Что написать в учебнике на память

Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку

Как правильно сжимать текст, что такое микротема и зачем знать, визуал вы или аудиал

Что написать в учебнике на память. Смотреть фото Что написать в учебнике на память. Смотреть картинку Что написать в учебнике на память. Картинка про Что написать в учебнике на память. Фото Что написать в учебнике на память

Что написать в учебнике на память. Смотреть фото Что написать в учебнике на память. Смотреть картинку Что написать в учебнике на память. Картинка про Что написать в учебнике на память. Фото Что написать в учебнике на память

В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями дают ещё 3–4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.

Что написать в учебнике на память. Смотреть фото Что написать в учебнике на память. Смотреть картинку Что написать в учебнике на память. Картинка про Что написать в учебнике на память. Фото Что написать в учебнике на память

Типы восприятия

Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.

От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.

Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.

Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.

Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Этапы работы над изложением

1. Первое прочтение.

Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.

Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.

2. Перерыв между чтениями.

Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.

Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.

3. Второе прочтение.

Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.

Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.

4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.

Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.

5. Сжатие текста: сократите написанное.

В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.

6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.

В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.

7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.

Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.

8. Переписывание чистовика на бланк.

На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отстранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.

Критерии оценивания

За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.

🧠 Микротемы

Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.

Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.

Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему.1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы.0

Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ

🗜 Сжатие текста

Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:

1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.

«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». → «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.

«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». → «Все жители вышли на охрану родного города».

3. Обобщение нескольких предложений в одно.

«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». → «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

Что нужно сохранить при сжатии текста:

Что можно исключить при сжатии текста:

Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.

Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.3
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста.2
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста.1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.0

Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ

➗ Разделение абзацев

В каждом абзаце должна быть законченная мысль.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста.2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста.0

Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ

Как готовиться

На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.

Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:

1. Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться.

2. Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни.

3. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Путь добра — единственно верный жизненный путь человека.

1. Вопрос — ответы, добрый, душевная красота.

2. Забота, воспитываться в детстве, ценность жизни, поступки во имя добра.

3. Путь добра. В мире, где много зла. Полезен человеку и обществу

Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:

Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Как быстро выучить текст наизусть

Навык, который пригодится в учёбе и в подготовке к экзаменам

Что написать в учебнике на память. Смотреть фото Что написать в учебнике на память. Смотреть картинку Что написать в учебнике на память. Картинка про Что написать в учебнике на память. Фото Что написать в учебнике на память

Что написать в учебнике на память. Смотреть фото Что написать в учебнике на память. Смотреть картинку Что написать в учебнике на память. Картинка про Что написать в учебнике на память. Фото Что написать в учебнике на память

Скоро экзамен по литературе, а с поэзией, пересказами и цитатами — завал? Как быстро и легко выучить текст наизусть, чтобы без проблем использовать в сочинениях и аргументациях дословное цитирование? Есть несколько действенных техник, с которыми будет намного проще!

Что написать в учебнике на память. Смотреть фото Что написать в учебнике на память. Смотреть картинку Что написать в учебнике на память. Картинка про Что написать в учебнике на память. Фото Что написать в учебнике на память

Методы запоминания текста

Выбрать наиболее эффективный лично для вас метод запоминания информации — первый шаг к успеху. На этом этапе нужно знать базовую классификацию приёмов: механические, рациональные и ассоциативные (или мнемонические). Самый выигрышный для вас вариант зависит от вашего типа восприятия информации.

Вы визуал и хорошо запоминаете образы? Попробуйте выстраивать ассоциации. Вам удобнее и проще воспринимать тексты вслух? Тогда используйте аудиозаписи во время учёбы. Для тех, кому важна тактильность, подойдёт механический метод — переписывание, а тем, кто любит схемы, блоки, таблички и упорядоченную информацию, лучше обратить внимание на рациональный метод составления плана.

Что написать в учебнике на память. Смотреть фото Что написать в учебнике на память. Смотреть картинку Что написать в учебнике на память. Картинка про Что написать в учебнике на память. Фото Что написать в учебнике на память

Топ-5 способов быстро выучить текст

✍️ Переписывание

Метод запоминания, задействующий зрительную и моторную память. Используйте его, если вы проще и быстрее усваиваете информацию через визуальный канал восприятия.

🗓️ Составление плана

Этот метод удобен, когда текст нужно не воспроизвести дословно, а пересказать без потери смысла, сохраняя структуру и логические связки внутри него. Так вы не просто запомните текст, но научитесь быстро понимать смысл написанного, выделять главные мысли.

💿 Использование аудиозаписи

В этой технике запоминания совмещаются два метода — прослушивание и чтение текста. Её удобно использовать, если вы лучше запоминаете информацию на слух. Техника эффективна для заучивания наизусть текстов на иностранном языке. Она не только помогает запомнить информацию, но способствует улучшению произношения и развивает навык понимания иностранных слов на слух.

✏️ Метод пиктограмм

Эта техника задействует ассоциативную и зрительную память. Подойдёт людям с хорошим воображением и развитым визуальным каналом восприятия.

Похожий метод — интеллектуальная карта с использованием рисунков или изображений. Разница в том, что при создании интеллект-карты рисунки располагаются не один за другим, как предложения в тексте, а группируются вокруг центрального изображения, отражающего главную мысль текста.

Шуточный способ запоминания — с помощью эмодзи. Попробуйте пересказать написанное с помощью набора эмодзи в смартфоне, а потом воспроизведите текст, глядя на получившийся «рассказ в картинках».

📝 Комплексный метод

Основан на сочетании разных техник. Метод активизирует разные виды памяти: зрительную, слуховую и моторную. Используйте его, если вам не подошли предыдущие техники или нравится творческий подход и чередование разных приёмов.

Что написать в учебнике на память. Смотреть фото Что написать в учебнике на память. Смотреть картинку Что написать в учебнике на память. Картинка про Что написать в учебнике на память. Фото Что написать в учебнике на память

Что запомнить

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Как написать мемуары о своей жизни

— Интересные мемуары словесно насыщены: в них присутствуют метафоры, сравнения, описания, диалоги и эмоции. Эти фигуры помогут оживить ваши воспоминания.

— Будьте добры по отношению к себе. Создание мемуаров – очень сокровенное, наполненное страданиями путешествие во времени.

— Мемуары отличаются от автобиографии тем, что в центре их внимания находятся определенные события жизни человека. Мемуары по жанру больше похожи на роман. Как правило, язык мемуаров более насыщен. Они включают только уместную информацию – не нужно делиться историей всей своей жизни.

— Мемуары должны состоять из вступления, середины и концовки. Также должны присутствовать проблема, конфликт и его решение.

Хотите узнать, как написать мемуары о своей жизни? Как вспомнить события своей жизни? Как грамотно изложить все это в правильной последовательности? Как писать воспоминания и не выглядеть при этом по-дурацки?

«Восстановить себя через воспоминания, значит воскреснуть, объединив себя настоящего с собой прошлым».

Если вы уже решились записать свои собственные мемуары, но не знаете, с чего начать, то эта статья – как раз для вас. Ну, а если вы всё ещё не знаете, зачем писать мемуары, то читайте следующее:

«Не читайте историю — читайте биографии, потому что это — жизнь без теории».
Бенджамин Дизраэли.

Рано или поздно у многих из нас возникает мысль написать что-то вроде воспоминаний из собственной жизни. Словом «мемуары» это называть как-то не хочется. Звучит слишком уж по-стариковски.

Сразу представляется мало радующий образ укутанного в плед дряхлого пенсионера, сидящего в кресле-качалке, а рядом на столе — толстенный такой фолиант в кожаном переплете с золотым тиснением «Моя Жизнь».

Однако в действительности мемуары пишут необязательно люди преклонного возраста, но вполне ещё молодые.

И это правильно. Простая логика подсказывает, что если вы хотите оставить свой след на этой земле в виде записанной истории собственной жизни, то начинать следует как раз в молодости, пока ваша память вас не подводит.
Согласитесь, что вспомнить что-то из своего прошлого гораздо проще, если вы к нему ближе.

Но почему, собственно, у людей вообще возникает такая идея?
В своей книге «Как писать хорошо» Уильям Зинсер писал по этому поводу следующее:
«Мои слушатели — зрелые люди обоих полов, которые хотят писать мемуары, ради того, чтобы разобраться, кто они такие и с каким наследием пришли в этот мир. Из года в год они глубоко трогают меня своими житейскими историями и заражают страстным желанием оставить память о том, что они совершили, передумали и перечувствовали. Кажется, что за мемуары нынче засела чуть ли не половина американцев…»

Память — это ключевое слово. Мы хотим помнить то, что с нами когда-то происходило в прошлом, чего мы достигли или хотели достичь, что сделали и чего не сделали, в кого влюблялись, с кем дружили, с кем, наоборот, сражались.

Мы все прекрасно понимаем, что со временем память наша потихоньку стирается, становится менее яркой и насыщенной деталями. События прошлого уходят на задний план, становятся менее различимыми, покрываются более поздними наслоениями, обрастают новыми интерпретациями, а потому зачастую выглядят совсем не так, как в тот самый момент, когда они происходили.

Записывая историю своей жизни, мы словно подтверждаем, что она действительно существовала. Что это не какие-то эфемерные обрывки воспоминаний, пролетающих в вашей голове изредка в минуты осенней тоски, но вполне реальное доказательство того, что это было на самом деле.

«Я здесь пишу рукой солдата,
Чтоб через много-много лет,
От жизни скучной и печальной
Какой-нибудь остался след».
(Из армейского фольклора)

Также мемуары — это память в том смысле, что мы оставляем по себе нечто вещественное, что другие люди смогут когда-нибудь потом прочитать. Не то, чтобы мы все были настолько тщеславными, но всё же. Хочется думать, что от нас останется что-то конкретное. Это вроде как частичка бессмертия что ли. Как-то так.

Но мемуары — это записи, не только событий, но и наших эмоций, которых в прошлом было пережито немало. В настоящем мы мало чего помним об этом. В повседневной обыденности нам кажется, что ровным счетом ничего не происходит, и не происходило.
Но если хорошенько повспоминать, то всплывет столько интересного и даже давно позабытого, что может снова всколыхнуть волны тех давних эмоций. Записывая их, мы не просто фиксируем это на бумаге или на жёстком диске компьютера, но проделываем своеобразную психологическую практику освобождения от эмоциональных зарядов, что сидят в наших телах.

Так что, если вы всё ещё раздумываете, нужно ли вам составление собственных мемуаров, то надеюсь, этот короткий пост вас убедил. Если же нет, то вам это действительно не нужно.

С чего же начать записи мемуаров

Во-первых, следует понимать, что мемуары — это не автобиография, в которой повествование начинается от самого рождения и последовательно проходит через весь «календарь жизни». В мемуарах эта последовательность – не аксиома, хотя некоторая упорядоченность нужна. Вы можете просто взять какой-то значимый кусок вашей жизни и построить на нём свои мемуары.

Многие обращаются к своему детству, как наиболее загадочной и интересной теме для мемуаров. Сложность в том, что мало кто помнит о собственном детстве настолько подробно, чтобы можно было написать об этом, хотя бы пару страниц текста. Но это только так кажется.
На самом деле вы просто давно не вспоминали детство. Стоит начать, как вас может захватить настолько мощная волна воспоминаний, что хватит не на одну тетрадку. Здесь вам помогут семейные альбомы с фотографиями, старые письма, дневники, музыкальные и видеозаписи и, конечно же, рассказы ваших родственников.
А еще Интернет! Да-да. Вы можете отыскать здесь массу полезных напоминаний о прошлом. Сейчас на многих форумах и в соцсетях есть разделы и группы, где посетители выкладывают массу картинок и ностальгических воспоминаний из советского прошлого. Здесь и детские игрушки того времени, и промышленные товары, и продукты питания, да много чего такого.
Просматривая эти материалы, вы можете неожиданно вспомнить, что вот именно такая игрушка была и в вашем детстве, а вид кефирных бутылок с крышечкой из фольги или жевательная резинка «Ну, погоди!» за 15 копеек могут натолкнуть вас на давно позабытые воспоминания, которые вы просто так и не вспомнили бы никогда.

Во-вторых, весьма полезно для примера почитать уже опубликованные мемуары. Найдите «Память, говори» Владимира Набокова, или «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, или «Мои ранние годы» Уинстона Черчилля. Вас не должно смущать, что они были великими писателями, а у вас по сочинению в школе стояли одни трояки или и того хуже. Вовсе не обязательно становиться одним из великих. Но поучиться у них есть чему. Да хотя бы просто вдохновиться.

В-третьих, вам стоит найти какой-то ключевой, очень значимый момент в вашем прошлом, с которого можно отправиться в путешествие по волнам памяти. Начните вспоминать его во всех возможных подробностях и записывать в черновик.
Возможно, при этом вы начнете вспоминать и более ранние события, тоже весьма значимые для вас. Их тоже записывайте. Это очень хорошее подспорье, которое может послужить вам своеобразным планом для написания последующего развернутого текста.

У тех, кто сам никогда не вел дневник, обычно довольно стереотипное представление об этом предмете: эдакий цветастый блокнотик с рюшечками, куда девчушка пубертатного возраста записывает всякую девчачью муть, щедро сдабривая различными наклейками, рисуночками, сушеными цветками и бабочками.
Смею вас уверить, что это далеко не так. Дневники вели весьма солидные и известные люди. Например, Леонардо да Винчи, Эйнштейн, Лев Толстой, Наполеон и др.
Понятно, что они туда записывали не всякую банальщину, типа: что я ел сегодня на завтрак, или какая тупая корова эта… и не постили потом этот бред в фейсбук или инстаграм. Они вели дневники, в первую очередь, для выявления своих сильных и слабых сторон, то есть для саморазвития и самосовершенствования.

Фрирайтинг или дневник?

Сейчас стало модно увлекаться фрирайтингом. Это так называемое свободное письмо. То, что само по себе выплескивается из головы на бумагу. Свободный поток мыслей. Причём вовсе не обязательно связных или вообще внятных. Откровенная тарабарщина в духе «Алисы в стране чудес» тоже подойдет.
Типичный вариант — утренние страницы, предложенные в качестве психологического упражнения автором бестселлера «Путь художника» Джулией Кэмерон. Вот что она пишет:
«Что же такое утренние страницы? В самом общем виде их можно определить как поток сознания, уместившийся на трех листках рукописного текста: «Эх, вот и снова утро… Писать совершенно не о чём. Хорошо бы постирать занавески. А вчера я вытащила одежду из машинки? Ля-ля-ля…» Более приземлённо их можно назвать «канализацией для мозгов», ведь именно в этом и состоит их прямое назначение…»

Дневник — нечто более основательное. Главная его особенность — осознанное, вдумчивое написание текста.

Фрирайтинг — это больше медитативная практика, разгрузка для мозга и высвобождение эмоциональных зарядов. Что само по себе не только полезно, но и стимулирует творчество, ибо снимает некоторые психологические блоки. Но и только.
В дневнике же можно делать гораздо больше полезных вещей, включая и эти, разумеется.

Утренние страницы вовсе не должны быть умными, хотя иногда это случается. Но, скорее всего, этого не произойдёт, о чём никто никогда не узнает – кроме вас. Никому другому не позволено их читать, да и вам тоже не стоит, по крайней мере, первые два месяца…»

Как видим, различия весьма существенные. Тем не менее, я очень рекомендую к прочтению книги Джулии Кэмерон. А если вас сильно интересует тема писательства, то её книга «Право писать» — это просто мастхэв!

Какая польза от ведения дневника?

1. Самоанализ. Ведение дневника помогает разобраться в себе самом, в своих мыслях, представлениях, устремлениях, предпочтениях, желаниях/нежеланиях, и т.д.

Даже указанных определений уже много. А представляете, сколько всего этого «добра» крутится в вашей голове ежедневно!
Говорят, в среднем нас за день посещает около 60000 мыслей. Дневник позволяет не только упорядочить их, но и по прошествии времени показать нам в динамике, кто мы такие есть, и куда вообще движемся.

2. Развитие памяти. Даже простое припоминание событий прошедшего дня уже помогает нам отодвинуть намечающуюся в будущем деменцию, а то и вовсе её избежать.

Можете вы прямо сейчас с легкостью вспомнить, что было вчера? А три дня назад? А неделю? Уверен, большинство с трудом вспомнят сегодняшнее утро, не говоря уже о вчерашнем.

Ведение дневника позволяет натренировать заново вашу память и даже начать вспоминать то, о чём вы давным-давно уже забыли.

3. Нахождение новых идей. Когда вы ведете дневник, то автоматически входите в некое трансовое медитативное состояние, в котором возможно всё. Именно здесь открываются творческие способности, и генерируются на лету новые идеи.
Это могут быть как вспышки озарения, так и результат логических рассуждений, когда вы последовательно выписываете свои мысли и начинаете видеть картину более ясно и осознанно.
Я всегда сразу записываю такие идеи в отдельный файл, ибо, если этого не сделать, то идеи так же быстро улетучиваются из памяти.

4. Постановка целей. В самом общем виде это, прежде всего, планы на день текущий. Я всегда пишу с утра, что я намерен делать сегодня. Записываю без особых подробностей, просто намётками. Но в дневник, разумеется, можно записывать и глобальные, далеко идущие планы и цели. Тут нет никаких ограничений.

5. Прояснение эмоций. Это очень полезная практика. Порой мы сами не можем разобраться толком, что чувствуем по отношению к событиям, людям, отношениям и пр. В голове крутятся тысячи обрывков мыслей и чувств, как заевшая пластинка.
В дневнике вы всё это выписываете, и оно как-то само начинает упорядочиваться в некую внятную картину, которая позволяет затем увидеть ситуацию в целом, как бы со стороны. И тогда уже решить, как со всем этим жить далее.

6. Получение вдохновения. Когда вы записываете все ваши победы, достижения и просто радостные события, то вы их копите. «Копилка» эта в будущем станет вашей постоянной подпиткой в плане вдохновения, да и вообще по жизни. Особенно в часы хандры или упадка сил. Перечитывание своих достижений и позитивных событий постоянно будет возвращать нас в хорошее настроение и стимулировать новые победы.

7. Тренировка навыка размышлений. Сегодня мало, кто умеет последовательно размышлять. Это — неизбежное следствие современного клипового мышления и переизбытка информации. Мысли скачут, как блохи, попробуй, удержи! Мы разучились долго думать о чем-то одном, предпочитая прыгать по верхам, и не углубляться в тему. Прилетает какая-то мысль, и мы уже довольны этим, не вдаваясь в подробности. На этом, кстати, и построена вся рекламная индустрия.
Человек перестал думать. Ему показали «конфетку», он тут же её и заглотил. Заметили, как часто теперь вы забываете буквально через минуту, о чём думали ранее? А интересные идеи, если их не записать, тут же улетучиваются бесследно, что даже и не вспомнишь при всем желании.

Раньше такого не было. Вот это оно и есть — клиповое мышление, а вовсе не ранний склероз. Клиповым мышлением сейчас заражена большая часть людей, живущая в крупных городах.

Ведение дневника позволяет научиться развивать свои идеи и мысли, заново включает в вас навык вдумчивого размышления, построения логических цепочек и выводов.
Интересные идеи, если их не записать, тут же улетучиваются бесследно, даже и не вспомнишь о них при всём желании.

8. Сохранение воспоминаний. Часто люди не особо ценят свои воспоминания. Ну было что-то и было. Что-то и так помнится слишком хорошо, а что не надо, так само забылось.

На самом деле воспоминания — штука очень полезная.
Во-первых, это ключи к нашим внутренним «тараканам». Мы ведь ничего не забываем, если честно. Всё увиденное, услышанное и прочувствованное когда-либо хранит наше подсознание. Порой именно воспоминания помогают проявить то, что было скрыто много лет назад и, тем самым, решить какие-то текущие проблемы.
Во-вторых, наша память имеет характерную особенность — забывать плохое и помнить в основном хорошее. Именно поэтому так тянет порой вернуться в школу, институт, армию.
Мы знаем, в общем-то, что там были порой не самые радужные события: нас кто-то обижал или оскорблял, мы чего-то боялись, опасались, нервничали и даже, возможно, с кем-то дрались. Но мы предпочитаем не помнить об этом, а вспоминаем лишь приятные вещи.
Но это как раз часто и затуманивает наш разум и не позволяет трезво оценивать уроки прошлого. И из-за этого, возможно, мы продолжаем поступать опрометчиво или неразумно.
Поэтому записи в дневнике позволяют увидеть картину в целом и, главное, вспомнить то, что мы тогда чувствовали и о чём думали.
В-третьих, это память. О нас. Да, дневник — сугубо личная вещь, не для посторонних глаз. Но согласитесь, те, кто уже имел практику ведения дневников: вы же все равно думали о том, что когда-нибудь, когда вас, скорее всего, уже не станет, ваши потомки или друзья таки прочитают ваш дневник…
Возможно даже, что в такие моменты вы сразу начинали думать о том, чего стоит писать, а что лучше все-таки утаить, особенно если это что-то заставляет вас стыдиться или выставляет в невыгодном свете.
А может, наоборот, вы втайне думали о том, что будущие читатели оценят вас по-новому, поймут, наконец, что вы были, как минимум, гением и провидцем, только нераскрытым и непонятым другими людьми. Пусть потом жалеют, что не ценили вас. В психологическом плане это своеобразное бессмертие, если хотите.
«Некоторые мгновения в жизни чудесны, некоторые ещё чудеснее, а некоторые достойны того, чтобы писать о них»
Чарльз Буковски

В ведении дневника есть ещё один очень полезный фактор, непосредственно связанный с такой популярной нынче концепцией, как «Здесь и Сейчас». Дело в том, что, даже описывая в дневнике события прошлого и свои мысли о будущем, вы делаете это в настоящем времени и анализируете их именно в настоящем.
Таким образом, вы выключаете шарманку в голове, прокручивающую все эти мысли бесконечно, и начинаете рассуждать. Это разительно отличается от привычной мысленной жвачки, когда мысли просто крутятся, не имея выхода.

Начало есть, что дальше?

Предположим, вы нашли подходящий ключевой момент вашей жизни и начали записывать воспоминания о нём, пусть даже пока довольно сумбурно. Как сделать так, чтобы потом все это было более или менее похоже на книгу, а не на сборник бессвязных отрывков, которые никому, кроме вас, читать будет не интересно?

В любой художественной литературе обязательно есть сюжет. Именно сюжет затягивает читателя и возбуждает у него интерес к дальнейшему чтению. Нет сюжета — нет интереса.
В случае мемуаров все точно так же. Вам нужно увязать все ваши воспоминания в некий связанный сюжет. Сложность в том, что в самом начале составления записей сюжет этот далеко не всегда виден даже вам. Вы просто записываете свои воспоминания, не зная наперёд, что еще всплывет в вашей памяти.
Поэтому выстраивать сюжетную линию в мемуарах имеет смысл примерно с середины повествования или даже в самом конце, когда вы сами придёте к определенным выводам и результатам. Возможно, вам даже захочется все заново переписать, перетасовав воспоминания и расположив их совершенно в ином порядке.

Разумеется, в вашем повествовании должны быть какие-то яркие, якорные события, конфликты, которые вам либо удалось разрешить, либо они оставили заметный отпечаток в вашей жизни. Это подогревает интерес читателя. Если все будет записано ровно, без каких-либо всплесков эмоциональных волн, то читать это будет невыносимо скучно даже вам.
Поэтому не жалейте эмоций и не стесняйтесь их выписывать во всех красках. В конце концов, вы же пишете книгу своей жизни. Так пусть же она будет яркая!
«Воспоминания — это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются».
Роберт Стивенсон.

Как и в любом успешном деле, в написании мемуаров должна быть определенная методичность. Если вы на волне энтузиазма за один вечер «навспоминали» воз и маленькую тележку, быстро все это записали, а потом забросили на месяц-другой, то потом вам гарантированно придётся начать все сначала. Очень трудно будет начать с того же места, где вы остановились в прошлый раз.
Поэтому лучше писать хоть понемногу, но каждый день, или через день-два, но не бросать надолго это занятие.

Многих может отвадить от идеи создания мемуаров то, что на вспоминание и последующую запись нужно выделять время, а его и так не хватает. Берите пример с известной писательницы Джулии Кэмерон. Она пишет зачастую урывками, когда в повседневной жизни выпадает свободная минутка-две.
Вы можете заниматься своими повседневными делами и попутно что-то припоминать из своего прошлого, делая короткие заметки в блокноте, в смартфоне или ноутбуке, да, хотя бы даже просто на бумажных салфетках или на любом клочке бумаги. Для этого вовсе не нужно выделять какое-то особое время, запираться в строгом кабинете с дубовым столом и настольной лампой а ля «Серьезный Писатель».

Что можно писать в мемуарах

Правду! Мемуары — это не художественный вымысел. В первую очередь — это правдивое описание событий, происходивших в прошлом, и размышления автора об этих самых событиях, его отношение к ним, связанные с ними эмоции, мысли и выводы.
Причем, под словом «правда» подразумевается, что вы не станете описывать себя лишь с положительной стороны, но и расскажете без утайки и о каких-то негативных сторонах. Жизнь состоит не только из успехов, но и провалов тоже. Когда вы о них рассказываете, то вызываете доверие у читателя.

Не используйте в тексте пассивные конструкции и канцеляризмы. Это просто мега-скучища! Пассивные конструкции — это официальный стиль, отдающий бюрократизмом.
Примеры пассивных конструкций: «задачи выполнялись», «проблемы решались», «работа была сделана» и т. д. Вместо этого используйте активные конструкции: «я выполнил задачу», «мы решили проблему», «я сделал эту работу».
Канцеляризмы — слова и обороты речи, так же пришедшие из официального стиля деловых бумаг. Это всевозможные: является, имеет место быть, находился в состоянии, каковой, сей, именуемый, надлежит, согласно, в случае, в связи с, в силу того что, несмотря на то что, благодаря тому что, а именно, равно как, и. т. д.

Используйте как можно меньше сложных слов, слов-определений, очень длинных слов или очень редких слов (устаревших). Возможно, вы посчитаете это украшением текста, но читатель этого не поймет, либо подумает, что вы просто выпендриваетесь.

Описывайте события в конкретном окружении, а не подвешенные в воздухе неопределённости. Если это событие происходило в кафе, дайте краткое, но исчерпывающее описание убранства этого кофе и его посетителей. Это погрузит читателя в конкретную среду, даст почувствовать атмосферу пространства.

Используйте чувственные описания, а не просто: стол дубовый, лампа красная, официант толстый. Вместо это напишите: шершавая поверхность дубовой столешницы, мягкий и таинственный свет старинной красной лампы, жирный и неповоротливый официант, «благоухающий» прокисшим супом, в замызганном измятом фартуке.
Читатель должен прочувствовать все это сам. Поэтому используйте больше слов, описывающих конкретные ощущения — визуальные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые.

Кроме того, в мемуарах вполне допустимо и даже приветствуется использование метафор, цитат, диалогов и прочих писательских украшательств, если только они уместны и вписываются в общую канву повествования. Они не только разнообразят ваш текст, но и добавят изюма, что всегда нравится читателям.

Как закончить мемуары

Любая хорошая (читай — интересная) история имеет начало и конец. Ваши мемуары тоже. Их нельзя бросить на половине пути недосказанными. Возможно, вам не удастся самому сделать какие-то жизненно важные выводы, но историю необходимо довести до логического конца. Если же история всё еще продолжается, то и ваши мемуары ещё не закончены и будут со временем дополнены новыми материалами.

Когда закончите писать, перечитайте всё от начала до конца и «сливайте воду» по пути. Это значит, что необходимо выбросить из текста всё лишнее, несущественное, либо расписанное слишком витиевато и подробно. Если эти витиеватости и подробности не раскрывают сути дела, то они явно ни к чему.
Проверить текст на «воду» очень легко: читаете предложение, видите в нём сомнительное слово, удаляете его и проверяете, не потерялся ли смысл и суть предложения. Если нет, то слово действительно было лишним.
Точно так же проверяете абзац текста. Если какое-то предложение в нём лишнее, то долой его! И с самими абзацами поступаете точно так же, безжалостно удаляя их из текста.

После всех этих героических усилий вам предстоит сделать, не менее героический шаг — дать почитать мемуары своим самым близким друзьям и родным, которым доверяете. Тем самым вы преследуете две задачи:

1. Проверяете, насколько вообще интересен и информативен ваш рассказ (по отзывам);

2. Проверяете, насколько полно представлена информация.
Второй пункт может привести к тому, что вы захотите дополнить ваши мемуары той информацией, что предоставят вам ваши первые читатели. Возможно, вы сами что-то не смогли вспомнить, но это оказалось существенным. Возможно, вы ошиблись в своих воспоминаниях, и ваши друзья могут помочь вам исправить это.
В любом случае, обратная связь нужна. Так что не стесняйтесь просить людей почитать ваши тексты и дать эту обратную связь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *