющий по отношению к тому предсказанию, которое было выдано персонально Олегу «вещему» как одному из вождей и родоначальников «элиты», претендовавшей на свою исключительную власть над обществом. И этот алгоритм, локализованный в пределах цивилизации Руси изначальной, имел и имеет поддержку Свыше в глобальной алгоритмике развития нынешней цивилизации человечества.

Кроме того, и — это главное — на протяжении всей истории преодоления Русью кризиса её жрецы жили в народе, не деградировали в знахарство, продолжали быть активными, концептуально властными и работали на алгоритм преображения Руси изначальной в будущую многонациональную Русь глобальную.

Их жизненную позицию выразил А.С.Пушкин словами «Песни о “вещем” Олеге», которая по сути своей является «Песней-намёком о Святорусском жречестве»:

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен,
Правдив и свободен их вещий язык
И с Волей Небесною дружен
[6]

Если понимать, что такое концептуальная власть, то можно увидеть, что признание этого факта засвидетельствовано и в «элитарной» культуре Российской империи. Один из афоризмов историка В.О.Ключевского — конец XIX века — гласит: «В России центр на периферии»: т.е. столица де-юре в каких-то обстоятельствах менее властна, чем простолюдин с периферии [7] . Это замечание — о сохранении на Руси в народе концептуальной властности более, чем тысячелетие спустя после выдачи предсказания Олегу “вещему”.

В ХХ веке это выразилось в явлении большевизма и концептуальной властности И.В.Сталина, а также многих простых партийных и беспартийных большевиков. И сам факт того, что Вы читаете этот текст на русском языке и Концепция общественной безопасности в целом также выражена современным русским языком, — ещё одно подтверждение тому, что предсказание волхва Олегу «вещему» — не пустые слова, и не беспочвенная сказка.

[1] Настоящий раздел представляет собой несколько сокращённый и изменённый одноимённый фрагмент работы ВП СССР “Психологический аспект истории и перспектив нынешней глобальной цивилизации” (2005 г.).

[2] На эту тему в ХХ веке появился многозначимый анекдот.

В каком-то диктаторском государстве в одном из городков на площади турист осматривает памятник диктатору-основателю режима и спрашивает кого-то из местных: “Скажите, а почему генерал N в такой странной позе?”

На что получает ответ: “Понимаете, памятник первоначально предполагался конным, но деньги, отпущенные на лошадь, чиновники муниципалитета украли, а фигуру всадника к тому времени уже сделали. Вот её и поставили…”

[3] Обстоятельно эта тема в материалах Концепции общественной безопасности рассмотрена в работе ВП СССР «Разгерметизация».

[4] Другое дело, что культуры исторически сложившегося и ставшего ритуально традиционным ислама, несут их в тексте Корана через века, не воплощая их однако в своей жизни. Но это отдельная тема, которая в материалах Концепции общественной безопасности отчасти освещена в работах ВП СССР: “К Богодержавию…”, “«Мастер и Маргарита»: гимн демонизму? либо Евангелие беззаветной веры”, “Суфизм и масонство: в чём разница” (в сборнике “Интеллектуальная позиция” № 1/97 (2) ), «Краткий курс…».

[5] Волжские булгары, предки нынешних казанских татар, приняли ислам в 889 г. за 99 лет до крещения Руси Владимиром Святославичем Малкиным — по матери внуком хазарского раввина, который в официальной истории — по отцу — числится Рюриковичем.

[6] Воля Божия — Небесная включает в себя две составляющих: Промысел, ведущий к Предопределённым Богом целям развития, и Попущение, представляющее собой множество возможностей ошибаться и действовать вопреки Промыслу, предоставленное Богом субъектам наряду с возможностью выбора.

Соответственно слова «с Волей Небесною дружен» предполагают различение Промысла и Попущения и действия, направленные на осуществление Промысла.

[7] Причём речь идёт именно о том, что один человек может быть более властен, нежели весь институт «элитарной» государственности.

Феномен Г.Е.Распутина — явил именно это. Что касается претензий к Г.Е.Распутину со стороны историков в целом «элитарной», и масонской традиции, в частности, то они состоят в том, что Г.Е.Распутин — во-первых, простолюдин, а во-вторых, он был деятельным противником осуществления глобального масонского сценария в отношении России.

Так что в крахе Российской империи и судьбе Г.Е.Распутина персонально в очередной раз выразилась антинародная сущность «элитарной» государственности.

Первые главы этой работы:

Предлагаемая вниманию читателя работа, продолжая освещение проблематики, затронутой в работе ВП СССР «Введение в конституционное право» (аналитическая записка из серии «О текущем моменте» № 1 (108), январь 2013 г.), посвящена принципам построения и реальной (а не официально-декларативной) практике функционирования юридической системы. Эта проблематика рассматривается большей частью на фактах из жизни постсоветской России.

Источник

Вещий князь и волхвы

В статье М.Н. Козлова проведен исторический анализ системы взаимоотношений между князем Олегом Вещим, и киевскими служителями языческого культа.

Что напророчили князю олегу волхвы

О княжении преемника Аскольда и Дира князя Олега в отечественных летописях сохранилось немного данных. Иностранные авторы совсем не знают этого князя. В связи с этим в отечественной историографии сформировалась достаточно распространенная точка зрения,

согласно которой князь Олег не существовал вовсе и в летописи попал из скандинавских саг или народных преданий. Вместе с тем упоминание о существовании князя Олега в таких независимых по своему происхождению восточнославянских летописях, как «Повесть временных лет», Никоновская и Иоакимовская летописи свидетельствует о том, что

князь Олег был вполне реальной исторической личностью.

Что напророчили князю олегу волхвы

Вместе с тем ни одна летопись не сообщает ничего о религиозной или социально-экономической политике данного князя внутри своего государства. В эпоху правления в Киеве предшественников Олега Вещего функции князя ограничивались лишь защитой своих владений (в том числе и строительством новых крепостей, усиливавших обороноспособность

государства), сбором дани с подвластных племен, а также зарубежной торговлей, тесно связанной с военным делом.

Что напророчили князю олегу волхвы

Макет древнего Киева

Все вопросы, касающиеся внутренней политики киевского государства, решались на

всенародном собрании при активном участии жрецов. Скорее всего, система управления Киевским государством не претерпела никаких изменений и в начальный период правления князя Олега. Как верно заметил В. М. Рычка, князь Олег не смог ввести какие-то новшества и таким образом сохранил сущ

Легенда о гибели князя Олега от укуса змеи убедительно свидетельствует о том, что в какой-то момент между «вещим» князем и киевскими служителями языческого культа произошел серьезный конфликт, закончившийся гибелью правителя Киева.

Так, в «Повести временных лет» мы находим следующие строки:

Что напророчили князю олегу волхвы

Как мы видим из данного источника, к Олегу пришла целая делегация служителей языческого культа, сообщивших ему о предстоящей смерти от своего коня. Слова летописи «волхвы и кудесники», вероятно, следует понимать как жрецы различных кланов, в том числе восточнославянские служители культа (волхвы) и кудесники (шаманы иноземных

племен). Таким образом, в полемику с князем вступила целая делегация служителей различных языческих культов, практиковавших в столице Киевской Руси.

Предсказание князю Олегу смерти от своего коня подчеркивает жесткий характер противостояния между князем и жрецами. Создается впечатление, что собрание жрецов вынесли князю смертный приговор. Приговор жрецов был обязателен для выполнения всеми членами общины, в том числе и для князя. Однако и привести приговор в исполнение жрецам было не просто, поскольку князя окружала собственная дружина, поэтому, по сообщению летописца, Олег и «посмеялся» над предсказаниями жрецов. Когда именно произошел конфликт между князем Олегом и служителями языческого культа, нам доподлинно неизвестно. По мнению Е. В. Климова, причиной ссоры между «вещим» князем и восточнославянскими жрецами стало оглашение последними результатов традиционного гадания перед военным походом в Византию.

Что напророчили князю олегу волхвы

Из Киевского письма (письменного источника 10 века) мы узнаем о том, что киевские жреческие кланы имели вполне определенные финансовые и торговые интересы и даже давали деньги в кредит еврейским купцам. Так, в данном источнике сообщается о том, что некий

киевский купец еврейского происхождения Яков бен Ханукка выступил гарантом крупной финансовой сделки, заключенной его братом. Брат купца был убит, а сделка сорвалась. Деньги в кредит, согласно источнику, были взяты у руссов-иноверцев. Интересно, что представителем властей Киева выступил человек, называемый в источнике Гостята бар Кий бар Коген. В еврейской традиции Коген означает принадлежность к жреческому сословию.

Киевские служители языческого культа могли иметь какие-то свои финансовые и торговые связи с византийцами и выступить против предстоящего похода на Константинополь.

Письменные источники, скорее, свидетельствуют против предположения Е. В. Климова. Так, согласно тексту мирных договоров князя Олега с византийцами, «вещий» князь и его дружинники призывали в свидетели своих клятв языческих божеств Перуна и Велеса, то есть покровителя князя и его дружины и патрона самого влиятельного клана восточнославянского жречества:

«Царь же Леонъ со Олександромъ миръ сотвориста со Олгом, имшеся по дань и

роте заходивше межы собою, целовавше сами крестъ, а Олга водившее на роту и

мужи его по Рускому закону, кляшася оружьемъ своим, и Перуном, богомъ

своим, и Волосомъ, скотьемъ богомъ, и утвердиша миръ».

Несмотря на то, что в договорах не упоминается какое-либо участие языческих

жрецов, их присутствие в качестве посредников между людьми, составлявшими договор, и языческими божествами не вызывает никакого сомнения. Как верно отметил Б. А. Рыбаков, тексты мирных соглашений восточнославянских князей с византийцами свидетельствуют о существовании у наших предков двух государственных культов: Перуна и Велеса. Составляя мирный договор с византийцами от имени бога Велеса, князь Олег еще раз подтверждал права влиятельной группы жречества – волхвов – адептов «скотьего бога». Таким образом, на момент подписания мирного договора с византийцами между Олегом и волхвами еще существовал шаткий мир, а конфликт, вероятно, произошел после возращения в Киев.

Что напророчили князю олегу волхвы

Не случайно летописец между рассказом о походе князя Олега на Константинополь и легендой о его гибели разместил фразу: «И прозваша Олга въщий: бяху бо людие погани и невъигласи».

Иначе говоря, дружинники Олега, с точки зрения монаха-летописца, совершили нечто неподобающее: назвали князя вещим (т. е. «ведающим» нечто другим недоступное и творящим «чудеса»), потому что они были язычниками («людие погани») и, как следствие, людьми невежественными («невъигласи»). Вполне возможно, что таким образом летописец

намекает на причину конфликта между вернувшимся в Киев победителем Олегом и местными служителями языческого культа. В древнерусском языке термин «вещий» происходит от слова «вешьтии», что означает «ведун», «мудрец».

По мнению Мельниковой Е. А., имя «вещего» князя указывает на тот факт, что

князь обладал какими-то жреческими функциями. Не случайно скандинавское

имя Хельге на протошведском языке означало «святой», «обладающий даром

исцеления».Набиев Р. Ф. предположил, что в «Повести временных лет» упоминается не имя князя, а его титул главного киевского жреца. После успешного похода на Константинополь Олег вполне мог огласить себя верховным жрецом древнерусских земель, подчинив себе все жреческие кланы.

Что напророчили князю олегу волхвы

Кроме того, в «Синопсисе» сообщается о том, что общественное мнение киевлян было целиком на стороне кудесников в их противостоянии с Олегом. Таким образом, неудивительно, что в будущем великий киевский князь потерпел поражение в борьбе со жрецами.

Интересно, что информация о времени и месте смерти князя Олега в различных летописях не совпадает. «Повесть временных лет», например, сообщает о том, что киевский князь умер через некоторое время после укуса змеи в самом Киеве и здесь же был похоронен.

По данным же новгородских летописей, после победы над греками князь уехал в Ладогу, где вскоре также умер от укуса змеи. Если верен новгородский вариант развития событий, то Олег был изгнан из Киева в Ладогу, где и был отравлен уже местными жрецами.

Что напророчили князю олегу волхвы

В целом можно сделать вывод, о том, что до военного похода русской дружины во главе с князем Олегом на византийские земли существовало разделение центральной власти в Киевской Руси. Князья и их дружины обеспечивали обороноспособность страны, собирали дань с подвластных племен, совершали военные походы на соседние племена и государства. Жрецы же контролировали духовную и общественно-экономическую жизнь в своем государстве. Попытка князя Олега после триумфального возвращения из похода на Византию отстранить от власти служителей языческого культа и объявить себя верховным жрецом древнерусской державы провалилась и привела к гибели великого князя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *