Что напоминает метрическая равномерность музыки
Разработка урока (технологическая карта) Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»
Разработал: учитель музыки
Раздел: Музыка и литература
Тема урока: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере»
Цель урока: Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения.
формирование умения анализировать, сравнивать музыкальные и литературные произведения;
знакомство с литературным творчеством В. Астафьева «Слово о мастере»;
расширение представлений о жизни композитора Г.В. Свиридове и о его музыке.
формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения;
развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;
развитие образного мышления.
определение значимости роли музыки в жизни человека;
воспитание чувства любви к Родине;
воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
осознание своей национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия России.
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в общении и сотрудничестве со сверстниками.
умение размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
умение определять проблему, ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию;
умение анализировать собственную учебную деятельность;
умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку в процессе урока.
умение строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы, наблюдать за музыкой;
умение дать характеристику, выделить основные особенности музыкального жанра.
расширение музыкального и общего культурного кругозора;
воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию.
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;
развитие общих музыкальных способностей.
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
умение находить общее решение, учитывать разные мнения.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Под музыку дети входят в класс
Учитель поет начало приветствия:
Проверка готовности к уроку
Учитель предлагает сесть и проверить свое рабочее место.
Садитесь, пожалуйста, на свои места. Внимательно посмотрите на свое рабочее место, проверьте готовность к уроку.
Дети поют окончание приветствия:
Прозвенел для нас звонок,
Садятся и проверяют свою готовность к уроку.
— развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
— формирование ответственного отношения к учению.
— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля.
— исполнение песен разного характера и содержания.
Актуализация ранее полученных знаний, проверка д/з
Предлагает послушать музыку, задает вопросы.
Ребята, мы в этом году изучаем интересные темы: «Связь музыки с разными видами искусства».
В первом полугодии мы рассматриваем связь двух видов искусства: музыки и литературы.
Наша задача в этом полугодии, исследовать, что объединяет эти два вида искусства.
Итак, давайте представим, что один композитор оставил нам свое звуковое послание. Послушайте его внимательно.
Что для этого нам необходимо сделать?
Что можно сказать об этом композиторе?
Какой страны этот композитор?
О чем он хотел нам рассказать?
Почему вы так решили?
Как он относился к Родине?
Прозвучала «Запевка» русского композитора Г.В. Свиридова на стихи И. Северянина «О России петь-что стремиться в храм…»
-Ребята, скажите какое время года у нас в России, самое прекрасное и веселое?
Проверяет выполнение д/з.
Дома вы должны были прочитать отрывок из стихотворения «Снег идет» Б.Пастернака и нарисовать рисунок к этому произведению.
Молодцы все очень хорошо справились с домашним заданием, а сейчас положите перед собой рисунки, внимательно смотрите на них и слушайте…(звучит маленькая кантата Г.В.Свиридова на стихи Б.Пастернака).
Что напоминает метрическая равномерность музыки? Как композитор изображая пейзаж передал безостановочный ход времени, выразил идею о его бесконечности?
Какие инструменты придают музыке ощущение фантастичности, колокольности, устремленности ввысь?
Сесть удобно, не заниматься посторонними делами, стараться понять, о чем это послание.
Слушают «Запевка» Г.В. Свиридова на стихи И. Северянина, отвечают.
Это русский композитор, потому что он в своей музыке рассказывает о России, о ее природе.
Он любил свою Родину.
Дети показывают рисунки к этому стихотворению, которые готовили дома.
-Равномерность, монотонность музыки напоминает тихое спокойное падение снега. Музыка звучит как колыбельная(убаюкивающая). М онотонное кружение напоминает о ровном ходе времени
— осознание своей национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия России;
— умение внимательно слушать;
— учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
— умение строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы, наблюдать за музыкой;
— умение дать характеристику, выделить основные особенности музыкального жанра.
— расширение музыкального и общего культурного кругозора;
— воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию.
— умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.
Писатель Виктор Астафьев пишет: «Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада».
А поэтесса Анна Ахматова написала вот такие строки:
Беспечное это житьё:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за своё.
Предлагает вспомнить и объяснить значение пословиц.
Знакомы вам такие пословицы:
«Золотых дел мастер», «Дело мастера боится»?
О чем они? Кто такой мастер?
Учитель обобщает ответ учащихся:
Есть несколько значений этого слова:
Мастер – квалифицированный работник, занимающийся каким-либо ремеслом.
Это специалист, достигший высокого умения, мастерства, искусства в какой-либо области.
— Ребята, так о чем мы с вами будем говорить, давайте сформулируем тему нашего урока
Тема нашего урока: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»
Прочитайте тему сегодняшнего урока.
О каких мастерах пойдет речь сегодня на уроке?
Какая будет цель и задачи нашего урока?
Где вы сможете применить полученные знания?
Да, эти пословицы о мастере.
Дают ответ, кто такой мастер.
-Поэтах и писателях, которые пишут о музыке и музыкантах.
-Читают тему урока, определяют цель урока.
Мы будем искать взаимосвязь между музыкой и литературой. Продолжим знакомство с музыкой, узнаем новые произведения, будем продолжать развивать умение петь красиво и выразительно.
Мы научимся лучше понимать музыку и литературу, будем больше знать о культуре нашей страны, будем духовно и культурно развитыми, сможем делиться своими знаниями с другими.
— умение определять проблему, ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию;
— учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
Первичное усвоение новых знаний.
Знакомит с информацией по теме. Основная тема произведений Г.В. Свиридова – тема Родины.
Но с чего начинается любовь к стране?
Она начинается с малой родины – с любви к маме, к дому, друзьям.
Слушая ни один раз музыку Свиридова, русский писатель XX века Виктор Петрович Астафьев написал рассказ о музыке, о Свиридове, где он называет его емким словом «Мастер». Давайте познакомимся с фрагментом рассказа «Слово о мастере».
Работа с текстом . (Знакомство с рассказом из учебника с. 36 читает__________________________ )
Найдите в тексте и прочитайте ответ на вопрос:
Что открыл для себя писатель, когда побывал на родине композитора?
— Что повлияло на творчество композитора?
А кто скажет, какое отношение к музыке у Астафьева?
Откуда рождается музыка?
Что она дает человеку?
Почему Виктор Петрович называет мастером Свиридова?
(Обратить внимание на то, что для писателя «музыка», «природа», «роль человека»)
Слушают и запоминают.
Читают самостоятельно в парах и дают ответ на вопрос.
О музыке, о природе, о России, о композиторе.
Находят и читают последний абзац.
Воспоминания о Родине.
Музыка – дивное создание, вечная загадка и услада .
Природа – шум ветра, шелест травы, звон опадающей листвы.
Человек – возвращает все лучшее
— осознание своей национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия России;
— воспитание в себе бережного отношения к Родине.
— учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
Исполнительская деятельность, контроль и обсуждение своего исполнения, коррекция.
Но с чего начинается любовь к стране?
В первую очередь Родина –это мать, мама, мамочка. Ее значение в жизни каждого человека очень велико и все мы знаем, что скоро будем отмечать день Матери.
Предлагает исполнить песню
С чего начнем исполнение?
Предлагает определить критерии оценивания.
По каким критериям мы можем оценить свое исполнение?
Говорят о своем понимании слов «любовь к Родине»
Она начинается с малой родины – с любви к маме, к дому, друзьям.
С разминки и повторения.
Выполнение упражнений для дыхания и распевание, повторение мелодии и текста песни.
Исполнение классом и по группам.
Оценивание своего исполнения, учитывая выразительность, внимательность.
— осуществлять контроль и оценивание своих действий по результату и способу действий;
— владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора;
— развитие общих музыкальных способностей;
— учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
— умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
— взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Продолжение усвоения новых знаний.
Знакомит детей с новым произведением. А теперь давайте познакомимся с новым произведением Г.В. Свиридова и исследуем его. Запишите название в тетрадь.
Самостоятельно в своих тетрадях подберите и запишите слова, которые больше всего подходят к этому произведению. Что у вас получилось?
Почему произведение называется «Романс»? Что такое романс?
Работа с музыкальным (толковым) словарем.
Но разве это вокальное произведение?
А кто же тогда здесь поет вместо человека? Какой музыкальный инструмент?
Предлагает оценить себя.
В России когда-то любили петь романсы.
Оцените себя как исследователя, все ли вы сделали правильно? Внимательно ли слушали музыку, совпали ваши слова с эталоном? Помните ли вы что такое романс и скрипка?
Свиридов всегда обращается к поэтам, которых, как и его волнует тема Родины, красота природы, исторические события. Любимыми поэтами были: А.Блок, А.С.Пушкин, В.Маяковский.
«Романс» Г.В.Свиридова из музыкальных иллюстраций был написан к повести А.С.Пушкина «Метель».
Маленькую исследовательскую работу «Г.В. Свиридов о поэзии» провела Шайдуллина Камиля. И она сейчас нам прочитает о чем говорит Георгий Свиридов о поэзии:
Посмотрите, что говорит Г.В. Свиридов о поэзии: «Мне поэтическое слово кажется исключительно важным, весомым. Оно весит в сто и тысячу раз больше, чем слово прозаика. Это слова, которые отобраны поэтом, гением… И они производят на меня сильнейшее впечатление…»
Многие композиторы передавали в своих произведениях сказочные образы великого русского поэта А.С.Пушкина.
Один из композиторов написал оперу на сюжет сказки А.С.Пушкина.
-Что за сказка и кто же этот композитор? Давайте постараемся ответить на этот вопрос.(Римский-Корсаков).
«Белка», «Царевна-лебедь», «Богатыри»
Кому из композиторов принадлежат эти произведения и что вы знаете о нем?
Музыковед, критик, создатель масштабного цикла работ о русской музыке Борис Владимирович Асафьев написал о Римском-Корсакове:
стр. 221 «Слово о музыке»
Слушают Г.В.Свиридов «Романс» из цикла музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».
Записывают в тетрадь слова, например: красивая, нежная, медленная, плавная.
Затем читают и сравнивают с эталоном.
Ученики находит в музыкальном словаре определение слову «Романс»
Дают определение романс.
Романс – это вокальное музыкальное произведение, в котором раскрываются чувства человека, главную роль в романсе играет голос, а инструмент-второстепенную.
Нет, потому что здесь отсутствует голос человека.
— Скрипка. Звучание скрипки очень напоминает голос человека. Значит, она поет романс
Оценивают свою работу.
!? – если хорошо, но есть недочеты
? – если не достаточно хорошо
«Мне поэтическое слово кажется исключительно важным, весомым. Оно весит в сто и тысячу раз больше, чем слово прозаика. Это слова, которые отобраны поэтом, гением… И они производят на меня сильнейшее впечатление…»
Римский-Корсаков, русский композитор – сказочник
Читает Мухаметшин Ильдан
Изобразить рисунок к музыке «Романс» или зашифровать в ребусе одно из названий тех произведений, которые мы сегодня слушали.
— осуществлять контроль и оценивание своих действий по результату и способу действий;
— умение анализировать собственную учебную деятельность;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы;
— умение выражать свои мысли,
— умение находить общее решение, учитывать разные мнения;
— взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
В группах по 4-5 человек заполните схему (прил. 1), по которой вы сможете рассказать о Г.В. Свиридове и его творчестве.
Расскажите о композиторе по схеме.
В чем заключается взаимосвязь музыки Г.В. Свиридова и литературы?
Литература, музыка всегда
Союз искусства и добра,
Союз великого, земного,
Такого близкого, родного
Довольны ли вы результатами своего труда на уроке? Почему?
Мы с вами решили все поставленные задачи?
Дайте оценку своей работы.
Рисунки оставляем на столах, я их оценю и выставлю оценки.
А за урок получают оценки следующие ребята:
Всем спасибо за урок, вы молодцы!
Объединяются в группы и заполняют предложенную учителем схему.
-Если бы поэты Б.Пастернак и И.Северянин не написали стихи, то мы бы не услышали музыку Г.Свиридова «Снег идет» и «Запевка», а если бы В.Астафьев не услышал музыку Г.Свиридова, то не родился бы рассказ «Слово о мастере».
-Если бы А.С. Пушкин не написал «Сказку о царе Салтане», то русский композитор Римский-Корсаков не написал бы оперу «Сказка о царе Салтане» (три чуда света).
Дети дают оценку своей работы на уроке.
Алексеева Л.Л Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение,2013. – 96с.
Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы. – М.:ВАКО, 2015. – 112с.
Источники сети Интернет
http://festival.1september.ru/articles/603229/ Использованы отдельные фрагменты урока учителя музыки Банниковой Натальи Владимировны.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»
Класс: 5
Раздел: Музыка и литература
Тема урока: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере»
Цель урока: Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения.
Задачи урока:
—знакомство с литературным творчеством В. Астафьева «Слово о мастере»;
—развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;
—воспитание чувства любви к Родине;
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Номер материала: ДБ-039197
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Материал к дистанционному уроку по музыке 3 класс. Тема :3.4.3. Люблю я грусть твоих просторов.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Загадаю вам музыкальную загадку.
Ребята, прослушайте музыкальный фрагмент.
Ответьте на вопрос: Знакома вам эта мелодия или нет?
Ответьте на вопрос: Где вы слышали эту мелодию?
Ваши мамы и папы должны быть хорошо знакомы с этой музыкой. «Время, вперед!» звучало в информационной программе «Время».
Ответьте на вопрос: Кто может назвать имя композитора, создавшего это произведение?
Георгий Васильевич Свиридов.
И тема нашего урока: « Люблю я грусть твоих просторов.»
Послушайте фрагмент «Запевка»
Ответьте на 1 вопрос: Это оркестровое произведение или хоровое? — хоровая миниатюра
Ответьте на 2 вопрос: Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для выражения огромного чувства любви к родному краю, которое захватывает и нас?
Послушайте «Тройку» из иллюстраций Георгия Васильевича Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель»:
Ответьте на 3 вопрос: Какой характер музыки этой музыкальной иллюстрации?
Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – все это делает произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки.
«Весна и осень», — это две крошечные миниатюры. Первая — нежный флейтовый напев. Затем флейту сменяет скрипка с тем же напевом.
После паузы начинается вторая миниатюра (это осень, пора отцветания и усталости), с тем же мотивом, но приглушенным.
А теперь поиграем в композитора :
Я вам предлагаю несколько строчек:
Снег идет, снег идет,
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани за оконный переплет…
Это строчки поэта Бориса Пастернака.
Ответьте на вопросы:
• В каком характере будет звучать ваша мелодия?
• В чём будет состоять особенность мелодии на многократно повторяющиеся слова «снег идёт»?
«Снег идёт. » — часть из «Маленькой кантаты» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака — лирическая зарисовка зимней природы.
Ответьте на 4 вопрос: В каком характере звучала музыка?
Равномерное, многократное повторение основной интонации на одном звуке у разных голосов придаёт прозрачность, таинственность звучанию. Слушая музыку, испытываешь на себе завораживающее, почти гипнотическое воздействие этой музыкальной картины — снег идёт.
Ответьте на 5 вопрос: Но только ли это пейзаж? Что ещё напоминает такая метрическая равномерность?
Подсказка: Может быть, за годом год
Следует, как снег идёт,
Или как слова в поэме?
Вопрос остаётся без ответа. Как магическое заклинание звучит неизменный рефрен «Снег идёт, снег идёт».
Проверьте свои ответы на вопросы:
Ответ на 1 вопрос: Хоровая миниатюра.
Ответ на 2 вопрос: Широта мелодии, поступенное движение, плавная линия.
Ответ на 3 вопрос: Музыка «Тройки» начинается мощно, громко, аккордами медных инструментов, сопровождается непрерывной дробью малого барабана. Но вот внезапно звучность стихает, остаются только непрерывная дробь барабана, возникает раздольная песня, чисто русская, с широким распевом. И теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихают: удаляется тройка, напев растворяется.
Ответ на 4 вопрос: Музыка Г. Свиридова звучит приглушенно,как бы вполголоса, почти шёпотом, в замедленном темпе спокойно падающего снега, «в том же темпе, с ленью той. ».
Ответ на 5 вопрос: Слышится ход маятника, отсчёт времени. Музыка воспроизводит не только падение или полёт снега — звуковая картина Г. Свиридова есть и изображение самого Времени.