Что написать о себе на бирже фриланса
Самопрезентация фрилансера: как рассказать о себе кратко и по делу
Эта статья для фрилансеров, которые совсем недавно вышли в свободное плавание и еще не знают, что предъявить клиенту в качестве резюме для знакомства. У вас пока нет сайта, вы не успели создать платформы в социальных сетях, но хотите выглядеть в глазах потенциальных заказчиков профессионалом. А значит вам нужна самопрезентация — рассказ о себе кратко, та «одёжка», по которой вас встречают. Кстати, самопрезентации нет и у многих старожилов рынка фриланса. Если у вас её тоже нет — эта статья и для вас.
Итак, самопрезентация фрилансера включает резюме и портфолио.
Из чего состоит резюме
1. Ваше имя
Заметьте, не сетевое имя, «ник», а ваши настоящие имя и фамилия. Если, конечно, у вас нет веских причин для того, чтобы скрываться под псевдонимом. Если такие причины есть, выбирайте псевдоним, но помните, что уже сейчас вы начинаете нарабатывать репутацию, с этим псевдонимом вам жить долгие годы, поэтому выбирайте ответственно.
2. Информация о вашем проекте и предложении
Мы уже не раз говорили с вами о том, что «человек-оркестр», берущийся за любой заказ, обычно ценится клиентами меньше, чем специалист в определённой области. Эту область и укажите: например, медицинский копирайтинг или дизайн с характером.
Хорошо, если помимо специализации у вас имеется уникальность (УТП) – то, что отличает вас от всех без исключения конкурентов и при этом ценится клиентами.
Где и как вы учились? Речь не о высшем образовании, точнее не в первую очередь о нём. Конечно, если вы получили диплом по тому профилю, в котором работаете и сейчас – скажите об этом. Копирайтерам полезно быть филологами, журналистами, маркетологами. Медицинскому копирайтеру полезно быть врачом. Но если вы по образованию конструктор локомотивов, а теперь пишете продающие тексты, эта информация для заказчика будет лишней. Вычёркиваем.
А вот обучение по вашему текущему профилю указываем полностью. Хорошо, если вы можете предъявить сертификаты, подтверждающие факт обучения. Ещё лучше, если вы учились у тех, кто для ваших заказчиков является авторитетом.
Этот пункт можно включать, а можно и не включать в резюме – точно так же, как с высшим образованием. Если вы 10 лет работали дизайнером в глянцевом журнале, а теперь делаете полиграфию на заказ – такой опыт пригодится. Если вы работали в отделе продаж строительной компании, а теперь предлагаете разработку коммерческих предложений для строительных компаний – отлично! Если вы работали детским врачом, а теперь верстаете сайты – вычёркиваем.
Только если они имеют отношение к вашему проекту и предложению. Предлагая услугу копирайтера, подумайте, поможет ли заказчику принять решение информация о вашем опыте проведения психологических тренингов или умении вышивать крестиком. Если навыки могут пригодиться для предложения комплексной услуги – можно включить. В противном случае – вычёркиваем.
Интересы
А вот тут момент спорный. Я много раз встречала рекомендации не размещать в резюме интересы, потому что это точно заказчику не пригодится. Я бы поспорила. Во-первых, ваши интересы рассказывают о вас, как о человеке. Они показывают, насколько вы активны в жизни и чем вообще занимаетесь. Активные люди – лучшие работники. Во-вторых, интересы могут хорошо сочетаться с вашей специализацией. Например, вы копирайтер, пишете о здоровом образе жизни. А кроме того, вы инструктор по йоге. Хорошо сочетается и дает понять, что вы «в теме».
3. Социальные доказательства
Социальные доказательства покажут, что с вами уже радостно и с пользой работают другие люди.
4. Где про вас почитать и куда вам написать
Ссылки
Если у вас есть сайт/блог, посвящённый вашей работе – обязательно дайте ссылку. Если сайта нет — неплохо давать ссылки на ваши личные ресурсы — например, страницы в соцсетях. Это, как и интересы, позволяет лучше с вами познакомиться. Только убедитесь в том, что на ваших страницах опубликовано только то, что вы готовы показать потенциальным партнёрам. И всегда помните об этом.
Контакты
Нужно несколько способов связаться с вами. Необходимый минимум – это электронная почта и скайп. Если есть возможность общаться с вами через социальные сети – напишите об этом. Хотя, на мой вкус, почты и скайпа за глаза хватает.
Но одним резюме сыт не будешь. Заказчику надо видеть не только КТО вы такой и ЧТО вы делаете, но и КАК вы это делаете. Поэтому пакет самопрезентации фрилансера включает еще и портфолио.
Каким должно быть портфолио фрилансера
Я рекомендую портфолио делать не составной частью резюме, а отдельным документом. Потому что опыт говорит: иногда нужно одно, иногда другое, иногда оба сразу. Обеспечьте себе возможность предъявлять все варианты.
Важно! Портфолио – это не сборник ссылок на разные ресурсы по принципу «вот это смотрите там, а это тут, а ещё у меня есть публикация вот здесь». И не множество отдельных документов. Хотя именно такие варианты присылают большинство копирайтеров, которые хотят сотрудничать с моим агентством.
Портфолио для онлайн-использования – это интерактивный документ. То есть либо файл, либо онлайн-ресурс, на котором собраны ваши работы и вся сопутствующая информация. Соответственно, на просьбу клиента прислать ваше портфолио нужно либо вложить документ в письмо, либо дать одну ссылку, можно то и другое. Но никак не миллион ссылок и не миллион вложений.
Из чего состоит портфолио фрилансера
Существует два подвида портфолио: сборник работ и презентация достижений. У вас может быть как один вариант, так и оба варианта для разных целей, или даже интегрированный вариант – два в одном.
В чём разница?
Если вы пишете тексты или разрабатываете сайты, у вас есть овеществлённое выражение вашей работы: тексты и сайты. Соответственно, в портфолио вы можете собрать ваши работы, удобно разбить их на разделы, добавить краткую информацию о себе, самопрезентацию и оглавление – и ваше портфолио готово.
А если вы администратор интернет-проекта или специалист по SEO-продвижению, то вам сделать такой сборник работ будет проблематично. Но это не значит, что портфолио у вас не будет. Просто оно у вас будет в формате презентации достижений. В этом документе вы собираете выполненные проекты, основные результаты по каждому проекту, какие-то цифры и факты, которые характеризуют вас, как профессионала. И так далее. Достаточно сделать презентацию слайдов на 10, чтобы показать ваши достижения заказчику.
Если есть возможность и к сборнику работ добавить конкретные показатели и достижения – это будет отлично. Скажем, вы составили сборник скриншотов написанных вами текстов. К каждому можно добавить ссылку на публикацию и показатель конверсии.
Более продвинутый вариант портфолио – это маркетинг-кит. Но на начальных этапах работы сформировать такой документ трудно, лучше набраться опыта, наработать достижений, и тогда уже думать о маркетинг-ките.
Что делать, если работ и достижений пока нет?
Можете спросить вы. Не нужно делать портфолио?
Всё равно нужно! Конечно, по мере сил и возможностей.
Вряд ли вы решили заняться фрилансом вообще с нуля. Не бывает, чтобы вы никогда в жизни не учились на дизайнера и не занимались дизайном и вдруг решили: а не начать ли мне зарабатывать дизайном? Абсурдно, да? Какие-то наработки и достижения у вас все равно есть. Как минимум вы где-то учились и у вас есть учебные работы. Или вы занимались самообразованием, тренировались и тоже что-то наработали. Поэтому.
Для сборника работ начинающего фрилансера подойдут:
Для презентации достижений подойдут:
Самопрезентация готова. Что с этим делать?
Можно полностью построить структуру сайта в соответствии со структурой резюме фрилансера, можно сделать резюме и портфолио отдельными страницами. А можно их вывесить на сайте для скачивания в виде документов.
Если ваши страницы в соцсетях посвящены не личной жизни и котикам, а являются частью вашего проекта, обязательно разместите там самопрезентацию.
Про запросы от заказчиков, думаю, вы знаете сами. Если клиент приходит через сарафанное радио, соцсети и прочие внешние источники, он всегда хочет с вами познакомиться и просит как минимум портфолио. Высылайте вместе с резюме.
Что касается коммерческих предложений. Я не буду сейчас учить вас составлять их. Но намекну, что ваша самопрезентация может стать неплохим приложением к компреду. Не частью его, а приложением – отдельным документом или документами.
В заключение о самопрезентации
Эту статью вы можете использовать в качестве чек-листа. Выпишите все пункты, поставьте галочки напротив тех, которые у вас есть – увидите, что ещё надо добавить или наработать.
А я спрошу у вас: какие ещё важные разделы самопрезентации я забыла? Что бы вы включили в краткий рассказ о себе? Может быть, вы с успехом используете что-то ещё, о чём я не сказала? Поделитесь в комментариях.
Читайте больше полезных материалов в Клубе «Маркетинга с азов» и Телеграм-канале.
Мария Губина, автор проекта «Маркетинг с азов», тренер, бизнес-консультант
Как грамотно заявить о себе, если вы фрилансер: инструкция по самопрезентации
Если вы выбрали для себя направление фриланса, и у вас есть цель состояться как специалист, быть востребованным и зарабатывать столько, чтобы не думать о возвращении на предыдущее место работы, тогда нужно подойти к фрилансу как к бизнесу. Начнем с самого важного шага — упаковки ваших услуги в виде привлекательного портфолио на разных площадках и его грамотной подачи. Как это сделать вы узнаете в статье Екатерины Политыко.
Оформление личных соцсетей — первый шаг, который должен сделать каждый фрилансер
Если вы морально готовы к развитию своего блога, то можно смело начинать! Ведь работа через соцсети уже на старте имеет ряд преимуществ.
Какой же фрилансер без резюме и портфолио?
Хорошее портфолио фрилансера – серьезное преимущество при рассмотрении его кандидатуры для выполнения заказа. Ведь далеко не каждый фрилансер имеет портфолио и это будет вашим козырем.
1. Укажите имя и фамилию, вашу специализацию.
3. Опишите опыт работы по специальности (отлично, если вы работали с известными людьми, брендами или блогерами).
5. Укажите образование по вашей специальности.
6. Дополните лендинг примерами своих работ, ценами и контактами.
Резюме или портфолио?
Многие специалисты уверены, что составление резюме сегодня уже морально устарело (если говорить о фрилансе). Ведь ваш одностраничный сайт или аккаунт в соцсетях содержат достаточно нужной информации. И все-таки рекомендую по максимуму задействовать точки касания с потенциальными заказчиками. Отнеситесь к своему резюме как к визитке, которая всегда будет под рукой и выручит в любой ситуации. Особенно создание резюме пригодится тем, у кого мало опыта и собственных работ для наполнения хорошего портфолио.
Лифтовая презентация
Заинтересовать клиента за 2 минуты? Это возможно, если вы владеете навыками лифтовой презентации. Она составляет всего 1-2 минуты — среднее время для подъема лифта на самый верхний этаж. За это время нужно успеть рассказать о себе все самое ценное вашему попутчику = потенциальному заказчику.
Для того, чтобы воспользоваться собственной «elevator speech» не обязательно оказываться в лифте или тащить туда клиента). Подготовка, репетиция и готовность презентовать себя в качестве специалиста за короткий промежуток времени (например, собеседование в формате видеозвонка) — вот залог успешной самопрезентации.
Фрилансер с кейсами имеет больше шансов получить заказ!
Кейс — это простая и очень убедительная история о том, каким образом и насколько эффективно вы решили поставленную задачу для другого бизнеса и к каким результатам пришли. Ваш кейс покажет, как было сложно, как вы боролись и все-таки победили (как настоящий профессионал).
Кому нужны кейсы
Где размещать? — Везде)
Структура кейса
Общие рекомендации по оформлению
Какие данные нужны для кейса
Создание успешных кейсов поможет вам не только поднять цены на услуги, но и повысить свою ценность как специалиста.
P.S. Дополнение от редактора Инессы Шаповаловой, шаблон поста-самопрезентации. Этот пост нужен для участия в марафонах, онлайн-конференциях и гостевых эфирах в качестве эксперта/гостя. И для своего выступления, продвижения своих услуг/товарам.⠀
К нему нужно фото качественное, из которого понятно, чем вы занимаетесь. Или просто в деловом стиле или том стиле, в котором планируете вести свой аккаунт/проект.
1. Приветствие и представление себя.
2. Кто вы и чем занимаетесь (как долго вы в этом деле).
3. Что конкретно делаете (перечисление услуг, задач со стороны ПОЛЬЗЫ КЛИЕНТАМ)
4. Аргументы и подтверждение профессионализма (к-во клиентов, проекты, выполненные работы, заработано/сделано)
5. О чем будете рассказывать в выступлении/ О чем ваш продукт (что? кому? зачем?)
5. Чем могу быть полезна (вам/слушателям/партнерам/бизнесу/конкретным проектам).
6. Ценность/эффект/результат от ваших услуг/выступления/деятельности/проекта.
7. Приглашение к участию, общению, сотрудничеству.
Между пунктами 4 и 5 можно вставить пункт «Где, у кого учились, дипломы и сертификаты, опыт выступлений, партнерств, сотрудничества.
Между п.6 и 7 можно вставить подпункт «Почему именно вы». Что такого можете дать клиенту/слушателям/подписчикам. Тут ценность вашей услуги, выгода от нее, в т.ч. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ. Тут про ощущения от сотрудничества. Вашу ответственность, подход к оказанию услуги и клиентам.
После п. 7 можно оставить свои контакты (на презентации к выступлению, в других соцсетях, письмах): соцсети, мессенджеры, емейл.⠀⠀
Важно! Когда рассказываете в самопрезентации о том, чем занимаетесь, это должно быть понятно аудитории (иногда для разной аудитории делаем акцент на разные услуги/разные компетенции — в таком случае нужно сделать несколько постов/слайдом для самопрезентации).
ПОДСКАЗКА тем фрилансерам, у которых узкие ниши или вы только начинаете знакомить аудиторию со своими услугами.
Вашей аудитории они могут быть непонятны (таргет, создание баннеров, лендинги, разработка сториз и т.п.) Нужно вслед за постом выпустить эфир и сохранить его, на котором простыми словами с примерами рассказать зачем нужна контекстная реклама, как работает, про специалиста и в чем он вам поможет!
А в предыдущей статье я рассказала как находить клиентов на фрилансе, читайте ее в блоге Школы Успешного Фриланса по ссылке https://fl-club.com/kak-najti-klientov-na-frilanse-podborka-prakticheskix-rekomendacij-i-instrumentov/
Екатерина Политыко, копирайтер-маркетолог.
По вопросам сотрудничества пишите Екатерине:
Руководство по созданию резюме фрилансера
Создание хорошего резюме и сопроводительного письма для отправки потенциальным работодателям и клиентам — непростая задача. Даже если вы выполняете несложные задачи для одного клиента.
Выполняя задания, вы приобретаете много ценного опыта и оттачиваете новые навыки, которые вы можете — и должны — добавить в свое личное резюме.
Независимо от того, является ли фриланс вашим основным источником работы или просто одним из элементов вашей карьеры, вы можете включить это в свое резюме, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов и работодателей.
Перечень работ на фрилансе в резюме может отличить вас от конкурентов и повысить ваши шансы получить качественную, хорошо оплачиваемую работу или крутой проект.
Ваше резюме фрилансера преследует множество важных целей. Оно должно привлекать внимание ваших потенциальных клиентов, перечислять и продвигать ваши профессиональные навыки, а также предоставлять доказательства, подтверждающие, почему вы лучший человек для этой работы.
Ваше резюме должно включать в себя широкий спектр навыков и опыта, благодаря которым вы будете выглядеть успешным, знающим и способным.
Важно помнить, что, как фрилансер, вы, по сути, являетесь владельцем малого бизнеса, а не тем, кто выполняет случайную работу за плату.
Вы профессионал, и ваше резюме должно донести этот факт до потенциальных клиентов.
Основы эффективного резюме фрилансера
По сути, эффективное и увлекательное резюме фрилансера напрямую говорит потенциальным клиентам, почему вы отлично подходите для работы и почему они должны нанять вас.
Важно сесть и составить простой список того, почему вы заслуживаете внимания клиентов, прежде чем вы даже подумаете о шаблонах или форматах резюме.
Ваше резюме должно включать:
После того, как вы создали свой список, вы почерпнете из него несколько ценных ключевых слов для резюме фрилансера. Многие потенциальные клиенты и компании по найму используют программное обеспечение для управления набором кадров, чтобы фильтровать своих кандидатов, подбирая релевантные ключевые слова в своих резюме.
Добавление этих ключевых слов может помочь вашему резюме пройти через фильтры и попасть в личный почтовый ящик клиента или рекрутера.
Чем резюме фрилансера отличается от традиционного резюме
Традиционные резюме часто следуют стандартному хронологическому формату. К резюме фрилансера нужен другой подход.
Вместо того, чтобы просто выделять ваши должности и имена прошлых работодателей, нужно продемонстрировать широкий спектр опыта и знаний.
Как написать резюме фрилансера
Создание впечатляющего резюме для фрилансера, адекватно отражающего вашу карьеру и опыт, может показаться сложной задачей, но это возможно.
Мы рекомендуем вам использовать эти пять ключевых шагов, чтобы начать работу:
1. Основывайте свое резюме на описании работы, которую вы стремитесь получить.
2. Найдите шаблон резюме для фрилансера, который
Давайте рассмотрим каждый из этих пунктов более подробно.
1. Смоделируйте свое резюме по описанной работе
Мало что привлекает внимание потенциальных клиентов больше, чем чтение резюме, связанного с задачей, которую они предлагают.
Во многих списках вакансий указываются требования, которые вы можете использовать для перечисления соответствующих навыков.
Скажем, например, что вы фотограф-фрилансер, графический дизайнер и автор контента, который подает заявку на работу копирайтером. Вы можете адаптировать свое резюме, чтобы более четко отразить свой опыт написания контента. Таким образом вы сможете представить себя главным кандидатом на выполнение этой задачи.
Нет необходимости перечислять в своем резюме все проекты или мероприятия, в которых вы когда-либо принимали участие. Скорее выберите прошлые работы, которые имеют самое непосредственное отношение к поставленной задаче, и продемонстрируйте весь объем ваших знаний в конкретной нише.
2. Найдите и используйте правильный шаблон
Как мы упоминали выше, традиционные резюме перечисляют опыт и вакансии в хронологическом порядке, но этот формат не подходит для фрилансеров.
У вас могут быть работы, которые совпадают по времени, или вы выполняете множество мелких контрактов в течение определенного периода. Подумайте об использовании более функционального формата для резюме фрилансера. Ваш шаблон должен упорядочивать ваш опыт и навыки по темам, а не в хронологическом порядке.
3. Включите свое портфолио и контактную информацию
В идеале разместите свою контактную информацию на видном месте в верхней части резюме, чтобы ее было легко найти потенциальным клиентам. Добавьте свое имя, адрес, номера телефонов и адрес электронной почты.
Вы можете добавить любые профессиональные сетевые платформы или веб-сайты, содержащие образцы вашей работы в качестве фрилансера, по ссылке под вашими контактными данными. Это позволит рекрутерам проверить ваш стиль работы, не отправляя вам дополнительный запрос на ссылку.
4. Выделите в резюме свои наиболее важные навыки
Ваше резюме должно быть указано чуть ниже ваших контактных данных в вашем резюме фрилансера. Резюме должно демонстрировать ваш опыт работы и ваши лучшие навыки, но не содержать слишком много ненужных деталей, которые утомят ваших читателей.
По возможности рекомендуется согласовать свои навыки с теми, которые указаны в качестве критериев в описании вакансии. Резюме должно быть кратким и понятным; должно быть достаточно от одного до трех предложений. Вы можете использовать резюме, если у вас есть достаточный опыт, который вы хотите упомянуть, не вдаваясь в подробности.
5. Подробно опишите свои навыки
Традиционные резюме основываются на использовании стандартных списков навыков. Если вы использовали более новый, менее традиционный формат резюме, возможно, вы захотите рассмотреть возможность использования альтернативного метода детализации своих навыков.
Вы можете использовать привлекательную инфографику, чтобы оценить свой уровень знаний, или создать свой раздел навыков по определенным темам. В качестве примера вы можете перечислить все свои навыки, а затем описать их, упомянув свой прошлый опыт работы и то, как вы использовали эти навыки для достижения результатов.
Что включить в свое резюме
Вот что вы всегда должны включать в свое резюме фрилансера, чтобы произвести впечатление на потенциальных клиентов и получить больше работы в своей области:
Как указать свой опыт работы
Одна из самых больших ошибок, которые делают фрилансеры при описании своего опыта работы в своих резюме, — это составление длинных утомительных списков своих прошлых клиентов и проектов.
Каких бы клиентов вы ни пытались впечатлить, очень немногие из них будут заинтригованы резюме, в котором отсутствует контекст, глубина и интерес.
Крайне важно включить список ваших самых важных, поддающихся количественной оценке достижений для каждого из ваших проектов или задач. Если вы опустите эти детали, вы будете полагаться в основном на торговые марки и позиции своих клиентов, чтобы привлечь их внимание.
Говоря о торговых марках, важно перечислить их, особенно если они широко известны. Вы действительно можете произвести впечатление на потенциальных клиентов, указав объем проектов, выполненных для крупных транснациональных или инновационных брендов, с которыми вы работали.
Ваше резюме фрилансера должно включать в себя интересный, актуальный и содержательный контент, не занимая при этом много места на страницах.
Что не указывать в резюме
Есть много устаревших дополнений, которые вы можете исключить из своего резюме фрилансера, да и вообще любого другого резюме. Это включает:
Большинство потенциальных клиентов будут предполагать, что вы готовы предоставить им контактную информацию о прошлых довольных клиентах и даже о предыдущих работодателях, если применимо.
Как написать эффективное сопроводительное письмо
Персонализированное сопроводительное письмо всегда должно сопровождать ваше резюме. Ваше сопроводительное письмо должно быть сосредоточено на предоставлении решений проблем вашего потенциального клиента и точном объяснении, почему они нуждаются в вас. Ваша цель при написании этого письма должна состоять в том, чтобы показать вашему клиенту, почему вы лучший человек, который сможет решить его проблему или задачу.
Такой подход дает вашему сопроводительному письму столь необходимую структуру и фокус с самого начала. Выделите свои навыки, которые вы можете напрямую использовать для предоставления решений своему клиенту, и объясните им, как вы можете сэкономить их время и деньги и обеспечить отличные результаты в процессе.
Ваше резюме расскажет им все, что им нужно знать о ваших профессиональных способностях.
Резюме — рецепт успеха
Ваше резюме фрилансера может улучшить или сломать вашу способность успешно привлекать надежных, хорошо платящих клиентов и работать фрилансером в вашей отрасли.
Возможно, у вас уже есть навыки, необходимые для хорошего выполнения работы, но без качественного профессионального резюме, подтверждающего эти навыки, потенциальные работодатели просто не будут знать, что вы можете предложить их бизнесу.
Есть несколько важных приемов, которые вы должны знать, чтобы ваше резюме было достойным и могло составить конкуренцию другим кандидатам в вашей области. Если возможно, вам следует адаптировать резюме фрилансера к выбранной вакансии и перечислить только лучшие последние примеры вашей работы в прилагаемом портфолио.
Подробно опишите свои жесткие и мягкие навыки фрилансера и выделите свои наиболее важные навыки для работы в коротком, но кратком резюме в верхней части вашего резюме.
Не забудьте добавить свою контактную информацию на видном месте, чтобы с вами было легко связаться — именно поэтому вы создали свое резюме!