Что написать вожатому на память
Пожелания вожатым в конце смены короткие
Дни без покоя, бессонные ночи,
Все обещают: напишем, вернемся.й
Смена прошла чередой многоточий.
Все уезжают, мы остаемся.
«Ты любишь детей?» для вожатого глупый вопрос.
С него начинается путь, порой жизненно-важный.
Туда, где детей мы всегда принимаем всерьёз,
И рядом стоим, и ведём за собою отважно.
И сердце, как в песне, конечно же будет большим,
И хватит его на ребят, и на радость и игры.
Останется память для нашей и детской души,
И эта профессия станет однажды любимой.
«Мы вместе, мы сила» летит нам навстречу девиз.
И сердце сжимается как-то бессовестно горько,
Когда проживаешь от «Я» до прощального «мы»,
Когда покидаешь ты тех, с кем вы прожили столько.
Бывает, встречаешь знакомые лица в метро,
Они лет в 11 были в отряде с тобою
Сейчас по 17. И даже не помнят о том,
Как ты был вожатым, тебя как считали героем.
Но встретишь конечно, конечно же встретишь ты тех,
Кто помнит тебя и ту смену, тех радостно-смелых!
И знает кто? может, знакомые лица детей
Увидишь однажды в напарниках, занятых делом?
Для нас вы мама с папой стали,
Для нас вы лучшие из лучших,
Мы знаем, ваши нервы не из стали,
Простите нас за все, мы будем лучше!
Мы знаем, жизнь вожатого трудна,
Тяжелые будни, бессонные ночи,
Вам наша поддержка безумно нужна,
Вы знайте, мы любим вас очень!
Незабываемая смена подошла к концу,
Клянемся, не забудем никогда!
Мы говорим «спасибо» матери, отцу,
Вы в нашем сердце навсегда.
Прозорова Марина
Пройтись по пустынным палатам
И в холле остаться одним
Так трудно прощаться вожатым,
Ведь целая жизнь позади.
Да, были конфликты, обиды.
Без них ведь и не обойтись.
Но все мы друг другу простили,
Ведь было б смешно не простить.
Слезами в глазах отразится
И вспыхнет в сознанье огнем
И первой же ночью приснится
Гагарино милый наш дом.
Мы знаем, что день тот настанет
И новая смена придет,
Нас Здравница снова поманит
И главное каждый поймет.
Что сколько б не длилась разлука,
А встреча всегда впереди.
Пусть тем, кто здесь встретил друга
Всегда будет солнце светить!
Наливкина Эльвира
Мы как Колумбы отрядные:
Мир Вам откроем за день.
Тайны вдруг станут понятные
И вмиг отступит вся лень.
Мы как волшебники важные:
Чудо за час создадим.
И ночи станут не страшные
Ну же! Давай почудим!
Задачи: развитие творческих способностей детей, актерского мастерства; воспитание уважительного отношения друг к другу.
Но давайте не будем грустить. Ведь у вас появилось много новых друзей, за смену вы многому научились. А впереди у вас весёлое, задорное, звонкое лето.
(Далее по аналогии самопредставляются отряд ы «Акварельки», «Разумейка», «Следопыты», «Юность».)
Замечательно! Все на месте! Пора начинать! И мы приглашаем на сцену 1-ый отряд – отряд «Солнышко».
В нашем лагере не скучно.
Всем занятия найдут.
Воспитательницы наши
Всех развеселят, займут.
Быстро смена пролетела,
И расстаться нам пора.
Но про лагерь долго-долго
Будет помнить детвора!
Но бывали мы капризны,
Любили бегать и кричать.
Ведь на то мы и дети,
Чтобы взрослым докучать.
Но и в этом случае
Для них мы будем лучшими.
Потому что мы одна
Очень дружная семья!
Наш отряд «Солнышко» населяют 34 человека. Из них абсолютное большинство – дети. Хотя последнее слово почему-то остается за взрослыми!
Мы встречаем на сцене наш 2-ой отряд – отряд «Акварельки». (Дети демонстрируют номер художественной самодеятельности, подготовленный совместно с вожатыми и воспитателями.)
Спасибо ребятам из отряда «Акварельки» за выступление. А мы продолжаем нашу программу. Предлагаю поиграть в игру «Аплодисменты». Правила игры: громко аплодируйте, отвечая на мои вопросы. Будьте внимательны!
Под громкие аплодисменты встречаем ребят 3-го отряда! – отряда «Разумейка».
(Дети демонстрируют номер художественной самодеятельности, подготовленный совместно с вожатыми и воспитателями.)
Спасибо ребятам из отряда «Разумейка» за выступление. Вы еще не устали? Давайте поиграем в игру “Эхо”. Кто знает, как отвечает эхо на вопрос, который ему задают?
(Дети демонстрируют номер художественной самодеятельности, подготовленный совместно с вожатыми и воспитателями.)
(Диалог воспитателя и начальника отряда детского оздоровительного лагеря выдуман, в реальной жизни не происходил. Все совпадения – случайны!)
Алло, алло, какие вести?
Всего лишь час у вас я не была!
Скажитем не, мой воспитатель,
Ну как идут у нас дела?
Всё хорошо, руководитель,
Дела идут и жизнь легка!
Ни одного, печального сюрприза
За исключеньем пустяка.
Всё хорошо, руководитель!
Всё хорошо, как никогда
К чему скорбеть от глупого сюрприза
Ведь это право ерунда.
О чём идет наш разговор?
Скажитем не, мой воспитатель,
Как это все произошло?
Всё хорошо, руководитель,
И хороши у нас дела,
Но Вам судьба, как видно из каприза
Ещё сюрприз преподнесла
Ведь Сеньку стенкой придавило.
А в остальном, руководитель,
Всё хорошо, всё хорошо!
Алло, алло, мой воспитатель,
Я просто в шоке от всего!
Я вне себя, признайтесь честно,
Как это всё произошло?
Все объясним сейчас, руководитель
И объяснения дадим:
Всему виной погодные сюрпризы
Не обошлось тут и без нас!
Другой отряд к нам прибежал
Вопить и прыгать помогал.
1. Если ты не бывал
В нашем лагере летом,
Если не изнывал
От ужасной жары,
Если дома сидел
И скучал за обедом,
Значит, ты не видал
Лучший лагерь Земли!
Припев:
Лето идет,
Лагерь живет,
Эти слова мы поем всегда!
Этот лагерь – самый лучший лагерь на Земле,
Он как будто предназначен в дар тебе и мне,
Нарисованная сказка, в ней: и я, и ты,
Разноцветные надежды, яркие мечты.
Этот лагерь на зарядку поутру спешит,
И в обед по блюдцам бодро ложками стучит.
Если хочешь быть счастливым, приходи, дружок!
И получишь на все лето радости глоток.
Этот лагерь не похожий ни на что вокруг,
Здесь для каждого вожатый – настоящий друг,
Помогает быть активным, верить в чудеса,
Засыпает, только если полночь на часах.
Я не знаю, где еще такое лето
Мне можно отыскать.
Я, пожалуй, навсегда запомню это,
И вернусь сюда опять. с тобою.
И все вместе посчитаем: (слова, выделенные жирным шрифтом дети произносят хором)
Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М.: ВАКО, 2004 – 192 с.
Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2007 г. – (Мозаика детского отдыха)
Титов С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере [Текст]/ С.В. Титов. – Волгоград: Учитель, 2004. – 132 с.
Праздник закрытия лагерной смены
– воспитывать коллективизм, умение слушать, видеть способности других детей, учить положительно реагировать на удачи других детей.
Ну как весело Вам ребята? Это мы так С Вами до вечера топать и хлопать будем, а давайте уже продолжать.
Сегодня мы С Вами прощаемся на время самых длинных каникул, но впереди у вас море и веселый отдых, но сегодня мы скучать тоже не намерены! Давайте поиграем в игру: “Это я, это я, это все мои друзья!”
7. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
9. Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы (Учителя.)
Наш всевидящий актив лагеря долго наблюдал за каждым участником смены и в каждом подметил то, за что можно наградить по заслугам.
И вот мы снова расстаемся
Но верить хочется всегда
Что мы, конечно, же вернемся
Что лагерь вновь откроет двери
Мы вновь услышим звонкий смех.
Мы благодарим всех, кто принимал участие в организации работы летнего оздоровительного лагеря «Улыбка».
Прощание лагерю в прозе
Слёзы осени плачут дождём
И далёко отсюда мой дом,
Не доехать в три дня, не дойти,
А ещё середина пути
Занесло в край далёкий ошибкой,
Там остались родные края,
Называл тебя ласково рыбкой,
Где же ты, дорогая моя!
Как живешь, дорогая, не знаю,
И зачем же писать в те края,
Здесь не жизнь, – атмосфера другая,
Лагеря всё кругом лагеря
Небо низкое, очень сурова
Здесь зима, – холоднее, чем там,
Мне тут дали другую обнову,
Жизнь несносна тут только, – а Вам?
Это будничное время,
Это жизни проза.
В ней реалий мёд и бремя,
Нерешённых дел заноза.
Проза разная бывает:
Есть о радости и счастье,
Есть что чувства воспевает,
В ней любовью мир прекрасен.
Проза есть мечты и сказок,
Всё уму возможно в ней.
Мир в ней полон ярких красок,
Верой в Космос и в людей.
Прозу жизни как напишем,
Так и будем её жить.
В ней что любим мы, чем.
Ты поцелуями мне руки не согреешь,
И нежных слов не будешь мне шептать.
Уеду скоро я, и ты уедешь.
Ну что мне на прощание сказать?
Последний поцелуй, он так печален,
И губ от губ твоих мне не отнять.
Так больно мне в минуту расставанья.
Ну что мне на прощание сказать?
Ведь никакими грустными словами
Свою утрату мне не описать.
Исчезнет всё, останется лишь память.
Ну что мне на прощание сказать?
Мы до конца друг друга не узнали.
Не сможем никогда уже узнать.
Ну почему.
Евангелие от Матфея
Глава 6
26. О пище
26. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
Писал поэт стихи и вся недОлга.
Ни денег никаких от них, ни толка.
Порадовать соседку. Маму с братцем.
Писал поэт стихи, куда деваться.
Прощальный огонек
Как правило, в тандеме с Огоньком знакомств в начале смены, традиционно в конце смены проводится “Звездопад” – прощальный огонек. На прощальном огоньке “Расскажи мне обо мне” каждый услышит о себе мнение своих товарищей. Тот, у кого находится “свободный микрофон”, называет юношу и девушку, от которых хотел бы услышать о себе.
ЦЕЛЬ: создать эмоциональный настрой на отъезд. Показать значимость каждого ребенка в жизни, сгладить эмоциональное состояние в отряде, связанное с отъездом детей из лагеря.
Таким образом, ребята вспоминают жизнь в лагере с помощью «вспоминалок».
«Добрые ладошки». Из листа бумаги А4 вырезается ладошка для каждого ребенка. Все члены отряда под красивую музыку, сидя в одной комнате, пишут друг другу адреса и пожелания. Можно так же сделать прощальный забор, где все ребята в любое время будут подходить, и оставлять свои пожелания, впечатления, рисунки и адреса.
«Церемония свечей». Эту церемонию можно проводить на малых группах, со всем отрядом и т. д. Все материалы (свечи, подсвечники, ленточки, картинки) готовятся заранее. Выберите N человек или N пар (по количеству свечей). Одна свеча, самая длинная, должна быть для ведущего церемонии (N+1 свеча). Каждому человеку (паре) раздайте листочки с их частью легенды или прощального рассказа и свечи. После того как они читают то, что у них написано на листочках, нужно зажечь их свечу от свечи ведущего. После того, как все свечи зажжены, нужно сделать круг, взяться за руки. На этом церемония заканчивается.
Приготовьте много ленточек одинаковой длины (примерно 25-30 см). Рассчитывайте так, чтобы на одного человека приходилось примерно 7 ленточек. В конце заключительного вечера раздайте ленточки всем присутствующим по 7 штук каждому. Скажите людям, что они могут подойти к любому человеку и в знак признательности повязать ему на руку одну ленточку, а также сказать теплые слова, поблагодарить, а может и обменяться адресами! Это довольно простой способ выражения своих чувств, но, поверьте, очень приятный.
Проследите за тем, чтобы у вас не осталось людей без ленточек,
Когда сезон в лагере заканчивается, мы возвращаемся с новыми друзьями, яркими эмоциями, мимолетными влюбленностями, а еще с красными, голубыми, оранжевыми ниточками на запястьях. Эти нити – больше, чем просто традиция лагеря. Это особый символ единения всего самого лучшего, светлого, доброго в нас.
Во время первой или последней отрядной свечи мы передаем друг другу клубок, делимся самым кристальным и сокровенным друг с другом, а нити в это время все слышат. Они впитывают ту мощнейшую энергетику, которая возникает между нами. Они наполняются магией момента. А потом мы их разрезаем, завязываем на запястье, увозим с собой в город. И пока ниточка с нами, тепло лагеря нас греет.
И вовсе не случайно вожатые всегда говорят своим кемперам, чтобы те не забыли загадать желание, когда завязывают ниточку. Как только она порвется, желание обязательно сбудется. Ведь в ней заключена особая сила, понятная каждому, кто хоть раз был в лагере. А ваше желание сбылось после сезона?
«Обнималки». Вожатые заранее готовят большие нити разных цветов (чем больше будет оттенков, тем лучше) на каждого ребёнка и вожатого. К каждой большой нити привязан пучок коротких нитей (отрезков) того же цвета. Длинная нить надевается на шею, а отрезки участники лагеря повязывают на длинные нити других, произнося при этом слова благодарности, пожелания, признания. В результате у каждого будет букет из разноцветных коротких нитей на шее.
Ребята повязывают друг другу, вожатым и воспитателям ниточки, желая при этом что-то хорошее. После этого два человека обнимаются.
Они же еще известны как «браталки». Ночью на закрытии лагерной смены, при свете огромного дружинного костра, каждый делится своими положительными эмоциями. Ты можешь подойти к любому из нескольких сотен ребят детского лагеря – пионеров и вожатых, сказать ему то что думаешь о нем, пожелать чего то хорошего, так сказать «побрататься» с ним. А за этим привязать к нему маленькою веревочку в символ вашего братания. Так же должен поступить и он с тобой.
«Дерево желаний». В последние дни каждый отряд приходит к дереву желаний, которое является символом обязательного исполнения желаний и оставляет на нём завязанную ленточку «на счастье».
«Значок» — В последний день лагеря на прощальном огоньке члены отряда решают, достоин тот или иной ребёнок иметь значок с изображением эмблемы лагеря, который является своеобразным символом.
«Письмо себе». В первый день программы каждый ребёнок пишет письмо самому себе, которое он получит в последний день смены. Таким образом, происходит внутренний диалог человека с самим собой, ответ на вопросы, естественно, возникают в разных формах.
«Свечи на воде». В последний день заезда во время прощального вечера на воду речки (пруда, фонтана) опустят свечи лучшие ребята смены, из каждой семейки по 5-7 детей. В тот момент, когда будет гореть последняя свеча, можно загадывать желания, и оно непременно сбудется.
«Подарки». Материалы: каждому участнику набор листков в количестве, на единицу меньшем общего количества участников; карандаш. Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем ведущий собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок. Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. Выводы, догадки, соображения, связанные с характером подаренного друг другу, участники делают сами.
«Письмо следующей смене». Письмо составляется всем отрядом. Форма письма и способы его составления могут быть совершенно различными. Писать можно на: Обычном листе А-4. Можно придать ему вид древнего свитка: намочить, высушить на солнце и загнуть углы. На листе ватмана. Можно придать форму листка, конфеты, конверта, рожицы и т.д. Коллаж, аппликации, фотографии, подручные материалы, сухоцветы– это далеко не все приемы и способы составления письма. Письмо можно положить в коробку, бутылку и пр., спрятать на территории лагеря и составить план территории с обозначением места «клада». А карту лучше всего подарить (торжественно вручить) вожатому, остающемуся на следующую смену.
«Круг из свечей». Правила игры: На песчаном пляже (или на расчищенной поляне) прокладываются две неглубокие прямые борозды в виде большого круга. Лучше, конечно, чтобы это был песок или такая почва, в которую легко воткнуть горящую свечку. Ребят собирают уже ночью, всем желающим раздаются свечи. В центре круга уже горит одна большая зажженная свеча, от которой потом и зажигаются первые свечки. Этому мероприятию предшествует общая беседа, настрой должен быть серьезным. Вожатый предлагает всем желающим зажечь свечу и сказать перед всеми или про себя что-то важное, дать обещание или поблагодарить, или просто помолчать. Постепенно, один за другим, дети зажигают свечи, ставят их в уже готовые бороздки, и получается большой горящий круг на земле. Зрелище очень впечатляющее!
Этот «огонек» можно провести по-разному. Одной из наиболее распространенных форм является вечер «Расскажи мне обо мне». У этой формы множество вариантов, но одна из главных задач этого разговора – способствовать формированию адекватной самооценки у всех ребят. Каждому важно знать, каков он в глазах товарища. Но услышать настоящее отношение очень непросто – трудно прямо в глаза сказать тому, с кем ты вместе живешь, трудишься, все то, что накопилось на душе. Как же провести этот разговор?
Каждый может сказать, что думает о каждом. Тот, о ком говорят, может попросить высказать; свое мнение о себе любых членов отряда. Вероятно, это будут сам уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить, что если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом ну» руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время «огонька» вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.
Хорошим дополнением к программе «огонька» будут игры
Черный и золотой стул.
Ведущий говорит: «В центре стоит стул, на который может сесть любой участник игры. Все остальные садятся плотно вокруг него. Сидящий на стуле диктует условие: если он говорит, что стул «золотой», то все будут говорить о сидящем на нем только хорошее; если «черный», то все столь же искренне, от души будут говорить о его слабых сторонах и недостатках. Кто и на какой стул хочет попасть?» Выбранный член группы садится на стул. После того, как все высказались, сидящий на стуле говорит о своих впечатлениях по этому поводу. Замечание. Упражнение можно разнообразить. Например, стул может быть «цветным», и тогда можно характеризовать сидящего на нем разносторонне. Это не должна быть механическая сумма достоинств и недостатков человека, нужно стараться говорить, избегая оценок «хорошо» и «плохо».
Один из участников (водящий) выходит из комнаты. Перед выходом он встанет перед остальными, а все (про себя) постараются сформулировать впечатление о нем: какой он, каковы главные черты его характера? Когда водящий выходит за дверь, ему дают оценку-определение. Здесь могут быть такие варианты: 1) каждый человек говорит о водящем, какой он, это запоминается или записывается. Когда водящий возвращается, он должен угадать, кто что про него сказал. («Один человек сказал про тебя, что ты шумный. Кто это?») Ответ дается после всех вопросов; 2) оставшиеся дают оценку ушедшему сообща (не менее трех определений). Когда он вернется, ему нужно угадать, как охарактеризовала его группа. Он угадывает до тех пор, пока не назовет хотя бы 3-4 качества, сформулированных группой. Лучше больше, но на одного человека отводится не более двух минут.
У каждого участника имеется чистый лист бумаги, он делится на три колонки: «что мне нравится в этом человеке», «что не нравится», «что я ему хочу пожелать», подписывается фамилия владельца. После этого каждый участник передает свой подписанный листок соседу слева (по часовой стрелке), тот заполняет колонки и передает следующему и т.д.
Безусловно, тема и форма прощального «огонька» будут зависеть от индивидуальности вожатого. Это может быть разговор о встречах и расставаниях, о верных друзьях, о человеческом взаимопонимании, о добре и т.д. Хорошим дополнением на «огоньке» будут лиричные прощальные песни, легенды, воспоминания о смене, курьезных случаях.
А еще можно провести серию прощальных игр:
«За эту смену. » — Все стоят в кругу. У вожатого мячик. Он кидает его любому из отряда со словами: «Лови, (имя)». За эту смену мне больше всего понравилось. «и показывает это «нечто» мимикой и жестами. Тот, у кого мячи, отгадывает и кидает следующему.
«Волшебная корзинка» — Все сидят в кругу. Вожатый поворачивается к соседу справа и говорит: «Я дарю тебе на прощание. » и говорит, что «дарит». Это может быть как реальная вещь (лимузин, букет алых роз), так и виртуальная (Солнце, улыбку, дружбу и т.д)Так дарят все все ребята по кругу.
«Коридор» — Отряд делится на 2 части и становится друг на против друга, образуя таким образом коридор. Одному участнику завязывают глаза, и он начинает идти по коридору, подходя по очереди к каждому кто стоит в этом коридоре. А тот тем временем нашептывает этому человеку свои желания и пожелания. Пройдя полностью этот коридор, участник становится в конец, и глаза завязывают следующему, который повторяет всю эту процедуру. Это очень эмоциональное мероприятие, с морем слез и объятий.
«Спасибо» Красивая музыка (лирика), дети стоят по кругу, вожатый в центре со свечкой. Подойти к любому человеку, передать свечку и обратиться с фразой «спасибо тебе за то, что. «, а потом встать на его место в круг, а он пойдет искать следующего.
«Роза и камень» Два символических предмета передать любому, кто сидит в кругу. Вместе с «розой» назвать то, что в этом человеке нравится или за что ты ему благодарен в этой смене, а вместе с «камнем» озвучить его отрицательное качество.
«Кораблик» Ребятам предлагается написать на листах бумаги свои мысли о друзьях, о лагере, о себе. Затем из этих листов сделать кораблики и оправить «флотилию» в путь по волнам моря в далекий путь, в страну детства.
«Обнималки» Ведущий заранее готовит на каждого участника веревочку с кисточкой из шерстяных ниток и надевает их каждому члену отряда. Затем ребята подходят друг к другу, говорят добрые, теплые слова на прощание и пожелание, при этом выдергивают ниточку из своей кисточки и повязывают ее на нить своего партнера, обнимаются и расходятся.
«Монетки» Все ребята выходят На берег реки или моря, и, загадывая желания, одновременно бросают монетки в воду.
«Пожелания» — У каждого есть лист бумаги, подписанный снизу. По сигналу вожатого лист передается соседу справа. Тот читает, чей это листок и пишет свое мнение об этом человеке и пожелание ему. Далее он заворачивает написанное и передает след. соседу. Так продолжается до тех пор, пока листки не вернуться к хозяевам.
Кстати, иногда вожатые снимают свои вожатские галстуки и на последнем огоньке и одевают их самым достойным, а сами становимся на это время «детьми». Но это если отряд дисциплинированный.
Письмо вожатому от родителя
Письмо вожатому от родителя
Как странно, мы с вами никогда не встречались, а уже через несколько дней вы станете одним из самых важных людей в моей жизни.
Предполагаю, что вам, наверное, уже говорили: «Имейте в виду, родители доверили вам своих детей, они очень переживают, чтобы с ними было все в порядке…» и т. д., и т. п. И тем не менее, я надеюсь, вам это не покажется странным, что я попрошу еще несколько минут вашего внимания, чтобы прочитать нечто важное, чем бы я хотел поделиться. Конечно, я заполню все официальные формы, где указывается, что ребенок имеет аллергию на какой-нибудь редкий вид обойного клея, и что он обожает волейбол (только просьба не пускать его на улицу в случае плохой погоды). Сейчас я не такие детали имею в виду. Я прошу несколько минут вашего внимания для того, чтобы сказать те вещи, которые не подходят ни под один пункт анкеты.
Несколько последних дней я думала о нянях. У моего ребенка были няни, пока он рос, и каждый раз, прежде чем нанять кого-то, я проводила с ними беседу. У меня была возможность встретиться с ними, задать вопросы, понаблюдать за стилем общения с ребенком и за его реакцией. Я могла непосредственно общаться с человеком, работающим с моим ребенком. Затем я задумалась о школе. В школе тоже можно всегда встретиться с учителем, особенно в начальной школе.
Но когда родители отправляют ребенка в лагерь, странно то, что они никогда не встречаются с людьми, которые фактически заменяют их на это время. Если я правильно понимаю, в некоторых лагерях имя вожатого становится известным только, когда начинается смена. Хочу сказать, что эта неизвестность пугает.
Пожалуйста, не обижайтесь. Я доверяю директору, который нанимает вас на работу, и я бы никогда не отправила своего ребенка в лагерь, если бы было по-другому. Если директор доверяет вам, я тоже доверяю, но я знаю, что директор не будет лично заниматься моим ребенком. Это будете делать вы. И я просто хочу сказать, вы себе не представляете, насколько это трудный шаг, основанный на вере, что все будет хорошо, доверить вам своего ребенка. Пожалуйста, заботьтесь о моем ребенке.
Мы собрали все необходимые вещи для лагеря, как указано в памятке. Но все равно есть сомнения, что-то забыли положить и вдруг это «что-то» будет у всех, кроме моего ребенка.
Помню я и мой младший брат поехали в лагерь. Мы приехали неделю спустя после заезда. Тогда мы не предполагали, что приедем в лагерь, в котором все друг друга уже знали. На нас были фирменные футболки лагеря, чем мы гордились. Оказалось, что такие футболки носят только новички. Был вечер. Все смотрели фильм в столовой. Мы были благодарны ребятам, что они не разглядывали нас, просто продолжали смотреть фильм. Я никогда не чувствовала себя так одиноко.
Потом вспоминаю лицо одного вожатого, который подошел к нам, улыбаясь. Мы поговорили, он задал много вопросов о том, что нам нравится. Он очень внимательно слушал, не перебивая, не поправляя нас. Я все думала, когда же он нас перебьет, или остановит, но нет, ничего такого не произошло. Меня слушали несколько минут! Это был мой личный рекорд. Дома со мной такого не случалось. Мне было приятно. Мне это очень понравилось. Потом пришла посылка с обычными футболками, которую прислали родители. Ситуация налаживалась.
Хочу сказать еще кое-что. Я не ожидаю от вас «идеальности». Это уж точно. Я старалась как можно лучше воспитывать своего ребенка и знаю, что допускала ошибки. Продолжала учиться, старалась и как только, как мне показалось, научилась, ребенок подрос, изменился, и я опять оказалась в начале пути: в поисках новых решений. Но одно я поняла точно: если не знаешь – спроси. Читай, изучай. Наблюдай, как это делают другие. Проси совета или помощи. У меня много друзей, с которыми я разговариваю на тему воспитания детей, интересуюсь, советуюсь. Было бы неприятно подумать, что вы решите действовать самостоятельно, когда я родитель, всегда сомневаюсь, правильно ли я поступаю и не наврежу ли я ребенку.
Хочу сказать, что мой ребенок тоже не идеален. Я надеюсь, вы его простите за это, точно так же как хотели бы сами быть прощены за ошибки. Еще я надеюсь, когда он сделает что-то не так, вы поможете ему понять, как сделать лучше в следующий раз. Другими словами, прошу, обращайтесь с моим ребенком так, как хотели бы, чтобы обращались с вами, если что-то произошло.
Я понимаю, что у вас в отряде много детей, всем нужно внимание, все важны. Просто надеюсь, что вы найдете в моем ребенке что-то особенное. Не говорю, что непременно лучшее, а именно своеобразное отличающее его от других.
Понимаете, я очень люблю своего ребенка и говорю ему об этом все время. Проблема в том, что он уже понимает что это «дело родителей» хвалить, говорить хорошие слова. Время от времени моему ребенку необходимо осознать то, что я о нем говорю на самом деле так или это просто моя похвала.
Разве не было бы это чудом, мой ребенок приехал в лагерь встретил абсолютно незнакомого человека, и этот человек раскрыл в моем ребенке ценные качества, о которых я, может быть, и не подозревала? Понимаете, если вам это удастся, мой ребенок подумает: «Меня оценили за эти качества. Так значит, я могу…»
Возвращаюсь собственно к тому, с чего начала свое письмо, к разговору о незнакомом человеке. Интересно, но это факт, что незнакомый человек может иметь власть над моим ребенком даже более сильную, чем ту что имеет родитель.
И еще одна вещь. Так случается что, изложив мысли на бумаге, они становятся понятнее. Когда я начала писать письмо я не знала об этом, сейчас знаю.
Вдруг подумала, если вы будете относиться к моему ребенку с любовью, терпением и грамотно, тогда вы больше не незнакомец для меня. Вы вдруг становитесь самым важным в мире другом для меня.
Спасибо, друг. Желаю вам хорошо провести лето!