Что написать в графе место работы если не работаешь
Безработный или временно неработающий: что писать в анкете?
Заполняя анкету или составляя резюме для попадания на собеседование к работодателю, у людей, которые сидят дома, возникает вопрос, что писать в графе «Работа». Кто-то указывает «временно неработающий», а кто-то «безработный». Социальный статус человека, который не работает, зависит от юридических тонкостей, с которыми будем разбираться дальше.
Что говорит Трудовой кодекс?
Человек, который не имеет в конкретный момент работы, называется безработным. Статус не зависит от времени, его определяют работники биржи труда, куда надо обратиться в случае потери работы. Поэтому в графе о наличии постоянной работы надо писать «Безработный» или «Временно неработающий».
Таким образом, два понятия являются синонимами. Такой статус обозначает, что у человека не только нет работы, но и нет средств в виде доходов – зарплаты, отпускных, денежных средств в виде премий или других финансовых начислений.
Люди становятся безработными или временно неработающими, если в течение 10 дней им не предоставляется на бирже труда рабочее место. С этого дня и будет начинаться отсчет статуса безработного и начисления пособия по безработице.
Люди, которые признаются безработными
Это не только лица, которые не встали на биржу труда. Есть и другие категории, признающиеся временно неработающими, но не имеющими права встать на учет на биржу труда. К таким группам населения Трудовой кодекс относит:
Люди, которые не встали на учет на биржу труда, могут в графе «занятость», писать «временно неработающие». Это помогает работодателям не уточнять, работает человек или нет.
Размеры пособия по безработице
Для того, чтобы получать социальные выплаты, необходимо пройти процедуру официальной регистрации на бирже труда. В России размер пособия по безработице в 2020 году составляет 12,130 руб., в некоторых регионах к этой сумме добавляют региональные доплаты. Такая сумма выплачивается тем, кто уволился после 30 марта 2020 года и лицам, которые ранее получали выплату ниже указанного уровня. Безработные, которые имеют несовершеннолетних детей, будут дополнительно получать по 3 тыс. рублей каждый месяц.
Вы знаете, какой пакет документов необходим для того, чтобы получать пособие по безработице?
Что писать в анкете на загранпаспорт, если не работал? Разбираем все нюансы, связанные с заполнением пункта 14
При оформлении заграничного паспорта заявителем должна быть подана анкета с указанием данных о себе. От правильности ее заполнения зависит возможность дальнейшего прохождения процедуры по получению документа.
Органы могут отказать в выдаче паспорта, если в анкете будут допущены неточности и ошибки. Чаще всего заявители допускают ошибки при заполнении пункта о трудовой деятельности. Как правильно заполнить эту графу, какие сведения нужно указывать и в каком порядке? Как быть с заполнением анкеты, если не работаешь в настоящее время? Ответы далее.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Основные правила по заполнению сведений о трудовой деятельности
В разделе о трудовой деятельности нужно указать следующую информацию:
Раздел о трудовой деятельности имеет форму таблицы. В первой колонке указывается дата поступления на работу (учебу, службу), во второй колонке – дата увольнения. Третья колонка содержит данные о должности и названии организации. Четвертая колонка – адрес организации.
Заполнять раздел о трудовой деятельности рекомендуется на основе сведений, указанных в трудовой книжке (о том, нужна ли при оформлении копия трудовой книжки, вы узнаете тут). Следует помнить, что предоставление ложной информации может стать причиной отказа в выдаче заграничного паспорта.
Проверяют ли места работы, указанные при оформлении документа? Да, это проверяется ГУВМ МВД.
При допущении ошибок, неверных дат, неточного указания названия места работы сотрудник паспортного стола может вернуть документы, что увеличит срок оформления загранника. Поэтому не стоит заполнять анкету по памяти.
Особенности и нюансы
Большинство трудностей при заполнении анкеты связано с оформлением раздела о трудовой деятельности. Итак, как же заполнить графы о трудовой деятельности за последние 10 лет?
Где указываются данные?
Сведения о работе за последние 10 лет указываются в пункте 14. При заполнении анкеты от руки рекомендуется быть предельно внимательным. Важно не допускать помарок и исправлений. Написанное должно легко читаться. При заполнении заявления на компьютере нужно использовать только заглавные буквы.
Адрес работы
Как правильно заполнить место работы при оформлении заявления? Юридический адрес компании: город, улицу, дом. Если за период работы юридический адрес менялся, то следует указать последний, то есть действующий адрес организации.
Если юридический адрес неизвестен, то можно указать фактическое место работы. Узнать точное наименование организации или ее юридический адрес можно в справочнике госрегистрации и учете налогоплательщиков на сайте налоговой службы.
Указывая место работы, нужно вписывать юридическое название организации. Например, ООО «Космос» или ИП Гаврилов. Перед названием компании указывается должность.
Если в анкете вписано учебное заведение, то в качестве должности вписывается «учащийся» (если это школа), или «студент», если это среднее или высшее учебное заведение.
Теперь вы знаете, какой адрес места работы указывать в заявлении: фактический или юридический.
В первых двух колонках требуется указание даты приема на работу и увольнения. Эти данные нужно вписать в формате мм.гггг. Пример: 02.2010. Точное число поступления на работу или ухода вписывать не нужно.
Если заявитель в период подачи документов работает, то в колонке даты увольнения в строке последнего места работы нужно написать «Н.В», что означает «работает по настоящее время».
Приложение 2
Если в течение последних 10 лет заявитель менял работу более 10 раз, то информация о трудовой деятельности не уместится в разделе 14. В этом случае необходимо заполнить дополнительный лист – Приложение №2, утвержденное Приказом МВД России от 16.11.2017 N864. Оно заполняется точно в таком же порядке и по тем же правилам, что и основной лист о трудовой деятельности.
Как быть, если в определенный период нигде не работал?
Как вписать данные о периоде безработицы? В колонке места работы нужно написать «Не работал». В колонке адреса организации указать адрес, по которому заявитель был на тот момент прописан.
Может возникнуть вопрос и о том как правильно оформить заявление на за, если человек за последние 10 лет вообще не работал. Если весь этот период заявитель ни разу не был официально трудоустроен, не учился и не служил, то ему нужно вписать те же данные, что и в первом случае:
Составление пункта 14 безработным
Как написать, что я не работаю (или не работал)? Если в течение последних 10 лет человек не работал, но менял места прописки, то следует указать дату смены регистрации (в колонках поступления и увольнения) и адрес нового места жительства (в колонке адреса организации). В этом случае в колонке места работы также указывается «Не работал».
Следует знать, что если трудовая деятельность отсутствует, то это не повод для отказа в выдаче загранпаспорта.
Законодательство определяет случаи, при которых выдача и оформление документа невозможны. Отсутствие у заявителя трудовой деятельности не входит в перечень причин для отказа. Поэтому безработному заявителю не стоит волноваться о том, как получить загранник.
У вас было неофициальное трудоустройство
Что писать в заявлении, если не работал официально? Если человек в какой-то период работал неофициально, то информацию о такой деятельности не нужно включать в анкету. В разделе 14 требуется указание только той деятельности, сведения о которой зафиксированы в трудовой книжке.
Исключение составляют учебная деятельность и служба в армии. Данные об этой деятельности вписываются на основе документа об образовании и военного билета.
Если трудился в двух местах или работал и учился одновременно
Как заполнить документ, если и работал и учился одновременно, или если трудился в двух местах? Заявителю необходимо указать обе деятельности. Организации и должности указываются в хронологическом порядке.
Нужно ли заверять документ у начальства?
До 2013 года анкету на получение загранпаспорта нужно было заверять на работе. В соответствии с Приказом МВД РФ №864, теперь заявителю не требуется печать отдела кадров с текущего места работы. Это значительно упрощает процедуру оформления документа.
Сотрудники ГУВМ МВД тщательно проверяют данные, указанные в анкете. В связи с этим рекомендуется внимательно заполнять сведения о трудовой деятельности, не допуская ошибок. Теперь вы знаете все о том, как заполнить загранник, в том числе, если не работаешь.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Без белых пятен: как выгодно объяснить в резюме отсутствие опыта
На первых шагах создания резюме на hh.ru нужно отметить, есть у вас опыт работы или нет. Если опыта нет, необходимо указать причину: например, учеба, декретный отпуск, служба в армии, пенсия, смена профессии или то, что вы в последние годы находитесь в поисках работы. Вы можете указать и свой вариант, если у вас он отличается от всех предложенных. Или сформулировать другими словами, расписать подробнее.
Резюме без опыта и без объяснения причин, по которым он отсутствует, не пройдет модерацию на hh.ru. Дело в том, что резюме без опыта не представляют интереса для 80% работодателей, а неясность причин, по которым опыта нет, вызывает подозрения в том, что соискатель что-то скрывает либо резюме фейковое.
Рассказываем, как избежать блокировки резюме и как сделать его лучше в глазах работодателей.
Если опыта совсем нет
Если вы недавно окончили вуз, суз, школу либо еще учитесь, то отсутствие у вас опыта понятно. Но прежде чем выбирать вариант «Нет опыта работы», подумайте: а его точно нет? Если вы проходили летние практики и стажировки — это уже опыт, и его стоит указать. Вот пример. Более подробные рекомендации, что стоило бы написать в резюме начинающему специалисту, можно найти здесь.
Если во время учебы вы работали совсем не по специальности (например, продавцом, официантом, оператором кол-центра), а теперь ищете первую работу по специальности, это не повод скрывать свой опыт. Он окажется вам полезен — об этом мы тоже рассказывали.
Допустим, ни практики, ни стажировок у вас еще не было, неквалифицированной работы — тоже. Но наверняка есть какая-то другая информация о периоде учебы, которая поможет обратить на вас внимание работодателей. Например, вы писали дипломную работу по теме, которая важна для той сферы, где вы ищете работу. Это стоит указать в окне сразу после отметки «Нет опыта работы». В резюме она появится в разделе «Обо мне».
Подозрительный случай — когда причиной отсутствия опыта указана учеба, но по возрасту и году окончания учебы ясно, что вы не вчерашний выпускник. Кажется, что данные в резюме недостоверные либо неполные.
Объясните вашу ситуацию в резюме точнее. Например, время окончания учебы у вас совпало с рождением детей, и вы не выходили на работу, пока растили их. Или всё время после учебы вы находитесь в поисках работы по специальности, но пока безуспешно.
Если опыт маленький или неполный
Мы опрашивали работодателей и знаем, что их интересует в резюме информация об опыте работы кандидата за последние пять лет. Конечно, это не касается начинающих специалистов, у которых пока нет и не может быть такого опыта. Представителям рабочих специальностей тоже не обязательно расписывать опыт за пять лет — можно ограничиться последним местом работы.
В остальных случаях, если вы указали в резюме опыт менее пяти лет, модераторы сопоставят ваш возраст или год окончания учебы с текущим годом, чтобы понять, начинающий вы специалист или уже нет. Если данные не сходятся, будет казаться, что в вашем резюме неполная информация. Например, ясно, что учебу вы закончили давно, но опыт работы у вас указан только за последние год-два.
Подобные нестыковки лучше объяснять сразу при создании резюме. У работодателей в любом случае возникнут вопросы по этому поводу. Перечислим несколько типичных ситуаций — возможно, вы узнаете среди них свою.
1. В опыте есть большие пробелы
Самый простой пример — вы на несколько лет посвятили себя воспитанию детей. Или вынуждены были заниматься решением проблем с собственным здоровьем либо уходом за тяжелобольным членом семьи. Долго находились в поиске новой работы или специально взяли паузу, чтобы восстановиться после напряженного проекта либо сделать передышку перед сменой карьерного вектора. Занимались саморазвитием — учили языки, осваивали новые навыки, получали дополнительное образование. Вышли на пенсию, а теперь снова решили поработать.
Словом, вариантов бывает много, но какое-то разумное объяснение вашей долгой рабочей незанятости в течение последних пяти лет в резюме должно быть. Напишите об этом в разделе «Обо мне».
В некоторых случаях стоит тщательно подумать над формулировками, чтобы потенциальные работодатели не трактовали их не в вашу пользу. Подробнее мы писали про это здесь.
2. У вас была работа «не в тему»
Ваша карьера развивалась вполне логично. Но в какой-то момент пришлось сойти с профессионального пути ради большего заработка или потому, что вариантов по специальности на тот момент найти не удалось. Или вы пробовали свои силы в другой профессии, но разочаровались и решили вернуться.
В этом нет ничего стыдного, в таких ситуациях оказываются многие. Есть учителя и врачи, которые уходили работать менеджерами по продажам, а потом решили вернуться. Есть юристы, которые между двумя работами по специальности подрабатывали водителями. Есть финансисты, которые уходили в творческие профессии, но поняли, что это была мечта о воздушных замках.
Писать ли про тот «поход налево» в резюме, когда вы снова ищете работу по специальности, — большой вопрос. С одной стороны, зачем он там нужен, если явно выбивается из общего карьерного пути? С другой стороны, непонятный, никак не объясненный пробел тоже вызовет вопросы. А если из-за него ваш общий опыт работы, указанный в резюме, получается меньше пяти лет, хотя, судя по возрасту и времени окончания вуза, он должен быть явно больше, то резюме может не пройти модерацию.
Компромиссный вариант: напишите обтекаемо в разделе «Обо мне», что в такой-то период вы пробовали себя в другой профессиональной сфере, не имеющей отношения к вашей основной профессии, но вернулись. Если спросят на собеседовании, объясните подробнее.
3. Занимались собственным делом
Некоторые понимают суть раздела «Опыт работы» слишком формально: якобы здесь можно указывать только работу по найму, а если работали на себя предпринимателем или фрилансером, то писать про это в резюме не стоит. Нет — его стоит указать, ведь это тоже ваш профессиональный опыт.
4. Поменяли профессию
Например, вы всю жизнь были бухгалтером, а потом переквалифицировались в веб-дизайнера. Или фитнес-тренера. Или решили стать няней. Сейчас вы ищете свою первую работу по новой специальности, поэтому прежний опыт в резюме уже вроде бы и не нужен. Либо вы ищете уже не первую работу в новом качестве, но в целом ваш опыт в этом направлении меньше пяти лет, а возраст — не как у молодых специалистов.
Во-первых, опыт по прежней специальности не так уж бесполезен. Просто не стоит расписывать его в резюме так же подробно, как вы сделали бы это, если бы снова искали работу бухгалтера. Но упомянуть кратко, подчеркнув, какие навыки из прежней профессии вам могут пригодиться в новой, стоит.
К тому же, видя ваш прежний опыт, работодатель понимает, что вы провели все эти годы не неизвестно где, а занимались делом — просто с тех пор решили сменить направление. Сейчас это, к счастью, случается всё чаще и чаще и особого удивления не вызывает.
Во-вторых, напишите прямым текстом в разделе «Обо мне», что до такого-то года у вас была другая профессия. Это снимет вопросы — и причин для нестыковок не останется.
5. У вас был крайне неудачный опыт
Например, за последние пять лет вы однажды (или не однажды) пережили увольнение по статье или ушли откуда-то со скандалом. Вам по понятным причинам не хочется ворошить ту историю. Кажется, что если просто умолчать о том месте работы, как будто его вообще не было, то это избавит от проблем, ведь тогда потенциальные работодатели не поинтересуются там вашей персоной, а в трудовую книжку, если повезет, особо всматриваться не станут.
Увы, если ваш опыт работы за последние пять лет из-за этого пробела становится неполным, объяснения всё равно потребуются. Как для модерации резюме, так и при общении с потенциальными работодателями, если вы выйдете на них, минуя hh.ru.
Поэтому тот опыт указать все-таки нужно. Стоит просто тщательно продумать свою позицию на случай, если вас спросят на собеседовании о причинах ухода оттуда. В конце концов, в конфликтных увольнениях не всегда виноваты только сами работники. И всегда можно сказать про сделанные из той истории полезные выводы.
6. Слишком разносторонний опыт работы
Вы сменили немало мест работы и пробовали себя в разных специальностях. Либо ситуация была такова, что хватались за любые варианты. Теперь вы наконец определились с направлением и предпочитаете не указывать в резюме тех работодателей, которые для этого главного направления «не в тему».
Эта ситуация очень похожа на ту, которая описана под номером 2, только скрыть хочется не одно «лишнее» место работы, а сразу несколько. И резюме из-за этого в глазах потенциального работодателя выглядит еще подозрительнее.
Это непростой случай: если написать в разделе «Обо мне», что вы семь раз пробовали себя в других профессиональных сферах, эффект будет примерно такой же, как при перечислении всех ваших мест работы. Но вам в любом случае предстоит подумать, как объяснять эти метания и убеждать работодателя в том, что на этот раз всё серьезно. Либо искать сферу, где нужен как раз такой разносторонний опыт, как у вас. Не исключено, что где-то это может стать вашим преимуществом.
Если вам нужен совет по формулировкам в резюме — обратитесь за бесплатной консультацией на наш «Форум карьеристов».
Или закажите составление готового резюме специалистам hh.ru — они сделают это с учетом всех нюансов вашего опыта.
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫
Как составить резюме
И получить приглашение на собеседование
Хорошее резюме выделяет кандидата из массы соискателей и дает ему больше шансов получить приглашение на интервью. Расскажу, как составить резюме и написать сопроводительное письмо, которые привлекут внимание работодателя.
Что такое резюме и зачем его составлять
Резюме — это анкета человека, который ищет работу. Задача резюме — помочь работодателю и соискателю найти друг друга и понять, что они действительно друг другу подходят.
Работодатель по резюме оценивает опыт работы и профессиональные достижения соискателя и соотносит их со своими требованиями. Если опыта и достижений у кандидата нет или их недостаточно, работодатель оценивает образование и личные качества человека и решает, устраивает он его по этим критериям или нет.
Соискателю резюме в большинстве случаев нужно, чтобы откликнуться на вакансию и коротко рассказать о своих профессиональных навыках потенциальному работодателю. И таким образом заинтересовать его.
Резюме — это первичный этап отбора кандидатов работодателем. И от того, как оно составлено, зависит, пригласят соискателя на интервью или нет.
Написать резюме можно самостоятельно, с помощью специалиста или консалтингового агентства, которые оказывают такую услугу. Работает это так: специалист задает соискателю вопросы о профессиональном опыте, достижениях и карьерных ожиданиях. На основе этой информации он готовит резюме и пишет сопроводительное письмо, если нужно. Присылает их и советует соискателю, как вести себя на интервью и отвечать на вопросы работодателя, чтобы получить должность.
Когда лучше писать резюме самому
Если вы точно знаете, какую именно должность хотите занять, можете правильно сформулировать и описать свои навыки и достижения и у вас есть время поработать над резюме, лучше делать его самостоятельно. После того как резюме будет готово, вы можете показать его знакомому кадровику, чтобы тот посоветовал, что стоит убрать или, наоборот, добавить.
Мне кажется, заказывать резюме стоит в нескольких случаях:
Принципы составления резюме
Есть принципы, которые нужно соблюдать при составлении резюме.
Краткость. Резюме должно занимать две страницы формата А4, а информация в нем быть краткой, но исчерпывающей. Включите в него только те данные, которые, по вашему мнению, пригодятся потенциальному работодателю, чтобы оценить вас как потенциального работника и принять решение, приглашать на интервью или нет.
Если претендуете на должность бухгалтера, не нужно писать очевидные вещи, что вы умеете пользоваться оргтехникой и знаете офисные программы на уровне уверенного пользователя. Бухгалтер умеет делать это по умолчанию.
Предложения в резюме должны быть короткими, но емкими. Оставьте только тот опыт и навыки, которые нужны вам именно для этой профессии. Удаляйте ненужные и неинформативные фразы, лишние слова, канцеляризмы и абстрактные описания, сокращайте предложения. Но расшифровывайте аббревиатуры и сокращения, если они связаны с вашей профессиональной деятельностью и смогут охарактеризовать вас как специалиста, потому что далеко не все эйчары знают, что они означают.
Примеры предложений из резюме бухгалтеров
Как не надо | Как надо |
---|---|
Оформление документов по реализации: актов, СФ, УПД и ТТН | Оформление документов по реализации: актов, счетов-фактур, универсальных передаточных документов и товарно-транспортных накладных |
Подготовка отчетности в ИФНС, ПФР, ФСС | Подготовка отчетности в налоговую, пенсионный фонд и фонд социального страхования |
Учет ТМЦ, ГСМ, спецодежды, инвентаризация, снятие остатков ГСМ | Учет товарно-материальных ценностей, горюче-смазочных материалов (ГСМ), спецодежды, инвентаризация, снятие остатков ГСМ |
Контроль остатков ТМЦ и ОС | Контроль остатков товарно-материальных ценностей и основных средств |
Конкретность. Информация в резюме должна быть конкретной — только по делу. Не стоит описывать все, что не касается определенной должности. Например, если претендуете на место бухгалтера, не нужно рассказывать об опыте работы воспитателем или дополнительном образовании массажиста.
Я работала промоутером на мероприятиях, консультантом в магазине, менеджером отдела маркетинга и копирайтером на разных проектах, пока была в декрете. Когда вышла из декрета, решила продолжить профессиональную деятельность в области маркетинга. Я освежила знания на специальном курсе и опубликовала резюме на сайте по поиску работы. Указывала только последний опыт работы маркетологом, потому что все остальные были нерелевантны.
Правдивость. Не преувеличивайте и не приукрашивайте свой опыт работы, навыки, достижения и другую информацию, в том числе возраст. Любой обман рано или поздно станет явным, например, когда столкнетесь с работой и не сможете с ней справиться. Резюме должно быть честным и правдивым.
Я искала работу интернет-маркетологом и нашла вакансию начинающего специалиста. В это время я только оканчивала курс интернет-маркетолога и у меня не было подходящего опыта. Я откликнулась на вакансию, в сопроводительном письме описала свои навыки и знания и подкрепила их ссылками на выполненные домашние задания по курсу. Также я написала, что у меня нет реального опыта работы. Несмотря на это, меня все-таки взяли и первое время курировали, чтобы убедиться, что я все делаю правильно.
Избирательность. Информация в резюме должна быть избирательной, то есть направленной на достижение конкретной цели — устройство на работу на определенную должность. Так, если претендуете на должность бухгалтера, в резюме должна содержаться информация о достижениях, опыте работы и образовании в области бухгалтерии. Если при этом претендуете на должность редактора в издании для бухгалтеров, создайте второе резюме на должность редактора и опишите в нем и бухгалтерский, и редакторский опыт.
Резюме — это первое впечатление
Хорошее резюме помогает пройти первую ступень отбора. По опыту могу сказать, что если входящий поток кандидатов большой — а так и будет, если бренд работодателя раскручен на рынке, — то грамотно составленное резюме позволит пройти первую воронку отсева кандидатов.
Прежде чем писать резюме, изучите рынок. Посмотрите спрос и предложения, чтобы определить свои ожидания и конкурентную среду в вашем регионе.
Когда пишете резюме, не стоит описывать весь свой жизненный опыт. Это самая частая ошибка, с которой я сталкиваюсь. Нужно понимать разницу между биографией и резюме.
Резюме — это краткая выжимка из вашего профессионального опыта, навыков и знаний, которые подходят под вакансию, на которую вы откликаетесь. Описывать профессиональный путь в деталях или упоминать подробности жизни с детских лет не стоит. Помните, что любая строчка в резюме — повод для будущего диалога.
Также старайтесь подавать информацию так, чтобы работодатель сразу видел ваши достижения на предыдущей работе и пользу, которую вы принесли бизнесу. Для этого покажите результаты вашей предыдущей работы. Например, вы оптимизировали бизнес-процессы, увеличили продажи на 30%, сократили расходы подразделения. Мало кого будет интересовать, что вы увеличили скорость чтения или стали пить меньше кофе, если это никак не отражается на прибыли в конечном счете.
Если владеете иностранным языком, обязательно укажите уровень. В настоящее время знание языков будет для вас хорошим преимуществом перед конкурентами с аналогичным опытом, особенно если ваш уровень выше Intermediate. Можно добавить, что вы готовы представить рекомендации по запросу. Но большинство рекрутеров не доверяют такой информации, поскольку понимают, что тут возможны договоренности.
Если отправляете резюме вместе с сопроводительным письмом рекрутеру на почту, потратьте время и создайте документ в формате ворд или пдф. Я не рекомендую отправлять свое резюме, скачанное с hh.ru или superjob.ru, — там его работодатель может посмотреть и сам. Нешаблонное резюме — показатель вашей заинтересованности и организованности.
Если вы активно ведете аккаунты в социальных сетях или отвечаете на профессиональных порталах на рабочие темы, это огромный плюс. Укажите в резюме ссылки на них — это покажет увлечение темой и позволит оценить стиль, интересы и опыт. В моей практике было много вакансий, кандидатов на которые оценивали в большей степени по их дополнительным проектам. Например, я искала программистов, дизайнеров и других специалистов на сайтах, где подобные специалисты обмениваются опытом друг с другом и вместе разрабатывают проекты без коммерческой основы.
У профессионалов есть специальные сайты или сообщества, где они размещают свои статьи или проекты и где потенциальные работодатели оценивают уровень их подготовки или сферу интересов. В IT-сфере это habr.com, для дизайнеров и редакторов — medium.com. Зарегистрируйтесь на таких сайтах и посмотрите, что пишут коллеги. Если сможете там писать, это будет вашим большим плюсом в глазах работодателя.
Я часто сталкиваюсь с тем, что после нескольких неудачных попыток трудоустроиться у большинства кандидатов падает самооценка. Это отражается на их поведении на следующих собеседованиях и, как следствие, приводит к дальнейшим провалам.
В таких случаях полезна объективная оценка со стороны и помощь кадрового агентства. Их задача — продать кандидата как можно дороже. Они напрямую заинтересованы в успехе — это отражается на их заработке и репутации. Еще они хорошо ориентируются на рынке труда и могут предложить рассмотреть позиции, на которые кандидат мог бы претендовать со своими навыками и не провалиться по цене.
Правила оформления резюме
Один из самых распространенных способов оформить резюме — заполнить анкету на сайте по поиску работы. Как правило, с таким резюме соискатель откликается на вакансию, опубликованную на том же сайте.
Если работодатель просит выслать резюме почтой, можно скачать созданную на сайте анкету или составить отдельное резюме под запрос. Сделать это можно в специальном сервисе, например, в конструкторе резюме от Canva, в ворде, гугл-документе или фотошопе.
Правильно оформленное резюме повышает шансы, что работодатель заметит вашу анкету и пригласит на встречу. И перечисленные выше сервисы помогают сделать все по правилам.
Вот образцы резюме, созданные в различных сервисах.
Содержание резюме
У любого резюме должна быть структура и определенное содержание. Своими руками резюме уже никто не составляет, для этого есть специальные шаблоны на сайтах по поиску работы и специальных сервисах. Расскажу, какие блоки есть в таких шаблонах и как лучше их заполнить.
Дело в том, что сервисы формируют резюме на основе внесенных вами данных. Когда вы заполняете резюме там, то начинаете свою анкету с личной информации: имени и фамилии, города проживания, ваших контактов.
Желаемая должность. В блоке «Специальность» укажите одну должность, на которой хотите работать. Ее название должно быть понятным: коммерческий директор, бухгалтер, юрист, интернет-маркетолог. Можно добавить более узкую специализацию, если уверены в своем выборе и опыте. Например, написать «коммерческий директор типографии» или «бухгалтер по расчету заработной платы».
Работодатель ищет анкеты кандидатов именно по названию должности и выбирает из них те, что выдала ему система. Не стоит писать в названии должности «специалист по балансовым операциям» или «специалист по запуску рекламных кампаний и привлечению трафика». В этом случае креатив будет не к месту, поскольку далеко не все работодатели именно так ищут кандидатов в поисковой строке и есть шанс, что с таким названием ваше резюме никто не найдет.
Исключение из правила — узкая специализация. Например, у интернет-маркетолога могут быть разные задачи в компаниях: запуск рекламы в интернете и социальных сетях, анализ показателей рекламных кампаний, составление стратегии продвижения компании. Если хотите заниматься только рекламой в соцсетях, можете указать это в названии должности и написать в название резюме «таргетолог» (это специалист по рекламе в социальных сетях). Так вы отсечете нецелевые предложения работодателей.
Не перечисляйте в одном резюме все должности, на которых вы хотели бы работать или не против попробовать. Если претендуете на несколько должностей, составьте для каждой из них отдельное резюме. Например, если хотите работать менеджером по закупке или продаже сырья, составьте два резюме: менеджера по закупке сырья и менеджера по продаже сырья.
Фотография. Резюме с фотографией привлекает внимание работодателей и делает вашу анкету персонализированной. Фотография в резюме должна быть деловой, реалистичной и свежей. Подойдет портретное фото на нейтральном фоне, например на рабочем месте или на фоне однотонной стены. На фото не должно быть никого, кроме вас, а также надписей и водяных знаков.
Работодатель может не обратить внимание на резюме без фото, если для работы на должности важна внешность кандидата. Например, если компания ищет торгового представителя или промоутера на выставку.
Однажды моя коллега искала руководителя отдела. Несколько раз на вакансию откликнулись мужчины со странными фотографиями, например, в расстегнутой рубашке и с копной волос на груди, с сигарой во рту или надписью с сайта знакомств на фото.
Если подходящего для резюме фото нет, можно создать и отправить анкету без него. Это лучше, чем приложить фотографию, которая может испортить впечатление о вас как о потенциальном сотруднике.
Контакты в резюме должны быть действующими — по ним действительно можно с вами связаться. Адрес почты указывайте деловой, а не смешной или абсурдный. Например, адреса koshe4ka400 или super-boss не подойдут. Если вы уже десять лет пользуетесь такой почтой и все ваши друзья пишут именно туда, заведите адрес по вашему имени и фамилии — для резюме и деловых писем работодателям. Например, veronikanetsova@example.ru.
Ссылки на аккаунты в социальных сетях прикладывать не обязательно, если ваша работа с этим не связана и работодатель отдельно об этом не просит. Но если вы пишете в социальных сетях о своей профессиональной деятельности и работодатель просит приложить к резюме ссылки на активные соцсети, вы можете их прикрепить.
Часто работодатели смотрят аккаунты кандидата в социальных сетях, поэтому лучше удалить из них сомнительные публикации и откровенные фотографии.
Место проживания. В графе достаточно указать город проживания и ближайшую станцию метро. Полный домашний адрес с названием улицы, номером дома и квартиры писать не нужно.
Работодатели часто обращают внимание на район проживания или ближайшую к месту жительства соискателя станцию метро. Так они оценивают, сколько времени потенциальный сотрудник будет добираться на работу. И если расстояние большое и времени на дорогу у соискателя будет уходить много, работодатель может отказать. Есть риск, что такой сотрудник будет слишком уставать и через некоторое время уволится.
Желаемый уровень дохода указывать необязательно, но любой работодатель будет рад, если вы это сделаете. Укажите сумму, которую хотели бы получать на руки, но не завышайте оклад — это может отпугнуть рекрутера.
Универсальный совет: укажите в резюме зарплату на 10—15% больше, чем получаете сейчас или получали на прежнем месте. Так вы сможете выйти на новый уровень дохода или не упасть в зарплате, если на интервью рекрутер будет с вами торговаться.
Если вы никогда не работали или получили новую специальность, посмотрите размер зарплаты специалистов вашего уровня в регионе в специальном сервисе «Хэдхантера» или рассчитайте, сколько вы стоите как специалист, в сервисе «Сколькополучатель».
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Образование. Опишите в резюме, какой вуз вы окончили, по какой специальности и в каком году. Если у вас несколько дипломов о высшем образовании по разным специальностям, укажите тот, который нужен для работы именно на этой должности. Если окончили среднее специальное учебное заведение, но у вас есть высшее образование, упоминать ссуз в резюме не обязательно. Если считаете эту информацию важной, расскажите об этом на собеседовании.
Курсы и тренинги. Если проходили курсы и тренинги, связанные со специальностью и работой, на которую вы претендуете, упомяните о них в резюме. Не добавляйте дипломы о допобразовании не по теме. Например, если вы юрист и прошли курсы кройки и шитья, писать об этом не стоит — в данном случае это будет не в тему.
Опыт работы — важная часть резюме, если только вы не начинающий специалист. Он должен быть последовательным и цельным, без больших перерывов. Если опыт работы стабильный и вы долгое время работаете в одной компании, это вызывает доверие у потенциального работодателя. Соискатели, работающие урывками, отпугивают работодателей своей ненадежностью, и те остерегаются, что новый сотрудник быстро покинет новое место.
Если перерывы в работе были, обоснуйте их в резюме. Например, укажите, что это был декретный отпуск, фриланс, занятие бизнесом или семейные обстоятельства, из-за которых вы не могли работать.
Если получили новую специальность и работали по ней мало или не работали совсем, расскажите только о том опыте, который так или иначе связан с новой работой. Если вы 10 лет трудились бухгалтером, а потом решили стать флористом, расскажите в резюме об опыте создания букетов. Например, напишите, что в последний год параллельно делали букеты для родных и друзей, и покажите портфолио проданных букетов.
При описании опыта своей работы укажите не только должность и обязанности, но и то, чем занималась компания, где вы работали, потому что из ее названия сфера деятельности не всегда понятна.
Достижения. Эйчары советуют описывать свои достижения в цифрах, например в KPI или по технике STAR.
Но KPI предусмотрен далеко не для всех должностей. Либо в компании может быть не принято оценивать работу сотрудника в цифрах. Так, сложно оценить в KPI работу секретаря или бухгалтера.
В этом случае поможет техника STAR. Я упоминала о ней в статье «Как пройти собеседование». Теперь покажу на примере составления резюме.
Аббревиатура STAR расшифровывается как ситуация (Situation), задача (Task), действие (Action) и результат (Result). Таким образом можно описать в резюме свои достижения на прошлой работе.